Заседание № 151

26.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 327155-5 "О ратификации Соглашения о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2268 по 2613 из 7080
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке финансового,     
технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил   
по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств". А у нас есть         
докладчик? Я не вижу докладчика, хотя у нас время указано: 11.15. Есть, да?     
Докладчик есть, говорят, он просто не ожидал, что мы будем так интенсивно       
работать.                                                                       
                                                                                
Коллеги, следующий закон у нас тоже о ратификации, пункты 18 и 19 тоже о        
ратификации, поэтому без присутствия правительства мы рассматривать... Вот      
идёт докладчик.                                                                 
                                                                                
Николай Александрович Панков, на трибуну, пожалуйста. По пункту 16. И увольте   
там всех из вашего ведомства, кто держал вас в коридоре.                        
                                                                                
Пункт 16, речь идёт о финансовом, тыловом и техническом обеспечении персонала   
Коллективных сил.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, представляю на ваше рассмотрение законопроект "О            
ратификации Соглашения о порядке финансового, технического и тылового           
обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в     
Содружестве Независимых Государств". Данное соглашение устанавливает порядок    
финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала       
Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств при   
проведении соответствующих операций на территориях государств - участников      
СНГ.                                                                            
                                                                                
Соглашение определяет обязанности принимающей и направляющей сторон по          
вопросам финансового, технического и тылового, в том числе медицинского,        
обеспечения, а также степень ответственности командующего КСПМ по вопросу       
распределения материальных средств.                                             
                                                                                
В настоящее время данное соглашение ратифицировано Республикой Белоруссия и     
Киргизской Республикой. В соответствии со статьёй 20 указанного соглашения      
оно подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи на хранение             
депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами        
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Таким    
образом, после ратификации соглашения Российской Федерацией оно вступит в       
силу.                                                                           
                                                                                
Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из           
федерального бюджета, так как финансирование данных расходов, связанных с       
вопросами участия Вооружённых Сил нашей страны в операциях по поддержанию       
мира, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных      
Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.   
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект. Доклад закончен.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь пока.                             
                                                                                
Начальник организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника   
Главного штаба Сухопутных войск по организационно-мобилизационной работе        
Сергей Иванович Антонов докладывает.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНТОНОВ С. И., начальник организационно-мобилизационного управления -           
заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск по                       
организационно-мобилизационной работе.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я предлагаю ограничиться выступлением Николая               
Александровича Панкова - он достаточно ёмко доложил данный вопрос.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Тогда я предлагаю           
выступить с содокладом председателю Комитета по делам Содружества Независимых   
Государств и связям с соотечественниками Алексею Владимировичу Островскому.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, представленное на ратификацию соглашение направлено на       
дальнейшее укрепление роли и авторитета ОДКБ - организации, которая,            
несомненно, стала одной из заметных и влиятельных структур на постсоветском     
пространстве. Значимость этой организации была несколько раз подтверждена       
практическими делами, в том числе свидетельством этому является встреча,        
которая состоялась 18 марта, в Москве между Генеральным секретарём ОДКБ         
Бордюжей и Генеральным секретарём Организации Объединённых Наций Пан Ги         
Муном, в ходе которой обсуждались вопросы сотрудничества этих организаций по    
обеспечению национальной безопасности в мире, по вопросам предотвращения и      
регулирования конфликтов, борьбы с терроризмом, транснациональной               
преступностью. Это особенно актуально для государств Содружества в целом и      
непосредственно стран, входящих в ОДКБ, ибо ещё свежи в нашей памяти            
конфликты, которые имели место в Таджикистане, Нагорном Карабахе, Южной         
Осетии, Абхазии и Приднестровье. И только миротворческие усилия                 
способствовали разъединению противоборствующих сторон и установлению мира в     
этих горячих точках.                                                            
                                                                                
Положения настоящего соглашения отражают многолетний опыт и практику            
проведения миротворческих операций по поддержанию мира на постсоветском         
пространстве.                                                                   
                                                                                
Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел настоящее соглашение. В       
положениях соглашения красной нитью проходит мысль о том, что в современных     
условиях роль Содружества в обеспечении безопасности и поддержании мира         
возрастает. Стороны рассматривают Содружество в качестве инструмента            
недопущения на пространстве СНГ вооружённых конфликтов.                         
                                                                                
Как видно из содержания соглашения, в нём создаётся договорно-правовая база     
для всестороннего обеспечения миротворческих операций Коллективными силами по   
поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств. Также определены         
взаимные обязательства сторон по подготовке и проведению миротворческих         
операций, об этом достаточно подробно сказал Николай Александрович Панков.      
                                                                                
Ратификация соглашения отвечает потребностям национальной безопасности          
России, будет способствовать предотвращению и урегулированию конфликтов на      
территориях государств - участников СНГ, особенно в контексте событий 2008      
года на Кавказе, когда для спасения мирных жителей и предотвращения             
гуманитарной катастрофы Россия была вынуждена провести операцию по              
принуждению Грузии к миру.                                                      
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы в связи с рассмотрением       
данного вопроса нашим комитетом и комитетами-соисполнителями, Правовым          
управлением проведена необходимая экспертная работа, и это соглашение           
предлагается вам, уважаемые коллеги, для ратификации. Прошу поддержать наше     
совместное решение.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да, один вопрос - депутат Локоть.                     
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос.                                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Вопрос заместителю министра обороны.                                            
                                                                                
Уважаемый Николай Александрович, Республика Беларусь, Александр Григорьевич     
Лукашенко подписал с оговоркой данное соглашение в той части, где речь идёт о   
том, что финансирование деятельности персонала КСПМ осуществляется за счёт      
национальных бюджетов. Как мы относимся к этой оговорке и как относятся к ней   
остальные участники, подписавшие это соглашение, то есть не помешает ли это?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович, отвечайте.             
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Собственно говоря, вот это и есть базовый принцип соглашения,      
так в тексте всё и заложено, просто белорусская сторона изложила этот           
принцип, ну, в несколько иной интерпретации, а так у нас никаких противоречий   
нет, мы относимся положительно.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Есть ещё вопросы? Нет. Настаивает ли       
кто-то на выступлении? Да, есть желание выступить у депутата Багдасарова,       
депутат Кашин будет выступать от фракции. Есть ещё желающие? Нет. У нас по      
Регламенту...                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Гайнуллина Фарида Исмагиловна.                                      
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку ещё    
в начале нашей работы была предметом обсуждения большая повестка дня, я вношу   
предложение сократить время выступлений до пяти минут в течение сегодняшнего    
дня по всем вопросам повестки дня.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение, учитывая, что у нас       
сегодня тридцать три вопроса в повестке дня, чтобы мы все эти вопросы могли     
рассмотреть, установить регламент для выступлений по обсуждаемым вопросам       
пять минут.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, докладчики у нас... В Регламент пока мы не           
вторгаемся - у нас докладчик имеет право выступать пятнадцать минут, но, если   
будет такое желание у депутатов, давайте мы этот вопрос тоже рассмотрим. Пока   
мы говорим о прениях, об обсуждении в прениях. Поступило вот такое              
предложение.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной: в течение               
сегодняшнего дня на выступления в прениях отводить по пять минут. Это           
достаточное время для того, чтобы чётко сформулировать позицию.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.100,0%                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович от фракции КПРФ.                            
                                                                                
КАШИН В. И. Фракция, безусловно, поддержит ратификацию, но нам хотелось бы      
высказать несколько мыслей по поводу того, что тревожит, - по поводу            
ситуации, связанной с техническим состоянием.                                   
                                                                                
Мне приходилось бывать во всех батальонах наших миротворческих сил, допустим,   
в той же Абхазии, в Осетии, в других местах. Мы видим, что везде устаревшая     
техника, ограниченные средства. И в данном случае речь идёт, по большому        
счёту, снова об ограничении средств через национальные экономики. Мы            
понимаем, какие возможности сегодня есть у той или другой страны, которые       
входят в этот наш коллективный договор. Время сегодня нас подталкивает к        
тому, чтобы иметь очень серьёзные боевые соединения, чтобы, как показывает      
опыт, очень быстро среагировать и отразить любое нападение, в том числе и в     
случае вооружённого конфликта. Как показывает опыт наших специалистов, нам      
следует всем вместе очень серьёзно подумать и оказать в этом направлении        
содействие и нашему Генеральному штабу, и в целом тем, кто сегодня занимается   
этой миротворческой миссией, в том числе через Государственную Думу, когда мы   
будем формировать очередные бюджеты или смотреть изменения в бюджет, и          
обязательно оказывать содействие для укрепления возможностей сил                
коллективного действия.                                                         
                                                                                
Вы посмотрите, что происходит сегодня в Грузии. Разве успокоились те силы,      
которые организовали напряжение на Северном Кавказе? Нет. Мы видим также, как   
сегодня активизировались группировки, которые ведут террористические действия   
на Северном Кавказе, как всё больше и больше территорий сегодня входят в        
ареал этих действий: большие взрывы поездов уже здесь, в центре страны, и всё   
это приводит к серьёзным жертвам. А посмотрите, что сегодня происходит в        
Прибалтике. Мы видим, что здесь также назревает болевая точка. Неизвестно       
ещё, как развернутся события в Украине. Поэтому сегодня, на наш взгляд,         
должно последовать формирование всей системы после первых наших                 
договорённостей и теперь вот в связи с ратификацией ещё дополнительной. Я       
думаю, она должна быть направлена на то, чтобы мы имели группировки, которые    
отличались бы не только особой боевой подготовкой личного состава, но и         
техническими возможностями, имели тыловые коммуникации, которые                 
соответствовали бы боевому времени, поскольку мы с вами, ещё раз хочу           
сказать, видели в этом конфликте, сколько мы добирались до границ Южной         
Осетии, сколько стояло на обочине танков и другой техники, как мы всем этим     
боем управляли и какие нужны средства связи и так далее, и тому подобное.       
                                                                                
Я считаю, что надо не просто формально ратифицировать эти договоры, но и        
обязательно соответствующие группы депутатские создать при нашем комитете,      
которые могли бы депутатов информировать о реальном состоянии дел с созданием   
коллективных сил безопасности, вплоть до того, чтобы, как и раньше, иметь       
возможность, если надо, приглушить какую-то радиостанцию, и делать всё          
остальное, что необходимо для безопасности.                                     
                                                                                
А наркотрафик, а другие вопросы? Сегодня ничего как бы не происходит в плане    
эффективности борьбы на этих направлениях, мы сегодня теряем по тридцать пять   
тысяч человек только от этого зелья. И думается, ратифицируя этот договор, мы   
должны более внимательно подходить ко всему тому, что связано с реализацией     
всех тех договорённостей, которые достигнуты, а главное, к тому, что требует    
от нас сегодня время. А время требует эффективной реализации тех задач,         
которые просто необходимо решать.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Багдасаров от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, имеется некая история создания коллективных                 
миротворческих сил. Впервые подобная попытка была предпринята во время          
гражданской войны в Таджикистане - в 1992-1993 годах были созданы               
коллективные миротворческие силы. Первоначально они действительно имели вид     
коллективных сил. Туда, кроме нас, входили подразделения Казахстана,            
Узбекистана и Кыргызстана. Однако, понеся первые потери в Таджикистане,         
Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан увели свои войска, остался один флаг и       
соответственно наши российские части. С тех пор никаких коллективных            
миротворческих сил не было, был флаг и российские войска. Поэтому снимите       
розовые очки: их нет, есть юридическое оформление, а формального участия и      
даже реального участия в них нет. Это первое.                                   
                                                                                
Второе. Тут говорили об ОДКБ. Ещё раз снимите очки: нет никакой ОДКБ. Я вам     
приведу пример. Вчера Совет Россия-НАТО заседал в Брюсселе, там директором      
Госнаркоконтроля Ивановым Виктором Петровичем был жёстко поставлен вопрос: вы   
будете бороться с наркотиками в Афганистане - да или нет? У нас же как          
получается? Часть наших псевдополитиков, псевдознатоков выступают в "Нью-Йорк   
таймс", где угодно, говорят: НАТО в Афганистане - это очень хорошо для нас. И   
вчера официальный представитель НАТО - спасибо за это Виктору Петровичу         
Иванову - заявил: мы не будем бороться с наркопосевами в Афганистане. Всё!      
Нам объявлена героино-опиумная война. Логично предположить, а как должны        
действовать силы ОДКБ, штаб которых руководит в том числе вот этими силами по   
поддержанию мира.                                                               
                                                                                
Кстати, интересный момент. Сейчас назревает конфликт на юге Кыргызстана,        
Узбекистана: там есть уже и перестрелки, и захват пленных, и так далее.         
Логично, чтобы Узбекистан и Кыргызстан обратились к нам и сказали: ОДКБ,        
введите свои силы! Нет, этого нет. Так вот ничего не делается, не собирается    
ОДКБ по этому вопросу, а агрессия идёт против нас. Нам объявлена война - что,   
непонятно, что ли? Тридцать - сорок тысяч в год - это много, за десять лет -    
больше двухсот тысяч. Это как действие ядерного оружия. И где это самое ОДКБ?   
Есть хорошие места на Варварке, где люди сидят, хорошо устроены, ездят с        
мигалками и так далее. Пора, может быть, им поработать?! Поэтому не надо им     
выходить из этого.                                                              
                                                                                
Наконец, по союзникам. Ну, хорошо, НАТО - понятно, враждебный нам блок.         
Только он сейчас проявляется на юге, а не на востоке и не западе нашей          
страны. Можно предположить, что союзники хотя бы в меру своих возможностей      
что-то делают. Я в прошлый раз при начальнике Генерального штаба обрисовал      
ситуацию с оперативным построением наших войск в Таджикистане. Он со всем       
согласился, кстати.                                                             
                                                                                
Ну а теперь о Кыргызстане - это один из наших союзников. Это, кстати, страна,   
которая подписала и в 96-м году соглашение о коллективных миротворческих        
силах, и в 2007 году. Вроде бы должны помогать, да? А что на самом деле?        
Кыргызстан становится плацдармом для наркоброска в Россию. На сегодня главным   
наркопреступником в мире являются Соединённые Штаты и их войска в               
Афганистане. Уже ни для кого не секрет, что база "Манас" используется не        
только для переброски террористов, но и для переброски наркотиков на            
территорию России. Зачем тащить по горным тропам через афгано-таджикскую        
границу, выходить бог знает куда? В Манасе приземляется самолёт американских    
ВВС, разгружаются наркотики, а затем по соответствующему трафику, минуя Ош      
даже, они поступают в Казахстан и в Россию. Неплохо. И это всё на территории    
Кыргызстана.                                                                    
                                                                                
Сейчас господин Максим Бакиев - реальный правитель Кыргызстана (это сынок       
президента) - после тщательных консультаций с американским послом в Бишкеке     
подписали договор с Дэвидом Петреусом о размещении базы в Баткене - это         
узловой пункт на наркотрафике.                                                  
                                                                                
И это не всё. У нас как там войска расположены? Вот у нас есть база в Канте.    
Другой наш союзник из Душанбе изгнал нашу авиагруппу, она перелетела туда.      
Там уже скопище самолётов, там же не поймёшь, какая авиация.                    
                                                                                
Но самое интересное, ещё один плацдарм создали кыргызы против нас. В 8          
километрах от нашей базы в Канте есть город Токмак. Так вот, в Токмаке          
американские инструктора готовят так называемое спецподразделение "Скорпион"    
по своему типу из кыргызов. То есть нашу базу в Канте могут в течение           
кратчайшего срока ликвидировать: создана такая структура.                       
                                                                                
Вот какие у нас союзники. Знаете, есть поговорка хорошая: иметь таких друзей    
- врагов не надо. Поэтому нам надо задать себе вопросы: что происходит и что    
нам надо делать?                                                                
                                                                                
Нам нужно внести изменения в закон "Об обороне" об использовании Вооружённых    
Сил для борьбы с наркотрафиком. И я в ближайшее время внесу этот                
законопроект. Я думаю, все поддержат. Если кто не проголосует - это             
равносильно дезертирству во время сражения под Сталинградом. Хватит розовые     
очки одевать, делать вид, что всё хорошо. Реально надо взглянуть на вещи,       
надо серьёзно посмотреть, как наши войска в Таджикистане, в Киргизии можно      
использовать для борьбы с этой напастью, для борьбы с терроризмом. Есть очень   
много свидетельств, что и террористическая угроза возникает уже с той стороны   
реально для нас. Там создаётся клубок проблем, а у нас границы открыты, а мы    
всё говорим: миротворческие силы. Нет... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Выносим     
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3545 по 3562 из 7080
Пункт 16, "О ратификации Соглашения о порядке финансового, технического и       
тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию   
мира в Содружестве Независимых Государств".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.