Заседание № 56
О проекте федерального закона № 32848-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 12-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования". Пожалуйста, Александр Николаевич Ищенко. ИЩЕНКО А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект также был внесён Правительством Российской Федерации, 12 июля 2017 года рассмотрен и принят Думой во втором чтении, подготовлен к третьему чтению. По законопроекту замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 12 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 59 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Федеральный закон принят. По ведению - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, вы забыли предложить по мотивам выступить, а у нас было выступление от фракции по мотивам, именно по этому пункту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо было себя обозначить, в вашу сторону всегда смотрим - там Сергей Михайлович. Скорее всего, вы были очень скромны.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 32848-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (принят в первом чтении 10 февраля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Итак, 21-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования". Доклад Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В настоящее время получение права пользования участками недр местного значения требует существенных временных и финансовых затрат. Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, вынуждены закупать и транспортировать необходимые для исполнения контракта или договора на осуществление дорожной деятельности общераспространённые полезные ископаемые из других регионов. Расстояние достигает двухсот-трёхсот, а иногда и более тысячи километров, что приводит к существенному удорожанию проектов. Упрощение порядка предоставления права пользования рассматриваемыми участками недр может уменьшить сроки получения лицензий, а значит, сократить сроки строительства и ремонта автодорог, главное же - за счёт снижения расходов на приобретение и транспортировку общераспространённых полезных ископаемых снизится стоимость выполнения работ в целом. Законопроект внесён в Госдуму 22 ноября 2016 года Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении в этом году, 10 февраля. Согласно концепции законопроекта участки недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях исполнения государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...", или договора на осуществление дорожной деятельности, заключённого в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предоставляются в пользование без проведения аукционов на срок исполнения такого контракта или договора. Общераспространённые полезные ископаемые, добытые по лицензии, должны использоваться в соответствующих целях и в объёме, необходимом для выполнения работ, предусмотренных таким договором. Законопроект доработан, учтены поступившие к нему замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. К законопроекту поступило двадцать четыре поправки, шесть из них рекомендованы к принятию, восемнадцать - к отклонению. К отклонению рекомендованы в том числе поправки, которые значительно расширяют концепцию законопроекта и являются предметом других законодательных инициатив, вместе с тем основная часть отклонённых поправок учтена в тексте. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предлагает вынести таблицы поправок на рассмотрение и поддержать законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я обращаю внимание: мы концепцию законопроекта обсуждаем в первом чтении, во втором - только поправки. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 07 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Александр Дмитриевич, прошу вынести на отдельное голосование поправки 10, 12 и 14. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 10, 12 и 14? СЫСОЕВ В. В. Да, с одним докладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 10, 12 и 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 06 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, по поправкам 10, 12 и 14 - Сысоев Владимир Владимирович. Включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, я думаю, вы помните нашу дискуссию в ходе обсуждения законопроекта, когда мы принимали его в первом чтении. На заседании присутствовал руководитель ответственной за это службы - агентства Роснедра. Поправки, которые я вам сейчас предлагаю обсудить, конечно, связаны с упрощением порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования. Здесь мы с вами должны прекрасно понимать, какова сегодня правоприменительная практика: если есть заявление на получение права пользования участком недр, то, чтобы дойти до начала его разработки, особенно если это карьер, может потребоваться год, это фактически двенадцать месяцев. В комитете мы эту ситуацию обсуждали и сошлись во мнении, что, если эти поправки будут приняты (которые мы сегодня уже фактически приняли), срок не сократится до нуля, он сократится до семи месяцев. Если будет победитель по государственному контракту и ему регионы будут предоставлять право на разработку недр, на то, чтобы реально приступить к разработке карьеров, у него уйдёт семь месяцев, а дорогу нужно делать: у нас есть и осенние периоды, и зимние периоды, таким образом, с точки зрения правоприменения эта практика работать не будет. Поправками, которые я представляю, предлагается урегулировать также вопрос, связанный с досрочным расторжением контрактов, чтобы, если расторгается госконтракт, автоматически расторгался контракт и на пользование недрами, а сейчас этого не происходит. Сейчас можно внести изменения в лицензии, когда они будут заключаться, выдаваться, но у нас восемьдесят пять регионов, а нам нужно единообразие во всём едином правовом пространстве Российской Федерации. Этот вопрос сейчас никак не урегулирован. Наверное, всё-таки больше вопросов надо отдавать на уровень регионов и максимально упростить порядок. Законопроект действительно хорош, и он направлен на усиление работы и ускорение работы дорожников, но, как показывает правоприменительная практика, он работать не будет. Если с дорожниками будут расторгаться государственные контракты, то будет уходить не менее полугода на то, чтобы расторгнуть договор на право пользования недрами. С учётом сказанного прошу поддержать все эти три поправки - 10, 12 и 14: они направлены на упрощение порядка расторжения контрактов на использование недр по тем госконтрактам, которые будут расторгаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ИЩЕНКО А. Н. Рассматриваемая поправка не поддерживается комитетом, потому что она излишняя. Нормы статьи 10 Закона "О недрах" регламентируют упрощённый порядок предоставления недр местного значения, который относится к названным ремонту и капитальному строительству. Расторжение контракта на проведение этих работ будет являться основанием для прекращения права пользования недрами лицензирующим органом государственной власти в силу действующего закона № 20-ФЗ. Рассматриваемая поправка 12 тоже считается комитетом излишней, так как действующий Закон "О недрах" позволяет продлевать лицензию на пользование недрами. В статье 20 Закона "О недрах" есть очень большой перечень, которым можно пользоваться при выдаче лицензии на осуществление этих видов работ. Комитет считает, эти поправки нужно отклонить, так как они излишни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 10, рекомендуемая комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 12 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 36 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 59 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 24 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ИЩЕНКО А. Н. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, поэтому просьба включить законопроект в порядок работы заседания Думы на 14 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Хорошо, спасибо.
Заседание № 25
О проекте федерального закона № 32848-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности". Докладывает Евгений Аркадьевич Киселёв, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. КИСЕЛЁВ Е. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект, направленный на исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по результатам заседания президиума Госсовета в 2014 году. Законопроектом в Закон "О недрах" вносятся изменения, направленные на упрощение порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях осуществления дорожной деятельности. Необходимость принятия такого закона вызвана проблемой необоснованного роста цен на сырьё, используемое при сооружении дорог, автодорог и при их ремонте; принятие закона также будет способствовать значительному сокращению сроков строительства автомобильных дорог. В законопроекте предлагается предоставлять в пользование участки недр по результатам или на основании решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях исполнения государственного или муниципального контракта либо договора на осуществление дорожной деятельности. Прошу поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Александр Николаевич Ищенко, член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее. В настоящее время получение права пользования участком недр местного значения требует существенных временных и финансовых затрат. Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, вынуждены закупать и транспортировать необходимые для исполнения контракта или договора на осуществление дорожной деятельности общераспространённые полезные ископаемые из других регионов, а это может быть на расстоянии и двухсот, и трёхсот, а то и тысячи километров. Мы считаем, что упрощение порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых может снизить стоимость и сократить сроки выполнения работ. Комитеты-соисполнители - комитет по федеративному устройству и комитет по транспорту - поддерживают данный законопроект. В заключениях Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы есть ряд юридико-технических замечаний, но их вполне можно учесть ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ситников Алексей Владимирович. СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, согласно статье 23-2 Закона Российской Федерации "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. В проектную документацию на разработку месторождений полезных ископаемых включаются мероприятия по безопасному ведению работ, по выполнению требований в области охраны окружающей среды, по обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами, по обеспечению уровня годовой добычи, степени извлечённости полезных ископаемых и рекультивации земель. Каким образом требования статьи 23-2 Закона "О недрах" будут соотноситься с упрощённым порядком предоставления права пользования недрами и не нанесёт ли это экологического ущерба в перспективе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Аркадьевич. КИСЕЛЁВ Е. А. Здесь не существует конфликта законодательных норм. Разумеется, все обязательства, которые должны быть исполнены в рамках рационального использования недр, в том числе очерёдность отработки и полнота отработки месторождений, должны быть соблюдены. Эти вопросы решаются в рамках иных разделов Закона "О недрах", предусматривающих в том числе процедуру экспертизы таких проектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вопрос докладчику. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас на территории России существует разведанных карьеров по добыче песка, щебня, то есть всего, что необходимо для строительства дорог? И сколько появится - вы должны были это оценить - новых карьеров в результате упрощения процедуры? И ещё один вопрос: а что будет после завершения строительства участка дороги? Ведь эти карьеры останутся, значит, вы что, предлагаете увеличить в 2-3 раза количество карьеров в России? КИСЕЛЁВ Е. А. Олег Анатольевич, я хочу отметить, что вопросы недропользования в части использования общераспространённых полезных ископаемых относятся к компетенции субъектов Российской Федерации. По нашим оценкам, лицензионный фонд по ОПИ составляет свыше 25 тысяч объектов; при этом необходимо отметить, что общераспространённые полезные ископаемые не всегда используются для одной конкретной цели: они могут использоваться для нужд дорожного строительства, для нужд строительства других объектов, для иных нужд. Законопроект в данном случае направлен исключительно на разрешение тех ситуаций, когда владельцы имеющихся карьеров необоснованно задирают цены, располагая информацией о сооружении автодорог, и именно на решение этой проблемы были направлены усилия субъектов Федерации, которые вынесли этот вопрос на заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Мы полагаем, что не всегда необходимо сплошь лицензировать участки недр для добычи общераспространённых полезных ископаемых, вменяемость действующих недропользователей в субъектах Российской Федерации будет способствовать этому. Помимо этого, в законопроекте предусматривается регулирование сроков и полноты отработки месторождений в рамках заключённых государственных контрактов и договоров. Нормы недропользования обычно подразумевают процедуры рекультивации, и никто не говорит, что в стране появятся тысячи разработок, которые не будут должным образом либо законсервированы, либо ликвидированы. Кроме того, право пользования этими месторождениями после соответствующих процедур может предоставляться в порядке, определённом Законом "О недрах", на аукционной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Евгений Аркадьевич, вы уже объяснили, почему возник этот законопроект - в связи со случаями необоснованного завышения цен недропользователями. Действительно, это проблема, которую нужно решать, то есть идею законопроекта мы поддерживаем, но возникает вопрос: почему вы отдельно вносите законопроект о внесении изменений в Закон "О недрах" и законопроект о внесении изменений в закон о контрактной системе, в закон о госзакупках - почему одновременно не делаете? Ведь это взаимосвязанные процессы! Кроме того, вы, в общем-то, так и не сняли нашу озабоченность по поводу безопасности, хотя депутат задал соответствующий вопрос. Ведь в Законе "О недрах" очень много всего прописано, и мне кажется, что правильно президент задачу поставил, её нужно решить, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте двадцать секунд. ГАРТУНГ В. К. ...но, к сожалению, законопроектом в той редакции, которую вы предложили, задача, поставленная президентом, не решается и даже гораздо больше возникает проблем! КИСЕЛЁВ Е. А. Я полагаю, часть этих вопросов можно обсудить в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. В то же время ещё раз обращаю внимание - и это мнение, наверное, большинства недропользователей и субъектов Федерации, - что Закон "О недрах" достаточно жёстко подходит к вопросам рациональности при пользовании недрами. Мало таких стран, как Россия, где существует жёсткий регламент соблюдения требований рациональности, поэтому и вопросы безопасного использования участков недр, и экологические вопросы их разработки будут решаться в рамках действующего достаточно жёсткого законодательства о недрах. Законопроектом не предусматривается внесение корреспондирующих изменений в иные законы. Мы вносим законопроект, направленный на упрощение процедуры предоставления права пользования недрами, все остальные вопросы решаются в рамках действующего законодательства и, по нашему мнению, не требуют дополнительного урегулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Евгений Аркадьевич, есть ли у вас оценка криминализации этой сферы? Вы знаете, мне кажется, что вы в Год экологии как раз хотите, приняв этот закон, нанести серьёзный удар, и особенно это касается территорий, где низкое залегание полезных ископаемых, потому что сегодня зачастую многие такие карьеры контролируются ОПГ, они без проблем и сейчас получают необходимые разрешения, а упрощение процедуры приведёт к тому, что они станут полновластными хозяевами и никакого снижения цен не будет. КИСЕЛЁВ Е. А. На ваш вопрос я хотел бы ответить таким образом: законопроектом вносятся изменения в нормы Закона "О недрах", а недра на сто процентов контролируются субъектами Российской Федерации, которые вы в том числе представляете в Госдуме. Мы исходили из того, что субъекты Российской Федерации не меньше, чем Роснедра, озабочены вопросами декриминализации этих сфер и тщательного соблюдения Закона "О недрах", поэтому полагаем, что, заключая контракты, субъекты Российской Федерации будут учитывать в том числе вопросы монополизации рынков общераспространённых полезных ископаемых и руководствоваться пользой дела для того, чтобы сделать нормальной, чистой, прозрачной работу на своих территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Иван Иванович, у меня, к сожалению, не сработала кнопка, когда была запись... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте вопрос. ТОРОЩИН И. А. Спасибо. Уважаемый Евгений Аркадьевич, насколько я понял, проектом закона допускается возможность пользоваться недрами на этапе проектирования автодороги. А что будет в таком случае с добытыми полезными ископаемыми, если конкретный государственный или муниципальный контракт или договор будет расторгнут до момента начала работ, уже напрямую связанных с непосредственным использованием этих самых общераспространённых полезных ископаемых? КИСЕЛЁВ Е. А. В соответствии с фабулой законопроекта в этом случае прекращается и право пользования недрами, поскольку в законопроекте прямо оговорена увязка возможности добычи полезных ископаемых и исполнения государственного контракта, договора. Право пользования недрами прекращается, но у недропользователя не исчезает обязательство по приведению участка недр в надлежащее состояние, в том числе по проведению рекультивационных работ. Участок может быть предоставлен в пользование на условиях иного контракта, но всё это опять-таки определяется тщательностью подготовки государственных контрактов и договоров субъектами Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич. Выступление от фракции. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Много очень вопросов. Действительно, при первом прочтении вызывает очень серьёзные опасения коррупционная составляющая данного проекта, но мы с вами, коллеги, должны исходить из того, что данная инициатива рождена даже не регионами, а муниципалитетами, которые дорожную деятельность при очень скудных бюджетах вынуждены вести практически в постоянном режиме. Здесь было сказано, сколько этих карьеров у нас в стране - свыше 25 тысяч, и эта цифра практически до единицы совпадает с количеством муниципальных образований поселкового уровня, то есть такой карьер есть в каждом поселении. И к огромному сожалению, так получается, что пользователем такого карьера является лицо - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, - которое единственной целью видит извлечение прибыли. Как известно, природные ресурсы - это богатство, которым граждане пользуются по месту жительства, поэтому привязка использования общераспространённых полезных ископаемых к активной экономической и хозяйственной деятельности именно в этих поселениях, конечно же, должна присутствовать. В связи с этим возникает конфликт интересов тех, кто хочет извлечь прибыль из пользования недрами, и жителей, которые являются пользователями социальной инфраструктуры в конкретном поселении. И когда приходит подрядчик, который осуществляет в рамках государственного или муниципального контракта деятельность по ремонту дорог, комплекс мер по благоустройству, он сталкивается, как было справедливо сказано, с тем, что коммерческое желание пользователя недр - извлечь прибыль - существенно преобладает над какими-либо патриотическими чувствами, поскольку он, как правило, к этому поселению не привязан. Общественный контроль очень хорошо работает, как правило, лишь в тех случаях, когда реализуется муниципальный контракт на строительство дорог нетвёрдого покрытия, где используются, как правило, песчано-гравийная смесь, щебёнка, песок, потому что в каждом поселении каждая бабушка в каждом дворе знает, куда "КамАЗ" с песком или с гравием поехал, а если речь идёт о поселениях побольше, то, конечно, ситуация уже обстоит несколько иначе, но не нужно умалять гражданскую активность наших граждан. Буквально недавно, в региональную неделю, я был в самом северном селе одного из районов, и там все жители знают, что перед домом культуры снег почищен, потому что ждали нашего приезда, возле своего дома глава всё великолепно почистил, а в других местах - нет. Действительно, проехали и посмотрели: глава села Батурино Асиновского района у своего домовладения вычистил всё великолепно, а остальная часть посёлка находилась далеко не в самом удовлетворительном состоянии с точки зрения уборки снега и расчистки дорог. Коллеги, мы очень часто говорим о том, что долги регионов, долги муниципалитетов весьма велики, но когда предлагается конкретная мера, которая позволит муниципалитетам или региону без затрат решить очень серьёзную проблему с ресурсами, что напрямую повлияет на себестоимость этих работ, то мы начинаем искать в этом какую-то коррупционную составляющую. Борьбой с коррупцией, конечно же, должны заниматься в том числе и депутаты Государственной Думы в пределах своих полномочий, но давайте оставим эти опасения, эту тему для следственных органов и органов прокуратуры, которые должны действовать в регионах, в том числе при нашем самом непосредственном участии, а данный законопроект с учётом возможности его доработки ко второму чтению фракцией ЛДПР будет поддержан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Гартунг Валерий Карлович. Выступление от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, мы идею этого законопроекта поддерживаем. Действительно, проблема сегодня существует, есть вопиющие случаи, когда при наличии в непосредственной близости полезных ископаемых, которые необходимы для устройства дороги, везут щебень, песок за 100-200 километров и накручивают, естественно, расходы, - безусловно, с этим нужно бороться, и, ещё раз подчеркну, мы эту идею поддерживаем. Но в случае принятия законопроекта в том виде, в котором он сейчас внесён, получится следующее: есть недропользователи, которые в общем порядке прошли через аукционы, заплатили в бюджет деньги, пользуются полезными ископаемыми, несут ответственность за рекультивацию, за восстановление используемого участка, и появляются недропользователи, у которых другая процедура, фактически альтернативный способ разработки под предлогом участия в госзакупках, то есть, получается, два участника рынка с разными условиями работы. Мне кажется, этим мы, так скажем, бомбу закладываем, потому что если, например, в муниципалитете есть карьер и если он там вообще является единственным работающим предприятием, то мы фактически лишаем его заказов! Это серьёзная проблема, поэтому без увязки с законом о госзакупках здесь действовать нельзя. Я не соглашусь, что вы только меняете процедуру, - да, вы меняете процедуру, но вы же сразу фактически в одном виде деятельности два разных способа закладываете, а это опасная вещь! Конечно же, нужно это рассматривать в комплексе с процедурами по участию в государственных закупках. Если ко второму чтению мы увидим, что эти вопросы будут решены, мы свою позицию поменяем, а пока мы не готовы поддержать этот законопроект в таком виде. Если опасения будут сняты, мы его поддержим во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, в настоящее время действующим законодательством предусмотрена длительная и очень сложная процедура получения права пользования участками недр местного значения с целью добычи общераспространённых полезных ископаемых. Это не позволяет оперативно использовать местные строительные материалы при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, что в конечном итоге приводит к существенному увеличению стоимости и сроков дорожных проектов, и, как правило, стоимость строительных материалов и их транспортировки при реализации тех или иных дорожных проектов достигает 50 процентов. Принятие данного законопроекта, безусловно, позволит выполнить поручение президента и улучшить ситуацию на наших автомобильных дорогах, однако в связи с предстоящей подготовкой проекта ко второму чтению у меня есть два предложения, о которых я хотел бы сейчас сказать. Во-первых, подобная ситуация складывается не только в отношении автомобильных дорог, но также и в отношении железнодорожных путей общего пользования. В связи с этим предлагаю ко второму чтению рассмотреть вопрос о том, чтобы упрощённую процедуру распространить ещё и на добычу общераспространённых полезных ископаемых при выполнении работ на железнодорожных путях общего пользования. Во-вторых, данным законопроектом предусматривается возможность без аукциона выдавать лицензию лицу, подрядной организации в случае, если с ними заключён государственный или муниципальный контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе..." либо договор в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Однако на сегодняшний день государственные заказчики используют в том числе и концессионные соглашения, действуют в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". В связи с этим предлагаю ко второму чтению рассмотреть вопрос об изменении данного проекта законодательного акта, дополнив его соответствующими положениями, чтобы правоотношения в рамках концессионных соглашений также подпадали под действие изменений в Закон "О недрах", предлагаемых в законопроекте. Прошу представителя правительства, Евгения Аркадьевича Киселёва, высказать своё мнение по поводу моих предложений и возможности их учесть при подготовке ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич, спасибо. Валерий Карлович, вы помешали докладчику слушать выступление, а было два конкретных предложения, на которые он должен среагировать, - ну нельзя так делать! Я прошу не подходить к докладчикам во время выступлений представителей фракций. Теперь он должен будет у своих коллег спрашивать, какие предложения прозвучали. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, закон нужный, но очень долго его ждали регионы, ждали дорожники: ещё в 2014 году Президент России дал поручение, прошло три года, и наконец-то Минприроды разродилось и представило документ. Закон хороший, нужный, но подход к решению проблемы выбран достаточно формальный, и я приведу конкретные факты. Субъекты Российской Федерации просят, чтобы вопросы местного значения, особенно касающиеся участков недр местного значения, общераспространённых полезных ископаемых, всё-таки по большей части были отданы на откуп субъектам Российской Федерации, чтобы многочисленные согласования и бюрократия, которая сегодня есть и в Минприроды, и в федеральном агентстве, всё-таки были сняты. В пояснительной записке прописано, что принятие законопроекта позволит уменьшить сроки получения лицензии на право пользования недрами, но что происходит на практике? Сейчас с момента подачи заявления до момента начала разработки недр должно пройти девять месяцев, а процедура, которая предлагается, когда фактически отменяются аукционы, несущественно сократит этот срок - всего лишь на два месяца, до семи месяцев. Мы с вами рассматриваем законопроект, который направлен на то, чтобы ускорить вовлечение карьеров, на то, чтобы дорожники смогли как можно быстрее начать брать в разработку песок, щебень, но этого не произойдёт, если будут заключать государственные и муниципальные контракты и ждать семь месяцев с момента подачи заявления. Процедура остаётся существенно забюрокраченной! Это первое. Второй момент. Надо собрать порядка девяти согласований, и, как ни странно, большая часть согласований, которые ждут сейчас регионы, направляющие перечни участков недр в Минприроды и в Роснедра, месяцами задерживается именно в Минприроды и в Роснедрах, поэтому я просил бы, Евгений Аркадьевич, чтобы вы изучили в Роснедрах этот вопрос - как упростить процедуру, уменьшить эти административные проволочки. Следующий момент, который сегодня также затрагивали, - это вопрос о том, приведёт ли всё это к существенному сокращению затрат на строительство и реконструкцию. Полагаю, что нет, потому что недропользователь, тот, кто будет разрабатывать, будет платить исходя из объёмов песка, которые потребляются, поэтому никакого существенного сокращения здесь не произойдёт, так что давайте не будем на все эти моменты в пояснительной записке активно указывать. Следующий вопрос, он сегодня затрагивался, - это досрочное расторжение государственных (муниципальных) контрактов, это в законопроекте, который вы предлагаете, не прописано. Иван Иванович, у нас при выступлении от фракции время осталось - минутку добавьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. СЫСОЕВ В. В. Досрочное расторжение контракта - в законопроекте сегодня этого нет. Значит, если государственный (муниципальный) контракт будет расторгнут, то что, заявители будут продолжать пользоваться карьером? Этот вопрос сегодня никаким образом не урегулирован, и, наверное, потребуется его урегулирование ко второму чтению. Ещё один вопрос, который сегодня коллеги задавали, - это вопрос о рекультивации карьеров. Да, у нас достаточно жёсткое законодательство, но что происходит на практике? В большинстве случаев оно не соблюдается! Если недропользователь уходит, карьеры остаются брошенными, и здесь возникает масса вопросов, связанных с тем, что с ними делать дальше, и всё обременение ложится на региональные бюджеты. В записке, в финансово-экономическом обосновании вы прописали, что расходы из федерального бюджета не потребуются, - да, из федерального не потребуются, но потребуются расходы из региональных бюджетов. Почему вы об этом не говорите? Ведь всё это ляжет бременем на региональные бюджеты! Следующий вопрос - монополизация: не произойдёт ли так, что все работы, связанные с разработкой карьеров, будут монополизированы теми, кто решит заявиться и выиграть контракты на реконструкцию, на устройство автомобильных дорог? Ведь такая возможность сегодня есть?! И что будет происходить дальше? Это вызовет рост цен, который приведёт к удорожанию песка, в том числе для выполнения работ, которые сейчас требуется производить в сфере того же жилищного строительства, промышленного строительства, - всё это может произойти! Вопрос, который, наверное, также стоило поднять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. Заканчивайте, Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. ...это вопрос о том, требуется внесение поправок в другие законы или нет. В пояснительной записке это есть - да, может быть, и не требуется, но мы не видим, чтобы в комплексе можно было решать то, о чём говорилось, поэтому всё же потребуется внесение поправок в другие законы. В связи с этим просил бы вас ко второму чтению всё-таки доработать законопроект, чтобы все те моменты, о которых сегодня депутаты сказали, были учтены, причём чтобы в первую очередь были учтены риски, связанные с возможностью увеличения расходов региональных бюджетов. Также просил бы вас рассмотреть вопрос, связанный с сокращением административных процедур для бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николаев Николай Петрович. Выступление от фракции. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, когда в регионе проходят встречи, у представителей муниципалитетов постоянно такие вопросы возникают, поэтому, мне кажется, законопроект очень важный и своевременный. Но я хотел бы сказать ещё и о другом. Мы постоянно читаем в прессе, иногда слышим во время дискуссий, что у нас одни из самых дорогих дорог. Когда мы рассматривали этот вопрос на заседании комитета, мы запросили информацию у владельцев дорог, у строительных компаний, сколько в действительности стоят дороги и какова доля расходов на песок, на гравий в их стоимости. Я хочу вам привести самые, мне кажется, показательные цифры, поступившие от Государственной компании "Автодор", которая сейчас строит Центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы: протяжённость этой дороги составит 520 километров, на которые предстоит затратить 47 миллионов кубометров песчано-гравийной смеси; первый этап - 50 километров, и за два месяца, прошедшие с того момента, как госкомпания приступила к строительству вот этих 50 километров, цена на песок выросла на 18 процентов, что означает, что уже сейчас стоимость песка превышает сметную на 14,5 миллиарда рублей. Мы посмотрели, какое количество дорог планируется построить в ближайшие годы: в частности, в плане на 2017 год - 269 километров федеральных дорог. Если учитывать статистику, данные "Автодора", получается, у нас есть шанс, закрепив цену на песок и гравий, сэкономить 75 миллиардов рублей в год, и это не говоря уже об экономии, о той помощи, которую мы сможем оказать нашим муниципалитетам. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готова сэкономить эти деньги для государства, готова помочь муниципалитетам, и мы надеемся, что вы сделаете то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект можно было бы поддержать, если бы мы услышали от правительства, что это не нечто разовое, а какой-то, как сейчас говорят, тренд, вектор развития, который будет использоваться и приведёт, возможно, к подобию, скажем так, военно-строительного коммунизма. То есть рынок не устраивает и капитализм, душит. Ведь каким было главное решение? Давайте отдадим в частные руки всё, что можно, и рынок всё расставит по своим местам, - что, наелись, теперь обратно откатываете?! Так и скажите! И тогда давайте смотреть и другие составляющие - что, в себестоимости дорог только песок и щебень? А кредиты, без которых невозможно существование никакого бизнеса вообще нигде, тем более в строительстве? Ведь для того чтобы сегодня купить песок по любой цене - мне не даст соврать председатель комитета по строительству, - нужно заплатить вперёд: сначала деньги заплатите, даже на М-11, - потом получите песок. Уже нет никакого доверия, потому что сплошной обман и, извините, как говорят, кидают! Давайте тогда, может быть, им маленький НПЗ построим, потому что топливо тоже дорогое?! Хорошо бы и цену на топливо снизить, и пусть у них будет рядом какая-нибудь маленькая топливозаправочная станция, которая за полцены будет им продавать бензин, керосин, соляру... Есть и другие причины: разве вы не замечаете, что эти "платоны" и, не знаю, ещё какие-нибудь "сократы", придуманные опять же правительством, намного удорожают строительство? Тогда что, отменим им "Платон"? Таким образом, если бы здесь был представлен комплексный подход, можно было бы понять и поддержать, но я сегодня вижу только один шаг, причём непонятно, приведёт ли он в итоге к благому результату, который был здесь заявлен. Возникает опасение: неужели те ненавистные, алчные предприниматели, захватившие карьеры, будут смотреть на всё происходящее просто так?! Согласитесь, мало кто в такое поверит, поэтому этим, возможно, воспользуются те же самые владельцы карьеров - забесплатно вообще! Пока мы не можем поддержать этот законопроект, а вот это направление, предложенное вами, давайте обсудим более подробно с ответственными представителями правительства - может быть, действительно нужно его использовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Евгений Аркадьевич, пожалуйста, заключительное слово. КИСЕЛЁВ Е. А. Спасибо, Иван Иванович. Прежде всего, конечно, хотел бы ответить на вопросы, которые были заданы. Относительно концессионных соглашений - полагаю возможным обсудить поставленный вопрос в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Что касается железных дорог - в соответствии с поручением правительства мы подготовили необходимые поправки, которые сейчас находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Мы надеемся, что в достаточно короткий срок поправки пройдут согласование в Минюсте и будут представлены вам на рассмотрение. Мы поддерживаем эту опцию - расширение законопроекта в части использования общераспространённых полезных ископаемых для целей железнодорожного строительства. Ну а все остальные вопросы, выступления и эмоции отчасти продиктованы тем, что, может быть, мы плохо поработали в комитетах, хотя принимали активное участие, не проигнорировали ни одного заседания, и связано это главным образом с недопониманием отдельных вопросов либо с недостоверной информацией. Так, процедуры согласования на сегодняшний день по части Роснедр и Минприроды занимают не более тридцати дней, а все остальные процедуры направлены на исключение рисков по линии деятельности Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, по линии функционирования особо охраняемых природных территорий. Разумеется, в любой инициативе, в любой деятельности есть те или иные разнонаправленные риски, мы готовы их обсудить в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Аркадьевич. Александр Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 21 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.