Заседание № 50

01.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 325475-3 "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (дополнение статьей 18-1 "Миссионерская деятельность религиозных организаций").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1932 по 2096 из 2597
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в главу III      
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".           
Докладчик - также представитель Законодательного Собрания Краснодарского края   
наш депутат Галина Степановна Дорошенко.                                        
                                                                                
ДОРОШЕНКО Г. С. Уважаемые коллеги, законопроект также касается миссионерской    
деятельности, он направлен на упорядочение миссионерской деятельности           
религиозных объединений, дает определение понятия "миссионерская                
деятельность". В законопроекте устанавливается, что порядок осуществления       
миссионерской деятельности религиозными объединениями на территории субъекта    
Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
На законопроект также имеются отрицательные заключения правительства,           
Правового управления и профильного комитета. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Степановна.                               
                                                                                
Содоклад Сергея Владимировича Житинкина. Тоже с места.                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ЖИТИНКИН С. В. Борис Вячеславович, частично я уже доложил, на самом деле        
законопроекты похожи. Хочу только добавить, что на законопроект получено        
отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, где сказано:       
указанный законопроект содержит нормы, устанавливающие, что деятельность        
местных религиозных организаций осуществляется исключительно на пожертвования   
членов этих организаций, а это противоречит части 1 статьи 28, статье 30 и      
статье 55 Конституции Российской Федерации.                                     
                                                                                
А также хочу для коллег добавить: при комитете работает экспертный совет,       
куда помимо специалистов в области права входят представители традиционных      
религиозных конфессий, и заключение экспертного совета на этот законопроект     
также отрицательное. Спасибо.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить?   
Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, прозвучало много доводов за, и были            
выступления против этого закона. Я не хочу повторять те аргументы, которые      
приводил при рассмотрении первого из доложенных законопроектов. Хочу            
добавить, что, по нашему мнению, то, что порядок осуществления миссионерской    
деятельности религиозных объединений на территории субъекта Российской          
Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации, - вот   
эта норма ничем не противоречит ни духу, ни букве всего закона в целом,         
потому что здесь не написано, что это правило относится к Краснодарскому краю   
или Республике Адыгея. Оно относится к любому субъекту Российской Федерации,    
то есть, соответственно, так сказать, закон имеет силу на любой территории      
Российской Федерации, но если у какого-то субъекта есть проблемы в связи с      
этим, - пожалуйста, он в рамках общефедерального закона может использовать      
свое право и устанавливать особый порядок. Повторяю снова: в рамках общего      
закона.                                                                         
                                                                                
Наша фракция рассмотрела этот законопроект и будет его поддерживать. Мы         
голосуем за.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Савельев Андрей Николаевич.                   
                                                                                
По карточке Чаплинского, пожалуйста, включите микрофон.                         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Я хотел бы, уважаемые коллеги, обратить внимание на неадекватную                
аргументацию, которая постоянно идет от комитетов. В частности, сегодня мы      
узнали, что были какие-то переговоры с правительством и там нечто готовится.    
Никаких документов о том, какие законопроекты готовятся, в какие сроки, нет,    
но об этом нам сообщается устно, и мы должны поверить. Нам говорится, что       
ведутся какие-то переговоры с Русской православной церковью. Какие              
переговоры, с кем, каков результат переговоров - неизвестно, документов нет,    
никакого протокола не подписано, материалы нам не предоставляются. Говорится    
о том, что работает экспертный совет, - нет никакого заключения экспертного     
совета, кто входит в состав этого экспертного совета и о чем они договорились   
при обсуждении законопроекта, нам неизвестно.                                   
                                                                                
Парламент - это место, где осуществляется публичная политика. Нам же            
демонстрируют, что политика ведется не публично, а в закулисных переговорах.    
Таким образом, я считаю, деятельность комитета по тем двум законопроектам,      
которые обсуждаются, неудовлетворительной. И хотелось бы, чтобы впредь          
все-таки более тщательно относились к аргументации, и в том числе когда речь    
идет о Конституции: необходимо аргументировать, а не просто называть статьи,    
мы это тоже уже проходили неоднократно, когда ссылаются на статьи               
Конституции, а на самом деле эти статьи говорят о прямо противоположном.        
                                                                                
Прошу учесть мои замечания при дальнейшей работе.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить            
полномочному представителю правительства? Пожалуйста, Логинов Андрей            
Викторович.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Что касается содержания        
обоих предложенных законопроектов, ну, позиция правительства известна, на нее   
неоднократно ссылались, она отрицательная. Такая же позиция и у правового       
управления администрации президента. И всё это, конечно, связано с              
серьезнейшими противоречиями, в которые предлагаемые законодательные нормы      
вступают с действующей Конституцией, а главное, с действующим законом "О        
свободе совести и о религиозных объединениях". Более того, все те негативные    
факты, которые были приведены и докладчиками, и в пояснительных записках к      
обоим законопроектам, на самом деле регулируются и устраняются действием        
других статей закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Это      
касается таких угроз со стороны религиозных групп, религиозных организаций,     
как нарушение общественной безопасности и общественного порядка, действия,      
направленные на осуществление экстремистской деятельности, принуждение к        
разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан,          
нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан и так далее, и так далее.     
Всё, что я вам перечисляю, - это далеко не полный список всех тех оснований,    
по которым в соответствии с пунктом 2 статьи 14 закона необходимо               
ликвидировать религиозную организацию и запретить ее деятельность.              
                                                                                
Таким образом, данные предложения, данные законопроекты фактически ничего не    
прибавляют к тем реальным механизмам, которые сегодня имеются у власти, для     
того чтобы регулировать межконфессиональные отношения и держать их              
действительно в состоянии гармонии и стабильности.                              
                                                                                
Что касается самой проблемы миссионерства, она, безусловно, злободневна, она    
не утратила свою злободневность с того времени, когда мы принимали этот         
закон, и я полагаю, что прозвучавшие здесь предложения и, собственно говоря,    
сообщение комитета о порядке разработки, проработки всех этих вопросов надо     
принять к сведению, действительно собрать тот фактический материал, который у   
нас накопился после принятия закона "О свободе совести и о религиозных          
объединениях", материал о правоприменительной практике в результате его         
реализации, и проанализировать это. Первые шаги уже сделаны, достаточно         
успешные, комитетом по общественным объединениям, когда они провели             
расширенный "круглый стол" с участием представителей конфессий. В рамках        
этого "круглого стола" как раз были даны те рекомендации, которые вы на         
недавнем заседании оформили в виде закона о поправках в Земельный кодекс, о     
внесении изменений в закон "О введении в действие Земельного кодекса...".       
                                                                                
Я думаю, надо целевым образом сосредоточиться на проблеме миссионерской         
деятельности, если об этом идут сигналы из регионов, и, действительно собрав    
всю эту информацию, совместно с представителями Министерства юстиции и других   
федеральных министерств (здесь не аппарат правительства, здесь, конечно же, в   
первую очередь федеральные министерства будут работать) выработать              
предложения, которые можно отразить в федеральном законодательстве, но в        
данной редакции эти законопроекты правительством не поддерживаются. Спасибо.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Нет    
Галины Степановны, да?                                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в     
главу III Федерального закона "О свободе совести и о религиозных                
объединениях" в первом чтении.                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.