Заседание № 218
18.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 325647-8 "О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5427 по 5538 из 6086
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях". Доклад и содоклад сделает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на создание дополнительных гарантий по сохранению и защите общенационального природного достояния, на обеспечение богатства и разнообразия нашей окружающей среды, а в конечном итоге на сохранение природно-биологической идентичности России как одного из важнейших элементов нашего цивилизационного наследия. Ценность биологического разнообразия имеет всевозрастающее значение, в том числе в условиях глобального противоборства, существенно повышающего роль естественных производительных сил страны. Конституция России исходит из понимания природы и многообразия её компонентов в качестве основы жизни и деятельности многонационального народа России, содержит всеобщую обязанность по сохранению природы и окружающей среды. Это предопределяет особую ответственность государства за создание надлежащих условий для сохранения и использования биологических ресурсов, которые должны в полной мере служить на благо нашего народа. Поэтому обеспечение и рациональная эксплуатация компонентов биологического разнообразия должны рассматриваться как предмет единой государственной политики, что, в свою очередь, требует создания эффективного режима правового регулирования, который обеспечивал бы, во-первых, чётко выстроенный государством механизм систематизации соответствующих биологических объектов и информации о них, во-вторых, гарантированную безопасность сформированных биоресурсных коллекций, в-третьих, продуктивное вовлечение соответствующих объектов в научную и хозяйственную деятельность на основе единообразных, понятных, справедливых и контролируемых условий доступа. На данном этапе подобный правовой режим у нас отсутствует, а реалии практики, построенной во многом на личном энтузиазме, на индивидуальных успехах и ситуативных решениях, не только не отвечают характеру и масштабу стоящих перед страной стратегических задач, но и создают серьёзные риски невосполнимой утраты элементов национального достояния. Предлагаемый законопроект призван заложить правовые основы формирования, сохранения, развития, изучения и использования биоресурсных коллекций, находящихся в собственности Российской Федерации, а также основы создания и функционирования биоресурсных центров. Биоресурсные коллекции на протяжении всей истории становления и развития науки являлись важнейшим элементом научной инфраструктуры. Их сбор в ходе многолетних академических экспедиций дал научному миру сведения о природных богатствах нашей страны, и сегодня Россия является крупнейшим обладателем биоресурсных коллекций. Благодаря их изучению происходит создание общественно значимых продуктов и технологий в сфере медицины, сельского хозяйства и других отраслей. Крупнейшие коллекции поддерживаются Курчатовским институтом, Ботаническим институтом имени Комарова Российской академии наук, Федеральным исследовательским центром животноводства имени академика Эрнста, Зоологическим институтом РАН и многими другими научными организациями. Отдельно отмечу Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Николая Ивановича Вавилова - кстати, именно богатый исходный материал, полученный из вавиловской коллекции, послужил основой для селекционных достижений научной школы академика Беспаловой, которой президент присвоил на прошлой неделе звание Героя Труда Российской Федерации. 10 процентов мирового вала зерна производят из сортов, созданных под её руководством. Предлагаемая модель правового регулирования формирования и использования биоресурсных коллекций посредством принятия отдельного федерального закона определяется содержанием предполагаемых мер, способов обеспечения сохранности и использования коллекций, которые нуждаются именно в законодательном закреплении. Так, например, к числу проектируемых гарантий сохранности коллекций относится запрет на изъятие, перераспределение государственного имущества, на базе которого размещена и функционирует коллекция. Стратегический характер задачи сохранения и развития биоресурсных коллекций подтверждается непрерывным вниманием Президента Российской Федерации к данному вопросу. И надо отметить, что 24 января 2024 года Государственной Думе совместно с правительством рекомендовано обеспечить принятие рассматриваемого сегодня законопроекта. Хочу обратить внимание на то, что законопроект разрабатывался при участии Российской академии наук и ведущих российских учёных, чья исследовательская деятельность сосредоточена в области формирования, сохранения, развития, изучения и использования биоресурсных коллекций. Настоящий законопроект 6 февраля этого года поддержан единогласным решением президиума Российской академии наук. С состоянием коллекций в различных научных организациях и я, и члены комитета лично знакомились, посетив многие институты, где находятся биоресурсные коллекции. Уважаемые коллеги, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы представило замечания по законопроекту, которые будут учтены ко второму чтению. На представленный законопроект поступили отзывы от 28 законодательных органов субъектов, все положительные, и от 53 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, все положительные. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 14 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.