Заседание № 360
О проекте федерального закона № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
21-й вопрос рассматривается. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях), третье чтение. Пожалуйста, Илья Владимирович Осипов. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, полностью готов к принятию в третьем чтении. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание по мотивам выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Чернышёву и Хованской. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесён несколько лет назад и, я напомню, был направлен на расшивку очень сложной ситуации. Некоторые общежития, ведомственные общежития, которые по закону в своё время должны были перейти к муниципальным образованиям, то есть, соответственно, стать жильём для граждан, совершенно непонятным путём, незаконным, на 100 процентов незаконным, оказались в руках частных лиц. Ну и эти частные лица стали выкручивать руки жильцам: кто-то с целью выселить, кто-то с целью перевести их жилые помещения в нежилые, кто-то с целью продать соответствующим образом. Проблема давняя, так скажем, длительная. На момент, когда законопроект был внесён, речь шла о 60 тысячах тех, кто подпадает под действие закона, но вот сейчас в пояснительной записке читаю, что осталось 20 тысяч, - видимо, либо каким-то способом в отношении 40 тысяч этот вопрос уже урегулировали, либо их выселили, либо забыли про этих людей. В чём суть законопроекта? А суть законопроекта в том, что граждане, оказавшиеся в общежитиях, которые фактически находятся в частных руках, будут заключать договоры найма, но условия договора найма будут соответствовать условиям договора социального найма, тем самым вроде как состояние этих граждан, их положение будет приближено к положению тех, кто оказался в руках... или был передан городу. На самом деле, это лишь полумера. Фракция КПРФ проголосует, конечно, и за такое небольшое улучшение, но сам факт. Мы обсуждали вопрос придания закону в данном случае обратной силы, а точнее, здесь даже не вопрос обратной силы, а вопрос неучёта срока исковой давности. Ведь в чём сегодня состоит проблема? Да, общежития были переданы незаконно, все это признают, но, так как прошло три года, сделать ничего нельзя. Ни прокуратура, ни какие-то другие контрольно-надзорные органы не могут пойти в суд и заставить вернуть, передать общежития в муниципальную собственность. Давайте мы этот вопрос закроем и не будем покушаться на базовые правовые принципы, в частности на срок исковой давности. Я просто в качестве примера могу указать на сегодняшний 5-й вопрос: мы покусились на такой базовый правовой принцип, когда это потребовалось, - придали обратную силу закону, ухудшающему, по большому счёту, положение граждан. Мне кажется, что в данном случае как раз неследование или, скажем, создание исключения в этих базовых правовых принципах было бы более чётким, понятным и, самое главное, направленным на защиту интересов, прав граждан, потому что, по сути, они сегодня остаются такими же бесправными. Да, вроде как формально для них будут условия договора социального найма, но тарифы будут другие, потому что это юридическое лицо, и вы прекрасно понимаете, что для них тарифы, как правило, в 1,5-2 раза выше. И собственник - частное лицо может выдвигать самые разные условия, чтобы заставить человека покинуть это помещение, давить, перекрывать вход - уже есть целый арсенал самых разнообразных действий, законных, полузаконных, откровенно криминальных, которые заставляют людей из этих общежитий съезжать, выезжать, и регулярные скандалы, которые случаются в том числе в столице нашей Родины, в городе Москве, об этом свидетельствуют. Мы, конечно, проголосуем, но, повторяю, на 100 процентов ситуация не разрешена, проблема не расшита и те скандалы, которые имеют место, будут продолжаться, только теперь уже немного в иных рамках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, Чернышёв Михаил Анатольевич. ЧЕРНЫШЁВ М. А. Уважаемые коллеги, законопроект разработан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, направлен на защиту жилищных прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях. Необходимость решения данной проблемы, как уже все здесь говорили, назрела давно, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, проблема не назревшая, а давно перезревшая. Определённые шаги были сделаны и на законодательном уровне, и Верховным Судом Российской Федерации. Тем не менее действительно ситуация остаётся очень сложной, и это связано ещё и с тем, что уже и тот собственник, который незаконно включил в уставный капитал вот этот объект, - незаконно, с нарушением и указа президента, и законодательства, которое существовало на тот момент, - исчез, уже и другой собственник появился, но он как бы уже добросовестный приобретатель этой недвижимости. Так что тут моменты есть очень неприятные. Мы посмотрим, какое будет правоприменение, будет ли действительно реализовываться вот эта позиция об условиях социального найма. Здесь надо говорить даже не о договоре, а только об условиях социального найма, не коммерческого. Хочу сказать, что согласна с теми, кто говорил, что это только шаг в нужном направлении, - мы очень долго ждали от правительства этого шага, но наконец они его сделали, через много лет кстати. И мы, безусловно, будем наблюдать, какое пойдёт правоприменение, и будем дальше работать в этом направлении, потому что это действительно нарушение прав людей, которые длительное время живут в очень сложных условиях, их выдавливают из этих помещений, устанавливая ставки, ну, совершенно неподъёмные, иногда выше рыночных. Вот так! Ну, вот в этом первом шаге всё-таки есть смысл, и мы вас просим поддержать этот законопроект, принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Уважаемые коллеги, мы, когда принимается правильное решение, всегда говорим: это робкий шаг, это давно надо было делать. Возникает вопрос: а откуда проблема? Алексей Владимирович, ну вот вы врач, а врач - это в первую очередь "не навреди". Проблема со времён Советского Союза, когда бесправный человек был в общежитии, его выгоняли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И не надо там, Николай Васильевич, о чём-то говорить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это было! Вот если бы в Советском Союзе права граждан, проживавших в общежитии, были защищены, всё это дальше транслировалось бы в законодательстве современной России, а вы создаёте иллюзию у людей, и они сейчас думают: а ведь действительно, кто же обижает-то тех, кто живёт в ведомственном жилье? Обидели в Советском Союзе - их могли за час оттуда вышибить, понимаете? - и бросили потом, приватизацию одобрили потом, в итоге все эти общежития, социальные объекты оказались у собственников, как правило у директоров этих предприятий, членов ЦК, обкомов, горкомов. Никто с улицы туда не пришёл! Тот же Ходорковский - он откуда? Секретарь райкома комсомола. Попробовали бы вы взять и приватизировать что-то. Вот Куринный ничего не приватизировал - почему? Врач был, а затем член "ЕДИНОЙ РОССИИ" - не дали. Понимаете, о чём речь? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Николай Васильевич, потому что вы инженер, вы человек, который математику учил, вы не можете лукавить, поэтому правы. Здесь мы должны признать, что именно "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по поручению президента исправляет сегодня эту несправедливость. (Аплодисменты.) Теперь хотя бы будет договор социального найма. А вот многие - почему они не реагируют на это? - не жили в общежитии, жили либо с родителями, либо квартиру снимали. А тот, кто жил в общежитии, знает: никаких там прав не было, могли прийти и сказать: вещи собирай и уходи. Вот об этом речь. Почему мы не говорим о хорошем, о правильном? И почему мы не подчёркиваем, что это оттуда проблема-то идёт? Мы заложники того же советского права, которое во многом сформировало права граждан. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении под пунктом 21. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 50 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Вот Сергей Владимирович Иванов хочет сказать, он в общежитии жил. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Да, Вячеслав Викторович, я действительно десять лет прожил в общежитии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Могли вас выгнать оттуда? ИВАНОВ С. В. Вы знаете, Вячеслав Викторович, это всё очень хорошо, хотя не по Регламенту, но я вам всем хочу напомнить такой анекдот: если всё забрать, то ты злодей, а если всё забрать, а потом чуть-чуть вернуть, то ты благодетель. Вот сейчас "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этим занимается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А если забрать и не возвращать - бесстыдник. Вот хорошо, что исправили ту ошибку, которую надо было не допускать ещё в те годы, когда мы с вами жили в общежитиях. Понимаете, о чём речь идёт? И в этом тоже наша задача.
Заседание № 359
О проекте федерального закона № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Илья Владимирович Осипов. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект был принят палатой в первом чтении 15 февраля 2017 года. На сегодняшний день поступило семь поправок, которые разнесены в две таблицы: первая таблица состоит из двух поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и вторая таблица содержит поправки, рекомендованные к отклонению. На законопроект поступило согласование ГПУ президента, получено заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Комитет просит поддержать поправки и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 07 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. По таблице поправок № 2 будут вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 34 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 57 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении, комитет просит поставить его в повестку дня на завтра. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Натальи Николаевны Антипиной. Пожалуйста. АНТИПИНА Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который подготовлен во исполнение поручения президента по вопросу обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях. Проблема, которую предлагается решить данным законопроектом, заключается в следующем. Как вы знаете, законодательством о приватизации не допускалось включение ряда объектов жилищного фонда, в том числе и общежитий, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Вместе с тем в результате нарушений, допущенных в процессе приватизации предприятий, отдельные общежития были акционированы и стали частной собственностью. На сегодняшний день, согласно данным, представленным нам субъектами Российской Федерации, общее количество жилых домов, имеющих статус бывших ведомственных общежитий и находящихся в частной собственности, - более двухсот, в них проживает более девятнадцати тысяч человек. Сложившаяся правоприменительная практика показывает, что со стороны собственников таких жилых домов в отношении проживающих в них граждан применяются завышенные (коммерческие) тарифы, а также предъявляются к возмещению необоснованно завышенные расходы собственника на содержание имущества. Законопроектом предлагается отношения с гражданами, проживающими в жилых домах - бывших ведомственных общежитиях, переданных в частную собственность, регулировать нормами Гражданского кодекса о договоре найма жилого помещения с учётом ряда особенностей. Условия такого договора найма в части платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, срока его действия, порядка расторжения устанавливаются аналогично условиям договора социального найма. Категория граждан, на защиту интересов которых направлен законопроект, ограничена гражданами, которым (хотя бы одному члену семьи которых) на законных основаниях жилые помещения в бывших ведомственных общежитиях были предоставлены до государственной регистрации частной собственности на такие жилые помещения. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Наталья Николаевна обрисовала суть законопроекта. На самом деле проблема действительно существует, люди, к сожалению, остаются один на один с последствиями тех нарушений, которые были допущены в ходе приватизации, и вынуждены обращаться в суды, поэтому Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает концепцию законопроекта, но вместе с тем обращает внимание на то, что есть ряд замечаний. Так, например, законопроект предлагает установить нормы, фактически определяющие новые основания для пользования жилыми помещениями, включая положения об обязательных условиях договора найма жилого помещения и его расторжения, о порядке условий пользования жилыми помещениями, о порядке внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги на основании такого договора. В связи с этим отмечаем, что положения федерального закона от 2004 года № 189-ФЗ - это переходные положения, и, на наш взгляд, следовало бы всё-таки не менять переходные положения, а вносить изменения непосредственно в Жилищный кодекс. Комитет также отмечает, что использование в законопроекте формулировки "жилые помещения, которые находятся в жилых домах" нуждается в обсуждении с учётом нормы части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые дома также относятся к жилым помещениям. Ну и кроме того, комитет отмечает, что наймодателем может быть не только собственник, но и управомоченное им лицо, и это тоже следовало бы, наверное, отразить в предложенном законопроекте. В целом же комитет поддерживает концепцию с учётом сказанных замечаний и предлагает палате поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, конечно, этот законопроект важен и необходим, его нужно было принять уже давно, потому что тысячи людей страдают от того, что они не попали в систему того же капитального ремонта. Скажите, какова будет судьба тех общежитий учебных заведений, которые были ведомственными и в которых 50 процентов жилых помещений занимают студенты, а 50 процентов - в собственности: там нет разграничения, там один прибор учёта? Каково будет решение вот этой проблемы, когда в жилом доме часть этажей в частной собственности, а часть принадлежат ведомственному учебному заведению? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Виктор Петрович. Я думаю, что мы эту проблему будем рассматривать как раз в ходе подготовки проекта ко второму чтению. Сейчас мы уточняем статистическую информацию по этому вопросу, а все решения будут приняты в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Наталья Николаевна, поручение президента было дано в 2014 году, и только сейчас мы рассматриваем этот законопроект. Как вы оцениваете, сколько лет вообще этой проблеме и почему только сейчас внесён правительственный проект закона, только в этом созыве Государственной Думы, почему раньше министерство об этом не заботилось? По нашим данным, эта проблема существует достаточно давно, мы в том числе и в ваше ведомство обращались: людей выживают из общежитий, завышая тарифы, вообще отключая электричество, горячую воду, отопление, пытаются сделать так, чтобы они покинули общежитие, а люди, находясь в трудной жизненной ситуации, в безвыходной ситуации, вынуждены терпеть вот такие издевательства со стороны новых собственников - а государство молчит! Президент даёт поручение - министерство молчит! Два года спустя появился наконец законопроект, через полгода, видимо, он начнёт работать - а где все эти годы было министерство и почему на проблему не обращали внимания без указания президента? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Ярослав Евгеньевич. Действительно, мы работали над законопроектом три года, поручение было дано в декабре 2014 года. Вопрос очень сложный, вы видите, что изменения вносятся в вводные законы - о введении в действие Гражданского кодекса и Жилищного кодекса. Обсуждение было сложное, с привлечением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, это связано с особенностями согласования законопроекта и с существенными замечаниями в части юридической техники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, на моей практике аналогичные проблемы возникали не с теми зданиями, которые перешли в частную собственность, а с теми объектами, которые раньше были ведомственными, заводскими общежитиями и перешли потом в государственную собственность, и уже государственные ведомства... Ну, скажем, в Астрахани строительный университет устанавливает плату за так называемый наём в отношении этой категории людей в 5-6 раз выше, чем среднегородская плата за ремонт и содержание домов. Вопрос: полагаете ли вы возможным при рассмотрении законопроекта во втором чтении защитить не только тех, кто проживает в частных общежитиях, но и тех, чьи жилые помещения оказались в ведомственном подчинении государственных структур? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Олег Васильевич. Я считаю, что этот вопрос действительно надо поднимать в рамках второго чтения. Если имеются конкретные предложения по конкретным проблемам, которые есть на территориях, то мы готовы рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, законопроектом предусматривается заключение договоров найма жилого помещения с гражданами, проживающими в жилых помещениях бывших ведомственных общежитий, но собственники этих помещений в заключении подобных договоров не всегда будут заинтересованы и возможно будут уклоняться и затягивать процедуру оформления. Не считаете ли вы необходимым обозначить поправками в текст данного законопроекта конкретные сроки, в течение которых собственники будут обязаны заключить договор с жильцами? АНТИПИНА Н. Н. Хороший вопрос, Максим Анатольевич. Я думаю, что этот вопрос подлежит дополнительному обсуждению, и думаю, что да, нужно предусмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, одним из оснований для расторжения договора найма жилого помещения служит невнесение платы за коммунальные услуги и так далее более шести месяцев, но, как правило, граждане, проживающие в этих жилых помещениях, не платят не потому, что не хотят, а потому, что не могут платить. Как вы считаете, есть смысл ко второму чтению прописать определённые условия? Предположим, гражданин оказался в сложной жизненной ситуации, потерял работу и не может сейчас оплатить, и если он не оплачивает более шести месяцев, то это будет основанием обратиться в суд, чтобы разорвать договор досрочно. Не получится ли так, что мы усугубим ситуацию и люди окажутся без жилых помещений, то есть на улице? АНТИПИНА Н. Н. Андрей Геннадьевич, здесь действительно надо подумать. Поскольку это вводные законы, мы имеем право рассмотреть вопрос пошире в рамках подготовки изменений, которые хотим внести, так что, если есть предложения, мы готовы обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже вопрос к Наталье Николаевне. Наталья Николаевна, вопросы, связанные с общежитиями, с тем, чья это будет собственность, звучат здесь, в наших стенах, очень давно, и решаются они потихоньку, поэтапно, но скажу о самом главном, о чём просили люди, в основном малоимущие, те, кто, устроившись на работу, получал помещение в общежитии от предприятий и так далее. Когда дома передали в муниципальную собственность, власти держали это жильё как запасной жилищный фонд - мало ли, если что-то случится, есть возможность дать комнату в общежитии, - но это абсолютно несправедливо по отношению к тем людям, которые там живут. Таких домов осталось не так много, вы правильно сказали, двести, - это совсем немного (я не учитываю общежития, которые принадлежат нашим институтам и так далее), можно ли вообще решить вопрос сразу? Дать возможность приватизировать, и всё. Это опять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АНТИПИНА Н. Н. Тамара Васильевна, действительно, здесь необходимо подумать и оценить последствия, потому что приватизация... Во-первых, этот фонд находится в неудовлетворительном состоянии - от 30 до 85 процентов степень износа этого фонда, - и граждане должны, по сути, сами принимать решение, но при этом они должны понимать, что они, как собственники, будут полностью нести бремя по содержанию этого имущества, в том числе и по уплате налогов на имущество, поэтому... А право действительно можно предоставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Наталья Николаевна, безусловно, законопроект крайне актуален для защиты жилищных и других социальных прав граждан, проживающих в приватизированных ведомственных общежитиях, мы во время выборной кампании неоднократно сталкивались с подобными обращениями, однако законопроект регулирует только отношения по пользованию жилыми помещениями, а как быть с правовым статусом заселённых гражданами помещений в тех общежитиях, которые в период приватизации предприятия были переведены в жилищный фонд и имеют этот статус до настоящего времени? АНТИПИНА Н. Н. Игорь Вячеславович, не поняла вопрос, требуется уточнение, потому что в принципе на это и направлено решение проблемы. Те вопросы, которые касаются помещений, переданных в муниципальную собственность, регулируются 7-й статьёй 189-го закона, а вопросы, касающиеся частных общежитий, мы регулируем этим проектом федерального закона, то есть мы все ситуации учитываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Наталья Николаевна, несколько вопросов в одном. Первый момент. Речь идёт о тех домах, которые фактически незаконно были приватизированы, сейчас мы вот таким образом пытаемся восстановить справедливость. Но почему у людей появляется право только на проживание на условиях договора найма и они не получают право на приватизацию, несмотря на то что дома старые? Второй момент. Эти люди не получат права на получение другого жилья, в случае если дом будет впоследствии признан аварийным, потому что это частник и частная собственность? Почему не рассматривается такая мера, как изъятие этих незаконно приватизированных зданий и передача их в муниципальную собственность, что позволило бы комплексно решить этот вопрос, в том числе и проблему с разницей в тарифах? Ведь частнику, собственнику выставляются одни тарифы по электроэнергии, нанимателю он будет выставлять тарифы в соответствии с Жилищным кодексом, а кто будет нести обязанности по уплате разницы? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос. Что касается приватизации, я уже ответила Тамаре Васильевне, что надо предоставить право выбора. А в части остальных вопросов - ну, это требует обсуждения, все вопросы требуют обсуждения в рамках подготовки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, к сожалению, не сработала кнопка записи на вопросы, поэтому прошу разрешения задать вопрос Наталье Николаевне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте. ГОНЧАР Н. Н. Спасибо. Уважаемая Наталья Николаевна, в законопроекте есть оговорка, что нормы Гражданского кодекса будут распространяться, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законном основании. Как быть, если помещение предоставлено в советское время приказом заместителя директора, когда он был в своих полномочиях, ну скажем, Завода имени Лихачёва, а в судах говорят, что по сегодняшним законам эти основания не соответствуют требованиям? Как будут трактоваться решения, которые были приняты по общежитиям, по гражданам в советское время? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо, хороший вопрос, Николай Николаевич. Действительно, здесь мы опирались на практику Верховного Суда, и здесь рассматриваются две категории: те помещения, которые были предоставлены до приватизации, и те помещения, которые были предоставлены до регистрации права частной собственности. Все приказы за этот период будут считаться законными, то есть, по сути, законными документами, законными основаниями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Хованская Галина Петровна, выступление от фракции. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги, представители правительства! Тема старая, тема очень сложная, и реально процесс сейчас идёт только на основании судебных решений, то есть защита жилищных прав граждан осуществляется только в судебном порядке. Да, проект мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, будем поддерживать, будем его поддерживать и дорабатывать, но главная наша проблема заключается в том, что... Даже если мы сделаем практически совершенный документ, учтём все замечания и все указания на недоработки, которые можно простить с учётом концепции, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой - срок исковой давности. Причём в большей степени виноваты муниципальные власти, потому что регистрировать это право стали гораздо позже, не так давно, в общем-то, началась эта регистрация. Можно было помочь людям, но не было желания, не было политической воли, не хотелось брать на себя ответственность за дом с высокой степенью износа (то, о чём говорила Наталья Николаевна, - там износ от 30 до 80 процентов). Не говорить об этом сегодня нельзя, поскольку в этом и наша вина в том числе. Теперь дальше. Вот посмотрите, на основании позиции Верховного Суда решение будет положительное и право на приватизацию будет реализовано - в этом нет абсолютно никаких сомнений, здесь есть все основания, для того чтобы в этом не сомневаться, но знаете, от чего нас не защищают Верховный Суд и его позиция? Она в основном была направлена на реализацию права на приватизацию. Мы сейчас частично решаем проблему тех, кто остался на условиях найма, в части оплаты жилых помещений, но ведь некоторые приватизировали эти жилые помещения, и эта комнатёнка в общежитии у них единственное жильё - а вот этого мы совершенно не учитываем! Если это собственник единственного приватизированного жилья, значит, к нему должен быть такой же подход, как к любому другому собственнику, то есть он должен платить так же, как собственник в любом доме, который был в государственном или муниципальном жилищном фонде, где прошла приватизация. Вот этот момент надо обязательно учесть, иначе эти люди у нас окажутся в сложнейшей на сегодняшний день ситуации. Дальше, ещё один момент, на который хочется обратить внимание. Вы знаете, вот когда помещение практически передано муниципальным властям, властям субъектов Федерации - я сейчас говорю, в частности, о Москве, - ну другой уже работодатель, наймодатель другой, а там тоже создают общежития и оставляют как специализированный жилищный фонд. По какому праву?! А потом запрещают там приватизацию, потому что это же общежитие, специализированный жилищный фонд! С этим тоже надо разбираться и по каждому такому факту обращаться в прокуратуру, потому что жилищные права граждан нарушаются. А история эта тянется с 91-го года: вначале был указ президента, только потом вышел закон. Казалось бы, всё чётко и ясно, но, вы понимаете, у меня такое ощущение возникает, что мы практически - да, срок исковой давности - прикрываем те нарушения, на которые не обращали внимания, мимо которых проходили. Первый протест был в Волгограде, там встал народ, пошёл и добился своего - вот первый случай, когда была разрешена приватизация! По-разному люди реагируют, понимаете? В основном они реагируют, когда взвинчивается плата за жилое помещение и коммунальные услуги, - вот тогда они уже идут в суды. Дальше. Мы не защищаем этих людей вот этим законопроектом от выселения, от выдавливания их из жилых помещений. Совершенно справедливо заметил один из депутатов, что надо срок установить, потому что иначе будет такая же "резиновая" норма, как по старым обязательствам по капитальному ремонту: норма есть, а срока исполнения этих обязательств нет, иначе мы просто обнаружим, что в доме-то уже никого нет, их всех выселили, и выселяют их на улицу. Так что много замечаний, я сейчас не буду на мелких останавливаться, но, безусловно, законопроект нужно принимать в первом чтении и очень серьёзно, в том числе с советом при президенте, советоваться. Они молодцы, они написали совершенно замечательную вещь, я вот этими словами, наверное, закончу: в странах с развитым правопорядком (а мы всё-таки себя относим к цивилизованным странам, к странам с развитым правопорядком) уже достаточно давно не существует абсолютного права собственности, причём целый ряд его ограничений и обременений устанавливается не в отношении собственника и иных частных лиц, а непосредственно законодательством, в этом контексте возложение дополнительного финансового бремени на собственников общежитий, которые не могут быть у них истребованы в связи с истечением срока давности, не является незаконным. Так что мы сейчас совершаем совершенно справедливое законное действие и будем с вами работать при подготовке документа ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемые коллеги, я вопрос задал, но, пользуясь случаем, в выступлении хотел бы немножко пошире его поставить. Понятно, что законопроект надо принимать в первом чтении, но ко второму чтению надо более подробно подходить к предложениям, которые здесь были высказаны. Этим законопроектом мы прописываем порядок, как собственники в судебном порядке смогут идти и добиваться выселения граждан, которые по договорам найма проживают в этих помещениях, и вот скажу по поводу оснований, которые мы прописываем. Я вот уже обратил внимание на вопрос, касающийся неуплаты коммунальных платежей и платы за жильё в течение более чем шести месяцев, - ситуации бывают разные, ведь в этих жилых помещениях проживают не те граждане, которые не хотят платить за коммунальные услуги, а те, которые не могут платить за коммунальные услуги. И вот эта ситуация, эта грань очень тонкая, и как бы не получилось так, что, когда пойдут исковые заявления в суд о расторжении договора найма, суд, понятно, будет опираться на нормы федерального закона, а не на эмоции, и все уговоры, все слова людей о том, что они не имеют пока возможности оплатить коммунальные услуги, скорее всего, приниматься во внимание в суде не будут. Потому хотелось бы, чтобы все эти моменты были прописаны, потому что мы можем довести ситуацию до того, что массово людей начнут выселять на улицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит данный проект закона, и мои коллеги также позицию фракции в последующем представят, но хотелось бы обратить внимание на следующие замечания, которые в принципе частично уже были высказаны Галиной Петровной и другими депутатами в вопросах, и на опасения, которые этот проект закона порождает. Во-первых, важно то, что мы на публичной площадке говорим о столь важной проблеме - о почти двух десятках тысяч граждан нашей страны, которые проживают в бывших ведомственных общежитиях. И очень важно, не вдаваясь в юридические тонкости, всё-таки признать, что юридическая природа договоров социального найма и договоров найма помещений в ведомственных общежитиях с предприятиями-собственниками, по сути, одна и та же, потому что в то время, когда многие из них заключались, в принципе субъектами публичного права были как муниципалитет (административно-территориальная единица), так и само это предприятие, поскольку всё в основном строилось за бюджетные, государственные деньги и какого-то частного интереса у этих предприятий не было. Сохранить юридическую и публично-правовую природу этих договоров очень важно, и очень важно всё-таки за теми общежитиями, которые фактически из помещений специализированного фонда уже давно, может быть десять-пятнадцать лет назад, превратились фактически в жилые помещения, этот статус и сохранить - к сожалению, пока из текста в действующей редакции это не следует - и, разумеется, предусмотреть обязательства и возможности реконструкции с целью дальнейшего использования этих помещений как помещений неспециализированного жилищного фонда. Я уверен, что ко второму чтению под руководством и председателя комитета, и члена комитета от фракции ЛДПР все эти замечания удастся учесть, реализовать в поправках, и мы защитим право двадцати тысяч граждан нашей страны, которые проживают, поверьте, не в самых лучших условиях в этих бывших ведомственных общежитиях. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наверное, здесь нет ни одного человека, который при приёме граждан не сталкивался с этим вопросом. Фракция в обязательном порядке поддержит эту законодательную инициативу, но хотелось бы вернуться немножко к другому. Уже многие коллеги говорили, что с учётом приватизации ещё в те годы, в 90-е, возникла эта проблема. Фракция ЛДПР на протяжении многих лет поднимала эту тему: писали письма в министерство, обращались несколько раз и практически не находили ответов на эти вопросы, пока мы все не услышали позицию президента, - тогда министерство начало в этом плане каким-то образом шевелиться. Так же происходило и в случае с законом о приватизации: пока президент и председатель правительства не высказали свою позицию, фракцию ЛДПР не слышали, как будто и не было тех предложений, которые нами были сделаны. Но данный законопроект не решает вопрос комплексно, а хотелось бы понять и посмотреть на эту ситуацию комплексно. Сегодня мы говорим только о приватизированном жилье, но ведь есть проблемы, вот коллеги высказывали, с жильём, которое передали в муниципальные образования: там не меньше проблем, практически на каждой встрече поднимается этот вопрос. Вроде таких людей немного, но с учётом уже переданных в собственность муниципальных органов ведомственных общежитий их количество увеличивается, и проблема остаётся. Конечно же, наша фракция поддержит законопроект, и мы будем предлагать ко второму чтению поправки, но я думаю, что в рамках только одного этого закона нам не удастся комплексно решить данную проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, как мы уже сказали, мы поддержим этот законопроект. Вместе с тем я не настолько оптимистично оцениваю возможность приватизации жилья жильцами общежитий. Дело в том, что, к сожалению, несмотря на постановление Верховного Суда, судебная практика в регионах складывается по-разному, и во многом на это влияет позиция властей. Например, сейчас можно передавать жилые помещения муниципалитетам с правом дальнейшей их приватизации при условии, если признаётся, что эти помещения используются не по назначению, скажем так, то есть не являются ведомственным жильём, но очень часто они таковыми не признаются на уровне субъекта, и, к сожалению, в некоторых субъектах судебная практика складывается не в пользу жильцов общежитий. Хотелось бы, чтобы ко второму чтению была найдена возможность законодательно урегулировать эту проблему, чтобы на всей территории Российской Федерации жильцы общежитий имели равные права по приватизации, которые были бы реализованы, чтобы была одинаковая судебная практика во всех регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вопрос здесь, наверное, не в том, насколько этот закон улучшает защиту прав тех граждан, о которых мы говорим, а насколько вообще эта мера комплексная. На взгляд нашей фракции, данный законопроект - это некая полумера, которая фиксирует практически сложившееся положение дел. Начну с того, что все эти двести домов, которые сегодня стоят на учёте, - я думаю, что их гораздо больше, но на учёте у нашего профильного министерства сегодня двести домов - были приватизированы абсолютно незаконно, в нарушение всех правил, которые тогда существовали. Видимо, сегодня на какие-то радикальные меры Правительство Российской Федерации, к сожалению, не способно или не хочет этим заниматься. Предполагается, что, так как прошёл срок исковой давности, оспорить передачу общежитий уже невозможно по действующему законодательству. Предлагается оставить всё как есть и решить только самый насущный вопрос - с большими тарифами для граждан, которые проживают в жилых помещениях, находящихся в домах, фактически переданных предприятиям в частную собственность. Что мы решаем? Да ничего не решаем, по большому счёту, судебная практика уже сложилась, нам предлагается просто её закрепить. Большинство из этих двадцати тысяч граждан уже обратились в суд, отсудились и доказали, что с ними должен быть заключён договор найма, и с многими из них он уже заключён. Теперь вопрос в том, что делать с этими тарифами, про которые нам говорят. Если частная организация получает электроэнергию по цене 6 рублей за киловатт, а в соответствии с жилищным законодательством теперь будет продавать, или перепродавать, её по 3,5 рубля, возникает вопрос, кто будет нести бремя выпадающих доходов. Понятно, что частник. А нужно это частнику? Понятно, что не нужно, поэтому он приложит все усилия, чтобы людей, которые проживают в его доме, да ещё вводят его в дополнительные расходы (разница в тарифах - раз, оплата капитального ремонта - два), выселить. Какая предусмотрена защита от выселения, о чём здесь уже говорили? Да практически никакой! Не заплатил человек за шесть месяцев - его с семьёй можно спокойно выселить, причём не как из муниципального жилья, когда ему предоставляется другое помещение, пускай и меньшее по площади, а просто на улицу - и до свидания! И всё это будет законно. Поэтому, на наш взгляд, этот вопрос должен быть решён более радикально: эти дома, как незаконно приватизированные, по закону должны точно так же перейти к муниципалитетам. Но это только первая грань вопроса. Вторая грань вопроса. Все те люди, которые получили право на приватизацию, законно заселившись в такие жилые помещения, могут это право реализовать. Только что коллега Гартунг говорил о тех, кто сегодня проживает в общежитиях частной формы собственности и абсолютно не... Я прошу добавить время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, вы знаете наш Регламент, конечно, Регламент нужно учитывать, и вы поступаете правильно, говоря, что вы от фракции, но и к коллегам нужно уважительно относиться. От фракции, добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. Я постараюсь побыстрее. Вопрос с правом приватизации для этих граждан на сегодня не решён. И как он будет на самом деле решён? Судебная практика, ещё раз говорю, разнонаправленная. Если мы в законе закрепим, что эти граждане получают право не только проживать по договору найма, но и приватизировать жильё, как все остальные, то это будет, на мой взгляд, правильно. Ну и третье - это вопрос, касающийся аварийности. Практически все эти общежития, многие из них, находятся в аварийном состоянии, какие-то признаны аварийными, какие-то - нет, и как будет осуществляться переселение граждан из них - это тоже большой вопрос. Допустим, общежитие принадлежит какому-либо предприятию или частному лицу, дом признаётся аварийным - будут из него людей переселять или не будут, будет муниципалитет этим заниматься или не будет? Скорее всего, нет, и опять начнутся судебные споры. Безусловно, мы поддержим этот законопроект, но считаем, что вопрос должен быть решён комплексно, не должно быть полумер. Лучше, правильнее было бы централизованно передать общежития в муниципальную собственность, тогда автоматически решились бы все вопросы, которые сегодня не урегулированы и которые мы будем пытаться урегулировать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом объявляется перерыв до 12 часов 32 минут. После перерыва - выступление Гулевского Михаила Владимировича.
Уважаемые коллеги, продолжаем обсуждение 11-го вопроса повестки дня. Выступление Гулевского Михаила Владимировича. Пожалуйста, Михаил Владимирович. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект очень важен, и сегодня представители всех фракций, которые и выступали, и задавали вопросы, говорили именно об этом: он направлен на защиту прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях коридорного типа, которым необоснованно увеличивают плату за содержание жилого помещения путём признания жилых помещений, расположенных на одном этаже, одной коммунальной квартирой. Есть случаи выселения граждан, что, наверное, также недопустимо. Коллеги, это, пожалуй, самая обиженная часть населения, и эту несправедливость мы устраняем именно этим законопроектом. Анализируя законодательную инициативу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает, что предложенные изменения будут касаться лишь граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях на условиях найма, и не затронут права граждан, которые приватизировали жилые помещения в указанных домах и являются собственниками. Фракция поддерживает законопроект в первом чтении. Ну и конечно, в связи с тем, что сегодня было такое бурное обсуждение, я думаю, при подготовке ко второму чтению все фракции подключатся к этому законопроекту - замечания и предложения есть. Фракция предлагает в первом чтении утвердить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента и правительства желают выступить? Нет. Заключительное слово докладчика. Будете выступать, Наталья Николаевна? Пожалуйста. АНТИПИНА Н. Н. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Разрешите вас поблагодарить за поддержку законопроекта. Действительно, все вопросы, которые были заданы в ходе обсуждения данной инициативы, заслуживают внимания, и хотелось бы, чтобы все фракции подключились к доработке проекта закона ко второму чтению. Мы договорились с Галиной Петровной Хованской, что подключим и представителей Верховного Суда, посмотрим правоприменительную практику ещё раз, и надеюсь, что этим законом действительно защитим права граждан, которые проживают в бывших ведомственных общежитиях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна. Содокладчик? Илья Владимирович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 11 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 29 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.