Заседание № 202
О проекте федерального закона № 326124-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Доклад члена Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Марины Алексеевны Мукабеновой. Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все согласования. Правовое управление отмечает отсутствие внутренних противоречий и нарушения взаимосвязи статей. Юридико-технических и лингвистических замечаний также не имеется. В связи с этим комитет рекомендует палате принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость записаться по мотивам? Нет. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 31 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 326124-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" (принят в первом чтении 21 апреля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. 24-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Доклад члена Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Марины Алексеевны Мукабеновой. Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении в апреле текущего года. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило шестнадцать поправок. Все поправки рекомендованы комитетом к принятию. Основная суть поправок касается возможности направления несовершеннолетних в учреждения закрытого типа на срок до трёх лет в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в зависимости от степени общественной опасности преступления и особенностей его личности. Также предлагается предусмотреть возможность продления срока пребывания несовершеннолетнего по истечении срока, установленного судом, и при этом общий срок пребывания не будет превышать трёх лет. Приведены в соответствие также отдельные положения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, касающиеся направления и пребывания несовершеннолетних в закрытых учреждениях. В том числе это продление срока пребывания в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия или в случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессиональной подготовки, восстановление срока пребывания несовершеннолетнего в закрытом учреждении в случае самовольного ухода, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения от пребывания в указанном учреждении. Также речь идёт о досрочном прекращении пребывания, в случае если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении к нему этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в данном закрытом учреждении. Комитет Государственной Думы рекомендует принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первая таблица содержит шестнадцать поправок. Есть ли необходимость какие-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 25 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принято. Выносим 24-й вопрос на "час голосования".
24-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Включите режим голосования Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 49 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 157
О проекте федерального закона № 326124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который был подготовлен в соответствии с планом законопроектной деятельности правительства на 2009 год. Цель данного законопроекта - создать эффективный механизм решения вопросов помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и их пребывания в указанных учреждениях. Законопроектом предлагается внести изменения в три законодательных акта: Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. В частности, законопроектом предлагается определить срок, на который несовершеннолетние направляются в специальное учреждение закрытого типа. Этот срок - три года, но не более чем до достижения несовершеннолетними возраста восемнадцати лет. При этом администрация специальных учреждений совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии учреждения не реже одного раза в шесть месяцев должна направлять в суд мотивированные представления о целесообразности или нецелесообразности досрочного прекращения пребывания несовершеннолетних в специальных учреждениях закрытого типа. Введение указанной нормы позволит предотвратить помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение на чрезмерно ограниченный срок без возможности продления срока его реабилитации, а также устранит нормы, фактически приравнивающие специальные учреждения к учреждениям уголовно-исполнительной системы и способствующие ошибочному восприятию помещения в специальные учреждения как одного из видов наказания несовершеннолетних. Кроме того, законопроект устанавливает порядок исчисления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, включая определение дня начала исчисления указанного срока и дня его окончания. Второе важное нововведение - это определение порядка проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, а также несовершеннолетних, совершивших преступления, для решения вопроса о возможности помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Сегодня возможность проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних без их согласия или без согласия их законных представителей уже предусмотрена статьёй названного федерального закона, однако порядок проведения такого медицинского освидетельствования не установлен. Законопроектом такой порядок устанавливается и регламентируется. Третье важное нововведение касается уточнения перечня материалов, направляемых в суд для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних граждан в специальные учреждения. Такой перечень устанавливается специальной статьёй Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В данном случае речь идёт о том, чтобы к этому перечню прилагалось заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетних. Такие заключения должны содержать рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания. Четвёртое нововведение касается расширения возможностей реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасное деяние, и приведения законодательства в соответствие со сложившейся практикой, когда в специальных закрытых образовательно-воспитательных учреждениях создаются коррекционные классы, группы для таких несовершеннолетних. Кроме того, законопроектом устанавливается, что категории несовершеннолетних, направляемых в названные мною образовательные учреждения закрытого типа, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Ну и наконец, принятие данного законопроекта позволит устранить противоречия в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части, касающейся тяжести совершаемых преступлений и последствий, имеется в виду связанных с направлением несовершеннолетних в специальные закрытые образовательно-воспитательные учреждения. В целом принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию прав несовершеннолетних граждан, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода при помещении их в специальные учреждения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними в указанном учреждении, позволит устранить противоречия и разночтения, связанные с толкованием положений законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих указанные вопросы, а также с практикой их применения. Принятие законопроекта не повлечёт дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Пока присаживайтесь. Содоклад от комитета по данному законопроекту сделает Елена Андреевна Вторыгина. Пожалуйста, Елена Андреевна. Включите, пожалуйста, микрофон. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". Законопроектом предлагается внести изменения в 120-й Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также пребыванием их в этих учреждениях. Следует учесть, что в закрытые учреждения помещаются несовершеннолетние, находящие в конфликте с законом, но при этом помещение несовершеннолетнего в закрытое учреждение является не наказанием, а мерой воспитательного воздействия. Не случайно специальные учреждения закрытого типа находятся в ведении органов управления образованием, а не исполнения наказания. Напомню, что сегодня к учреждениям закрытого типа относятся специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в последние помещаются дети с ограниченными возможностями здоровья или имеющие заболевания). В целях расширения возможностей реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния, законопроектом предлагается создавать в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа специальные (коррекционные) классы (группы) для таких несовершеннолетних. Законопроектом предлагается также регламентировать порядок проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, для решения вопроса о возможности их помещения в специальное учреждение в случае, если несовершеннолетние или их законные представители не дали согласия на проведение такого освидетельствования. Определяется не только порядок обращения в суд должностных лиц, но и порядок и сроки принятия судьёй соответствующего решения. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего с целью установления наличия или отсутствия у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учреждении, будет проводиться в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего будет представляться в суд вместе с материалами уголовного дела. Законопроектом предлагается также дополнить перечень материалов, представляемых в суд для принятия решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, заключением территориальной, подчёркиваю, психолого-медико-педагогической комиссии, содержащим рекомендации по оказанию помощи ребёнку, определению форм его дальнейшего обучения и воспитания, подготовленными на основе исследования особенностей личности несовершеннолетнего. При этом следует отметить, что при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо будет определить основания и порядок проведения данного комплексного обследования несовершеннолетнего. Нуждается в дополнительном обсуждении также положение законопроекта, предусматривающее помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на три года, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет. В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетний может быть помещён в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года, то есть в настоящее время уже предусмотрена возможность помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на срок менее трёх лет. Законопроектом предусмотрена возможность досрочного - ещё раз повторяю: досрочного - прекращения пребывания подростка в учреждении закрытого типа, и данный вопрос может рассматриваться один раз в полгода. Вместе с тем в соответствии с международными стандартами, а именно Минимальными стандартными правилами Организации Объединённых Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей должны быть всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения, то есть при реакции на действия молодых правонарушителей необходимо учитывать не только тяжесть правонарушения, но и особенности личности правонарушителя. Действующее российское законодательство предусматривает дифференциацию срока помещения несовершеннолетних в учреждения закрытого типа в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в зависимости от степени общественной опасности преступления, совершённого несовершеннолетним, и особенностей его личности. В предложенной редакции законопроекта в учреждения закрытого типа могут быть помещены на три года как несовершеннолетние, осуждённые за совершение преступлений средней тяжести или тяжкого преступления, так и несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения опасного деяния они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то есть в силу эмоциональной, духовной, интеллектуальной незрелости не могли осознать характер и степень общественной опасности совершённого ими деяния. По мнению комитета, все высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. В целом принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию прав подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода, при помещении их в специальное учреждение и проведении индивидуальной профилактической работы с ними в указанном учреждении. Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию данного законопроекта с учётом высказанных замечаний. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, как соисполнитель, также поддерживает законопроект в части внесения изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. От законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законопроект поступило двадцать шесть положительных отзывов, от исполнительных - сорок семь. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Андреевна. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос у Останиной Нины Александровны. А, и Горячева Светлана Петровна. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, в вашем докладе, а также в докладе представителя вашего министерства, который присутствовал при обсуждении этого законопроекта на заседании комитета, как основной мотив внесения изменений в действующее законодательство, касающихся сроков пребывания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа, был назван тот факт, что якобы менее трёх лет - это недостаточный срок для реабилитации несовершеннолетнего. Скажите, пожалуйста, а на основании каких данных сделаны эти выводы? Потому что пояснительная записка вашего министерства, в которой сказано, что основанием послужили данные всероссийской конференции ювенальной юстиции, вызывает, положим, вот у меня недоверие. Скажите, пожалуйста, кто определил, что срок пребывания в закрытом учреждении менее трёх лет - это срок, недостаточный для реабилитации несовершеннолетнего? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Действительно, мы подготовили специальную справку, потому что такой вопрос в процессе обсуждения законопроекта возникал. Специальная справка и данные, которые содержатся в ней, говорят о следующем. Когда происходит - употреблю это слово, потому что не могу подобрать более верного, - освобождение несовершеннолетних из этих специальных закрытых учебно-воспитательных учреждений при сроке пребывания их там меньше трёх лет - при сроке пребывания менее шести месяцев, менее одного года, менее полутора лет, - то тогда рецидив, то есть криминальные проявления составляют очень высокую цифру - приблизительно 56-60 процентов. Такая статистика у меня есть. Когда сроки нахождения несовершеннолетних в режиме реабилитации, в режиме воспитания в этих учреждениях составляют более продолжительные периоды по времени, приближающиеся к трём годам, тогда рецидивных проявлений гораздо меньше. Именно это явилось основанием для того, чтобы подготовить данную норму в закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Полная справка с выкладками по каждой категории несовершеннолетних и по сроку их нахождения у меня есть, я готов вам её передать для дополнительного изучения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Хочется поблагодарить Комитет по вопросам семьи, женщин и детей за хороший содоклад, качественный, но вопрос у меня к Юрию Петровичу в связи с этим содокладом. Скажите, пожалуйста, вот высказывались некоторые замечания, которые нужно будет во втором чтении через поправки учесть, вы готовы к этому или нет? СЕНТЮРИН Ю. П. Мы к этому абсолютно готовы. Более того, когда обсуждался законопроект в режиме подготовки его к первому чтению, эти замечания обсуждались с участием представителей нашего министерства на экспертном уровне, каждое замечание очень подробно обговаривалось. Наибольший объём дискуссий вызвала тема, связанная со сроком пребывания несовершеннолетних в учреждениях, это прозвучало в том числе и в вопросе Нины Александровны. Про другие замечания скажу только, что мы готовы работать над ними, переплавляя их в поправки ко второму чтению. А по сроку дополнительно хочу сказать, что мы специально запрашивали ещё раз материал с теоретической квалификацией этого понятия - "срок пребывания в закрытом учреждении". Все ведущие юристы сходятся во мнении, что это принудительная мера в отношении несовершеннолетнего, и поэтому срок должен быть ограничен. Поэтому мы и написали здесь: на три года или до восемнадцати лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Два вопроса было. Кто желает выступить по данному законопроекту? Останина и Карпович. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, Юрий Петрович действительно прав: основной вопрос, который возникает у меня при внимательном изучении предложения Минобрнауки, как раз касается времени пребывания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа. Это тот самый классический случай, когда всё упирается в то, где поставить запятую в предложении "казнить нельзя помиловать". Так вот, в данном случае мы запятую ставим после слова "казнить". Мы действительно казним пожизненно тех детей, которые попали в учреждения закрытого типа, ибо нахождение в этом учреждении - это уже пожизненное клеймо для ребёнка. И в связи с этим хочется задать вопрос: а другие способы реабилитации не пробовали? Потому что министерство до сегодняшнего дня ничего другого, как закрыть этого ребёнка в учреждении, не предложило. И когда Юрий Петрович приводит такой аргумент, что рецидив велик... Да он ещё больше будет, этот рецидив, потому что, выходя из учреждения закрытого, куда попадает этот ребёнок? Что предложили ему? Может, предложили ему бесплатные занятия в спортивной школе? Может, предложили ему посещение каких-то бесплатных секций? Нет! Возникает вопрос: а кто эти дети, кто попадает в эти учреждения закрытого типа? 20 процентов - это дети-сироты, 20 процентов - это дети, которые остались без попечения родителей, то есть в основном это неблагополучные дети. Второй вопрос: а какие преступления эти дети совершают? И я смотрю на справку, представленную министерством образования: основная причина нахождения там 59 процентов детей, которые попали в эти учреждения, - это кража. То есть украл, условно говоря, мобильный телефон, украл колосок - и ты попадаешь в учреждение закрытого типа, и раньше чем через три года ты из этого учреждения не выйдешь, потому что тебя приговорили. Ребёнка приговорили! Три года - тот самый срок, за который ребёнок может реабилитироваться, - у меня большие сомнения в этой части. Может, это тяжкие преступления? Нет, оказывается, тяжких преступлений только 0,6 процента. Юрий Петрович, это ваша справка, это вы представили этот документ. Поэтому ещё раз говорю: вымогательство, хулиганство, кража - вот основные мотивы, по которым несовершеннолетний попадает в учреждения закрытого типа. А детей этих немало. Согласно данным Минобрнауки, четыре тысячи детей в 2009 году находились в учреждениях закрытого типа. Если это единственный способ реабилитации - закрыть ребёнка, то мы проблемы таким образом не решим, как не решим мы проблемы, предположим, защиты несовершеннолетних тем, что ввели комендантский час. Да, мы изолировали детей от улицы, но мы ничего другого им не предложили. Для тех самых малолетних детей, на которых у государства нет средств, мы открыли шлюз для вывоза их за рубеж, и не хотим принять мораторий на вывоз за рубеж. Проблемы защиты малолетних детей разрешением на вывоз их за рубеж мы не решим. И вот данная ситуация, последний закон - это как бы ещё раз продолжение той логики. Освободиться от детей - не значит освободиться от проблемы. Потому что на вопрос - какую цель преследует этот закон, - я нахожу один ответ: цель этого закона не защитить детей, которые попали в учреждения закрытого типа, а защититься от детей. Мы боимся, что они выйдут на улицу, соберутся в стаи и будут представлять угрозу для общества, для нас, взрослых. Поэтому, если мы сегодня не предложим им альтернативы, нормальной социальной, общественной реабилитации, мы действительно тем самым породим снежный ком проблем в отношении этих детей, и их будет не четыре тысячи, а четырнадцать и ещё больше. Ещё раз: куда пойдут эти дети? Олег Николаевич Смолин при обсуждении предыдущего закона приводил такую цифру: тринадцать тысяч сельских школ закрыли. Это тоже потенциальные уличные гавроши, у них тоже один путь - попасть вот в эти учреждения закрытого типа. В этом году закрывается, вернее, передано на региональное финансирование двести шестнадцать профтехучилищ. Это тоже те дети, которые, к великому сожалению, являются потенциальными уличными преступниками, потому что далеко не все регионы потянут содержание профтехучилищ. На очереди закрытие ещё девятисот пятидесяти техникумов и колледжей. Бюджет финансирования образования сократился на 20 процентов - на 20 процентов пропорционально мы увеличиваем число детей, которые действительно являются потенциальными претендентами на пребывание в этих учреждениях закрытого типа. С 2010 года прекратилось финансирование нацпроекта "Образование", прекратили существование программы "Дети России", "Молодёжь России...". Я ещё раз хочу задать вопрос министерству: а другой способ реабилитации не пробовали? Мы не закроем всех детей, не хватит учреждений! Вот их сегодня, вы приводите цифру, шестьдесят одно на всю Россию, а в следующем году их больше потребуется, потому что эти дети будут на улице и единственный способ убрать их с улицы, который вы предлагаете, - это расширить количество этих учреждений. Нужна современная система защиты детства, об этом президент Медведев сказал ещё год назад на февральском совещании по вопросам национальной безопасности. Вместо предложений по современной защите детства вы предлагаете сейчас систему защиты от детей. Я вспоминаю замечательный советский опыт, когда в педагогических вузах существовала такая практика: все студенты педвузов брали шефство над колониями, над закрытыми учреждениями, и при этом происходило вот такое замечательное братание: с одной стороны, студенты получали практику, а с другой стороны, колонисты и те дети, которые находились в этих учреждениях закрытого типа, очень хорошо вписывались вот в эту современную жизнь. И я думаю, что этот замечательный советский опыт было бы здорово перенести на современную практику. Пусть это будет способом реабилитации тех детей, которые находятся в закрытых учреждениях. Сегодня, по сути, их судьбу определяют руководители этих учреждений. И я думаю, что им только на руку: чем больше детей будет в этих учреждениях, тем больше будет ставок бюджетных, тем благополучнее будет их жизнь. Я не склонна обвинять всех тех, кто занимается воспитанием или реабилитацией этих детей, в том, что они преследуют корыстные интересы, но я ещё раз хотела бы обратить внимание министерства, которое вносит этот законопроект: никаких альтернативных способов защиты наших детей до сегодняшнего дня министерство не внесло! Мы не станем голосовать за этот законопроект в первом чтении. Мы внесём свои поправки. В любом случае нам очень хотелось бы, чтобы министерство предложило портфель законопроектов, в которых, с одной стороны, предполагалась бы защита детей, а с другой стороны, предполагались бы меры действительно перевоспитания тех детей, которые, к великому сожалению, совершили какие-то антиобщественные деяния. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Карпович Наталья Николаевна, пожалуйста. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект в первом чтении. Законопроект позволяет обеспечить реализацию прав несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода при помещении их в специальные учреждения и проведении индивидуальной профилактической работы с ними в указанных учреждениях, устранить противоречия и разночтения, связанные с толкованием некоторых положений законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих указанные вопросы, а также с практикой их применения. Также мы считаем, что ко второму чтению необходимо учесть возможность обращения несовершеннолетних, находящихся в закрытых учреждениях, к уполномоченным по правам ребёнка. Сегодня это не внесено. И как член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей скажу, что на общем совещании мы говорили о том, что сегодня необходимо рассмотреть дополнительный законопроект, который, мы очень надеемся, будет вместе с министерством сделан, - это проект об общественном контроле вообще в социальных учреждениях, в котором мы с вами нуждаемся. Он есть для специальных учреждений, но всё-таки этого недостаточно. Сегодня с учётом нового института уполномоченного по правам ребёнка мы обращаемся с просьбой, чтобы ко второму чтению это замечание было учтено. Не в рамках этого законопроекта, но если говорить вообще о том, что ещё можно сделать, то сегодня хотелось бы обратить внимание на возможность расширить образовательную часть в специальных учреждениях такими методами, как дистанционное и инклюзивное образование. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться с заключительным словом? Нет. У представителя комитета тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 54 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.