Заседание № 111

08.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328662-3 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в части снижения ставки налога на добавленную стоимость, а также изменения действующего порядка применения нулевой ставки в отношении услуг по международным перевозкам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1448 по 1463 из 7074
Вопрос 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 21        
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании              
утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской          
Федерации о налогах и сборах". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам       
Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста.                                       
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Законопроект прошел правовую и          
лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления нет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания у депутатов по докладу? Нет.            
Голосование проведем в "час голосования".                                       
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, Наталья Викторовна.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2117 по 2134 из 7074
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в      
главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании     
утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской          
Федерации о налогах и сборах". Кто за принятие законопроекта в третьем          
чтении? Прошу проголосовать.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8%                                     
Проголосовало против           44 чел.9,8%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 110

06.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328662-3 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части снижения ставки налога на добавленную стоимость, а также изменения действующего порядка применения нулевой ставки в отношении услуг по международным перевозкам; принят в первом чтении 11 июня 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 948 по 965 из 9028
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я вношу предложение снять      
сегодня с рассмотрения пункт 12 повестки дня и перенести его на осень (это      
законопроект "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса   
Российской Федерации" - о налоге на добавленную стоимость), и вот почему. У     
нас в Государственной Думе начала закрепляться такая негативная, я бы сказал,   
даже опасная тенденция, когда в небольшой законопроект, который мало что        
значит для жизни страны, начинают вноситься такие поправки, которые потом       
кардинально меняют не только концепцию законопроекта, но и экономические, в     
частности, если говорить об этом законопроекте, налоговые правоотношения. И     
вот предложение правительства перевести уплату налога на добавленную            
стоимость по методу начисления, или, как говорят, по отгрузке, - это вообще     
тема отдельного законопроекта. Я считаю, что мы не имеем права его принимать    
без учета мнения Торгово-промышленной палаты... (Микрофон отключен.)            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1367 по 1399 из 9028
Штогрин Сергей Иванович предлагает 12-й вопрос повестки дня снять и перенести   
на осень. Уважаемые коллеги, есть ли другие мнения? Комитет по бюджету?         
Васильев Юрий Викторович, пожалуйста. Для стенограммы нужно в микрофон          
сказать.                                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, Васильеву Юрию Викторовичу микрофон.                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "Единая Россия".                                               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный      
вопрос, вопрос готов, поэтому мы настаиваем: оставить его в повестке.           
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, необходимо определиться голосованием. Предложение депутата   
Штогрина - снять пункт 12 повестки дня. Кто за? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               74 чел.16,4%                                     
Проголосовало против           22 чел.4,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5768 по 6616 из 9028
Пункт 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части     
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по       
бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста.                     
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Законопроект внесен Правительством      
Российской Федерации около двух лет назад. Данный законопроект направлен на     
улучшение налогового администрирования в части НДС и снижение налоговой         
ставки касательно тоже НДС.                                                     
                                                                                
В ходе доработки этого законопроекта в наш комитет было направлено порядка      
двухсот поправок, из них семьдесят две комитет рекомендует к принятию и сто     
двадцать восемь - к отклонению. Просьба перейти к таблицам поправок.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1 поправок, рекомендуемых к принятию, содержит       
семьдесят одну поправку. Пожалуйста, Наталья Викторовна, что не так?            
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Таблица 1 и к ней в дополнение еще одна поправка - итого         
семьдесят две поправки. Это просто технически аппарат потерял поправку.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но она у нас отдельно роздана?                            
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Отдельно, она в принятых, в таблице принятых.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, значит, есть поправка депутатов Васильева и       
Бурыкиной. Будем считать ее в таблице 1 семьдесят второй поправкой. Нет         
возражений? Нет. Есть ли необходимость вынести на отдельное голосование         
какие-либо поправки из таблицы 1? Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста.          
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Пожалуйста, поправки 6, 46, 53 и 20.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Поправка 46.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 46-я, да? Спасибо.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых      
комитетом к принятию, семьдесят две поправки, за исключением поправок 6, 46,    
53 и 20. Кто за? Прошу голосовать.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович, четыре поправки.                           
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
Поправка 6 чисто техническая, ее надо просто проголосовать. Неправильно         
сделаны ссылки на подпункты 1 - 4.1. Предложения следующие (для стенограммы):   
подпункт 5 пункта 1 после слова "выполнения" дополнить словом "видов", после    
слова "оказания" дополнить словом "видов"; слова "подпунктами 1 - 4" заменить   
словами "подпунктами 1 - 4.1"; в абзаце первом пункта 2 слова "не               
предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи" исключить (это     
для верной кодировки). И вот с этими изменениями предлагаю проголосовать        
поправку.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Наталья Викторовна, по 6-й поправке.                                
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. По 6-й поправке. Я думаю, что Сергей Иванович прав, надо будет   
посмотреть кодификацию, я просто вот сейчас по памяти сказать не могу, но,      
скорее всего, можно в таком виде поддержать. Комитет к третьему чтению еще      
проверит. Это чисто техническая правка по кодификации.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 6-я            
поправка. Предложение комитета - принять. Предложение депутата Штогрина -       
отклонить.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, остановите режим голосования.                 
                                                                                
Еще раз, Наталья Викторовна, пожалуйста.                                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Позиция комитета - принять. Сергей Иванович дал чисто            
техническую поправку, которую можно учесть к третьему чтению.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я еще раз повторяю: нам необходимо     
голосовать по данной поправке, потому что она была извлечена из таблицы,        
значит, 6-ю поправку надо голосовать. Мнение комитета - принять. Это так?       
Так. Сергей Иванович сказал, что есть проблемы с поправкой, - значит,           
отклонить. Я ставлю поправку на голосование. Кто за то, чтобы принять? Прошу    
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу внимания.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Косопкин Александр Сергеевич.                                       
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Борис Вячеславович, спасибо.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Наталье Викторовне. Вот здесь есть поправка, розданная в        
зале, за вашей подписью и подписью Васильева. Она как бы не вошла в таблицу     
рекомендованных к принятию поправок, и по ней сейчас не было проведено          
голосование. Вы имеете в виду, что это техническая поправка, или как?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Викторовна.                           
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Во-первых, мы по ней провели голосование, она была в             
дополнении к таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Борис Вячеславович в   
своем выступлении ее озвучил, и мы ее проголосовали. Это поправка 72, в         
стенограмме она будет звучать, чисто техническая: статьей срок введения         
закона был проставлен 2004 годом, мы эту статью сейчас исключили при принятии   
нами решения.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, раз вопрос этот возникает, мы, после   
того как определимся по всем таблицам, отдельно еще раз проголосуем по данной   
поправке. Надо уважать мнение полномочного представителя президента: еще раз    
проголосуем по данной поправке.                                                 
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста, поправка 46.                               
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
Поправка 46 является краеугольным камнем этого законопроекта, который был       
принят в первом чтении два года назад. Этой поправкой вводится режим оплаты и   
начисления налога на добавленную стоимость по отгрузке. Цена вопроса весьма     
велика. На сегодняшний день только кредиторская задолженность у нас в           
экономике составляет порядка 7 триллионов рублей. По принятому решению в        
течение двух лет надо будет с ней разобраться: если кто-то не сможет ее         
вернуть себе, то придется платить налог на добавленную стоимость из             
собственных средств.                                                            
                                                                                
Кроме того, возникает масса вопросов, связанных с ЖКХ, поскольку оно работает   
у нас сегодня по методу оплаты, а не по методу отгрузки, с нашими               
естественными монополиями, и, вообще, необходимо оценить, насколько это будет   
полезно или вредно для экономики. Понятно, что переход на уплату налога по      
отгрузке даст прежде всего фискальный эффект, то есть коснется наполнения       
федерального бюджета, а как это скажется на развитии экономики, насколько это   
будет благотворно, есть большие вопросы, поскольку за четыре предшествующих     
года только треть налогоплательщиков перешла на этот метод в добровольном       
порядке, а остальные две трети работают пока по методу оплаты.                  
                                                                                
Мое предложение - поправку эту не принимать. Такие предложения должны быть      
предметом отдельного законопроекта с соответствующим технико-экономическим и    
финансовым обоснованием: что это дает в целом для страны, какие выигрыши,       
какие проблемы, особо следует описать переходные периоды в связи с этим         
методом. Я предлагаю поправку эту отклонить, а правительству предложить         
осенью внести отдельный законопроект, который был бы обсужден в целом           
обществом, субъектами Федерации, чтобы мы четко понимали, насколько             
рискованный шаг мы с вами делаем, принимая это решение.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Тоже по данной поправке.               
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я в дополнение к аргументам, которые высказал Сергей            
Иванович, хотела бы добавить, что особые проблемы переход на уплату по          
отгрузке вызовет у предприятий, у которых большая дебиторская задолженность.    
И понятно, что это прежде всего предприятия, которые оказывают услуги           
жилищно-коммунального хозяйства, это естественные монополии, и переход на       
уплату налога по отгрузке помимо изымания оборотных средств у этих              
предприятий просто создаст еще один фактор повышения тарифов на                 
жилищно-коммунальные услуги. Так что вещь эта тоже отнюдь не безобидная. Я      
хочу отметить, что в течение нескольких лет правительство пыталось продавить    
переход на уплату налога на добавленную стоимость по отгрузке, и это у него     
не получалось. А вот сейчас, в данном законопроекте, под видом того, что идет   
облегчение налогового пресса, протаскивается эта норма перехода... (Микрофон    
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Игошин Игорь Николаевич, по ведению.                                
                                                                                
ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, я тоже хотел записаться по поправке 46, не        
сработала техника. Я просто хочу дополнить аргументы, которые были сейчас       
высказаны: этой поправкой мы ухудшаем положение всех налогоплательщиков,        
всех, кто платит НДС. Законопроект улучшает положение налогоплательщиков, но    
только очень выборочно - тех, кто ведет строительство, крупных дебиторов и      
так далее, а вот положение всех остальных ухудшает. Поэтому верен аргумент,     
предлагающий подготовить отдельный закон и принять его осенью. Сейчас нет       
никакой необходимости острой для того, чтобы эта поправка была принята.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна, пожалуйста, ваша позиция.                                   
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Автором этой поправки является Правительство Российской          
Федерации, поэтому у меня просьба, чтобы представитель правительства            
прокомментировал.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Сергей Дмитриевич, прокомментируйте эту поправку.                               
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Эта поправка, которую внесло правительство, взвешенная, и мы      
полагаем, что эта проблема сейчас уже назрела. Цифры, которые здесь звучали,    
конечно же, неправильные. Называвшиеся 7 триллионов, кредиторская или           
дебиторская задолженность, - это текущая задолженность, и с ее помощью никоим   
образом нельзя оценивать последствия от принятия поправки. Хотел бы добавить    
еще, что здесь предусмотрены очень длительные переходные положения, которые     
позволяют в течение двух лет урегулировать вопросы, связанные с дебиторской     
задолженностью. Ну и наконец, с этим связано и то, что мы решаем вопрос с       
налогообложением авансов по тем производствам, где имеется длительный цикл.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, необходимо определиться по поправке 46. Предложение          
комитета - принять, предложение депутатов Штогрина и Дмитриевой - отклонить.    
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              286 чел.63,6%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович, 53-я поправка.                             
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы особо ваше внимание обратить на эту поправку.     
Этой поправкой вводится следующая норма. Если сельхозтоваропроизводитель,       
фермер договорился с владельцем бензозаправки, чтобы тот поставил ему в обмен   
на зерно нефтепродукты, дизельное топливо и бензин 80-й, то в этом случае       
нефтяник должен будет, отгрузив нефтепродукты, еще заплатить крестьянину 18     
процентов от их стоимости, налог на добавленную стоимость. Крестьянин в свою    
очередь должен будет, получив урожай, отгрузить зерно и вернуть сумму тоже в    
размере 18 процентов от стоимости зерна. Вы понимаете, какой, в общем-то,       
механизм предложен? Где найти такого владельца заправки, который даст тебе в    
долг дизельное топливо и еще приплатит 18 процентов к этому? Ну это просто      
нереально! Все такие операции просто с 1 января будут закрыты, и никаких        
договоренностей при обмене одного товара на другой вообще не будет. Кроме       
того, здесь еще записаны и другие инструменты, которые используются в           
расчетах, все они практически будут запрещены, за исключением расчета           
деньгами. Цель, конечно, благая - чтобы торговля шла только на деньги, но, к    
сожалению, экономика к этому еще не готова.                                     
                                                                                
Я предлагаю эту поправку не поддерживать или хотя бы отклонить ее и потом       
договориться об отсрочке введения, потому что это будет, во-первых, удар по     
сельскому хозяйству, а во-вторых, удар по тем, кто сегодня находится в          
тяжелом финансовом состоянии и вынужден заниматься товарообменными операциями   
не потому, что ему этого хочется, не потому, что ему это выгодно, а просто      
потому, что денег нет.                                                          
                                                                                
Кроме того, мы здесь вторгаемся и в компетенцию Гражданского кодекса, статьи    
855 об очередности платежей. Получив такие деньги и имея долги первых четырех   
очередей, конечно, налогоплательщик никак не сможет вернуть или перевести эти   
деньги, так сказать, назад, потому что нельзя нарушать нормы Гражданского       
кодекса.                                                                        
                                                                                
Поправка в принципе безжизненна, просто-напросто целый ряд обменных операций,   
которые сегодня работают, которые дают работу людям, так сказать, будут         
просто запрещены. Я предлагаю поправку не поддерживать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста. Вы такого же мнения или                  
противоположного?                                                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, я прошу вас выслушать внимательно то, что я     
хочу сказать.                                                                   
                                                                                
Соединение двух поправок, переход на уплату по отгрузке и обложение налогом     
бартерных сделок, можно прямо сказать, приведет к тому, что для 70 процентов    
сельхозпредприятий наступит конец. Не хочу отнимать у вас время, если вас это   
заинтересует, я вам подробнейшим образом объясню механизм этой удавки.          
                                                                                
Когда мы обсуждали эту проблему в комитете, было достигнуто решение (более      
того, мы это обсуждали в группе, специально созданной во фракции,               
рассматривали предварительно этот вопрос), что мы эту поправку будем вводить    
с отсрочкой, для того чтобы нам всем внимательно разобраться в последствиях,    
в том, что за этим последует.                                                   
                                                                                
Значит, было... (Микрофон отключен.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас три минуты положено на выступление. Я прошу         
регламентную группу за этим следить.                                            
                                                                                
КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, ну это дело Думы, я просто говорю: конец        
будет, потому что 70 процентов предприятий сегодня могут жить только на         
бартере, и не потому, что он нам нужен, он нас удавит, этот бартер, но у нас    
нет другого выхода. Мы говорим, что будет рассматриваться вопрос, потому что    
из документов неясен срок введения этой поправки, вот и всё.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Геннадий Васильевич, спасибо.                    
                                                                                
Пожалуйста, Наталья Викторовна.                                                 
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемый Геннадий Васильевич, уважаемые коллеги! Мы             
действительно внимательно изучали эту поправку в комитете. Я просто хочу вам,   
Геннадий Васильевич, сказать, что не надо забывать о том, что                   
сельхозпроизводителям (по вашей просьбе) предназначена специальная глава об     
уплате сельхозналога. И большая часть ваших производителей, насколько я         
поняла из всех ваших выступлений до этого, не являются плательщиками налога     
на добавленную стоимость. Что касается малого бизнеса - тоже будет              
специальная глава рассматриваться.                                              
                                                                                
Что касается товарообменных операций - действительно, мы в комитете приняли     
решение эту поправку поддержать. И есть отдельная поправка в таблице 3 о        
сроке введения, по которой комитет не принял решение. Поэтому просьба           
комитета - поддержать данную поправку.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость еще прокомментировать? Нет. Уважаемые коллеги, ставится   
на голосование поправка 53. Предложение комитета - принять, предложение         
депутата Штогрина - отклонить. Прошу голосовать. Кто за?                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.63,1%                                     
Проголосовало против           43 чел.9,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович, 20-я поправка.                             
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
20-я поправка связана с авансами. Действительно, принято решение (это в         
поправках есть): авансы по поставкам продукции на экспорт с нулевой ставкой     
на срок более шести месяцев налогом не облагаются, это у нас в редакции,        
которую мы тут предлагаем, есть. Но дело в том, что, когда шел разговор о       
поправках по НДС, то, насколько я помню, президент в послании говорил о том,    
что надо авансы от налога освободить.                                           
                                                                                
При этом что сделано вот в данном законопроекте? Из соответствующей статьи      
"авансы" как термин исключены, вместо этого введен термин "неполная оплата",    
или частичная оплата, что, по сути дела, с экономической точки зрения одно и    
то же. Получил частичную оплату, не полностью, - должен начислить налог и       
уплачивать его и в ту, и в другую сторону, так сказать. Поэтому я считаю, что   
вот то, что термин заменили, а суть оставили, - это неправильно, надо           
реализовывать наши намерения. Поэтому предлагаю поправку 20 отклонить. Тогда    
авансы действительно не будут облагаться налогом на добавленную стоимость,      
или, точнее, их не надо будет учитывать при расчете налоговой базы по налогу    
на добавленную стоимость.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Викторовна.                           
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Комитет тоже внимательно рассматривал этот вопрос.               
Действительно, есть поправка, касающаяся предприятий с длительным циклом, где   
действует особый порядок исчисления и учета авансов, они полностью              
освобождены до окончания работ от уплаты аванса. Здесь предлагается несколько   
другое решение, общее, оно связано с общим принципом перехода на уплату         
налога по отгрузке: исчисленный аванс и выданный аванс схлопываются,            
сальдируются и получается только разница. Поэтому для того, чтобы не рвать      
общий принцип перехода на отгрузку и, более того, была возможность создания     
информационной системы по НДС (это даст большую возможность), по мнению         
комитета, данный подход надо поддержать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет желания прокомментировать у полномочных               
представителей или у представителя правительства? Сергей Дмитриевич,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Правительство поддерживает собственную поправку, разумеется. Я    
хотел пояснить только, что если эта поправка будет принята, то в этом случае    
при переходе на отгрузку возникнут ситуации, когда у одних налогоплательщиков   
обязательства еще не будут возникать, а другие уже будут получать возмещение.   
Это просто разрывает налог.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 20. Предложение комитета - принять,            
предложение депутата Штогрина - отклонить. Кто за? Прошу голосовать.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7%                                     
Проголосовало против           41 чел.9,1%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 поправок, рекомендуемых к отклонению. Здесь у нас сто тридцать пять   
поправок. Есть ли необходимость выносить на отдельное голосование какие-либо    
поправки? Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Что у нас?                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Поправка 85.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игошин Игорь Николаевич.                                  
                                                                                
ИГОШИН И. Н. Поправка 41.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Габдрахманов Ильдар Нуруллович.                           
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Поправка 16.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых    
к отклонению, за исключением поправок 16, 41 и 85. Кто за? Прошу голосовать.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна, поправка 85.                           
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Смысл поправки 85 коллеги Буренина заключается в следующем.     
Она позволяет предприятиям, которые переходят на специальные налоговые режимы   
- упрощенную систему налогообложения и систему единого налога на вмененный      
доход, - не восстанавливать входящий налог на добавленную стоимость. Дело в     
том, что переход на упрощенную систему добровольный, переход на единый налог    
на вмененный доход обязательный, но если предприятие до этого находилось на     
другом налоговом режиме, то, прежде чем перейти на эти режимы, оно должно       
восстановить налог на добавленную стоимость по входящим товарам и услугам.      
Это означает, что есть некий ценовой барьер для этих предприятий при переходе   
на упрощенные налоговые режимы.                                                 
                                                                                
Эта поправка была принята комитетом, но почему-то в самый последний момент      
правящая фракция решила изменить свою позицию. Этот вопрос ставится основными   
предпринимательскими организациями, и было бы совершенно справедливо отменить   
требование восстановления входящего налога на добавленную стоимость,            
поскольку это существенно ограничивает использование малыми предприятиями       
специальных налоговых режимов.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Наталья Викторовна.                                                 
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, ну, Оксана Генриховна немножко вводит нас в   
заблуждение: на самом деле эта поправка была комитетом отклонена, комитет у     
нас заседал в понедельник.                                                      
                                                                                
А что касается содержания, мы действительно внимательно рассматривали эту       
поправку и считаем, что она создаст возможные налоговые схемы по получению      
НДС из бюджета и в принципе будут достаточно существенные бюджетные потери.     
Поэтому мы внимательно посмотрели и приняли решение не поддерживать, тем        
более следующий закон дает достаточно преференций для малого бизнеса. Просьба   
данную поправку отклонить. Тем более у нас уже есть другое решение по           
принятым поправкам.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 85. Предложение депутата Дмитриевой -          
принять, мнение комитета - отклонить. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               45 чел.10,0%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Игошин Игорь Николаевич. 41-я поправка.                             
                                                                                
ИГОШИН И. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы только что в   
таблице поправок, рекомендованных к принятию, проголосовали норму - введение    
обязательного начисления НДС по отгрузке. По сути дела, мы ухудшили положение   
налогоплательщиков, причем всех плательщиков НДС. Уверен, что принимать такое   
решение, по сути дела, политического, а не экономического характера можно       
было, только приняв в пакете какую-то компенсационную меру, которая встречно    
улучшает положение налогоплательщиков. И вот в качестве такой компенсационной   
меры, которая позволит нивелировать негативное впечатление от принятого         
закона среди предпринимателей, экономически активных людей, я предлагаю в       
41-й поправке понизить с 2007 года на два процентных пункта налог на            
добавленную стоимость. Я думаю, что две эти поправки друг друга дополнят в      
пакете и будут восприняты обществом благосклонно.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна, пожалуйста, ваше мнение.                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Мое или комитета?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста, изложите.                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, мы тоже внимательно рассматривали             
предложение депутата Игошина и считаем, что была предложена прекрасная          
компенсация возврата НДС по капитальным вложениям в виде необложения налогом    
авансов. А что касается предложения о снижении ставки, оно, конечно, выглядит   
внешне привлекательным, но никакими экономическими расчетами, к сожалению, не   
подкреплено. Поэтому предложение такое: поработать в новой системе несколько    
лет, а потом, возможно, и рассмотреть вопрос о снижении ставки. Сейчас          
комитет данную поправку не поддерживает.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 41-я поправка. Предложение        
депутата Игошина - принять, мнение комитета - отклонить. Кто за? Прошу          
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               47 чел.10,4%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Габдрахманов Ильдар Нуруллович, поправка 16.                        
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Спасибо.                                                     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Смысл этой поправки            
заключается в следующем. В прошлом году Государственная Дума в рамках           
жилищного пакета освободила от НДС реализацию готового жилья, но при этом       
осталась одна неурегулированная проблема - это когда гражданин заключает        
договор с застройщиком о долевом строительстве жилого дома и в этой ситуации    
физическое лицо передает денежные средства застройщику. Мы предлагаем четко     
прописать, что в этой ситуации НДС у застройщика не возникает. В принципе мы    
долго дискутировали на этот счет с правительством. Оно считает, что здесь и     
так НДС нет, и поэтому не стоит это прописывать отдельно в главе. Значит, всё   
было бы так, но мы с 1 января приняли новый закон о дольщиках, где четко        
прописали все эти вопросы, и здесь есть вероятность того, что НДС все-таки      
будет возникать. Поэтому, чтобы поставить точку в этом вопросе, мы предлагаем   
эту поправку принять.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна, пожалуйста.                                                 
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, комитет очень много времени посвятил          
рассмотрению этой поправки. Мы считаем, что принятый нами жилищный пакет, в     
котором было много налоговых преференций для застройщиков и дольщиков,          
полностью покрывает все те решения, которые были приняты ранее. В статью 149    
были введены специальные нормы, касающиеся отношений дольщиков и                
застройщиков. В таком виде поправка нам кажется опасной. Мы считаем, что та     
добавленная стоимость, которая реально возникает в строительных организациях,   
в том числе в их коммерческих отношениях, может выйти из-под налогообложения    
и будут большие потери. Комитет данную поправку не поддерживает.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 16. Предложение депутата Габдрахманова -       
принять, мнение комитета - отклонить. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      4 чел.                                          
Не голосовало                 446 чел.99,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаю переголосовать по той поправке, которую мы         
назвали 72-й, поправке депутатов Васильева и Бурыкиной, она была отдельно       
роздана. Мнение комитета - принять. Есть по этой поправке какие-то              
альтернативные предложения? Нет. Ставится на голосование поправка, внесенная    
депутатами Васильевым и Бурыкиной. Кто за? Прошу голосовать.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Теперь то, что у нас сведено в таблицу 3. Это две поправки, по которым          
комитет не принял решение, - поправка депутатов Бурыкиной, Макарова, Штогрина   
и Максимовой и поправка депутатов Кармазиной, Габдрахманова, Кондаковой и       
Паниной. Пожалуйста, кто? Наталья Викторовна, пожалуйста.                       
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Дело в том,     
что комитет принял решение по этой поправке, но здесь нет резолюции             
исключительно потому, что первой нужно рассмотреть поправку 2, внесенную        
депутатами Сухим, Руденским и Штогриным. Она касается срока введения расчетов   
деньгами по товарообменным операциям, о которых говорили Геннадий Васильевич    
Кулик и, по-моему, кто-то еще из депутатов. Здесь предложение вот эти абзацы    
ввести годом позже. Та поправка по срокам введения комитетом была рассмотрена   
и принята, но исключительно из-за того, что мы не определились со сроком        
введения поправки 2, здесь нет резолюции по поправке 1. Поэтому просьба         
сначала обсудить поправку 2, касающуюся товарообменных операций, по сроку       
введения.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По поправке 2, внесенной депутатами Сухим, Руденским и Штогриным. Пожалуйста,   
Сухой Николай Авксентьевич.                                                     
                                                                                
СУХОЙ Н. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно этой теме комитет посвятил много времени, и,   
безусловно, если мы сейчас не примем решение хотя бы о том, чтобы эту           
поправку ввести только с 2007 года, большое количество сельхозпредприятий, о    
чем говорил Геннадий Васильевич, около 70 процентов, окажутся в сложном         
положении. Уже даже сейчас, вот смотрите, уборка началась и многие пытаются     
найти горючее, и если узнают в понедельник о том, что принята вот эта           
поправка (а все компании, которые поставляют горючее, об этом узнают            
обязательно на следующей неделе), значит, сразу же все сделки, которые          
намечены, чтобы привлечь горючее из-за отсутствия денег по обменным             
операциям, конечно, будут заблокированы. Это, безусловно, создаст чрезвычайно   
сложную ситуацию. Поэтому давайте мы, как и договорились в комитете, хотя бы    
введем в действие эту поправку лишь с 2007 года и еще раз внимательно это       
рассмотрим в следующем году, когда будем готовить поправки в Налоговый          
кодекс, с тем чтобы урегулировать эту ситуацию. И возможно, мы примем -         
надеюсь, осенью примем, - все-таки пакет законов, связанных с развитием         
сельского хозяйства, продовольственного рынка и, может быть, как-то улучшим     
ситуацию в аграрном секторе экономики и снимем напряжение в этом вопросе.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна, пожалуйста, ваше мнение.                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Вы знаете, я еще раз повторю: просьба послушать правительство    
по этой поправке, потому что комитет свое мнение не вынес - это осталось на     
рассмотрение Думы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич Шаталов.                                          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, хочу еще раз напомнить, что большинство                     
сельхозпредприятий работает на специальном режиме налогообложения для           
сельхозпроизводителей.                                                          
                                                                                
Второе. Конечно же, если закон будет введен с 2006 года, это вовсе не значит,   
что с завтрашнего дня кто-то побежит и перестанет поставлять горючее            
сельскому хозяйству по той простой причине, что все существующие правила до     
определенного времени сохраняются.                                              
                                                                                
И последнее обстоятельство. Товарообменные операции, неденежные формы           
расчетов сегодня имеют совершенно необоснованные преимущества с точки зрения    
налогообложения. Мы предлагаем ввести единый общий порядок налогообложения и    
не поддерживать искусственно суррогатные расчеты. Поэтому мы настаиваем на      
том, чтобы эта норма была введена с 2006 года.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста.                    
                                                                                
КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, чтобы сознательно голосовали депутаты, хочу     
сказать, что на 1-е число текущего года существует двадцать восемь тысяч        
сельскохозяйственных организаций. На едином налоге работает одиннадцать тысяч   
восемьсот пятьдесят восемь, остальные - на общем режиме, поэтому они платят     
НДС.                                                                            
                                                                                
Второе. Если вы будете принимать (а если не будет приниматься, я просто         
попрошу, как бы это ни рассматривалось, депутатский корпус не поддерживать      
тогда эту поправку и не принимать в таком виде закон), тогда надо внести        
уточнение, потому что в статье 168, где сосредоточена эта поправка, абзацев     
шестого и седьмого нет. Поэтому давайте четко запишем: в статье 168 пункт 4     
вводится с 1 января 2007 года. Если нужно будет там провести... (Микрофон       
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Минута прошла.                                   
                                                                                
Сейчас еще послушаем Когана Александра Борисовича. Пожалуйста.                  
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Сергей Дмитриевич, я правильно понимаю, что, если поставщик поставил горючее    
и взамен по бартерной операции он должен получить продукцию                     
сельхозпроизводителя, он же может ее поставить к вычету как кредиторку и        
только на разницу заплатить НДС по методу начисления?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Викторовна.                           
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, ну, мне понятна озабоченность Геннадия        
Васильевича, хотя я особых проблем здесь не вижу. Я понимаю, что у него,        
видимо, еще не все селяне перешли на сельхозналог и есть отдельные              
производители, которые работают, скажем, не на сельхозналоге. Это касается,     
наверное, каких-то крупных сельхозпроизводителей. Но мне хотелось бы вот        
сказать для стенограммы, чтобы не получилось так, что через год Геннадий        
Васильевич в этом зале поставит вопрос о том, что надо еще на год перенести.    
Единственная отсрочка, которая может быть, по моему мнению, - это максимум      
год, и селяне должны готовиться к расчету деньгами.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденский Игорь Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Действительно, 70 процентов   
хозяйств убыточные, в этом никого не нужно убеждать. Только 50 процентов        
перешло на единый сельхозналог. И сегодня мы вместе с правительством никаких    
преференций для сельского хозяйства не сделали. Дотаций никаких нет,            
компенсаций практически никаких нет, поэтому сегодня единственным способом      
выживания селян остается именно бартер. Мы хотим...                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, вы тоже поддерживаете срок 2007 год.             
                                                                                
Пожалуйста, Резник Владислав Матусович, по ведению, и заканчиваем обсуждение    
поправки.                                                                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, с моей точки зрения, безусловно, не надо оставлять    
право на бартер, на такие товарообменные операции, но с учетом позиции          
комитета и того, что сказала Наталья Викторовна, наверное, можно перенести на   
один год, но, единственное, при условии, чтобы в следующем году от нас не       
требовали нового продления. Поэтому хотелось бы для стенограммы услышать, что   
Геннадий Васильевич Кулик не будет от нас этого требовать, что эта норма        
только временная, на один год, а потом ее не будет.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование данная         
поправка.                                                                       
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы уже высказывались, у вас было три минуты.               
                                                                                
Ставится на голосование поправка депутатов Сухого, Руденского и Штогрина. Кто   
за то, чтобы принять эту поправку? Прошу голосовать.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Первая поправка. Пожалуйста, Наталья Викторовна.                                
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Первая поправка носит технический характер, уточняет сроки       
введения. Общая норма вступает в силу с 1 января 2006 года, а норма,            
касающаяся единой декларации и общей схемы по экспорту, - с 1 января 2007       
года.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет возражений? Ставится на голосование первая поправка из таблицы 3. Кто за?   
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели все поправки. Ставится на голосование:        
принять во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в     
главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу   
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3%                                     
Проголосовало против           43 чел.9,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 247

11.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328662-3 "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части снижения ставки налога на добавленную стоимость, а также изменения действующего порядка применения нулевой ставки в отношении услуг по международным перевозкам; внесен Правительством Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7036 по 7283 из 13718
Коллеги, пункт 35.1. Пункт 35.2 - Георгий Валентинович Боос свой закон          
отозвал, поэтому у нас только пункт 35.1. Проект федерального закона "О         
внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской        
Федерации".                                                                     
                                                                                
Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста.                                          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Достаточно     
простой законопроект, в котором всего две темы. Первая. У нас формально         
существует нулевая ставка для тех налогоплательщиков, которые осуществляют      
транспортные перевозки в отношении экспортируемых и импортируемых товаров, а    
также тех товаров, которые перемещаются через территорию России транзитом.      
Однако существуют технические сложности с применением этой нулевой ставки, и    
мы предлагаем в этом законопроекте через регламентацию документов и процедур    
решить эту проблему, сделав эту ставку доступной.                               
                                                                                
Вторая позиция - снижение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января     
следующего года с 20 до 18 процентов. При этом сохраняется 10-процентная        
ставка по той группе товаров, которая существует сегодня, и сохраняются все     
льготы. То есть вопрос касается только базовой ставки: она снижается на два     
пункта.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? (Шум в зале.)               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин, содокладчик.                               
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что ни у кого    
из присутствующих в зале не возникает сомнений в отношении принятия             
предложения Правительства о снижении ставки налога на добавленную стоимость -   
основного налога, который является бюджетообразующим, образующим федеральный    
бюджет. Поэтому комитет поддержал данное предложение. Правда, у нас были        
более радикальные предложения, но коллеги сняли их с дальнейшего                
рассмотрения, поэтому будем двигаться поэтапно.                                 
                                                                                
Кроме того, мы поддерживаем решение застарелой проблемы, связанной с            
налогообложением по нулевой ставке наших перевозчиков, которые перевозят        
грузы в режиме транзита, экспорта и импорта. Но есть серьезные замечания по     
редакции, предложенной Правительством, и замечания состоят в следующем.         
                                                                                
Во-первых, предложение Правительства не совсем стыкуется с редакцией            
Таможенного кодекса, который мы с вами приняли. Кроме того, в определении       
услуг по международной перевозке, подпадающих под нулевую ставку, отсутствуют   
услуги по перевозке товаров железнодорожным транспортом по экспорту и           
импорту.                                                                        
                                                                                
Кроме того, в соответствии с действующей редакцией подпункта 2 пункта 1         
статьи 164 нулевая ставка применяется также и при оказании услуг по             
сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров.   
Правительством предлагается эти услуги облагать налогом в общеустановленном     
порядке, то есть по ставке 18 процентов. Данное предложение нуждается в         
дополнительной аргументации, поскольку приводит к существенному ухудшению       
положения соответствующих хозяйствующих субъектов, прежде всего морских и       
речных портов.                                                                  
                                                                                
Третья проблема - с представлением перевозчиками таможенной декларации -        
решается только наполовину, поскольку отменяется представление декларации по    
экспорту и по импорту, но не снимаются вопросы в отношении транзита.            
                                                                                
И четвертое замечание - предложенная редакция не учитывает изменения,           
произошедшие в таможенном законодательстве: с 1 января 2004 года вывоз          
продуктов переработки будет производиться в режиме переработки на таможенной    
территории. В то же время Правительство увязывает вывоз с таможенной            
территории с режимом экспорта. Таким образом, с указанной даты услуги по        
переработке могут подпасть под общий режим налогообложения, что вообще не       
предполагалось. В связи с этим необходимо, во-первых, предусмотреть             
редакционные уточнения, а во-вторых, дополнить законопроект переходными         
положениями, чтобы избежать возникновения проблем с налогообложением            
участников перевозки грузов по экспорту, импорту и транзиту. Спасибо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчикам? Запишитесь, пожалуйста, чтобы машина            
определила, кто первый.                                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, пожалуйста, депутат Гудков.                                                
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., депутатская группа "Народный депутат".                            
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам. Конечно, сегодня мы поддержим любое          
налоговое снижение, потому что это даст рост экономики. Но у меня вопрос. Вот   
насколько последующие шаги расписаны? Может быть, даже больше для протокола     
скажите, чтобы публично это прозвучало, об НДС.                                 
                                                                                
И второй вопрос касается налога на прибыль. Предполагается ли работа над этим   
налогом с точки зрения инвестиционных вычетов? Будет ли это и когда этого       
можно ожидать? Спасибо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто первый? Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Правительство утвердило перечень мер на ближайшие три года, которые             
предполагают, кроме того, что уже сейчас голосуется, снижение налога на         
добавленную стоимость на два пункта. В течение трех лет необходимо решить еще   
вопрос о снижении начиная с 2005 года единого социального налога, с 2006 года   
- об очередном снижении ставки налога на добавленную стоимость с выходом на     
единую ставку в 16 процентов. При этом мы готовы рассматривать и другие         
вопросы, мы их понимаем. Это вопросы, связанные с возмещением налога            
экспортерам, с ускоренным возмещением налога на добавленную стоимость,          
уплачиваемого налогоплательщиками, которые осуществляют капиталовложения        
производственного назначения. Это всё входит в планы Правительства.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, хотите что-то добавить?                  
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Действительно, у нас проблем очень много с налогом на             
добавленную стоимость, в том числе и со ставкой. Мы поддерживаем мнение         
Правительства о том, что реальная ставка налога на добавленную стоимость        
должна быть в пределах 15-16 процентов. Есть разночтения, касающиеся того,      
должны ли быть льготы для отдельных товаров или не должны быть, как это         
существует в странах Европейского сообщества. Например, в Великобритании        
пониженная ставка при общей ставке в 17,5 процента существует для               
энергоносителей, для нужд ЖКХ, чтобы там тарифы не росли. Для печатной          
продукции пониженная ставка введена во многих странах. Поэтому в процессе       
работы над главой 21 мы будем эти вопросы рассматривать.                        
                                                                                
Кроме того, у нас есть большие вопросы, связанные с администрированием этого    
налога, с возмещением его по внутренним оборотам, сегодня мы видим, что есть    
большие уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость. В том числе не     
снят с повестки дня и вопрос по возмещению налога по экспорту и лжеэкспорту.    
Поэтому проблем много по этому налогу.                                          
                                                                                
Что касается сроков, этапов, то всё будет зависеть от того, какие решения мы    
примем по распределению расходных полномочий, какие будут необходимы            
финансовые ресурсы, чтобы эти полномочия в полном объеме финансировались и на   
федеральном, и на региональном, и на местном уровнях. Исходя из этого мы и      
будем планировать налоговые изъятия из экономики. При этом основная тенденция   
такова, что налоговая нагрузка из года в год должна сокращаться, а больше       
денег оставаться в экономике, в бизнесе для создания рабочих мест, чтобы как    
можно больше людей не зависели от бюджета, а содержали свою семью, своих        
детей на собственные заработки.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергею Дмитриевичу, наверное, вопрос. Сергей Дмитриевич, вот   
перед вами здесь два докладчика с пафосом докладывали, как хорошо будут         
субъекты Федерации исполнять без денег дополнительные полномочия. Скажите,      
пожалуйста, что, будет другое расщепление НДС? За счет чего будет               
компенсирована потеря налога с продаж для бюджетов субъектов Федерации?         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Мы подготовили ту систему мер, которая предусматривает            
компенсацию 60 миллиардов рублей выпадающих доходов регионов 60 же              
миллиардами рублей из других доходов. Мы сейчас заканчиваем расчеты в           
региональном разрезе, в понедельник они у нас уже будут. Мы видим, что          
основные источники компенсации - это передача доходов от малого бизнеса,        
которые сегодня идут в федеральный бюджет, по алкоголю мы готовы передать       
практически все акцизы на территории (сейчас мы 50 процентов собираем в         
федеральный бюджет), готовы передать часть налога на прибыль, готовы отдать     
туда платежи за экологическое загрязнение, которые сегодня фактически           
отсутствуют, но мы реанимируем их. И на наш взгляд, это достаточно хорошая      
подборка, компенсирующая выпадающие доходы.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Подгурский Александр Михайлович, пожалуйста.      
                                                                                
ПОДГУРСКИЙ А. М., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Спасибо. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу.                                    
                                                                                
Внесенный закон предусматривает сокращение ставки с 20 до 18 процентов. В то    
же время льготная ставка, и в первую очередь для сельхозпродукции, остается     
10-процентной. И по логике ее нужно снизить до 9 процентов, иначе сельские      
товаропроизводители окажутся в худших условиях, чем при прежнем законе.         
Каково ваше мнение по этому поводу?                                             
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Совершенно очевидно, что сельскохозяйственные производители уж    
никак не окажутся в худших условиях при сохранении базовой ставки 10            
процентов, которая существует для них сегодня. А в перспективе, мы полагаем,    
надо будет выходить на единую ставку.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. Все задали вопросы.                         
                                                                                
По ведению - Смолин Олег Николаевич.                                            
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! У нас сейчас     
на балконе присутствует парламентская делегация парламента провинции Сан-Хуан   
дружественной нам Аргентинской Республики. Может быть, мы поприветствуем        
наших коллег-депутатов?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С удовольствием. Давайте поприветствуем наших             
коллег-депутатов из далекой Аргентины. (Аплодисменты.)                          
                                                                                
Так, коллеги, есть желающие выступить? Депутат Шульга. Пожалуйста, Александр    
Васильевич.                                                                     
                                                                                
ШУЛЬГА А. В., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Геннадий Николаевич, у меня не выступление, а у меня просто вот недоумение      
определенное. Вот было сказано, что...                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как оно будет выражаться, недоумение, если не           
выступлением?                                                                   
                                                                                
ШУЛЬГА А. В. В виде вопроса. Это прежде всего об экологических платежах,        
которые передаются субъектам в компенсацию налога с продаж. Насколько я знаю    
по опыту своей работы, экологические платежи рассчитаны на то, чтобы решать     
экологические проблемы, а не затыкать дыры оттого, что исчезнет налог с         
продаж. Я хотел бы, чтобы мне это расшифровали как-то, чтобы я мог              
определиться.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но пока нечего расшифровывать. Они только готовят свои    
предложения, и нет еще этого закона.                                            
                                                                                
Коллеги, нет больше желающих выступить? Задорнов Михаил Михайлович,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Поскольку      
следующий законопроект, как я понимаю, авторы снимают, я просто хотел           
обозначить, что позиция нашей фракции (я думаю, что и позиция целого ряда       
депутатов-одномандатников) в целом по самой конструкции и данного               
законопроекта, и связанных с ним налоговых изменений для следующего года во     
многом будет определяться теми источниками компенсаций для региональных         
бюджетов, которые Правительство, как я понимаю, предложит во втором чтении. И   
конечно, окончательная позиция будет зависеть от того, насколько эти            
компенсации будут адекватны выпадающим доходам региональных бюджетов,           
поскольку, к сожалению, от десяти до пятнадцати регионов достаточно серьезно    
теряют при отмене налога с продаж - вплоть до 12 процентов собственных          
доходов. Поэтому мы ждем ко второму чтению от Правительства конкретных          
предложений по компенсации выпадающих доходов.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо.                                             
                                                                                
Больше желающих выступить нет. Ставлю на голосование? Кто за то, чтобы данный   
законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.             78,9%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.             19,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.