Заседание № 144
О проекте федерального закона № 325474-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения санкций части 1-1 статьи 8.8 кодекса).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые экспертизы и согласования проведены. Просим поддержать решение комитета о принятии законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления от фракций по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 29 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 325474-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения санкций части 1-1 статьи 8.8 кодекса).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В комитет поступило четыре поправки, две из них включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию, две - в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Прошу утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 15 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 42 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 14 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 325474-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения санкций части 1-1 статьи 8.8 кодекса).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, 3, 7 и 34-й вопросы просим поставить в повестку 21 января, соответствующие согласования произведены. 31-й вопрос просим рассмотреть по сокращённой процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Также предлагается перенести 3, 7, 34, 12 и 15-й вопросы. Нет возражений? Нет.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 325474-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения санкций части 1-1 статьи 8.8 кодекса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра сельского хозяйства Игоря Евгеньевича Манылова. Пожалуйста. МАНЫЛОВ И. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части повышения ответственности за неиспользование земель сельхозназначения. Данный законопроект был подготовлен в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации. В соответствии с законодательством сегодня к собственникам земельных участков, допускающим их длительное неиспользование, применяется механизм воздействия в виде наложения административных штрафов. Средний размер административного штрафа за нарушение на землях сельхозназначения составляет 2 тысячи 700 рублей, при этом исчисление штрафов производится на основе определённого Кодексом об административных правонарушениях размера штрафа в абсолютном значении относительно одного земельного участка. Такой механизм определения штрафа, по мнению правительства, не учитывает экономической ценности земель, в частности сельскохозяйственных земель, которые являются не просто основой для размещения объектов недвижимости, но, по сути, средством производства, неиспользование которого приводит к его деградации и постепенному выбытию из оборота. С учётом этого обстоятельства и в соответствии с поручением президента была разработана новая система санкций за данный вид правонарушения, по которой размер штрафа определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При этом сохраняется три категории правонарушителей: граждане, для которых штраф устанавливается в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 3 тысяч рублей, для должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости, но не менее 200 тысяч рублей. Также устанавливается законопроектом максимальный размер штрафа, который может быть применён к юридическим лицам, - это 500 тысяч рублей. Все расчёты и обоснования есть в пояснительной записке. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что данная градация приведёт к совокупному увеличению размеров штрафов в среднем в четыре раза. Также я хотел бы обратить ваше внимание на то, что данный проект в ходе его разработки правительством был подвергнут изменению в связи с тем, что вышли новые требования в части изменений в Налоговый кодекс, и параллельно в ближайшее время, насколько я знаю, будет внесён на рассмотрение законопроект, который уточняет механизм взимания повышенной ставки налога за неиспользуемые земли. И последнее изменение, которое предлагается в законопроекте: в число органов, которые обладают полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора за сельхозземлями, предлагается включить Россельхознадзор. Таким образом, правительство считает, что принятие данного законопроекта будет стимулировать собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения к более эффективному их использованию либо вынудит тех, кто не собирается их эффективно использовать, передавать такие участки эффективным собственникам. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя комитета по конституционному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Евгеньевич подробнейшим образом изложил в своем докладе суть законопроекта, а от имени комитета могу добавить лишь следующее: цель, которая заявлена в законопроекте, очень важна, и нецелевое использование земель, особенно сельскохозяйственного назначения, - это действительно большая проблема, которую можно и нужно решать, используя целый комплекс мер, в том числе и путём увеличения штрафов пропорционально стоимости земельного участка, соответственно его размеру. Мы можем лишь добавить, что в пояснительной записке к законопроекту приведена подробная статистика, данные, которые были собраны Министерством сельского хозяйства, приведены даже приблизительные, так скажем, расчёты этих штрафов, - очевидно, что штрафы увеличатся в разы, тем не менее эти предложения об увеличении штрафов всё-таки соответствуют требованиям соразмерности, - поэтому комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Евгеньевич, вы прекрасно знаете, скажем, систему в США, где специальные комиссии не просто смотрят за тем, обработана или не обработана земля, а даже, если вы допустили рост числа сорняков на поле, это может привести к отъёму у вас земельного участка. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас реестр неэффективных собственников в разрезе территорий, потому что, по моим данным, в том числе и некоторые депутаты Госдумы имеют до 20 тысяч гектаров земли даже в Подмосковье, не говоря уже о периферии, и не обрабатывают её? И уверены ли вы, что ваш механизм позволит исправить эту ситуацию? У меня по этому поводу есть сомнения. МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Николай Васильевич. На сегодня такого реестра неэффективных собственников не существует. На наш взгляд, эта мера, о которой мы говорим, которую мы предлагаем, как раз будет способствовать тому, чтобы полная информация о фактах неиспользования либо использования земель появилась, потому что и повышенная ставка налога за неиспользование земель, и штраф, предполагается, будут стимулировать местные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации предпринимать более активные меры, чтобы данные сведения в реестр попадали. Мы понимаем, что это не единственный способ в нашей стране заставить землю эффективно работать, но это предложение - одна из важных составляющих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Игорь Евгеньевич, вот такие повышенные суммы штрафов, вне всякого сомнения, должны применяться к тем структурам, так скажем, которые приобретают землю для перепродажи, а отнюдь не для сельхозпроизводства, но специалисты отмечают, что сумма штрафа, которая предлагается для малых сельхозпроизводителей, зачастую сопоставима с суммой затрат на посевную кампанию. Так вот, в этом есть определённая несправедливость - может быть, ввести какие-то критерии? Ведь те, кто перепродаёт, спекулянты, они априори не обрабатывают землю, поэтому надо ввести критерии: если есть система обработки земли, предусмотреть одни штрафы, если нет... Ну, в какой-то год человек обработал землю, на следующий год по разным причинам не обработал, у мелких фермеров сейчас большие проблемы и с деньгами, и с подходами - сами понимаете, кризис. Так вот, может, ввести критерии, а то вы вместе с сорняками уничтожите полезные культуры? МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Дмитрий Иванович. Во-первых, законопроектом правообладатели, собственники земельных участков, уже делятся по категориям, и в этом смысле для граждан установлена пониженная ставка, установлен максимальный предел штрафа: он не может быть более 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка. Мы в процессе проработки этого законопроекта на это обращали внимание, но это не исключает возможности того, что и при подготовке ко второму чтению можно ещё раз вернуться к этой теме. И во-вторых, данная санкция применяется только в случае неиспользования земельного участка в течение трёх лет. Вот как раз добросовестные собственники не попадут под систему штрафов, даже если год или два не обрабатывали землю, для наложения штрафа, нужно, так сказать, стабильное неиспользование земли - в течение трёх лет. И о том, о чём говорил Николай Васильевич: есть у нас критерии, которые установлены правительством, в том числе что касается сорняков на земельных участках, я могу постановление соответствующее вам передать в рабочем порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Игорь Евгеньевич, относится ли к неэффективным собственникам крестьянин, частник, который, ну, может быть, всю жизнь владел этим участком, а сегодня не может его обрабатывать - ну, может быть, ждёт своего, так сказать, часа, ждёт, может, цена вырастет, может, найдётся человек, который его купит? Относится ли он тоже к неэффективным собственникам? И по штрафам. Вы знаете, уже федерация профсоюзов выступила с протестом против того, какие законы мы принимаем: у нас постоянно принимаются законы, по которым штрафы такие, которые несоизмеримы с заработной платой, тем более сегодня на селе, вы же знаете, что такое для них 3 тысячи рублей, тем более 5 тысяч рублей. МАНЫЛОВ И. Е. Да, по поводу первого вопроса. Во-первых, хочу сказать, что мы этим законом не меняем субъектный состав участников этих правоотношений. Уже действует сегодня закон, которым определяется, что неиспользование земель в течение трёх лет приводит к наложению штрафа, но только в более мелких размерах, для граждан по действующим сегодня правилам это от 2 до 5 тысяч рублей. Никакого массового наложения штрафов на граждан тем не менее не происходит, потому что сам механизм контроля довольно сложен. Во-вторых, критерии неиспользования земель предполагают очень серьёзное игнорирование земли вообще, то есть любая, даже самая простая агротехническая операция может позволить крестьянину, тем простым людям, о которых вы говорите, не допускать применения к ним таких санкций, то есть здесь не требуется серьёзных каких-то, глобальных вложений. Мы в этом плане, с одной стороны, не видим угрозы, а с другой стороны, предложили включить Россельхознадзор, как орган именно из нашей сферы, в число органов, которые будут правоприменителями, чтобы не допускать такого перекоса, скажем, в пользу социально незащищённых сельхозтоваропроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Евгеньевич, у меня вопрос того же плана. Когда в стране 41 миллион гектаров зарастает бурьяном, а то и лесом, конечно, нужны дополнительные меры, но при этом что будет с крестьянином с его земельным наделом? У нас же тысячи деревень, где население преклонного возраста, где одиночка-пенсионер не способен поднимать эту землю. Что с ним будет? И вторая грань. Этот закон после окончательной доработки должен ударять по латифундистам и по спекулянтам землёй, по тем, кто десятки тысяч гектаров земли себе сгребает и не собирается эту землю потом обрабатывать или не способен обрабатывать. Вот этой дифференциации явно недостаёт! 500 тысяч рублей для фирмача, который вложил десятки миллионов, не ахти что, а для простого человека и 3 тысячи весьма жёстко. Я думаю, что ко второму чтению надо ещё очень... (Микрофон отключён.) МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Валентин Степанович, за вопрос. В принципе мы очень серьёзно и внимательно относились к этим аспектам данного законопроекта, на наш взгляд, та градация, которая сейчас предложена, - это сбалансированное решение. У нас, не скрою, не было единой позиции изначально, мы полгода и с органами юстиции, и с правоприменителями, и с сельхозтоваропроизводителями эти ставки обсуждали, сейчас мы достигли компромисса на уровне исполнительной власти и считаем, что данное пороговое значение оптимальное, хотя были мнения, что можно было и повысить штрафы. Здесь, я думаю, нужно будет политическое решение, и в процессе работы ко второму чтению мы готовы - во всяком случае я, как представитель правительства, готов - обеспечить такие согласованные действия в связи с этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Игорь Евгеньевич, понятно, раз президент поставил задачу, надо сразу повысить штрафы, и проблема якобы будет решена, но я боюсь, что, наоборот, проблема эта решена не будет. Сегодня те нормы закона, которые определяют наказание, легко обходят: либо перерегистрируют участки с одного собственника на другого, либо засеивают фацелией, либо ставят ульи, увеличивают количество этих ульев или что-то ещё сажают, лишь бы не нести административную ответственность или не потерять земельные участки. Давайте подумаем, почему вообще так происходит? Во-первых, потому, что у нас рынок раздут и очень рентабельно вкладывать в землю. Это всё искусственно создано. Во-вторых, у нас очень тяжело изменить вид разрешённого использования земельного участка, это целая коррупционная схема, а если даже и изменится вид разрешённого использования, то придётся платить очень серьёзные налоги - опять нагрузка на собственника. Может быть, с другой стороны подойти к решению этого вопроса и, опять же, решить те задачи, которые поставил президент? МАНЫЛОВ И. Е. Это задание применительно к конкретным отраслям давалось президентом и премьер-министром во время совещаний по поводу эффективности использования земель. Мы рассматривали проекты, связанные с разведением крупного рогатого скота, растениеводческие проекты, и практически в каждом субъекте, где есть плодородная земля, в каждом сельскохозяйственном регионе поднимался вопрос о том, что параллельно с развитием новых инвестиционных проектов в агрокомплексе часть земель просто блокирована, собственники неизвестны, вернее, известны, но они не присутствуют практически в этом регионе, поэтому у нас первой задачей было всё-таки попробовать пошевелить, так сказать, именно вот это. Я уже говорил, что мы берём только узкий аспект, мы, конечно, не считаем возможным запустить в оборот сельхозземли только этой мерой, это, естественно, является только дополнительным инструментом, но я хотел бы обратить внимание, что всё-таки данная мера, повышение штрафов, приведёт к тому, что информация по этим собственникам будет максимально раскрываться. Сегодня штраф в 2-3 тысячи не заставляет никого из этих собственников вообще даже беспокоиться, теперь же им придётся предпринимать какие-то более серьёзные действия. Мы готовим комплекс мер, противодействующих нарушениям, но за неимением времени я просто не могу сейчас подробно об этом рассказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Есть детали, которые могут свести на нет наши усилия. Ну, например, следующее: если три года собственник не использует землю по назначению. Это с момента вступления закона в силу или с того момента, когда человек оформил участок в собственность? Это первое. Второе. Вы помните, суды возвращали материалы, потому что собственник переоформлял землю на сына, потом на жену, потом на бабушку и такое переоформление растягивалось на двенадцать лет. Вот эти моменты вы поправили или нам ко второму чтению вместе поработать над этим придётся? МАНЫЛОВ И. Е. Геннадий Васильевич, у нас был вариант, когда мы до года снижали вот этот срок, но в процессе работы это вызвало серьёзную дискуссию, и правительством было принято решение пока не трогать этот срок. Сегодня это три года, этот срок установлен в законе "Об обороте земель...", это действует и применяется, поэтому в принципе вот какого-то переходного момента здесь нет, только новые ставки вступят в силу тогда, когда вступят в силу вот эти изменения в закон. Дорабатывать законопроект с вашим участием ко второму чтению мы готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Включите режим записи. Покажите список. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Принимая во внимание, что указанный проект федерального закона направлен на совершенствование правовых механизмов, на стимулирование собственников к эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также способствует вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, отмечая целесообразность предлагаемых изменений с учётом приведённой в пояснительной записке статистики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Игорь Евгеньевич, ну вот в дополнение вопроса, который я задавал, и с учётом соответственно вашего ответа давайте посмотрим ситуацию внимательно. На самом деле этот законопроект-то (закон в случае его принятия) как раз ударит по мелким землевладельцам, о чём говорили и мои коллеги. Ведь, согласитесь со мной, штраф 500 тысяч рублей, который вы предусматриваете для юридических лиц... Вот возьмём крупного землевладельца - естественно, это, как правило, крупные предприятия, обладающие мощными юридическими службами. Мы с вами знаем, сколько стоит открыть ооошку: ну, 20-30 тысяч рублей стоит ооошку новую открыть, а также переоформить, соответственно, право собственности на неё, и ещё 15 тысяч рублей, по-моему, сбор, - итого около 50 тысяч получается. Вы предусматриваете штраф 500 тысяч рублей, но мы видим, что за 50 тысяч можно раз в год или раз в два года переоформлять право собственности на новое юридическое лицо, обладая, естественно, человеческими ресурсами и квалифицированными юристами. То есть крупные землевладельцы уйдут от любого штрафа в принципе. Теперь о мелких. Естественно, если крестьянин, фермер живёт в деревне, то он просто не знает, как это сделать, и вот его-то как раз этот закон и коснётся в первую очередь. Понятно, и слава богу, конечно, что вы не 500 тысяч ему вменяете в обязанность платить, но тем не менее, как правильно заметили коллеги, в деревне и 3 тысячи проблема найти, так сказать, а уж вовремя засеять, вовремя обработать землю - ещё большая проблема. Поэтому, как вы верно заметили, нужно очень серьёзно поработать над законопроектом ко второму чтению, и мы очень надеемся на квалифицированную экспертную оценку сложившейся реальной ситуации и возможных последствий принятия данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, мне кажется, рассматривая любой законопроект, мы апеллируем к таким фактам... Вот только что мы рассматривали законопроект об утилизации и говорили: ну мы же вступили в ВТО, что нам теперь делать? Точно так же и сейчас мы рассуждаем. Вот откуда взялись у нас эти крупные латифундисты, откуда они взялись? Почему у нас получилось так, что у мелкого собственника почти вся земля плохо обрабатывается или не обрабатывается вовсе? Ну почему мы никаких выводов не делаем?! Мы помним, сколько копий здесь было сломано, когда мы решили продать землю, до драки дело доходило, а у народа никто не спросил! Помните, как нас уговаривал представитель комитета, говорил о том, что не востребованы паи, не обрабатываются, давайте закон принимать, и всё у нас пойдёт после этого нормально?! А нормально ничего не идёт. Мы просто должны сказать, что мы крестьянина уже так обложили и бросили, что невозможно... Я практически каждый месяц встречаюсь с избирателями в сёлах, и стоять перед ними, ну, мне стыдно, как будто я преступница, потому что они вот так сейчас живут. Вы знаете, там обрабатывать землю-то некому! Вот эти наши огромные бывшие колхозные (или, как мы говорим, государственные, переданные колхозу) земли сегодня в основном в руках у крупных фермеров, латифундистов - они заезжие, никогда не занимались сельским хозяйством, но приехали и поскупали всё, потому что не могли люди... Мы не могли людям даже про пай объяснить, что это такое, мы говорили: вы знаете, выделить пай невозможно, вы сами попробуйте, наймите комиссию, выделите вот этот пай себе и заплатите. Когда у селянина трёх копеек за душой нет, как он может эту комиссию позвать, чтобы она для него решила этот вопрос?! Сколько всего мы заставляем их оформлять: собственный дом, построенный сто лет назад, оформить - всё это деньги, всё деньги с них, деньги! И сегодня опять: остался у них участок, который их кормит, но, может быть, не весь обрабатывается, - вот против них этот закон и сработает! Крупные-то всё засеивают нормально, им даже деревня эта не нужна, они бы её перепахали сейчас, вот и всё, и не нужна им там никакая инфраструктура, ни школы, ни дороги, ничего, у них есть техника, и они будут грести деньги с этой земли, но без села-то не может быть России! Вот раньше говорили: "Нас заставляют сеять пшеницу, а тут, в Сибири, она не растёт, надо другое сеять, рожь, может быть", а сейчас никто никого не заставляет, и они все поля засеивают чем? Свёклой, подсолнечником - техническими культурами, которые потом дают быструю прибыль! И мы сегодня опять говорим: ну куда же нам деться?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Игорь Евгеньевич, ну, выступавшие до меня уже практически обрисовали моё видение этой проблемы. Вообще, удивительная вещь - то, что происходит в стране в настоящий период! Правительство абсолютно оторвано от реальной жизни! Да, действительно, на селе, на землях сельхозугодий надо возделывать сельхозкультуры, благодаря которым, как говорится, процветает, живёт село и вся страна, но посмотрите на вещи объективно! Почему многие участки сельхозугодий не возделываются? Вы же или, вернее, мы с вами всё разделили на паи. Тётя Маня и тётя Шура получили эти паи и не могут даже сдать их в аренду, потому что в ряде районов, сёл, поселений нет сельхозпроизводителя. Колхозы вы уничтожили, совхозы вы уничтожили, и вообще от слова "колхоз" вас бросает в дрожь, но колхоз - это коллективное хозяйство, так вы верните коллективное хозяйство-то на село, чтобы тётя Маня, как в 30-е годы, вступила в этот колхоз со своим земельным участком, со своим земельным паем! Да, она уже пенсионерка, да, она старая, но молодёжь будет эту землю обрабатывать в таком случае, потому что иначе получается, что молодой человек не имеет участка и не может работать на тёти-Манином, а в аренду не берёт, потому что сельхозпроизводство сегодня практически невыгодно. Вы посмотрите, всю европейскую часть, да, собственно, и восточную часть залило водой! Я вот вернулся из родного колхоза - волосы дыбом встают!.. Ну, не из колхоза, из деревни. Проехал там в это воскресенье и как-то вот понял, что зимних посевных практически нет, потому что влезть, выйти в поля невозможно - в этом сложность села. А вы: давайте наказывать - давайте им отрубать руки за то, что они не возделывают, чтобы потом вообще ничего в руки не брали! Абсурдный закон, нельзя этот закон принимать! Надо найти совершенно другие пути решения - например, экономическое стимулирование: выдача кредитов, помощь селу. Вы село бросили на произвол судьбы, а теперь тётю Маню вините в том, что она свой земельный участок не возделывает! Не её в этом вина, и не в этом проблема, а в другом. Давайте искать другие пути, откажитесь от принятия этого закона, принять его - это неправильно будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я должен сказать, что ситуация на селе, конечно, чрезвычайная сегодня сложилась. Мы знаем, что 41 миллион гектаров земли гуляет, превратившись в пороховую бочку, в запал, поэтому горят деревни, горят леса и так далее, и так далее. Из 117 миллионов - 41 миллион гектаров! Подумайте, сколько продукции можно было бы получить с этой площади! 92 миллиона гектаров сенокосов и пастбищ также заросли бурьяном. Возьмём Московскую область легендарную: 500 тысяч гектаров гуляет из миллиона! Каким тёте Мане и дяде Ване принадлежат эти земли сельскохозяйственного назначения?! Я к своим коллегам обращаюсь: не о них - не о тёте Мане и дяде Ване, - идёт речь, а об этих банках, об этих латифундистах, которые скупили всё и вся и держат, чтобы, как только подвернётся случай, получить больше прибыли, больше барыша, пуская в оборот эти земли, всеми правдами и неправдами превращая их в промышленные, в муниципальные, в земли поселений и так далее, и так далее. Говорится об изъятии неиспользуемых земель через три года. Какие три года?! Мы считаем, что уже двадцать лет эта земля брошена! Сколько ещё держать её этим банкам?! Возьмите вот Луховицкий район, уникальные земли, которые давали и овощи, и молоко, и так далее, и так далее, - давно скуплен банками! Мы сегодня не обсуждаем применяемую сейчас для села экономическую модель, которая разрушительна и для села, и для крестьянства, и для России как таковая, - это другой вопрос, хотя он неразрывно связан с обсуждаемым, но начинать с чего-то надо! Я должен сказать, когда мы несколько лет назад, два-три года назад, с приходом Шойгу, почувствовали в области, что есть желание у власти всерьёз решать проблемы, мы ему все выкладки показали и было принято решение о вводе этих земель в оборот, тогда появилась следующая инициатива: если в течение года не используются земли сельхозназначения должным образом, уже присматриваться к их владельцам, фиксировать их, чтобы они были на слуху... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАШИН В. И. ...чтобы этих людей, этих "героев" знали и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в других кабинетах, - почему они, прихватив эти земли, не используют их так, как положено? А тётя Маня и дядя Ваня всегда на своём участке хоть несколько клубней картофеля да посадят, до самой смерти будут использовать его по назначению - за них мы в этом плане как раз зря волнуемся. По всем канонам, по справедливости, по реальному положению вещей этот закон не должен их коснуться. Ещё раз хочу сказать, что ко второму чтению надо обязательно будет доработать законопроект с учётом опасений ряда наших депутатов в отношении тех, кто имеет пятнадцать - тридцать соток, СПК, небольших фермерских хозяйств, но, повторяю, они как раз используют земли по назначению, речь идет о тех воротилах, которые не хотят заниматься селом, потому что - это вторая сторона медали - экономический механизм сегодня просто отвратительный. Ну вот посмотрите: сегодня нет зерна и предлагают крестьянину 4 рубля, максимум 6 рублей за пшеницу третьего класса, это цена реализации. Слушайте, это при том, что он работает с девяти до шести при любых погодных условиях! Вот сегодня делается так, что село в семидесяти регионах будет убыточным производством. Возьмите овощи, картофель, вспомните все трудности этого года - кто-нибудь пошевелился, кто-нибудь поднял вопрос о том, в какой ситуации работает крестьянство? Нет! Всё делается для того, чтобы торговые сети были при своём, чтобы банки были при своём, а о крестьянстве забывают! Ещё раз хочу сказать: этот законопроект, как я полагаю, первый шаг к наведению порядка, а ко второму чтению надо, я считаю, с трёх лет ещё сокращать срок, надо заставлять этих землевладельцев заниматься делом, а не торговать землёй-матушкой! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема чрезвычайно большая. Как говорил Аристотель более двадцати четырёх веков назад, в основе решения любой проблемы лежат цифры и арифметика, а в ответ на мой вопрос представитель правительства сказал, что не знает. То есть сельхозперепись провели, 6,5 миллиарда рублей потратили, а картины всё равно нет. Так, может, давайте ещё десять миллиардов потратим, но проведём вначале сельхозперепись, посмотрим, что у нас с землёй происходит? Далее, реестра нет, кадастровые службы почти приватизированы и на самом деле межевание ведут частные конторы за деньги, нигде государство этим не занимается, понимаете? То есть всё превратили в заработок ни на чём, мешая тем, кто что-то делает. Следующее, вот здесь, в пояснительной записке (я, в отличие от некоторых товарищей или господ, тут выступающих, всегда читаю официальные пояснительные записки и финансово-экономические обоснования), написано, что треть от проверенных земельных участков сельскохозяйственного назначения используется с нарушениями, и это при том, что ещё треть откупилась от проверки, понимаете? С моей точки зрения, селом надо заниматься профессионально. Вот Манылову говорю: академик Овчинников прожил двадцать лет в США, изучая систему функционирования земельных отношений и сельского хозяйства, и написал несколько фундаментальных трудов; не знаю, академик или нет, но точно профессор - Черняк прожил там не меньше, опять же занимаясь этим, вы хотя бы возьмите почитайте, они ведь писали это для того, чтобы мы использовали, понимаете? Ну и самое главное. Мне кажется, нам надо понимать, кто определяет цену на продукты, на нефть и газ. Соединённые Штаты Америки через полное управление всем биржевым комплексом! Надо было после вступления в ВТО вырезать скотину, гусей, кур, свиней - бах, и подняли стоимость фуражного зерна до 12 тысяч! Решили вопрос: понизили. (Я вам просто напоминаю исторические факты.) И в условиях, когда зерна нет, министр сельского хозяйства, который в нём ничего, извините, не понимает, в апреле заявляет, что будет 95 миллионов тонн. Где обещанные 95 миллионов?! Вы и 60 тонн не соберёте, потому что дождь всё залил кругом! О чём это говорит? Надо Россельхозбанк... Почему самая высокая процентная ставка для селян в Россельхозбанке, а не в каком-либо другом? Так что этот комплексный вопрос надо решать, может быть, не со штрафов, а с постановки на пост министра профессионала, который понимает, что такое сельское хозяйство... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста, с места. КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, согласен, тема очень острая, надо спокойно к ней подойти и очень вдумчиво. Я поддерживаю товарищей, которые говорят, что нам нужно разграничение провести, выделив землепользование граждан, которые в личных подсобных хозяйствах сегодня работают, старушки и дедушки, и производят 45 процентов всей российской продукции, чтобы туда нам не влезть своими руками. Поэтому земли, которые находятся в черте поселений, требуют особого подхода и, я думаю, надо ко второму чтению внимательно посмотреть, чтобы там не навредить. Что касается общих земель, Игорь Евгеньевич, понимаете, каждый год меняется ситуация. Нам надо выделить - особенно это важно для сельскохозяйственных организаций - земли, которые не используются потому, что это мы с вами так работаем, потому что у него нет трактора сегодня, он пашет на быках, и это будет неправильно, если мы его начнём ещё и штрафовать. Я преувеличиваю, но близок к истине, я знаю, у меня есть данные, сколько не используется земель, это действительно внушительная цифра, и надо очень внимательно посмотреть, не сделать так, чтобы штрафом сельхозтоваропроизводителя окончательно потопить. Поэтому второе чтение очень ответственное, и я всех призываю: давайте на самом деле мы объединим наши усилия, в том числе и умственные, интеллектуальные, с тем чтобы этот закон принёс пользу, а не вред сельскохозяйственным товаропроизводителям, тем более что - меня это беспокоит - это всё будут делать местные органы, а они, к сожалению, далеко не всегда идеальны. Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Комитет? Выносим на "час голосования".
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 25 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается.