Заседание № 168

14.05.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 325781-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся общих требований к рекламе; внесён депутатами Государственной Думы М. И. Сердюком, А. А. Агеевым, В. П. Машкариным, О. Л. Михеевым, И. Р. Самиевым, А. В. Руденко, А. А. Ющенко и А. В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4267 по 4360 из 5484
Рассматриваем 9-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении       
изменений в Федеральный закон "О рекламе".                                      
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста.                                             
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Идея моего законопроекта          
достаточно проста, и он не носит запретительного характера. Судьба его мне      
понятна, но я надеюсь, что в Государственной Думе наступят времена, когда мы    
вспомним про предпринимателей, про бизнес, вспомним, что надо не только         
запрещать, ограничивать, но и делать какие-то вещи, которые помогали бы         
нашему бизнесу осуществлять предпринимательскую деятельность добросовестно и    
по общим принципам, которые в мировой экономике считаются достаточно            
прогрессивными.                                                                 
                                                                                
Есть такая наука - маркетинг, о ней все знают, в основу маркетинга положен      
принцип состязательности. Есть только одна-единственная страна, которую я       
очень люблю и которая является моей родиной, в которой запрещено использовать   
в рекламе состязательный принцип "лучше, качественнее, совершеннее", но тем     
не менее это по карману крупным корпорациям, которые могут заказать и купить    
любое исследование, оформить его результаты, получить первое место на           
каком-нибудь конкурсе и сделать ссылку, указав мелким шрифтом: мы первые вот    
по таким-то критериям. Это ставит в неравные условия крупный, средний и малый   
бизнес, поскольку у них разные финансовые возможности, и при этом абсолютно     
нарушает суть состязательности в бизнесе.                                       
                                                                                
Предлагаю восстановить предыдущую редакцию, то есть сделать так, как было       
раньше, когда можно было использовать этот приём, но чтобы нужно было           
доказывать. Речь не идёт ни о каких фальсификациях, речь не идёт о              
злоупотреблениях, речь не идёт о том, чтобы наделять товар качествами,          
которых у него нет, - речь идёт лишь о том, чтобы вернуться к тому принципу,    
который сегодня используется во всём мире.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Фридрихович Звагельский.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, данным           
законопроектом автор хочет допустить возможность употребления в рекламе слов    
в превосходной степени - "лучший", "превосходный", "совершенный", - это то,     
что в своё время было отменено.                                                 
                                                                                
Я хочу опять же обратиться к тому, что уже прописано в действующем              
законодательстве. Статья 5 Федерального закона "О рекламе" уже содержит общие   
требования, предъявляемые к рекламе товаров, в том числе о достоверности и      
добросовестности рекламы, о запрете введения потребителя в заблуждение в        
связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Достоверность      
наличия у лица заявленного в рекламе преимущества перед конкурентами по тому    
или иному критерию должна быть соответствующим образом подтверждена. Это ни в   
коей мере не значит, что какие-то крупные корпорации заказывают рекламу со      
словами в превосходной степени. Чтобы было понятно, скажу, что эта реклама      
делается и заказывается в большей степени не крупными товаропроизводителями,    
а именно рекламопроизводителями, и рекламопроизводитель, продавая более         
выгодно рекламу, может это делать самостоятельно. Поэтому мы не снимаем здесь   
вопросы какого-то конкурентного преимущества крупных компаний перед мелкими.    
                                                                                
Далее. Все нормы сегодняшнего Федерального закона "О рекламе" направлены на     
защиту прав потребителей и на получение достоверной информации, на создание     
таких условий, при которых невозможно введение потребителей в заблуждение       
рекламной информацией. В то же время данным законопроектом предлагается         
разрешить сопровождать рекламу товаров указаниями на их преимущества перед      
другими товарами, независимо от источника такой информации. Законопроект        
может создать возможность некорректного сравнения рекламируемого товара с       
товаром-конкурентом в том случае, если товар не участвовал в выставках, в       
конкурсах, в каких-то торгах, где товары выставлялись абсолютно на равных       
условиях, - это абсолютно недопустимо и опять же будет вводить потребителей в   
заблуждение. Самый важный момент, наверное, самое уязвимое слабое звено - это   
то, что данный законопроект приведёт в первую очередь к злоупотреблениям со     
стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов при размещении рекламы.        
                                                                                
И ещё о чём я хочу сказать в связи с этим законопроектом: всё, что связано с    
теми или иными запретами в этой сфере - это абсолютно не компетенция            
законодателей! Всё, что касается добросовестности и недобросовестности при      
сравнении тех или иных товаров, которые рекламируются, - это в первую очередь   
компетенция исполнительной власти в лице Федеральной антимонопольной службы,    
и никакими законопроектами мы это не подменим. Сегодня Федеральная              
антимонопольная служба в состоянии отличить добросовестную рекламу от           
недобросовестной, рекламу, которая создаёт нездоровую конкуренцию, от           
рекламы, которая её не создаёт. В данном случае надо в большей степени          
наделять правами именно Федеральную антимонопольную службу, потому что как      
раз в области рекламы, я считаю, она работает достаточно эффективно, особенно   
в последнее время.                                                              
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической          
политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует             
Государственной Думе отклонить проект данного федерального закона.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет.     
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4855 по 4871 из 5484
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О рекламе".                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     58 чел.                                          
Не голосовало                 392 чел.87,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён законопроект.