Заседание № 151
11.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 325494-6 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (по вопросу о маркировке мяса и мясной продукции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1710 по 2111 из 4276
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Михаил Владимирович Дегтярёв, пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, патриотизм - это не только поддержка русских в Крыму и на Украине, но и поддержка российской колбасы, как это ни странно звучит. Законопроект направлен на то, чтобы обязать производителей отечественных колбасных изделий и других мясопродуктов указывать для потребителя страну происхождения ингредиентов. По опросам фонда "Общественное мнение", 70 процентов наших граждан хотят покупать отечественную продукцию и хотят при этом знать, из чего производится то или иное изделие. На сегодняшний день производители не обязаны сообщать потребителям о том, откуда мясо. Общеизвестно, что мясо, которое используют отечественные мясопереработчики, и птица в том числе, - зарубежного происхождения, начиная от Австралии и заканчивая Аргентиной. Законопроект направлен на то, чтобы поддержать неценовыми способами отечественного производителя мяса, птицы и мясных ингредиентов. Непонятно, почему правительство подготовило отрицательный отзыв и почему не поддержан законопроект в комитете, ведь он очевидно направлен на то, чтобы поддержать и нас, потребителей, и отечественных производителей, и никоим образом не ущемляет ничьи права, он лишь предлагает раскрывать информацию, поэтому я приглашаю всех депутатов поддержать этот законопроект. Граждане имеют право знать, из чего делают колбасу, потому что сегодня, если колбаса произведена на отечественном заводе, это не означает, что она из российского сырья, точнее, из мяса животных или птицы, выращенных в России, - есть большая доля вероятности, что нет, и это в кулуарах тоже известно: ингредиенты поставляются из всех стран мира. А в рамках ВТО мы вообще потеряли любые инструменты влияния в этой отрасли, поэтому не ценовые, а вот такие оригинальные, опирающиеся на интересы потребителя методы востребованы сегодня, об этом вам скажет любой, кто выращивает и крупный рогатый скот, и свиней, и птицу. Ещё раз повторяю то, с чего начал: патриотизм - это не только поддержка русского народа в Крыму и на Украине, это в первую очередь поддержка отечественного производителя во всех отраслях, поэтому прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Салия Шарифьяновна Мурзабаева, пожалуйста. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже сказал основной докладчик и автор данного законопроекта, он разработан в целях защиты прав потребителей и доведения до их сведения более полной информации о компонентах находящейся в продаже мясной продукции. Комитет Государственной Думы по охране здоровья обращает внимание автора на то, что требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. Так, в частности, решением Комиссии Таможенного союза утверждён технический регламент "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с которым дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Решением Комиссии Таможенного союза утверждён также технический регламент "Пищевая продукция в части её маркировки", где установлены чёткие требования к составу пищевой продукции, её маркировке и способам доведения информации до потребителя. Информирую, что решением Совета Евразийской экономической комиссии принят дополнительно технический регламент "О безопасности мяса и мясной продукции", который вступит в силу с 1 мая 2014 года, где установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Внесение изменений в указанные наднациональные нормативные правовые акты и другие какие-то дополнения, безусловно, возможны только по решению Комиссии Таможенного союза. С учётом изложенного и с учётом того, что с 1 мая 2014 года вступает в силу новый технический регламент, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает предложенный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и рекомендует его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Салия Шарифьяновна, спасибо за ваше пояснение, но я хотел бы ещё услышать: мы теперь что, не можем никаких самостоятельных решений принимать по тем же техническим регламентам, принял Таможенный союз - и будь здоров?! Действительно, разглядеть что-либо на упаковке мясопродукта, в частности даже дату, без какого-то увеличительного аппарата типа лупы невозможно, я уж не говорю о том, чтобы прочитать, какие компоненты наполняют мясные или колбасные изделия. Вот поясните, пожалуйста: мы стали совсем несамостоятельным государством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Салия Шарифьяновна Мурзабаева. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Уважаемый Николай Фёдорович, как я уже пояснила, в пятницу мы аналогичный законопроект рассматривали. Мы с вами сейчас работаем в рамках Таможенного союза, и все страны, которые входят в Таможенный союз, работают в рамках технических регламентов, которые принимаются на уровне стран, государств, входящих в Таможенный союз. Если у нас с вами есть предложения по изменению техтребований, регламента и так далее, мы можем - я абсолютно согласна с вами, Николай Фёдорович, - проработать их на уровне своего государства, страны и выйти с инициативой для внесения изменений в наднациональные нормативные акты. Любая инициатива будет поддержана, если на уровне своей страны и других государств, входящих в Таможенный союз, мы найдём согласие и взаимопонимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. К Салие Шарифьяновне у меня вопрос. Вы знаете, всё, что мы принимаем в рамках Таможенного союза, безусловно, правильно, но мои избиратели-селяне дали мне такое задание. Сейчас у нас строится очень много откормочных комбинатов, новых свиноферм и так далее, но в связи с этим в близлежащих сёлах жителям запрещается держать своих поросят, а если там птицефабрика, то своих кур. Вы понимаете, что мы творим, вообще?! Рассматривали Комитет по охране здоровья, Комитет по аграрным вопросам вот эти вопросы? Будут ли они когда-нибудь рассматриваться? Это же очень важно: мы уничтожаем то поголовье, которое всегда на селе кормило население! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, это не относится к данному законопроекту, но я дам слово Салие Шарифьяновне. Пожалуйста. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемая Тамара Васильевна, безусловно, это не касается норм этого законопроекта, но это очень большая проблема, которую необходимо рассматривать, как вы и подсказали, на уровне нескольких комитетов - комитетов по промышленности и предпринимательству и, безусловно, Комитета по аграрным вопросам, а мы, Комитет по охране здоровья, если будет такая инициатива в плане оценки качества продукции и его влияния на состояние здоровья человека, примем участие как соисполнители. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Владимирович, я поддержу ваш законопроект, считаю, что он своевременный и правильный, может, даже уже опаздывает, но, мне кажется, вы оптимист - вы, наверное, думаете, что во всех мясных продуктах есть мясо. Не считаете ли вы, что ко второму чтению можно доработать ваш законопроект, добавить требование, чтобы на упаковках сосисок, сарделек, колбас указывали состав, например, 1 процент мяса, 99 процентов сои или 5 процентов мяса, 90 процентов манки? То есть чтобы не только было указано откуда, из какой страны ингредиенты, это надо оставить, я согласен, но и давалась информация вообще обо всём, что входит в эти сосиски, сардельки. А то кошки не едят, а мы едим - что, мы хуже их?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемый Владимир Николаевич, судя по всему, мы обратимся и с этим предложением уже в институты Таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. На самом деле очень актуальный законопроект: сегодня только свинины ежегодно завозится в Российскую Федерацию 2 миллиона 600 тысяч тонн, а этим законом можно поддержать отечественных товаропроизводителей, которые готовы производить, но сейчас им это делать невыгодно. У меня вопрос к Михаилу Владимировичу. Сегодня комитет говорит о противоречиях законодательного характера, которые, с точки зрения комитета, невозможно преодолеть. Как вы считаете, как можно всё-таки учесть те доводы, которые приводит комитет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Технически, конечно, мы подготовим соответствующие предложения вместе с Комитетом по охране здоровья, а в глобальном плане нужно создавать единое государство и парламент стран Таможенного союза, и там мы с вами будем решать всё и защищать наших, отечественных производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Михаилу Владимировичу. Михаил Владимирович, правильно ли я понимаю, что ваш законопроект имеет отношение не к особенностям производства мясных изделий в странах Таможенного союза, не к способу декларирования наименований этих изделий, а именно к информированию покупателей о конкретном продукте, который они намереваются купить в торговых сетях на территории Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Вы абсолютно правы, главная задача - проинформировать потребителя, для этого надо указывать на упаковке мясных продуктов ингредиенты, страны их происхождения, если несколько стран, то указывать процентное соотношение, допустим, кенгурятина из Австралии - 70 процентов, говядина из Аргентины - 20 процентов и 10 процентов - подмосковная, наша говядина, чтобы всё было по-честному. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Разиет Хамедовна Натхо, пожалуйста. НАТХО Р. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, в связи с представленным законопроектом "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в части маркировки мяса и мясной продукции) фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает следующее. Требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации действительно установлены наднациональными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза, которые в этой части вступили в силу с 1 июля 2013 года. Также напоминаю, что с 1 мая 2014 года вступит в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции, что предлагается и данным законопроектом. Учитывая, что внесение изменений в указанные наднациональные нормативные правовые акты возможно только решением Комиссии Таможенного союза, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает всех проголосовать за отклонение данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Львович Резник. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, будем уповать, конечно, на технический регламент Таможенного союза, но надо иметь в виду, что проблема всё-таки есть, и проблема эта очень серьёзная. Я могу сослаться на свой родной Хабаровский край. Мы потребляем где-то 80 тысяч тонн мяса, своего производим 18 тысяч тонн, ещё почти столько же, где-то 20 тысяч тонн, внутри страны закупаем, а остальное должны завозить из других стран. Мы получаем лицензию на закупку мясной продукции в Австралии, в Новой Зеландии - представляете, что такое привезти мясо на Дальний Восток, за тридевять земель?! Поэтому эта проблема решается очень просто: мясо идёт к нам из Китая. Какого качества мясо? Вот недавно я получил документы: задержали в Приморском крае состав, в котором было 10 тысяч тонн мяса; по таможенным документам значилось, что это технический свиной жир, - и пропустили и пограничники, и таможенники! Правоохранители перехватили этот состав. Оказалось, что большая часть этого мяса отравлена ртутью, и всё это, эта гадость, если бы не перехватили, пошло бы на колбасу, поступило бы в пищу. Я, естественно, буду голосовать так, как будет голосовать моя фракция, но надо иметь в виду, что это очень серьёзная проблема, и надо как-то обязать нашу таможню исполнять требования, которые наверняка прописаны грамотно, правильно, и проявлять определённую бдительность, пропуская такую продукцию через границу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемые коллеги, давайте зададим себе вопрос: о чём данный законопроект? Данный законопроект об информировании покупателей в момент совершения покупки о предмете покупки. Данный законопроект не затрагивает вопросы организации производства мясной продукции на территории стран Таможенного союза, данный законопроект никоим образом не затрагивает прерогативы Комиссии Таможенного союза в части разработки всевозможных технических регламентов в отношении производства так называемых колбасных изделий. Сегодня Таможенный союз единообразно вырабатывает для нас целый ряд стандартов, и мы доверяем Таможенному союзу, однако данный законопроект касается совершенно другого аспекта. Странно, что целый комитет Государственной Думы, рассматривая данный законопроект, не потрудился разобраться в предмете регулирования. На мой взгляд, необходимо сейчас, на пленарном заседании палаты разобраться в конкретном предмете законодательной инициативы. А предмет законодательной инициативы именно в том, чтобы информировать покупателей в Российской Федерации, что конкретно они покупают, приобретая ту или иную мясную продукцию. Уверяю вас, ни в одном документе Таможенного союза не описано, какого размера должен быть ценник на так называемой колбасе, должно ли слово "колбаса" писаться через "а" или через "о" и достаточное ли количество букв в русском или в языке иной страны Таможенного союза для обозначения того или иного вида мясной продукции, которая продаётся, лежит на прилавках в Российской Федерации. Так вот вопросы о том, колбаса это или вырезка, писать через "а" или через "о", как раз регламентируются российским законодательством, в том числе и законом о русском языке. Когда мы с вами рассматриваем данный законопроект, мы должны совершенно абстрагироваться от требований Таможенного союза. Мы должны полностью сохранить - и она сохраняется - компетенцию Таможенного союза, но мы с вами говорим о том, что граждане России должны знать, что они едят, мясо каких животных и в какой пропорции им предлагается приобрести в составе той или иной мясной продукции. Расскажу вам, что во Франции... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ШИНГАРКИН М. А. ...что во Франции всего лишь год назад была жесточайшая дискуссия на предмет того, можно ли делать сыр бри из пастеризованного молока. Напомню, есть легенда о том, что, когда Карл Великий попробовал сыр бри, он сказал, что ради этого и стоило создавать Франкское королевство. Так вот, когда наши соседи по материку саморегулируются, скажем так, в таких элегантных вещах, нам недостаточно полагаться только на мясопроизводителей, мы должны защищать права и свободы наших потребителей, в частности право на выбор именно той продукции, которую они считают приемлемой для приобретения в целях пропитания и сохранения жизни и здоровья. Уверяю вас, если бы мы имели возможность читать подробную информацию на упаковке наших продуктов питания, то могли бы поститься не только в Великий пост, а в гораздо большее число дней календаря, таким образом мы не только защитили бы здоровье граждан, но и изменили бы конкурентность на наших внутренних рынках. Пройдёт немного времени, и нам придётся решать эти задачи, потому что сегодня питание наших граждан организовано таким образом, что самые большие доходы от поставок продукции в Россию поступают в иностранные сельскохозяйственные корпорации. Сегодня вам предлагается рассмотреть - и я вас убеждаю принять - закон, который позволит честно информировать российского покупателя о том, что конкретно он покупает, приобретая мясные продукты в российских магазинах. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Я постараюсь выступить покороче. Фракция КПРФ проголосует за данный законопроект. Мы считаем, что Комитет по охране здоровья не прав, предлагая отклонить этот законопроект. Вот только что от "ЕДИНОЙ РОССИИ" Борис Львович выступал, сказал, что проблем очень много, и привёл конкретный пример по Хабаровску. Сказать, что проблем здесь много, - это ещё ничего не сказать. Действительно, сегодня наши граждане, и мы в том числе, покупают, даже не понимая что. Я только что, задавая вопрос, подчеркнул, что разобраться в том, что мелко-мелко изложено на наклейке, без увеличительных приборов вообще невозможно, и, соответственно, в регламенте, конечно, должны быть строго указаны размеры цифр и букв, характер информации, содержащейся на этикетке, это нужно туда внести. И правильно Владимир Николаевич Федоткин подчеркнул, что нужно указывать не только откуда мясо, но и какой состав продукта: сколько мяса, сколько сои, сколько других компонентов. И я хочу спросить: что нам мешает, вообще, принять внутренний регламент в отношении обозначения состава продукции в дополнение к регламенту Таможенного союза? Вот это мне непонятно. В регламенте Таможенного союза выдвигаются свои требования, да, они должны быть выполнены, эта информация должна быть указана на продукте, а наши требования - это дополнение, эти регламенты будут друг друга дополнять, с тем чтобы выполнялись как внутренние требования, так и требования Таможенного союза. Это только расширит информационное поле для покупателя и действительно снимет назревшую проблему, когда, приобретая в торговой сети продукт, порой не видишь на изделии даже даты выпуска. Давайте мы примем законопроект в первом чтении, а ко второму чтению доработаем, внесём необходимые поправки с учётом тех предложений, которые были высказаны на этом заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв, будете выступать? Нет. Салия Шарифьяновна Мурзабаева, пожалуйста. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот Максим Андреевич дал информацию в отношении того, что в разработанном законопроекте в основном речь идёт о качестве продукции, на самом деле данным законопроектом как раз вносятся предложения об информировании населения путём нанесения маркировки на продукцию, а маркировка любой пищевой продукции, как уже было отмечено в моём выступлении, - это прерогатива технического регламента. Мы, конечно, все согласны, что качество и безопасность продукции, тем более пищевой продукции, должны находиться на контроле в каждой стране, но вопросы, регламентирующие маркировку пищевой продукции, сведения о том, из какой страны, какой состав и так далее, - это прерогатива технического регламента. Конечно, и надзорных органов, Роспотребнадзора, и Закона "О защите прав потребителей", где всё прописано, и регламентов - всего этого на сегодня, мы считаем, вполне достаточно, а что касается тех замечаний, которые сейчас нашими коллегами высказывались, давайте вместе подумаем, что ещё нам необходимо сделать, какие необходимо ставить требования, чтобы Роспотребнадзор, ветеринарный надзор, другие надзорные органы тоже могли внести коррективы в свои нормативные акты. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3209 по 3226 из 4276
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 27 сек.) Проголосовало за 188 чел.41,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел.58,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 150
28.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 325494-6 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (по вопросу о маркировке мяса и мясной продукции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6223 по 6437 из 6937
Коллеги, 29-й вопрос рассмотрим несколько позже, а пока 30-й вопрос повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! К сожалению, в конце дня трудно уже воспринимается информация, да и депутатов не так много в зале, но я прошу с определённым вниманием отнестись к тому, о чём я сейчас буду говорить, потому как независимо от того, какова будет судьба законопроекта, та информация, которая будет изложена сейчас в ходе его представления, полезна каждому из нас и, может быть, правильный анализ и соответствующие выводы из этого позволят кому-то сохранить здоровье и продлить жизнь. Прежде чем подойти к сути законопроекта, я задам несколько риторических вопросов в качестве лирического отступления. Практически каждый день мы заходим в продуктовый магазин, а задумывались ли вы, вообще, о том, из чего состоят те продукты, которые лежат на полках? И обращаете ли вы внимание на состав, на те ингредиенты, которые в них входят? Очевидно, что подавляющее большинство этого, конечно, не делает. И даже если есть желание посмотреть, входит ли тот или иной краситель, усилитель вкуса, какой-то иной химический элемент в состав того или иного продукта, иногда просто невозможно это сделать, хотя наша законодательная база обязывает производителей информировать об этом покупателя. Как они избегают этого, на какие уловки идут? Ну, на розовом фоне красным цветом мелко что-то напишут, и ничего понять невозможно без специальных увеличительных приборов. Другой вопрос: как вы думаете, а почему дети так любят чипсы, гамбургеры, картошку фри, пиццу, сосиски и прочее? Потому что вкусно. А ловили ли вы себя хоть раз на мысли, проходя, например, около Макдональдса, зная, что пища оттуда крайне вредна, как вкусно пахнет и как хотелось бы съесть, к примеру, гамбургер? Наверняка такая мысль у кого-то была. Ответом на все эти риторические вопросы является наличие в продуктах такого усилителя вкуса, как глутамат натрия. Мы во фракции ЛДПР рассматриваем его, разделяя позицию многих специалистов, как лёгкий наркотик: он формирует в человеке определённую зависимость, но самое главное, что при постоянном употреблении пищу, которая содержит глутамат натрия, у человека вырабатывается не просто привыкание, а отвращение к нормальной, здоровой еде, он просто перестаёт её есть. И сегодня у детей из-за того, что они всё больше и больше употребляют продукты питания с глутаматом натрия, вообще отсутствует желание употреблять нормальную, здоровую пищу, и это большая проблема для родителей. Теперь я объясню, почему глутамат натрия создаёт такую зависимость и делает продукт таким вкусным. Плоскость языка в зависимости от зоны воспринимает четыре вкуса: кислое, сладкое, острое и солёное; есть ещё и пятый вкус, который также языком воспринимается, причём воспринимается всей плоскостью языка, - на русском языке у него нет названия - так вот как раз глутамат натрия и воздействует на всю плоскость языка, провоцирует работу головного мозга таким образом, что начинает возбуждаться центр удовольствия. Когда мы внесли законопроект, мы тут же породили широкую дискуссию: кто-то говорил, что это безвредно, кто-то говорил, что мы правы. Я напомню, около года назад главному санитарному врачу Онищенко, когда он приходил к нам для доклада одного из законопроектов, мы неожиданно задали вопрос по поводу глутамата натрия. Он сначала резко отреагировал, сказав, что, действительно, есть определённый негатив, а именно изменяется эндокринная система, вызывая ожирение, но потом добавил, что они подробно в письменном виде ответят. Ну, и в письменном виде нам ответили - привели, как обычно, какие-то непонятные данные статистики, сказав, что мировая исследовательская практика не подтверждает какой-либо вред. На самом деле в некоторых странах давно озаботились этой проблемой: ставили опыты на крысах - и крысы теряли зрение, у них поражались внутренние органы, наступало ожирение и терялась репродуктивная функция. Поэтому очевидно, что наличие такого вредного вещества, как глутамат натрия, вредно для нашего организма. И мы должны понимать, насколько это масштабно в рамках всей планеты: бизнесменам использовать глутамат натрия выгодно, рентабельно для развития своего бизнеса. Вот вам простой бытовой пример. Если взять парное мясо, которое стоит, например, 300 рублей за килограмм, и из него приготовить блюдо и для сравнения взять трижды замороженное, привезённое из другой страны мясо и из него приготовить то же блюдо, но добавить туда усилитель вкуса глутамат натрия, то вы увидите, что спрос на продукцию, изготовленную из замороженного, некачественного сырья, будет гораздо выше, потому что эта продукция кажется вкуснее. Бизнес заинтересован, используя низкокачественное сырьё, продвигать свою продукцию, а мы должны понимать, что, приобретая продукцию, которая содержит усилитель вкуса глутамат натрия Е621, мы ценой своей жизни помогаем развивать бизнес вот таким товарищам. Полностью запретить использование глутамата натрия на территории России сегодня нереально в рамках действующего законодательства, учитывая, что у нас Таможенный союз, а эти вопросы регулируются как раз законодательством, нормами Таможенного союза, но проинформировать покупателей о том, содержится усилитель вкуса Е621 или не содержится в той или иной продукции, в наших силах, поэтому мы и внесли проект закона, который направлен только лишь на информирование. Есть люди, которые с удовольствием это едят, есть люди, которые говорят, что это абсолютно безвредно и можно есть ложками, - пожалуйста, имеете право, идите покупайте эту продукцию. Но те, кто не хочет такую продукцию приобретать, должны видеть, что продукт питания содержит усилитель вкуса Е621. Это должна быть яркая, чёткая, ясная надпись, для того чтобы любой покупатель, который пришёл в магазин, мог сразу отделить то, что он хочет, от того, чего он не хочет. Смысл закона - это информирование. Учитывая, что в данном случае речь идёт о внесении изменений в закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", мы просим поддержать наш законопроект, для того чтобы наши граждане при покупке тех или иных продуктов имели возможность получить достоверную информацию о том, что они покупают. А вас призываю - вот предстоят праздники, - когда будете посещать в очередной раз продуктовый магазин, просто ради интереса посмотрите, что входит в состав продуктов: все вкусные вещи, все полуфабрикаты или готовые к употреблению продукты, консервы, - они все напичканы усилителями вкуса, они вкусные, но вредные. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Салия Шарифьяновна Мурзабаева. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемый Ярослав Евгеньевич! Комитет по охране здоровья, безусловно, разделяет тревогу авторов законопроекта в отношении неконтролируемого употребления пищевых продуктов, содержащих глутамат натрия. Глутамат натрия является солью лекарственного средства - глутаминовой аминокислоты, которая имеет регламентированные режимы дозирования и при недозированном потреблении, как уже сказал Ярослав Евгеньевич, при неконтролируемой дозе может повлиять на состояние здоровья человека, вызвать впоследствии какие-то побочные эффекты. В связи с этим мы разделяем тревогу авторов и считаем, что проблема чрезвычайно актуальная, но мне хотелось бы изложить причины того, почему сегодня правовая ситуация не позволяет поддержать внесение предложенных законопроектом изменений в федеральное законодательство. В соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии сфера использования пищевых добавок регулируется техническими регламентами Таможенного союза. Так, есть Технический регламент "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", в рамках которого глутамат натрия включён в Перечень пищевых добавок, разрешённых для применения при производстве пищевых продуктов. Кроме этого, данным техническим регламентом установлены гигиенические нормативы применения глутамата натрия. Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации установлено, что стороны соглашения обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, без предъявления дополнительных требований к такой продукции. Таким образом, в настоящий момент требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. В частности, решением Комиссии Таможенного союза утверждён Технический регламент "О безопасности пищевой продукции", который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с указанным техническим регламентом дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. В соответствии с этим регламентом также решением Комиссии Таможенного союза утверждён Технический регламент "Пищевая продукция в части её маркировки", которым установлены требования к составу пищевой продукции, её маркировке и способам доведения до потребителя. Таким образом, уважаемый Ярослав Евгеньевич, предложения авторов законопроекта могут быть реализованы только путём внесения изменений в указанные наднациональные нормативные акты. Мы ещё раз подчёркиваем актуальность изложенной авторами законопроекта проблемы, поддерживаем в целом концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", но Комитет Государственной Думы по охране здоровья с учётом перечисленных юридико-технических обстоятельств, которые препятствуют реализации указанной законодательной инициативы, к сожалению, рекомендует его отклонить. Для того чтобы реализовать концепцию, нужно работать уже с наднациональными нормативными актами на уровне Правительства Российской Федерации. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Валентинович Свиридов, пожалуйста. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Салия Шарифьяновна, скажите, пожалуйста, - мы постоянно слышим в выступлениях представителей комитета, вы много раз повторили, что разделяете озабоченность, потому что на самом деле проблема существует, - так что всё-таки со своей стороны комитет предпринимает, какие шаги? Обратился ли он уже в правительство, обратился ли он в комиссию, которую вы назвали, с предложениями? На самом деле нужно принимать меры, и не только по глутамату натрия, у нас огромное количество добавок, информацию о которых, я считаю, нужно в первую очередь выносить просто на каждую этикетку вместо всяких картинок сопутствующих или изображений лейбла производителя. Нужно указывать, что продукт содержит глутамат натрия и все так называемые "ешки", которые могут быть вредны, потому что то, что на этикетках обозначают, рассмотреть можно только через огромную лупу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Салия Шарифьяновна Мурзабаева. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Спасибо за вопрос. Безусловно, инициатива авторов законопроекта нас спровоцировала, скажем так, простимулировала нас к тому, чтобы совершенствовать совместную работу с Правительством Российской Федерации и с Таможенным союзом, мы уже обсудили с авторами законопроекта нашу дальнейшую совместную работу по решению этого вопроса. Я сказала, что большинство вопросов уже решены, но отдельные аспекты этой проблемы... на самом деле актуален вопрос внесения дополнительных коррективов в существующий технический регламент. Эта работа ведётся постоянно, и не только по глутамату натрия, мы работаем над вопросом внесения изменений и дополнений и разработки нового технического регламента в целом, но в основном на уровне национального законодательства, а вот эта законодательная инициатива нас как бы стимулирует, подстёгивает к тому, чтобы мы через Правительство Российской Федерации выходили уже на уровень взаимодействия с другими государствами для совместного решения этого вопроса в рамках Таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6448 по 6465 из 6937
Кто хотел бы выступить по законопроекту? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 45 сек.) Проголосовало за 181 чел.40,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 183 чел. Не голосовало 267 чел.59,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.