Заседание № 227
О проекте федерального закона № 325719-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу поддержать нашего председателя и сказать, что, конечно, законотворческий процесс предполагает дискуссию, законотворческий процесс предполагает обсуждение всех сторон любого законопроекта, тем более такого важного и дискуссионного. Хочу сказать, что мы должны поблагодарить и Комитет по охране здоровья, Комитет по культуре. Но мы вместе с администрацией президента, с МВД, с Министерством культуры, коллеги, с Минздравом, с государственной библиотекой обсуждали неоднократно все эти вопросы, поэтому мы вам и выдаём уже вот эти все истории, тексты, которые написаны к третьему чтению. Коллеги, также я хотел бы сказать, что у нас изменились правонарушения. У нас появилось теперь в КоАП предупреждение, только после этого штрафы. И что касается преюдиции, о чём Юрий Петрович говорил. Юрий Петрович, вы же видели, что мы сделали преюдицию только уже за третий состав. Но у вас принципиальная позиция не по этому закону, а вообще по преюдиции, вы против преюдиции, неважно, в каком законе. Это тоже нам надо иметь в виду. Коллеги, мы так же, как и по предыдущему законопроекту, предлагаем вернуть законопроект во второе чтение и соответственно предлагаем изменить срок вступления в силу - с 1 сентября 2025 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы с вами вернём данный законопроект в процедуру второго чтения? Ставится на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 54 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается единогласно предложение. Переходим к обсуждению в процедуре второго чтения. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Вячеслав Викторович, коллеги! Так же как и по предыдущему законопроекту, мы предлагаем перенести дату вступления в силу - с 1 сентября 2025 года. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 будут замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит её поддержать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 56 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 30 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проведены все необходимые процедуры, просим поддержать в третьем чтении данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, что мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения. Уважаемые коллеги, будут ли выступления от политических фракций? Будут. Пожалуйста, включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, руку вижу. Раиса Васильевна, демократия - это процедуры, нормы и правила. Вот смотрите, что в Америке происходит? Они сами себя съедят, всё закончится трагедией! Но, поскольку они забрали монополию, и Европа с ними пострадает, а останутся только те, кто соблюдает принципы демократии, у кого нет двойных стандартов, кто свободу завоевал и ценит её. Давайте следовать демократии - может быть, это не самая лучшая форма, есть ещё лучше, говорили об этом разные политики, но это то, что показывает свою эффективность. Список покажите. Пожалуйста, представители оппозиции, вам слово - Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ. Он высочайший профессионал, вдруг сейчас что-то предложит - мы скорректируем, а если нет - проголосуем. Пожалуйста, Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, я вначале отвечу депутату Хамзаеву. Коммунисты за жёсткую борьбу с наркотиками, повторяю, за жёсткую борьбу с наркотиками - посмотрите все наши голосования по внесению изменений в Уголовный кодекс, которые касались наркотиков, - но мы за то, чтобы борьба с наркотиками велась законными, конституционными приёмами и способами. Обращаю внимание, что законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьёй - 230-3, которая устанавливает уголовную ответственность за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотиков с использованием сети "Интернет", совершённую лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Коллеги, вся проблема... мы ведь не против того - вот сегодня я заявляю это, - мы не против того, чтобы лица за второе, или третье, или четвёртое правонарушение привлекались бы к уголовной ответственности, эта практика существовала и в советские времена, она могла бы существовать и сейчас, но не такими же приёмами и методами! Ведь в соответствии с нашим Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с ныне действующими нормами такие лица будут привлечены к уголовной ответственности и направлены в места лишения свободы без расследования первого деяния. Человек совершил несколько деяний - первое деяние никто не расследует, на веру всё воспринимается в суде, на веру, и никто не вправе расследовать, потому что есть административная преюдиция. Вот мы и говорим: давайте мы отменим административную преюдицию. Лежит наш законопроект, мой законопроект, он сегодня в список включён в очередной раз, в 20-й или в 30-й, - давайте отменим и тогда будем бороться другими приёмами и методами. Нет, нам говорят: мы не позволим следователю это расследовать, вот участковый когда-то протокол написал, будем верить этому протоколу - и всё, на основании этого протокола вынесем приговор суда. Вот мы категорически против таких методов борьбы, коллеги. Мы за законность, за конституционность. Не можем поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, вопрос 7. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 33 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 325719-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Тогда сейчас мы переходим к рассмотрению 11-го пункта нашей повестки. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Всё, что было сказано, касается и поправок в Уголовный кодекс. Роздано три поправки. Предлагаем утвердить таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 11 мин. 22 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 11 мин. 48 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, мы просим поставить на рассмотрение в третьем чтении, 23 июля, вот эти два законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Хорошо.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 325719-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". И 25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - замминистра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение пакет законопроектов подготовлен в целях реализации поручения Президента Российской Федерации и направлен на введение ответственности за пропаганду наркотиков. Напомню, что Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" пропаганда наркотиков запрещена. В целях реализации поручения президента в статье 46 названного закона закрепляется понятие "пропаганда наркотиков", которое определяется как публичное распространение информации о способах, методах незаконных разработки, изготовления, производства и использования наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, местах их незаконного приобретения, способах и местах незаконного культивирования наркосодержащих растений, а также о допустимости либо привлекательности незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, совершения иных незаконных действий в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, наркосодержащих растений путём оправдания или представления указанных действий как общепринятых норм поведения. Вносятся изменения также в статью 61 данного закона, которыми закрепляются специальные условия для применения запрета пропаганды наркотиков в отношении произведений науки, литературы, искусства, содержащих информацию о допустимости или привлекательности незаконного потребления наркотиков. Согласно законопроекту пропагандой наркотиков не будет признаваться непубличное распространение информации, распространение обнародованных до 1 января 2024 года произведений науки, литературы, искусства, содержащих информацию о допустимости, привлекательности незаконных действий в отношении наркотиков, за исключением их трансляции в СМИ и в сети "Интернет", где потребуется размещать сообщения о вреде здоровью и предусмотренной ответственности. Одновременно вносятся корреспондирующие изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях изменяются диспозиции статей 6.13 "Пропаганда наркотических средств..." и 13.41 "Нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам...". Также формулируется примечание к статье 6.13 в целях исключения административной ответственности за освещение результатов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по борьбе с наркотиками, а также за учебную, научную и экспертную деятельность. Вводится административная преюдиция ответственности за пропаганду наркотиков в сети "Интернет". Предлагаемая новелла повысит эффективность противодействия пропаганде наркотиков за счёт системного, единообразного применения норм отраслевого законодательства, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Законопроект имеет все необходимые согласования. Потребуется издать постановление Правительства Российской Федерации, которое уже разрабатывает Минцифры. В связи с этим предлагается отлагательный срок вступления в силу закона - с 1 января 2024 года. В связи с изложенным прошу законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 23-му пункту содоклад Михаила Владимировича Кизеева. Пожалуйста. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своём докладе Игорь Николаевич довольно подробно представил концепцию проекта федерального закона. Комитет отмечает, что законопроект устраняет пробелы в действующем законодательстве: полностью запрещается пропаганда незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств, психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений, выражающаяся в публичном распространении информации, в том числе в сети "Интернет". Соответствующие корреспондирующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Создаются правовые основы для введения административной и уголовной ответственности, которая предусмотрена в законопроектах о внесении изменений в КоАП и о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, также внесённых правительством. Уважаемые коллеги, также необходимо будет внести соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, являющийся соисполнителем по законопроекту, поддерживает его концепцию. Учитывая изложенное, Комитет по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 24-му и 25-му пунктам содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел два законопроекта - о введении уголовной и о корректировке административной ответственности за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотических средств - и рекомендует поддержать их концепцию. Но в свою очередь считает необходимым отметить некоторые моменты, которые требуется обсудить и тщательно проанализировать ко второму чтению. Ну, во-первых, инициатива предполагает определение пропаганды как публичного распространения информации, однако это может вызвать затруднение в разграничении форм распространения информации. При этом КоАП, Кодекс об административных правонарушениях, например, уже содержит несколько составов за пропаганду различных действий без указания на такой признак, как публичность. Второй спорный момент, на который обращаю внимание, - это исключение административной ответственности за незаконную рекламу наркотических средств, что, по мнению комитета, не позволит все способы распространения незаконной информации квалифицировать как административное нарушение. К тому же в законе "О рекламе" требования о недопустимости рекламы запрещённых средств и веществ остаются, а ответственность, ещё раз отмечаю, исключается, то есть возникает противоречие. Также есть ещё ряд замечаний, но все они в принципе устранимы. Там вопрос о сумме штрафа: тот, который действует, и тот, который предлагается, не дифференцированы, разница большая. Надо просто посмотреть ко второму чтению, это можно доработать, наверное. Как предыдущие коллеги-докладчики отмечали, в том числе мой коллега из Комитета по охране здоровья, который тут комитет-соисполнитель, поддерживается концепция. Предлагаю вам всем проголосовать за принятие в первом чтении трёх данных законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Игорь Николаевич, даже если данные федеральные законы в случае их принятия помогут спасти жизнь хотя бы одного человека - а я думаю, мы спасём тысячи жизней, - то, конечно же, их принимать надо. Вопрос к вам, как к правоприменителю. Скажите, пожалуйста, сейчас очень популярны стримы так называемых целителей, экстрасенсов и прочих магов, которые заявляют, что на тренингах помогут раскрепостить сознание, познать свой внутренний мир, и в прямом эфире, по сути, раскуривают благовония и травки. То есть они не называют это наркотиками, психоактивными веществами, но по факту рекламируют их потребление. Скажите, в случае принятия данных федеральных законов такие отношения будут подпадать под их действие или нет? И будут ли такие стримы, телеграм-каналы, аккаунты в социальных сетях, мессенджерах маркировать? ЗУБОВ И. Н. Я хочу обратить ваше внимание, всё-таки у нас состав с административной преюдицией, то есть первоначально должна быть административная ответственность, и только потом, если не сделаны выводы, наступает уголовная. Уголовная ответственность наступает только за распространение информации в сети "Интернет". Запрет пропаганды наркотиков предполагает запрет пропаганды конкретных наркотических веществ, сильнодействующих веществ и их аналогов. Раньше там была немножко другая формулировка. Слово "аналог" убирает некоторые спорные толкования. Ну, прежде всего, новое вещество или старое, да? Что значит - новое или старое? Если оно наркотическое, то оно наркотическое, а если это аналог, то оно ещё не признано наркотическим веществом, но уже оказывает соответствующее воздействие. Мы же не собираемся бегать за каждым экстрасенсом, который сидит и сигареты какие-то раскуривает или что-то ещё, и привлекать его к ответственности. Но если будет понимание, что это одурманивающее, сильнодействующее вещество, что он высказывается о его полезности и необходимости, то после проведения... По рапорту сотрудника, который выявил такой факт, или по заявлению гражданина (вы, например, напишете или другой депутат напишет) мы это проверим и установим административную ответственность. Если это одурманивающее вещество, то при наличии признаков, естественно, - не просто он сидит в клубах дыма, но ещё и пропагандирует - будем привлекать к ответственности, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, безусловно, пропаганда должна, что называется, гаситься жёстко, это, я думаю, очевидно, понятно. Мы, к сожалению, в этой части жёстко недорабатываем, если называть вещи своими именами. В 2019 году мои специалисты этот вопрос в виде доклада президенту на Дальнем Востоке как раз презентовали, и президент тогда поддержал и дал поручение, чтобы по пропаганде была, что называется, жёсткая реакция. Кто-то вмешался, и потом добавили туда формулировку, что вместо "пропаганда" - "склонение". Прошло столько времени, и мы вернулись к тому, что "пропаганда" всё-таки правильно предлагалась. Вопрос в чём? Наркотики сегодня в Интернете - вопрос о кибербезопасности. Тогда же мы поднимали вопрос о том, чтобы киберполицией назвали, чтобы у МВД была возможность в Интернете выявлять, гасить эту информацию. Можете сказать, как поручение в части кибербезопасности исполняется? Ваше подразделение как работает по этому вопросу? ЗУБОВ И. Н. Мы создали специальное подразделение, которое условно называется киберполицией. Это первое. Второе. Я многократно здесь, в этом зале, говорил, что сегодня через сеть "Интернет" организуются основные сети распространения наркотиков. Да, мы с ними боремся, но надо понимать, что основные ресурсы - при их выявлении в установленном порядке мы ограничиваем доступ - расположены на территориях других стран, прежде всего Соединённых Штатов. Для примера, как мы с этим боремся. Есть такой ресурс, вернее, был такой ресурс "Гидра", который находился на территории Соединённых Штатов и координировал практически всю деятельность, связанную с распространением наркотиков на территории России. Американская юрисдикция. Ну, воздействие в течение нескольких лет на американцев - призывы, информирование, направление соответствующих документов - привело к тому, что этот ресурс был ликвидирован. Правда, нас после этого обвинили, сказали, что это российский ресурс, который ликвидировали американцы, но на самом деле это был американский ресурс, который действовал на российской территории. Сейчас появились новые ресурсы - мы их фиксируем, естественно, ликвидируем с учётом имеющихся возможностей. А вот то, что на территории Российской Федерации, - да, это постоянно отслеживается, постоянно ограничивается доступ к таким ресурсам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю Комитета по охране здоровья. В целом запрет пропаганды незаконного оборота - это, безусловно, очень важная составляющая. На протяжении многих лет мы, медицинские работники, политики, добивались декриминализации статьи Уголовного кодекса для медицинских работников. Утеря, случайное изменение надписи опиатного анальгетика приводили к уголовной ответственности медицинских работников. Не приведёт ли широкая трактовка слов "пропаганда", "допустимость", "привлекательность", "незаконное потребление" к снижению объёма научных исследований, публикаций в части наркологии? И не считаете ли вы необходимым от комитета подготовить поправки о том, что это никаким образом не касается именно научных публикаций, отчётности?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кизееву включите микрофон. КИЗЕЕВ М. В. Айрат Закиевич, большое спасибо за вопрос. Готовы, наверное, обсудить этот вопрос между первым и вторым чтениями. Давайте посмотрим. Пока вот таких рисков мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Игорю Николаевичу. По предыдущему вопросу просто ответить: там уже медицинские случаи предусмотрены, научные, то есть на них не распространяется действие закона. У меня вопрос, касающийся возможности широкого применения. Я уже в принципе спрашивал Игоря Николаевича на заседании комитета, но всё-таки хотелось бы публично в данном случае получить ответ. Не будут ли привлекаться к ответственности - случайно, намеренно, там, за палки так называемые - лица, у которых в блогах, в комментариях к их страницам в социальных сетях окажутся вот такие замечания, которые там появляются? Не у всех есть возможность быстро удалить. Это первое. И второе, что касается произведений искусства, фильмов, книг и тому подобного, которые широко сегодня распространены. Если после 1 января 2024 года на них не появится соответствующая надпись - что это вредно, наказывается и тому подобное, - на этих лиц, простых физических лиц, будет распространяться ответственность? То есть сидит сотрудник полиции, выявил, что там кусочек из "Криминального чтива", и тут же протокол для первого раза. Как это будет применяться, в вашем понимании? ЗУБОВ И. Н. Я тогда ещё раз повторю. Первое у нас - это административная преюдиция, это первое. Второе, уголовная ответственность вводится только за пропаганду наркотиков в сети "Интернет". Третье, после обозначенного периода действительно в новых произведениях искусства, вот, там, в кинофильмах, в каких-то роликах и так далее должна быть надпись о том, что это не является пропагандой, что пропаганда наркотиков запрещена (я ещё не знаю конкретно, это будет написано в том постановлении, которое будет принято позже), за пропаганду наркотиков предусмотрена такая-то ответственность. Всё, больше ничего не будет. Потом ещё задавали вопрос: будут ли рэперов привлекать и так далее? Мы уже сегодня получили достаточное количество писем от известных исполнителей, которые известили нас, что они исключают из своего репертуара эти песни и произведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, уточните, пожалуйста. Законодательство ряда стран фактически разрешает продажу и употребление некоторых наркотиков. Это противоречит нашим нормам, правилам, ну, и здравому смыслу. Подскажите, пожалуйста, если наши, российские журналисты в своих материалах либо просто граждане будут рассказывать о порядках в этих странах, будут ли они фактически оправдывать незаконные действия, пропагандируя общедоступность наркотиков? ЗУБОВ И. Н. Если они будут писать, что это правильно, что необходимо разрешить употребление наркотиков, потому что это замечательно, потому что это приводит к каким-то великолепным ощущениям у человека, - да, они будут привлекаться. Но опять же по правилам: если это в сети "Интернет" распространяться будет, то есть массово, за это уголовная ответственность после административной, если другим путём - административная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, как известно, неотвратимость наказания есть лучший способ предупреждения преступления. Вот в пояснительной записке правительство указывает, что в последние несколько лет фиксируется резкий рост количества преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом наркотиков. Скажите, пожалуйста, в динамике в течение последних трёх - пяти лет раскрываемость остаётся неизменной, снижается или растёт? По открытым данным, не менее 40 преступлений, которые относятся к этой категории, в настоящее время остаются нераскрытыми, большое количество возбуждённых уголовных дел не доходит до суда. Это первое. И второе. У нас Уголовный кодекс к преступлениям небольшой тяжести относит преступления, за которые предусмотрено наказание до трёх лет лишения свободы. Почему применительно к проектируемой норме правительство ограничивается только двумя годами? ЗУБОВ И. Н. Ну, я прежде всего скажу про сам законопроект. Законопроект разрабатывался три года, у вас он был готов буквально через несколько месяцев. Даже те вопросы, которые сегодня уже прозвучали, говорят о том, что общество довольно-таки заинтересованно относится к этому законопроекту. Он обсуждался в разных инстанциях, он вывешивался на интернет-ресурсах, он был предметом больших разговоров, переговоров, корректировок в администрации, в правительстве и так далее. Мы опять же готовы поработать и на площадке Думы. Теперь что касается роста количества этих преступлений. Значит, если говорить в целом, вот вы спросили, о росте преступности, наркопреступности - да, он есть, но если темпы роста преступности, допустим, в 2019-м, 2020 году были 31 процент, то сейчас 9 процентов. Ну, это как бы... Виноват, в 2021 году - 9 процентов, а сейчас 21 процент, то есть рост есть, безусловно есть. Но напомню вам, что есть такое понятие "латентная преступность". Вот наркопреступления очень латентны, рост наркопреступлений всегда свидетельствует о повышенной активности правоохранительных органов. Раскрываемость достаточно высокая, ну, там надо разные группы составов смотреть, скажем, от 60 до 90 процентов по разным составам - это неплохо. Но это зарегистрированные преступления, а многие остаются в латентной тени. Это долгая тема, можем обсудить её отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Игорь Николаевич, безусловно, поддерживаю все меры, которые направлены на установление полного запрета пропаганды наркотиков. В законопроекте предлагается исключить термин "новые потенциально опасные психоактивные вещества" и заменить термин "прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ" на "аналоги". Соответственно, мы сужаем список подобных веществ, и после принятия закона под его действие подпадут только вещества с доказанным вредом для жизни и здоровья человека, а потенциально опасные - нет, и, соответственно, ответственности за это не будет. А в ситуации, когда мы боремся за жизнь и здоровье каждого ребёнка, молодёжи, это важно. Может, нам стоит вернуть термины "новые потенциально опасные психоактивные вещества" и "прекурсоры" в текст законопроекта при его подготовке ко второму чтению? Или вы в этом не видите рисков? ЗУБОВ И. Н. Ну, мы не просто так пришли к этим формулировкам. Мы считаем, что употреблять просто "запрет рекламы прекурсоров", ну, бессмысленно, потому что прекурсор идёт в связке с наркотиками. Ведь что такое прекурсор? Это химическое вещество, которое может использоваться и для одного, и для другого, и для третьего, в том числе для производства наркотиков. Если вы его как прекурсор рекламируете, значит, вы его связываете с наркотиками, и он поглощается этим понятием. (Ну, я потом своё мнение выскажу ещё по поводу вашего выступления.) Что касается формулировок "новые психоактивные вещества" и "наркотики и их аналоги" - ну, в моём понимании всё-таки "их аналоги" лучше, потому что мы не говорим, какие они, мы говорим о том, что есть эффект одурманивания наркотическими и психотропными веществами и есть некие вещества, которых мы не знаем, они могут быть наркотическими, психотропными или какими-то ещё, но они дают одурманивающий эффект, поэтому их тоже надо запрещать. Но если у вас есть... Кстати, вот для примера: допустим, нюхают клей БФ - ну как его запрещать? Пропаганду потребления, нюхания этого клея, да, будем запрещать. Но если есть у вас сомнения, то давайте поработаем, когда будем обсуждать законопроект. Я так понимаю, он ещё вызовет вопросы ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Существует группа наркотических веществ, которые, помимо прочих своих действий, отключают чувство жажды. Соответственно, самая частая причина смерти при их употреблении - обезвоживание. Насколько я наслышан, уже есть несколько публикаций, в которых специально оговаривалось, что если уж тебя угораздило эту дурь принять, то надо много пить, независимо от того, хочется или нет, и эти публикации были квалифицированы как пропаганда методов употребления, на этом основании запрещены сами публикации и были неприятности у авторов. Как доработать законопроект, чтобы исключить подобную опасную трактовку... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Анатолий Александрович, я считаю, то, о чём вы сейчас сказали, - это эксцесс правоприменителя. Надо смотреть контекст: кто написал и как написал. Если там было написано, что после употребления такого-то наркотика надо немедленно попить воды, чтобы было легче, то, наверное, такую публикацию надо ограничивать, а если это в контексте оказания первой помощи лицу, получившему наркотическое отравление, наверное, должна быть несколько другая трактовка этого вопроса. У нас закон-то запрещает все виды пропаганды, и это правильно, и правоприменитель, если он отступает, будет нарушать сам закон. Для этого есть прокуратура, для этого есть суд, ну, разные инстанции, мы, в конце концов, как вышестоящий орган, будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддерживает идею, заложенную в трёх законопроектах. Мы поддерживаем законопроект под пунктом 23. Что касается законопроекта под пунктом 24, то мы готовы и, по-видимому, сможем поддержать его во втором чтении, после того как будут учтены замечания комитета, которые здесь изложил Николай Гаврилович, хотя не полностью, и замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Сейчас, в этом виде, мы его поддержать не можем. И мы, конечно же, не поддержим законопроект под пунктом 25 - в связи с тем, что здесь заложена административная преюдиция. О том, что такое административная преюдиция, мы уже не раз говорили с этой высокой трибуны, сейчас только скажу, что это признак нецивилизованного уголовного права. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С. Я не могу согласиться с такой вашей позицией - нецивилизованное уголовное право. Понятно, что хочется всегда хорошими выглядеть и говорить какие-то выгодные фразы, то, что потом в Интернете может красиво улететь, мы вот в связи с собаками эту тему также обсуждали. Для того чтобы понять вообще, о чём мы говорим, предмет разговора с точки зрения борьбы с наркотиками, надо понять, где мы недорабатываем все вместе: и депутаты, и МВД, и ФСБ - все. У нас ситуация какая? Я вот хочу поправить немножко, Игорь Николаевич, вас: не американцы, а немцы. Вот сайт "Гидра", про который долгое время мы говорили, - это маркетплейс, куда заходишь, как в любой интернет-магазин, там наркотики - сколько хочешь, плати, тебе говорят, что в соседнем подъезде закладка, иди забирай. Копейки стоят синтетические наркотики - чума просто! - молодёжь подвержена, просто сносит... Мы вот к Минздраву обращались, говорили: проведите клинические испытания, докажите! Мы уже на пальцах можем доказать, что современные наркотики - это генетический стерилизатор, у молодёжи, которая потребляет синтетические наркотики, репродукция падает практически на 90 процентов. Вот вам открытая форма войны! Наркотики в истории всегда были частью гибридных форм противостояния между государствами. А мы рассуждаем, цивилизованно это или нецивилизованно. Вопрос в другом. Вы немножко оглядитесь, посмотрите, что на улицах происходит. "Гидру" нам немцы заблокировали, и сразу пошла война внутри наркотрафика. Коррупция тоже присутствует в тех структурах, которые бороться должны. Вот мы, с одной стороны, говорим о том, что наркотики - зло... Что произошло? Значит, "Гидру" замочили нам немцы. Почему? Как только началась СВО, ровно через две недели замочили порталы и серверы "Гидры", которые находились в Германии. Почему? Потому что надо наркоманов возбудить, чтобы они против государства бастовали. Первые, кто у нас начал громче всех орать, - певцы, музыканты, все остальные. Почему? Максимально подвержены потреблению наркотиков. И теперь вопрос немножко в другом. Мы на сегодняшний день видим... Обратите внимание, что в Интернете происходит, - вот у меня просьба к представителю МВД. Есть такой портал, они себя назвали - тупее придумать просто невозможно! - "Мориарти". И они говорят, дескать, мы последователи "Гидры", у нас новый маркетплейс - заходите, смотрите. Якобы учат молодёжь не потреблять тяжёлые наркотики, а сидеть на лёгких, как будто это такой помощник, добрый человек. А Google, который владеет YouTube, не блокирует этот контент. Почему? А потому что американцам это выгодно. И вот здесь теперь наркотрафик - мефедрон, альфа-ПВП и другие наркотики, которые эти маркетплейсы вверх поднимают, к которым молодёжь приучают, - а мы, соответственно, их не можем побороть. Не согласен, что, если сервер находится в Америке, мы не можем ничего сделать, вот "Инстаграм" же заблокировали, когда надо было. Поэтому здесь надо действовать более... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дрожжина Юлия Николаевна. ДРОЖЖИНА Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Всем добрый день! Уважаемые коллеги, я считаю, что данные законопроекты очень важны, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает, что они являются крайне актуальными. Предлагаемые изменения направлены на профилактику незаконного употребления, это особо важно в работе не только с молодёжью, но и со всем населением. В законопроекте полностью запрещается и пропаганда, и всё, что выражается в публичном распространении информации, в том числе в сети "Интернет". Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", считаем, что данный законопроект необходимо поддержать и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово? Нет. Содокладчики? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 13 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. 24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 41 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении. 25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 11 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.