Заседание № 95
26.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 323129-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1721 по 2128 из 5635
9-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Дмитрий Вячеславович Костенников. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемые депутаты, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, было подписано 22 июня 2017 года в городе Москве. Соглашение заключено в рамках выполнения международных обязательств, взятых Российской Федерацией по Договору между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве, и направлено на обеспечение - в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи - лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Абхазии. По соглашению Российская Федерация на основании сведений, которые предоставляет Республика Абхазия, о размере средств, необходимых для обеспечения потребностей граждан России в льготных лекарственных препаратах и медицинских изделиях, предусматривает и направляет в Республику Абхазия целевые средства финансовой помощи и осуществляет мероприятия по проверке выполнения Республикой Абхазия данных задач. Республика Абхазия осуществляет ведение регистра граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия и имеющих право на соответствующую социальную помощь, использует перечисленные средства финансовой помощи для закупки лекарственных средств и медицинских изделий (преимущественно российского производства), обеспечивает реализацию прав указанных граждан и создаёт условия для проверки реализации названных мер, которая проводится уполномоченными органами Российской Федерации. Категории граждан, имеющих право на льготное обеспечение, определены в соглашении в соответствии со статьёй 6-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", к ним относятся: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды и дети-инвалиды. В настоящее время в регистр включены сведения о 3716 гражданах. Также во исполнение Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации утверждены перечень лекарственных препаратов, включающий 357 наименований, и перечень медицинских изделий, включающий пять наименований (они предназначены для больных сахарным диабетом). Поскольку соглашением устанавливается, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан Российской Федерации будет производиться за пределами территории Российской Федерации органами власти иностранного государства, то соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как содержит иные правила, чем предусмотренные законом, и его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина. Срок действия соглашения определён до 31 декабря 2019 года и может быть продлён путём подписания дополнительного соглашения. В соответствии с расчётами на реализацию соглашения понадобится около 50 миллионов рублей в год, необходимые финансовые средства в федеральном бюджете предусмотрены. Проект федерального закона подготовлен Минздравом России в соответствии с требованиями Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств, а также Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза. Прошу депутатов Государственной Думы поддержать законопроект и проголосовать за его принятие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вячеславович, присаживайтесь. С содокладом выступает Константин Фёдорович Затулин, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Как вы слышали, вашему вниманию предложена ратификация заключённого в прошлом году Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия. Хочу сказать, что постоянно проживающих на территории Республики Абхазия граждан Российской Федерации насчитывается, по данным переписи, 186 тысяч человек, из них на сегодняшний день к категориям, которые в соответствии с этим соглашением обеспечиваются лекарственными средствами, относятся 3716 человек, речь идёт об инвалидах, о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах с детства, участниках боевых действий - всего девять категорий, которые указаны в приложении к этому документу. Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками просит депутатов Государственной Думы проголосовать за ратификацию этого соглашения. Я хотел бы отметить, что в процессе обсуждения была проделана определённая работа, и не только наш комитет поддержал, но и комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддержал ратификацию. Я хочу также отметить, что за ратификацией этого документа последует вынесение на ратификацию аналогичных документов - соглашения с Южной Осетией, затем (или, может быть, прежде этого) соглашения, связанного с обеспечением обязательного государственного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Абхазии. Обращаю ваше внимание на то, что Министерство здравоохранения, представитель которого, статс-секретарь Дмитрий Вячеславович Костенников, только что выступал, очень ответственно отнеслось к обсуждению этого документа в Государственной Думе. Мы обсуждали его не только на заседании комитета с приглашением представителя правительства, но затем по инициативе статс-секретаря Министерства здравоохранения прошло ещё одно совещание, где мы ставили более общие вопросы - об организации системы охраны здоровья граждан России, проживающих за рубежом. Это серьёзный вопрос, и это связано не только с Абхазией, но и с Приднестровской Молдавской Республикой, с ДНР, ЛНР и другими территориями конфликтов на постсоветском пространстве, и я хочу отметить заинтересованное отношение министерства. Я убеждён, что мы должны поддерживать граждан Российской Федерации, где бы они ни находились. И вполне может быть, что в будущем станет актуально перейти к новым формам работы, например прийти к тому, чтобы на территории Абхазии был на самом деле открыт российский медицинский центр, чтобы все знали, что вот русский госпиталь в Абхазии, куда люди приходят и где имеют право оздоравливаться. Это имеет важное политическое значение, не только для здравоохранения, ибо вы хорошо знаете, что Грузия продолжает претендовать на Абхазию и Южную Осетию и перешла к новой тактике, значительно более изощрённой, чем прежняя: в соседнем с Абхазией Зугдидском районе Грузии открыт медицинский центр, где совершенно бесплатно и без всяких проблем принимают граждан Абхазии, лишь бы они лечились на территории Грузии. Мы, конечно, должны хорошо понимать, ради чего это делается помимо гуманных целей. Поэтому хочу поддержать ратификацию и от имени комитета, который обсуждал этот вопрос у себя на заседании, предложить вам за неё проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Вячеславович, между Россией и Абхазией в 2017 году наряду с рассматриваемым соглашением также было заключено соглашение о сотрудничестве в области организации обязательного медицинского страхования граждан России, постоянно проживающих в Абхазии. Поясните, пожалуйста, готовится ли данное соглашение к ратификации? КОСТЕННИКОВ Д. В. Максим Анатольевич, да, данное соглашение внесено Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, оно проходит согласование в комитетах Государственной Думы. В комитете по здравоохранению такое обсуждение уже прошло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Вячеславович, предусмотрен ли какой-либо контроль целевого использования ресурсов, которые мы выделяем, или всё только на доверии основывается? КОСТЕННИКОВ Д. В. Иван Михайлович, соглашение содержит правило, в соответствии с которым компетентные органы Российской Федерации осуществляют контроль расходования этих средств, а к компетентным органам Российской Федерации в данном случае относятся и Росздравнадзор, и Счётная палата Российской Федерации в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Дмитрий Вячеславович, несколько коротких вопросов. Первый: предусмотрено ли, скажем так, для абхазских льготников, для наших российских граждан, которые там живут, право отказаться от лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации? Второй: количество граждан отдельных категорий, которое указывается, составляет 4 процента от общего числа, но этого мало, в России таких граждан 10-11 процентов - почему такое малое количество, может быть, недостаточное количество учтено? Третий: почему запланировано финансирование в размере 50 миллионов рублей? Если льготников 3700, то на каждого человека получается по 1200 рублей в месяц, а в России - 800 рублей в месяц, то есть как делались эти расчёты? И четвёртый вопрос: не проще ли закупать эти препараты на территории России и поставлять в Абхазию, чем кому-то сегодня доверять, не имея там собственной структуры? КОСТЕННИКОВ Д. В. Алексей Владимирович, что хотелось бы ответить? Начну с ответа на последний вопрос: вопрос о механизме реализации этого соглашения - вопрос договорённостей. Мы включили в соглашение положение о том, что закупаться будут лекарственные препараты и медицинские изделия преимущественно российского производства. Контроль за расходованием этих средств предусмотрен, и пока мы посмотрим, как будет реализовываться соглашение в течение того срока, на который оно заключено, под контролем компетентных органов Российской Федерации. Что касается количества граждан, которые получают право на обеспечение в данном случае льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, то расчёт производился на основании той численности, которую включили в регистр органы здравоохранения Республики Абхазия. Если таких граждан будет больше, соответственно, определённый резерв на этот счёт у нас имеется. Что касается конкретных арифметических расчётов, я сейчас их пояснить вам не могу, но принимались в расчёт те же самые нормы по социальному обеспечению, которые предусмотрены и для российских граждан, с учётом индексации. Вы спрашивали ещё о праве отказаться: такое право не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон включите. ЗАТУЛИН К. Ф. Я хотел бы добавить. На самом деле расчёт, который мы можем легко произвести, говорит о том, что в квартал на то количество людей, которое было заявлено Министерством здравоохранения Республики Абхазия, по нашим нормам следует расходовать 11 миллионов 600 тысяч рублей, в год эта сумма составит 46 миллионов. У нас в бюджете на этот год заложено 50 миллионов рублей, соответственно, есть определённый люфт: если число людей увеличится, будет возможность компенсировать. Мне кажется, здесь всё вполне предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Вячеславович, на заседании комитета мы очень плодотворно и активно обсуждали это соглашение, на многие вопросы вы ответили, почти на все. Константин Фёдорович сейчас сказал по поводу активизации Грузии в сфере медицинского обслуживания, и мы вас просили проработать в министерстве соответствующий вопрос. Всё-таки есть ли конкретные, реальные сроки открытия российского медицинского центра или филиала центра от Краснодарского края на территории Абхазии для обслуживания граждан России? КОСТЕННИКОВ Д. В. Виктор Петрович, эта тема обсуждалась впервые на заседании комитета одновременно с обсуждением проекта закона о ратификации настоящего соглашения, поэтому, конечно, такого срока не только нет, но нет также и поручения Правительства Российской Федерации об организации работы по открытию такого центра. Это пока ещё на уровне инициативы, которую следует прорабатывать, и не только в Российской Федерации, прорабатывать совместно с Республикой Абхазия, с её органами здравоохранения и органами государственной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, я хочу добавить к ответу на этот вопрос. Действительно, это пока инициатива, кстати, инициатива, которая была выдвинута депутатами Государственной Думы в процессе обсуждения. Мы хорошо знаем примеры, когда на некоторых территориях, особенно в конфликтных зонах, действуют, как правило, медицинские учреждения нашего Министерства обороны: это, например, российский военный госпиталь в Приднестровье или, скажем, морской госпиталь Черноморского флота в Севастополе, который работал на протяжении всего периода, пока Крым - насильно - пребывал в составе Украины. И мы прекрасно знаем, что население стремится в эти лечебные заведения, потому что считает, и небезосновательно, что уровень обслуживания в них выше, чем в местных лечебных заведениях. Я, поддерживая в принципе эту идею, хочу в данном случае ещё раз обратить внимание Министерства здравоохранения на то, что функционирование общедоступного медцентра за рубежом было бы гораздо более показательным, чем просто перечисление средств на лекарства и другие нужды. Это нужно делать, и с этого нужно начать: российский медцентр был бы гораздо более адресным удостоверением нашей помощи населению той же Абхазии. Ведь фактически численность населения Абхазии совпадает с количеством граждан Российской Федерации в Абхазии: как правило, все люди в Абхазии имеют российские паспорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Вячеславович, отчасти я уже услышал ответ на свой вопрос, но хотелось бы, чтобы вы более чётко высказали вашу официальную позицию здесь, в стенах Госдумы. Из содоклада мы услышали, что - помимо Абхазии - прорабатываются вопросы о заключении подобных соглашений с другими странами СНГ, и вроде как мы услышали ответ, что министерство не против. Хотелось бы, чтобы вы сказали более конкретно: прорабатываются ли вопросы о заключении подобных соглашений с другими странами, и если да, то на каком уровне? И, если возможно, сообщите сроки рассмотрения. КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. В данном случае речь не идёт о государствах - участниках СНГ, Абхазия и Южная Осетия к таким государствам не относятся. Мы обсуждали на заседании комитета, и сейчас это прозвучало, что на ратификацию идёт целый пакет подготовленных и подписанных документов: соглашения о включении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, проживающих в Республике Южная Осетия, в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации - соглашения с этими республиками соответственно. С другими государствами, которые вы обозначили как государства - участники СНГ, такая работа в настоящее время не ведётся, оснований для этого пока нет. Что касается вопроса лекарственного обеспечения по аналогии со способом, которым это осуществляется в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия, такой вопрос прорабатывается, но обязательства по заключению такого соглашения базовый договор с Республикой Южная Осетия не предусматривает, поэтому это вопрос отдельный. Хотелось бы также отметить, что Российская Федерация не ограничивается перечислением средств на льготное лекарственное обеспечение при решении вопросов организации медицинской помощи для граждан Российской Федерации, которые проживают в этих республиках; на территории Российской Федерации это осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, Российской Федерацией ведётся планомерная работа по модернизации систем здравоохранения республик Абхазия и Южная Осетия, восстанавливаются, модернизируются, строятся новые объекты здравоохранения за счёт средств бюджета Российской Федерации; Российская Федерация перечисляет средства на содержание медицинского персонала этих организаций; Российская Федерация организует обучение и повышение квалификации персонала. Мы полагаем, в настоящее время достаточно много делается для медицинского обеспечения и лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, которые проживают в этих двух республиках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, хотел бы ещё раз обратить ваше внимание: если мы сегодня ратифицируем это соглашение, вслед за этим, как уже было сказано, будет решаться вопрос о вынесении на ратификацию Государственной Думой следующих соглашений: с Республикой Абхазия это будет соглашение - оно уже находится в работе в Государственной Думе, внесено в Государственную Думу - об обязательном медицинском страховании граждан России, проживающих в Абхазии; готовятся аналогичные документы в отношении Южной Осетии. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЗАТУЛИН К. Ф. Но я хотел бы обратить внимание, что нам обязательно надо найти формулу для того, чтобы применить эти нормы к гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приднестровской Молдавской Республики - она не признана, к сожалению, поэтому у нас есть затруднения, - и, безусловно, на востоке Украины, если это потребуется. Вот то, что, мне кажется, в перспективе нам предстоит, но пока это ещё в проработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Вячеславович, скажите, пожалуйста, а вот сумма, которая предусматривается на лекарства для граждан, проживающих в Абхазии, будет выделена дополнительно или за счёт средств бюджета из общих сумм? КОСТЕННИКОВ Д. В. Наталья Дмитриевна, это совершенно целевые средства, которые выделяются дополнительно и идут только на эти цели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Дмитрий Вячеславович, у меня вопрос, который уже несколько раз поднимался здесь, по поводу других территорий, но всё-таки хотелось бы узнать конкретно по Приднестровью. Я так понимаю, что по схеме, подобной той, по которой мы действуем сейчас, у нас вряд ли получится достичь результата, поэтому хотелось бы понять, есть ли какое-то понимание у Министерства здравоохранения, каким образом планируется действовать в данной ситуации, с учётом того что мы должны отдавать себе отчёт, что международные договоры сейчас не получится заключить, тем не менее несколько сотен тысяч наших граждан проживают компактно на данной территории. Поэтому вопрос: есть ли какое-то понимание, что нам делать дальше, хотя бы предварительная оценка? КОСТЕННИКОВ Д. В. Павел Валентинович, это вопрос, конечно, не только к Министерству здравоохранения. Надо сказать, что и этой республике оказывается соответствующая помощь, в том числе лекарственная, но Министерство здравоохранения после проработки этого вопроса высказало свою позицию и внесло предложения в Правительство Российской Федерации, и сейчас этот вопрос дополнительно прорабатывается, вероятно, именно теми должностными лицами в правительстве, которые отвечают за его решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 41 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Закон принят единогласно.