Заседание № 171

18.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 326106-5 "Консульский устав Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6601 по 6729 из 8117
Пункт 18 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"Консульский устав Российской Федерации". Доклад первого заместителя            
председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Сегодня у нас есть             
возможность, если палата поддержит, принять исторически важный документ -       
Консульский устав Российской Федерации. Конечно, действующий Консульский        
устав, принятый ещё 25 июня 1976 года, не может удовлетворить всем              
требованиям сегодняшнего дня.                                                   
                                                                                
Напомню, что мы детальным образом рассмотрели новый Консульский устав           
Российской Федерации в первом чтении. Была проведена очень серьёзная и          
неожиданно объёмная работа с участием многих федеральных ведомств. Были         
получены поправки, в том числе от Федеральной нотариальной палаты,              
Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Кроме      
того, ряд депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации также        
приняли участие в подготовке поправок, и я, в частности, хочу поблагодарить     
лично коллег Косачёва, Плигина, Емельянова, Селезнёва, члена Совета Федерации   
Подлесова Александра Миновича. Ряд поправок вносят существенные изменения,      
они очень важны для данного законопроекта. Речь идёт, в частности, о            
наблюдении за усыновлёнными (удочерёнными) детьми - тема чрезвычайно важная     
для сегодняшнего времени.                                                       
                                                                                
Итак, уважаемые коллеги, данный законопроект подробно рассмотрен нами в         
первом чтении. Сейчас, представляя его во втором чтении, я хотел бы сказать,    
что законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом        
управлении. Очень непросто шёл процесс, много было уточнений, тем не менее      
все они успешно приняты, все замечания правового и лингвостилистического        
характера учтены Комитетом по международным делам, который несколько раз        
подробно рассматривал данный законопроект с участием в первую очередь           
консульской службы МИДа. И сегодня Комитет по международным делам просит вас    
поддержать новый Консульский устав Российской Федерации.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, таблица 1 содержит двадцать две поправки, предлагаемые к    
принятию. Есть ли возражения против принятия данных поправок? Нет. Ставится     
на голосование таблица 1. Кто за? Прошу определиться голосованием.              
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, таблица 2 содержит одну поправку, которая предлагается к    
отклонению. Есть ли возражения против отклонения данной поправки? Нет.          
Ставится на голосование таблица 2. Кто за данное предложение? Прошу             
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Кто за то, чтобы его     
принять? Прошу проголосовать.                                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Леонид Эдуардович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, дорогие коллеги! Большое спасибо за поддержку     
важнейшего для нашей консульской службы законопроекта во втором чтении.         
                                                                                
А теперь я хотел бы попросить палату поддержать данный законопроект в третьем   
чтении. Законопроект прошёл экспертизу в Правовом управлении, не имеется        
замечаний правового и лингвистического характера. Материалы для принятия        
законопроекта в третьем чтении были размещены в электронном виде 17 июня.       
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать принятие нового Консульского устава    
Российской Федерации в третьем чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, по мотивам кто-нибудь желает          
выступить? Нет желающих.                                                        
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование пункт 18 порядка работы     
Государственной Думы, проект федерального закона "Консульский устав             
Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться           
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 158

23.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 326106-5 "Консульский устав Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5133 по 5331 из 6215
Пункт 27, проект федерального закона "Консульский устав Российской              
Федерации". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации   
первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея        
Ивановича Денисова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Иванович.                                                    
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Вниманию пленарного заседания для рассмотрения в первом чтении предлагается     
внесённый Президентом России проект федерального закона "Консульский устав      
Российской Федерации". Данный законопроект имеет для внешнеполитической         
службы России, без преувеличения, поистине рубежное значение. Его               
предшественник - это Консульский устав, датированный 76-м годом. Он действует   
до сих пор, разумеется, в части, не противоречащей российскому                  
законодательству. Но тот факт, что мы до сих пор живём по документу 76-го       
года, говорит сам за себя.                                                      
                                                                                
За все эти тридцать четыре года, прошедшие после принятия прежнего устава,      
цели и задачи отечественной консульской службы, дипломатической службы          
изменились самым кардинальным образом. Во-первых, за рубеж с различными         
целями стали выезжать, без преувеличения, миллионы россиян. Во многих странах   
сложились крупные диаспоры российских граждан, проживающих там постоянно. На    
сегодняшний день наша страна располагает одной из самых крупных сетей           
консульских учреждений в мире: двести тридцать девять консульских точек у нас   
- это консульские отделы посольств, генеральные консульства, консульства. В     
год российские загранучреждения совершают в общей сложности порядка четырёх     
миллионов консульских действий. Это в сотни, а может быть, даже в тысячи раз    
больше, чем было в советское время. Поэтому в последние годы необходимость      
проведения существенной модернизации правового обеспечения консульской службы   
стало совершенно очевидным фактом.                                              
                                                                                
История разработки предлагаемого вашему вниманию законопроекта насчитывает      
около пятнадцати лет. Для того чтобы реализовать нынешний заход, нынешнюю       
попытку продвижения, потребовалась концентрация усилий экспертов двенадцати     
федеральных министерств и ведомств, а также Института законодательства и        
сравнительного правоведения при правительстве, Аппарата Правительства           
Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента            
Российской Федерации. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить особо         
Комитет Госдумы по международным делам и Правовое управление Аппарата           
Госдумы, которые помогли чётко сформулировать закладываемые в законопроект      
подходы к целому ряду значимых аспектов консульской деятельности.               
                                                                                
Можно ответственно сказать, что в результате проведённой многолетней и          
кропотливой работы подготовлен качественный документ системного,                
системообразующего характера, значение которого и для отдельных граждан нашей   
страны, и для государственного механизма в целом трудно переоценить.            
                                                                                
Законопроект в полной мере отражает закреплённую в статье 2 Конституции         
Российской Федерации высшую ценность прав и свобод гражданина, чётко            
определяет обязанности государства по их защите. В законопроекте                
устанавливаются современные правовые основы деятельности консульских            
учреждений Российской Федерации и полномочия консульских должностных лиц по     
защите прав и интересов российских физических и юридических лиц за рубежом. В   
нём систематизируются ключевые нормы всех применимых отраслей                   
законодательства. Он сфокусирован на приоритетных функциях, выполняемых         
нашими консулами, детально раскрывает содержание действий, которые совершают    
они в той или иной ситуации, требующей их участия.                              
                                                                                
Вообще, уважаемые коллеги, консульская работа - это весьма специфический вид    
деятельности, который регулируется совокупностью большого числа разного рода    
нормативных актов, которые относятся к различным отраслям права. Примеров       
подобной широкой специализации внутри страны, пожалуй, не имеется. Тем          
большую значимость приобретает устав как кодифицированный законодательный акт   
- он призван охватить важнейшие вопросы, по которым консулу приходится в        
оперативном порядке принимать решение на месте, за рубежом.                     
                                                                                
Перечислю только главные, может быть, самые общие вопросы: приобретение         
гражданства Российской Федерации и выход из него, оформление и выдача           
паспортов и виз, регистрация актов гражданского состояния, совершение           
нотариальных действий, истребование и легализация документов, защита прав       
усыновлённых несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также           
граждан, нуждающихся в установлении опеки или попечительства (истории           
последнего времени всем хорошо известны, и понятно, насколько актуальна эта     
норма), наконец, урегулирование проблем, связанных с морскими судами и их       
экипажами, оказание необходимого содействия тем нашим гражданам, которые        
находятся за рубежом под следствием или отбывают там наказание, и так далее.    
И этот список можно было бы продолжить.                                         
                                                                                
Но всё-таки я хочу ещё раз подчеркнуть, что особую значимость новый             
Консульский устав имеет именно для прикладных интересов конкретных российских   
граждан, обращающихся за содействием в российские консульские учреждения.       
Законопроект вводит, не побоюсь этого слова, революционную норму, причём        
революционную в самом позитивном значении этого слова, - норму об               
освобождении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, от уплаты    
сборов в счёт возмещения фактических расходов за все совершаемые в их           
отношении консульские действия.                                                 
                                                                                
Кроме того, устав выделяет ряд категорий граждан, причём граждан как России,    
так и зарубежных государств, - Герои Советского Союза, Герои Российской         
Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой          
Отечественной войны, граждане, награждённые знаком "Жителю блокадного           
Ленинграда", граждане, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы,      
других радиационных или техногенных катастроф. Эти категории граждан новый      
Консульский устав освобождает от уплаты всех сборов целиком и полностью. Это,   
я ещё раз повторяю, революционная норма.                                        
                                                                                
Мы рассчитываем, что новый устав будет краеугольным камнем организационной      
структуры деятельности МИДа на консульском направлении, видим в нём потенциал   
для устранения всё ещё имеющихся пробелов правового регулирования в             
консульской работе, а также потенциал для придания ей более системного и        
чёткого характера. Ожидаем, что со вступлением документа в силу граждане        
вправе будут ожидать существенного повышения уровня консульского обслуживания   
в наших диппредставительских и консульских учреждениях. Просили бы              
Государственную Думу поддержать проект Консульского устава.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Присаживайтесь.                 
                                                                                
Содоклад от Комитета по международным делам сделает Леонид Эдуардович           
Слуцкий.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Действительно,       
сегодня нашему вниманию предлагается исключительно важный документ. В           
настоящее время в Российской Федерации продолжает действовать Консульский       
устав 1976 года - свод правил, который регулировал организацию и деятельность   
консульских учреждений на протяжении последних тридцати четырёх лет, и          
конечно, если говорить простым языком, этот Консульский устав безнадёжно        
устарел. И новый Консульский устав, необходимость в котором давно назрела,      
конечно, должен был быть вынесен на наше рассмотрение ещё несколько лет         
назад, но надо сказать большое спасибо Министерству иностранных дел,            
приветствуя тот значительный труд, который им был проделан по согласованию      
окончательной редакции Консульского устава в двенадцати федеральных             
ведомствах и в научных учреждениях, благодаря чему сегодня мы действительно     
имеем дело с законченным документом.                                            
                                                                                
Основной целью принятия проекта федерального закона "Консульский устав          
Российской Федерации" действительно является актуализация правовой базы         
консульской деятельности, приведение её в соответствие с положениями Венской    
конвенции о консульских сношениях 1963 года, участницей которой наша страна     
стала в 1989 году, и нормами современного российского законодательства.         
                                                                                
Андрей Иванович Денисов в своём всеобъемлющем выступлении рассказал обо всех    
направлениях сегодняшней консульской практики и о тех вопросах, которые будет   
регулировать новый Консульский устав, который мы будем принимать в первом       
чтении, - от вопросов гражданства до вопросов сохранности и благоустройства     
российских воинских и гражданских захоронений, это важнейшие вопросы.           
                                                                                
Важное место в рассматриваемом законопроекте, уважаемые коллеги, отводится      
вопросам правового положения и функциям почётных консулов. Следует отметить,    
что в последние два десятилетия новейшей истории России институт почётных       
консулов активно используется Российской Федерацией в своей консульской         
практике, и сегодня почётных консулов Российской Федерации восемьдесят четыре   
человека, они работают в пятидесяти одной стране мира.                          
                                                                                
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, и сегодня мы можем   
сказать, что все серьёзные замечания устранены, то есть замечаний               
концептуального характера не имеется, а существующие вопросы лингвистического   
характера, замечания по некоторым формулировкам можно будет учесть при          
подготовке законопроекта ко второму чтению.                                     
                                                                                
В заключение я хотел бы, чтобы вы отметили, насколько этот Консульский устав    
действительно способствует поддержке российских соотечественников за рубежом.   
Ряд формулировок имеют расширительный характер. Например, в статье 18 мы        
видим следующую формулировку: нахождение под арестом, заключение в тюрьму,      
взятие под стражу. В традиционной международно-правовой практике используется   
термин, точнее, формула "заключение под стражу", то есть здесь мы видим         
формулу, которая помогает нашим соотечественникам запрашивать помощь в          
соответствии с любой формулировкой, применяемой в той стране, где они попали    
в затруднительную ситуацию. Консулам будет проще им помочь. И действительно,    
этот Консульский устав - краеугольный камень, фундаментальная плита, база для   
консульской практики в Российской Федерации, надеюсь, на долгие годы.           
                                                                                
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать коллегиальную, единогласную позицию    
Комитета по международным делам и принять данный законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Пока оставайтесь на           
трибуне.                                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь,      
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Тоже нет.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас проголосовать по данному законопроекту. Первое     
чтение.                                                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.