Заседание № 175
О проекте федерального закона № 327065-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения отдельных вопросов деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; принят в первом чтении 9 июня 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к следующему вопросу повестки дня, это пункт 30. Докладывает Мартин Люцианович Шаккум. Это проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 9 июня 2010 года. Законопроект доработан с учётом замечаний правительства и Государственно-правового управления президента, а также поступивших поправок. Всего к законопроекту поступило двенадцать поправок, из них одиннадцать рекомендуются к принятию и одна - к отклонению. Хочу заметить, что ко второму чтению уточнено название законопроекта, также устранены некоторые избыточные нормы и внесены правки юридико-технического характера. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, две таблицы. Таблица 1 - одиннадцать поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Есть замечания? Есть. Пожалуйста, депутат Ширшов. ШИРШОВ К. В. Прошу поправку 3 на отдельное голосование поставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1 без 3-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 34 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 20 чел.4,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1% Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ширшову для обоснования поправки 3. ШИРШОВ К. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Мартин Люцианович, уважаемый Олег Викторович! Поправкой 3 у нас вводится право выпускать ценные бумаги. Это право даётся наблюдательному совету, и прописывается процедура, каким образом это происходит. В принципе у нас ситуация в дорожной сфере складывается на сегодняшний день следующим образом. Фактически в три раза сокращено финансирование на строительство новых дорог. Это с одной стороны. С другой стороны, Олег Викторович, с правой стороны возле вас, от места, где вы сидите, кресло не успело остыть от председателя правительства Владимира Владимировича Путина, который здесь выступал очень долго и очень обстоятельно. Ему задавали вопросы, касающиеся в том числе и перспектив развития дорожной сети России. Что сказал Владимир Владимирович? Наступил кризис, денег стало не хватать - взяли где? У дорожников. Я подчёркиваю: у дорожников. К 2010 году у нас планировалось довести до 100 процентов финансирование на содержание дорог. До сих пор эта цифра не дошла до 50 процентов. А у нас - посмотрите статью 22, а именно пункт 2 с подпунктами - финансирование идёт на государственную компанию, в том числе во многом как софинансирование из федерального бюджета, а именно субсидии на строительство и содержание. Что же получается в комплексе, если мы сейчас за эту поправку проголосуем? В очередной раз правительство не выделит денег на содержание, на ремонт и на строительство, государственная компания проведёт эмиссию, вложит эти средства и тот недостаток средств, который появится, вынуждена будет покрывать за счёт в том числе и тех средств, которые будут получены в результате реализации этих ценных бумаг. И в конце концов наша государственная компания вынуждена будет отвечать в том числе и имуществом своим, а это автомобильные дороги, это безопасность страны. Трасса М-4 "Дон" - если кредиторы заберут эту дорогу и, не дай бог, так получится, что они её закроют, юг России окажется отрезанным от центральной её части. Возможна просто политическая, экономическая, а в конечном итоге... ну, не военная, но диверсия против всего нашего государства. И виной всему станут финансовые инструменты, несовершенство которых, возможно, мы сейчас закладываем, принимая вот эту самую поправку. Поэтому мы предлагаем проголосовать против этой поправки. И соответственно, если она будет проголосована за, значит, против в целом этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Константин Владимирович, ваше высказывание насчёт неостывшего кресла, безусловно, очень усилило пафос вашего выступления. Уважаемый Константин Владимирович, на самом деле право эмиссии ценных бумаг сегодня у госкомпании есть. В законопроекте уточняется только процедура принятия решений и уточняются полномочия органов управления по принятию решения об эмиссии ценных бумаг. Это первое. И второе. Дороги, переданные госкомпании, передаются в доверительное управление и не могут служить предметом залога в процессе эмиссии, соответственно, не могут быть изъяты и переданы в какие-то частные руки, частным юридическим лицам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3 из таблицы принятых. Комитет просит её поддержать, депутат Ширшов против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 09 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Поправка остаётся в таблице принятых. Вторая таблица, здесь две поправки, отклонённые комитетом. Никто не настаивает на обсуждении? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 43 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принято. Включите микрофон на трибуне. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять данный федеральный закон в третьем чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мы не проголосовали во втором чтении? Это моя вина. Да, мы только таблицы проголосовали. Ставится на голосование законопроект во втором чтении сначала. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 41 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принимается. Комитет предлагает принять законопроект и в третьем чтении. Все необходимые процедуры осуществлены. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 19 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принимается законопроект в третьем чтении.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 327065-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных вопросов деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Так, уточняются полномочия государственной компании в части возможности осуществления полномочий концедента в отношении строящихся и реконструируемых автомобильных дорог федерального значения, по которым до вступления в силу закона были приняты решения правительства о заключении концессионных соглашений. Устанавливается возможность перехода на последующие годы всех неизрасходованных остатков средств, находящихся на лицевом счёте госкомпании в Федеральном казначействе. Уточняются сроки и порядок предоставления госкомпании земельных участков, находящихся в границах придорожных полос. Устанавливается возможность резервирования земельных участков в границах придорожных полос для размещения объектов дорожного сервиса в целях деятельности государственной компании. Изменяется также ряд других положений закона. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективной работе Государственной компании "Российские автомобильные дороги". На законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Комитет-соисполнитель - Комитет по транспорту - поддерживает данный законопроект. Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту? Один вопрос - депутат Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Мартин Люцианович, мне кажется, что поправки, которые предлагаются, можно было, конечно, и правительственным постановлением вносить. Но я в корне не согласен с вашим утверждением, что якобы этот закон не повлечёт за собой расходов из федерального бюджета. Почитайте, скажем, пункт 3 части 2 в новой редакции, где вы прямо указываете, что если решение правительства принято, то пока не достроится, несмотря на передачу в концессию, реконструкция будет осуществляться государственной компанией. Это что, небюджетное финансирование? И второе. Скажите, пожалуйста, каким образом этот закон всё-таки хоть как-то приблизит нас к ранее провозглашаемым вами лозунгам? У нас стоимость строительства дорог в разы выше, чем в Европе и Китае. Что нам надо сделать? Вот вы надстройки наплодили, наплодили, но от этого ни качество, ни количество, ни стоимость строительства... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Николай Васильевич, что касается расходов бюджета. Расходы бюджета пока будут осуществляться в соответствии с подпрограммой "Автомобильные дороги" и возможностями бюджета. Впоследствии - уже принято решение - объём средств будет выделяться в рамках дорожного фонда, который будет образован из специально закреплённых источников. Часть этих средств получит государственная компания исходя из объёма тех дорог, которые переданы в доверительное управление, часть перейдёт к нашему государственному ведомству - Росавтодору. Что касается второго вопроса - каким образом государственная компания повысит эффективность, - то могу сказать, что это действительно произойдёт, потому что непосредственно стройки и объекты государственной компании будут финансироваться государственной компанией независимо от процедур бюджетного финансирования. Что происходит сегодня? Сегодня ежегодно, через несколько месяцев после принятия бюджета, утверждается перечень строек и объектов, и только после соблюдения необходимых процедур происходит финансирование объекта. Государственная компания свободна от бюджетных процедур: она получает средства от Минфина сразу на все дороги и сама пропорционально, в зависимости от сезона, в зависимости от необходимости, производит финансирование строительства дорог. Компания не будет начинать это в зимний период, активизировать в зимний период, она будет самостоятельно распределять ресурсы, у неё больше свободы для внедрения новых технологий. Остатки средств госкомпании будут переходить на будущие периоды, на будущие года. Кстати, этим законопроектом этот вопрос частично решается. В то же время Росавтодор у нас сегодня не заинтересован в эффективном использовании средств, поскольку всё, что он сэкономил, в конце года всё равно переходит в Минфин. Здесь в данном случае экономия целесообразна, и она приводит к реальной экономии бюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Присаживайтесь, пожалуйста, вопросов больше нет. Уважаемые депутаты, кто желает выступить по данному законопроекту? Два депутата. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваше выступление. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Ну, как известно, у нас несколько проблем, которые вечны, и одна из них - дороги. И к сожалению, мало кто знает, что только в связи со строительством Московской кольцевой автомобильной дороги шесть руководителей и главных инженеров уехали в Израиль долларовыми миллиардерами. И с нашей точки зрения, организация вот этой дорожной службы, когда у нас к государственным добавляются платные дороги, которые в принципе никто не строил, а просто берут и зачастую даже без наличия альтернативной дороги переводят в платные... У нас вводятся государственные дирекции, которые участвуют якобы в управлении, а на самом деле, с нашей точки зрения, это коррупционные схемы, потому что 94-й закон о так называемых тендерах - это главный рассадник коррупции. Вот Медведев провозгласил вчера двадцатипроцентное сокращение численности чиновников. Вот если взять все эти искусственно созданные так называемые государственные корпорации во многих отраслях, в которые сначала переводятся государственные активы... Потом нам рассказывают, что это неэффективно и их надо приватизировать, но оставить 100 процентов акций у государства, потом опять рассказывают, что надо всё-таки приватизировать и привлечь туда частные ресурсы. Ничем иным, кроме как разворовыванием ресурсов и окончательным, скажем так, уничтожением дорожного полотна, это не закончится. Поэтому мы не будем голосовать, конечно, за этот закон. И глубоко убеждены, что без реорганизации структуры правительства, чтобы министр транспорта или министр энергетики отвечал за конкретное дело... Вот мы с вами сегодня слушали министра энергетики. Он выступал у нас месяцев семь назад. Лично я крайне возмущён некомпетентностью наших министров, вы понимаете? А в сфере транспорта особенно, потому что там ведь ужа с ежом скрестили, так сказать, начиная с воздуха и до воды. И к сожалению, в нашем правительстве в значительной части министерств нет ни одного квалифицированного руководителя, который прошёл бы все ступеньки и мог бы принимать компетентные решения. Поэтому законы вот эти - это имитация, или попытка через законодательную казуистику создать условия, при которых ещё проще будет уводить государственные активы и средства. Мы голосовать не будем и вас призываем к этому, потому что мы с вами, вообще, находимся в очень сложной ситуации: девяносто один бюджетораспорядитель в этом году ещё не профинансирован ни на копейку. Какие дорожные службы, какие дороги, какие дураки у нас будут исчезать, как говорится, если у нас образование фактически уничтожается с введением закона об обязательной автономизации?! Не будем голосовать и вас приглашаем не голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Включите, пожалуйста, микрофон депутата Левичева Николая Владимировича для выступления Буркова Александра Леонидовича. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые коллеги, мы помним, как принимался сам закон, и было очень много замечаний юридического характера. К сожалению, партия большинства нас не услышала. Я прошу обратить внимание на новую редакцию законопроекта, где предлагается внести в статью 36 дополнительную часть 4: земельные участки, предоставляемые в аренду государственной компании, относятся к федеральной собственности. Вслушайтесь: земельные участки, арендованные у муниципалитета, у субъекта Российской Федерации, автоматически становятся собственностью Федерации. Это как понимать? То есть мы сейчас уже забыли о том, что у нас есть Земельный кодекс, закон о разграничении полномочий и Гражданский кодекс. И у меня встаёт вопрос: как мы с вами, депутаты, законодатели, можем поддержать данный законопроект? Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против предложенного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Леонидович. Полномочные представители президента, правительства не желают выступить? Заключительное слово? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Шаккуму Мартину Люциановичу. ШАККУМ М. Л. Уважаемая Надежда Васильевна, я хотел отреагировать только на выступление Александра Леонидовича и пояснить, что вот там, где говорится о праве федеральной собственности, возникновении права федеральной собственности на земельные участки, речь идёт о следующем. В процессе передачи от федеральных государственных учреждений Росавтодора земельных участков госкомпании происходит потеря права федеральной собственности на эти участки, и чтобы это право федеральной собственности не терялось, вот именно для этого и существует поправка. Никак она не касается ни муниципальных, ни субъектовых земель, которые арендуются у соответствующих субъектов права. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 56 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 93 чел.20,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.