Заседание № 123

14.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 32913-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка проведения конкурса и аукциона; принят в первом чтении 10 февраля 2017 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2867 по 2917 из 6117
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Игорь            
Андреевич Торощин.                                                              
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом был рассмотрен            
внесённый в Государственную Думу 22 ноября 2016 года и принятый в первом        
чтении 10 февраля 2017 года проект федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,      
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Законопроектом     
предлагается внести изменения в части 9 и 10 статьи 37 и часть 3 статьи 70      
федерального закона № 44-ФЗ и установить обязанность участника закупки,         
который предлагает цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной цены   
контракта, предоставлять заказчику документы, подтверждающие возможность        
выполнения контракта по предложенной цене с надлежащим исполнением              
обязательств по контракту. Однако федеральным законом от 31 декабря 2017 года   
№ 504-ФЗ в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров,    
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ      
были внесены изменения: положения частей 9 и 10 статьи 37 федерального закона   
№ 44-ФЗ были скорректированы с учётом введения новых видов определения          
поставщиков - электронных процедур, которые с 1 января 2019 года должны будут   
в обязательном порядке применяться государственными и муниципальными            
заказчиками, а статья 70 федерального закона № 44-ФЗ признаётся утратившей      
силу с 1 июля 2018 года.                                                        
                                                                                
С учётом изложенного комитет считает, что рассматриваемый проект федерального   
закона утратил актуальность, и предлагает Государственной Думе отклонить его    
в соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Андреевич.                                 
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет.       
Выступления от фракций по мотивам? Нет.                                         
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       

Заседание № 25

10.02.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 32913-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка проведения конкурса и аукциона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3683 по 4209 из 6574
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Евгений          
Иванович Елин, заместитель министра экономического развития.                    
                                                                                
ЕЛИН Е. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович и уважаемые депутаты! Представленный на ваше            
рассмотрение законопроект направлен на совершенствование применения             
антидемпинговых мер при осуществлении государственных закупок. Законопроектом   
предусматривается внесение изменений в часть 9 статьи 37 Федерального закона    
"О контрактной системе...". Согласно законопроекту в случае проведения          
аукциона или конкурса на поставку топлива или отдельных видов товаров по        
утверждённому правительством перечню участник закупки, предложивший снижение    
цены более чем на 25 процентов, обязан документально подтвердить возможность    
исполнения контракта по такой цене. Данное подтверждение осуществляется         
посредством предоставления заказчику документов, перечень которых также будет   
определён Правительством Российской Федерации в отношении конкретных видов      
товаров. При этом на такого поставщика будут также распространяться общие       
антидемпинговые требования о предоставлении увеличенного в полтора раза         
размера обеспечения контракта.                                                  
                                                                                
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что существующая    
аналогичная норма содержит правовую неопределённость: так, в соответствии с     
действующей нормой при закупке товаров, необходимых для нормального             
жизнеобеспечения, участник закупки, который предложил сниженную больше чем на   
25 процентов цену, обязан представить заказчику письменное обоснование          
предлагаемой цены контракта, но при этом не определён перечень документов,      
которыми поставщик обязан подтвердить свою способность исполнить контракт по    
предложенной цене, отсутствуют критерии принятия таких решений, и это           
приводит к принятию заказчиком усмотренческих решений о заключении или          
незаключении контракта. Кроме того, действующая норма распространяется на       
ограниченный перечень товаров, которые определены непосредственно в теле        
закона, - это продовольствие, средства для оказания скорой помощи,              
лекарственные средства, топливо. Однако может возникнуть необходимость          
применения этой нормы в отношении иных социально значимых товаров, поэтому в    
первую очередь предполагается реализовать данную норму в отношении топлива:     
это позволит снизить риски срыва поставок топлива для государственных нужд      
недобросовестными поставщиками, а также исключить поставку контрафактного       
топлива.                                                                        
                                                                                
Концепция соответствующего постановления правительства уже проработана нами с   
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.                  
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
С содокладом выступает Игорь Андреевич Торощин.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Андреевич.                                                    
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет               
Государственной Думы по экономической политике, промышленности,                 
инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального    
закона. Как сказал представитель министерства, законопроектом предлагается      
установить обязанность участника закупки, который предлагает снижение цены      
контракта более чем на 25 процентов от первоначальной стоимости контракта,      
предоставлять заказчику документы, подтверждающие возможность выполнения        
контракта по предложенной цене с надлежащим исполнением обязательств по         
контракту.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в         
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров...". Прошу поддержать.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, коллеги, пятнадцать желающих задать вопросы - ну, согласитесь, много,      
давайте хотя бы по два от фракции. Нет возражений? Нет возражений.              
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
А остальных прошу определиться.                                                 
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Евгений Иванович, закон нужный: действительно, такая проблема      
сегодня существует в российских регионах, в муниципалитетах. Но закон "О        
контрактной системе..." в достаточной степени связан с коррупциогенным          
фактором - не приведёт ли это к тому, что если мы сегодня отдадим на откуп      
служащим принятие решения, заключать или не заключать контракт в случае         
снижения цены более чем на 25 процентов... В данном случае вы предлагаете       
представлять дополнительные обосновывающие документы, но вот как вы считаете,   
каким образом представление этих обосновывающих документов минимизирует         
коррупциогенный фактор, исключит заинтересованность чиновников в заключении     
либо незаключении контракта?                                                    
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Уважаемый Владимир Владимирович, законопроект как раз и направлен    
на ликвидацию причин для тех опасений, которые вы сейчас высказываете. Дело в   
том, что такая норма на сегодняшний день содержится в законе, но она не         
содержит алгоритма действий как заказчика, так и поставщика: заказчик не        
знает, какие документы он должен потребовать, это чётко не прописано нигде,     
поставщик не понимает, какие документы он должен представить, и здесь           
возникает как раз вот этот усмотренческий элемент, и заказчик то ли от          
непонимания, то ли от злого умысла может начать манипулировать. Этой            
поправкой устанавливается требование, что должен быть объявлен и написан в      
постановлении правительства исчерпывающий перечень документов, и никакой        
заказчик не может требовать иные документы, кроме прописанных, это во-первых.   
Во-вторых, в постановлении будет указан алгоритм, на основании каких событий    
либо факторов заказчик может не заключить контракт, отказаться от заключения    
контракта. Таким образом, этим законопроектом как раз исключается вот этот      
усмотренческий элемент и, как мы считаем, убирается коррупциогенный фактор.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, тоже от фракции ЛДПР.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Евгений Иванович, понятно, что порочная практика применения 44-го     
закона заставила разработать этот проект, и он появился сегодня в повестке.     
Вы прекрасно понимаете, как работает 44-й закон, когда техническое задание      
пишется под конкретного поставщика, чтобы он выиграл, как, обладая              
инсайдерской информацией, выигрывают определённые фирмы, которые ничего не      
могут сделать, потому что не обладают ресурсами, а потом начинают искать        
исполнителя контракта. Ну, иногда они попадают в реестр недобросовестных        
поставщиков, а иногда нет. Так вот если говорить глобально о существующей       
сегодня системе, как вы можете прокомментировать позицию Федеральной            
антимонопольной службы и её руководителя, который заявил, что 95 процентов      
всех аукционов и конкурсов в Российской Федерации - это фикция?                 
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Ну конечно, трудно вообще подтвердить такую точку зрения, что 95     
процентов закупок - это фикция. Те, кто с государственными закупками вообще     
сталкивался, наверное, могут подтвердить, что возможности манипуляций в         
контрактной системе уменьшаются, что коррупционный фактор сейчас фактически     
выдавливается из контрактной системы, выходит за её периметр вследствие того,   
что исполнение контрактов контролируется как по срокам, так и по качеству.      
Какую цену мы заплатили за снижение уровня коррупции? Произошло усиление        
бюрократических процедур, и наша следующая задача - оценить, когда эти          
бюрократические процедуры обоснованны, а когда их можно, в общем-то,            
ослабить. И то, что мы сегодня рассматриваем этот законопроект, о чём           
говорит? О том, что по целому ряду позиций - это, например, лекарства,          
продовольствие - бюрократические процедуры оказались избыточными: заказчик      
требует от поставщика какие-то документы, но никакого практического смысла в    
этом нет, поэтому требования по целому ряду товаров, продуктов, подлежащих      
поставке, мы из закона убираем, но эти требования являются абсолютно            
обоснованными в части поставки топлива: там проблемы есть. Таким образом,       
помимо того что мы наведём некоторый порядок, приняв этот закон, мы ещё и       
облегчаем прохождение процедур по целому ряду товарной номенклатуры.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства.                      
                                                                                
Уважаемый Евгений Иванович, безусловно, мы поддерживаем наведение порядка в     
сфере госзакупкок, но наведём мы этим законом порядок или нет, станет           
понятно, когда мы увидим текст постановления правительства, где все нюансы      
будут прописаны. Так вот вопрос: когда мы его увидим? Мы можем сейчас принять   
закон, а вы потом такого понапишете в постановлении правительства, что мы за    
голову схватимся, поэтому хотелось бы услышать, когда мы его увидим.            
                                                                                
ЕЛИН Е. И. На самом деле всё просто: проект постановления действительно         
проработан, мы его можем представить, в общем-то, в любой момент, ко второму    
чтению он обязательно будет представлен.                                        
                                                                                
Сейчас же я вам могу сказать, что было положено в основу этого законопроекта.   
У нас есть технический регламент, который утверждён Таможенным союзом, и        
фактически в законопроект были перенесены те требования, которые изложены в     
этом официальном документе. Там говорится и о качестве продукции, и о тех       
документах, которые подтверждают источник её происхождения, то есть             
фактически никаких новых, так сказать, усмотренческих элементов туда не было    
введено.                                                                        
                                                                                
И конечно, мы представим проект постановления.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Евгений Иванович, я хочу спросить по поводу строительства,       
потому что этого нет ни в том варианте закона, который сейчас действует, ни в   
том законопроекте, который вы внесли. Топливо, и ничего, кроме топлива,         
больше нет, всё остальное отдано на откуп правительству - ну хорошо, если мы    
увидим это ко второму чтению, к третьему чтению, хотя по Регламенту должны      
представить. Вот что касается строительства, какие-то нормы прописаны у вас?    
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Я на два обстоятельства хочу обратить внимание. Первое: этот         
законопроект касается только одного совершенно определённого случая - когда     
поставщик предлагает цену на 25 процентов ниже начальной цены, то есть это      
аномальный вариант. Если обратиться к статистике, то в 2016 году таких          
поставок было на 180 миллиардов рублей, это порядка 2 процентов от всего        
объёма поставок, то есть это такой эксклюзивный, особый случай.                 
                                                                                
И второе. Базовое требование, которое на сегодняшний день существует и          
законопроектом не снимается, - это полуторакратное обеспечение, то есть, если   
поставщик снижает цену более чем на 25 процентов, он должен предоставить        
гарантию в полуторакратном размере. Это дороже, это тяжелее, и этот порядок     
распространяется на все случаи таких демпинговых предложений. К чему это        
привело, мы уже можем сказать, у нас есть статистика: уровень расторжения       
контрактов, в отношении которых антидемпинговые меры были приняты, такой же,    
порядка 4 процентов, как и уровень расторжения контрактов, по которым           
снижение цены не достигло 25 процентов, то есть мы в принципе уравняли          
условия. То есть мы считаем, что, в общем-то, эта мера оказалась довольно       
эффективной.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Герасименко Николай Фёдорович.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Евгений Иванович, возникает ещё другой вопрос по поводу закупок:      
если, допустим, имеет место сговор поставщиков и они повышают цены, играют на   
повышение, то какие-то меры предусмотрены, чтобы они обосновывали повышение     
цен?                                                                            
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Действующим на сегодняшний день законодательством                    
предусматривается, что при закупках определяется начальная (максимальная)       
цена, и ни в каком случае, и ни при каких условиях эта начальная цена не        
может быть превышена, иначе начинается иная процедура, то есть мы               
предполагаем всё-таки аукцион, направленный вниз.                               
                                                                                
Каким образом можно избежать сговора заказчика с поставщиком? Для этого на      
самом деле и существует закон, в основном он направлен именно на это - на       
определение, с помощью каких процедур, каких механизмов, во-первых, избежать    
возможности сговора, а во-вторых, если такой сговор случится, как его           
обнаружить и какие меры принять при обнаружении, и таких мер довольно большое   
количество.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гетта Антон Александрович.                                                      
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Евгений Иванович, вы на часть моего вопроса уже ответили, но хочу сказать вот   
что. Всё-таки здесь главной, наверное, является задача определения начальной    
(максимальной) цены контракта - нужно правильно выстроить регламентирование в   
законе, чтобы от этого уже плясать и потом определять, 25 процентов вниз -      
это демпинг или это всё-таки просто снижение цены. Но сейчас не про это, суть   
законопроекта в другом.                                                         
                                                                                
Кстати, коллеге, который говорил про то, что 95 процентов закупок - это         
фикция, хочу сказать, что речь идёт о 223-м федеральном законе, а мы сейчас     
рассматриваем поправки в 44-й закон. И Игорь Юрьевич говорил не о том, что 95   
процентов аукционов и конкурсов - это фикция, а о том, что с единственным       
поставщиком заключаются контракты. Да, это действительно большая проблема,      
которую нужно решать, но это проблема, решаемая как раз 44-м законом, если      
говорить о закупках, но это уже из другой серии. Просто по поводу 95            
процентов хотел прокомментировать, что к данному законопроекту эти выводы не    
имеют отношения.                                                                
                                                                                
Ну и всё же, Евгений Иванович, большая проблема с демпингованием цен, помимо    
топлива, на поставки продуктов питания, особенно в детские сады и школы: мы     
понимаем, что сразу начинает страдать качество. Допустим, когда вы говорите     
про топливо... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Покороче, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ГЕТТА А. А. Спасибо. Секунду буквально.                                         
                                                                                
Также может быть фальсификация поставляемых медикаментов. Почему вы считаете,   
что главная проблема связана с топливом, выделяете его отдельно в законе?       
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Спасибо большое за вопрос. Дело в том, что министерства и            
ведомства, которые администрируют поставки лекарств, поставки продовольствия,   
в общем-то, такой проблемы не отмечают. Они считают, что проблема контрафакта   
решена, допустим, на уровне регистрации лекарств, то есть невозможно            
зарегистрировать лекарство, происхождение которого непонятно, они считают,      
что невозможно поставить продукты без сертификата соответствия и                
подтверждения производителя. А проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня,     
связана как раз с топливом. Надо понимать, что когда поставщик готов пойти на   
снижение цены до любого уровня, то это фактически полукриминальная история, и   
вот с топливом такие истории у нас на сегодняшний день происходят, и мы с       
этим боремся. Если возникнут аналогичные обстоятельства на каком-то другом      
рынке, ничего не мешает правительству дополнить эту норму, но на сегодняшний    
день мы не хотели бы этим злоупотреблять, потому что это дополнительные         
издержки, помимо предоставления полуторакратной гарантии, - издержки как        
поставщиков, что связано со сбором большого количества документов, так и        
заказчиков, что связано с рассмотрением этих документов. Как известно,          
издержки всегда ограничивают конкуренцию, поэтому злоупотреблять этой мерой     
мы не хотели бы, хотели бы применять её только в том случае, когда это          
оправданно.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шесть человек. Поступило предложение: по одному от        
фракции. Ваше отношение? За. Никто не возражает? Нет.                           
                                                                                
По ведению - Максимов Василий Юрьевич.                                          
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Иван Иванович, законопроект ведь не случайно вызвал такое количество вопросов   
у депутатов, фамилии которых были отражены на экране, - мне кажется неверным    
в таком случае механическим образом ограничивать дискуссию. Это тот вопрос,     
который касается практически каждого хозяйствующего субъекта в России, и мне    
представляется, что всё-таки нужно было дать возможность задать вопросы всем    
желающим.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Юрьевич, я вас услышал, но когда прозвучало       
предложение задавать по два вопроса, ни одного возражающего не было.            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, помимо рук, наверное, голос можно подать.    
Мы, по-моему, стараемся адекватно реагировать на поведение зала. Я прошу быть   
активнее: если есть возражения, желающие выступить - проявляйте себя            
активнее, пожалуйста.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос действительно очень важный. Я думаю, многие из вас,   
будучи руководителями, сталкивались с демпингом цен. Почему я спросил про       
строительство? Потому что был такой случай в моей практике, когда должен был    
проводиться многомиллионный ремонт, один из подрядчиков-победителей сбросил     
цену на 40 процентов, а потом мы в течение трёх месяцев героически расторгали   
с ним договор: что-то он сделал, чего-то не сделал... И слава богу, что такое   
положение в итоге в законе появилось, но, как утверждает правительство,         
теперь его выполнять не могут: слишком много непоняток, слишком много разного   
рода допущений, какие документы представлять, в каком порядке, в каком          
количестве - никто не может сказать. Поэтому давайте отдадим это право          
Правительству Российской Федерации, оно будет чётко расписывать, и здесь        
главный вопрос - топливо. Почему топливо? Видимо, это определено исходя из      
лоббистских возможностей тех организаций, которые сегодня работают на этом      
рынке, - кто-то может напрямую на правительство влиять, кто-то не может.        
                                                                                
Говорить о том, хороший это закон или плохой, можно будет, как уже коллега      
Гартунг сказал, только после того, как мы увидим проект постановления           
правительства, что туда будет включено. На мой взгляд, туда обязательно         
должны быть включены лекарства, продукты питания - на чём, к сожалению,         
сегодня пытаются экономить и где халтурят, - обязательно там должны быть        
позиции, касающиеся строительства, ремонта, ну, топливо (понятно, что топливо   
сегодня больше всего интересует правительство), и мы должны увидеть, какие      
документы, как... Что это будет за законопроект, будет понятно, опять же        
повторю, после представления вот этого документа, а сегодня говорить об этом    
преждевременно и, может быть, даже неправильно. Я думаю, в первом чтении этот   
законопроект стоит поддержать, а уже ко второму и к третьему чтениям будет      
понятно, что же правительство хочет увидеть в итоге.                            
                                                                                
Хотя, если посмотреть с другой стороны, здесь будет несколько ослаблен          
парламентский контроль, поскольку было несколько видов продукции, несколько     
видов товаров, чётко закреплённых в законе, а что останется в итоге в           
постановлении правительства? Ну, надеемся, останется всё, что уже было в        
законе, и появятся какие-то дополнительные позиции, более урегулированные,      
более продуманные и, скажем так, выведенные профессионалами на настоящий        
уровень допустимого контроля.                                                   
                                                                                
Вот такой своеобразный аванс, а всё остальное будем рассматривать после         
представления проекта постановления Правительства Российской Федерации.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Ошибочно.                           
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции, Валерий Карлович?             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции.                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу ещё раз        
обратиться к представителю правительства и повторить, что мы всё-таки ждём      
проект постановления правительства ко второму чтению, и тогда мы поймём, что    
делать с этим дальше.                                                           
                                                                                
Кроме того, хотелось бы сказать, что - сегодня в зале это уже прозвучало -      
без чёткого понимания, как формируется начальная цена контракта, этот проект    
закона тоже вызывает сомнения, потому что можно будет искусственно, так         
сказать, загонять всех под это положение, завышая начальную цену контракта,     
соответственно, конкурентная цена будет ниже более чем на 25 процентов и        
включится дополнительный механизм, как вы сказали, избыточная норма, а это      
уже контроль, издержки и так далее, могут быть злоупотребления. На это тоже     
хотелось бы обратить внимание - может быть, ко второму чтению у вас возникнут   
какие-то инициативы по этому поводу.                                            
                                                                                
Ещё хотелось бы сказать, что проблема демпинга сегодня действительно есть, её   
нужно решать, но главной в сфере госзакупок сегодня является проблема закупок   
у единственного поставщика. Сегодня звучали разные цифры, напомню, когда у      
нас выступал Артемьев, он сказал, что 85 процентов всех закупок по закону №     
44-ФЗ осуществляется у единственного поставщика, и привёл цифры - примерно      
около 25 триллионов рублей. Вот где проблема, вот где потери государства -      
триллионы рублей! Мы ждём от вас шагов именно в этом направлении, просим        
всё-таки ко второму чтению сформулировать свою позицию. Если у вас уже будут    
готовы предложения, можно не вносить новый законопроект - давайте во втором     
чтении будем вносить поправки в этот, если они у вас не будут готовы,           
хотелось бы по крайней мере услышать от вас, как вы собираетесь ограничивать    
закупки у единственного поставщика. Я в предыдущих созывах многократно вносил   
проекты законов об ограничении закупок у единственного поставщика, предлагал    
закрытый перечень ситуаций, в которых возможна закупка у единственного          
поставщика, но в этом зале мои идеи были отвергнуты, потому что правительство   
было против. Мы сейчас ждём от вас предложений, потому что, может быть, в       
прошлые созывы у нас была не такая тяжёлая ситуация - и цена на нефть была      
другая, и резервные фонды у нас были, - но сейчас мы не можем себе позволить    
разбрасываться триллионами рублей, у нас уже в этом году закончатся средства    
Резервного фонда, а дефицит бюджета - 3 триллиона рублей. Мы уже урезаем        
социальные расходы: мы уже в прошлом году не проиндексировали пенсии в полном   
объёме, мы урезаем расходы на здравоохранение и образование. Мы подходим к      
критической черте, поэтому хотелось бы услышать от правительства реальные       
предложения по регулированию такого огромного сектора, как государственные      
закупки. Подчёркиваю: если мы сократим закупки у единственного поставщика, мы   
сэкономим триллионы рублей, и мы в принципе сможем жить при бездефицитном       
бюджете без всяких заимствований. Очень много говорится, споры идут о том,      
как повлияет на ситуацию отмена санкций, - а давайте мы подумаем, как           
повлияет предложение ограничить закупки у единственного поставщика, в           
результате чего мы сэкономим 3 триллиона рублей! Вот это хотелось бы от вас     
услышать.                                                                       
                                                                                
Законопроект мы поддержим.                                                      
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Бахметьев Виталий Викторович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте семь минут.                                  
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы по 44-му федеральному закону     
работаем уже не один год, и все изменения, которые вносятся в этот закон, нас   
заставляет делать жизнь. Да, тяжело рождался закон, тяжёл в исполнении, но      
всё, что сегодня предлагается, работает в плюс закупкам, на экономию средств.   
                                                                                
В своё время, будучи главой города, я много занимался этими вопросами: к        
великому сожалению, не все поставщики добросовестные, когда они выходят на      
конкурс, то в пылу конкурентной борьбы дают такие цены, которые потом не        
могут исполнить - либо поставят контрафакт, либо поставят некачественную        
продукцию. Извините, но сегодня мы требуем одного: выиграл, дал цену низкую -   
подтверди, что у тебя есть товар, подтверди, что ты можешь сделать поставку,    
тем более то, что предлагает сегодня правительство, касается не всех товаров,   
а только жизненно необходимых. Мы понимаем, что сегодня есть проблемы с         
поставками продуктов питания для школ, садиков, и иногда, предлагая низкие      
цены, поставляют продукцию такого качества, что, извините, покупать нельзя.     
Данные изменения остановят всё это.                                             
                                                                                
Дело в том, что вопрос госзакупок очень сложный, и мы в этом зале не в первый   
и не в последний раз будем рассматривать изменения, но я думаю, что жизнь       
всё-таки заставит нас совместно с регионами доработать этот закон, чтобы он     
был удобен для всех - и для поставщика, и для покупателя, но в первую очередь   
- для обеспечения эффективной работы муниципалитетов и регионов.                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данные изменения, но законопроект нужно       
дорабатывать, нужно ещё раз посмотреть в части перечня товаров, ну и дальше     
надо смотреть - конечно, соглашусь, важный момент сегодня - в части             
первоначальной цены: когда цена высокая и её начинают опускать, это снижение    
ничего не даёт.                                                                 
                                                                                
Мы поддержим данный законопроект.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович.                              
                                                                                
Коллеги, у нас осталось ещё три минуты, как раз, наверное, хватит времени на    
заключительное слово и на голосование.                                          
                                                                                
Евгений Иванович, пожалуйста, заключительное слово.                             
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Уважаемые коллеги, я думаю, что есть часть вины правительства в      
том, что недостаточные усилия мы предпринимаем по информированию в том числе    
депутатов, потому что происходит, конечно, смешение понятий, в выступлениях     
смешивались два разных рынка, которые регулируются разными законами: 44-й       
закон регулирует госзакупки, а 223-й закон - закупки отдельных видов            
юридических лиц. Дело в том, что общий объём госзакупок по 44-му закону у нас   
составляет 5,5 триллиона в год по открытой части, поэтому мы ну никак не        
можем закупать на 25 триллионов у единого поставщика при общем объёме в 5       
триллионов - здесь речь идёт, конечно, о 223-м законе. Это во-первых.           
                                                                                
Во-вторых, перечень случаев закупки у единого поставщика по 44-му закону        
ограничен - вы можете открыть и посмотреть в статье 93 исчерпывающий перечень   
случаев, когда можно закупать продукцию у единственного поставщика, там это     
изложено, хотя проблема, безусловно, есть. Если вы считаете, что перечень       
широкий, значит, надо его последовательно сужать.                               
                                                                                
И третье, на что хотел бы обратить внимание. Что касается непосредственно       
законопроекта, я хотел бы развеять те предположения, что есть какие-то          
нефтяные компании, которые в этом заинтересованы. Если вы внимательно           
прочитаете законопроект, то поймёте, что он направлен против поставки           
криминальных товаров, товаров криминального происхождения, - никто из           
нефтяных компаний этим не занимается. То есть в первую очередь речь идёт о      
топливе, которое производится во дворах, на подпольных заводах, - в общем-то,   
разговор идёт именно об этом.                                                   
                                                                                
И в заключение я хотел бы предложить следующее. В течение недели на сайте       
министерства мы разместим полные отчёты об итогах закупок в 2016 году как по    
44-му закону, так и по 223-му, и вы сможете посмотреть, понять, в чём           
разница, какие итоги мы получили по результатам закупок, и ко второму чтению    
мы сможем уже более плодотворно и конструктивно найти те решения, которые       
устроят всех.                                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Иванович.                                
                                                                                
Игорь Андреевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.                 
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.