Заседание № 165
21.05.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 325633-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за несоблюдение требований по охране зелёного фонда городских и сельских поселений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4408 по 4704 из 5854
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Алтайское краевое Законодательное Собрание просит также рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад от комитета сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым Алтайским краевым Законодательным Собранием, предлагается установить ответственность в виде административного штрафа за уничтожение или повреждение зелёных насаждений в составе зелёного фонда городских и сельских поселений, за нарушение установленных требований по охране зелёных насаждений, а также за совершение указанных действий с применением различных видов техники, дополнив главу 8 Кодекса об административных правонарушениях новой статьёй. Однако поддержать концепцию законопроекта не представляется возможным, так как в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса об административных правонарушениях административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории поселения и городского округа относится к вопросам местного значения поселений и городских округов и регулируется нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, ответственность за уничтожение или повреждение зелёных насаждений в составе зелёного фонда городских и сельских поселений, а также за нарушение установленных требований по охране зелёных насаждений может быть установлена на уровне субъекта Российской Федерации. У нас также имеются замечания по существу законопроекта, поскольку определение понятия "зелёные насаждения" в федеральном законодательстве отсутствует. На практике принятие закона привело бы к конкуренции статей кодекса при квалификации совершённых действий в части вопроса об отнесении вырубленного дерева или кустарника на территории городского или сельского поселения к лесным либо к зелёным насаждениям. Информирую уважаемых депутатов, что данный законопроект был также рассмотрен в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии и в Комитете по вопросам местного самоуправления и оба комитета рекомендуют законопроект отклонить. С учётом изложенного и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает, что правовые основания для установления ответственности за указанные действия на федеральном уровне отсутствуют, и рекомендует законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли вопросы? Три вопроса. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, вы, наверное, согласитесь, что сейчас в городах уже многие годы идёт массовая вырубка деревьев, массовое строительство домов в зонах, где раньше отдыхали горожане, матери с детьми, дети играли. И ни с кого ничего не спросишь - все прикрываются теми или иными законами. Дышать в городах уже нечем. Вас что, устраивает такая ситуация? То есть скоро один асфальт будет, и ничего больше у нас не будет, никаких там зон. Может быть, всё-таки посмотреть этот законопроект и пресечь такие незаконные моменты? Не в таком варианте, так, может, с вашими предложениями в другом, но как-то останавливать надо. МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, Владимир Николаевич, вы абсолютно правы. Меня такая ситуация абсолютно не устраивает. Мы говорили, что к 80-му году мы будем жить при коммунизме, мы говорили, что к 2000 году всех обеспечим жильём, но давайте хоть сейчас дадим возможность людям жить по-человечески. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горькова от ЛДПР. Пожалуйста. ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Петрович, и всё-таки я ещё раз возвращусь к этому вопросу. Вот если сегодня недобросовестный строитель вместо двух деревьев вырубил двести (на территории поселения, сельского, городского - неважно), кто же сегодня должен привлечь его к ответственности? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, у нас есть даже информация о том, в каких субъектах Российской Федерации уже установлены такие виды ответственности, за повреждение зеленых насаждений. Ну вот даже в городе Москве есть соответствующий закон, есть соответствующие санкции, в том же Санкт-Петербурге - ну, я беру крупные города. Есть и другие города и субъекты, где установлена именно эта ответственность. И поэтому в Алтайском крае... Ну, они мне позвонили, конечно, они знают нашу позицию, и когда я им объяснил наш подход, они с ним полностью согласились. Я думаю, что сейчас, получив ещё и нашу стенограмму, наши материалы, они разберутся в ситуации и примут соответствующее решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, вы прекрасно знаете, что законы, которые принимаются в субъектах Федерации, не должны противоречить федеральным. Как вы думаете, почему обращается к нам Алтайское краевое Законодательное Собрание? Они что, неграмотные, не понимают, что сами это могут сделать? Или просто они понимают, что нельзя в разных регионах придумывать своё, не имея федерального закона? А вопрос очень важный. И на первую часть вопроса Федоткина я как-то даже не поняла, как вы ответили. Если бы до 2000 года компартия была, может, уже и было бы жильё. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, вы знаете, когда мы рассматриваем вот такие вопросы у себя, довольно часто мы сталкиваемся с такой тенденцией, что субъекты Российской Федерации, бывает, на пробу дают инициативу - пройдёт или не пройдёт. Точно так же, как вот, скажем, мы этот подход применяем в Государственной Думе. Заметьте, бывают одни и те же авторы по одной и той же теме вносят сразу несколько законопроектов, и мы пытаемся выбрать - а какой? То есть и авторы мечутся в этой ситуации... Точно так же и здесь вот такая ситуация. Поэтому мы нисколько, в общем-то, здесь не насторожены и не удивляемся этому. Ну хорошо, решили проверить местные законодатели себя, вот как поведёт себя федеральный законодатель. Проверят - ну что ж, так делать дальше не будем, будем делать так, как сегодня предписано в статье 1.3 Кодекса об административных правонарушениях. Здесь же тоже всё написано, что относится к ведению субъекта Российской Федерации. Пункт 1 прямо об этом говорит, прямо в кодексе, что это к их ведению относится. Вот и всё, и тут ничего придумывать просто не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Любовь Константиновна. Александр Петрович, и всё же в скольких субъектах Федерации вот такой закон принят и действует? МОСКАЛЕЦ А. П. По нашей информации, в двадцати восьми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Коллеги, я хочу вам предложить сегодня рассмотреть протокольные поручения, потому что мы уходим на рабочую неделю в округа. Поэтому давайте, может быть, определимся с выступлениями по следующим законопроектам, которые все идут на отклонение. Если мы хотим сегодня рассмотреть протокольные поручения, давайте в 17.30 закончим обсуждение повестки и начнём обсуждение протокольных поручений, если нет, тогда давайте по полной программе обсуждать предложенные комитетами на отклонение законопроекты. Какие у вас мнения? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В 17.30... А, всю повестку пройти? Садитесь сюда, такие умные. Так, вот от КПРФ два человека... Давайте, может быть, по одному от фракции дадим высказаться? Не будет возражений? Кто от фракции КПРФ - Рябов или Плетнёва? Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На первый взгляд, действительно, в общем-то, законопроект не очень важный по сравнению с предыдущим, может быть, пустячный. Но мы же заострили внимание присутствующих в зале на том, что действительно происходит сейчас в городах, посёлках. Мне недавно пришлось быть в лесной зоне, это сельское поселение. И вы знаете, я зашла в лес - там уже просто невозможно. Что вообще творится у нас с нашим богатством - лесом?! Вырубают как попало, вывозят, грязь кругом, невозможно просто в лес войти уже. Точно так же - в городские парки и насаждения, в лесополосы. Может быть, это от безысходности люди в последнее время, когда очень дорого стоило вот это всё наше топливо, вырубали, а может быть, просто оттого, что, вот как говорит Александр Петрович, жить по-человечески захотелось, ну вот по-человечески: чего хочу, то и делаю, зачем мне какие-то там законы и прочее? Поэтому ну не просто так Алтайское краевое Законодательное Собрание к нам обратилось. Да, безусловно, можно ввести административное наказание на местах, но каждый, наверное, думает... Вот я присутствую на заседаниях в областной Думе, всегда слышу только одно: это вы там, вы там вон не принимали, вы там вот это так приняли, поэтому и мы тоже вот так. Действительно, многие проявляют самостоятельность, а многие ждут, как будет реагировать на это федеральное законодательное собрание, и они тогда будут принимать в соответствии в этим, так как по Конституции они обязаны законы принимать не противоречащие федеральным. Но если вот то, что мы сегодня здесь говорим об этой инициативе, послушали бы законодательные собрания, они сказали бы: оказывается, вообще жить по-человечески - это хорошо, сейчас ничего не надо делать. Поэтому наша фракция будет голосовать за этот законопроект, и я не считаю, что защита зелёных насаждений... Это единственное место, где отдыхали наши горожане, их становится всё меньше, меньше и меньше. Я здесь, в Москве, с первой Думы, езжу в Митино - там уже вообще ни одного зелёного насаждения, их вообще уже нет, одни дороги, мосты страшные через улицы, и больше ничего нет. Мало того, ведь даже не люди их портят, это уже власть начинает делать так, думая, как бы проехать. Из Москвы сделали уже не знаю что, в других городах происходит то же самое. А если будет ещё каждый предприниматель, который вздумал себе найти хороший участок земли и построить элитное жильё... Ведь мы же уже говорили о том, что и дома жгут в центрах городов, и насаждения убирают, выкорчёвывают всё. У нас в Тамбове построили переход через улицу. Чего там строить было переход, закапывать туда миллионы, когда у нас народу-то, господи, в городе всего ничего?! Так нет, они построили этот переход. Для чего? Не знаю. И вырубили огромные красивые голубые ели на одной из улиц, для того чтобы машины могли в объезд там проезжать. Но это же ужас просто! Поэтому мы не просто так говорим, лишь бы чего-нибудь сказать по закону, мы считаем, что это очень важный законопроект, который сегодня вот так, шутя, предложил отклонить человек, который очень хорошо знает законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горькова Ирина Петровна, пожалуйста. ГОРЬКОВА И. П. Уважаемые коллеги, законопроект, который предлагает Алтайское краевое Законодательное Собрание, мне также кажется очень важным. В первую очередь он связан с тем, что на сегодня в органах местного самоуправления отсутствуют контрольные органы, которые реально должны наблюдать за тем, как сажают, как вырубают эти самые зелёные насаждения. Эти полномочия переданы в региональные, в областные управления, вот там у них есть именно контрольные управления, которые следят за вот этими вопросами. Но, к сожалению, на сегодня такое количество людей работает в этих контрольных управлениях, в лесном контроле, что они в состоянии следить только за гослесфондом, за особо охраняемыми территориями, и в действительности на территории наших сельских районов, городских поселений, городских округов никто этим вопросом не занимается и заниматься практически не в состоянии. Так вот тут, я думаю, Александр Петрович, вы, как человек действительно крайне опытный, можете подсказать Алтайскому краевому Законодательному Собранию, что вот эту проблему можно решить только в комплексе, как внося изменения в Кодекс об административных правонарушениях, так и внося данные изменения в 131-й закон и передавая эти полномочия органам местного самоуправления, включая также в их полномочия. Вот так, в комплексе, этот вопрос можно решить. К чему как бы клонят наши коллеги из Алтайского краевого Законодательного Собрания? Что, если это будет в федеральном законодательстве? Тогда, если не успела администрация, не углядела, даже простой участковый, увидев, что дерево срубили, что-то сделали, и то сможет виновных наказать. На сегодня получается так, что, если администрация какого-либо поселения увидит нарушение, она должна, соответственно, обратиться в орган областной, который осуществляет контроль, и если у того найдутся свободные сотрудники, возникнет желание, найдётся время у сотрудников этого органа либо инспекторов, то тогда какие-то действия, меры будут предприняты. Но, как правило, это бывает только в случае уже каких-то просто грубейших нарушений, если действительно идёт какая-то большая-большая стройка и там много-много вырубили. В других случаях наблюдается вялотекущий процесс. И к сожалению, приходится также признать, что... Действительно, многие из нас имеют какие-то большие или небольшие, неважно, земельные участки, на которых есть зелёные насаждения. Так вот, сегодня для обыкновенного гражданина, если на участке старое дерево и его надо срубить, проблема получить разрешение, как, собственно, и для администрации проблема проконтролировать, а действительно ли нужно было рубить это дерево, а действительно ли это так и есть. И поэтому, конечно же, сегодня существует проблема именно с вырубкой зелёных насаждений, и я думаю, что не суть тут, что такое зелёные насаждения, или лесные насаждения, или какие-то другие, конечно, в законе при желании это можно и нужно и учесть, и расшифровать, и объяснить. Главное - понять, что сегодня в отношении наших зелёных насаждений (мне, честно говоря, больше импонирует вот это название) абсолютно бесконтрольная ситуация, происходят абсолютно бесконтрольные вырубки, и в первую очередь именно в глубинке. Я согласна здесь, что всё-таки, может быть... В Москве, Санкт-Петербурге и, как вы говорили, ещё в двадцати восьми субъектах (всего лишь в двадцати восьми субъектах!) приняты такие законодательные акты и созданы вот эти контролирующие органы, а во всех остальных этого нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все, кто хотел выступить, выступили. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет. Заключительное слово не требуется? Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. Включите микрофон. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты Плетнёва и Горькова, я хочу предостеречь вас от большой правовой ошибки: вы просто ошибаетесь, полагая, что зелёные насаждения - это и есть лесные насаждения. Это совершенно разные вещи. И за незаконную рубку или повреждение лесных насаждений (если кто-то лес рубит или чего-то такое делает) уже установлена федеральным законодательством как административная, так и уголовная ответственность. Административная - здесь вообще штраф до 150 тысяч рублей с конфискацией орудий административного правонарушения, санкция вполне достаточная, а зелёные насаждения - это совершенно не то, о чём вы сегодня говорили в своих выступлениях, это кустарники в населённых пунктах, в городах, на территории поселений и тому подобное, и это регулируется только в режиме нормативных актов субъекта Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за принятие его в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 24 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 128 чел. Не голосовало 322 чел.71,6% Результат: не принято Не принято.