Заседание № 175
О проекте федерального закона № 326944-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений". Доклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений" был принят в среду, 7 июля. Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл правовую, лингвистическую экспертизы - Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Комитет просит вынести законопроект на "час голосования" и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить по мотивам? Куликов Олег Анатольевич. Хорошо. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 15. Куликов Олег Анатольевич по мотивам. С места. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Маленький по объёму текста законопроект, но имеющий большое социальное значение. Мы в долгу перед жителями нашей сельской местности, и не только по лекарственному обеспечению, а вообще по медицинскому обслуживанию: в четыре раза меньше врачей на селе, чем в городе, средняя продолжительность жизни на пять-шесть лет ниже, особенно мужчин, более 50 процентов мужчин в Российской Федерации не доживают до возраста пятьдесят пять лет. Это вообще критическое состояние. И этот законопроект открывает возможность для улучшения лекарственного обеспечения наших граждан. Вообще такие возможности дал закон о лекарственных средствах, который был принят в третьем чтении в марте этого года. У нас сто пятьдесят тысяч населённых пунктов, в которых численность населения от пятидесяти человек. И вот в большинстве, в подавляющем большинстве граждане не могли покупать лекарства. Теперь такая возможность у них есть. Есть медицинские организации, имеющие лицензию на реализацию лекарственных препаратов, разрешено медицинским сотрудникам, имеющим среднее и высшее образование, имеющим лицензию специалистам заниматься этой деятельностью. И более десяти миллионов человек наших граждан на селе получают доступ к лекарственным препаратам. Считаю, что это очень важный законопроект. У меня есть и поручение из Пермского края, представитель которого выступал с законодательной инициативой по этой теме, так что с чувством облегчения могу проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 15, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 09 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 326944-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений" (принят в первом чтении 9 июня 2010 года с наименованием "О внесении изменений в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
БОРЗОВА О. Г., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья просит пункт 46 - законопроект об увеличении доступности обеспечения лекарственными средствами жителей сельской местности - рассмотреть сейчас в числе первых, учитывая огромную социальную значимость данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть сейчас вот после этого рассмотреть? БОРЗОВА О. Г. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Борзовой рассмотреть сейчас законопроект под пунктом 46. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 24 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Пожалуйста, докладывайте, Ольга Георгиевна. А, прошу прощения, докладывает Герасименко Николай Фёдорович. Пожалуйста, извините. Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений". Пятнадцать секунд, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо за то, что перенесли. Вы знаете, что закон крайне важный: он разрешает в тех сёлах, где нет аптечных пунктов, продавать лекарства фельдшерам, и мы представляем вам законопроект во втором чтении и поправки к нему. Теперь разрешается врачам, фельдшерам, имеющим медицинское образование, продавать лекарства. К закону поступило пять поправок, они включены в таблицу принятых поправок. Все поправки согласованы с правительством. Отклонённых поправок нет. Предлагается таблица 1 - пять поправок, которые рекомендованы к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять поправок. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 52 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято. Ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 18 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 326944-5 "О внесении изменений в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 20 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений". Доклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Фёдоровича Герасименко. Николай Фёдорович, пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроект с таким длинным названием имеет очень ясную и социально значимую цель: улучшить доступность оказания лекарственной помощи в сельских населённых пунктах, в которых нет аптечных пунктов. Эта коллизия возникла в 98-м году. До 98-го года ежегодно подписывались приказы, разрешающие продавать в ФАПах лекарства по определённому перечню. Например, в Алтайском крае более тысячи ФАПов, я ежегодно подписывал такие приказы. В 98-м году Законом "О лекарственных средствах" ввели две нормы: продавать лекарства только в аптечных пунктах и, второе, только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность. Кроме того, стандартные аптечные пункты должны были иметь площадь не менее 60 квадратных метров. Естественно, в маленьких сёлах невозможно было построить такие аптечные пункты, поэтому аптечные пункты повсеместно закрывались, и десятки тысяч ФАПов, в огромном количестве сёл, перестали иметь возможность выписывать лекарства и их продавать населению. Это особенно важно для таких огромных территорий, как Алтай, Красноярский край, Новосибирская область, где сотни километров между ФАПами, разливы вод и люди остаются практически без лекарств, старики, инвалиды вынуждены были за таблеткой аспирина или анальгина либо ездить на автобусе, если есть сообщение, либо искать машину, чтобы поехать и купить лекарство. Поэтому к нам, в Государственную Думу, шло огромное количество обращений от жителей, а также от областных законодательных собраний - восемь проектов закона о том, чтобы разрешить на фельдшерских пунктах продавать лекарства. 11 марта 2009 года в Туле, встречаясь с депутатами муниципальных образований, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что вопрос обеспечения лекарствами и медицинской помощью жителей села относится к тем задачам, которые должны решаться незамедлительно. В частности, он сказал, что это не дело, когда стариков за аспирином гоняют за 200 километров, этот вопрос можно отрегулировать. Им было дано поручение внести в законодательство изменения, касающиеся обеспечения лекарственными средствами жителей населённых пунктов, в которых отсутствуют аптечные учреждения, предусмотрев возможность розничной торговли лекарственными средствами, в том числе в фельдшерско-акушерских пунктах. Государственной Думой недавно, 12 апреля 2010 года, был принят Федеральный закон № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В статье 55 этого закона предусматривается, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и - здесь я подчёркиваю особо - их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Соответствующие поправки должны были быть внесены также в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Очень важно, что эти законы должны вступить в силу одномоментно: закон "Об обращении лекарственных средств", который решает вопросы государственного регулирования цен на лекарства, должен вступить в силу с 1 сентября 2010 года и данный закон, который решает вопросы доступности для селян лекарственной помощи, в том числе и неотложной. Представленный законопроект разработан депутатами Комитета по охране здоровья, и он должен решать две главные задачи. Первое - разрешить заниматься розничной торговлей лекарственными препаратами медицинским работникам с высшим медицинским и средним медицинским образованием, работающим в этих обособленных подразделениях, то есть в амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах, фельдшерских пунктах и пунктах или центрах общей врачебной практики. Вторая цель - освободить продажу лекарственных препаратов в этих подразделениях от необходимости применения контрольно-кассовой техники. Дело в том, что согласно закону об использовании контрольно-кассовой техники освобождалась от её использования только сельская местность, где имеются эти аптечные пункты. После принятия закона о местном самоуправлении вообще нет понятия сельской местности, есть только понятия "сельское поселение" и "городское поселение", или, допустим, нет понятий "городская местность", "городские посёлки", а есть понятие "городское поселение". Законом о применении кассовой техники предусматривается разрешить не использовать кассовую технику в ФАПах как раз в тех сельских населённых пунктах, где нет аптечных пунктов. Статьёй 1 законопроекта вносятся изменения в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Предусматривается наделить правом заниматься фармацевтической деятельностью лиц, имеющих право на занятие медицинской деятельностью и работающих в центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских местностях, в которых отсутствуют аптеки. Статьёй 2 законопроекта вносятся изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". В ней установлен ограниченный перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличные денежные расчёты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники, и в этот перечень должны быть включены населённые пункты, где нет аптечных пунктов. Наш законопроект предлагает также освободить от необходимости применения кассовых аппаратов продажу лекарственных средств в ФАПах и других обособленных подразделениях, в которых нет аптечных пунктов. Законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, прошёл рассылку в установленном порядке. На законопроект получено восемьдесят отзывов от органов власти субъектов Российской Федерации, из них семьдесят девять - положительные. Кроме того, поступило три отзыва от комитетов Совета Федерации, все положительные. Поступило экспертное положительное заключение Общественной палаты, в поддержку этого законопроекта. Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам тоже положительное. И есть одно отрицательное заключение - Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются некоторые замечания, которые можно учесть ко второму чтению. Получено положительное заключение правительства. Есть замечания неконцептуального характера, которые рекомендуется устранить ко второму чтению. Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект и, поддерживая концепцию данного законопроекта, предлагает поддержать её всем депутатам Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть три вопроса. Пожалуйста, депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Должен отметить, что российская верховная власть довольно "быстро" эволюционирует и "быстро" постигает проблемы нашей страны: с 98-го года, аж через двенадцать лет, наконец-то осознали и президент сказал, что старикам негоже ездить за 200 километров за аспирином. Справедливости ради я должен отметить, что, вообще говоря, эту тему неоднократно в этом зале поднимали. Депутаты нашей фракции, и не только нашей, говорили, что нужно решить эту проблему, поэтому мы двумя руками за этот законопроект. И спасибо, что мы наконец-то решаем эту проблему. Николай Фёдорович, я всё-таки хочу уточнить, есть ли понимание, скольким субъектам мы даём сегодня возможность вести вот эту торговлю лекарственными средствами, препаратами. О чём идёт речь, хотя бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Это право даётся по закону всем субъектам Российской Федерации, абсолютно всем. Это касается тех сельских населённых пунктов, где имеются ФАПы, фельдшерские пункты, центры врачебной (семейной) практики. Местные органы власти, администрации территорий дают право заниматься этой деятельностью. Это первое. Второе. Эта фармацевтическая деятельность сугубо условная. Существует определённый перечень лекарств - это готовые лекарственные формы, которые продаются без рецепта. Перечень этих лекарств также утверждается руководителями субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Депутат Улас Владимир Дмитриевич, ваш вопрос. УЛАС В. Д. Николай Фёдорович, замечательно, что вы так оперативно отреагировали на президентское пожелание по обеспечению лекарствами наших граждан, как правило, пожилых и живущих в отдалённых районах, где отсутствуют аптечные пункты, но ведь мы с вами прекрасно понимаем, что главная проблема у нас не в том, будут там кассовые аппараты или нет и можно будет продавать лекарства без них или нет, а в отсутствии этих самых лекарств, качественных и дешёвых. Может быть, всё-таки энергию основную направить на решение вот этой коренной проблемы? Ведь большинство нашего населения, особенно пожилого, в рамках той пенсии, которая у нас в стране существует, не может приобрести эти лекарства, и проблему мы тем, что разрешим продавать их в соответствующих фельдшерских пунктах не решим, потому что либо этих лекарств там нет, либо, если они есть, качество их низкое, а цена высокая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Дмитриевич. Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Владимир Дмитриевич, я уже говорил, что этот законопроект идёт в связке с законом "Об обращении лекарственных средств", который улучшает, так сказать, условия для развития российской фармацевтической промышленности в части ускорения регистрации и так далее. И поставлена задача в ближайшем будущем как минимум пятьдесят наиболее важных препаратов делать в нашей стране. Это первое. Второе. Он регулирует цены на лекарства, эти вопросы он решает, а здесь решается вопрос доступности. Те лекарственные препараты, которые будут продаваться фельдшерами, не являются сложными препаратами, на которые требуются рецепты, да, это не онкологические, это простые лекарства типа аспирина, анальгина, лекарства от гриппа и так далее. Эти лекарства есть в достаточном количестве в России, и они вполне, так сказать, серьёзного качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Депутат Рябов Николай Фёдорович - ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф. Тоже Николай Фёдорович, тёзка. Николай Фёдорович, очень хорошо, конечно, что мы думаем об обеспечении лекарствами наших граждан, и понятно, что в связи с этим какая-то подвижка, по всей видимости, будет, но, откровенно говоря, кому бы мы сейчас ни разрешили торговать с кассовым или без кассового аппарата - торговать-то некому. Вот чтобы далеко не ходить: в нашей Нижегородской области в радиусе 15 километров ни одного медпункта не осталось - до центральных больниц надо добираться. То есть мы с вами вынуждены будем тогда или открывать дополнительные медпункты, на что ни денег, ни желания у власти нет, или всё-таки... Как мы решим эту проблему? Я уже не говорю о качестве лекарств, о доступности лекарств и так далее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Ну, в данном случае мы говорим конкретно о тех населённых пунктах, где имеются ФАПы. Где их нет, там невозможно просто продавать. Будут развиваться населённые пункты - будут создаваться ФАПы. Данным законопроектом решается именно эта проблема, и проблема серьёзная. Это действительно решит многие вопросы для стариков, проживающих в отдалённых... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Присаживайтесь. Вопросов больше нет. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих выступить. Полномочные представители президента, правительства? Также не желают выступить. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 34 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.