Заседание № 58

12.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323735-3 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4459 по 4717 из 7189
Пункт 29, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5        
Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Доклад         
представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Юрия Афанасьевича         
Шарандина. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ШАРАНДИН Ю. А., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.          
                                                                                
Благодарю, Артур Николаевич.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Совет Федерации, внося этот законопроект, имеет целью        
решить две задачи. Задача первая - выразить свое несогласие с тем, что          
конституционные полномочия, предоставленные Совету Федерации, передаются        
федеральным законом другому органу, даже не органу государственной власти, а    
государственному органу. И вторая задача - это урегулировать законодательную    
ситуацию, при которой даже теоретически Совет Федерации не принимает решение    
о назначении выборов Президента Российской Федерации.                           
                                                                                
Что касается первой задачи, то здесь речь идет о следующем. Как известно, в     
действующей редакции закона установлено, что в случае если Совет Федерации не   
назначит выборы Президента Российской Федерации, то выборы назначаются и        
проводятся Центральной избирательной комиссией. Конституционный Суд             
Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 1999 года указал на то, что   
"в силу статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации и исходя из             
установленной ею системы сдержек и противовесов никакие органы                  
государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не       
принадлежащие им конституционные полномочия" (конец цитаты). В нашем случае     
мы имеем прямое присваивание, прямую передачу предмета исключительного          
ведения Совета Федерации другому органу, который даже не является органом       
государственной власти, а является просто государственным органом. Как          
известно, положение, в соответствии с которым Совет Федерации назначает         
выборы президента, содержится в статье 102 Конституции, где и перечисляются     
предметы ведения Совета Федерации. Представим себе на секунду, что Совет        
Федерации согласился бы с такой постановкой вопроса. Это означало бы, что       
одно из полномочий Совета Федерации перешло к иному органу. Тогда сразу         
открывается возможность посмотреть и статью 103 Конституции Российской          
Федерации, где определены предметы ведения Государственной Думы, например       
такой предмет ведения, как назначение, скажем, аудиторов Счетной палаты,        
половины аудиторов Счетной палаты. Представим себе на секундочку, что в         
законе о Счетной палате написано: если Государственная Дума не назначает        
половину состава аудиторов Счетной палаты, то ее назначает, например,           
кто-нибудь другой. Думаю, что Государственная Дума с такой постановкой          
вопроса вряд ли бы согласилась.                                                 
                                                                                
Я еще раз хочу повторить, что Совет Федерации, рассматривая очень серьезно      
закон, который к нам пришел для одобрения, на самом деле проявил мудрость,      
несмотря на очень сильные высказывания отдельных наших членов, мы не стали      
тормозить весь закон в целом, понимая, что это норма, на самом деле не          
работающая, что Совет Федерации всегда проведет назначение выборов              
президента. И, таким образом, мы не стали тормозить и процесс подготовки        
политических сил Российской Федерации к выборам президента в целом.             
                                                                                
Сама по себе конструкция, которая начинается со слова "если", на наш взгляд,    
не должна иметь место в подобного рода регулировании правоотношений. Обратите   
внимание на формулировку: если Совет Федерации не назначает, то назначает       
Центральная избирательная комиссия. А где гарантия, что если Совет Федерации    
не назначит, то обязательно назначит Центральная избирательная комиссия? Там    
меньше членов, поэтому им труднее кворум собрать. "Если", "если", "если" -      
вот такая ситуация, на наш взгляд, не должна иметь место.                       
                                                                                
И тем не менее, придерживаясь этой точки зрения, мы предприняли попытку         
урегулировать эти правоотношения, но по нашему предложению эти правоотношения   
в данном случае должны быть урегулированы самим законом. И вот здесь, на наш    
взгляд, происходит очень серьезный поворот в юридическом мышлении               
парламентариев, в юридическом мышлении в принципе в нашей стране: исчезает      
чья бы то ни было воля, исчезает чей бы то ни было произвол, возникает          
ситуация, когда событие назначается законом, и никто не может это событие ни    
переместить, ни отменить. В качестве аналогии могу вам привести пример.         
Именно законом Российской Федерации установлены такие события, как              
празднование Нового года, все другие праздничные дни, а также выходные дни, и   
никто не ожидает, будет 1 Мая назначено или нет, 1 Мая - это 1 Мая. Поэтому     
мы сделали так, что в наших формулировках - я хочу это подчеркнуть, и по        
этому поводу не было никаких возражений - абсолютно однозначно установлена      
дата проведения выборов президента по истечении срока его полномочий. Эта       
дата установлена и с учетом попадания этой даты на праздничный день, и          
переноса выходного дня, с учетом всех нюансов.                                  
                                                                                
Мы получили некоторые замечания, на которых я сразу хотел бы остановиться, но   
эти замечания, на наш взгляд, никоим образом не отвергают нашей правоты.        
Например, одно из основных возражений заключается в том, что нет даты, когда    
принимается решение о проведении выборов. По логике возражающих, если Совет     
Федерации не назначает, то нет даты, от которой надо исчислять все              
процессуальные сроки. На самом деле это не так. Потому что есть дата            
проведения выборов, от которой Центральная избирательная комиссия может         
спокойно исчислить все процессуальные сроки и обозначить период выдвижения,     
период регистрации, период проведения агитации и так далее. Но если на этом     
уважаемые коллеги будут настаивать, мы согласны на внесение после принятия в    
первом чтении поправки, которая бы говорила о том, что днем принятия решения    
о проведении выборов считается первый день после истечения срока, отведенного   
Совету Федерации на принятие такого решения. Вот тогда уже и совсем понятна     
будет дата: десять дней Совету Федерации дали, если он не выполнил свои         
конституционные полномочия, следующий, одиннадцатый день - это день принятия    
решения. Тогда будем считать уже не от даты выборов, а от этого дня. Это        
легко исправляется поправкой и никак не может тормозить весь законопроект в     
целом.                                                                          
                                                                                
Основное возражение уважаемого комитета Государственной Думы по                 
конституционному законодательству заключается в том, что Центральная            
избирательная комиссия не подменяет Совет Федерации. С этим утверждением мы     
согласиться не можем категорически, потому что в двух строчках закона           
содержатся слова: если Совет Федерации не назначает, то тогда назначает и       
проводит... Феноменально: назначает и проводит Центральная избирательная        
комиссия! Так что здесь термин "назначает" имеет абсолютно одно и то же         
значение.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что аналогичные нормы, конечно, имеют    
место, в том числе, например, в законе "О выборах депутатов Государственной     
Думы...", поэтому я сразу хотел бы и на этот вопрос ответить, косвенно. Мы      
защищаем интересы Совета Федерации, что я здесь с этой высокой трибуны и        
делаю, а уж чьи права ущемляются формулировками других законов - ну, это        
пусть будет делом того, кто является субъектом права законодательной            
инициативы.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание. Я готов ответить на вопросы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Афанасьевич.                                
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному          
законодательству и государственному строительству Александра Петровича          
Москальца.                                                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Действующая редакция закона     
"О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что проведение       
выборов президента в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и   
федеральным законом, является обязательным и эти выборы назначает Совет         
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Ну а в случае если        
Совет Федерации не назначит выборы президента, то согласно пункту 3 статьи 5    
этого закона они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией   
Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, в этой ситуации          
Центральная избирательная комиссия (и докладчик об этом говорил), как           
государственный орган, осуществляет и якобы присваивает не принадлежащие ей     
конституционные полномочия по назначению и проведению выборов.                  
                                                                                
Вполне вероятно, что Совет Федерации в данном случае как бы занимается          
расширением правового пространства вокруг себя, но провозглашение при этом      
тезиса "если не я, то никто более" в этом вопросе нам представляется не         
совсем уместным. Тут как бы нет даже простой логики. Вот представьте себе       
ситуацию, что Совет Федерации не назначил выборы Президента Российской          
Федерации. Тогда они, по их видению, считаются автоматически назначенными по    
Федеральному закону "О выборах Президента Российской Федерации". И если это     
так, то можно Совет Федерации вообще из этой схемы исключить, а выборы и так    
будут считаться назначенными. Мне, вообще, не очень понятно, тем более с        
учетом принятого нами в прошлую среду федерального закона по инициативе         
Совета Федерации, как Совет Федерации может не назначить выборы.                
                                                                                
Ну не буду развивать тезис общих рассуждений, а представлю вам только           
правовой анализ. Вот обратимся сначала к Конституции. Согласно пункту "д"       
части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации назначение выборов          
Президента Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации. Эта       
исключительная компетенция, мы полагаем, означает не только право, но и         
обязанность Совета Федерации назначать указанные выборы в сроки,                
установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. И я      
думаю, наши коллеги это понимают, а раз понимают, то в соответствии с           
Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" (это пункты 3   
и 5 статьи 5) решение о назначении выборов должно быть принято в виде           
постановления Совета Федерации или решения Центральной избирательной            
комиссии. Таким образом, проведение выборов Президента Российской Федерации     
затруднительно без принятия и издания соответствующего юридического акта -      
постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или   
постановления (решения) Центральной избирательной комиссии Российской           
Федерации. К тому же закон требует, чтобы решение о проведении выборов было     
официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через    
десять дней со дня его принятия. А что же нам публиковать, если выборы будут    
только считаться назначенными? Не придется ли нам в таком случае заниматься     
прессовкой воздуха руками? Правовых понятий тут не очень много для              
определения такой ситуации.                                                     
                                                                                
Установленная законодательством обязанность Центральной избирательной           
комиссии назначить и провести выборы Президента Российской Федерации в          
предусмотренных федеральным законом случаях, мы считаем, отнюдь не умаляет      
прерогативы Совета Федерации, а является дополнительной гарантией обеспечения   
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными    
в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также     
участвовать в референдуме. Проведение выборов президента без принятия и         
последующего опубликования юридического акта об их назначении может повлечь     
этакую правовую неопределенность, в том числе в применении ряда положений и     
самого федерального закона. Избирательное законодательство в целом исходит из   
обязанностей принятия юридических актов уполномоченными органами при            
назначении выборов любого уровня и предусматривает соответствующие этому        
правовые механизмы. Реализация предложенного законопроекта повлекла бы          
необходимость серьезной переработки всего пласта законодательства о выборах и   
референдуме. И еще неизвестно, что тут было бы лучше - правовая                 
определенность или же правовые изыски. К тому же деятельность Центральной       
избирательной комиссии достаточно нормативно обустроена. Ее полномочия четко    
указаны и в главе IV Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных   
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно   
которой комиссия обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права    
на участие в референдуме, осуществляет подготовку и проведение выборов и        
референдумов в Российской Федерации, является федеральным государственным       
органом, организующим подготовку и проведение выборов.                          
                                                                                
Завершая содоклад, остановлюсь, как считают авторы законопроекта, на их         
основном доводе в обоснование своей позиции. Этот довод состоит в том - и это   
указано в пояснительной записке, - что Конституционный Суд в постановлении от   
11 ноября 1999 года указал на то, что "в силу статей 10 и 11 Конституции        
Российской Федерации и исходя из установленной ею системы сдержек и             
противовесов, никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а   
тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия". Не       
хочу сказать, что в чем-то здесь было лукавство, тут есть отступления от        
оригинального текста, но я вам читал довод и текст авторов. Но главное и не в   
этом даже, а в том, что в пункте 4 вот этого постановления Конституционный      
Суд, объясняя в этом документе по запросу Государственной Думы конституционно   
значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы, отмечает, что      
невозможно принятие ею закона с момента роспуска и что в силу как раз статей    
10 и 11 Конституции и исходя из установленной ею системы сдержек и              
противовесов никакие органы госвласти не вправе осуществлять, а тем более       
присваивать не принадлежащие Государственной Думе полномочия. Мы полагаем,      
что Совет Федерации расширительно распространяет этот тезис на другие           
ситуации, что не всегда правильно, а в данном случае и опасно.                  
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству предлагает данный законопроект отклонить.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Малышкин, пожалуйста.         
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. У меня вопрос к докладчику. Вот у меня такое впечатление: как    
дети... Вот что, им там делать нечего, что ли? Вот надуются и такую важность    
изображают! Да придите лучше сюда и посоветуйте нам, где взять деньги на        
повышение детских пособий, - вот это будет действительно важно.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так к кому вопрос-то? К Совету Федерации?                 
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. К докладчику.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Афанасьевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ШАРАНДИН Ю. А. Вы знаете, я провел минимум пять дней здесь, в Государственной   
Думе, ожидая очереди на выступление в силу разных причин, выступил только вот   
на пятый день. Получил огромный информационный импульс! Правда, так и не        
понял, где взять деньги на детские пособия. Но что касается деятельности        
уважаемой палаты, опыта ее работы, проведения законов и так далее, здесь я      
получил огромное количество информации. Теперь мы обязательно займемся и        
поиском денег на детские пособия. Спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вы и своих коллег приглашайте к нам почаще.       
Сегодня у нас, кстати, очень много выступало членов Совета Федерации.           
                                                                                
Есть ли еще вопросы к докладчикам? Нет. Есть те, кто хочет выступить?           
Горячева Светлана Петровна? Ну ладно, тогда голосуем. Уважаемые коллеги, кто    
за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменений в         
статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"?       
Прошу определиться голосованием. Мнение комитета вам известно.                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.7,3%                                      
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     43 чел.                                          
Не голосовало                 407 чел.90,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                

Заседание № 57

10.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323735-3 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона, касающихся порядка назначения выборов президента).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5405 по 5427 из 6765
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5         
Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Доклад         
представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Юрия Афанасьевича         
Шарандина.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Плигину Владимиру Николаевичу по карточке         
Климова Владимира Владимировича.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Юрий              
Афанасьевич Шарандин, к сожалению, не смог быть. Я прошу не фиксировать его     
отсутствие, потому что он два дня был в Государственной Думе, а сейчас          
вынужден был уйти. Поэтому я прошу поставить законопроект после 16 часов 12     
ноября.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у нас есть возможность, Владимир Николаевич, и при     
фиксации его отсутствия поставить потом на нужное время.                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. 16 часов 12 ноября.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я считаю, что, если отсутствует докладчик, значит,   
надо просто зафиксировать в стенограмме, что докладчик по данному вопросу       
отсутствует.