Заседание № 134
О проекте федерального закона № 329305-6 "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об использовании прозрачных (полупрозрачных) стационарных ящиков для голосования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий - 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Николай Васильевич Коломейцев. Выносим на "час голосования".
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. Снимает. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 21 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 329305-6 "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об использовании прозрачных (полупрозрачных) стационарных ящиков для голосования; принят в первом чтении 22 октября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту имеются две таблицы поправок. В таблице № 1 поправок, рекомендуемых к принятию, содержится шесть поправок. В таблице № 2 поправок, рекомендуемых к отклонению, содержится две поправки. Комитет просит палату утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет рекомендует принять. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 49 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 25 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 329305-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об использовании прозрачных (полупрозрачных) стационарных ящиков для голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Александр Геннадьевич Сидякин, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Всегда легче визуализировать то, что предлагаешь, и один раз увидеть или пощупать лучше, чем много раз прочитать документ или услышать. Вот вы все принимали участие в выборах и, наверное, сталкивались вот с такими конструкциями на избирательных участках: в период 2011-2012 годов было изготовлено 74 тысячи ящиков из полупрозрачного или прозрачного материала, они размещались на избирательных участках страны, но, безусловно, не на всех участках. Если коротко изложить суть законопроекта, который предлагаем я и мои коллеги, она следующая: такие урны должны стоять на каждом избирательном участке страны. Причем, коллеги, 74 тысяч таких ящиков, которые уже изготовлены, совершенно точно недостаточно: у нас каждый год увеличивается и количество избирательных кампаний, и сам избирательный бюллетень, а реформа политических партий привела к тому, что у нас сейчас уже есть 80 оргкомитетов политических партий, 50 партий зарегистрировано, документы ещё 30 партий находятся на рассмотрении, и если данные о всех этих партиях поместить в бюллетень, то это будет двухметровая конструкция. Понятно, что если у нас будет двухметровый бюллетень, то даже в такой большой ящик для голосования (а его размеры утверждены стандартами Центральной избирательной комиссии - это 1 метр в высоту, 60 сантиметров в ширину и 60 сантиметров в глубину) поместится гораздо меньшее количество бюллетеней, чем это было возможно раньше. Кроме того, как я уже сказал, количество избирательных кампаний увеличивается, например, в 2015 году в сентябре у нас будет рекордное количество избирательных компаний в единый день - их будет тринадцать с половиной тысяч. Естественно, в связи с этим меняются и нормативы наличия вот таких урн на одном участке: если раньше мы на участке, куда должны были прийти до 2 тысяч избирателей, могли ограничиться одним ящиком для голосования, то с увеличением количества выборов таких ящиков должно становиться больше. Мы совместно с Центральной избирательной комиссией и Правительством Российской Федерации просчитали количество финансов, которые потребуются для того, чтобы с учётом этих новых стандартов оснастить все 95 тысяч избирательных участков страны вот такими ящиками для голосования. Мы в этом зале уже обсуждали похожие законопроекты, говорили о прозрачности выборов в прямом и в переносном смысле слова. Прозрачный участок - это критерий прозрачности выборов, так определено стандартами Венецианской комиссии по верховенству права, но мы всегда что-то недорабатывали: либо у нас это не состыковывалось с концепцией использования комплексов по обработке избирательных бюллетеней, на которые мы закладывали 12 миллиардов рублей, либо мы не учитывали расчёты по одному такому стационарному ящику. В любом случае сейчас мы подошли к тому, что этот вопрос укладывается в комплексное решение, направленное на обеспечение прозрачности голосования. Уже в этом году мы устанавливали веб-камеры на каждом участке и они показали свою эффективность. Например, прошедшие московские выборы, выборы мэра города Москвы, были охарактеризованы наблюдателями и экспертами как одни из самых честных и прозрачных, и наша с вами задача - задавать такие стандарты и для других избирательных кампаний. Если мы сегодня проголосуем за предлагаемый нами законопроект, то вне зависимости от уровня выборов, вне зависимости от количества избирательных кампаний, проводимых в один день, такие ящики будут стоять на каждом избирательном участке страны. В любом случае это очередной шаг на пути к прозрачности выборов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Геннадьевич очень образно говорил об этом ящике, прямо как о ящике из телепередачи "Поле чудес", но не будем об этом. Действительно, ранее нашими уважаемыми коллегами, депутатами Левичевым, Беляковым, Михеевым, Москальковой, нашими уважаемыми коллегами Зюгановым, Мельниковым, Решульским, Соловьёвым, Смолиным, Андреевым, Обуховым, Коломейцевым, Корниенко, Рашкиным, Алимовой уже предлагались такого рода решения, и они комитетом не поддерживались, однако я хотел бы обратить внимание на то, что с тех пор, как предлагались данные законопроекты, были проведены существенные изменения, в том числе по инициативе Государственной Думы. Таким образом, расходования средств, которые когда-то были выделены на изготовление КОИБов, КЭГов и другого обеспечения, по инициативе Государственной Думы не происходит, так что необходимые для реализации данного проекта денежные средства в размере примерно 1 миллиарда 19 миллионов 500 тысяч рублей в настоящее время имеются. Мне кажется, это достаточно существенный аргумент, поэтому предлагаю данный законопроект принять в первом чтении. Мне представляется, что по этому поводу ни у кого возражений быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Владимир Николаевич, ну, безусловно, урны мы давно уже предлагали, но вот я специально подошёл к урне посмотреть, как теперь бюллетени вбрасывать будут, - почему верхняя панель не сплошная и прорезь не одна? Мы с вами 25 миллиардов рублей потратили на "кинушки" (вы понимаете, что я имею в виду веб-камеры) - ни одна из них 8 сентября в Ростовской области не работала! Не получится ли так, что мы это сделаем - в Ростовской области есть хорошие заводы, какую хотите урну сделают, - но вот конструкция урны уже неправильная? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, полностью разделяю ваше мнение, что эти ящики должны быть изготовлены только в Ростовской области! Спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, наверное... к кому лучше - к Александру Геннадьевичу или к Владимиру Николаевичу? Конечно, хорошо, если урна прозрачная, но вот у нас 8 сентября в Рязани наблюдателей посадили метров за 35 от урны, её не было видно - ни прозрачную, ни непрозрачную. Вот скажите, если этот законопроект доработать, поддержать, утвердить прозрачную урну, можно ли его доработать ещё, установив, что наблюдатели от любой партии должны сидеть в двух-трёх метрах от урны, чтобы обязательно её было видно? Такая поправка будет приниматься к этому проекту закона или нужен отдельный законопроект? Иначе смысл в применении этой прозрачной урны теряется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Если отвечать на этот вопрос серьёзно, - а я полагаю, что он был задан серьёзно, - то мы с вами, уважаемые коллеги, должны учесть практику проведения выборов, в которых примут участие несколько десятков партий. Организация помещений будет такой, что одни наблюдатели будут несколько, может быть, ближе к урнам, а другие - дальше, но весь смысл данного предложения, которое было в своё время поддержано Компартией, как раз заключается в том, чтобы сделать урны прозрачными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. У меня к автору законопроекта вопрос. Вы знаете, это очень хорошая идея, очень своевременная, но вызывает сомнение форма этого ящика - он, как вы можете заметить, угловатый, не дай бог, какой-нибудь избиратель зацепится, упадёт, ударится и получит травму. Также мне не нравится цвет - это надо, наверное, во втором чтении обсудить. И может быть, вы серьёзно скажете, сколько денег вы планируете из бюджета потратить на эту ерунду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Спасибо большое, Сергей Владимирович, за вопрос. Ну, этот ящик я взял в Центральной избирательной комиссии, он образцовый, соответствует стандартам, которые утверждены этой самой Центральной избирательной комиссией. А что касается расходов, о которых вы спрашивали, то на 2014 год в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту предполагаются расходы в размере 1 миллиарда 19 миллионов рублей. Эта сумма рассчитана исходя из средней стоимости изготовления такого ящика по федеральным округам: в каждом федеральном округе стоимость разная, но в среднем 4,5 тысячи рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, откровенно говоря, порадовали, признав, что такая идея была предложена КПРФ, порадовали тем, что эволюционируют взгляды на систему выборов, порадовали, что есть у нас, оказывается, деньги, которые можно дополнительно потратить на совершенствование избирательного процесса. В связи с этим совершенно серьёзный вопрос: не лучше ли, учитывая, что количество партий растёт и дальше, видимо, будет расти, зарегистрированных партий, всё-таки перейти на КОИБы и потратить деньги на них, а прозрачные урны применять в качестве выносных? Понятно, о чём я говорю? Автоматизировать систему подсчёта - это и бумагу экономит, и ресурсы экономит, и в конечном счёте ускоряет процесс подсчёта голосов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Анатолий Евгеньевич, мы потратили очень много времени на то, чтобы в рамках комитета детально обсудить, насколько возможно будет использовать подобную технику в случаях, когда в выборах будет участвовать множество политических партий и при этом нужно будет точно соблюдать требования закона. Хочу сказать, что было такое, когда длина бюллетеня составляла более двух метров, если я правильно помню, и было принято решение о том, что обработать это технически будет маловозможно. Поэтому мы предложили экономию денежных средств, так как дополнительные технические расходы были бы очень существенными. Мы полагаем, что 1 миллиард 19 миллионов - это достаточная сумма на эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич воспользовался рекомендацией Раисы Васильевны о том, что лучше один раз пощупать. (Оживление в зале.) Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Вопрос к автору законопроекта. Александр Геннадьевич, многие ваши законопроекты половинчатые, например о веб-камерах: на одних выборах установили их по всей России, в дальнейшем дали право субъектам самим определять, после этого ни в одном субъекте в принципе этих веб-камер не было. На последних выборах в сентябре я присутствовал на выборах в Тюменскую городскую Думу, за один день прошёл более двадцати участковых избирательных комиссий - на каждом участке были нарушения. Вопрос конкретный: когда ваша фракция будет голосовать за те законопроекты, инициативы оппозиционных партий, которые также улучшат избирательную ситуацию в нашей стране? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Геннадьевич Сидякин, вы хотите прокомментировать, да? Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Ну, был вопрос к автору, Сергей Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Вопрос прозрачности урн - это вопрос легитимности выборов, когда вы имеете возможность наблюдать за тем, что есть в урне - это приближает нас к определённым демократическим стандартам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Геннадьевичу Сидякину. Правда, Владимир Николаевич частично ответил на него, отвечая на вопрос, который задавал Анатолий Евгеньевич. Ситуация такая, что основная фальсификация сейчас на выборах идёт при использовании переносных урн: до 20 процентов повышается явка и так далее, это всё понятно. А вы просчитывали вариант, сколько будет, если изготовить переносные урны из пластика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. С коллегами из ЦИКа есть совместное решение только по стационарным ящикам для голосования. Большинство бюллетеней, которые в день голосования опускаются в ящик, опускаются именно в стационарный ящик для голосования, и по ним существуют на сегодняшний день расчёты. Что касается переносных ящиков, ну, это вопрос не сегодняшнего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Предлагается по одному выступлению от фракции. Нет возражений? От фракции КПРФ выступает Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Друзья мои, вы напрасно смеётесь. Почему? Потому что дело же даже не в прозрачности урн - вот я подошёл, посмотрел сверху: вы же специально сделали, чтобы можно было рукой открутить и бандероль вбросить, - проблема здесь гораздо глубже. Ну, будет бандероль лежать развёрнутая или свёрнутая, это роли не играет, с моей точки зрения, нам надо посмотреть правде в глаза. Если у нас в Ростовской области вышвыривали незаконно членов комиссии с правом решающего голоса, если был избит до полусмерти член территориальной избирательной комиссии города Шахты, то прозрачная там урна или серо-буро-малиновая, это ведь никакой роли не играет для чистоты, или, как сказал здесь представляющий закон коллега Сидякин, для прозрачности выборов, - прозрачность выборов должна быть в головах исполнительной власти, понимаете?! Она не должна туда влезать, она должна соблюдать закон. Я вам могу видео показать, где председателю комиссии говорят: "Вот закон, видишь, написано, как надо вести подсчёт голосов", - он отвечает: "Бабушке своей будешь читать про порядок подсчёта голосов! Мне как сказали, так я и сделаю!" Это председатель комиссии, и не в глухой деревне, а в городе Ростове-на-Дону, начальник цеха одного из оставшихся предприятий, и он говорит: "Мне сказали, понимаешь? Нас собрали за деньги, специальная есть база, где председатель областной избирательной комиссии учил три тысячи человек, как сделать правильно, чтобы результат был нужный!" В этом проблема, поэтому, безусловно, надо делать, я не шучу! На Украине ещё восемь лет назад сделали нормальные ящики, без уголков, без верхней фальшивой панели, и там, на Украине, кстати говоря, Владимир Николаевич, двадцать пять партий, по одному человеку от каждой партии... А у нас с вами председатели комиссий кто? Члены "ЕДИНОЙ РОССИИ"! Заместители председателей кто? Члены "ЕДИНОЙ РОССИИ"! Кто председатель территориальной комиссии? Член "ЕДИНОЙ РОССИИ"! А кто её заместитель? Управделами администрации района. Куда идут все председатели комиссий с протоколом номер 1? Что, они идут и делают копии? Ничего подобного, они идут в специально отведённое помещение, корректируют результаты, а только потом туда, куда надо. Поэтому здесь-то проблема не в технике - проблема в головах, и нам надо исправлять головы, в том числе и свои, у кого они неправильные! (Шум в зале.) Мы же с вами деньги колоссальные тратим на всю эту систему комиссий, это фактически уже отдельное министерство по выборам! И если зампредседателя Центральной избирательной комиссии, бывший сотрудник администрации президента, приезжает, собирает председателей территориальных комиссий и, вместо того чтобы хотя бы поувещевать, мол, ребята, ну нельзя же так грубо, говорит, что мы своих не сдаём, - скажите, в такой ситуации нужен специальный ящик и траты на него или нужен телевизор? Вот мы 25 миллиардов потратили на установку веб-камер на всех участках, но они на большей части участков вообще были повёрнуты в мёртвую зону, и никто ничего не видел. Но даже те, которые остались, зафиксировали, как "карусельщики" ходили с участка на участок и бросали бюллетени, хотя бюллетень - это документ строгой отчётности. Да, с бюллетенями в два метра будет сложнее, и я предлагаю тогда эти урны ставить прямо в типографии, где печатают бюллетени, и они будут печатать, сколько вам надо, а вы будете опечатывать и увозить их на участки для подсчёта голосов! (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, мы вносили эту идею, этот законопроект о прозрачных урнах, но это был один из двадцати шести внесённых нами законопроектов, а первый законопроект, который надо принять, - о пожизненном заключении, без права переписки, за фальсификацию на выборах. Второй законопроект, который надо внести, - о том, что это захват власти, и в отношении всех, кто заставляет фальсифицировать, должна применяться такая статья. Надо устроить показательный процесс, не надо всех наказывать, давайте двух человек с одной территории посадим - как бабушка пошепчет, - и ни один председатель после этого не будет фальсифицировать! У нас же всё происходит как? На выборах в Государственную Думу поймали 160 председателей на фальсификациях, передали материалы в Следственный комитет. Я лично был на участке, где за вас вбросили 960 лишних бюллетеней, - ну вы бы обиделись и сказали: ну что же ты, хам, мы тебе поручали, заплатили за одно, а ты некачественно сделал! До настоящего времени даже в суд не переданы материалы Следственным комитетом! А в результате на выборах 8 сентября те же 150 председателей, но только более цинично, ещё и с избиением, потому что не только территориальные... У нас шесть членов комиссии с правом совещательного голоса на участке были избиты в присутствии сотрудника полиции, в присутствии всей избирательной комиссии и всех наблюдателей, понимаете?! Начальнику полиции задаю вопрос: "Ты возбудил уголовное дело?" - он говорит: "Было мировое соглашение". Как "мировое соглашение"?! А так: позвали пострадавшего члена комиссии и говорят, что уже вычислили, где он работает, где работает его жена, что жене уже выдали уведомление об увольнении, - ну, будет человек заявление поддерживать?! Уважаемые коллеги, законопроект мы этот поддержим, но подчёркиваю: выборы честные - это легитимность власти, это устойчивость России, а мы сейчас очень далеки от этого, и не только в Ростовской области, а повсеместно, просто в Ростовской области поймали, а в других местах, наверное, нашли какие-то другие варианты решения. Подчёркиваю: мы с вами должны не только над этим задумываться, вот Владимир Николаевич знает, над чем надо задумываться, но не хочет вносить эти законы. Почему? Потому что в администрации президента не хотят ужесточать меры, потому что понимают, что в условиях нарастающего кризиса объективных выборов никто не допустит, хоть прозрачные урны, хоть серо-буро-малиновые, хоть в клеточку... Мы с вами деньги потратили на КОИБы - кто ответил за эти деньги? КОИБы - это очень дорогое удовольствие, но и в них умудрились с помощью дискет делать так, чтобы выдавались не те результаты. Лично поймал в Миллерово, добился, чтобы вскрыли, - оказалось, на 50 бюллетеней в КОИБе лишних! Завершаю свое выступление. Коллеги, давайте задумаемся над легитимностью власти в Российской Федерации и примем законы, которые исключат вопросы делегитимизации власти! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Коллеги, поздно уже, поэтому я очень коротко: когда мы в комитете обсуждали данный законопроект, разумеется, фракция ЛДПР проголосовала против. Коллеги, вы меня извините, но я в выборах принимаю участие с 93-го года и столько перевидал этих ящиков, которые почему-то сразу растворяются, как только выборы проходят, как будто в них не бюллетени бросают, а кислоту, они растворяются, исчезают, и каждый раз новые, новые, новые, новые... Дачники просят 100 миллионов на свои дела - денег нет, сегодня депутат Аршинова плакала насчёт детских садов - денег нет, то есть у нас ни на что денег нет, но тут миллиард с лишним выделяем на вот эту, извините, ерунду, вопрос о которой может быть урегулирован не законом даже, коллеги, а обычный инструкцией Центральной избирательной комиссии! А кто ответит за израсходованные средства на те же самые КОИБы и на прочее?! Почему тогда не написали, что теперь членам комиссии не надо будет торжественно рано утром опечатывать, опломбировать, смотреть? Мы вообще чем занимаемся, уважаемые коллеги?! Я вообще поражаюсь! Ну ладно, мы с вами приняли во втором чтении этот ужасный законопроект... У наших избирателей складывается впечатление, что нас вообще ничего больше не интересует - ни размер пенсий, с которыми ещё никак определиться не могут, ни подготовка к зиме, ни затопленные дома, - кроме изменения системы выборов! И наши сенаторы, которые прошли горнило выборов, участвовали в многочисленных избирательных кампаниях, сидели в приёмных и принимали избирателей, своим тонким политическим чутьём унюхали, что надо срочно менять систему выборов, и выдали нам вот эту лабуду, которую мы сейчас тут с вами обсуждаем! (Шум в зале.) Уважаемые депутаты Государственной Думы, да не это людей интересует, и не за такие деньги! Бюджет сейчас рассматриваем и не знаем, откуда деньги брать, министр финансов бегает и умоляет, рассказывая, где, что и как будет, а у нас тут: миллиард туда, миллиард сюда - нормально! Не нужно это абсолютно! Засунуть бюллетени могут и в открытый ящик, и в ящик из чёрного материала, и в серо-буро-малиновый ящик, и в ящик круглой формы, и в ящик в форме олимпийского мишки... Это всё ерунда, и если хотите честные выборы - для этого закон принимать не надо, для этого нужно просто-напросто договориться и провести честные выборы! Мы поддерживать не будем! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович, пожалуйста. Коллеги, время - 17.58, мы, естественно, закончим обсуждение этого вопроса, и я предлагаю ещё рассмотреть законопроекты по сокращённой процедуре и на этом завершить заседание. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Я постараюсь надолго вас не задерживать, но хотел бы, конечно, в первую очередь выразить благодарность комитету за оперативное рассмотрение данного законопроекта, потому что аналогичный законопроект, внесённый депутатами Левичевым, Беляковым, Михеевым 21 апреля 2011 года, мы рассмотрели только 13 февраля 2013 года - целых два года потребовалось, а вот проект коллеги Сидякина внесён в Думу 7 августа, а 22 октября мы его уже рассматриваем - оперативность, конечно, хорошая, благодарность комитету! (Шум в зале.) Единственное, чем отличаются заключения на эти два законопроекта, так это только концовкой: первый - отклонить, второй - принять концепцию в первом чтении. Конечно, очень приятно читать два таких заключения одинаковых, ну, прошлогоднее и сегодняшнее, но ещё тут есть небольшая поправка, которую мы будем вносить, наша фракция будет вносить ко второму чтению, это касается прозрачных урн переносных, пункта 8 статьи 66. Я надеюсь, что в первом чтении законопроект будет принят, тем более что Александр Геннадьевич сказал, что согласовано с ЦИКом и так далее. Хотелось бы отметить следующее. Я слушаю своих коллег из оппозиционных партий, но самого главного-то они не говорят: ведь вот этой фальсификацией выборов губернаторы и главы районов в первую очередь подставляют не нас, не вас, а Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, потому что в первую очередь каждый глава старается выслужиться и показать себя достойным, показать высокий результат и то, что у него в регионе всё нормально. Я приведу вам в пример последние выборы 8 сентября в Краснодарском крае. Все недавно смотрели сериал "Станица", я его не смотрел, потому что не считаю, что это достойный сериал, хотя в нём показали реальную жизнь и убийство, которое произошло в станице Кущёвской Краснодарского края. Так вот, выступая после трагедии в Кущёвской, губернатор Краснодарского края сказал: извините, у нас в каждом районе такие банды и бандочки. И он был прав - до сих пор эти бандочки не искоренены. На последних выборах 8 сентября в Успенском районе, когда по всей стране, подчёркиваю, явка избирателей составила порядка 18-20 процентов, у нас в Краснодарском крае, в Успенском районе, явка составила 78 процентов, и действующий глава района был избран 94 процентами избирателей - достойный выбор, потому что урны, к сожалению, были непрозрачные, хотя и прозрачные не помогли бы в этой ситуации. Это мне напоминает старый уклад СССР, когда, знаете, у нас колхоз рапортовал в район о том, что, к сожалению, собрано 200 тысяч тонн урожая пшеницы, район рапортовал в область, что собрано 400 тысяч тонн, область рапортовала уже в министерство, что собрано 600 тысяч, те дальше в ЦК - 800 тысяч и так далее. Вот точно такие же "урожаи" мы собираем и сейчас. Дело в том, что эти прозрачные урны, которые у вас есть, не помогут нам на избирательных участках доказать легитимность той или иной партии. Мы не претендуем на лидерство, если не можем его сейчас получить. Да, сейчас у "ЕДИНОЙ РОССИИ" есть достаточно широкий круг своих избирателей - есть домкомы, есть люди, которые работают в муниципалитетах, на государственных предприятиях, в муниципальных и так далее, то есть круг избирателей, которые никуда не исчезнут и которые будут голосовать за партию власти, потому что они получают деньги из бюджета, но, к сожалению, местные власти всё равно порой фальсифицируют, и я не зря задавал вопрос Александру Геннадьевичу. Вот у нас в некоторых районах явка на выборах составляет 10 процентов при использовании стационарных урн, а если используются переносные ящики для голосования - 30 процентов. Причём мои коллеги даже снимали у нас в городе Туапсе, как происходит голосование с использованием переносных ящиков: джип, открытый багажник, там стоят три урны, тут же всё заполняется, потом всё переписывается. На выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края якобы проголосовали 1 миллион 600 тысяч избирателей, причём 800 тысяч бюллетеней было вброшено, и это не голословные обвинения. Дело в том, что два районных отделения полиции гонялись за членом избиркома с решающим голосом, который в пятницу, за два дня до выборов, нашёл мешочек в помещении участковой избирательной комиссии, в углу (участок - всего 1 тысяча 500 человек), где лежало 300 бюллетеней, заполненных за одну партию, 300 бюллетеней, заполненных за одномандатника, и 60 открепительных удостоверений. Мы всё это сфотографировали, сняли на видео - у нас были эти видеоматериалы, но после того как его семью взяли, практически арестовали крутые ребята в кожанках, только после этого молодой человек сдал все эти материалы начальнику УВД. Так, мой коллега присутствовал на выборах в районе, в станице Кубанской: проголосовали 700 избирателей - вроде бы хорошо, но когда вскрыли вот такой же ящик, только непрозрачный, то, к сожалению, там почему-то оказалось 1 тысяча 300 бюллетеней для голосования, и как они туда попали, каким образом просочились, непонятно - были вроде бы наблюдатели... Это в Краснодарском крае, я приглашаю вас, коллеги (я уже пригласил своих коллег, восемь человек), посмотрите, пожалуйста. Вот Хрестин, допустим, на выборах в Геленджике получил 86 процентов, уже об этом вся пресса пишет. Ну, поставил бы прозрачные урны, которые использовались на выборах Президента Российской Федерации, - нет, он их меняет на закрытые урны и получает свои 86 процентов! Да не нужен этот фальшивый рейтинг никаким главам районов и губернаторам, которые докладывают, рапортуют, отчитываются перед Президентом Российской Федерации, - всё равно всё это видно, всё это прозрачно, всё это проходит! Но я хочу сказать следующее: мы можем бесконечно здесь всё это рассказывать, приводить примеры, но, к сожалению, выборная система в Российской Федерации идёт к самому плохому. Вот те, кто сидит здесь, в зале, может спросить у своих губернаторов, есть ли у них кадровый резерв, - да нет у них кадрового резерва! Дело в том, что в кадровый резерв можно было бы взять самое лучшее, что есть у оппозиции. И я не имею в виду тех людей, которые выходят на митинги и кричат, занимаются кликушеством. Вот я лично очень негативно отношусь к господину Навальному, потому что, если бы господин Навальный был полностью с оппозицией, то он и 6 мая был бы... Но я его что-то не видел там, когда, так сказать, ломали всех этих людей в Москве, и когда в Бирюлёве произошли события, я его тоже не видел. Я считаю, люди от оппозиции - это те, кто действительно может помочь нашему государству, нашей России, кто может делать общее дело, продвинуть её вперёд, а убивая оппозицию, вы тем самым убиваете кадры, вы убиваете тот потенциал, который можно было бы использовать, вырастить и в последующем с ним работать, и многие губернаторы на местах отличаются этим. Наша фракция поддержит данный законопроект, но при одном условии: мы, конечно, внесём поправочку в отношении прозрачных переносных урн. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александру Геннадьевичу Сидякину включите, пожалуйста, микрофон. СИДЯКИН А. Г. Буквально одна фраза. Я, конечно, понимаю, что экспроприация, национализация и коммунизм - это примерно из одной лекции, но пусть вернут! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 51 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.