Заседание № 106

15.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323851-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в связи с дополнением Налогового кодекса Российской Федерации главой 25-1 "Налог на наследование или дарение").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 944 по 1007 из 5508
Приступаем к рассмотрению блока законопроектов, рассматриваемых в третьем       
чтении. Пункт 2. Проект федерального закона "О признании утратившими силу       
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской    
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской      
Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке          
наследования или дарения". Доклад заместителя председателя Комитета по          
бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к     
третьему чтению, прошел правовую, юридико-техническую, лингвистическую          
экспертизы, замечаний не имеется.                                               
                                                                                
В заключение мне хотелось бы еще раз поблагодарить всех депутатов               
Государственной Думы за консолидированную позицию, позволившую подготовить      
закон, которого действительно ждут десятки миллионов граждан нашей страны.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу? Есть два замечания по          
докладу, у Жириновского и у Смолина. Пожалуйста, Жириновский Владимир           
Вольфович.                                                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня к вам замечание, Андрей Михайлович. Вы так радостно    
сказали, что этого закона ждут десятки миллионов. А зачем вы принимали          
предыдущий закон? Вы знаете, какой ущерб нанесен этим законом? Те самые         
десятки миллионов до сих пор не вступили в права наследования. Разве комитет    
и вы, известный адвокат, не понимали, что это ударит только по бедным?          
Богатые у нас не становятся наследодателями, у них имущество оформлено на       
других лиц и находится за рубежом. А ударил тот закон только по бедным.         
Бедные родители умирают, остается домик, а их дети не могут вступить в права    
владения и так далее.                                                           
                                                                                
Вы благодарите нас, а мы вас не можем благодарить. Вот назовите нам, так        
сказать, принцип, почему такой закон был введен в нашей стране? Это закон для   
Западной Европы, для стран, где огромные наследства и несколько очередей        
наследников и государству выгодно с наследников последней очереди взять до 90   
процентов наследственной массы. Это огромные доходы для многих стран мира. У    
нас-то никакой наследственной массы нет, чего же вы эту кальку берете с         
Западной Европы и навязываете нашему обществу чужие, вредные законы?!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Это замечание по докладу     
мы выслушали.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Ответить можно?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, у нас по Регламенту не предусмотрена   
при рассмотрении в третьем чтении процедура вопросов и ответов.                 
                                                                                
И, пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу от фракции слова по          
мотивам голосования по этому законопроекту сейчас или когда сочтете             
возможным. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, присаживайтесь.                        
                                                                                
Перед голосованием, Олег Николаевич, будет предоставлено слово по мотивам.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1150 по 1272 из 5508
Уважаемые коллеги, объявляю "час голосования". По второму вопросу, по           
мотивам, записались Смолин Олег Николаевич, Макаров Андрей Михайлович и         
Митрофанов Алексей Валентинович.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, по мотивам, по второму вопросу.             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации          
поддержит этот законопроект, поскольку он действительно касается                
многих-многих миллионов наших избирателей, в том числе с низкими и средними     
доходами. Вместе с тем наше отношение к этому законопроекту по крайней мере     
двойственное, уважаемые коллеги, ибо от его принятия рядовые граждане           
выиграют какие-нибудь, может быть, сотни или максимум тысячи рублей, а так      
называемые олигархи выиграют миллионы и миллиарды долларов.                     
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что нигде в мире полностью налог на          
наследство не отменен. Кстати, когда президент Джордж Буш-младший пытался       
снизить в Соединённых Штатах Америки налог на наследство - а он там             
достаточно высокий, - то не кто-нибудь, а самый богатый человек на планете,     
Билл Гейтс, собрал подписи под письмом десяти американских олигархов, говоря    
нашими словами, - правда, они в основном заработали средства на высоких         
технологиях, а не на приватизации чужого природного сырья - в этом письме       
было требование к Джорджу Бушу не снижать налог на наследство. Почему? Логика   
Билла Гейтса была очень простой: не развращайте наших детей, им и так много     
достанется, а они и сами должны работать.                                       
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, мы считаем, что этот закон имеет во многом          
политический характер, мы нелояльных олигархов судим и сажаем на довольно       
длительные сроки, а лояльным даем индульгенцию в виде отмены налога на          
наследство. Поэтому фракция оставляет за собой право, и мы будем это делать,    
вносить законопроект, который бы вернул налог на наследство, но только для      
особо крупных наследств, для людей с особо высокими доходами.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам, пожалуйста, по карточке Исаева Андрея Константиновича - Макаров     
Андрей Михайлович.                                                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить внимание на то, что это   
первый закон, который реально начинает реализовать положения, изложенные в      
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Президент       
совершенно справедливо отметил, что никакие богатые люди этот налог не          
платят, между тем как несчастная бабушка, которая хочет подарить своему         
ребенку приусадебный участок, не может этого сделать, потому что нет денег на   
то, чтобы уплатить налог. В данном случае этот закон отвечает интересам         
десятков миллионов людей нашей страны.                                          
                                                                                
И наконец, последнее, что хотелось бы сказать: почему действительно такой       
налог существовал? Этот вопрос поднял Владимир Вольфович Жириновский.           
Наверное, только потому, что он был принят до того, как Владимира Вольфовича    
Жириновского избрали в Государственную Думу.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам от фракции ЛДПР Митрофанов         
Алексей Валентинович.                                                           
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Очень правильно сказал Андрей Михайлович Макаров, хочу         
продолжить его мысль. В 1990 году был принят прежний закон, он был              
грабительским в отношении средних и бедных слоев населения. Только тогда не     
было фракции ЛДПР в Верховном Совете. Сейчас, когда фракция ЛДПР есть, мы       
много лет ставили этот вопрос, вот наконец-то он решился.                       
                                                                                
Через десять лет все наши предложения проходят, но время теряем. Следующей      
обязательно будет экономическая амнистия, вот сейчас говорю. В 1997 году в      
первый раз сказали: проведите экономическую амнистию, подведите черту под       
тем, что было в 90-е годы. Менялось законодательство, мы не могли всё           
контролировать, мы должны отчитаться как законодатели перед теми людьми,        
которые жили в чехарде законов, подвести черту и сказать: с этого момента у     
тех, кто не выполняет, ребята, будут большие проблемы. Но должен был сделать    
это президент, ну и сделает еще, но теряем время.                               
                                                                                
В этой связи еще хочу спросить здесь: почему в 90-м году депутаты Верховного    
Совета такое принимали? Потому что все были перебежчики. Они и страну           
уничтожили потому, что бегали из партии в партию, с платформы на платформу, с   
демплатформы на другую платформу. Рогозин, например, - вот типичный             
представитель, хотя не был в том Верховном Совете: пробежал все партии, был в   
Народной партии, чуть ли не руководил "Единой Россией", сейчас называет         
"Единую Россию" партией шкурных лоббистов и непроходимой серости, то есть       
кинул и сейчас ругает (ничего ему за это не бывает), не отчитался за            
Калининград. И снова и снова всех ругает и так далее. А вы смотрите на всё на   
это, и никто не принимает никаких мер.                                          
                                                                                
Никто не припомнил депутатам Верховного Совета и народным депутатам             
декларацию независимости. Это же было предательство, по сути дела. Почему       
никто не вспомнил это, не сказал? Все поддерживали, хлопали, и некоторые        
сидят даже в этом зале, к сожалению. Это же было предательство! Ну хоть бы      
кто-то сказал: "Да, это была страшная ошибка, мы просто развалили страну и      
пойдем в монастырь и будем замаливать грехи до конца жизни". Ни один человек    
не пошел, все занимаются политикой, все оправдываются. Всё отлично! Пока у      
нас будет такая система, никто ни за что не ответит. Вот кто виноват, что       
двенадцать лет существовал этот дурацкий налог на дарение и наследование? Ну    
кто? Сейчас никто не отвечает за это. В 90-м году кто-то предложил -            
подмахнули, вперед пошли. И сейчас Смолин опять говорит: олигархов надо... Да   
олигархи уже давно решили свои вопросы, у них пятнадцать тысяч схем - через     
Швейцарию, через Кипр. Где вы живете? Что, за пятнадцать лет ничему не          
научились? Ну ладно, в том Верховном Совете вы все ни черта не понимали,        
потому что были выходцами из НИИ, учеными, которые не были допущены к           
секретной работе и ничего вообще не знали о стране, в которой... (Микрофон      
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, от фракций по мотивам все желающие выступили. Ставится на    
голосование в третьем чтении проект федерального закона "О признании            
утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных     
актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные    
акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего    
в порядке наследования или дарения". Пожалуйста, прошу голосовать.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 105

10.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323851-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в связи с дополнением Налогового кодекса Российской Федерации главой 25-1 "Налог на наследование или дарение"; принят в первом чтении 6 июня 2003 года с названием "О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1716 по 2118 из 4697
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 4,    
о проекте федерального закона "О признании утратившими силу некоторых           
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации    
и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в    
связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или     
дарения". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам         
Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию во втором      
чтении предлагается закон, касающийся налога на наследование и дарение.         
                                                                                
Хочу сразу отметить, что, по существу, это первый закон из тех, который нам     
предстоит принять в плане реализации Послания Президента Российской Федерации   
Федеральному Собранию, которое совсем недавно мы с вами слушали в Кремле.       
Комитетом была проделана большая работа. И я хотел бы сразу поблагодарить       
депутатов - только подписавших поправки более тридцати человек. Законопроект    
был доработан и во втором чтении предлагается вам в следующем виде.             
                                                                                
Как и предложил Президент Российской Федерации, мы отменяем налог на            
наследование. Что же касается налога на дарение, то он также отменяется, но     
имущество, переходящее в порядке дарения, будет облагаться подоходным налогом   
по единой ставке - 13 процентов. При этом мы указываем закрытый перечень        
такого имущества, с тем чтобы было возможно администрирование. Под это          
имущество подпадает только то имущество, которое государство реально            
регистрирует и может проконтролировать. Одновременно от налога на дарение по    
предложению комитета освобождаются члены семьи и близкие родственники в том     
случае, если они дарят это имущество друг другу. Для того чтобы не возникало    
какой-то путаницы, я назову этих лиц: это супруги, родители, дети, в том        
числе усыновленные, удочеренные, бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры,      
полнородные и неполнородные. Такова позиция комитета, которая выносится на      
ваше обсуждение.                                                                
                                                                                
А теперь я хотел бы предложить перейти к таблицам поправок.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть таблица поправок,                 
рекомендованных комитетом к принятию, здесь четырнадцать поправок. Есть ли      
необходимость вынести какую-либо из этих поправок на отдельное обсуждение?      
                                                                                
Слово представителю правительства Шаталову Сергею Дмитриевичу. Пожалуйста.      
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Мы просим вынести на отдельное голосование поправку 10.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Я просила бы вынести на отдельное голосование поправки 3, 4 и 10.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 1 поправок,                  
рекомендованных комитетом к принятию, без поправок 3, 4 и 10. Кто за? Прошу     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Давайте начнем с поправки 10. Сначала Шаталов Сергей Дмитриевич, потом          
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, по поправке 10 у правительства есть           
возражения по конструкции, которая касается круга тех лиц, которые полностью    
освобождаются от налога на доход, полученный в порядке дарения. Мы абсолютно    
согласны с конструкцией, по которой от налогообложения освобождаются            
получившие подарки супруги, а также родители или дети, но у нас вызывает        
сомнение необходимость включать в этот перечень других близких родственников,   
имеются в виду бабушки, дедушки, братья, сестры. И мне хотелось бы пояснить,    
почему мы настаиваем на другой конструкции. Дело в том, что доходы,             
полученные в порядке дарения, особенно не самыми близкими родственниками, не    
членами семьи... Я напомню, что по Семейному кодексу членами семьи считаются    
супруги, дети и родители, и здесь мы понимаем, что это единая ячейка, и в       
этой конструкции доходы, как правило, получаются совместными усилиями, и        
подарки в рамках семьи вполне логично было бы освободить от налога на           
дарение. Но когда мы расширяем этот круг лиц, то получается, что и другие       
лица, которые, по большому счету, не участвовали в создании каких-то            
материальных ценностей, которые они получают в виде дохода, от                  
налогообложения освобождаются. Исходя из теоретических соображений это те       
доходы, которые либо просто-напросто свалились с неба, либо являются            
результатом какой-то схемы минимизации налогообложения. И мы полагаем, что      
такие доходы должны подлежать налогообложению по пониженной ставке,             
пятипроцентной, которую мы тоже предлагаем.                                     
                                                                                
Хочу еще заметить, что с учетом того, что мы полностью отказались от            
налогообложения наследований, тот механизм, та конструкция, которая сегодня     
предлагается бюджетным комитетом, в принципе позволяет строить сколько угодно   
длинные цепочки, выводя из-под налогообложения дарение и племянникам, и         
внучатным племянникам, и другим родственникам. Для этого нужно просто           
создавать последовательность отдельных дарений. Если же включить сюда еще       
систему с фиктивными браками, то понятно, что конструкция становится            
практически неограниченной. По этой причине мы просим поправку 10 вот в этой    
части не поддерживать. У нас есть свои поправки, которые находятся в блоке      
отклоненных.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мнение комитета, пожалуйста.                                                    
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, данный вопрос очень подробно рассматривался    
на заседании комитета. Я хотел бы обратить внимание на то, что разница между    
позицией, предложенной депутатами, и позицией, высказанной сейчас               
представителем правительства, состоит не только в бабушках, дедушках, внуках,   
братьях и сестрах. Если мы посмотрим, забегая вперед, поскольку Сергей          
Дмитриевич сослался на таблицу отклоненных поправок, то мы увидим, что также    
предлагается облагать налогом (во всяком случае, из поправки это вытекает) и    
усыновленных, и удочеренных.                                                    
                                                                                
Вопрос совершенно в другом состоит. Вот за что нам так не любить бабушек и      
дедушек? Сейчас уважаемый Сергей Дмитриевич сказал, что доходы, которые         
бабушка дарит своему внуку или брат дарит своей сестре, - это доходы,           
свалившиеся с неба, или какие-то схемы для ухода от налогов, но мы, к           
сожалению, никак не можем с этим согласиться.                                   
                                                                                
Мне хотелось бы сказать, что мы идем в традициях России. Российская семья -     
это не западная семья, в которой ребенок чуть-чуть подрос, и его выпихнули в    
колледж, и больше его нет в семье. Российская семья совершенно другие           
традиции имеет. Я хотел бы заметить, что наш законопроект вот в той редакции,   
в какой мы его предлагаем, восходит корнями аж к Уложению 1857 года. Ну, туда   
посмотрите - это традиционно для России.                                        
                                                                                
Поэтому в данном случае - все-таки извините, ради бога, я вынужден еще раз      
повторить то, что говорилось в комитете, - ну не высказало правительство        
никаких аргументов, для чего же все-таки надо вводить налогообложение           
бабушек, дедушек, внуков, братьев и сестер. Это, безусловно, единая семья!      
Президент совершенно справедливо в своем послании сказал: надо укреплять        
семью. Налог внутри семьи укрепляет эту семью или ее разъединяет? Поэтому       
комитет настаивает на своей позиции.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы выслушали две позиции. Нам необходимо определиться        
голосованием. Ставлю на голосование. Кто за то... (Шум в зале, выкрики.)        
                                                                                
Если Дмитриева Оксана Генриховна хочет свою позицию высказать, то я             
предоставлю ей слово, если есть необходимость. Есть необходимость?              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Дмитриевой Оксане Генриховне.                     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я против предложенной концепции по ряду      
иных соображений, чем у правительства. Дело в том, что фактически полностью     
отменяется налог на дарение с любых состояний близких родственников и с         
любого размера имущества, если это имущество заключается в денежных             
средствах, в коллекциях антиквариата (всё, что ранее облагалось налогом на      
дарение).                                                                       
                                                                                
Я бы сказала, что отмены налога на наследование и дарение в такой форме,        
какая сейчас предлагается, нет ни в каких странах, кроме оффшорных, потому      
что полная отмена налога на наследование и дарение среди стран с известным      
налоговым законодательством существует только на Кипре. Я не знаю, как          
Комитет по безопасности пропустил данный вариант поправки, потому что при       
такой отмене налога на дарение, я считаю, практически будут тщетны любые        
попытки бороться с коррупцией, потому что любое имущество в форме денежных      
средств, подаренное кем угодно... Денежные средства вообще не облагаются        
налогом на дарение, и кто угодно может объяснить возникновение этого            
имущества.                                                                      
                                                                                
Я согласна с правительством в том, что могут строиться различные цепочки по     
передаче в порядке дарения любого имущества. Достаточно, например, бабушке      
жены Абрамовича оформить фиктивный брак с дедушкой зятя Вексельберга - и        
можно передавать любое имущество в любом количестве: и земельные участки, и     
дома - всё что угодно.                                                          
                                                                                
Поэтому мне кажется, что это опрометчивый шаг и с точки зрения социальной       
справедливости, и с точки зрения перспективной, возможной борьбы с              
коррупцией, прежде всего среди чиновничества.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, определяемся голосованием.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите ответить на это? Пожалуйста, Андрей             
Михайлович.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Генриховна! К сожалению,      
то, что вы сказали, не во всем, а точнее, во всем не соответствует              
действительности.                                                               
                                                                                
Во-первых, никакого отношения это не имеет к оффшорным странам просто потому,   
что я могу назвать десятки стран, где налога на наследство и на дарение         
просто не существует, и вы это прекрасно знаете, это обсуждалось в комитете.    
                                                                                
Во-вторых, я не хотел бы сейчас обсуждать такие экзотические варианты с точки   
зрения прохождения закона, как брак бабушки Абрамовича с дедушкой               
Вексельберга. Поверьте на слово, у Абрамовича и Вексельберга есть десятки       
других схем для того, чтобы избежать налогообложения. С другой стороны, не      
Абрамович и Вексельберг подпадают под этот налог. За год в стране по этому      
налогу собирается 350 миллионов рублей сейчас. А при том, что сегодня 40        
процентов ставка налога, значит, он собирается не потому, что Абрамович и       
Вексельберг... И поверьте, не Абрамович и Вексельберг платят эти 350            
миллионов рублей, а простые люди, которые не могут, бабушка там внуку,          
передать обычный приусадебный участок, о чем говорил президент, потому что      
следует налог.                                                                  
                                                                                
Так вот, в данном случае речь идет о другом. А мы специально то что             
регулируется государством, то, что государство проконтролировать может -        
акции, доли, паи, всю недвижимость, транспортные средства, - будем облагать     
налогом по ставке 13 процентов. Это то, что государство реально может           
проконтролировать. Поэтому мне кажется, с возражениями Оксаны Генриховны        
согласиться также нельзя.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 10-я           
поправка. Кто за то, чтобы принять 10-ю поправку? Это мнение комитета.          
Предложение представителя правительства Шаталова и депутата Дмитриевой -        
отклонить.                                                                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Поправка 3.                            
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо.                                                        
                                                                                
Поправка 3 предполагает изъятие из Налогового кодекса главы "Налог на           
наследование или дарение". То есть предлагается отменить налог на               
наследование и дарение, сохранить через подоходный налог в очень ограниченной   
форме.                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, что отмена полностью налога на наследование -   
это опрометчивый шаг, поскольку для того, чтобы защитить основную часть наших   
граждан, совсем не нужно было отменять полностью налог на наследование -        
достаточно было ввести, как в большинстве стран, большой необлагаемый           
минимум, который практически во всех странах примерно равен средней стоимости   
жилья. И для нашей страны такой необлагаемый минимум должен был бы составить    
6 миллионов рублей, и соответственно примерно такой же - на дарение. Таким      
образом, подавляющая часть наших граждан не подпадала бы под налог на           
наследование. Но то, что передача крупных состояний в порядке наследования      
должна облагаться налогом, на мой взгляд, правильно и с точки зрения            
социальной справедливости, и с точки зрения того, что мы должны все-таки у      
класса крупных собственников блокировать паразитические тенденции. То есть      
каждое новое поколение, начиная, должно работать, тогда мы действительно        
создадим эффективный класс собственников. А то, что сейчас предлагается, еще    
раз говорю, - это существенное отклонение от общемировых тенденций и никакого   
отношения не имеет к защите малоимущих и вообще основной части населения. Для   
защиты нужно делать большой необлагаемый минимум, еще раз повторяю: для нашей   
страны это 6 миллионов рублей, тогда 95 процентов населения передавало бы без   
всякого налога на наследование свои дачи, садовые домики, квартиры и машины.    
А крупные состояния должны облагаться налогом на наследование. То же самое по   
дарению.                                                                        
                                                                                
Поэтому, на мой взгляд, это шаг опрометчивый и не имеющий обоснования с точки   
зрения социальной справедливости. Должна была быть совершенно другая            
конструкция закона - не отмена налога, а большой необлагаемый минимум, и        
тогда должны были бы платить порядка 5-6 процентов нашего населения этот        
налог, как в других странах. Там не все платят, там платят 2-3 процента, но     
это крупные собственники, которые и платят налог при наследовании               
собственности.                                                                  
                                                                                
А что касается поступлений, то здесь вы не правы: поступления по 2004 году -    
920 миллионов рублей.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, предложение Оксаны Генриховны также очень      
подробно рассматривалось в комитете и было отвергнуто. По каким основаниям?     
Давайте на секундочку себе представим установление любого вычета, неважно,      
какой он будет, - 100 рублей или 100 миллионов долларов. Что это означает?      
Что все люди, получившие наследство, все наследники или получившие в дар,       
должны были бы прийти в налоговую и оценить это имущество, определить,          
является ли оно по стоимости меньше или больше того вычета, который             
предлагается. Размер вычета при этом не имеет никакого значения. И вот          
представьте себе: у нас в стране порядка двух миллионов человек умирает в       
год, в среднем, минимальное количество, - два наследника, еще миллион дарений   
- пять миллионов человек 30 марта 2006 года выстроились бы в налоговую          
инспекцию в очередь, и это было бы каждый год. Вот ко всем мытарствам убитых    
горем людей добавится необходимость проходить всю эту процедуру оценки          
имущества чиновниками. Кстати, за чей счет это будет происходить: за счет       
государства или за счет самих наследников? Государство к таким тратам не        
готово. А главное - вот уж если Оксана Генриховна вспоминала в связи с          
предыдущим вопросом Комитет по безопасности - тут, я думаю, для комитета        
полное разгулье для борьбы с коррупцией.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3,    
которую комитет предлагает принять. Предложение депутата Дмитриевой -           
отклонить.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Поправка 4. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                            
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я уже изложила свою позицию при аргументации поправки 3,        
здесь то же самое - исключение из Налогового кодекса налога на наследование и   
дарение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мнение комитета вы слышали. Уважаемые коллеги, ставится на голосование          
поправка 4. Кто за то, чтобы принять поправку? Предложение депутата             
Дмитриевой - отклонить.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Здесь тридцать      
восемь поправок. Есть ли необходимость отдельно рассматривать какую-либо из     
поправок, включенных в таблицу отклоненных? Нет. Ставится на голосование        
таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу       
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Есть еще одна поправка, депутатов Самошина, Кармазиной, Усольцева, Лебедева.    
Пожалуйста, Андрей Михайлович, по этой поправке. Комитет ее рассматривал?       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Борис Вячеславович, комитет не рассматривал эту         
поправку, но я говорил с авторами перед началом заседания, насколько я знаю,    
авторы хотели снять эту поправку.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Самошин Андрей Анатольевич.                   
                                                                                
САМОШИН А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы решили свою   
поправочку доработать, поэтому на сегодняшний день ее снимаем.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таким образом, мы рассмотрели все поправки, проголосовали по таблицам и по      
отдельным поправкам. Ставится на голосование во втором чтении проект            
федерального закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных     
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении         
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с       
отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".   
Уважаемые коллеги, прошу голосовать.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 246

06.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323851-3 "О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов" (в связи с дополнением кодекса главой 25.1 "Налог на наследование или дарение").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7968 по 8324 из 10188
Пункт 31 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в      
раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в      
статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в           
Российской Федерации", а также о признании утратившими силу законодательных     
актов Российской Федерации в части налогов и сборов". Доклад Сергея             
Дмитриевича Шаталова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Этим          
законопроектом Правительство предлагает дополнить Налоговый кодекс еще одной    
главой, которая устанавливает налог на наследование и дарение. Этим             
законопроектом предлагаются достаточно серьезные изменения в отношении того     
режима налогообложения, который существует сегодня.                             
                                                                                
Прежде всего, вся терминология и все основные параметры этого налога            
приводятся в полное соответствие с частью первой Налогового кодекса.            
Во-вторых, меняется объект налогообложения. Из-под налогообложения выводятся    
некоторые виды наследования и дарения, которые практически очень сложно         
контролируются. Например, это касается средств на банковских счетах, потому     
что они не регистрируются никакими органами. Это касается предметов             
антиквариата и некоторых других позиций.                                        
                                                                                
Кроме того, предусматриваются достаточно серьезные освобождения от              
налогообложения. Речь идет, напоминаю, о наследовании и дарении. Под            
налогообложение подпадают сейчас здания, строения, сооружения, земельные        
участки, транспортные средства. Это те главные объекты, которые подпадают под   
налогообложение. Но их передача не облагается налогом в том случае, если они    
наследуются супругами или если они дарятся супругом, или в том случае, если     
имущество наследуется, например, близкими родственниками, совместно             
проживавшими с умершим, или в том случае, если оно наследуется иждивенцем,      
находившимся на содержании умершего. Не возникает этот налог и в случае         
наследования инвалидами. Точно так же не подпадает под налогообложение          
имущество, которое в порядке наследования передается другим лицам от лиц,       
которые погибли при защите Родины или при других подобных обстоятельствах.      
                                                                                
Налоговая база определяется с достаточно большим вычетом, который увеличен по   
сравнению с действующим размером примерно в два с половиной раза. При           
наследовании 200 тысяч рублей не облагаются налогом, сегодня - 85 тысяч. И      
при дарении не облагаются налогом подарки в размере до 20 тысяч, сегодня это    
8,5 тысячи рублей.                                                              
                                                                                
Снижены и ставки налога по сравнению с теми, которые действуют сегодня.         
Максимальная ставка не превышает 13 процентов, в то время как в настоящее       
время она действует до 40 процентов. Для близких родственников эта ставка       
установлена на уровне 5 процентов. Вот основные параметры этого налога.         
                                                                                
Хочу еще заметить, что при обсуждении в бюджетном комитете ставился вопрос о    
том, что еще в рамках этого налога следует предусмотреть, что под               
налогообложение может подпадать также наследование ценных бумаг, долей в        
предприятиях, а также предприятий как имущественного комплекса. Мы согласны с   
такой постановкой вопроса и в принципе готовы при подготовке ко второму         
чтению эти замечания учесть.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара.       
Пожалуйста, Николай Николаевич.                                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Комитет,        
сразу хочу сказать, поддерживает принятие указанного законопроекта в первом     
чтении. Те положительные устремления, которые двигали авторами этого закона,    
приведение в соответствие с частью первой Налогового кодекса, единство          
терминологии и определений - всё это, вне всякого сомнения, положительные       
моменты данного законопроекта.                                                  
                                                                                
Что касается упомянутых Сергеем Дмитриевичем замечаний, то хочу сказать, что    
вопрос, касающийся ценных бумаг, денежных вкладов, долей имущественного         
комплекса, упоминался. Но говорить о том, что комитет уже принял однозначное    
решение, что это должно быть включено в качестве замечаний во второе чтение,    
- такого решения комитет не принимал.                                           
                                                                                
Мы обсуждали тот текст, который обсуждали. Что считаем важным упомянуть с       
точки зрения предмета доработки во втором чтении?                               
                                                                                
На сегодняшний день этот налог зачисляется в местный бюджет. Суммы налога       
небольшие. По-разному оценивается поступление: примерно 300 - 350 миллионов     
рублей по стране. Но тем не менее ясное указание, куда зачисляется              
поступление от данного налога, в действующем законодательстве есть. В новом     
законопроекте это впрямую в тексте не упоминается, хотя в пояснительной         
записке говорится, что адрес поступления сохраняется прежний.                   
                                                                                
Теперь далее, на что нужно обратить внимание. Мы считаем, что с точки зрения    
юридической техники тот факт, что объект налогообложения признается не с        
момента вступления в право наследования, а на день открытия наследства,         
приведет к тому, что плательщиками будут являться и лица, получившие            
наследство, но отказавшиеся от него. Такие ситуации бывают. Есть категория      
людей, которые, получая наследство, не в силах оплатить даже те небольшие       
налоги, которые, возможно, мы примем.                                           
                                                                                
Сергей Дмитриевич сказал, что ставки - 5, 9 и 13, максимальная - 13. Мы         
считали бы необходимым проработать возможность сохранения двух ставок - 5 и     
13. В противном случае возникают возможные парадоксы, когда, скажем, внук,      
наследуя от бабушки, должен платить 5 процентов, а если возникает (а такие      
ситуации могут быть) обратная ситуация, то ставка налогообложения - уже 9       
процентов.                                                                      
                                                                                
Кроме того, мы считаем, что необлагаемый минимум, то есть 200 тысяч в порядке   
наследования и 20 тысяч в порядке дарения, - цифры недостаточные и их можно     
было бы увеличить.                                                              
                                                                                
Есть еще ряд замечаний технического характера. В целом мы считаем необходимым   
рекомендовать Государственной Думе поддержать данный законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                         
                                                                                
Не уходите с трибуны, Николай Николаевич.                                       
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста. Покажите, пожалуйста, записавшихся.          
                                                                                
Пожалуйста, Грачёв Иван Дмитриевич.                                             
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос только, говорите.                           
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Безразлично.                                                       
                                                                                
Для точного понимания концепции закона я прошу ответить просто на два           
вопроса. Что будет, если я обычную квартиру приватизированную, в тысяч          
тридцать, допустим, долларов, передаю брату по наследству или дарю? И что       
будет, если пакет акций на миллион долларов передается "третьей воде на         
киселе"?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Сергей Дмитриевич Шаталов.       
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Да, спасибо.                                                      
                                                                                
В соответствии с тем текстом, который сегодня рассматривается и обсуждается,    
в первом случае возникает объект налогообложения. А какова сумма налога,        
дальше определяется степенью родства (этот фактор принимается во внимание,      
потому что это влияет на ставку), а также стоимостью этого имущества, потому    
что из этой стоимости нужно вычесть необлагаемый минимум, и получается тот      
результат, к которому нужно применять ставку.                                   
                                                                                
Если же наследуются ценные бумаги, например акции акционерного общества, то     
исходя из того, что здесь сейчас рассматривается, это под налогообложение не    
подпадает. Но я в своем выступлении сказал, что этот вопрос обсуждался в        
бюджетном комитете. Я не говорил, что бюджетный комитет принял решение при      
подготовке ко второму чтению учесть эти обстоятельства, но мы сами говорим о    
том, что при подготовке ко второму чтению и в отношении акций, и в отношении    
долей в уставном капитале других организаций, и в отношении предприятия как     
имущественного комплекса, по-видимому, следует предусмотреть, что объект        
налогообложения и, соответственно, налог будут возникать тоже. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар хотел добавить.                                       
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Да, я хочу сказать только одно, что эта постановка вопроса         
отнюдь не означает очевидной необходимости включения ценных бумаг в объект      
налогообложения. Как я понимаю, авторы законопроекта хотели нащупать тот        
механизм, который приведет к реальным поступлениям по данному виду              
налогообложения. Вспомните, мы понизили ставку подоходного налога, а            
поступления от него возросли. На сегодняшний день реально эти операции от       
налогообложения уводятся. И если мы включим норму, о которой здесь              
неоднократно упоминалось, по поводу ценных бумаг или долей имущественных        
комплексов, это вовсе не значит, что мы получим поступления от                  
налогообложения этих операций. Это будет только означать одно: что              
предварительно все эти акции будут продаваться, и отнюдь не "в белую", от       
этих операций будут уходить, они сразу уйдут в тень.                            
                                                                                
Я бы не торопился сейчас обсуждать вопрос, к обсуждению которого мы на          
сегодняшний день не готовы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иван Игнатьевич Никитчук.                                           
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Георгий Валентинович, у меня вопрос к Сергею Дмитриевичу.        
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, просто для понимания          
принимаемого законопроекта. Такая ситуация: умирает дедушка, для того чтобы     
бабушке переписать дом на себя, сегодня сдирают с нее, ну я не знаю, грубо      
говоря, три шкуры. Что будет происходить в соответствии с этим законом вот в    
такой ситуации? Домишко хиленький, и иногда при переоформлении требуется        
денег больше, чем стоит этот дом.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, наверное, к Сергею Дмитриевичу Шаталову.          
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Да, спасибо. В этом случае, если внук вступает в наследство, то   
стоимость этого ветхого домика определяется по инвентаризационной стоимости.    
Предположим, она оказалась 250 тысяч рублей, из этой суммы вычитается           
необлагаемый минимум, который составляет 200 тысяч рублей, с оставшейся суммы   
нужно будет уплатить налог по ставке 5 процентов. Это не бабушка платит,        
бабушка уже умерла, это внук заплатит.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар.                    
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Коллеги, во-первых, это далеко не смешной вопрос... (Шум в         
зале.)                                                                          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Нет, если речь идет о том, что наследуют супруги, то в этом       
случае налога нет вообще, независимо от стоимости имущества. Вот в том          
проекте, который мы сегодня рассматриваем, это написано черным по белому: в     
случае наследования супругом или в случае дарения супругом сумма не             
принципиальна, это вообще не облагается.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гончар Николай Николаевич.                    
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Я к автору вопроса. Вопрос, который вы задаете, к данному закону   
не имеет отношения. Он имеет отношение к будущему, надеюсь, что мы              
когда-нибудь все-таки будем обсуждать этот закон, может быть, в следующем       
созыве, - закон о государственной пошлине. Может быть, налог и не платится,     
но сколько стоит оформление того, что унаследовала супруга или супруг? Иногда   
бывает, что это с точки зрения объекта налогообложения копейки, а процедура     
оформления, уплата госпошлины, подтверждение у нотариуса и прочее, и прочее     
стоит очень больших денег. Но, коллеги, к этому вопросу мы перейдем, когда      
внесем закон о государственной пошлине.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Адриан Георгиевич Пузановский.                
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос к Сергею Дмитриевичу.                              
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, Гражданский кодекс исчерпывающим образом           
описывает порядок и права наследования, в том числе и по объектам имущества.    
В предлагаемом проекте мы видим ограниченный перечень видов имущества,          
подлежащих в процессе наследования налогообложению. Скажите, чем это было       
вызвано, есть какие-то предпосылки юридического плана по этим ограничениям,     
трудности? Почему отсюда ушли и ценные бумаги, и депозиты, и валютные           
ценности и так далее? Чем это было вызвано?                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Это хороший вопрос, я попробую на него ответить.         
Правительство, когда предлагало этот законопроект, стремилось сделать в         
максимальной степени работоспособным этот закон с тем, чтобы, когда он будет    
принят, он работал, а не представлял собой некие декларации о намерениях.       
Сегодня, например, не подлежат какой бы то ни было регистрации средства         
налогоплательщика на счетах в банке. Когда они наследуются кем-нибудь - это     
тоже нигде и никем не оформляется. Поэтому налоговые органы не могут            
проконтролировать, произошла такая передача средств или нет, особенно это       
касается дарения. Также нет государственной регистрации, например, в            
отношении предметов антиквариата. Поэтому мы тоже исключили это из              
налогообложения.                                                                
                                                                                
С другой стороны, сегодня, например, под налогообложение попадают только        
жилые помещения. Не попадают, например, гаражи, кафе, производственные          
помещения, которые могут принадлежать гражданину. В этой версии они есть,       
потому что такая регистрация недвижимости предусмотрена и это можно             
проконтролировать. Также у нас были проблемы, связанные с тем, что далеко не    
всегда акции или доли в уставном капитале подлежат регистрации, и именно        
поэтому мы их не включили. Но я говорил, что на самом деле тема есть и ее       
можно обсуждать.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар хотел добавить.     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Я хотел бы, честно говоря, возразить. Сергей Дмитриевич, на        
сегодняшний день налоговые органы имеют полную возможность фиксировать размер   
средств на счетах граждан, остатки на конец налогового периода, такая           
возможность есть. Стоит ли включать это в данный закон - отдельный вопрос.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Николаевич.              
                                                                                
Есть ли необходимость проведения дискуссии? Есть. Открываем и проводим          
прения. Сейчас мы их откроем, и тогда желающих выступить будет много.           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Мы обсуждали    
эту тему, и я хочу сказать от имени своих товарищей, что мы будем               
поддерживать этот законопроект с таким расчетом, что во втором чтении мы        
обязательно в уплату налогов за дарение, за наследство включим и ценные         
бумаги, и передачу предприятий, и целый ряд других вопросов, которыми должен    
быть дополнен данный законопроект. Я просто для стенограммы хочу это            
обозначить. Мы будем поддерживать принятие в первом чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Буткеев, Владимир Анатольевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Я тоже, как и Геннадий Васильевич, коротко скажу. Подтверждаю,    
что мои коллеги тоже поддерживают данный законопроект. Хотели бы тоже ко        
второму чтению уточнить то, что касается наследников первой очереди. Нам        
приводят примеры, что, допустим, за рубежом облагается наследство налогами,     
но приводятся в пример, как правило, богатые страны. Когда они были беднее,     
там не взимались такие большие налоги.                                          
                                                                                
Поэтому я думаю, что по наследникам первой очереди в настоящее время лучше      
все-таки снизить - ниже 5 процентов сделать налогообложение, если нельзя,       
допустим, не поддерживается нулевая ставка, то, может быть, 1-1,5 процента.     
Это касается наследников первой очереди - детей и родителей. Ну а в целом,      
безусловно, мы поддерживаем, в том числе и те предложения, о которых говорил    
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. В отличие от моих коллег я не вижу необходимости голосовать     
за данный законопроект в первом чтении, поскольку концепция представленного     
законопроекта, если ее можно выловить, заключается в следующем: обложить        
налогом на наследование, дарение бедных и среднеобеспеченных и освободить от    
налога на наследование, дарение богатых и сверхбогатых.                         
                                                                                
Давайте посмотрим: всё, что передается, кроме как супругу, супруге,             
облагается налогом на наследование, если сумма превышает 200 тысяч рублей.      
Это значит, что передача детям, внукам, племянникам любой квартиры на сумму     
больше 6 тысяч долларов (а это практически любая квартира в любом месте         
России) будет облагаться налогом на наследование. По дарению там ставка еще     
меньше - это 600-700 долларов, или 20 тысяч рублей.                             
                                                                                
Теперь следующее. При передаче ценных бумаг налог не взимается, при передаче    
антиквариата налог не взимается, то есть при передаче всего того, что реально   
составляет какое-то богатство, налог предлагается не взимать.                   
                                                                                
Теперь что касается имущества, используемого в предпринимательских целях.       
Правительство, когда писало закон, по-моему, вообще забыло о том, что теперь    
у населения есть имущество, используемое не только в личных целях, но и в       
предпринимательских. Здесь ситуация еще более абсурдная. При передаче мелким    
собственником в порядке наследования или дарения фермы, мастерской,             
парикмахерской, мелкой, его наследник будет платить налог или 5, или 13, или    
9 процентов. При передаче крупного состояния в виде ценных бумаг наследник      
либо получатель дара налог платить не будет.                                    
                                                                                
С точки зрения передачи имущества, которое составляет капитал, вообще нет       
никакой концепции, или концепция полностью абсурдная. Мелкий собственник -      
фермер, малый предприниматель - платит налог при передаче земельных участков,   
при передаче помещений, при передаче транспортных средств, а крупный            
собственник, который имеет всю собственность в виде ценных бумаг, не платит.    
                                                                                
Поэтому я считаю, что сейчас совершенно несвоевременно голосовать за данный     
законопроект, поскольку концепции нет. Когда концепция появится у               
законопроекта, тогда и нужно за нее голосовать в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость в заключительном слове, Сергей Дмитриевич? Нет. Николай   
Николаевич? Нет.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование данный проект федерального закона. Все точки зрения     
вы слышали.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.             60,4%                        
Проголосовало против           12 чел.              2,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.             36,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.