Заседание № 250
О проекте федерального закона № 328672-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части отмены акциза на природный газ и одновременного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также об индексации ставок акцизов по подакцизным товарам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению пункта 3 - проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Заместитель председателя комитета по бюджету Сергей Иванович Штогрин делает доклад. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Комитетом вместе с Правовым управлением проведена юридическая и лингвистическая экспертизы законопроекта. К сожалению, ночью была допущена одна ошибка, поэтому сегодня в зале роздана новая редакция десятой страницы. Здесь в пункте 1 слова "а также" переставлены в другое место. Других изменений нет. В заключении Правового управления есть два замечания. Одно из них касается термина "иные режимы...". К чему он относится? Я думаю, если нормально читать, всем понятно, что этот термин относится к режимам иным, чем единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. И поэтому я считаю, что это несущественное замечание. Есть замечания, касающиеся регистрации фондов. Действительно, сейчас действует порядок, по которому Правительству поручено утверждать такой перечень, чтобы эти фонды имели право на льготы. Чтобы льготы не распространялись на всех, мы ввели иную норму - официальную государственную регистрацию. И соответствующие изменения будут внесены в базовый закон. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. На "час голосования".
Коллеги, переходим к "часу голосования". Вопрос 3, проект федерального закона, который докладывал Сергей Иванович Штогрин. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в третьем чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 33 сек.) Проголосовало за 314 чел. 69,8% Проголосовало против 17 чел. 3,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. 26,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 328672-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части отмены акциза на природный газ и одновременного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также индексации ставок акцизов по подакцизным товарам; принят в первом чтении 11 июня 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26-2 и 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Сейчас у нас пункт 9: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...". Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается во втором чтении законопроект, связанный с необходимостью внести изменения в налоговое законодательство в процессе подготовки бюджета будущего финансового года. Мы законопроект недавно детально обсуждали, поэтому я не буду говорить подробно, скажу только о тех изменениях, которые мы произвели по отношению к первому чтению решением Комитета по бюджету и налогам. Первое, что мы сделали, мы перенесли в этот законопроект из Закона "О налоге на добавленную стоимость" положение о снижении ставки налога на добавленную стоимость на 2 процента. В связи с тем что есть необходимость поработать над текстовой частью законопроекта, принятого в первом чтении, мы это решили сделать осенью. Второе изменение связано со ставками акцизов. Мы не со всеми предложениями Правительства согласились. Часть ставок акцизов, особенно по крепкому алкоголю, мы увеличили по предложению Правительства, а по винам натуральным и шампанским уменьшили. Кроме того, мы поддержали предложение Правительства о передаче 30 процентов доходов от акцизов на ликероводочные изделия и 15 процентов на крепкие вина в бюджеты субъектов Федерации в частичное восполнение потерь доходов бюджетов от отмены налога с продаж. Внесены также изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций", связанные с тем, чтобы окончательно прописать освобождение от налога на прибыль средств, которые направляются на научные исследования в российские и отраслевые фонды содействия развитию науки. Изменены ставки налога на прибыль, его расщепление по уровням бюджетной системы. Мы несколько не согласились с предложениями Правительства и предлагаем следующее распределение налога на прибыль по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет - 5 процентов (Правительство предлагало 5,5), региональные бюджеты - 17 процентов и 2 процента оставить, как было, - в муниципальные бюджеты, с тем чтобы тоже восполнить часть потерь, связанных с отменой налога с продаж. Также мы внесли изменения, касающиеся ставок налога на добычу полезных ископаемых по природному газу. Проходили большие, так сказать, консультации. В итоге мы вышли на следующее решение: для независимых компаний, доля добычи которых составляет на внутреннем рынке порядка 15 процентов всей добычи, установить ставку 70 рублей за тысячу кубических метров газа, а для остальных - если говорить прямо, то это "Газпром", - 107 рублей за тысячу кубических метров газа, частично заменив этой ставкой акциз на газ. Остальную часть доходов бюджета, как и говорило Правительство, оно будет замещать за счет увеличения экспортной пошлины. Внесены некоторые изменения, которые продиктовала жизнь: применение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса и системы единого налога на вмененный доход. Кроме того, изменена ставка налога на добычу полезных ископаемых по нефти сырой и газовому конденсату. Расчеты показали, что для того, чтобы возместить потери бюджета от снижения на 2 процентных пункта ставки налога на добавленную стоимость, ставка должна быть не 357 рублей, как предлагало Правительство, а 347 рублей. Кроме того, внесены изменения в законодательство, связанные с отчислением доходов от среднего и малого бизнеса и от упрощенной системы взимания единого налога на вмененный доход. Предполагается, что 100 процентов всех этих доходов будет передаваться с нового года муниципальным образованиям и субъектам Федерации также в погашение тех потерь, которые они понесут в связи с отменой налога с продаж. Внесены также изменения технического характера, которые вытекают из оглашенных мной предложений. Кодификация изменена. В целом законопроект подготовлен ко второму чтению. Я от имени комитета прошу поддержать его в предложенной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Уважаемые депутаты, возьмите, пожалуйста, таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. У кого есть замечания по поправкам в этой таблице? Есть? Пока, я вижу, Пузановский и представитель Правительства. Больше нет? Пожалуйста, Адриан Георгиевич, вы тогда, ваши замечания. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Сергей Иванович, я прошу пояснить еще раз ситуацию. Вы говорите о том, что для компенсации снижения на 2 процента НДС принята поправка, которая снижает плату с 357 до 347 рублей за тонну. Довольно странная получается ситуация: для того чтобы компенсировать, надо увеличивать, а здесь речь идет о снижении. Или как это понимать, Сергей Иванович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Сегодня действует ставка 340 рублей, Адриан Георгиевич. Правительство внесло предложение увеличить ее на 17 рублей. Когда начали проверять, оказалось, что этот расчет сделан из той позиции, что 11 миллиардов - это та экономия, или те деньги, которые получит вся промышленность Российской Федерации, а не только одна нефтяная отрасль. Нефтяная отрасль в ценах 2002 года получит дополнительный доход 4,7 миллиарда рублей. С учетом дефлятора это будет 5,2 миллиарда рублей. Эту сумму пересчитали с учетом объемов предполагаемой добычи в 2004 году и вышли на ставку в 347 рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель Правительства. Пожалуйста, Шаталов Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Мы просим поставить на отдельное голосование в первой таблице поправки 16 и 23. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 16 и 23. Так, уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок, за исключением поправок 16 и 23? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 30 сек.) Проголосовало за 366 чел. 81,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел. 18,7% Результат: принято Таблица принимается. Поправка 16. Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, Сергей Иванович уже сказал, что, когда обсуждался вопрос, какова должна быть ставка налога на добычу полезных ископаемых, в отношении природного газа было принято решение, что для "Газпрома" устанавливается ставка 107 рублей за тысячу кубических метров, а для независимых компаний устанавливается другая, пониженная ставка. Основанием для этого являлись представленные независимыми производителями данные о том, что при 107 рублях их бизнес становится нерентабельным. Наши расчеты, произведенные на основании данных, представленных независимыми компаниями, показывают, что при сложившейся пропорции добычи природного газа и отбензиненного сухого газа, отсекающая ставка, которая устанавливает нулевую рентабельность для бизнеса, составляет 132 рубля. В будущем, если доля отбензиненного сухого газа повысится до 50 процентов, эта отсекающая ставка снижается до 113 рублей. Но в сегодняшней ситуации и на ближайшую перспективу ставка 107 рублей позволяет вести бизнес рентабельно. Кроме того, хотелось бы обратить ваше внимание, что в том случае, если мы устанавливаем разные налоговые ставки для разных хозяйствующих субъектов, занятых в одной и той же сфере деятельности, мы нарушаем основные принципы построения налоговой системы и противоречим части первой Налогового кодекса. С учетом всех этих обстоятельств мы полагаем, что поправку 16 следует отклонить. Цена вопроса составляет больше 12 миллиардов рублей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович, позиция комитета. Коллеги, пожалуйста, потише. ШТОГРИН С. И. Я хочу напомнить коллегам выступление здесь 11 июня Председателя нашего Правительства Михаила Михайловича Касьянова. Он в своем выступлении сказал, что есть большая проблема с тарифами на газ, потребляемый внутри страны: затраты на производство газа, его транспортировку тарифами не покрываются. Те издержки, которые есть сегодня у "Газпрома", в частности (а вы знаете, что у нас тарифы регулируемые), покрываются за счет экспорта. И поэтому у нас и была ставка акциза по внутреннему газу 15 процентов, а по экспортному - 30 процентов. Естественно, в этой ситуации, когда мы поднимаем на какой-либо процентный пункт или на рубль налоги на газ, который потребляется внутри страны, - а независимые добытчики, или производители газа, не имеют доступа сегодня к экспортной трубе, потому что и "Газпром" даже не успевает прокачивать сейчас весь газ, который он должен поставлять в связи с заключенными контрактами, - то, естественно, они живут только за счет того, что продают свой газ на химию по нормальным ценам и имеют доходы. Мы рассмотрели состав затрат у некоторых компаний, которые считаются независимыми. Дело в том, что многие из них производили газ отбензиненный сухой, который вообще не облагался акцизом на газ, была нулевая ставка. Они платили только налог на добычу полезных ископаемых по газу по адвалорной ставке. И если говорить о тысяче кубов газа, то ставка этого налога у них была разная: у некоторых - 23 рубля, у других - 32 рубля, у кого-то - 37 рублей. И конечно, когда было предложено установить ставку 193 рубля, то, естественно, практически, наверное, все они стали бы нерентабельными. Мы искали пути, как эту ситуацию разрешить. Можно решить проблему, обеспечив сейчас независимым добытчикам доступ к трубе, к экспорту, чтобы они тогда могли покрывать свои издержки по внутреннему газу за счет экспорта. Этим путем сегодня мы не можем идти. Чтобы не терялись рабочие места, чтобы производство газа у нас не уменьшилось, а, наоборот, увеличивалось, мы, исходя из расчетов, по сути дела, в два раза увеличили для них налог на добычу полезных ископаемых, установив ставку 70 рублей, тем более что, я говорю, многие из них не платили акциз по внутреннему потребляемому газу. Поэтому эта норма у нас временная, и я думаю, что мы, парламент и Правительство, разберемся в этой ситуации, и, может быть, в будущем будет единая ставка, как у нефтяников (и проблем там не возникает), если у нас будет соответствующим образом выравнены и другие условия для независимых производителей газа. Поэтому цифра эта нами тоже обосновывалась, и когда комитет принимал решение, то он принимал решение осознанно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку 16 принять? Мнение Правительства - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 35 сек.) Проголосовало за 209 чел. 46,4% Проголосовало против 13 чел. 2,9% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 224 чел. Не голосовало 226 чел. 50,2% Результат: не принято Поправка не принимается. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. Поправка 23. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, поправка касается ставки налога на добычу полезных ископаемых для нефтяной отрасли. Сергей Иванович в своем докладе уже говорил о том, что сейчас эта ставка установлена в размере 340 рублей. И при обсуждении вопроса о том, каким образом должно быть компенсировано снижение уплачиваемых налогов для нефтяной отрасли, предполагалось, что это снижение будет компенсировано за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых. По нашим расчетам, сумма, которую сэкономят нефтяные компании в результате тех мер, которые предлагаются сейчас Правительством, составляет 11 миллиардов рублей. Исходя из этой суммы мы и рассчитали величину ставки - 357 рублей. Поэтому мы предлагаем отклонить поправку, которая устанавливает более низкую ставку - 347 рублей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Ну я, отвечая на вопросы Пузановского, уже отметил... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, очень шумно! ШТОГРИН С. И. ...что расчеты более глубокие, я бы так сказал, показали, что выпадает доходов нефтяной отрасли из бюджетной системы 4,7 миллиарда рублей в ценах 2002 года и 5,2 миллиарда рублей в ценах 2004 года. И расчет, сделанный обратным счетом, дает величину ставки 347 рублей. И я прошу палату решение комитета поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку 23 принять? Мнение Правительства - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 07 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел. 34,0% Результат: принято Поправка принимается. Так, всё с этой таблицей, Сергей Иванович? Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, таблицу поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Есть ли у депутатов замечания по этой таблице? Я вижу одного Коробова. Есть ли еще? Запишитесь, пожалуйста. Боюсь кого-нибудь не увидеть. Запишитесь. Покажите список. Так, пожалуйста, депутат Зайцев. ЗАЙЦЕВ К. Б., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 50. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 50. Депутат Коробов. КОРОБОВ М. Л., фракция "Единство". Пожалуйста, поправку 56. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 56. Пожалуйста, Катальников Владимир Дмитриевич. КАТАЛЬНИКОВ В. Д., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, озвучили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Озвучили. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "Отечество - Вся Россия". Благодарю вас. Поправку 28, будьте добры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 28. Депутат Мельников, Алексей Мельников. МЕЛЬНИКОВ А. Ю., фракция "ЯБЛОКО". Поправка 15. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15. Депутат Зиятдинова. ЗИЯТДИНОВА Ф. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, озвучено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Озвучено. Всё, коллеги? У Правительства нет поправок на отдельное голосование? Коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок, за исключением поправок 50, 56, 28, 15. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 25 сек.) Проголосовало за 374 чел. 83,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел. 16,9% Результат: принято Принимается. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Зайцеву. По поправке 50. ЗАЙЦЕВ К. Б. Уважаемые коллеги, я хотел бы остановиться на этой поправке по нескольким причинам. И первая причина - то, что мы только что с вами проголосовали, вернее, не приняли поправку 16, в отношении малых производителей газа. И в связи с этим, если мы идем по пути одинакового для всех налогообложения, я считаю, было бы справедливым обеспечить всем равный доступ в реализации своих прав, своих товаров на внешнем рынке. Поэтому предлагаю равный доступ к трубе как для большой организации газовой, монополиста, так и для независимых газопроизводителей. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, когда мы вчера рассматривали данную проблему в комитете, то приняли решение не вносить изменения в закон "О газоснабжении...". Закон очень непростой. И если править, то его надо править, наверное, весь, чтобы действительно все производители газа имели бы равный доступ к трубе. Исходя из этого, мы приняли решение о том, что для независимых производителей газа ставка должна быть пониженная. Сейчас ситуация изменилась. Поэтому я думаю, что палата должна принимать решение окончательное: менять ли закон о газоснабжении, что весьма и весьма, на мой взгляд, опасно сейчас делать, или вернуться к ставке. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авторов может быть много. Пожалуйста, Рыжков Николай Иванович. РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я являюсь одним из авторов этой поправки. Действительно, закон, который мы сегодня рассматриваем, весьма сложный, и, вы знаете, получилось так, что до последнего времени, до последнего часа шли дискуссии. После того, как я дал согласие быть соавтором, я тщательно изучил эту проблему и заявляю, что действительно эта поправка никакого отношения к этому закону не имеет, надо менять закон "О газоснабжении...", значит, естественно, надо очень тщательно всё продумать. Поэтому, первое, я снимаю свою фамилию, я снимаю свою поправку. Второе, я считаю, комитет правильно поступил, что предложил сегодня не принимать ее. И третье, я рекомендую, как представитель комитета по энергетике, осенью специально разобраться с этим вопросом и внести соответствующие предложения, продуманные, конкретные и так далее. А сегодня, я считаю, не надо ни в коем случае принимать вот так, на ходу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. По мотивам от фракции - депутат Язев. По карточке Резника, Владислава Резника. ЯЗЕВ В. А., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, ну, эта поправка, на мой взгляд, превращает наше пленарное заседание в театр абсурда. Во-первых, в соответствии со статьей 71 Конституции это должна быть поправка в закон "О газоснабжении...". Это достойно самостоятельного рассмотрения, а не так вот - принять в трех чтениях поправку и поменять концепцию закона. Второе. Нельзя производителей газа привязывать только к одному виду реализации - к экспорту. А если хотят независимые газодобывающие компании газ свой реализовывать внутри России - для газовой химии, энергетики? То есть само недропользование как бизнес должно быть рентабельным, а это нужно ставкой определять. И наконец, к 1 сентября будет Правительством принята концепция реформирования газовой отрасли, которая предусмотрит либерализацию газового рынка и уточнит, усовершенствует порядок доступа. Поэтому, я считаю, подобную поправку сегодня принимать было бы большой ошибкой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это поправка не в этот закон, поэтому комитет ее отклоняет, да? Я понял так. Сергей Иванович, и вы, по-моему, с этим согласились. ШТОГРИН С. И. По целому ряду причин, о которых я уже говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Мнение комитета и выступавших депутатов - отклонить. Правительство тоже за отклонение. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 36 сек.) Проголосовало за 42 чел. 9,3% Проголосовало против 7 чел. 1,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел. 89,1% Результат: не принято Так, поправка отклоняется. Депутат Коробов. Поправка 56. Пожалуйста, Максим Леонидович. КОРОБОВ М. Л. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, два года назад, когда Правительство вводило специфическую ставку НДПИ, оно обещало, что проблема выработанных, старых месторождений забыта не будет. И мы с вами приняли решение, которое обязывало Правительство до ноября внести соответствующий законопроект в Думу, что так и не было сделано в течение двух лет. Есть так называемый феномен выработанных месторождений, из которых на 80 и более процентов нефть уже извлечена. О чем это говорит? О том, что, во-первых, у хорошего, рачительного хозяина природный ресурс должен быть извлечен до конца. А у нас сейчас в стране 50 миллионов тонн нефти извлекается как раз из старых, выработанных месторождений. И количество этих месторождений будет увеличиваться. То есть 14 процентов всероссийской добычи приходится на старые месторождения. Кроме того, компании, работающие на старых месторождениях, имеют неравные конкурентные условия с теми, кто работает на месторождениях относительно новых или со средней степенью выработанности. Третий момент. Правительство говорило, что не готово ввести эту норму, потому что нет критериев четкого контроля. Позволю себе не согласиться с ними, поскольку правительственные же органы - государственная комиссия по запасам и государственная комиссия по разработке - постоянно мониторят все до единого месторождения в стране, которые находятся в эксплуатации. То есть они сами же постоянно контролируют степень выработанности месторождений. И четвертый момент. Президент поставил задачу в своем Послании в прошлом году осуществлять переход к рентным платежам в сфере природопользования. Я думаю, дифференциация ставки и применение понижающего коэффициента к НДПИ для нефти, добываемой из старых, выработанных месторождений, как раз и будет способствовать выполнению задачи, поставленной Президентом в прошлом году и в этом году, то есть увеличению ВВП. К слову сказать, Минэкономразвития, Минэнергетики, МПР поддерживают данный законопроект. Единственное, кто выступает против все эти годы, - это Минфин, который представляет сегодня Правительство. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Олег Викторович, вы по мотивам тоже, да? Пожалуйста. МОРОЗОВ О. В., председатель депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Да, я, вы знаете, по мотивам голосования, и вот почему. Я просто хочу справку дать для депутатов. Дело в том, что, когда мы принимали первый раз налог на добычу полезных ископаемых, прошла в постановлении при принятии этого закона моя поправка и поправка коллеги Коробова о том, что Дума поручает Правительству в срок до ноября 2002 года внести соответствующую поправку - вот ровно ту, которую сегодня мы предлагаем. Мне трудно сказать, почему Правительство не выполнило тогда это положение постановления Государственной Думы, но вот уже больше года мы не можем добиться от Правительства внятного ответа на вопрос, почему не вводится вот эта дифференцированная ставка, необходимость которой совершенно очевидна, с нашей точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вот сейчас Правительство, видимо, и скажет. Шаталов Сергей Дмитриевич, да? Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Да, спасибо. Уважаемые депутаты, эта проблема действительно обсуждается в течение двух последних лет очень тщательно, взвешенно. Хотелось бы отметить, что не только Минфин, но и Минэкономразвития сегодня занимает очень осторожную позицию и не готово к тому, чтобы принимать эту поправку. Есть несколько обстоятельств. Первое из них, может быть самое важное, состоит в том, что при использовании современных технологий даже на очень сходных месторождениях, имеющих примерно одинаковую выработанность, можно получать принципиально разные результаты, что и демонстрируют сегодня российские компании. Поэтому принятие такой поправки будет означать определенный регресс в техническом прогрессе. Второе обстоятельство - это то, что при определении степени выработанности появляются дополнительные субъективные факторы, которыми можно управлять, то есть появляется коррупционный момент. Мы очень боимся, что это приведет к отрицательным последствиям. Поэтому мы против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, налог на добычу полезных ископаемых стал третьим по величине источником доходов в бюджетной системе Российской Федерации, и поэтому эксперименты с ним весьма и весьма опасны для доходов бюджета. Я просто хочу вам напомнить, что в прошлом году доход от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составил 275 миллиардов рублей. В этом году за пять месяцев - уже 119. Рост к прошлому году составляет 147 процентов, хотя все налоговые платежи за пять месяцев выросли всего на 20 процентов! И поэтому мне, представителю бюджетного комитета, представляется весьма рискованным сегодня вносить какие-то непродуманные изменения в практику взимания этого налога. Действительно, проблема есть, она сложная, но зато этот налог нам дает стабильные доходы в бюджетную систему. И я предлагаю поправку эту не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Комитет и Правительство за отклонение. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 02 сек.) Проголосовало за 197 чел. 43,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел. 56,0% Результат: не принято Поправка не принимается. Коллеги Буткеев и Гартунг записались по ведению. БУТКЕЕВ В. А. В связи с тем что не прошла поправка, которую озвучивали коллеги, связанная с допуском к трубе независимых производителей газа, я предложил бы вернуться к поправке о том, чтобы облагать налогом на добычу полезных ископаемых в размере 70 рублей. Там не хватило немного голосов. Прошу вернуться к голосованию по этой поправке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой поправке? БУТКЕЕВ В. А. Поправка 16, насколько мне помнится, таблица... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это таблица принятых. Мы эту таблицу уже утвердили. Это надо отменить постановление о принятии таблицы 1. Депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Я хотел бы внести ясность. Здесь вкралась техническая ошибка при голосовании по поправке 23 из таблицы 1. Моя позиция - против. Я для стенограммы хотел бы это озвучить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, для стенограммы. Драганов Валерий Гаврилович, поправка 28, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на эту поправку. Известно, что новые месторождения практически не осваиваются, разрабатываются в основном старые. В стране острая жилищная проблема, это тоже известно. Новое жилье в районах разработки таких месторождений практически не строится. Добыча полезных ископаемых происходит подземным способом. Жилье в районах разработки месторождений преимущественно ветхое, разрушается. Необходимо его восстанавливать. Суть поправки в том, чтобы расходы компаний на переселение людей и выплату компенсаций за снос жилья относить на себестоимость в течение одного налогового периода, а не пяти лет, как это сегодня предусмотрено законодательством. Таким образом, жилищная проблема будет решаться не за счет бюджетных средств, а за счет в том числе и средств компаний, осуществляющих разработку месторождений. Официальный отзыв Правительства отрицателен, считаю, не по содержанию, а по формальным мотивам - в связи с тем, что законопроект не был сопровожден пояснительной запиской. А концепция законопроекта Правительством в целом поддерживается, хотя заместитель министра Шаталов заявил на заседании комитета, что Правительство против. На вопросы о мотивах и причинах этого "против" вразумительных ответов дано не было. Возможные финансовые потери указаны также не были. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, мнение комитета. Или мнение Правительства сначала? Пожалуйста, представитель Правительства Сергей Дмитриевич Шаталов. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, здесь, по-видимому, произошла какая-то путаница, потому что 28-я поправка к той теме, которую обозначил уважаемый Валерий Гаврилович, никакого отношения не имеет. Поправка 28 касается подоходного налога с физических лиц. Но я тем не менее по поводу аргументации, которая здесь прозвучала, хотел бы отметить, что да, Правительство выступает и против той поправки, которая устанавливает возможность в течение одного года затраты, связанные с переселением жителей, например, из районов Севера в другие районы при освоении полезных ископаемых, относить на расходы. Сегодня существует пятилетний срок. Этот пятилетний срок мы считаем разумным, он согласован с недропользователями, теми, кто осуществляет такие расходы. Эти расходы по своей природе аналогичны другим капитализированным расходам, связанным с разработкой полезных ископаемых, они же аналогичны амортизации, и мы не видим необходимости менять этот порядок. Мы против поправки, независимо от того, будет уточнен ее номер в дальнейшем или нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Я подтверждаю, что поправка 28 к теме, которую огласил коллега Драганов, отношения не имеет. Эта поправка связана со статьей 213, о налоге на доходы физических лиц. Но я помню, что мы обсуждали поправку этой тематики и комитет не согласился с доводами авторов, тем более что есть отдельный законопроект, который внесен группой депутатов, насколько я помню, в Государственную Думу. Он сейчас проходит там экспертизу, и готовится заключение Правительства. Поэтому не надо тогда спешить и сюда эти нормы включать. Будет отдельный законопроект - в установленном порядке рассмотрим его и, если сочтем нужным, примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Гаврилович по ошибке, видимо, вынес эту поправку, поэтому он ее отзывает, да? То есть она считается отклоненной. Пожалуйста, депутат Мельников, по поправке 15. Алексей Мельников. МЕЛЬНИКОВ А. Ю. Уважаемые коллеги, смысл этой поправки заключается в том, чтобы, сохранив темп индексации табачного акциза, который предложен Правительством, - 20 процентов, - установить специфическую ставку акциза на табачную продукцию. Аргументы в пользу этой позиции следующие. У нас в стране существовала до прошлого года хотя и многоуровневая, но специфическая система акциза на табачную продукцию. Начиная с этого года фактически проводится эксперимент - установлена комбинированная система. В предыдущие годы все индексации, которые мы с вами проводили, давали ускоренное поступление доходов в бюджет. В этом году наблюдается нечто прямо обратное: при индексации в 70 процентов, судя по тем цифрам, которые нам дало Правительство за четыре месяца, поступления возросли на 52 процента. По маю немножко другая ситуация, но всё равно поступления отстают от заложенной индексации. Соответственно, если так дела пойдут и дальше (сейчас бюджет недосчитывает уже примерно 3 миллиардов рублей, всего у нас заложено 20 миллиардов на этот год), мы недосчитаемся примерно 10 процентов доходов в результате применения комбинированной ставки. Я подчеркну, что это по данным за четыре месяца, это данные Правительства, которые оно нам представило официально, поскольку мы подробно обсуждали этот вопрос в разных подкомитетах и в комитете. Я предложил бы, для того чтобы нам не терять доходы бюджета, установить со следующего года специфическую ставку и поддержать поправку 15. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич Шаталов. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, мы в прошлом году очень подробно обсуждали вопрос о том, какова должна быть система налогообложения в табачной отрасли, и с 1 января этого года действительно ввели новую систему, в соответствии с которой применяются комбинированные ставки. Есть значительная специфическая 5-процентная адвалорная составляющая. Каковы результаты этого года? Депутат Мельников говорит, что результаты свидетельствуют о том, что мы совершили ошибку. Хотелось бы уточнить. Прежде чем оценивать эти результаты, надо посмотреть на объемы производства в конце прошлого года и в начале этого. В конце прошлого года в связи с тем, что были значительно, почти на 70 процентов увеличены ставки акцизов, а также в связи с другими обстоятельствами, например, с изменением требований к оформлению пачек сигарет, большинство табачных предприятий выпустили огромное их количество в ноябре - декабре и сократили выпуск в январе - феврале этого года, одновременно перенастраивая свои линии. Если смотреть на объемы производства, то только в апреле мы вышли на уровень производства сигарет, соответствующий апрелю прошлого года. Теперь о том, на сколько мы проиндексировали ставки акцизов. Я говорил, что 70 процентов - это цифра все-таки достаточно условная, потому что по сигаретам без фильтра мы увеличили акцизы практически на 100 процентов, а по сигаретам с фильтром практически на 43 процента. Средневзвешенная ставка, средневзвешенное увеличение, конечно же, зависит от того, какая доля сигарет с фильтром и сигарет без фильтра выпускается нашей табачной промышленностью. Назову цифры. В 2001 году сигареты без фильтра составляли 41 процент, в 2002-м - 31 процент, за первые пять месяцев этого года - 25 процентов. Тенденция совершенно очевидная, и эта тенденция, по-видимому, нас должна удовлетворять. Выпуск сигарет без фильтра значительно сокращается. В этих условиях при указанных сложившихся обстоятельствах общее увеличение акцизов по тем ставкам, которые мы приняли в прошлом году, составляет в среднем по отрасли 57 процентов. Депутат Мельников говорил о том, что мы имеем плохие поступления по результатам первых четырех месяцев. Действительно, в марте мы получили акцизов на 123 процента больше, чем в марте предыдущего года. Однако уже в апреле - 157 процентов, а по итогам мая, которые депутат Мельников назвал несколько лучшими, - 201 процент по сравнению с апрелем. Это дает основание считать, что ошибки не сделано, а окончательные результаты следует проанализировать по итогам года. С учетом этого обстоятельства мы считаем, что необходимо отклонить поправку Мельникова, которая предлагает очень значительное увеличение акцизов на все виды сигарет и папирос безо всякой дифференциации, и принять более осторожное и взвешенное решение, которое не нанесет ущерба отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от фракции "ОВР"... Нет, еще Штогрин не выступал. А потом Геннадий Васильевич Кулик, по мотивам. ШТОГРИН С. И. Поправка 15 - это поправка не Мельникова, а депутатов Морозова и Штогрина. Комитет буквально позавчера уже ночью рассматривал эту проблему, голоса разделились, и, по-моему, 12 человек проголосовали за то, чтобы оставить эту систему, 10 против, два голоса разницы. В чем проблема? У нас была раньше система адвалорной ставки акцизов, и собирались они очень плохо. В 1999 году (я цифры назову) мы собрали 2,3 миллиарда, в следующем - уже 5,1, в 2001-м - уже 9 миллиардов, в прошлом году - 11 миллиардов рублей акцизов. Всем понятно, что с учетом роста объемов производства, цен и нашей ставки это давало субъектам Федерации хорошие, стабильные доходы для их нужд. С этого года деньги от табачных акцизов поступают в федеральный бюджет, планировалось получить 20 миллиардов рублей. Меня здесь не интересует, так сказать, социальная составляющая и другие и то, какие должны быть меньше, какие больше, потому что по своей экономической природе акциз - это специальный фискальный сбор. И когда мы его брали с газа, то мы брали часть природной ренты. Когда мы берем его с дорогих автомобилей и ювелирных изделий, таким образом мы забираем часть доходов у богатых в пользу финансирования социальных нужд. Когда мы взимаем акциз с водки или табаков, то это сбор с тех, кто производит, продает и потребляет, на нужды здравоохранения и социальные нужды населения. Меня здесь больше всего интересует, конечно, составляющая доходов. Так вот, как свидетельствуют цифры, за пять месяцев поступило 6,3 миллиарда акцизов по табакам, в том числе 2,2 миллиарда - это за табаки, выпущенные в прошлом году. В оставшиеся семь месяцев надо собрать еще 14 миллиардов рублей, то есть по два в месяц. Май дал 1,5 миллиарда, апрель - 1,3. Уже четко видно, понятно мне, например, что мы недоберем, может быть, 3, может быть, 4 миллиарда рублей, потому что выйти на уровень 2-2,5 миллиарда - это, ну, просто фантастика, поскольку первые месяцы просто-напросто акциз собирался очень и очень плохо. Поэтому или терять год еще, или исправить ошибку сегодня. Палата, я думаю, должна сама определиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. По ведению, пожалуйста, Любовь Константиновна Слиска. А потом Геннадий Васильевич выступит от фракции. СЛИСКА Л. К. Сергей Иванович, насколько я знаю, у нас в комитете по бюджету более пятидесяти человек. Как же получилось так, что за данную поправку тринадцать и десять человек голосовали? Это даже меньше чем половина бюджетного комитета. ШТОГРИН С. И. Двенадцать и десять, извините, поправляю. Дело в том, что у нас кворум считается на начало заседания комитета. Заседание комитета началось, по-моему, в 17 часов позавчера, а завершилось в 1 час 30 минут следующего дня, да, правильно подсказывают. И поэтому мы голосуем, когда уже остались... по наличию большинством голосов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич Кулик, от фракции "Отечество - Вся Россия". КУЛИК Г. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я не хочу ни цифры приводить, ничего. Тут столько сказано по этому вопросу и Шаталовым, и Штогриным, что можно сделать определенные выводы. Геннадий Николаевич, я просто хочу сказать, что мы уже начинаем мучить наших производителей частой сменой правил игры. Мы с 1 января ввели систему налогообложения новую, которая не только в России применяется, а и в ряде других стран, дает хорошие результаты. Еще не подведя итогов, говорим: давайте ее сменим. К вам и к нам обратились все руководители фабрик, кроме одной зарубежной фирмы, которые говорят: "Ну не трогайте, ради Христа, давайте доживем до конца года, подведем итог. Может быть, третью систему предложим, если это будет надо". Нет! Та сторона, которая хочет это сломать, говорит: "Нет, сейчас сломайте! Давайте заранее скажем, что то, что в России применяется, плохо. Давай делать только то, что применяется в Америке". Я прошу, обращаясь к вашей совести, не поддерживать поправку, которая сейчас ставится на голосование. (Сильный шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте приступим... По мотивам от группы депутатской - Морозов Олег Викторович. А Динес - от "Единой России", да? МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, пламенная речь Геннадия Васильевича Кулика, конечно, впечатляет. Но не очень понятно, зачем мы в прошлом году с 1 января вводили эту систему. И сейчас коллега Штогрин совершенно правильно сказал, что система-то работает в ущерб федеральному бюджету. Это говорит и господин Степашин. Господин Степашин дает справку, которая показывает: доходы бюджета от обложения налогами табачной промышленности падают. Уважаемые коллеги, я думаю, что речь идет об элементах недобросовестной конкуренции, речь идет вовсе не о защите отечественного товаропроизводителя. Это обман. Это очевидный обман! Речь идет о конкуренции владельцев табачных компаний, которые абсолютно в равных условиях находятся, но одним почему-то этой системой налогообложения мы даем преференции, а другим не даем. Поправка направлена на то, чтобы всех поставить в равные условия, это во-первых, а во-вторых, пополнять федеральный бюджет, чем мы, как депутаты, и должны заниматься. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас депутат Динес, от "Единства", а потом Владимир Александрович, от группы депутатской. Пожалуйста. ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство". Геннадий Николаевич, я, собственно, взял слово по ведению. Я хотел бы напомнить, что в соответствии с Регламентом Государственной Думы докладчик, выступающий на пленарке, докладывает позицию, принятую комитетом. В данном случае Сергей Иванович должен именно эту позицию докладывать. А по существу хочу добавить. Мы с вами приняли серьезное решение о модернизации системы акцизного налогообложения, и у нас сейчас нет ни одного серьезного аргумента для возвращения к прежней, устаревшей системе. Поэтому комитет и принял решение в поддержку Правительства. Я напомню Сергею Ивановичу, который, видимо, запамятовал, что голосование было четырнадцать к семи, четырнадцать голосов было в пользу Правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пожалуйста, Владимир Александрович Аверченко. Он из области, где единственная российская табачная фабрика. АВЕРЧЕНКО В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, депутатская группа "Народный депутат". Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, поразительно, как некоторые наши коллеги пытаются с ног на голову поставить реальную ситуацию. Первое. Все табачные фабрики, кроме одной компании, поддерживают решение Правительства. Казалось бы, единодушие. И только одна компания лоббирует предложение, которое сегодня озвучено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы ее назовите. АВЕРЧЕНКО В. А. "Филип Моррис". (Шум в зале.) Второе. В России большинство курильщиков бедные. И мы этой поправкой увеличиваем налогообложение именно бедных курильщиков. Третье, о чем я хотел бы сказать. Фактически, Олег Викторович, собираемость налогов по вновь введенной системе увеличилась почти в два раза. Почему об этом никто не говорит? То есть государство выигрывает, хотя мы имеем очень маленький период собираемости налогов. Уже есть результаты. Поэтому, чтобы долго не говорить, я считаю, мы должны и поддержать российских табачников, и поддержать Правительство Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, ну выступили вы уже! Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку 15 принять? Мнение комитета и Правительства - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 50 сек.) Проголосовало за 206 чел. 45,8% Проголосовало против 17 чел. 3,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 223 чел. Не голосовало 227 чел. 50,4% Результат: не принято Ясно. Поправка отклоняется. Так, коллеги, мы с вами все поправки обсудили. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 31 сек.) Проголосовало за 304 чел. 67,6% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел. 31,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 247
О проекте федерального закона № 328672-3 "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26-2 и 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (в части отмены акциза на природный газ и одновременного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также индексации ставок акцизов по подакцизным товарам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, давайте мы сейчас перейдем к закону под номером 34. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26-2 и 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Доклад официального представителя Правительства Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Законопроект входит в блок налоговых законов, которые внесло Правительство и которые важны для бюджета следующего года. Здесь многие вопросы традиционные: скажем, индексация ставок акцизов на следующий год в соответствии с инфляцией на 10 процентов по большинству видов товаров. Несколько более высокая индексация - 20 процентов - по сигаретам. Кроме того, предполагается поменять систему налогообложения в газовой отрасли, отказавшись от уплаты акцизов и перенеся эту налоговую нагрузку на два компонента: во-первых - на налог на добычу полезных ископаемых, во-вторых - на экспортную пошлину, которая будет уплачиваться в том случае, если природный газ поставляется за пределы Российской Федерации. Есть небольшое увеличение налога на добычу полезных ископаемых по нефтяной отрасли, но оно не связано с увеличением налоговой нагрузки, а направлено только на то, чтобы компенсировать те выгоды от снижения других налогов, которые получает нефтяной комплекс. Соответственно, увеличения налоговой нагрузки не происходит. Все остальные вопросы практически технического характера. Вопросы подробно обсуждались в комитете. Есть некоторые позиции, по которым ко второму чтению будут внесены уточнения, и Правительство с этим согласно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валерий Гаврилович Драганов, содокладчик. Нет, виноват. Штогрин Сергей Иванович, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, действительно, ежегодно мы в весеннюю сессию рассматриваем законопроект, предлагаемый Правительством, связанный с формированием проекта закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год, и рассматриваем индексацию ставок, специфических ставок налогов, таких, как акцизы, земельный налог, водный налог и другие налоги. И действительно, комитет рассмотрел предложение Правительства и поддерживает его. В прошлом году инфляция составила 15 процентов. В этом году, как вы уже слышали из выступления Председателя Правительства Касьянова Михаила Михайловича, инфляция составила у нас 7,1 процента за пять месяцев. И действительно, есть настоятельная необходимость проиндексировать ставки, с тем чтобы адекватно наполнялась бюджетная система Российской Федерации. В комитете внимательно изучались предложения Правительства по индексации ставок акцизов, большинство предложений поддержано, особенно что касается водки, автомобилей, пива, нет никаких вопросов. Правильно Правительство вносит предложение не индексировать ставки земельного налога по землям сельхозназначения, поскольку в прошлом году мы их проиндексировали в 1,8 раза. Возникает вопрос, надо ли индексировать ставки по землям городов и поселков. Хотя инфляция есть, но в связи с тем, что мы в прошлом году проиндексировали в 1,8 и это серьезно ударило по налогоплательщикам и по бизнесу, это предмет обсуждения ко второму чтению. Особый разговор по табачным изделиям. Хочу сказать, что мы установили весьма и весьма щадящий режим налогообложения этой отрасли. И в качестве примера: сегодня проезд в трамвае стоит 7 рублей, а пачка сигарет "Прима" стоит 2 рубля 50 копеек. Вот такие низкие цены стимулируют доступ подростков к этому зелью, подростки отравляют себя. И поэтому, я думаю, в дальнейшем надо рассмотреть вопрос в части того, чтобы налоговая составляющая табачных изделий была значительней, чтобы цена на табачные изделия действительно не была доступна всем подряд, в частности подросткам. Каждый год к традиционной индексации акцизов и других налогов в связи с инфляцией Правительство, как правило, вносит и другие законодательные инициативы по изменению режима. Вот в настоящем законопроекте - об этом уже сказал Сергей Дмитриевич Шаталов - есть предложение изменить систему взимания налогов и в отрасли газодобывающей, или в газовой отрасли. В этом плане у нас возникли вопросы следующего порядка. Мы переносим часть налоговой нагрузки, которая сегодня находится в акцизе, уплачиваемом головной компанией "Газпром", на экспортную пошлину. И здесь у нас вопросов нет: действительно, по экспорту, через экспортную пошлину, государство может и должно взимать часть природной ренты. Но часть налоговой нагрузки мы переносим и на увеличение налога на добычу полезных ископаемых, на те добывающие предприятия, которые у нас находятся в регионах, причем существенно: с 32 рублей до 197 рублей за 1 тысячу кубометров газа. Таким образом, мы значительно поднимаем цены на газ на внутреннем рынке. Сегодня Михаил Михайлович Касьянов выступал - опять я обращаюсь к этому выступлению, - он сказал, что цены на внутреннем рынке у нас не покрывают затраты на добычу и транспортировку газа, то есть каждый рубль, добавленный в налоговую составляющую добывающих предприятий, сразу же увеличивает соответствующим образом и тарифы на внутреннем рынке. Поэтому мы должны задуматься, надо ли нам это делать. Может быть, сначала поступить, как предлагает Председатель Правительства, - вывести внутренние тарифы на газ таким образом, чтобы добыча его, транспортировка стали рентабельными, а потом уже заниматься увеличением налоговой нагрузки? Поэтому ко второму чтению нам нужно очень внимательно подойти к проблеме изменения налогообложения газовой отрасли, с тем чтобы не навредить. Тем более, что увеличение налоговой нагрузки добывающих предприятий повлечет за собой уменьшение их прибыли и соответствующим образом уменьшение отчислений в доходы субъектов Федерации и муниципальных образований, поскольку сегодня три четверти всей прибыли зачисляется в местный бюджет и бюджет субъекта Федерации. В законопроекте также есть предложения, связанные с увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли. Комитет их всецело поддерживает. Действительно, если мы примем решение сегодня, в чем я не сомневаюсь, о снижении на два процентных пункта ставки налога на добавленную стоимость, то наша ресурсная отрасль, самая богатая ресурсная отрасль, - нефтяная отрасль должна снижение этой налоговой нагрузки возместить через другой налог. Таким налогом - и правильно, считаю, - Правительство выбрало налог на добычу полезных ископаемых. Также в законопроекте есть предложения, касающиеся отмены налога с продаж с 1 января 2004 года. То есть, принимая поправки, которые внесло Правительство, мы таким образом подтверждаем и окончательно закрепляем отмену этого налога с 1 января 2004 года. Я хочу сказать, что мы находимся в трудной ситуации, поскольку субъекты Российской Федерации в следующем году теряют порядка 60-70 миллиардов рублей дохода, и, естественно, Правительство должно внести соответствующие предложения, наверное, ко второму чтению, как эти доходы будут возмещены, как они будут распределяться по территориям, с тем чтобы не была повторена ситуация прошлого года, когда мы отменили налог на пользователей автомобильных дорог и, к сожалению, адекватного замещения не получили, о чем сегодня депутаты задавали вопросы Председателю Правительства. В целом комитет просит палату поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Не убегайте. Так, уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам по данному законопроекту? Есть. Запишитесь, у кого есть вопросы. Пожалуйста, запишитесь. Покажите список. Так, три депутата. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. К кому вопрос? ДРАГАНОВ В. Г., фракция "Отечество - Вся Россия". К Сергею Ивановичу. Может быть, и к Алексею Леонидовичу. Мы говорили на заседании комитета, когда принимали решение по упомянутым налогам, о том, что вопросы обложения авансовых платежей в капитальном строительстве налогом на добавленную стоимость будут в отдельном законопроекте, скорректированном Николаем Николаевичем Гончаром, который будет внесен и рассмотрен. Я хотел бы услышать: это будет в весеннюю сессию или автоматически это у нас переносится на осень? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Я считаю, что, вообще, этот вопрос следовало бы перенести на осень, потому что мы находимся в очень большом дефиците времени и, к сожалению, Правительство нас, вольно или невольно, в такое положение ставит. Сегодня у нас 11-е число, и, по идее, мы должны были бы сессию продлить до 1 августа, чтобы в соответствии с Регламентом рассмотреть законопроекты с учетом мнений субъектов Федерации, но палата будет принимать решение, продлять сессию или нет. Такие вопросы надо прописать очень тонко. И чтобы решить ту проблему, о которой вы сказали, чтобы не было каких-либо новых шлюзов для уклонения от налогов, я думаю, было бы целесообразно, чтобы комитет этой проблемой занялся в осеннюю сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Баржанова Маргарита Валерьевна. БАРЖАНОВА М. В., фракция "Отечество - Вся Россия". У меня вопрос к Правительству. Конечно, желательно, чтобы ответил Алексей Леонидович, но... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Леонидович, к вам вопрос. Пожалуйста. БАРЖАНОВА М. В. Мы этот вопрос действительно поднимали в комитете, и Сергей Дмитриевич в своем докладе уже сказал о том, что многие поправки и многие вопросы, которые поднимали депутаты, будут учтены во втором чтении, но хотелось бы, чтобы вы ответили для протокола на вопрос, который волнует многих депутатов, - о равномерной нагрузке по налогообложению всего ТЭКа. Мы этот вопрос хорошо обсудили в комитете, но, к сожалению, в заключении нашего комитета, которое нам роздано, говорится только о равномерной нагрузке между независимыми газопроизводителями и самим "Газпромом". А как же все остальные отрасли, составляющие ТЭК? Все-таки хотелось бы услышать конкретный ответ о равномерной налоговой нагрузке на все отрасли ТЭКа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович. ШАТАЛОВ С. Д. Позвольте мне ответить на этот вопрос. Я уже говорил о том, что у нас очень подробно в течение длительного времени обсуждается вопрос о налогообложении в газовой отрасли. И все признают, что то стратегическое решение, которое предлагает Правительство, является правильным и своевременным. Дальше - вопрос о ставках, о том, каким образом должна быть перераспределена налоговая нагрузка между внутренним потреблением и поставками на экспорт. И сейчас, мне хотелось бы это еще раз подчеркнуть, мы завершаем последние согласования и с "Газпромом", и с независимыми производителями, уточняем ставки таким образом, чтобы не потерять рентабельность, чтобы для всех и внутренние, и внешние поставки были бы не менее выгодны, чем сегодня. Речь идет прежде всего о перераспределении налоговой нагрузки и самом минимальном увеличении налогов за счет отмены льгот. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Задорнов Михаил Михайлович, ваш вопрос. ЗАДОРНОВ М. М. У меня тоже вопрос к Сергею Дмитриевичу Шаталову. Уважаемый Сергей Дмитриевич, Сергей Иванович, когда обозначал позицию комитета, уже говорил о том, что не только в отношении ТЭКовских акцизов, но и акцизов на табак надо внимательно проанализировать ставки и систему уплаты на основании той информации, которую мы сейчас имеем по итогам пяти месяцев. Готово ли Правительство во время второго чтения на основании анализа этой информации так же четко определить размеры акцизов на табак и систему уплаты - какая эффективнее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Да, безусловно. И мы представим информацию, свидетельствующую об эффективности этой системы, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет. Присаживайтесь, Сергей Иванович. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Кто за то, чтобы данный законопроект?.. (Выкрики из зала.) Что у нас? Валерий Афонасьевич Язев, Александр Дмитриевич Жуков - вот два выступающих. ЯЗЕВ В. А., фракция "Единство". Большое спасибо. У меня вообще вызывает недоумение заявление Правительства о том, что все вопросы налогообложения газовой отрасли решены. То есть концептуально мы в первом чтении законопроект принимаем, но что я хотел бы сказать? Во-первых, увеличение налоговой нагрузки. Цифры дискутируются: по расчетам "Газпрома" - 40 миллиардов, по расчетам Минфина - 17. В любом случае это противоречит заявлениям и Президента в Послании, и Касьянова. Во-вторых, вводимая экспортная пошлина. Одинаковая ставка в 20 процентов и для российского газа, и, по сути, для транзитного газа Туркменистана делает проблематичным выполнение межправительственных соглашений. Вот эту несуразицу тоже надо исправлять. Одно из серьезных концептуальных замечаний - это единый подход, единая фиксированная ставка - 193 рубля - для сухого сеноманского газа и сырого волонжинского, не говоря уже об ачимовских отложениях газа. Это же вопрос концепции, ее нельзя изменить. В целом отмена так называемой льготы на газ на собственные нужды "Газпрома" вызовет серьезное удорожание транспортной составляющей для независимых производителей газа и для потребителей - по расчетам, на 7, 8, 10 процентов, поэтому Комитет по энергетике, транспорту и связи, межфракционное депутатское объединение "Энергия России" рассмотрели эти предложения и вынесли такое решение: обязательно в сегодняшнее постановление нужно вставить пункт о том, чтобы исключить увеличение налоговой нагрузки на газовую отрасль страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жуков Александр Дмитриевич. ЖУКОВ А. Д. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я по мотивам данного постановления. Дело в том, уважаемые коллеги, что вот этот закон, проект которого мы сейчас рассматриваем, является основным бюджетообразующим законом с точки зрения проекта бюджета 2004 года. Нам необходимо его принять до окончания весенней сессии Государственной Думы, поэтому предлагается срок подачи поправок ограничить 16 июня, для того чтобы комитет мог рассмотреть эти поправки. И комитет предлагает проект постановления Государственной Думы о проведении внеочередного заседания 21 июня именно с целью рассмотрения данного законопроекта и других бюджетообразующих законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Николай Иванович Рыжков, вы на выступление по ведению записались, да? РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Геннадий Николаевич. Да, по ведению. Дело в том, что идет обсуждение проекта закона, но несколько депутатов подписали поправку к проекту постановления. Кстати, депутат Язев сейчас сказал о решении нашего комитета. Мы рассматривали специально этот вопрос и четко сформулировали, что, несмотря на все изменения режима налогообложения, ни в коем случае не должно быть увеличения налоговой нагрузки на "Газпром" в будущем году. Это сказано в нашей поправке к проекту постановления. Я прошу, Геннадий Николаевич, рассмотреть нашу поправку к проекту постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы сейчас примем проект постановления за основу, а потом - поправку. И Правительство тоже выскажется по данной поправке. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении, проект постановления - за основу? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 284 чел. 63,1% Проголосовало против 56 чел. 12,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел. 24,0% Результат: принято Принимается. Поправка роздана депутатам, она у вас на руках. Валерий Афонасьевич Язев ее доложил, Николай Иванович Рыжков поддержал. Пожалуйста, мнение Правительства. КУДРИН А. Л. Уважаемые депутаты, я знаю, что в Государственной Думе обсуждался вопрос о нагрузке на газовую отрасль. Со своей стороны также могу сказать, что в последние две недели прошло несколько совещаний под моим руководством, мы признали с "Газпромом" следующие позиции (они закреплены протоколом, протокол можем выслать вам): во-первых, согласиться с общей схемой изменения налогообложения, уйти от акциза, перейти на НДПИ и экспортную пошлину; во-вторых, исходить из того, что общая нагрузка на отрасль увеличится на 17 миллиардов. С этим не спорит и "Газпром", потому что общий тариф на 2004 год увеличивается на 20 процентов и полностью покрывает ту нагрузку, которую мы устанавливаем для "Газпрома". То есть государство, с одной стороны, устанавливает тариф, с другой стороны, устанавливает нагрузку. "Газпром" в этом смысле в сопоставимых с 2003 годом условиях не увеличивает... точнее, не "Газпром", а по отрасли сейчас я говорю - на 17,5 миллиарда. В этой связи у нас есть договоренности и согласие, я вчера проводил совещание лично с Миллером Алексеем Борисовичем. Эта позиция не вызывает беспокойства, а по тем пунктам, которые назывались справедливо, - в отношении транзитного газа, в отношении независимых и "Газпрома" - по ним мы договорились ко второму чтению найти приемлемый вариант. Мы подготовили три варианта возможных решений, сейчас они на рассмотрении в "Газпроме". У нас идет конструктивная работа. Какие-то поправки, которые выходили бы за рамки или обязывали бы кого-то вне вот этих реальных конструктивных расчетов, мне кажется, нецелесообразно поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нецелесообразно? КУДРИН А. Л. Против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков Николай Иванович, по ведению. РЫЖКОВ Н. И. Я хотел бы довести до сведения, что вчера, когда заседал комитет по энергетике, мы подробно обсуждали этот вопрос. И на нашем заседании был заместитель председателя правления Рязанов Александр Николаевич, и он категорически не согласился с их расчетом - это 41 миллиард налоговая нагрузка. По вашему расчету, Алексей Леонидович, - мы видели ваш протокол - 17,5. Он тоже с этим не согласился. Тогда как же понимать: он вчера не согласился, а вы говорите, что есть согласие руководства "Газпрома"? Пусть тогда не подтверждает, что они с радостью принимают 17,5 миллиарда, и у нас тогда не будет никаких вопросов. Но у нас другая совершенно информация, Алексей Леонидович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Леонидович, пожалуйста. И после этого будем голосовать поправку. КУДРИН А. Л. Николай Иванович, Рязанов был и у меня на совещании, а вчера был Миллер. Мы показали наши расчеты, они с ними согласились. Вчера был составлен новый протокол (это во-первых), поскольку идет речь о нагрузке на отрасль. Я могу вам показать, почему у них получилась другая цифра, но сейчас они согласились с нашей. Не стану объяснять, что внутри "Газпрома" "Газпром" своим решением устанавливает прейскурант, цены добычи на каждом месторождении. Цена добычи, по которой центральная контора "Газпрома" закупает у своих месторождений, по разным месторождениям отличается в пять раз. И они согласились, что они сами могут изменить эту нагрузку, уменьшив прибыль по головной конторе, и тем самым они решают эти все проблемы и общая нагрузка не увеличивается. Есть еще другие объяснения этому, я сейчас не хочу уважаемых депутатов в эти детали вводить, поскольку это вопрос технологий. Но есть вторая ситуация. Государство является основным акционером "Газпрома", и этот акционер "Газпрома" устанавливает основные цели и задачи, устанавливает нагрузку, а, во-вторых, мы устанавливаем и тарифы, за счет которых балансируется бюджет, и устанавливаем, соответственно, налоги. Поэтому, я вас уверяю, государство, будучи в нескольких качествах - руководителем "Газпрома" и главным акционером, - определяет основную политику. Поэтому не нужно мне ссылаться на руководителя менеджмента "Газпрома" по поводу того, что он с чем-то может быть не согласен. В данном случае, повторяю, он вчера был на совещании и согласился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Правительство - против. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 08 сек.) Проголосовало за 156 чел. 34,7% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел. 64,7% Результат: не принято Поправка не принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы постановление принять в целом? Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) Нет, это отдельный вопрос. А, сдача поправок - 16-е число, да. Я думал, дополнительное заседание. Это отдельно, а здесь 16-е. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 45 сек.) Проголосовало за 278 чел. 61,8% Проголосовало против 47 чел. 10,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел. 27,3% Результат: принято Принято.