Заседание № 127
О проекте федерального закона № 325232-7 "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в части, касающейся освобождения в отдельных случаях от вывозных таможенных пошлин нефти сырой, нефтегазоконденсатной смеси и уточнения размера предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, по существу, столь длинное выступление по предыдущему законопроекту понадобилось для того, чтобы обосновать те поправки, которые предлагаются в данном законопроекте. Здесь шесть поправок рекомендуется к принятию, две поправки - к отклонению. Как я уже сказал, главный смысл - это дать возможность воздействовать на компанию установлением по решению правительства пошлины до 90 процентов. Должен сказать, что этот вопрос очень серьёзно обсуждался в комитете. Сейчас мы принимаем этот механизм на срок до конца этого года, как мы устанавливаем ставки акцизов, но нам предстоит рассмотреть этот вопрос уже в рамках налогового манёвра, который предусматривается на последующий период, для того чтобы такой инструмент давления был сохранён. Но это задача на будущее, а сегодня комитет предлагает поддержать эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 07 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 33 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 57 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет предлагает включить этот законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку дня на 5 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Принимается.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 325232-7 "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в части, касающейся освобождения в отдельных случаях от вывозных таможенных пошлин нефти сырой, нефтегазоконденсатной смеси и уточнения размера предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, как вы правильно отметили, у нас очень напряжённый график, а с учётом того, что после 7 мая, видимо, будут опубликованы новые указы президента, будет сформирован новый состав правительства, мне кажется, было бы целесообразно перенести рассмотрение вопросов 40.1, 40.2 и 41, которые, на мой взгляд, очень серьёзно повлияют на сбалансированность бюджета и на налогообложение базовых отраслей, нефтегазового сектора, и, собственно говоря, разбираться с этой ситуацией придётся будущему составу правительства. На мой взгляд, мы могли бы подождать с обсуждением и перенести такие спорные вопросы, с тем чтобы рассмотреть их чуть позже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Давайте послушаем аргументы полномочного представителя правительства, поскольку это законопроект, внесённый правительством. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание, что дискуссия о введении налога на дополнительный доход только в правительстве шла больше четырёх лет. Поверьте, эти вопросы очень глубоко обсуждались, в том числе и с нашим сообществом нефтяников, они глубоко продуманы на экспертном уровне. Поэтому выскажу свою точку зрения: уверен, что и в новом правительстве это будет воспринято именно как преемственная позиция, которая продумана, проработана и направлена на совершенствование нашей налоговой системы, которая должна именно стимулировать воспроизводство наших нефтяных производств. В связи с этим полагаю, что рассмотрение сегодня данных проектов законов весьма своевременно, и предлагаю оставить их в повестке дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета - Симановский Леонид Яковлевич. Пожалуйста, включите микрофон Симановскому. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, абсолютно правильно говорит представитель правительства, мы прорабатывали этот вопрос достаточно долго, проводили экспертный совет, приглашали всё бизнес-сообщество, которое готово к принятию данного законопроекта, плюс это как бы эксперимент. Поэтому мы считаем, что сегодня законопроект в первом чтении надо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович, вы настаиваете на снятии? В этом случае мы поставим на голосование ваше предложение. Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Ну, учитывая позицию правительства, исход голосования мне ясен, поэтому наша фракция свою позицию выскажет при обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович не настаивает на голосовании. Ну а что касается позиции правительства, не всегда она предопределяет итоги голосования, всё по-другому может быть.
Переходим к 41-му пункту, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый и внесённый правительством законопроект непосредственно связан с только что принятым в первом чтении законопроектом о введении налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья и касается установления льготных периодов по вывозным таможенным пошлинам, которые регулируются другим законом, Законом "О таможенном тарифе", поэтому вопрос должен рассматриваться отдельно. В связи с тем что режим НДД предусматривает для первой и второй групп освобождение от уплаты экспортной пошлины, в Законе "О таможенном тарифе" предлагается это освобождение установить: соответственно, на семь лет - для первой группы и на два года - для второй группы, считая с начала промышленной добычи на месторождении, на котором признаётся достижение степени выработанности 1 процент. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, этот законопроект является дополнением к предыдущему налоговому законопроекту, который мы приняли сейчас в первом чтении. Предлагается освободить от вывозных таможенных пошлин сырую нефть и нефтегазоконденсатную смесь, полученные при добыче на участках недр первой и второй групп, подпадающих под применение налога на дополнительный доход. Таким образом, в рамках нового подхода будет предусмотрена возможность учитывать геологические и технологические особенности разработки отдельных участков недр, находящихся на инвестиционной стадии. Данный подход не противоречит нормам права Евразийского экономического союза, у Счётной палаты Российской Федерации к концепции законопроекта замечаний нет, регионы в целом одобрили инициативу, поэтому Комитет по бюджету и налогам предлагает Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Илье Вячеславовичу вопрос. Илья Вячеславович, я понимаю, что решение по таможенной льготе для месторождений первой и второй групп, о которой сейчас идёт речь, уже было принято ранее, тем не менее рассматривали ли вы другой вариант как альтернативу: не освобождать от таможенной пошлины, а всё-таки снижать НДПИ таким образом, чтобы повышенное налогообложение, то есть изъятие дохода, происходило при экспорте, а при переработке внутри страны этого не происходило? Вот в этом принципиальная разница. Вы сравнивали эти два подхода? И какие у вас результаты? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, эти два подхода полностью используются в рассматриваемом пакете законопроектов. Помимо того что в рассматриваемом сейчас законопроекте предлагается освободить от вывозной таможенной пошлины экспортируемое сырьё, только что принятый проект федерального закона предусматривает для месторождений первой группы понижающий коэффициент к НДПИ в размере 0,4. Соответственно, и то, и другое используется и примерно эквивалентно тому механизму, который действует сейчас, то есть каникулы по НДПИ плюс освобождение на определённый объём от экспортной пошлины. Напомню также, что принятый в первом чтении законопроект впоследствии предусматривает вычет суммы экспортной пошлины из суммы НДПИ. Соответственно, эти два механизма используются в комплексе. Единственно, хотел бы добавить, что установление экспортной пошлины приводит к уменьшению доходов не только при экспорте, но и при продаже нефти внутри страны, поскольку принцип равнодоходности, используемый в регулировании и ценообразовании, подразумевает, что продажа нефти внутри страны не должна быть более доходной, чем продажа на экспорт. Существование экспортной пошлины является основной причиной наших предложений о налоговом манёвре и снижает доходы от продажи не только на экспорт, но и внутри страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. Семь минут поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект, и вот почему. Мы принципиально считаем, что неправильно освобождать экспортёров сырья от экспортной пошлины, при этом ещё и возвращать им НДС, который собирается внутри страны. Мы считаем, это вредно, потому что тяжесть налоговой нагрузки ложится на внутреннего потребителя и экспорт освобождается. Илья Вячеславович сказал, что применяется механизм равной доходности, но я считаю, что можно было от этого и отказаться. Фактически, для того чтобы у нас внутри страны развивалась переработка сырья, нефтегазового сырья, мы должны сделать так, чтобы доходность при реализации внутри страны была выше, чем при реализации на экспорт, - мы же понимаем, что капиталы идут туда и инвестиции идут туда, где выше доходность. Если у нас внутри страны доходность не выше, мы никогда нефтепереработку внутри Российской Федерации не разовьём, а именно так и происходит сейчас. Что мы делаем? Вот что у нас происходит благодаря той налоговой политике, которую проводит правительство? Мы тянем нефтепровод на границу с Китаем, по ту сторону границы строится нефтеперерабатывающий завод, а потом мы оттуда нефтепродукты получаем. Ну и кого мы развиваем, китайскую экономику? Да они и без нас хорошо развиваются! Или Западную Европу? Может быть, мы себя будем развивать?! Мы считаем, что нужно кардинально пересмотреть подходы в налогообложении в нефтяной отрасли. Первое, что мы считаем нужным сделать. Да, надо посмотреть льготы на инвестиционной фазе развития, при разработке месторождений, да, нужно решать проблему с месторождениями, на которых уже, скажем так, трудноизвлекаемые запасы, но ни в коем случае нельзя давать экспортные льготы. Добывайте, перерабатывайте внутри страны, развивайте переработку - пожалуйста, и потом уже можно будет отрегулировать экспортными пошлинами, разницей экспортных пошлин на нефтепродукты и на нефть. У нас же всё наоборот происходит: у нас невыгодно экспортировать нефтепродукты, а более выгодно экспортировать нефть. Ну это разве нормально?! Ну любое государство, если оно заботится о собственной экономике, об увеличении добавленной стоимости продукции, создаваемой на своей территории, всё будет делать для того, чтобы было выгоднее у себя перерабатывать и вывозить уже готовый продукт, а не наоборот, как у нас! Это первое. Второе. Безусловно, нефтегазовый комплекс очень важен для страны, но, коллеги, давайте мы послушаем, что сказал президент в послании: мы должны увеличивать добавленную стоимость в Российской Федерации. Законопроекты, которые вы вносите, помогут это делать? Нет. Они, скажем так, помогают увеличивать экспорт нефтепродуктов, экспорт сырья, а экспорт высокотехнологичной продукции эти законы никак не будут стимулировать. Тогда где те законы, которые стимулируют рост объёмов производства продукции с высокой добавленной стоимости? Мы их не видим, они не поступают от Правительства Российской Федерации. У нас есть предложения, как сформировать другие условия. Например, давайте мы пересмотрим... Хорошо, вы даёте при экспорте сырья льготы по экспортным пошлинам - ну тогда давайте мы НДС не будем... Илья Вячеславович, я для вас говорю, по большому счёту. Если вам не интересно сейчас, то назначьте мне время, я вам отдельно расскажу тогда... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я уже обращался: отойдите, пожалуйста, от докладчика, ну, это же некорректно, действительно. ГАРТУНГ В. К. Я могу вам потом повторить, один на один, - пожалуйста, с удовольствием. Я хочу сказать, что в этом зале наша фракция неоднократно предлагала рассмотреть вариант отмены возврата НДС экспортёрам сырья, тогда всё встанет на свои места. Коллеги, вы не забывайте: кроме того что вы предлагаете льготу по экспортным пошлинам, только что приняли решение о том, чтобы заменить изъятие через НДПИ и налог на прибыль единым налогом на дополнительный доход. Напоминаю, что мы сейчас вводим налог на дополнительный доход и им заменяем два налога - НДПИ, федеральный налог, и налог на прибыль, который из 20... Ну, если вы вместо налога на прибыль платите НДД, налог на прибыль вы же не платите, правильно? Если вы платите налог на прибыль, вы из 20 процентов 18 процентов в региональный бюджет отдаёте, а если НДД платите, вы всё отдаёте в федеральный бюджет. Или я не прав? Ну извините... Это ещё одна причина, почему за это нельзя голосовать. Ну и самое главное хочу сказать. Мы принципиально против того, чтобы мы давали льготы экспортёрам сырья. Если мы будем идти по этому пути, мы никогда не изменим сырьевой характер развития экономики. И тех целей, которые поставил президент в своем послании, - а, я надеюсь, они будут реализованы в указах президента - мы не достигнем никогда, если правительство не поменяет подход к налогообложению. Мы должны сделать всё для того, чтобы перерабатывать продукцию - любую продукцию! - внутри страны было выгоднее, чем вывозить сырьё за рубеж, только при этом условии мы изменим сырьевой характер развития экономики. В данной ситуации принцип равной доходности, который вы используете, не годится: при переработке внутри страны переработчики нефтепродуктов должны зарабатывать больше, чем при экспорте, - всё, это точка, это единственное условие, больше ничего не нужно! И тогда заводы начнут строить не со стороны Китая на границе с Россией, а здесь будут их строить. Коллеги, наша фракция не поддерживает этот законопроект и предлагает вам занять такую же позицию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шубин Игорь Николаевич, от фракции. ШУБИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Постараюсь быть кратким. Ну, суть законопроекта, я думаю, уже все поняли, тем более что он носит, скажем так, пакетный характер с предыдущим, уже принятым в первом чтении законопроектом, хочу лишь заметить следующее. Мы неоднократно в этом зале и даже сегодня критиковали правительство за неэффективную налоговую политику, за отсутствие законопроектов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, и вот правительство в кои-то веки... Хочу вам сказать, что я в парламенте не первый год, но впервые вижу такое единение - и даже по времени совпало - в инициативе региона, правительства и бизнеса, поскольку, когда мы рассматривали этот вопрос, на заседании комитета присутствовали все представители нефтегазовых компаний, и это было для меня чрезвычайно удивительно. Именно по той причине, что нам нужно двигаться вперёд, с учётом, что это то, о чём мы долго говорили, а дорогу осилит только идущий, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный проект. Сегодня было много выступавших, были внесены конкретные предложения, Валерий Карлович, и я думаю, что ко второму чтению у нас есть время, - пожалуйста, соберитесь с мыслями, ещё раз внимательно посмотрите законопроект, внесите поправки, и они, возможно, будут приняты. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный проект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Илья Вячеславович, есть желание с заключительным словом выступить? Нет. Сергей Викторович? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 25 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.