Заседание № 69

15.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323021-3 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты государственной границы; принят в первом чтении 26 марта 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3488 по 3580 из 5142
Пункт 5, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный        
кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской          
Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному,   
арбитражному и процессуальному законодательству Валерия Васильевича             
Гребенникова.                                                                   
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, в октябре текущего года мы с вами приняли этот               
законопроект в первом чтении. К законопроекту поступил ряд поправок от          
законодательных собраний субъектов Федерации и от ряда депутатов. Проект        
подвергся некоторой переработке, причем надо отметить три основных момента,     
на которые следует обратить внимание. Первое - это то, что мы внесли поправки   
одновременно с внесением изменений и дополнений в Уголовный кодекс. Мы          
уточняли поправки, которые были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс.       
Второе - это то, что мы переработали проект, рассмотренный в первом чтении, с   
точки зрения уточнения редакции норм, касающихся организации незаконной         
миграции. И третье - мы внесли в него поправки, вытекающие из принятого нами    
25 октября законопроекта, внесенного депутатом Плигиным. Вот три главных        
момента, на которые надо было обратить ваше внимание.                           
                                                                                
Законопроект рассмотрен комитетом. Подготовлены две таблицы: таблица            
поправок, рекомендуемых к принятию, и таблица поправок, рекомендуемых к         
отклонению. Комитет просит вас поддержать рекомендации нашего комитета об       
утверждении решений относительно таблиц поправок и принятия этого               
законопроекта во втором чтении. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. У нас тут эпидемия среди     
докладчиков - проблемы с голосом.                                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Кто за то, чтобы принять эту    
таблицу? Прошу проголосовать.                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице отклоненных поправок? Кто за то, чтобы      
принять таблицу отклоненных? Прошу проголосовать.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, есть постановление о принятии законопроекта в третьем чтении. Есть     
возражения у представителей президента, правительства? Депутатов? Коллеги, в    
рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный законопроект в          
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 15

26.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 323021-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты государственной границы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4831 по 4839 из 6001
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я прошу рассмотреть вопрос    
о переносе вперед и рассмотрении прямо сейчас пункта 28 нашей повестки.         
Проект, который там значится, весьма актуален, а из-за того, что его долго не   
ставили в повестку, он стал еще и очень срочным. Я на следующей неделе буду     
отсутствовать в Москве, потому что уезжаю в служебную командировку, а при       
обычном порядке ведения нашего заседания сегодня мы, боюсь, можем не успеть     
его рассмотреть. В этой связи прошу вас перенести его и рассмотреть прямо       
сейчас.                                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5153 по 5328 из 6001
Теперь переходим, как мы с вами договорились, к пункту 28 порядка работы: о     
проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный      
кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской          
Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному,   
арбитражному и процессуальному законодательству Валерия Васильевича             
Гребенникова. Пожалуйста.                                                       
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые члены палаты, вашему вниманию предлагается          
проект, разработанный с учетом предложений членов Межведомственной рабочей      
группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного             
законодательства Российской Федерации. На самом деле в рамках нашей рабочей     
группы мы рассматриваем очень много вопросов и предложений по внесению          
изменений в законы, и эти изменения всегда вырастают из практики, часто, к      
сожалению, негативной. Такая практика сложилась и применительно к данному       
проекту закона на наших пограничных пунктах, и не только на пограничных         
пунктах, в связи с нелегальными переходами границы, нарушениями границы         
нашими должностными лицами.                                                     
                                                                                
В этой связи на базе тех обобщенных аналитических данных, которые представили   
Министерство внутренних дел, пограничная служба, Министерство иностранных       
дел, разработан проект закона. Согласно этому проекту в Уголовный кодекс        
Российской Федерации предлагается включить дополнительную статью 322-1,         
которая устанавливает ответственность за создание организованной группы в       
целях незаконной миграции. Надо вам сказать, что статья 322 Уголовного          
кодекса предусматривает ответственность за незаконное пересечение               
Государственной границы Российской Федерации, но за последнее время             
участились случаи создания специальных организованных преступных группировок,   
которые устраивают такого рода незаконную миграцию.                             
                                                                                
Учитывая, что правоохранительными органами фиксируются факты неоднократного и   
злостного нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства            
законодательства Российской Федерации о гражданстве и правовом положении        
иностранных лиц в Российской Федерации, предлагается также включить в           
Уголовный кодекс статью 322-2, которая будет устанавливать ответственность за   
злостные нарушения законодательства, то есть за неоднократные нарушения,        
повлекшие за собой особо тяжкие последствия. Поскольку по поводу вот этой       
статьи, устанавливающей ответственность за злостные нарушения, были большие     
споры, я хотел бы, пользуясь случаем, пояснить, что вообще в Уголовном          
кодексе уже существуют такого рода статьи, предусматривающие ответственность    
именно за злостные нарушения. Мы здесь новеллы не вводим, хотя у многих         
юристов это вызывает вполне закономерные вопросы. Тем не менее мы вынуждены     
ставить об этом вопрос, потому что на самом деле это очень и очень больная      
тема, очень велики здесь и очень часты нарушения.                               
                                                                                
Далее. Поскольку предлагается ввести дополнительные статьи в Уголовный          
кодекс, то предлагается ввести в Уголовно-процессуальный кодекс                 
соответствующие им статьи, которые бы устанавливали обязанность по проведению   
дознания, по проведению предварительного расследования. Соответственно, это     
предлагается отнести к уже существующим статьям Уголовно-процессуального        
кодекса в зависимости от того, о каком правонарушении или преступлении идет     
речь.                                                                           
                                                                                
Предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об                  
административных правонарушениях, которые предполагают усилить                  
ответственность за нарушение режима государственной границы, режима в пунктах   
пропуска через государственную границу и, в частности, за нарушение             
должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации               
иностранного гражданина, или гражданином Российской Федерации правил            
пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.    
Кроме того, проектом предлагается установить административную ответственность   
лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не            
зарегистрировавшимся в установленном порядке в качестве индивидуальных          
предпринимателей, в осуществлении предпринимательской деятельности на           
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
И наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Кодекс предлагает   
установить ответственность транспортной или иной организации, осуществляющей    
международные перевозки, за доставку в Российскую Федерацию нелегально          
иностранных граждан или лиц без гражданства без установленных                   
законодательством документов на право въезда в Российскую Федерацию.            
                                                                                
Законопроект рассматривался на заседаниях Комитета по законодательству          
Государственной Думы третьего созыва, нашего комитета, Комитета по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, а    
также на заседании Комитета по конституционному законодательству и              
государственному строительству. И после доработки с учетом замечаний,           
высказанных на заседании комитета, а также Государственно-правовым              
управлением Президента Российской Федерации, проект предлагается вашему         
вниманию в доработанном виде, просим вас его поддержать. Спасибо.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие будут вопросы к Валерию Васильевичу?       
Так, вижу: Антуфьев и Рыжков. Два вопроса.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Антуфьеву.                               
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В. Валерий Васильевич, я хотел бы, чтобы вы уточнили. Мы говорим    
об участии в деятельности и руководстве группой по организации незаконной       
миграции. Получается, что за руководство такой группой - от двух до семи лет    
лишения свободы, а за участие в деятельности этой группы - только денежный      
штраф. Вам не кажется, что слишком резкая градация между участником группы и    
руководителем?                                                                  
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Нет, не кажется, потому что на самом деле то, что в           
диспозиции статьи указано, не означает, что нужно вот так четко разделить: за   
это - одно, за это - другое. Предполагается, что суд при рассмотрении           
уголовных дел о совершении этих преступлений будет принимать решение с учетом   
тяжести содеянного и назначать соответствующее наказание.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович.                                      
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Валерий Васильевич, здесь очень многие представляют приграничные   
регионы, в том числе граничащие с теми государствами, где достаточно мягкий     
режим границы, скажем, Оренбург, Саратов, Омская область, мой родной            
Алтайский край имеет сотни километров границы с Казахстаном, например. И я      
просто знаю, что по жизни тысячи наших сограждан, десятки тысяч имеют           
контакты приграничные: чем-то торгуют, ездят друг к другу, кто-то покупает      
что-то на территории Казахстана, продает в России и наоборот. В чем мое         
опасение? Развейте его, если можно. Не получится ли так, что мы рубанем в       
буквальном смысле этого слова по десяткам тысяч наших соотечественников,        
которые в этих приграничных районах сегодня имеют чисто гуманитарные связи с    
соседями, и не получится ли так, что за ними завтра будут гоняться и            
применять уголовные и административные санкции? Не нанесем мы тем самым ущерб   
собственному населению, собственным гражданам в этих регионах?                  
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемый Владимир Александрович, этому вопросу ровно         
столько лет, сколько лет Содружеству Независимых Государств, которое            
образовалось после распада Советского Союза. Как только мы оказались в разных   
государствах, появилась эта проблема. И с тех пор, как мы стали над этим        
работать в России, мы пытаемся эту проблему решить именно с учетом того         
опасения, на которое вы сейчас указываете. Могу вам сказать, что в нашем        
законодательстве сегодня, в частности в законе "О правовом положении            
иностранных граждан...", предусмотрена возможность свободной миграции граждан   
в приграничных территориях. Единственное, что мы поставили сегодня в качестве   
такого вот заградительного барьера, - это то, что мы просим, чтобы все          
прибывающие в Российскую Федерацию, прибывающие любым образом, легализовались   
путем получения и заполнения миграционной карты. Причем эта миграционная        
карта, как вы знаете, является документом, который дает человеку право          
путешествовать по территории, приезжать на территорию Российской Федерации и    
уезжать обратно. И она не уничтожается после того, как человек пересек          
границу, удалившись к себе, в свое государство, а служит только для того,       
чтобы мы могли учесть легальных иммигрантов в Российскую Федерацию. Потому      
что на самом деле, действительно, когда российские граждане пересекают          
границы наших сопредельных государств, - хотя вы и говорите, что там, во        
многих из этих государств, гораздо более мягкое приграничное                    
законодательство, к сожалению, это не совсем так, а иногда даже совсем не       
так, - то наших граждан там более жестко рассматривают, возможность их          
въезда, чем мы рассматриваем прибывающих к нам мигрантов. Так что, в общем,     
мы стараемся где-то на началах взаимности, а где-то даже более мягко            
относиться к мигрантам, чем там относятся к мигрантам нашим. Мы стараемся       
легализовать прибывающих к нам иностранцев, потому что вы сами знаете, что      
происходило, когда мы совсем не вели никакого учета.                            
                                                                                
Я уверен, что предлагаемые изменения никоим образом не помешают людям,          
осуществляющим родственный, дружеский, коммерческий обмен, продолжать           
заниматься своим делом, но станут барьером на пути именно тех, кто пытается     
организовать преступные группировки, которые поставляют сюда незаконных         
рабов.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончены. Присаживайтесь, Валерий Васильевич.                          
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Представитель               
правительства, представитель президента? Ставлю на голосование: принять в       
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс           
Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных          
правонарушениях". Пункт 28.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    8 чел.1,8%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.