Заседание № 168
14.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 325781-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся общих требований к рекламе; внесён депутатами Государственной Думы М. И. Сердюком, А. А. Агеевым, В. П. Машкариным, О. Л. Михеевым, И. Р. Самиевым, А. В. Руденко, А. А. Ющенко и А. В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4267 по 4360 из 5484
Рассматриваем 9-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста.
СЕРДЮК М. И. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Идея моего законопроекта
достаточно проста, и он не носит запретительного характера. Судьба его мне
понятна, но я надеюсь, что в Государственной Думе наступят времена, когда мы
вспомним про предпринимателей, про бизнес, вспомним, что надо не только
запрещать, ограничивать, но и делать какие-то вещи, которые помогали бы
нашему бизнесу осуществлять предпринимательскую деятельность добросовестно и
по общим принципам, которые в мировой экономике считаются достаточно
прогрессивными.
Есть такая наука - маркетинг, о ней все знают, в основу маркетинга положен
принцип состязательности. Есть только одна-единственная страна, которую я
очень люблю и которая является моей родиной, в которой запрещено использовать
в рекламе состязательный принцип "лучше, качественнее, совершеннее", но тем
не менее это по карману крупным корпорациям, которые могут заказать и купить
любое исследование, оформить его результаты, получить первое место на
каком-нибудь конкурсе и сделать ссылку, указав мелким шрифтом: мы первые вот
по таким-то критериям. Это ставит в неравные условия крупный, средний и малый
бизнес, поскольку у них разные финансовые возможности, и при этом абсолютно
нарушает суть состязательности в бизнесе.
Предлагаю восстановить предыдущую редакцию, то есть сделать так, как было
раньше, когда можно было использовать этот приём, но чтобы нужно было
доказывать. Речь не идёт ни о каких фальсификациях, речь не идёт о
злоупотреблениях, речь не идёт о том, чтобы наделять товар качествами,
которых у него нет, - речь идёт лишь о том, чтобы вернуться к тому принципу,
который сегодня используется во всём мире.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Виктор Фридрихович Звагельский.
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, данным
законопроектом автор хочет допустить возможность употребления в рекламе слов
в превосходной степени - "лучший", "превосходный", "совершенный", - это то,
что в своё время было отменено.
Я хочу опять же обратиться к тому, что уже прописано в действующем
законодательстве. Статья 5 Федерального закона "О рекламе" уже содержит общие
требования, предъявляемые к рекламе товаров, в том числе о достоверности и
добросовестности рекламы, о запрете введения потребителя в заблуждение в
связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Достоверность
наличия у лица заявленного в рекламе преимущества перед конкурентами по тому
или иному критерию должна быть соответствующим образом подтверждена. Это ни в
коей мере не значит, что какие-то крупные корпорации заказывают рекламу со
словами в превосходной степени. Чтобы было понятно, скажу, что эта реклама
делается и заказывается в большей степени не крупными товаропроизводителями,
а именно рекламопроизводителями, и рекламопроизводитель, продавая более
выгодно рекламу, может это делать самостоятельно. Поэтому мы не снимаем здесь
вопросы какого-то конкурентного преимущества крупных компаний перед мелкими.
Далее. Все нормы сегодняшнего Федерального закона "О рекламе" направлены на
защиту прав потребителей и на получение достоверной информации, на создание
таких условий, при которых невозможно введение потребителей в заблуждение
рекламной информацией. В то же время данным законопроектом предлагается
разрешить сопровождать рекламу товаров указаниями на их преимущества перед
другими товарами, независимо от источника такой информации. Законопроект
может создать возможность некорректного сравнения рекламируемого товара с
товаром-конкурентом в том случае, если товар не участвовал в выставках, в
конкурсах, в каких-то торгах, где товары выставлялись абсолютно на равных
условиях, - это абсолютно недопустимо и опять же будет вводить потребителей в
заблуждение. Самый важный момент, наверное, самое уязвимое слабое звено - это
то, что данный законопроект приведёт в первую очередь к злоупотреблениям со
стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов при размещении рекламы.
И ещё о чём я хочу сказать в связи с этим законопроектом: всё, что связано с
теми или иными запретами в этой сфере - это абсолютно не компетенция
законодателей! Всё, что касается добросовестности и недобросовестности при
сравнении тех или иных товаров, которые рекламируются, - это в первую очередь
компетенция исполнительной власти в лице Федеральной антимонопольной службы,
и никакими законопроектами мы это не подменим. Сегодня Федеральная
антимонопольная служба в состоянии отличить добросовестную рекламу от
недобросовестной, рекламу, которая создаёт нездоровую конкуренцию, от
рекламы, которая её не создаёт. В данном случае надо в большей степени
наделять правами именно Федеральную антимонопольную службу, потому что как
раз в области рекламы, я считаю, она работает достаточно эффективно, особенно
в последнее время.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической
политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует
Государственной Думе отклонить проект данного федерального закона.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Есть ли вопросы у депутатов? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет.
Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4855 по 4871 из 5484
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "О рекламе".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 06 сек.)
Проголосовало за 57 чел.12,7 %
Проголосовало против 1 чел.0,2 %
Воздержалось 0 чел.0,0 %
Голосовало 58 чел.
Не голосовало 392 чел.87,1 %
Результат: не принято
Отклонён законопроект.