Заседание № 235
О проекте федерального закона № 323384-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части перераспределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 43. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Томской области депутата Государственной Думы Владимира Александровича Жидких. Пожалуйста. ЖИДКИХ В. А., фракция "Единая Россия". Уважаемое высокое собрание, Артур Николаевич, Владимир Вольфович! Я уполномочен депутатами Государственной Думы Томской области доложить проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". О чём, собственно говоря, идёт речь? После принятия изменений в 95-й закон по итогам 122-го закона, по мнению томских законодателей, произошло существенное снижение социальной защищённости категории граждан, нами называемых тружениками тыла, то есть тех граждан, которые в годы Великой Отечественной войны проработали в тылу на предприятиях не менее шести месяцев и награждены медалями или орденами за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а таких граждан сегодня в Российской Федерации один миллион пятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот человек. До этого они пользовались льготами по лекарственному обеспечению, зубопротезированию, проезду в городском и пригородном транспорте. С 1 января 2005 года меры их социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и размер указанной поддержки зависит от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации. Это привело к существенному снижению объёма социальных гарантий указанных категорий граждан и дифференциации, обусловленной различием в социально-экономическом развитии регионов. В то же время эти граждане внесли существенный вклад в общее дело страны - победу в Великой Отечественной войне. В связи с этим депутаты Государственной Думы Томской области предлагают увеличить и унифицировать представляемые труженикам тыла меры социальной поддержки, уравнять их с федеральными льготниками. И это предлагается сделать путём внесения изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Конкретно законодательная инициатива, представленная Государственной Думой Томской области, заключается в том, что они предлагают обязательства субъектов Федерации по отношению к категории граждан, называемых тружениками тыла, исключить из их полномочий и передать на федеральный уровень. Вот в этом суть инициативы. Прошу коллег поддержать данное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Содоклад будет делать вместо депутата Магдеева Лев Александрович Коршунов. Пожалуйста. КОРШУНОВ Л. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые Артур Николаевич, Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рассмотрел представленный Государственной Думой Томской области проект федерального закона № 323384-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Владимир Александрович разъяснил суть предложенного законопроекта, который направлен на перераспределение полномочий по предметам совместного ведения между уровнями публичной власти. При обсуждении данного законопроекта в комитете было отмечено, что закрепление полномочий, связанных с решением вопросов социальной поддержки тружеников тыла, за субъектами Федерации было установлено федеральным законом номер 95, о чём тут уже говорилось. Но одновременно были внесены и соответствующие изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, предусматривающие перераспределение налоговых поступлений в бюджеты субъектов Федерации для покрытия расходов на исполнение в том числе и данного полномочия. Необходимо отметить, что в текущем, 2007 году объём средств федерального бюджета в составе Федерального фонда софинансирования социальных расходов, предоставляемых субъектам Российской Федерации в форме субсидий на частичное возмещение расходов их бюджетов по осуществлению мер социальной поддержки тружеников тыла, определён в сумме 4 миллиардов 176,2 миллиона рублей. В следующем, 2008 году также предусмотрены средства в объёме 3 миллиардов 803 миллионов рублей. Очевидно, что предложенные законопроектом изменения приведут к увеличению соответствующих расходов федерального бюджета. Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Представленный законопроект указанных положений не содержит. На основании вышеизложенного Комитет по делам Федерации и региональной политике не считает возможным поддержать рассматриваемый законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Я так вижу, вопросов нет. Есть. Кибирев, пожалуйста, потом Владимир Вольфович Жириновский и Локоть. Нет, не Локоть, а Кузнецов. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Артур Николаевич. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Лев Александрович, вы сказали о том, что труженики тыла заслуживают такую поддержку и нуждаются в ней, что положение их, так сказать, не очень здорово сегодня, что деньги федеральный бюджет передаёт для этих целей бюджетам субъектов. Вот у меня вопрос к вашему Комитету по делам Федерации и региональной политике: да где же та сила и есть ли эта сила, которая бы при наличии вот этих всех возможностей понудила, порекомендовала, заставила субъекты выполнять их роль, то есть тратить те деньги, которые они получают из федерального бюджета, на поддержку ветеранов, тружеников тыла? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лев Александрович. КОРШУНОВ Л. А. Я выскажу свою точку зрения. Я думаю, что различные субъекты Федерации имеют различное финансирование и различное финансовое обеспечение. И если этот закон для субъектов Федерации, как мы говорим доноров, вполне приемлем, то для ряда субъектов Федерации, в частности Алтайского края, я думаю, этот закон достаточно сложно выполним. И мне кажется, что, если уж сегодня действительно смотреть в корень, эту проблему можно решить двумя путями. С одной стороны, бесспорно, софинансирование на федеральном уровне должно обеспечиваться в большем объёме для таких субъектов, где не хватает финансовых ресурсов. С другой стороны, возможно, в принципе надо будет изменить сегодняшнюю схему перераспределения полномочий - это то, о чём тут говорилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов, ваш вопрос. Потом Жириновский. ИЗ ЗАЛА. Другой Кузнецов, наверное. КУЗНЕЦОВ В. Е. Нет Василия Федотовича сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один Кузнецов у нас вопросы задаёт всё время. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня к содокладчику тоже вопрос. Вы когда называли цифры, которые заложены для субъектов Российской Федерации, то видно было, что каждый год эти цифры сокращаются примерно на 10 процентов. Видимо, предполагается, что за год похоронят примерно 10 процентов наших участников войны, работавших в тылу. Вы ведь согласились практически с тем, что 122-й закон - это и докладчик сказал - ухудшил ситуацию, с ней субъекты не могут справиться, а комитет отклоняет предложение региона. Где логика, вообще? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. КОРШУНОВ Л. А. Комитет отклоняет данный законопроект по одной простой причине: мы с вами приняли бюджет в первом чтении, и если мы сегодня говорим о каком-либо софинансировании, то тогда надо внимательно пересмотреть все статьи бюджета, которые в первом чтении приняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к Владимиру Александровичу Жидких: почему всё-таки законодательный орган Томской области называется Государственная Дума? Содокладчик правильно обозначил: Томская областная... И тут же конкретный по данному законопроекту вопрос. Вы предполагали, что с принятием этого закона нужно будет сразу вносить изменения в бюджет на этот год и на следующий, а мы уже утвердили бюджет на следующий год и внесли изменения и в налоговое законодательство, и в Федеральный закон "О ветеранах", и в закон о государственной социальной помощи, и на этих основаниях комитет и предлагает отклонить. Вы специально так сделали или просто не знали? Может быть, комитет должен был оказать какую-то помощь? А то получается так, что инициатива хорошая, я лично поддержу её, а комитет считает, что в таком виде принимать законопроект нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жидких. ЖИДКИХ В. А. Владимир Вольфович, начну с первого вопроса. Как известно, власть в Российской Федерации делится на уровни: федеральный, региональный и органы местного самоуправления. Исходя из этого депутаты Томской области ещё первого созыва приняли решение назвать представительный орган власти субъекта Федерации - Томской области - Государственной Думой Томской области. Это справочно. А теперь отвечаю на второй вопрос. На самом деле, как сказано в пояснительной записке, которую в адрес Государственной Думы направили томские законодатели, предполагается, что этот законопроект должен приниматься одновременно с внесением изменений и в бюджетный, и в налоговый кодексы, и в закон "О ветеранах". Видимо, так и нужно делать, Владимир Вольфович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лев Александрович, вам есть что сказать по этому поводу или понятно? Пожалуйста, включите микрофон. КОРШУНОВ Л. А. В порядке справки то же самое. Дело в том, что действительно был предложен законопроект о ветеранах, но согласно принятому в своё время решению он был возвращён в Томск на доработку. Я думаю, что после доработки этот законопроект снова вернётся в Государственную Думу, и тогда будет возможность эту тему обсудить снова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите выступить? Включите микрофон депутату Островскому. Пожалуйста, ваш вопрос, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Лев Александрович, вы в своём выступлении сказали, что данный законопроект принимать нельзя, поскольку он входит в противоречие с нынешним бюджетом и придётся принимать много поправок в различные кодексы, в бюджет. Вот мне кажется, что это не очень корректная позиция. Когда всё-таки был внесён Думой Томской области этот законопроект - до рассмотрения бюджета Государственной Думой или после? А то получается, что если он внесён до, то какие-то игрушки уже на этой теме сознательные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лев Александрович. КОРШУНОВ Л. А. У меня тут даты нет, к сожалению. В июне был внесён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Год назад. Уважаемые коллеги, вопросы все. Есть желающие выступить? Владимир Вольфович, вам даётся одна минута. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не согласен с позицией Думы Томской области в том плане, что они так решили и назвали. Это ведь не шутки, понимаете? Вот вы решили и так назвали, а это предполагает, что есть отдельное томское государство. И не надо путать название органа с полномочиями. У вас есть полномочия только в рамках Томской области. То же самое Ставрополь - у них тоже почему-то Государственная Дума. Ярославль... Где-то Народный Хурал, где-то Совет. Это всё приводит к печальным последствиям. То государственная империя, то Советский Союз, то федерация, а потом люди оказываются за границей. Потом говорят: а у вас, собственно, в Конституции написано, что вы имеете право выходить из данного государства. Вот думали, что можно так сделать, а последствия очень печальные. Поэтому я бы всё-таки предложил вам переименовать. И должно быть единое наименование всех местных парламентов - областная Дума, а ещё лучше (в перспективе это будет, видимо, единица государства) - край. Будет когда-нибудь и краевая Дума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. Включите микрофон депутату Шеину. Он не включается, давно вы не говорили. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, тогда другое дело. Включите микрофон по карточке Рогозина. ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Фракция "Справедливая Россия" будет голосовать за данный законопроект, мы считаем его принципиально важным. Этот законопроект касается миллионов наших соотечественников, трудившихся в годы Великой Отечественной войны. Больше того, могу сказать, что думская комиссия по изменению 122-го федерального закона в принципе рекомендовала вернуть тружеников тыла в категорию федеральных льготников. К большому сожалению, данная думская комиссия не работает уже практически полтора года, тем не менее решение данного вопроса я считаю принципиально важным сегодня, и поэтому мы поддерживаем предложение, которое здесь прозвучало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, спасибо. Все, кто хотел, выступили. Пожалуйста, Спиридонов. Включите микрофон депутату Спиридонову. Пожалуйста, Юрий Алексеевич. СПИРИДОНОВ Ю. А., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас проявляется такая тенденция в последнее время: правительство уходит от ответственности перед гражданами и за экономику, и за социальные последствия того, что происходит в России, всё сваливается или на частный бизнес, или на регионы, или на муниципалитеты. Мы сегодня начинаем обсуждать последствия глупости, которая была совершена в этом зале, когда ветеранов - тружеников тыла (отдельная категория ветеранов) вдруг опустили с федерального уровня. Они выполняли указания, выполняли решения Правительства Советского Союза, Россия является правопреемником, и поэтому государство отвечает за всех людей, и не надо уходить от этой ответственности. Я вас прошу поддержать инициативу томичей. А где средства брать? В бюджете Российской Федерации, а не в местном бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства желает выступить? Представитель президента? Нет. Заключительное слово требуется? Нет. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 12 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Не принято.