Заседание № 261
О проекте федерального закона № 326908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на установление административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. Законопроект был принят во втором чтении. Проведены все необходимые экспертизы, законопроект готов к принятию в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам голосования, коллеги? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 5-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 34 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 326908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел бы напомнить, что законопроектом предусматривается установление административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. Данный законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой, и ко второму чтению поступило три поправки. Все эти три поправки рекомендованы комитетом к принятию, они сведены в таблицу № 1 поправок, рекомендованных к принятию. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 24 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 49 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поставить его в порядок работы Государственной Думы на 5 декабря текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 326908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматривается 31-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В конце прошлого года мы приняли достаточно резонансный закон, который вносил поправки в закон о СМИ, речь идёт об иностранных агентах. Учитывая то, что мы договорились, приняв соответствующий закон, изменения в Кодекс об административных правонарушениях вносить отдельно, а также то, что административное законодательство по Конституции - это совместное ведение, мы чуть позже рассматриваем поправки, связанные с административной ответственностью иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и учреждённого им российского юридического лица, выполняющего соответствующие функции иностранного агента. Речь идёт о поправках, как я уже сказал, в КоАП. Предлагается, в частности, предусмотреть соответствующий штраф за нарушение базового закона. Хочу сказать, что административный штраф будет составлять для граждан 50 тысяч рублей, для должностных лиц - 100 тысяч рублей и для юридических лиц - до 1 миллиона рублей. Также в законопроекте речь идёт о грубом нарушении законодательства, в статье есть соответствующая норма и примечание, в котором раскрывается, что такое "грубое нарушение" и так далее. Что касается поправок ко второму чтению, я думаю, мы, конечно же, будем ещё ориентироваться на законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе и называется "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", он принят в первом чтении. Я думаю, что мы с комитетом по СМИ синхронизируем его принятие во втором и третьем чтениях и, соответственно, установим единый срок для вступления в силу, поэтому ко второму чтению, конечно, соответствующие поправки должны быть внесены. Ещё раз хочу отметить, что есть базовый закон, который устанавливает права и обязанности, а данный законопроект устанавливает ответственность, для того чтобы эти вопросы не повисали в воздухе, чтобы была реакция государства в случае незаконной деятельности указанных в законе лиц. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, у меня вопрос не столько по санкциям, сколько по существу: поскольку законопроект находится в ткани всего нашего права, касающегося иностранных агентов, поясните, пожалуйста, кто это такие - иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента? Скажем, "Гардиан", "Си-эн-эн", "Нью-Йорк таймс" подпадают под это определение или нет? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, здесь как раз речь идёт совсем не об этом. Сама процедура, как мы знаем, была установлена в законе, который я могу вам полностью назвать: Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Этот закон мы с вами достаточно подробно обсуждали, и то, о чём вы говорите, не является предметом данного законопроекта, мы не рассматриваем процедуру. В базовом законе было определено, кого относят к иностранным агентам и как, в каких случаях Министерство юстиции это делает, в каких случаях применяется закон "О некоммерческих организациях" - всё это предмет того закона. Наша задача здесь - установить административную ответственность за нарушение закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Павел Владимирович, я помню, что закон по СМИ и иноагентам мы приняли в ответ на закон, который был принят в Соединённых Штатах. Сейчас мы прописываем ответственность. Скажите, пожалуйста, в ходе подготовки законопроекта вы не изучали опыт Соединённых Штатов на предмет того, какая там ответственность предусмотрена для иноагентов, в число которых попадают и наши СМИ? Раз мы говорили, что закон по иноагентам симметричен, может быть, изучив опыт, сделать размеры штрафов точно так же, симметрично? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, вопрос понятен. Надо учитывать не только симметричность текста закона и ответной реакции, но и ситуацию внутри конкретной страны, рамки, которые существуют в конкретном законе, в частности в Кодексе об административных правонарушениях. Соответственно, если мы начнём здесь в долларах определять ответственность, я думаю, ничего хорошего не будет, должна быть системность внутри самих законодательных актов, в том числе в кодексе, пускай даже это КоАП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Павел Владимирович, вот когда шум был по поводу иностранных агентов, мы с коллегами попросили поднять руку тех, кто относится к категории иностранных агентов. Как вы думаете, сколько подняли руки? Ни одного. Поэтому я повторю вопрос Андрея Геннадьевича. Вы поймите, то, что приняли в отношении "Russia Today" и "Sputnik", явилось чувствительным: сначала заставили зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, а потом за нарушения - очень серьёзные штрафы. Всё-таки ответьте, как штрафы в США соотносятся с нашими? И что предполагаем делать мы и в отношении кого? В Думе вот нет иностранных агентов, они сюда не ходят. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Знаете, я вспоминаю, как здесь выступал Виктор Степанович Черномырдин, и когда после выступления все стали говорить, что мы живём хуже и так далее, Виктор Степанович сказал: "Поднимите руку те, кто стал жить хуже". И тогда один только наш коллега Шандыбин поднял руку, как вы помните. Поэтому призывы узнать статистику с помощью поднятия рук или других частей тела, я думаю, в общем-то, вряд ли что-то вам дадут. Что касается штрафов, то там, безусловно, это тысячи и десятки тысяч долларов. Мы на заседании комитета обсуждали... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вот-вот, предложили сделать точно такую же, только в рублях. Я считаю, что, раз уж мы всё-таки живём в Российском государстве, давайте мы... На сегодняшний день вообще никакой ответственности нет, то, что мы рассматриваем в первом чтении, - это как раз установление ответственности за нарушение законов. Если ко второму чтению, Николай Васильевич, вы предложите какие-то другие суммы, давайте будем с вами это рассматривать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы можете предложить повысить или понизить штрафы, мы будем обязаны это предложение рассмотреть. Если вы не имеете права, вам не разрешили - пожалуйста, не подавайте, значит, не будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, физических лиц, которые в соответствии с законопроектом, принятым нами несколько заседаний назад, будут признаваться иностранными СМИ, тоже будут штрафовать согласно данным нормам? И какова их доля ответственности? Это первый вопрос. И второй. Если иностранное средство массовой информации, признанное иностранным агентом, не зарегистрировало своё российское юридическое лицо, как его штрафовать? Или будет стоять вопрос только о блокировке? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Что касается ответственности, я ещё раз скажу: для граждан штраф в размере 50 тысяч рублей, для должностных лиц - 100 тысяч рублей, для юридических лиц - 1 миллиона рублей. Это предлагается в первом чтении, если Николай Васильевич предложит и Дума согласится, будет, видимо, больше. Теперь что касается иностранных СМИ, которые выполняют функции иностранного агента, - это отдельно, те, кто учредил другие юридические лица, тоже являются субъектами, и те, и другие могут быть субъектами ответственности. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Если они создают какие-то другие лица, надо как раз рассматривать, и в случае признания факта несоблюдения закона будет налагаться соответствующая ответственность, которую и предлагается установить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Какая-то у нас симметричность асимметричная. Мы сначала громко кричим: ату их, мы сейчас их привлечём, закроем, - а когда до дела доходит, получается, что мы как бы из пушки стрельнули по воробьям и промахнулись. С нашей точки зрения, если мы говорим о симметричности, то мы должны изучить опыт и действовать строго симметрично по отношению к нашим партнёрам (в кавычках), которые в принципе ущемляют интересы наших изданий, наших журналистов. А в данной ситуации - даже если мы захотим принять меры, - ну что такое для иностранцев 50 тысяч рублей? Это меньше 1 тысячи долларов, это вообще не штраф! Если бы они получали столько же, сколько наши журналисты, тогда да, а у них зарплата рассчитывается по их местным тарифам, ещё и командировочные платят. Мы глубоко убеждены, что надо, вообще-то, принимать симметричные меры, адекватные и призывающие на деле уважать наше информационное пространство, наши законы, чтобы они чувствовали это на деле. Мы поддержим законопроект, чтобы не было так, что нет уж совсем никакой ответственности, но мы считаем, что всё-таки если ко второму чтению изменять суммы штрафов, то это уже будет изменением концепции, а этого не может быть во втором чтении. Вот даже мой сосед Вячеслав Иванович кивает, а он в этом деле большой дока. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, добрый день! Вообще, когда коллега Коломейцев провоцирует председателя комитета сказать, сколько там в долларах, он забывает норму Регламента: мы здесь в долларах ничего называть не должны. Это первое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Говорил. Второе. Николай Васильевич, а о чём вы вообще спрашиваете? Кого мы штрафовать-то собрались? Кто признан у нас СМИ - иностранным агентом? "Радио "Свобода", которое неизвестно где находится, "Крым.Реалии", "Кавказ.Реалии", "Башкортостан.Реалии", то есть неизвестно где находящиеся и существующие ли вообще организации. Что толку их штрафовать? Вы попробуйте взыщите с них эти деньги. И потом, какие претензии к Крашенинникову? Законопроект внесён Клишасом, Крашенинников Павел Владимирович присоединился, чтобы было кому в Госдуме этот законопроект продвигать. И правда, речь идёт абсолютно не о том, адекватна эта мера или не адекватна. Если помните, мы, вообще, были не совсем за то, чтобы принимать подобные меры. Что мы сегодня с вами обсуждали в начале заседания? В Молдавии запрещают наши программы, нарушается право людей на получение информации - неконституционно, некрасиво, нехорошо! Мы их осудили, а здесь мы что сделать хотим, точно так же поступить, что ли? Давайте лучше сделаем так, чтобы они, ну, не знаю, отвечали в суде за то, что какую-то клеветническую информацию про нас пишут, - бога ради, пожалуйста! А это просто-напросто ответная мера, которая действительно может даже не сработать, но по закону принять её мы обязаны. Я хочу сказать о другом, коллеги. Подобные мероприятия нас абсолютно не красят. Я уже говорил, что назначение СМИ иноагентом... Ну вот сегодня Жириновский Владимир Вольфович, когда выступал, говорил про этот фильм несчастный, что не надо упоминать, потому что запретный плод сладок. И когда на этом средстве массовой информации будет стоять лейбл, уведомляющий о том, что это СМИ - иноагент, наверняка многие будут специально смотреть, потому что у нас, к сожалению, никаких независимых средств массовой информации уже вообще не осталось. И получается так, как я уже говорил, когда задавал вопросы Толстому, который докладывал о соответствующем законопроекте. Профессор Преображенский говорил: не читайте до обеда советских газет, то бишь российских - а других-то у нас вообще не осталось, у нас вся пресса полностью подчинена государству, независимых СМИ не осталось, получить информацию невозможно, и поэтому у нас большой популярностью пользуются альтернативные СМИ. Например, что у нас каждый день на канале "Культура" идёт? "Евроньюс", и люди сидят смотрят. Два соперничающих средства информации у нас: "Вести 24" и "Евроньюс" - вот не хотим мы этого понять! Коллеги, мало того, давайте не будем делать так, чтобы о нас плохо писали, - это, конечно, недостижимо, но хотя бы давайте поступим с ними по-нормальному: есть право на получение информации, это конституционное право, на распространение информации - пожалуйста, распространяйте, пишите что хотите, но имейте в виду, что вы должны будете отвечать в суде за клевету. Таким образом, мы можем закрыть любое средство массовой информации, которое напишет ерунду, не соответствующую действительности. А насчёт штрафов, вы меня извините, тысяча не тысяча, но на юридическое лицо миллион рублей при повторном нарушении, 5 миллионов при грубом нарушении - это что, маленькие суммы? Вполне нормально, но, ещё раз говорю, их взять будет не с кого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крупенников Владимир Александрович от фракции. Включите микрофон. КРУПЕННИКОВ В. А. Спасибо. Иван Иванович, у меня просьба: когда с места выступаем, чтобы, если есть такая техническая возможность, на боковых мониторах тайминг тоже отображался, тогда можно будет ориентироваться выступающим с места. Ну, это на будущее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас, вообще-то, это должно быть на экране, но мы уточним, Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А. Уважаемые коллеги, рассматриваемый сегодня законопроект завершает комплекс наших ответных мер на недружественные и противоправные действия зарубежных партнёров, прежде всего Соединённых Штатов Америки, в отношении российских средств массовой информации. В проекте федерального закона устанавливается административная ответственность за нарушение требований российского законодательства, касающихся действий средств массовой информации - иностранных агентов. Принятый нами в ноябре прошлого года 327-й федеральный закон, а также законопроект, принятый в первом чтении в январе текущего года, устанавливают ряд требований к иностранным средствам массовой информации, направленных на обеспечение прозрачности их деятельности. Другими словами, нами определён порядок признания средств массовой информации иностранными агентами, а также требований к их деятельности на территории Российской Федерации, в том числе через создание российских юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и возможность признания физических лиц иностранными агентами. Таким образом, мы создали правовой механизм, который позволит максимально точно воспроизвести все ограничения и требования, установленные американской стороной в отношении российских СМИ, таких как "Russia Today" и "Sputnik". Ещё раз хочу повторить, в том числе и нашим коллегам, что мы не вводим цензуру, не занимаемся ограничением распространения информации. Доказательством служит то, что многие российские СМИ ведут себя хуже любого иностранного агента, осуществляя антироссийскую информационную политику, однако в отношении журналистов из таких средств массовой информации не принимается никаких мер. Как-то даже Президент России Владимир Владимирович Путин, комментируя сообщения в эфире радиостанции "Эхо Москвы", касающиеся вопросов обороноспособности Российской Федерации, вынужден был использовать термины, слова "чушь" и "бредятина", но, несмотря на это, мы никаких мер к нашим средствам массовой информации не принимаем. Россия всегда защищала и будет защищать своих журналистов и средства массовой информации, а также отстаивать своё право распространять правдивую и достоверную информацию по всему миру. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. По ведению - Мельник Владимир Иванович. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, прошу 55-й пункт повестки дня рассмотреть по 118-й статье Регламента. Автор, докладчик, отозвал свою подпись под законопроектом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтём, когда будем рассматривать соответствующие законопроекты. Так, представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Павел Владимирович Крашенинников будет выступать с заключительным словом? Тоже нет. Коллеги ставлю на голосование законопроект, который мы только что обсудили. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 32 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.