Заседание № 21

21.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 327064-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (о сроках установления величины прожиточного минимума).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2426 по 2690 из 6017
Так, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Вопрос 4, о       
проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный    
закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Законодательное          
Собрание Иркутской области просит рассмотреть законопроект без участия своего   
представителя. Докладывает член Комитета по труду и социальной политике Вера    
Егоровна Оськина. Пожалуйста.                                                   
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом          
предусматривается, что величина прожиточного минимума на душу населения по      
основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской      
Федерации на текущий квартал должна будет устанавливаться Правительством        
Российской Федерации не позднее 10-го числа второго месяца текущего квартала.   
До ее утверждения будет применяться величина прожиточного минимума прошедшего   
квартала. В субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума       
будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской       
Федерации в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.       
                                                                                
В соответствии с Федеральном законом "О прожиточном минимуме в Российской       
Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения по основным         
социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации     
устанавливается Правительством Российской Федерации и определяется              
ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомитета         
Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты    
питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным         
платежам и сборам. Таким образом, величина прожиточного минимума является       
расчетным показателем и может быть утверждена только по истечении очередного    
квартала. Установление величины прожиточного минимума в предлагаемые            
законопроектом сроки может негативно сказаться на достоверности показателя,     
так как для расчета будут использоваться прогнозные данные об уровне            
потребительских цен на товары и услуги, что может привести как к ущемлению      
законных прав граждан и занижению социальной помощи, так и к необоснованному    
ее получению.                                                                   
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. На      
законопроект поступили отзывы из тридцати трех законодательных органов          
государственной власти субъектов Российской Федерации: двадцать два из них      
поддерживают, два не поддерживают, девять замечаний и предложений не имеют.     
Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации     
поступило пятьдесят шесть отзывов: тридцать поддерживают, шестнадцать против,   
десять замечаний и предложений не имеют. Комитет Совета Федерации по            
социальной политике считает обоснование по проекту недостаточно                 
аргументированным и концепцию данного законопроекта не поддерживает. У          
Правового управления Аппарата Государственной Думы есть замечания               
юридико-технического характера. Комитет по труду и социальной политике          
рассмотрел данный законопроект в присутствии представителя Законодательного     
Собрания Иркутской области и предлагает данный законопроект отклонить.          
Представитель Законодательного Собрания Иркутской области согласился с          
мотивами отклонения по данному законопроекту.                                   
                                                                                
Предложения, которые были высказаны в пояснительной записке к данному           
законопроекту, касающиеся изменения реального учета природно-климатических      
условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов     
питания, непродовольственных товаров и услуг основными                          
социально-демографическими группами, на наш взгляд, должны быть учтены при      
внесении изменений и дополнений либо при рассмотрении законопроекта о           
потребительской корзине.                                                        
                                                                                
Спасибо. У меня всё.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна.                                   
                                                                                
Какие будут вопросы у депутатов? Вижу, два депутата хотят задать вопрос.        
Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна и Кузнецов Виктор Егорович.              
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вера Егоровна, будьте добры, скажите, пожалуйста, вот правительство             
определяет прожиточный минимум ежеквартально - хорошо, данный законопроект      
предлагает тоже ежеквартально, но не позднее второго месяца. Не кажется ли      
вам, что это оптимальная норма, так как у правительства есть время для          
лавирования, оно может сделать это вообще в конце квартала. Вот на мой          
взгляд, отклонение этого законопроекта - некоторое лукавство, потому что        
здесь мы даем опять правительству возможность недоплачивать, именно             
недоплачивать населению по прожиточному минимуму.                               
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Я еще раз повторяю, что     
данным законопроектом предлагается установление величины прожиточного           
минимума не позднее 10-го числа второго месяца текущего квартала, текущего      
квартала. Но так как величина прожиточного минимума рассчитывается на           
основании итогов прошедшего квартала по данным комитета по статистике по        
продовольственным товарам, услугам и различным расходам, то в случае принятия   
данного законопроекта мы будем выплачивать социальную помощь различным слоям    
населения по прогнозной величине прожиточного минимума. Хорошо, если это        
будет уменьшенная величина. Понимаете почему? Потому, что можно сделать         
перерасчет в пользу увеличения в будущем. Но если прогнозная величина будет     
больше прожиточного минимума, то нужно будет делать перерасчет в другую         
сторону, что может привести к грандиозному скандалу по всей стране.             
                                                                                
Еще, пожалуйста.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Вера Егоровна, вы изучали, конечно, в комитете эту проблему.     
Вот на мой взгляд, то положение, когда речь идет о том, чтобы в субъектах       
Российской Федерации устанавливать прожиточный минимум, руководствуясь теми     
пределами, которые правительство устанавливает... В действительности ситуация   
очень разная по субъектам. Вот в комитете вы как-то по этому определились?      
Есть в этом действительно проблема? Сумели они доказать, что необходимо так     
делать? Или считаете, что правительство должно один раз на всю жизнь            
установить - и вперед? Извините.                                                
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Знаете, я еще не отметила вот какой момент. Иркутяне, наши        
коллеги из Законодательного Собрания Иркутской области, ставили этот вопрос,    
я боюсь ошибиться, но, по-моему, полтора или два года назад. И тогда они были   
правы, потому что правительство действительно задерживало сроки определения     
величины прожиточного минимума, то есть оно утверждало по двум кварталам        
величину прожиточного минимума. Вот в связи с этим, наверное, и родился этот    
законопроект. Но подчеркиваю: с четвертого квартала 2002 года никаких           
задержек по установлению величины прожиточного минимума по настоящее время со   
стороны правительства не наблюдается.                                           
                                                                                
Отвечаю на ваш вопрос. Если мне не изменяет память, была названа такая цифра:   
десять субъектов Федерации пока не приняли закон о потребительской корзине,     
который устанавливает величину прожиточного минимума, это делается советом      
администрации или правительством субъекта Федерации. Но вместе с тем иркутяне   
предлагают прописать это в законе. На наш взгляд, это тоже лишнее. Вот пример   
по Красноярскому краю. У нас принят закон о потребительской корзине и           
ежеквартально утверждается величина прожиточного минимума, то есть это          
прерогатива, компетенция субъекта Федерации.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович.                                        
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемая Вера Егоровна! Всё-таки    
не очень понятно. Перечислите более четко мотивы, по которым комитет            
предлагает отклонить этот законопроект. Ибо в своей пояснительной записке       
Законодательное Собрание Иркутской области пишет: во-первых, установить         
величину прожиточного минимума можно по факту, а, во-вторых, можно сделать      
это прогнозно. Чем же нам все-таки это мешает? Неужели сегодня возможна в       
нашей стране ситуация, когда стоимость жизни вдруг будет снижаться, а не        
расти?                                                                          
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Уважаемый Сергей Александрович, я уже останавливалась на этом и   
еще раз подчеркиваю, что величина прожиточного минимума - не прогнозная         
величина, это расчетная величина, которая устанавливается по итогам             
прошедшего квартала, по данным комитета госстатистики, по тем ценам, которые    
сформировались в квартале, который мы прожили с вами. Те цены, которые          
существовали на продукты питания, на услуги, - всё это формируется и            
складывается в величину прожиточного минимума, которой все органы               
исполнительной власти руководствуются в следующем квартале.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Есть еще вопрос. Ближина Любовь      
Фёдоровна, пожалуйста.                                                          
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Вера Егоровна, скажите, пожалуйста, а кто производит расчеты по   
регионам?                                                                       
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. По регионам расчеты производит совет администрации края или       
правительство, по крайней мере главное экономическое управление вместе с        
управлением социальной защиты, с органами социальной защиты и так далее.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще раз Ближиной микрофон включите, пожалуйста.           
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Я так поняла, что это на местном уровне будет решаться.           
Прожиточный минимум, он будет разный, да, у каждого региона свой?               
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Вопрос понятен. Первоначально, когда существовал закон "О         
прожиточном минимуме в Российской Федерации" и не были приняты законы о         
потребительской корзине в субъектах Федерации, величина прожиточного минимума   
устанавливалась в среднем для всей России, на всей территории. Сейчас, когда    
в основном приняты законы о потребительской корзине, на основании которой       
рассчитывается величина прожиточного минимума в субъектах Федерации, субъекты   
Федерации делают это самостоятельно. Возможно, это не касается регионов,        
которые находятся в центральной части России, но это касается районов           
Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, потому что там величина       
прожиточного минимума совсем другая. Вот мы в своем крае рассчитываем           
величину прожиточного минимума для трех зон проживания населения.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов. Спасибо, Вера Егоровна,              
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Я вижу одного желающего выступить. Пожалуйста,      
Глотов Сергей Александрович.                                                    
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция          
"Родина" поддерживает законопроект, который внесен Законодательным Собранием    
Иркутской области, поскольку мы считали и считаем, что величина прожиточного    
минимума является одним из важнейших показателей. Достаточно сказать о том,     
что Трудовой кодекс запрещает сегодня работодателю выплачивать заработную       
плату ниже прожиточного минимума. Правда, при этом законодатель почему-то,      
разрабатывая пенсионное законодательство, забыл указать, что и пенсия должна    
быть не ниже прожиточного минимума, на что жалуются наши избиратели.            
                                                                                
Небольшой спор, который возник сегодня, сейчас в стенах Государственной Думы,   
о прогнозной величине или, как нам в очередной раз указывают, о расчете         
только по факту, нас не убеждает настолько, чтобы не принять сегодня            
концепцию иркутского законодательного органа власти. Они правильно в            
пояснительной записке пишут, что, во-первых, устанавливать величину             
прожиточного минимума можно по факту, то есть после того, как квартал прошел    
и собраны необходимые данные (именно по этому пути и идет Правительство         
Российской Федерации, и при этом без соблюдения каких-либо предельных сроков    
устанавливается величина прожиточного минимума), и можно, во-вторых,            
устанавливать величину прожиточного минимума на текущий квартал как             
прогнозную величину, конечно с учетом данных по предыдущему кварталу, что и     
предлагается в проекте данного закона.                                          
                                                                                
К сожалению, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в стране              
опровергает то, о чем говорила Вера Егоровна, - что придется что-то             
возвращать, если неправильно будет рассчитана величина прожиточного минимума.   
Это можно будет учесть в последующих выплатах, которые всё равно будут          
осуществляться в течение года. Поэтому мы предлагаем поддержать данный          
законопроект. Речь, может быть, идет о некоей новой концепции в установлении,   
в расчетах величины прожиточного минимума, но с ней вполне можно согласиться.   
                                                                                
С чем мы не хотели бы соглашаться, так это с тем... Борис Вячеславович, у нас   
есть просьба (уже, может быть, повторная, мы ее высказывали много раз), чтобы   
подобного рода вопросы заслушивались в присутствии представителей областных,    
краевых, республиканских законодательных органов. Да, они не приезжают. В       
этом случае Совет Государственной Думы - мы предлагаем - должен решить вопрос   
о том, кто будет представлять интересы законодательного собрания, пусть         
поручают депутатам, но данную регламентную норму необходимо изменить, чтобы     
на трибуне всегда был представитель области, который и докладывал бы о          
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правительство   
поддерживает мнение комитета по данному законопроекту и также считает, что      
нецелесообразно его принятие в первом чтении. Дело в том, что дискуссия, как    
рассматривать, как рассчитывать величину прожиточного минимума - по             
прогнозным характеристикам или по фактическим данным, - напрямую касается       
конституционных прав граждан, потому как ошибки в прогнозном расчете (который   
предлагают авторы законодательной инициативы) могут привести к тому, что мы     
можем объективно и ухудшить положение наших граждан, и тем самым нарушить       
Конституцию.                                                                    
                                                                                
Таким образом, мы все-таки настаиваем на том варианте, на той методике,         
которая существует сегодня. Мы рассчитываем величину прожиточного минимума на   
десятый день второго месяца по истечении прошедшего квартала, потому как на     
десятый день месяца мы только получаем данные Госкомстата. Объединение данных   
за три месяца, за квартал, позволяет нам выработать тенденцию, которая и        
ложится в основу наших расчетов. Все эти методики согласованы, они              
утверждены, они разработаны с участием и профсоюзных организаций, и субъектов   
Российской Федерации. Поэтому мы полагаем, что сегодня нет фактических          
оснований, нет тех, допустим, изъянов в работе данного механизма, которые       
требовали бы внесения такой поправки в действующий закон. Мы просим             
поддержать позицию комитета и отклонить законопроект в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет.     
Уважаемые депутаты, мы должны определиться по данному законопроекту в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4%                                     
Проголосовало против           68 чел.15,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.72,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.