Заседание № 258

14.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328535-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 902 по 993 из 4381
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О некоммерческих организациях". Доклад председателя Комитета по делам          
национальностей Евгения Николаевича Трофимова.                                  
                                                                                
ТРОФИМОВ Е. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам             
национальностей, фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Юрий Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
некоммерческих организациях". Речь идёт в первую очередь об отнесении общин     
коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций. 9    
июня 2004 года законопроект был принят во втором чтении. В октябре этого года   
мы получили поправки Государственно-правового управления президента, их три,    
комитет рассмотрел их и учёл при доработке законопроекта. Предлагаю вернуть     
данный законопроект к процедуре второго чтения.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет внёс предложение: вернуть     
законопроект, который мы сейчас с вами обсуждаем, во второе чтение. Ставлю      
данное предложение на голосование.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.63,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.36,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Николаевич Трофимов.                                        
                                                                                
ТРОФИМОВ Е. Н. Прошу рассмотреть таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к    
принятию. Таких поправок три, они у вас на руках.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у вас на руках таблица, которую       
подготовил комитет. Здесь три поправки, все они рекомендуются к принятию.       
Есть ли предложения по рассмотрению какой-либо из этих поправок отдельно? Нет   
таких предложений. Ставлю на голосование таблицу 1.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" во втором чтении.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Николаевич Трофимов.                                        
                                                                                
ТРОФИМОВ Е. Н. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и      
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу принять законопроект в       
целом.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по поводу этого предложения            
комитета? Нет. Выносим на "час голосования".                                    
                                                                                
Присаживайтесь, Евгений Николаевич.                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1237 по 1253 из 4381
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О некоммерческих организациях".                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 33

09.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328535-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций; принят в первом чтении 26 марта 2004 года с названием "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1539 по 1629 из 6551
Вопрос 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О некоммерческих организациях". Доклад председателя Комитета по делам    
национальностей Евгения Николаевича Трофимова. Пожалуйста.                      
                                                                                
ТРОФИМОВ Е. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам             
национальностей, фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Предлагаемый для рассмотрения проект    
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
некоммерческих организациях" принят Государственной Думой в первом чтении 26    
марта. Напомню, что ранее Государственная Дума приняла два закона,              
направленные на защиту коренных малочисленных народов, - это федеральные        
законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"   
и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера   
, Сибири и Дальнего Востока...". Однако в этих законах содержатся только        
нормы, регулирующие общие вопросы защиты прав коренных малочисленных народов.   
Данный же законопроект предполагает определить правовой статус общин            
малочисленных народов как юридических лиц, что позволит общинам малочисленных   
народов выступать полноправными участниками гражданско-правовых отношений.      
                                                                                
Следует отметить, что принятие данного законопроекта будет способствовать       
дальнейшему расширению и совершенствованию федерального законодательства в      
области защиты прав сорока пяти малочисленных народов, занесенных               
правительством в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской      
Федерации. Указанные народы проживают в пяти республиках, четырех краях,        
десяти областях и в восьми автономных округах. Общая их численность             
составляет около пятисот тысяч человек.                                         
                                                                                
На законопроект поступили ответы от семидесяти двух субъектов права             
законодательной инициативы, из них семьдесят один поддерживает данный           
законопроект и не имеет поправок. Получен положительный отзыв Правительства     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Депутатами Государственной Думы подготовлено четыре поправки, рекомендуемые     
комитетом к принятию. Остановлюсь на некоторых. Первое, предложено изменить     
название законопроекта. Изменение названия потребовало уточнения его            
направленности. Второе, конкретизировали статью 6-1 и привели в соответствие    
с юридико-техническими требованиями Правового управления Аппарата               
Государственной Думы. Третье, поправка в статью 14 уточнила, что                
учредительным документом общин малочисленных народов, как и других              
некоммерческих организаций, является учредительный договор. Четвертое, авторы   
законопроекта уточнили редакцию статьи 29: высшим органом управления            
некоммерческой организацией является общее собрание членов общин                
малочисленных народов. Комитет обобщил все поступившие поправки и предлагает    
вашему вниманию одну таблицу, которая включает поправки, рекомендуемые к        
принятию. Таблиц поправок, рекомендуемых к отклонению, и поправок, по которым   
комитетом не было принято решения, не имеется. В законопроекте учтены все       
замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы.                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу проголосовать по таблице поправок, рекомендуемых к    
принятию, после этого прошу вас принять законопроект "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" во втором чтении. Спасибо     
за внимание.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Николаевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых к        
принятию? Здесь четыре поправки. Нет вопросов. Ставится на голосование          
таблица поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по делам         
национальностей к принятию.                                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении.                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 15

26.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328535-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва К. А. Бичелдеем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1910 по 2328 из 6001
пункту 11, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный   
закон "О некоммерческих организациях". Доклад заместителя председателя          
Комитета по делам национальностей Мансура Анваровича Аюпова. Пожалуйста.        
                                                                                
АЮПОВ М. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемый для               
рассмотрения проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный    
закон "О некоммерческих организациях" направлен на совершенствование            
законодательства в области обеспечения прав коренных малочисленных народов      
Российской Федерации. Данным законопроектом предлагается определить правовой    
статус общин малочисленных народов Российской Федерации как юридических лиц,    
это позволит общинам малочисленных народов выступать полноправными субъектами   
гражданско-правовых отношений.                                                  
                                                                                
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О гарантиях прав коренных     
малочисленных народов Российской Федерации", принятого в 1999 году в целях      
защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования,     
промыслов малочисленных народов, малочисленные народы имеют право создавать     
общины коренных малочисленных народов. Федеральный закон "Об общих принципах    
организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего      
Востока Российской Федерации", принятый в 2000 году, вводит понятие "община     
малочисленных народов", устанавливает общие принципы организации и              
деятельности общин. Статья 5 этого закона определяет, что деятельность общин    
носит некоммерческий характер, а статья 8 этого закона говорит о том, что       
созданная община подлежит обязательной государственной регистрации, после       
чего она приобретает права юридического лица. Однако эти федеральные законы     
закрепляют общие нормы, в них нечетко записано, к какой гражданско-правовой     
форме относится община малочисленных народов. Такая неопределенность            
правового статуса общин создает препятствия для их государственной              
регистрации и реализации предоставленного законодательством права. Более        
того, на общины, не прошедшие государственную регистрацию, не                   
распространяется действие пункта 16 статьи 217 Налогового кодекса Российской    
Федерации об освобождении от налогообложения доходов, получаемых членами        
родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и         
Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в     
результате ведения ими традиционных видов промыслов. В еще более сложном        
положении находятся коренные малочисленные народы, проживающие в несеверных     
регионах, поскольку в связи с вышеуказанной неопределенностью правового         
статуса общин в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных     
народов Российской Федерации" они вообще не имеют возможности для создания      
общин подобного рода. Таким образом, установленное федеральными законами        
право коренных малочисленных народов на создание общин на практике не может     
быть ими реализовано из-за несовершенства действующего законодательства.        
                                                                                
Общины малочисленных народов до сих пор сталкиваются с недопониманием со        
стороны региональных органов государственной власти, осуществляющих             
государственную регистрацию, которые создают препятствия как на стадии их       
регистрации, так и в процессе финансово-хозяйственной деятельности под          
предлогом отсутствия этого вида организационно-правовой формы хозяйствующих     
субъектов в перечне юридических лиц Гражданского кодекса Российской             
Федерации, а также ссылаются на то, что в Федеральном законе "О                 
некоммерческих организациях" нет такой формы некоммерческих организаций, и      
предлагают зарегистрировать общину в одной из форм, предусмотренных этими       
законами: потребительские кооперативы, общественные или религиозные             
организации, благотворительные фонды, некоммерческие партнерства и так далее.   
                                                                                
Однако общины малочисленных народов являются специфической формой               
некоммерческих организаций и не могут осуществлять свою деятельность ни как     
общественные организации, ни как некоммерческие партнерства, ни в иных          
формах. Община малочисленных народов является хозяйствующим субъектом,          
деятельность которого носит некоммерческий характер, поскольку направлена не    
на извлечение прибыли, а на жизнеобеспечение и самовыживание членов общины.     
Общины малочисленных народов в основном создаются и действуют в местах          
расположения промысловых угодий и кочевий, которые находятся в                  
труднодоступных участках. Уважаемые депутаты, в Комитет Государственной Думы    
по делам национальностей приходят многочисленные обращения граждан об отказе    
в регистрации общин, обращения из Кемеровской, Томской, Иркутской, Камчатской   
областей, Приморского края и других территорий.                                 
                                                                                
Таким образом, предлагаемый вам законопроект направлен на установление          
единого правового статуса для всех общин коренных малочисленных народов на      
территории Российской Федерации независимо от места их нахождения,              
определяющего общины малочисленных народов как одну из особых форм              
некоммерческих организаций. Их объединяет лишь одно - способ и форма            
выживания.                                                                      
                                                                                
На данный законопроект комитетом получены замечания от семидесяти одного        
субъекта права законодательной инициативы, в том числе от шестидесяти трех -    
положительные. Получен положительный отзыв Правительства Российской             
Федерации. Комитет Государственной Думы по делам национальностей также          
отмечает необходимость внесения данного дополнения в действующее                
законодательство Российской Федерации, которое бы устранило препятствие в       
организации деятельности общин коренных малочисленных народов как субъектов     
гражданско-правовых отношений, и считает возможным поддержать предлагаемый      
законопроект в первом чтении. Прошу поддержать данный законопроект в первом     
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.                
Присаживайтесь, Мансур Анварович, спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть.    
Пивненко Валентина Николаевна.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия".                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я прошу поддержать данный     
проект закона, поскольку он действительно нужен сегодня. Он вписывается в       
рамки не только российского, но и международного права. Он достаточно           
серьезно проработан. Этот проект закона рассматривался Ассоциацией коренных     
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сейчас на Севере       
двести сорок шесть общин этих народов, и они ждут от нас решения, которое бы    
сняло противоречия, существующие сегодня. Спасибо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста.      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я, скорее, хотел бы совет      
комитету дать. Прорабатывая такие нормативные акты, надо внимательно            
относиться ко всем коренным народам, я имею в виду к ситуации с этими           
коренными народами, не только на Севере, на Востоке, но и, допустим, на Юге.    
У нас на территории края тоже есть малочисленный народ - адыги-шапсуги. Адыги   
в целом старше нас, русских, на нашей земле, я имею в виду на территории        
Краснодарского края, много в традициях мы, казаки, взяли от них. И слава        
богу, живем в мире, в доверии, и всеми силами пытались мы на территории края    
адыгов-шапсугов оберегать, хотя рядом с нами Адыгея, она практически в          
геометрическом центре Краснодарского края. Хорошо, что в душах людей нет        
границ, они есть на бумаге, но нет границ в душах людей. Вместе с тем           
демографическая ситуация круто изменилась. Адыги-шапсуги живут на               
Черноморском побережье. Здесь большие диаспоры греческая, армянская, многие     
другие - сто шестьдесят национальностей проживают на территории края. И вы      
сами понимаете, если ставить людей в неравные условия - одни такой статус       
будут иметь, а другие другой, - это создаст дополнительные предпосылки и к      
возможным конфликтам, и к возможным противоречиям, и это требует усиления       
внимания местных органов к этой проблеме.                                       
                                                                                
Поэтому просил бы в дальнейшем внимательно-внимательно изучать проблему,        
иначе мы сами можем не заметить, как, увлекшись Севером, где в тундре           
коренные народы требуют своего внимания, безусловно, можем не заметить, как     
сгородим противоречия, а то и конфликты на Юге, поставим народы в неравные      
условия. Объединяет людей равенство, раздирает противоречиями неравенство, об   
этом надо думать всегда. Спасибо.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы хотел обратить внимание на недостатки этого проекта,    
прежде всего на тот недостаток, что непонятно, какого рода новация вносится     
этим проектом в наше законодательство по сравнению с Гражданским кодексом и     
законом "О некоммерческих организациях". Кроме самого термина "коренные         
малочисленные народы", никакого новшества в статусе новых организаций в         
данном законопроекте не просматривается. Кроме того, в нашем законодательстве   
и без того существует определенная проблема с тем, кого относить к коренным     
народам, кого к малочисленным, могут ли коренные народы быть не                 
малочисленными, есть ли какие-нибудь преимущества у коренных или некоренных и   
так далее. Наконец, у нас нет возможности соотнести человека с этим коренным    
малочисленным народом. Каким образом установить, является ли тот или иной       
человек представителем этого народа, и каким образом можно сформировать эту     
общность - общину коренного малочисленного народа? В паспорте, который мы       
имеем, не указана национальная принадлежность, и таким образом, сформировать    
эту общину можно только каким-либо волюнтаристским путем.                       
                                                                                
Наконец, непонятно, каким образом этот законопроект вводит некоторые            
разграничения. В какой-нибудь глухомани, глубинке рядом могут находиться        
русская деревня и нерусская деревня. Для нерусской деревни почему-то            
определяется вот эта община - для русской деревни это невозможно. Можно было    
бы все-таки подумать над тем, как осуществлять поддержку социальных процессов   
в удаленных, отдаленных малонаселенных территориях, а не выделять какие-либо    
этнические общности и не вносить параметры этничности в хозяйственную           
деятельность некоммерческих организаций. Следовало бы подумать о том, чтобы     
вообще постараться очистить законодательство от такого понятия, как             
"этничность". Государство должно быть монополистом в этой области, но не        
разделять население на различные этнические группы, выделяя одни на фоне        
других и пытаясь одним в отличие от других предоставить какие-либо льготы.      
Одно дело - благотворительная деятельность государства в поддержании            
малочисленных народов, другое дело - предоставление им в законодательстве       
совершенно неоправданных льгот, которыми могут воспользоваться все, кто         
угодно. Статус община может получить, но кто им будет пользоваться - это        
большой вопрос.                                                                 
                                                                                
Я предлагал бы не голосовать за этот законопроект и постараться впредь более    
осторожно относиться ко всем вопросам, которые могут внести разделение          
граждан по статусу и нанести ущерб принципу равенства гражданских прав.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше желающих выступить? Есть еще          
желающие. Конев Юрий Михайлович, пожалуйста.                                    
                                                                                
КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Я просто после последнего выступления решил выступить, потому что статус        
коренных малочисленных народов определен, перечень их тоже определен.           
Поверьте мне, что тундровики (а большинство из них тундровики) в этом законе,   
наверное, много для себя не найдут, но в то же время этот закон их здорово      
поддержит, потому что если кто-то не знает такое понятие "тундровый бич", то    
поезжайте в тундру и посмотрите, как работается в тундре и каково там жить.     
Поэтому надо проголосовать за этот закон.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Алексей Валентинович Митрофанов еще хочет выступить. Пожалуйста.              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Я считаю, что в принципе надо поддержать этот закон. И несмотря на то, что мы   
всегда занимали твердую позицию по русскому вопросу и считаем, что это вообще   
ключевой вопрос для выживания Российского государства, следует сказать          
открыто, что политика в отношении малочисленных народов, которая велась и в     
советское время и сейчас ведется, есть политика неправильная в корне и          
политика губительная.                                                           
                                                                                
В советское время заставляли учиться и насильно забирали детей, прилетали на    
вертолетах и вытаскивали детей, чтобы они ходили в школы. Это была глупость,    
это была ошибка. Когда строили газопроводы и трубопроводы, то не делали         
никаких проходов для оленей, и олени умирали вдоль этих трубопроводов, потому   
что традиционные их тропы, так сказать, прерывались, и это был тоже удар по     
малочисленным народам, тундровым народам. Сейчас другая история. Мы их          
полностью споили, полностью! И это надо прямо сказать. Нефтяные компании не     
заботятся о народах, проживающих в тех местах, где эти компании зарабатывают    
миллиарды долларов. А с нефтяных компаний надо спросить вообще за ту политику   
варварскую, какую они вели последние восемь лет. И теперь на вертолетах не      
летают, как в советское время, не забирают детей в школы. Но теперь             
заставляют алеутов, так сказать, рыбачить спиннингами, их отучают от            
традиционной ловли, которую они там десятилетиями вели. То есть фактически      
продолжается политика уничтожения малых народов.                                
                                                                                
Но нас не должно... Эта политика не просто проводится целенаправленно,          
допустим, русским народом или каким-то другим, это неправда, потому что         
русский народ уничтожают тоже, но другими методами. На самом деле в этом        
отношении малочисленные народы и русский народ являются братьями, потому что    
одних уничтожают с помощью стакана и наркотиков, а других уничтожают,           
нарушая, так сказать, их традиционный уклад жизни. И в итоге - вымирание        
людей на огромной территории. Это целенаправленная антинациональная политика,   
которая продолжается. Абсолютно ничего не изменилось! Просто всё                
продолжается.                                                                   
                                                                                
И я думаю, что, конечно, мы проголосуем за законопроект. Хотелось бы, чтобы,    
скажем, некоммерческое партнерство, некоммерческие организации для коренных     
малочисленных народов что-то дали. Но боюсь, ничего не дадут без коренного      
изменения политики, учета уклада жизни людей, решительной борьбы с пороками,    
которые там распространяются практически принудительно, и заботы, наконец.      
Люди, которые зарабатывают миллиарды долларов в этих местах и никогда туда не   
приезжают (никогда!), ну должны хотя бы подумать о малочисленных народах,       
таких добрых народах, как русский и малочисленные народы, которые плюнули на    
всё это и пробавляются тем, что находят в тайге, дают зарабатывать другим       
миллиарды долларов и жить в Лондоне постоянно, и о том, что все-таки доброта    
эта требует какого-то вознаграждения. Или эта доброта закончится, и тогда       
начнется просто огонь из всех видов оружия, начиная с охотничьего и             
заканчивая я не знаю каким видом оружия. Это тоже надо понять. И я думаю, при   
голосовании мы должны все эти факторы учитывать.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще двое желающих выступить - Павлов и Макашов. И на этом подведем черту под    
выступлениями. По три минуты.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Павлов.                                                             
                                                                                
ПАВЛОВ Н. А., фракция "Родина".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я бы хотел обратить ваше      
внимание на следующие обстоятельства. Первое. Так сложилось, что у нас          
депутат от Ярославской области Анатолий Николаевич Грешневиков избран           
четырьмястами пятьюдесятью, если не пятьюстами тысячами избирателей. Точно      
такой же депутат от Чукотки избран сорока тысячами голосов. Строго говоря,      
получается, что один голос одного чукчи или гражданина Российской Федерации,    
проживающего в данном субъекте Федерации, приравнен почти к десяти голосам      
граждан Российской Федерации, проживающих в Ярославской области. Это первое     
обстоятельство.                                                                 
                                                                                
Именно на этом основании не далее как в среду мы отклонили попытку дальнейшей   
"модернизации" нашего избирательного законодательства, а по существу,           
грубейшего попрания конституционной нормы, которая гласит, что один человек     
имеет равноправный голос с другим человеком. То есть граждане Российской        
Федерации вне зависимости от религиозной, половой принадлежности равны перед    
законом, обладают равными избирательными правами.                               
                                                                                
Сегодня эта норма Конституции очевидным образом при выборах в нижнюю палату     
парламента попирается. Я напомню, что у нас есть Совет Федерации, где вне       
зависимости от численности и национального состава субъектов Федерации          
представлены по два человека - в равном варианте. Попытку сделать аналог        
Совета Национальностей из нижней палаты мы все-таки в среду отклонили. Так на   
каком же основании мы сегодня пытаемся вновь дать иным гражданам Российской     
Федерации некоторые, что абсолютно очевидно, коммерческие преимущества? Ведь    
когда говорят о некоммерческих организациях и тут же упоминают льготное         
налогообложение, то здесь как-то одно с другим не вяжется.                      
                                                                                
И последнее. Я напомню господам депутатам, что у нас есть закон "О              
национально-культурной автономии", который специально для этой цели был         
принят - для того, чтобы защищать тех, у кого нет своей государственности, в    
том числе и малочисленные коренные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири.    
И в связи с этим мне представляется, что никаких оснований для дальнейшего      
паразитирования на этнической принадлежности граждан не должно быть. У нас      
есть Конституция, а в ней записано, что все граждане равны независимо от        
того, являются ли они русскими, евреями, хантами, манси, ненцами и так далее,   
и тому подобное.                                                                
                                                                                
И последнее. Я напоминаю, что во многих субъектах Федерации имеются             
двухпалатные парламенты, одна из палат которых, по мысли устроителей этих       
региональных двухпалатных парламентов, призвана решать вот эти проблемы, о      
которых уважаемый докладчик говорил здесь с трибуны. Поэтому выносить это на    
федеральный уровень и придумывать новое преимущество для кого-либо нет          
оснований. Сделайте, если вы озабочены всерьез малочисленными народами...       
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Макашову.                                
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
В Государственной Думе второго созыва покойная беспокойная Старовойтова         
пыталась всю еврейскую нацию причислить к малочисленным народам и в             
соответствии с этим какие-то льготы... Ну, бог с ней, как говорят, царство ей   
небесное.                                                                       
                                                                                
Но тем, кто был на Севере, и кто знает, как сегодня губернаторы, вот например   
по фамилии Абрамович и прочие, споили всю Чукотку и оттуда имеют такие          
барыши, и кто вообще знает немножко историю, я бы предложил посмотреть более    
внимательно. Этому народу нельзя пить водку, как и индейцам. Посмотрите, даже   
в стране, которую нам всё время ставят в пример, есть закон о том, чтобы        
индейцам в Соединенных Штатах в связи с их генами какие-то отдельные,           
извините... Это только у нас Ельцин мог каждый день выпивать по литру, и ему    
ничего, а индейцу выпить бутылку пива "Балтика" седьмой номер - и он уже        
валяется там где-то в своем стойбище. Осталось так мало... Кстати, кто-то       
здесь пытался... Не трогайте советское время, при советской власти, в           
советское время, они жили нормально, а вы и ваши родичи, соплеменники, споили   
весь Север, ободрали, обворовали, покупаете на это, как их там... эти "Челси"   
и прочее! Не трогайте советское время! На него только можно равняться, дай      
бог, чтобы вы достигли этого.                                                   
                                                                                
Когда призывают чукчу в армию, он уже никогда не возвращается оттуда - он       
теряется. У нас один только положительный пример: вот представитель             
президента Котёнков, он нивх (там где-то в устье Амура живут пятьсот человек,   
до сих пор питаются сырой рыбой), но он же... Видите, куда его советская        
власть возвела?! Так что, давайте мы нашим... И кстати, в законопроекте         
сказано очень верно: только северным народам, их так мало. Никто из нас не      
может выдержать двое-трое суток в чуме. Давайте мы им поможем!                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все желающие выступили. Есть ли желание выступить у представителя               
правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов.                           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно,      
данный законопроект, особенно после состоявшейся дискуссии, необходимо          
поддержать уже хотя бы из уважения к малочисленным коренным народам. Давайте    
исходить из того, что депутаты, выступавшие по данному законопроекту,           
обладают определенной правовой культурой и знают действующее                    
законодательство.                                                               
                                                                                
Если бы Альберт Михайлович не упомянул нивхов - действительно, это один из      
коренных малочисленных народов, - то сложилось бы впечатление, что депутат      
оперирует только названием "чукчи" в отношении малочисленных коренных           
народов, что полностью не соответствует закону об общих принципах организации   
общин коренных малочисленных народов. Дело в том, что чукчи к малочисленным     
коренным народам как раз и не относятся, поскольку их численность превышает     
установленную законом норму в пятьдесят тысяч человек. Если угодно знать, к     
малочисленным народам относится большое количество групп населения, которые     
ведут свойственный их родовым общинам образ жизни: это ительмены, коряки,       
нганасаны, нивхи уже упомянутые и так далее.                                    
                                                                                
Я хотел бы отметить, что правительство считает необходимым поддержать данный    
законопроект. И еще хочу обратить ваше внимание на следующее. Речь ни в коем    
случае не идет о выделении тех или иных групп нашего населения по этническому   
признаку. По этническому признаку, если брать совокупно, все они                
действительно относятся к единой категории - коренные малочисленные народы.     
Если уж мы будем заниматься исследованиями в области этнического самосознания   
на уровне коряка, ительмена, нганасана и так далее или иных этнических групп,   
населяющих нашу страну, то мы тут же столкнемся с этим противоречием. Данный    
законопроект никоим образом не касается ни евреев, ни других национальностей,   
которые населяют нашу страну, он конкретно касается народов, установленных      
постановлением правительства, которое основано на действующем законе в          
редакции 2000 года. Правительство считает возможным поддержать эти народы       
хотя бы тем, что мы даем им возможность регистрироваться и функционировать в    
качестве юридических лиц как некоммерческим организациям, прекрасно понимая,    
что речь идет не об извлечении коммерческой прибыли, речь идет о том, чтобы     
создать им льготные режимы для выживания, прибыль от действия их в качестве     
этих юридических лиц идет на их самосохранение и физическое, и культурное, и    
духовное.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, давайте поддержим этот законопроект.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет желания выступить у представителя президента? Пожалуйста, Александр         
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я хотел бы присоединиться к выступлению полномочного      
представителя правительства в отношении того, что понятие "коренные             
малочисленные народы" - это юридическое понятие и оно закреплено                
законодательно. Поэтому не надо думать о том, что сейчас под этот закон         
подпадут все лица нерусской национальности. Это неверно. Есть жестко            
закрепленный перечень, их не так много, речь идет только о них.                 
                                                                                
И справка для депутата Макашова, по-моему, так фамилия произносится, если я     
Котёнков. Так вот, я справочку хочу дать, что меня избрали в 1990 году жители   
Еврейской автономной области, 250 тысяч человек, из которых 85 процентов -      
русские и украинцы.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть необходимость       
выступить с заключительным словом докладчику Аюпову? Нет необходимости.         
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6%                                     
Проголосовало против           20 чел.4,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Законопроект принимается в первом чтении.                              
                                                                                

Заседание № 259

14.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 328535-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3310 по 3315 из 6995
Пункт 20 повестки дня - проект федерального закона "О внесении дополнений в     
Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Доклад заместителя           
председателя Комитета по делам национальностей Каадыр-оола Алексеевича          
Бичелдея. Опять нет докладчика? Докладчика нет и не будет сегодня. Снимаем с    
повестки дня. В следующий раз сможем рассматривать опять же без докладчика.