Заседание № 202
О проекте федерального закона № 324226-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту". Доклад члена Комитета по образованию и науке Эдуарда Шайхулловича Хамитова. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон на рабочем месте. ХАМИТОВ Э. Ш. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По законопроекту о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для контрактников правовых, юридико-технических и лингвостилистических замечаний нет. Комитет по образованию и науке просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть замечания по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
7-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 08 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 200
О проекте федерального закона N№ 324226-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту" (принят в первом чтении 20 октября 2006 года с названием "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трёх лет)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, пожалуйста. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту". Второе чтение. Доклад заместителя председателя Комитета по образованию и науке Сергея Ивановича Колесникова. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ С. И., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Я надеюсь, что в отличие от ранее очень горячо обсуждаемых законопроектов, уважаемые коллеги, этот законопроект вызовет всеобщее удовлетворение, и напомню, что он направлен на обеспечение доступности среднего и высшего профессионального образования для военнослужащих и граждан, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров) или добросовестно отслуживших по контракту в Вооружённых Силах, в других войсках, в воинских формированиях и в органах на воинских должностях не менее трёх лет. В комитет на законопроект поступили отзывы от законодательных органов двадцати одного субъекта Российской Федерации. Все отзывы положительные и не содержат замечаний. Поступило тридцать четыре поправки от депутатов Государственной Думы, из которых двадцать восемь учтены. Отклонённые поправки носят в основном редакционный характер. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Все замечания Правового управления учтены в рабочем порядке, а заключение Правового управления по законопроекту во втором чтении положительное. Приложение 1, которое представляется вашему вниманию, содержит двадцать восемь поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Поправки в основном носят редакционный и юридико-технический характер. Поправки 1 и 2 вносят изменения в название законопроекта и делают его более компактным, устраняют излишнюю детализацию категорий граждан и военнослужащих, проходящих или проходивших военную службу по контракту, и условий прохождения военной службы. Некоторые поправки конкретизируют концепцию данного законопроекта. Это поправки 6, 14 и 19, которые позволяют конкурировать военнослужащим, служащим по контракту, и поступать во все как гражданские, так и военные учебные образовательные учреждения, а ранее было: только в гражданские - так было предложено авторами законопроекта. Есть блок поправок редакционного плана, который касается приведения терминов в соответствие с законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и также изменён термин "получение ими положительных оценок..." на термин "успешное прохождение вступительных испытаний". Остальные поправки являются, по сути дела, лингвостилистическими. Я предлагаю поставить на голосование таблицу поправок 1. И, если позволите, Олег Викторович, я сразу на второй таблице остановлюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, у нас и предполагается, что вы в докладе по всем таблицам докладываете. КОЛЕСНИКОВ С. И. Приложение 2 содержит всего лишь шесть поправок, которые рекомендованы к отклонению. Принципиальной является только поправка депутата Олега Николаевича Смолина, но она противоречит концепции законопроекта. Предлагается установить размер стипендии для обучающихся, отслуживших по контракту, не ниже размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации вместо нормы, которая устанавливает, что размер стипендии на 50 процентов больше того размера, который установлен для студентов федеральных государственных вузов. И не определён источник финансирования дополнительных расходов, они не предусмотрены в федеральном бюджете. Это приведёт к тому, что законопроект придётся отклонять, и нужный закон не пройдёт Совет Федерации или президента, мы просто затянем принятие положительного закона. Остальные поправки в большей степени касаются терминологии. Есть заключение Общественной палаты, в котором содержится ряд замечаний, они все рассмотрены, одно из замечаний совпадает с поправкой Олега Николаевича Смолина, а другие замечания больше касаются уже полномочий правительства, а не законодательного органа и в законе прописаны быть не могут. Поэтому комитет просит поддержать законопроект во втором чтении, уважаемые коллеги. Олег Викторович, я доклад закончил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1 у вас есть, двадцать восемь поправок, принятых комитетом. Есть ли замечания по данной таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 25 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1% Результат: принято Принимается таблица. Вторая таблица - шесть поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Есть ли замечания? Есть. Депутат Кравец, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 4 из таблицы отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 4. Есть ещё замечания у депутатов? Нет, коллеги? Нет. Подводим черту. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, за исключением поправки 4, которую мы обсудим отдельно. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 29 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принимается таблица. Включите микрофон депутату Кравцу по поправке 4. КРАВЕЦ А. А. Коллега Колесников уже обосновывал отказ от внесения данной поправки. Я всё-таки обращаюсь по этому вопросу и к думскому большинству, и ко всем своим коллегам. Очевидно, что люди, отслужившие, данная категория граждан, отслуживших в Вооружённых Силах и иных частях, которые получают возможность продолжить образование, - это взрослые люди, потребности которых нельзя сравнить с потребностями учащейся молодёжи, домашних детей, студентов и так далее. Это, как правило, люди, которые не могут получить поддержку извне, поэтому было бы абсолютно правильно и целесообразно дать им стипендию хотя бы на уровне прожиточного минимума. Что же касается средств, источников финансирования и концепции закона, я полагаю, что это не такая непреодолимая проблема, которую бы наши власти не могли попробовать решить и изыскать сегодня в России, в сегодняшнем бюджете необходимые для этого ресурсы. А в том, что данная позиция в законе стала бы мощнейшим стимулом для того, чтобы люди шли служить на контрактной основе, имея перспективы для своего роста и устройства судьбы в будущем, - в этом, я думаю, ни у кого сомнений нет. Поэтому, коллеги, просил бы поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КОЛЕСНИКОВ С. И. Уважаемый Александр Алексеевич, в принципе можно поддержать ваше предложение, я просто как человек могу это сказать. При обсуждении в комитете мы очень подробно рассматривали вообще все варианты поддержки данной категории студентов, но, к сожалению, я повторяю, мы заложили в бюджете всего лишь сумму на повышение стипендии на 50 процентов. Я думаю, что при подготовке бюджета на следующий год можно этот вопрос ставить и вносить изменения в закон. Я думаю, что только по такому пути надо идти. Если мы не примем данный закон сегодня, то мы ставим под сомнение вообще реализацию закона в следующем году. Просто ущерб будет значительно больше, нежели, так сказать, то, что даст вот такая, я бы сказал... не буду называть её популистской, я не люблю этого слова, но благоприятствующая этим будущим студентам поправка к данному закону. Я всё-таки призываю вас согласиться с тем, что мы должны принять в принципе хороший закон и затем улучшить его, принимая бюджет 2008 года. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование предложение депутата Кравца принять поправку 4, которую он обосновал. Комитет против. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 58 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Результат: не принято Не принимается. Присаживайтесь, Сергей Иванович. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту" (второе чтение). Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 46 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 324226-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трёх лет)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 17. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трёх лет)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Дмитрия Викторовича. Пожалуйста. ЛИВАНОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемая госпожа председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации...)". Действие законопроекта распространяется на граждан, отслуживших установленный срок по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Законопроект предусматривает для указанных категорий лиц, отслуживших в Вооружённых Силах по контракту не менее трёх лет, предоставление права внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных испытаний, создание бюджетных подготовительных отделений, установление повышенной стипендии на весь срок обучения в размере, установленном для студентов вузов очной формы обучения, увеличенном на 50 процентов, предоставление права получения высшего профессионального и среднего профессионального образования по очно-заочной, вечерней или заочной форме обучения военнослужащим-контрактникам, продолжающим военную службу. Принятие законопроекта позволит повысить привлекательность для молодёжи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, будет способствовать обеспечению социальной защиты в сфере образования граждан, которые добросовестно выполнили обязанности воинской службы, ускорению формирования Вооружённых Сил Российской Федерации на контрактной основе. Обучение указанных категорий граждан на подготовительных отделениях вузов позволит подготовить их к обучению, что на деле будет способствовать реализации права на получение высшего профессионального образования, поскольку на практике значительная часть лиц, пользующихся правом внеконкурсного поступления в вузы, очень часто оказывается не в состоянии освоить образовательные программы и, следовательно, подлежит отчислению. По оценкам Министерства обороны России, правами, которые предусмотрены законопроектом, будут пользоваться от трёх до пяти тысяч граждан ежегодно. Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на организацию подготовительных отделений, включая выплату стипендий, и на стипендию студентам в 2007-м и последующих годах. Законопроект был рассмотрен и одобрен Российским союзом ректоров, Профсоюзом работников народного образования и науки, комиссией Общественной палаты Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. С содокладом выступит заместитель председателя Комитета по образованию и науке Сергей Иванович Колесников. КОЛЕСНИКОВ С. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я, как сын военного, могу сказать, что представленный законопроект актуален и направлен на обеспечение доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих (за исключением офицеров, которые, как правило, его уже имеют), причём для тех, кто не менее трёх лет проходит военную службу или добросовестно отслужил по контракту в Вооружённых Силах и других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации. Сейчас льготы в части доступности профессионального образования указанным лицам устанавливаются в ряде статей законов "О статусе военнослужащих", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", но не оговаривается: по призыву или по контракту. Поэтому законодательство не в полной мере обеспечивает указанным лицам в зависимости от срока контрактной службы предоставление льгот при поступлении в гражданские образовательные учреждения профессионального образования и в период их обучения в них. Представленный законопроект актуален ещё и потому, что сейчас идёт реформирование Российской армии, части постоянной готовности переводятся на контрактную основу, причём преимущественно за счёт сержантского состава, и несомненно, что предлагаемые меры послужат стимулом для привлечения на военную службу по контракту молодёжи на должности рядового и сержантского состава. Концепция данного законопроекта предполагает внести изменения в законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О статусе военнослужащих" для военнослужащих, которые проходят не менее трёх лет военную службу по контракту, для их обучения по очно-заочной и заочной форме за счёт федерального бюджета. Предполагается, что право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования будет предоставлено при условии успешных оценок на вступительных испытаниях. Право на внеконкурсное поступление на подготовительное отделение, причём тоже за счёт средств федерального бюджета, также предполагается при условии получения положительных оценок на вступительных испытаниях. Предлагается также внести изменения, устанавливающие гражданам, проходившим в течение не менее трёх лет службу по контракту и уволенным с военной службы в связи с истечением срока контракта, по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, право на те же самые льготы. Обучение в федеральных государственных высших учебных заведениях, на подготовительных курсах или отделениях федеральных государственных высших учебных заведений предполагается за счёт средств федерального бюджета, причём обучающиеся обеспечиваются стипендиями в размере, повышенном на 50 процентов по сравнению со стипендиями других обучающихся. Конечно, в тексте законопроекта есть ряд неточностей. Он громоздок, этот законопроект, стоило бы, я бы сказал, многие его части переписать. Но это не концептуальные неточности, это неточности, которые легко устранимы в период подготовки ко второму чтению. На наш взгляд, законопроект согласуется с нормами действующего законодательства и его принятие, несомненно, будет направлено на повышение статуса военной службы по контракту. На данный законопроект поступили положительные отзывы от двадцати пяти законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сорока одного исполнительного органа власти субъектов Федерации. Положительные отзывы также поступили от двух комитетов-соисполнителей - Комитета по безопасности и Комитета по обороне. Исходя из изложенного комитет считает целесообразным принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Один вопрос у Смолина Олега Николаевича. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Дмитрий Викторович, для истории образовательной политики раскройте инсайдерскую информацию: кто всё-таки предложил этот законопроект - Минобрнауки, Генштаб, администрация президента? Чья на самом деле эта инициатива? Очень интересно. ЛИВАНОВ Д. В. Разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Три руки вижу. Валентина Николаевна, вы хотите вопрос задать? Тогда двое выступающих у нас. Первый - Олег Николаевич Смолин. Я тоже прошу вас ограничиться тремя минутами, Олег Николаевич. Пожалуйста, включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. По этому вопросу даже сэкономлю время, а вот по следующему попрошу полный регламент. Фракция, безусловно, поддержит этот законопроект. Законопроект полностью соответствует великому принципу ЮНЕСКО - образование для всех. Он должен решить две основные задачи. Задача первая - создать реальные, не палочные, а настоящие стимулы для контрактной службы в армии. За образование можно и послужить. Мы это, безусловно, поддерживаем. И второй очень важный момент заключается в том, что мы прекрасно понимаем, что сейчас всё-таки в основном Российская армия вновь стала, как в старые времена говорили, рабоче-крестьянской. Интеллигенция, не говоря уже о людях с высокими доходами, своих детей в армию не отправляет. Это значит, что реально этот законопроект несколько повысит шансы сыновей из семей с низкими доходами, из так называемых простых семей, получить высшее образование, что мы приветствуем. Конечно, законопроект обладает некоторыми несовершенствами. Из серьёзных вещей. Что касается стипендии, я думаю, на 2 тысячи рублей прожить будет достаточно сложно взрослым парням, мы предложим повысить эти стипендии. Вторая позиция - чисто юридико-технические вопросы. Любовь Константиновна, вам с трудом удалось выговорить название этого законопроекта. Я думаю, его без напряжения можно было бы значительно сократить, как и некоторые другие юридико-технические обороты в этом законопроекте, но сути дела это не меняет. Я вам говорю совершенно точно, что, если бы Правительство Российской Федерации вносило только такие законы в Государственную Думу, фракция Компартии превратилась бы в проправительственную фракцию. К сожалению, других законов бывает намного больше, чем таких. Мы поддерживаем этот законопроект и будем работать с ним ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Головатюк, пожалуйста. Включите микрофон. ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает данный законопроект. Единственное, что я хочу сказать: предоставление таких льгот - мировая практика и гражданам, добровольно отслужившим в армии три года и исполнившим свой конституционный долг, государство просто обязано обеспечить высшее образование на льготных условиях. Поэтому я вас прошу поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 50 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принято.
ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Любовь Константиновна. Я по ведению хотела сказать. Когда мы рассматривали закон о дополнительных условиях контрактникам для поступления в высшие учебные заведения, я голосовала за, нажимала, но что-то у меня не сработало.