Заседание № 141

12.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 324556-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части расширения круга лиц, на которых не распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3412 по 3675 из 4521
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2        
Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального       
Собрания Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР внесён               
законопроект, который предлагает изменить действующую систему формирования      
Совета Федерации: мы предлагаем предоставить тем депутатам Государственной      
Думы, кто входил в качестве кандидата в депутаты в общефедеральную часть        
федерального списка кандидатов, такие же права, как и тем депутатам, кто был    
избран от соответствующей территории, то есть от субъекта или от группы         
субъектов Российской Федерации, и входил в региональную группу.                 
                                                                                
Некоторое время назад был введён так называемый ценз оседлости, потом           
неоднократно эта норма менялась, добавлялись исключения. Так, такое право       
появилось у чрезвычайных и полномочных послов, у высшего офицерского состава,   
у тех, кто был на государственной службе пять и более лет, у кого суммарный     
стаж работы на соответствующей территории десять лет. Но вот мы,                
парламентская партия, наряду с другими парламентскими партиями, столкнулись с   
ситуацией, когда, например, выдвигается кандидатом в губернаторы                
представитель парламентской партии, который в случае своего избрания должен     
заявить о том, что он готов делегировать в Совет Федерации соответствующую      
кандидатуру из действующих депутатов Государственной Думы, однако те депутаты   
Государственной Думы, кто входил в качестве кандидата в депутаты в              
общефедеральную часть федерального списка и избран по федеральному списку,      
такого права не имеют, что, на наш взгляд, неправильно, и мы предлагаем этот    
пробел устранить.                                                               
                                                                                
Соответствующие поправки были внесены, просим их поддержать.                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству    
Зарифа Закировича Байгускарова.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!            
Представленным вашему вниманию законопроектом предлагается расширить перечень   
лиц, на которых для наделения их полномочиями членов Совета Федерации не        
распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта      
Российской Федерации. К таковым предлагается отнести депутатов                  
Государственной Думы, входивших в качестве кандидатов в депутаты в              
общефедеральную часть федерального списка. Комитет внимательно изучил           
законопроект и предлагает его отклонить по следующим основаниям.                
                                                                                
Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации член Совета Федерации       
является представителем субъекта Российской Федерации. В связи с этим           
федеральным законом установлено одно из требований для наделения гражданина     
Российской Федерации полномочиями члена Совета Федерации - проживание в         
течение пяти лет, непосредственно предшествующих назначению, на территории      
субъекта либо в совокупности 20 лет проживания в данном субъекте Российской     
Федерации. Федеральным законом установлены исключения, об этом автор            
законопроекта говорил, и это касается тех лиц, у которых государственная        
служба связана с постоянными переездами. В остальных случаях предусмотрены      
критерии, которые исходят из закрепления связи кандидата для наделения          
полномочиями члена Совета Федерации с конкретным субъектом Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Для депутатов Государственной Думы исключение реализуется в случае, если они    
были избраны по одномандатному округу либо входили в качестве кандидатов в      
депутаты в региональную группу федерального списка, образованного в данном      
субъекте Российской Федерации. Кроме того, предполагается знание данными        
кандидатами специфики социально-экономического развития данного субъекта        
Российской Федерации. Учитывая, что в общефедеральную часть федерального        
списка кандидатов включаются лица, не проживающие в данном субъекте             
Российской Федерации и никак не связанные с этим субъектом, их включение в      
перечень лиц, к которым это требование относится, было бы нелогичным и          
несправедливым.                                                                 
                                                                                
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Комитет        
предлагает законопроект отклонить.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос следующего плана. У нас, насколько я помню, мы принимали,         
президент имеет право назначать в Совет Федерации 12 особо отличившихся в       
своей деятельности лиц. К ним относится правило, чтобы они проживали и          
представляли определённую территорию, либо президент может это правило          
игнорировать?                                                                   
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Я уже говорил, что я    
не стал перечислять тот круг лиц, к которым не относится это требование, то     
есть если они занимают соответствующую должность, то, конечно, они могут быть   
назначены (там очень большой перечень).                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Быков Олег Петрович, пожалуйста.                                                
                                                                                
БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представителем комитета      
была дана отрицательная рекомендация Государственной Думе по данному            
законопроекту. По ряду позиций и отзывов хотел бы остановиться на некоторых     
моментах.                                                                       
                                                                                
Согласно конституционным положениям, ещё раз хочу подчеркнуть, и исходя из      
толкования конституционных положений член Совета Федерации Федерального         
Собрания Российской Федерации представляет субъект Российской Федерации, а      
если следовать конкретной терминологии и конкретным положениям, закреплённым    
в соответствующей статье Конституции Российской Федерации, - представляет       
законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной     
власти субъекта Российской Федерации. Тем самым предопределяется положение      
члена Совета Федерации, отношение его к субъекту Российской Федерации,          
предполагается, что член Совета Федерации или кандидат, который может быть      
наделён соответствующими полномочиями, должен иметь соответствующую связь с     
населением, знать специфику социально-экономического развития региона. Таким    
образом, действующие нормы законодательства, которыми установлен временной      
ценз - определённый период времени проживания на территории субъекта            
Российской Федерации, полностью соответствуют логике положений Конституции      
Российской Федерации и их соответствующего толкования.                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", основываясь на этих доводах, а также на                
отрицательной позиции профильного комитета, предлагает данный законопроект      
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект внесён фракцией ЛДПР, и, разумеется, выступая от      
фракции (прошу сразу добавить четыре минуты), я буду комментировать в пользу    
принятия этого проекта закона, с учётом того что Российская Федерация с 1993    
года, с момента принятия Конституции, находится в постоянном поиске способа     
формирования верхней палаты парламента.                                         
                                                                                
Ну, у нас двухпалатный парламент в силу федеративной природы нашего             
государства, как вы знаете, но последние изменения в бюджетном, налоговом       
законодательстве, в политической системе всё-таки склоняют нас в пользу         
унитарного государства, централизованного государства. Наверное, это            
естественно с учётом территорий, с учётом разного социально-экономического      
развития Запада и Востока, это позиция партии ЛДПР, мы с момента своего         
основания настаивали на унитарной форме государственно-территориального         
устройства, и, собственно говоря, к этому всё и идёт. Разумеется, в унитарном   
государстве необходимости в верхней палате нет. Это первый тезис.               
                                                                                
Второй. Мы за 20 лет три раза поменяли способ формирования Совета Федерации и   
продолжаем вносить изменения, причём направленные на всё большее и большее      
ограничение и введение дополнительных цензов и барьеров для назначения          
членами Совета Федерации представителей субъектов, притом что Конституция       
России, принятая в 1993 году, очень скупо на сей счёт выражается и не           
содержит дополнительных ограничений, есть один тезис - всего два                
представителя субъекта. Они должны представлять субъект, нет ни единого         
намёка на то, что человек должен проживать, проходить службу или быть           
полномочным чрезвычайным послом (какая здесь связь с регионом, абсолютно        
непонятно). В этой связи нам представляется, что изменения, которые вносились   
в закон последние несколько лет, - были введены очень жёсткие барьеры, цензы    
оседлости: 10 лет проживания и 5 лет госслужбы в субъекте Федерации для         
представителя от исполнительного органа власти субъекта - являются              
избыточными, и мы предлагаем эту норму смягчить. Предлагаем, чтобы депутаты     
Государственной Думы, избранные не только в составе территориальной группы, а   
в том числе и входящие в общефедеральную часть списка, также могли обладать     
правом быть назначенными в Совет Федерации, в верхнюю палату, от любого         
субъекта, что вполне логично: они шли в Государственную Думу по общепартийным   
спискам, за них голосовали избиратели абсолютно всех субъектов Российской       
Федерации, они это право заслужили. Это первый аргумент.                        
                                                                                
Второй аргумент. У нас есть депутаты и политики, партийные функционеры,         
которые, даже проживая в Москве долгое время или в любом другом регионе,        
осуществляют свою деятельность на территории всех субъектов Российской          
Федерации. Каждая фракция может для своей партийной организации перечень        
определить, таких людей довольно много. И непонятно, чем чрезвычайные           
полномочные послы, которые жили за пределами территории Российской Федерации    
и очень слабо представляют, как и чем живёт, например, Север Российской         
Федерации или уникальные национальные субъекты, заслужили право быть            
представителями этих субъектов в Совете Федерации и почему представители        
политических партий, например, которые много лет работают на территории всей    
страны, всей Российской Федерации, не имеют права представлять регион в         
верхней палате нашего парламента.                                               
                                                                                
Далее. Кто-то решил, что верхняя палата является органом не партийным,          
поэтому там нет политической окраски, политических фракций, хотя Конституция    
Российской Федерации 1993 года (в этом году, кстати, круглая дата), ничего на   
сей счёт не содержит, никаких ограничений. Должен быть представитель от         
исполнительного органа и от законодательного органа, и если у нас, к счастью,   
представителей оппозиционных фракций в регионах становится всё больше, в        
заксобраниях субъектов Российской Федерации оппозиция набирает большинство,     
то нет ничего удивительного в том, что членами верхней палаты -                 
представителями этих субъектов могут быть члены оппозиционной партии. В         
случае если губернатор, например, представитель оппозиционной партии или        
если, например, второй кандидат, который набрал на выборах губернатора          
хороший процент голосов, от оппозиционной партии и его поддерживают             
избиратели этого субъекта на губернаторских выборах, то почему бы им не         
представлять субъект, будучи членами оппозиционной партии? Тогда, очевидно,     
схема и принципы формирования Совета Федерации, его состава, будут меняться,    
всё больше и больше представителей от губернаторов или заксобраний в верхней    
палате будет от оппозиционных партий, и рано или поздно встанет логичный        
вопрос: с чего это вдруг в верхней палате нет политических фракций?             
                                                                                
Более того, я сам неоднократно был свидетелем того, что даже замечания          
делаются депутатам Госдумы, которые приходят для обсуждения каких-то            
вопросов, каких-то тем в верхнюю палату, если они обозначают принадлежность к   
оппозиционной фракции. На взгляд фракции ЛДПР, это абсолютно недопустимо.       
Необходимо эту пагубную и абсолютно не отвечающую нашим политическим            
традициям норму и практику менять, на это, собственно говоря, и направлена      
данная инициатива. Она вроде бы носит весьма прикладной характер, позволяет     
депутатам из общефедеральной части представлять субъект Федерации от            
законодательного, исполнительного органа, но вместе с тем она отражает те       
изменения в политической системе, которые в Российской Федерации в настоящий    
момент происходят. Вы помните и Тамара Васильевна вспомнила, что не так давно   
мы приняли закон, который формирует так называемую президентскую часть Совета   
Федерации, то есть такое ядро, которое отражает центральную власть в Совете     
Федерации. Это палата регионов, но вместе с тем должно быть ядро, должна быть   
та часть в верхней палате, которая отражает не только интересы субъектов, но    
и интересы центральной власти, потому что в любом федеративном государстве      
есть как полномочия субъектов, так и полномочия всей федерации.                 
                                                                                
Эти изменения, на наш взгляд, приведут к усовершенствованию и развитию нашей    
политической системы, многообразию политическому и реальной конкурентной        
борьбе.                                                                         
                                                                                
Просьба поддержать проект, внесённый фракцией ЛДПР.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже      
нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации           
Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 12.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за               67 чел.14,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.