Заседание № 109
О проекте федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ильдар Зинурович Бикбаев, пожалуйста. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 7 июля 2017 года в части распространения на организации индустрии анимационного кино понижающих страховых тарифов, применяемых для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий. Замечаний к законопроекту не имеется. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, наша фракция, естественно, поддерживает это решение, при этом мы хотим обратить внимание, что у нас шкала страховых взносов фактически регрессивная, и мы предлагаем пойти по тому же пути, который выбран в этом законопроекте, в целом снизить её и сделать плоской. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 07 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции; принят в первом чтении 19 января 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Ильдара Зинуровича Бикбаева. Пожалуйста, Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее. Законопроект направлен на поддержку индустрии анимационного кино, на распространение на эти организации пониженных тарифов страховых взносов, применяемых для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Реализация предложенной меры окажет положительное влияние на экономическое положение этих организаций и послужит стимулом для дальнейшего развития анимационной отрасли в Российской Федерации. К законопроекту поступило шесть поправок, четыре из которых рекомендованы комитетом к принятию. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 04 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 30 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 55 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Второй представляемый сегодня налоговый законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина предусмотреть распространение на организации индустрии анимационного кино пониженных тарифов страховых взносов по аналогии с тем порядком, который сейчас в России применяется для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий. В законопроекте предлагается установить на период до 2023 года пониженные тарифы страховых взносов в размере 14 процентов - это будет совокупный тариф - для российских организаций, которые осуществляют производство и реализацию произведённой ими аудиовизуальной продукции или оказывают услуги по созданию анимационной аудиовизуальной продукции. В законопроекте предлагается предусмотреть условия применения пониженного тарифа по аналогии с условиями, которые сейчас применяются для организаций в сфере информационных технологий: доля доходов от реализации соответствующей продукции или от оказания услуг, о которых я уже говорил, должна составлять не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации; организация должна быть включена в реестр Минкультуры России, которое наделяется полномочиями вести такой реестр; среднесписочная численность работников организации должна составлять не менее семи человек. Установление на период до 2023 года пониженного тарифа страховых взносов для организаций индустрии анимационного кино потребует, по оценкам правительства, выделения средств на компенсацию выпадающих доходов бюджетов внебюджетных фондов в размере порядка 300 миллионов рублей в год. Указанные средства на компенсацию выпадающих доходов предусмотрены, учтены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Ильдар Зинурович Бикбаев. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального закона № 329222-7 "О внесении изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее. Законопроект направлен на исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 июля 2017 года, данное после встречи с представителями ведущих студий анимационных фильмов. Как отметил докладчик, в проекте закона предлагается внесение изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих пониженный тариф страховых взносов; условия применения пониженного тарифа для данной категории субъектов определены в законопроекте. Экономические условия производства анимационных фильмов схожи с условиями - мы с вами эти нормы принимали - функционирования отрасли информационных технологий, где около 80 процентов себестоимости произведённого продукта составляют затраты на выплаты физическим лицам, в числе которых страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. С момента принятия и введения налоговых льгот в отрасли информационных технологий значительно возрос совокупный оборот российских IT-компаний, соответственно увеличились и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы. Реализация предлагаемой меры в отношении организаций индустрии анимационного кино также окажет положительное влияние на их экономическое положение и послужит стимулом для развития анимационной отрасли. Вместе с тем Комитет по бюджету и налогам обращает внимание, что поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 июля 2017 года помимо внесения изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации предусматриваются изменения, касающиеся освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации прав использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, используемых при создании кинопродукции, в том числе анимационных фильмов, получивших удостоверение национального фильма. В связи с тем что в законопроекте указанные положения отсутствуют, Комитет по бюджету и налогам считает целесообразным рассмотреть данный вопрос при подготовке законопроекта ко второму чтению. На законопроект получено 16 положительных отзывов от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 32 отзыва - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Просим поддержать решение комитета и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А. Уважаемый Илья Вячеславович, в поручении президента, в частности, говорится об освобождении от обложения НДС операций по реализации прав использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, используемых при создании, в частности, анимационных фильмов, получивших удостоверение национального фильма. Скажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас исполнение этого поручения президента? ТРУНИН И. В. Максим Анатольевич, в содокладе частично прозвучал ответ на этот вопрос. Мы внесли такой законопроект, и правительство в скором времени должно его направить в Государственную Думу, но если рассматриваемый сейчас законопроект будет принят в первом чтении, то комитет предлагает, не дожидаясь того законопроекта, рассмотреть соответствующие поправки, которые готовы, со всеми согласованы, при подготовке данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Уважаемый Илья Вячеславович, конечно же, выполнять поручения президента нужно, это очень похвально, но Правительство Российской Федерации должно, наверное, само принимать решения об изменении налогообложения в отраслях, которые наиболее важны для переориентирования российской экономики с сырьевого пути на индустриальный. Вот какие отрасли, вы считаете, ещё нуждаются в такой же поддержке и намерено ли правительство выходить с аналогичными инициативами в парламент? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, конечно же, правительство регулярно выходит с подобными инициативами в парламент, регулярно вносятся проекты законов, в которых предлагается предоставить разного рода налоговые льготы. В отношении отдельных отраслей, которые мы считаем приоритетными, приведу лишь один пример: в конце прошлого года был принят федеральный закон об изменениях в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми для организаций в сфере информационных технологий, находящихся в технико-внедренческих особых экономических зонах, сохраняется льготный режим, выход из которого начался с этого года, то есть соответствующие законопроекты правительством вносятся и поддерживаются. Но мы считаем также, что мы должны создавать преференциальные налоговые режимы, включая налоговые льготы, для любой отрасли, которая развивается, и такие режимы мы тоже создаём. Напомню про норму об инвестиционном налоговом вычете, которая начала действовать с этого года: субъекты Федерации, поддерживаемые федеральным правительством, могут вводить специальные освобождения в рамках реализации инвестиционных проектов для компаний, осуществляющих инвестиции на территории субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня три коротких вопроса к Илье Вячеславовичу. Первый: о каких объёмах средств идёт речь? Второй: поскольку мы говорим о страховых взносах, за счёт чего этим людям будут платить пенсии? И третий вопрос касается международного опыта: есть ли такая модель, чтобы были уменьшены взносы в пенсионный фонд, при этом соответствующие объёмы компенсировались из бюджета, в США, Франции и других странах с развитой киноиндустрией? ТРУНИН И. В. Олег Васильевич, я эти цифры назвал в своём докладе, могу ещё раз повторить. Выпадающие доходы в случае принятия закона составят порядка 300 миллионов рублей в год, и деньги на компенсацию этих доходов уже предусмотрены вступившим в силу законом о бюджете на ближайшую трёхлетку, поэтому проблем возникнуть не должно. Пенсии тем, за кого работодатели будут в случае вступления в силу закона уплачивать взносы по льготному тарифу, будут выплачиваться в соответствии с действующим законодательством, то есть они будут формироваться за счёт тех денег, которые федеральный бюджет через трансферты компенсирует Пенсионному фонду. Модели поддержки киноиндустрии, хотя в данном случае мы ведём речь не о киноиндустрии в классическом её виде, а об индустрии анимационного кино, в разных странах разные. Отмечу лишь, что современная индустрия анимационного кино по своей сути гораздо ближе к отрасли информационных технологий, - наверное, скоро это произойдёт и с классическим кино, - поэтому мы и предлагаем, собственно, аналогичные льготы для организаций, в которых доля оплаты труда высока, в целом техническая квалификация сотрудников очень высокая. Отрасль мобильная, то есть ничего не стоит переместить производство в другие страны и регионы, поэтому для того, чтобы развивать эту отрасль у нас, а мы определённых успехов добились, нам необходимо применять такие же льготы, как и для IT-отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, а есть ли статистические данные о соотношении российской и зарубежной анимационной продукции в телеэфире и в прокате в кинотеатрах России? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Наверное, такие статистические данные есть, если нужно, при рассмотрении законопроекта во втором чтении правительство готово их предоставить, сейчас навскидку я такую информацию дать не могу, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БИКБАЕВ И. З. Я посмотрел информацию, которая есть в открытом доступе: примерно соотношение сегодня один к десяти, и именно для того, чтобы активизировать работу наших киностудий по производству анимационного кино, мы предлагаем принять этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, российские мультипликаторы уже сегодня делают продукт, востребованный в мире, и некоторые наши мультпроекты вышли на прибыли в миллионы долларов. То, что мы теперь даём льготы этой индустрии, то есть стимулируем точки роста, это правильно, но у производителей российского кино дела идут, на мой взгляд, намного хуже: ряд кинопроектов проваливается в прокате, и за рубежом они почти неизвестны. Как вы считаете, может быть, и наши кинокомпании нуждаются в подобной стимуляции? ТРУНИН И. В. Антон Вадимович, спасибо за вопрос, он очень сложный. Вы совершенно справедливо отметили, что мы поддерживаем успешную отрасль, которая вышла на достаточно хорошие темпы роста, их фильмы демонстрируют, и, для того чтобы удержать её в России и поддержать её развитие, мы предоставляем льготы. Вопрос о том, почему такие же успехи не демонстрирует киноиндустрия, - это отдельный вопрос. Если это из-за льгот, то, я напомню, определённые налоговые льготы уже предоставляются производителям национальных фильмов, то есть тем, чья кинопродукция имеет такое удостоверение. Если анализ покажет, что необходимы дополнительные льготы, это можно рассмотреть, но вот этот законопроект, который сейчас мы обсуждаем, касается именно отрасли анимационного кино. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Илья Вячеславович, формальный вопрос: на основании чего уже заложено в бюджете 300 миллионов рублей, если не было нормативного акта? Вот буквально два заседания назад мы рассматривали законопроект о выплате двух пенсий детям-инвалидам, потерявшим родителей, и правительство не могло, категорически не могло найти 50 миллионов в год, то есть речь шла о гораздо меньшей сумме. Как так получилось, тем более что Счётная палата говорит, что эти деньги не заложены? ТРУНИН И. В. Мы при подготовке проекта бюджета имели в виду поручение президента, поэтому предусмотрели соответствующие суммы при расчёте трансферта Пенсионному фонду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мультипликационные фильмы оказывают очень большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Если говорить о российских мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребёнка картина мира: зло не вечно, а вечно добро; отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается, и оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил и никто ему не сочувствовал, - именно такая картина мира гармонизирует психику ребёнка. Во многих же сюжетах зарубежных мультфильмов присутствуют конфликт, драка, сражение, перестрелка, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. Также отчётливо можно проследить неуважение, цинизм, порой жестокость героев некоторых американских мультфильмов по отношению к своей семье, родителям, братьям, сёстрам - это, например, "Симпсоны", "Гриффины", "Футурама". Исходя из сказанного важность развития отечественной анимации трудно переоценить, наши добрые мультфильмы нужны российским детям как воздух, и, конечно же, этот законопроект нужно поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Выступление от фракции, Валерий Карлович? От фракции. Поставьте время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, и вот почему. Во-первых, мы считаем, что хорошо, когда правительство оперативно выполняет поручение президента, хотя, к сожалению, оно это делает не всегда. Во-вторых, хорошо, когда правительство видит, что действительно нагрузка на фонд оплаты труда превышает все разумные пределы и фактически препятствует развитию отраслей, но плохо, что мы такого рода решения принимаем только по поручению президента. Мой вопрос был задан неспроста. Я хотел сказать, что ведь всем очевидно: 30 процентов отчислений только в страховые фонды из фонда оплаты труда - это чрезвычайно высокая нагрузка на фонд оплаты труда. Этим мы тормозим развитие обрабатывающих отраслей - отраслей, которые создают высокую добавленную стоимость. Вы говорите, что анимация - это те же самые информационные технологии, соглашусь с этим, но, например, инжиниринг... (Шум в зале.) Иван Иванович, сделайте, пожалуйста, замечание, потому что в зале очень... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я понимаю, что в зале рабочая обстановка, но всё-таки прошу потише. Выступать действительно сложно, когда сильный шум. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Чем инжиниринговые компании хуже? И почему вы считаете, что они менее важны для российской промышленности? У нас налицо технологическое отставание, и, чтобы его преодолеть, нужно развивать как раз те отрасли, в которых используется высокотехнологичный труд - труд, который создаёт высокую добавленную стоимость. Мы считаем, что не только для отдельных отраслей нужно снижать нагрузку на фонд оплаты труда, но и в целом нужно идти в этом направлении. Это первое. Второе, о чём хотелось бы сказать. У нас действует фактически регрессивная шкала страховых взносов: до определённого момента у нас ставка 30 процентов, потом всего лишь 10 процентов. Если мы посмотрим в отраслевом разрезе, кто этой льготой пользуется, то увидим, что это два сектора - финансовый и сырьевой. Вот, собственно говоря, приоритеты, которые сегодня российское правительство выделяет в развитии экономики. Правильно это? Наверное, нет. Нужно другие отрасли развивать, стало быть, нужно в целом снижать нагрузку на фонд оплаты труда и делать ставку плоской, как минимум плоской. Наши предложения. Как минимум рассмотреть снижение общей ставки до 20 процентов и сделать её плоской, сделать не 30 процентов и 10 процентов, как сейчас, а 20 процентов, сделать плоской, но ни в коем случае не компенсировать это за счёт повышения налога на добавленную стоимость, потому что налог на добавленную стоимость - это налог на тот же самый фонд оплаты труда, только в гораздо большем объёме. Мы считаем, что правительство должно подойти к этому комплексно. То, что у нас раз за разом то одни, то другие отрасли обращаются к президенту с просьбой снизить нагрузку на фонд оплаты труда, доказывая, что существующая нагрузка фактически замораживает развитие этих отраслей, говорит о том, что назрело время подойти к налоговой реформе в целом. Ещё раз повторю наши предложения: снизить до 20 процентов ставку, распространить на специальные налоговые режимы ставку 14 процентов, не только на те отрасли, о которых мы сейчас говорим, а на все специальные налоговые режимы, и как компенсацию рассмотреть возможность дифференцированного возврата НДС экспортёрам сырья. Мы понимаем, что, если снижать ставки страховых платежей, произойдёт выпадение доходов из бюджета, и предлагаем это компенсировать за счёт сырьевых отраслей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает решение конкретной проблемы, которое направлено на поддержку отечественных мультипликаторов. Принятие данного проекта федерального закона позволит снизить себестоимость отечественной продукции, а следовательно, сделать её не только более конкурентоспособной, но и более доступной в первую очередь для нашего маленького зрителя. И также, поскольку эта тема обсуждалась Государственной Думой при принятии федерального бюджета на 2018 и последующие годы, учтены дополнительные ассигнования в фонд кино - это к теме поддержки отечественного кино. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 33 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.