Заседание № 126
О проекте федерального закона № 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кузьмин Михаил Владимирович, пожалуйста. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера мы приняли рассматриваемый законопроект во втором чтении, причём существенно уточнили его, приняв и отклонив соответствующие поправки. Законопроект согласован со всеми институтами и готов для принятия в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Есть желающие. Давайте запись проведём. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, может быть, если нет возражений, заслушаем два выступления, а потом перерыв сделаем? Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич, с места. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Я быстро. Просто хотелось бы сказать, что, конечно, нас радует принятие этого закона, учёт поправок, потому что, так или иначе, идея спецсчетов, которую первым высказал Владимир Вольфович Жириновский, здесь учитывается, но хотелось бы сказать, что всё-таки позиция нашей партии - дальнейшее огосударствление этой отрасли. Тогда и обманутых дольщиков не будет, тогда не будет механизмов, по которым сейчас получают дорогую ипотеку, тогда государство сможет выдавать жильё в рассрочку тем категориям граждан, которые в этом нуждаются и не могут позволить себе купить квартиру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николаев Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, мы сегодня голосуем за самую большую и самую правильную реформу жилищного строительства вообще за последние 10-20 лет, и мы делаем это ради наших граждан, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Голосуем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 05 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 3, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Петрович Николаев, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был принят в первом чтении в январе этого года. Я напомню, что он явился результатом тех решений и тех поручений, которые дал президент в ноябре прошлого года в части серьёзнейшего реформирования всей системы долевого строительства и жилищного строительства. Я напомню, что задача, которую поставил президент, заключалась и заключается прежде всего в том, чтобы нам перейти на иную форму финансирования долевого строительства, нежели та, которая существует сегодня и которая, к сожалению, как бы мы ни латали законодательство, как бы мы ни пытались его дополнить какими-то нормативными актами, тем не менее в год создаёт 40-50 тысяч новых обманутых дольщиков. В этом законопроекте при его рассмотрении в первом чтении содержались очень серьёзные требования к застройщикам: запрет на использование таких способов привлечения средств граждан, как использование специальных облигаций, так называемых жилищных сертификатов, запрет на использование различного рода жилищно-строительных кооперативов, кроме тех, которые созданы в связи с процедурой банкротства и осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной и государственной собственности. Законопроект вводил и вводит солидарную ответственность владельцев, застройщика за причинённый гражданам ущерб; он устанавливает за Правительством Российской Федерации обязанность определить обязательные требования к организации и проведению государственного контроля и надзора в области долевого строительства. Когда мы готовили этот законопроект ко второму чтению, поступило очень много поправок, было очень много дискуссий, и, самое главное, было принято решение, в том числе и после указа президента, после его Послания Федеральному Собранию, ускорить эту реформу, и в этот законопроект ко второму чтению добавить те механизмы, которые позволят как можно быстрее перейти на новую систему финансирования жилищного строительства. Что это такое? Что предлагается данным законопроектом, который подготовлен ко второму чтению? Прежде всего, у нас две реперные точки - это 1 июля 2018 года и 1 июля 2019 года. Что происходит с 1 июля 2018 года? Прежде всего, на всех застройщиков распространяется требование об обязательном банковском сопровождении их деятельности по всем проектам. В отношении тех проектов, которые получили разрешение на строительство и начаты до этого периода, до 1 июля, предусматривается обязанность открыть банковский счёт в отношении каждого разрешения на строительство в одном уполномоченном банке; в отношении тех проектов, реализация которых начнётся после 1 июля 2018 года, дополнительно ещё вводится право банка приостанавливать и останавливать платёж застройщика, если есть подозрение на нецелевое его использование. Помимо этого с 1 июля этого года вводится новый механизм - механизм так называемых эскроу-счетов. Что это такое? По факту это просто целевой счёт: когда человек покупает квартиру на нулевом цикле, он просто кладёт на этот счёт деньги, и они переходят к застройщику только после того, как дом, соответствующий объект будет сдан в эксплуатацию. Хочу обратить внимание, что мы с вами создаём здесь очень серьёзный инвестиционный инструмент, потому что все средства на таких счетах будут застрахованы в системе страхования вкладов на сумму до 10 миллионов рублей. И если с 1 июля этого года этот механизм предлагается сделать добровольным, то есть новые проекты, которые начинают застройщики, они могут начинать реализовывать через эскроу-счета, то с 1 июля 2019 года этот механизм будет обязателен, по всем проектам строительства жилых домов, которое будет начато после 1 июля 2019 года, привлекать средства граждан можно будет только через эскроу-счета. Была очень серьёзная дискуссия, и львиная доля всех поправок, которые поступили, относится к механизму и к возможности застройщиков осуществлять проекты комплексного развития территорий. Дело в том, что с 1 июля в соответствии с тем законом, который мы приняли в прошлом году, вводилась норма: одна компания - одно разрешение на строительство. Мы исправляем эту ситуацию данными поправками - сейчас мы даём возможность строить жилые дома по нескольким разрешениям на строительство одной компании, но при условии, что в рамках проектов комплексного развития территорий по каждому разрешению на строительство будет открыт отдельный банковский счёт, ну и соответственно будет банковское сопровождение. Также мы устранили достаточно большое количество недостатков, на которые нам указывали застройщики, в частности это касается вопросов размера недоимки по налогам, целого ряда других вопросов, которые требовали дальнейшего развития. Мы вносим дополнительные нормы в отношении единой информационной системы жилищного строительства и, как мы с вами договаривались, в конце концов добьёмся того, что этот рынок полностью будет прозрачен, а эти нормы этому будут содействовать. Ну и наконец, мы вводим новые нормы для помощи обманутым дольщикам. В частности, мы даём возможность применять упрощённый порядок предоставления компенсационных участков в отношении застройщиков, которые приняли на себя обязательства по достройке проблемных объектов, мы наделяем Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства правом достраивать проблемные объекты в том числе за счёт взносов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Всего поступило 103 поправки, из них 39 поправок мы рекомендуем к принятию, 64 поправки - к отклонению. Просим вас рассмотреть таблицы поправок и поддержать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 03 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 33 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон включите, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Просим поставить в порядок работы на завтра, на 21-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь, коллеги, у нас будет доклад сразу по двум пунктам, по 17-му и 18-му, и два содоклада. Итак, пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Николая Петровича Николаева. Пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются два законопроекта-спутника, исключительно важные и для огромного количества граждан нашей страны, и для сферы жилищного строительства. Данные законопроекты заявлены фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" как приоритетные, но я хочу обратить ваше внимание, что среди авторов данных проектов и Председатель Государственной Думы, и представители руководства всех фракций Государственной Думы. Очень важно, что мы начали огромную системную работу по реформированию системы долевого строительства в стране. В прошлом году, когда создали публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", ввели новые требования к застройщикам, которые начнут работать в этом году. Данные законопроекты тоже направлены на повышение безопасности вложений наших граждан в рынок долевого строительства, а также, что очень важно, на повышение надёжности, привлекательности и прозрачности рынка жилищного строительства, что, несомненно, должно привести в том числе к увеличению объёмов строящегося жилья и к повышению доступности жилья для наших граждан. В конце прошлого года президент дал целый ряд поручений, исполнение которых полностью отражено в законопроекте о долевом строительстве. Что мы предлагаем? Прежде всего мы предлагаем создать единую вертикаль органов государственной власти, которые будут отвечать за контроль и надзор в области долевого строительства, и предлагаем Правительству Российской Федерации установить обязательные требования к организации и проведению государственного надзора в области долевого строительства. Мы предлагаем усилить роль единой информационной системы жилищного строительства, которая начала работу с 1 января этого года (об этой системе мы как раз приняли решение в законе, принятом в прошлом году). Кстати, сегодня у нас открывается выставка, на которой уже воочию можно увидеть, как эта информационная система действует. Мы считаем необходимым обязать разные организации, которые работают в этой сфере, передавать информацию, и в законопроекте-спутнике, о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, мы предлагаем ввести штрафы за непредставление информации в данную информационную систему. Очень важно, чтобы она стала не только инструментом государственного контроля, но также инструментом общественного контроля за реализацией всех проектов долевого строительства. Дополнительно мы предлагаем установить порядок текущего надзора за деятельностью застройщиков. Очень важно, что речь идёт не о контроле за соответствием законодательству на входе в проект, очень важно, что мы даём и Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства, и органам государственной власти полномочия надзирать за текущим соответствием деятельности застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве. Если застройщик во время реализации проекта нарушает эти требования законодательства, мы считаем, необходимо приостанавливать его деятельность в части привлечения средств граждан. Важно, что мы запрещаем использование некоторых способов привлечения средств граждан в долевое строительство. В федеральном законе № 214-ФЗ предусмотрено три таких способа. Один из них - договор долевого участия, и здесь мы проделали огромную работу, чтобы защитить тех граждан, которые такие договоры подписывают, но есть и другие два способа - через жилищно-строительные кооперативы и через специальные облигации, так называемые жилищные сертификаты. Специальные облигации не пользовались спросом, но надо заметить, что на сегодняшний день тот, кто захочет такие облигации купить, абсолютно не защищён, и, чтобы предотвратить факты обмана наших граждан, мы предлагаем исключить этот вид привлечения средств в долевое строительство. Хочу обратить внимание, что речь идёт не о жилищных сертификатах, которые выдают военнослужащим, морякам и так далее на получение квартир, а именно о специальных облигациях, которые могут выпускать застройщики в соответствии с действующим законодательством. Исключительно важное новшество, которое мы предлагаем, - введение ответственности бенефициаров, владельцев компаний-застройщиков, за убытки, которые застройщик может нанести гражданам - участникам долевого строительства: мы предлагаем по аналогии с банковской системой определить, что таким бенефициаром является лицо, которое владеет более чем 5 процентами акций застройщика. И дополнительно обращаю ваше внимание, что речь идёт о солидарной ответственности владельцев застройщика. Мы предлагаем усилить контрольные функции банковского сопровождения, чтобы банки также имели возможность в случае нецелевого использования застройщиком средств приостанавливать платежи и сообщать об этом в надзорные органы. Помимо этого мы уточняем положения законодательства о долевом строительстве в части установления особенностей взаимодействия застройщиков с уполномоченными банками и целый ряд иных технических вопросов, которые уточняют положения принятого нами в прошлом году закона о создании публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства". Помимо ответственности за непредставление информации в информационную систему мы также предлагаем внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят наказание за необоснованное принятие должностным лицом контролирующего органа решения о выдаче либо об отказе в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной документации установленным требованиям, а также за незаконное использование юридическим лицом в своём наименовании слов "специализированный застройщик". Исключительно важный законопроект. Прошу вас поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как нам лучше поступить? Наверное, всё-таки содокладчика заслушаем. Содоклад Константина Григорьевича Слыщенко. Пожалуйста. СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что проектируемые изменения отвечают обозначенной цели совершенствования законодательного регулирования сферы жилищного строительства. Вместе с тем по законопроекту имеются отдельные замечания. В законопроекте предусматривается положение, регулирующее взаимодействие контролирующих органов, Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства и застройщика в единой информационной системе жилищного строительства посредством использования личного кабинета. С учётом того что обязанность по размещению в системе сведений предусмотрена для более широкого круга лиц, в частности органов регистрации прав, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, целесообразно предоставить технологическую возможность доступа к системе и иным субъектам информационной системы. В целях оперативного контроля за соблюдением требований о наличии у застройщика одного расчётного счёта в уполномоченном банке целесообразно предусмотреть включение в перечень субъектов информационной системы также уполномоченных банков. Дополнительного обоснования требует предлагаемый в законопроекте внесудебный порядок приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на основании выявленного фондом несоответствия застройщика обязательным требованиям, установленным законодательством о долевом строительстве. В законопроекте целесообразно также отразить порядок оспаривания застройщиком действий фонда по приостановлению указанной деятельности. В законопроекте предусматривается расширение перечня информации о застройщике в части раскрытия сведений о бенефициарных владельцах, в связи с этим требуют уточнения положения, касающиеся сведений, позволяющих идентифицировать учредителя (участника) и бенефициарного владельца и подлежащих раскрытию застройщиком в проектной декларации. Требуется также соотнести используемые в законопроекте понятия "бенефициарный владелец" и "лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика". Перечисленные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены ко второму чтению. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, с учётом того что у нас доклад прозвучал по 17-му и 18-му вопросам, а содоклад - по 17-му, если вы не будете возражать, может быть, мы заслушаем содоклад по 18-му и соответственно несколько сдвинем перерыв, с тем чтобы уже после перерыва... Так как продолжение рассмотрения этих законопроектов будет не просто после перерыва, а после выступлений представителей фракций по актуальной повестке, было бы правильно в комплексе сейчас дослушать, а потом уже перейти к вопросам. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, содоклад Виктора Витальевича Пинского по 18-му вопросу. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Постараюсь быть кратким. Мы знаем, что проблема обманутых дольщиков носит общегосударственный характер, она есть почти в каждом регионе. Николай Петрович уже рассказал, сколько было сделано для решения этой проблемы. Я думаю, что благодаря этим комплексным мерам мы всё-таки в скором будущем должны забыть такое понятие, как "обманутый дольщик". Что конкретно предлагается в части административной ответственности? Авторы предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях: две новые части в статью 14.28 и новую статью - 14.28-2. Предусматривается введение ответственности для должностных лиц органов, надзирающих в области долевого строительства, за необоснованное принятие решений о выдаче заключений о соответствии застройщика и проектной декларации обязательным требованиям - за это предусматривается штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Предлагаемая новая статья, 14.28-2, предусматривает ответственность для должностных лиц - участников единой информационной системы жилищного строительства, ответственных за размещение информации, за нарушение установленных законом порядка, способов и сроков её размещения, в том числе за размещение информации не в полном объёме либо размещение заведомо искажённой информации. За это предусматриваются штраф до 300 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трёх лет. Причём в отношении должностных лиц государственных органов - как субъектов, так и федеральных - дела будут возбуждаться прокурором и рассматриваться судом. Мы считаем, что в комплексе это позволит создать необходимые условия для развития стабильного жилищного строительства. Хочу отметить, что законопроект внесён депутатами всех фракций. Концепция законопроекта поддерживается нашим комитетом и комитетами-соисполнителями - комитетами по собственности и финансовому рынку, также поступил положительный отзыв правительства. Есть замечания, на которые указывают Правовое управление и несколько комитетов-соисполнителей, - я уверен, что эти замечания при подготовке к рассмотрению во втором чтении будут учтены. Комитет просит поддержать данный проект закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте проведём запись на вопросы. Нет возражений? Кто хотел бы задать вопросы по законопроектам под пунктами 17 и 18 повестки дня, учитывая, что был сделан общий доклад и мы обсуждаем их вместе? Есть желающие? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, результаты. Замечательно.
Теперь, коллеги, продолжим обсуждение 17-го и 18-го вопросов. Мы провели запись депутатов, которые хотели бы задать вопросы. Первым вопрос задаёт Маринин Сергей Владимирович. Говорите, пожалуйста, кому вопрос. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Николаю Петровичу вопрос. Николай Петрович, в проекте закона вы вводите новый контролирующий орган - фонд, у которого функции фактически государственные, он даже может приостанавливать заключение договоров долевого участия. Как вы считаете, не приведёт ли это к злоупотреблениям? Какова основная цель фонда: контролировать застройщиков или же содействовать им в постройке домов? НИКОЛАЕВ Н. П. Сергей Владимирович, на самом деле абсолютно чётко понятно, что это и есть государственный орган. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день функции контроля за долевым строительством от региона к региону разнятся: где-то этим занимается региональное министерство строительства, где-то создана специальная организация, как это сделано в Москве, есть и другие ситуации, когда, например, контролем за долевым строительством занимается департамент в правительстве, который одновременно отвечает за торговлю, контроль за рынком алкогольной продукции и так далее, - в результате нет единообразия, люди не понимают, куда обращаться, и у этих органов абсолютно разные функции, помимо всего прочего нет прямого контроля со стороны Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. Мы восполняем этот пробел, потому что считаем, что тема долевого строительства очень важна, она должна контролироваться в масштабе страны и у Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации должны быть не только информация и возможность увещевать, но и возможность принимать решения в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Петрович, уточните, пожалуйста, как изменятся отношения застройщиков, банков и дольщиков после принятия закона и есть ли экспертные оценки его возможного влияния на цены на жильё? НИКОЛАЕВ Н. П. В данном законопроекте это не рассматривается. Здесь предлагается только увеличить роль банков с точки зрения контроля за целевым расходованием средств застройщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос такого плана. Этот законопроект, конечно, очень важный, нужный, это первый шаг, нам надо хоть что-то сделать по этому вопросу, но всё-таки ответственность и глав регионов, и тех, кто занимается выдачей разрешений застройщикам и так далее, мне кажется, слабая. Вот как вы думаете, штраф 100 тысяч - это много или нет? НИКОЛАЕВ Н. П. Мы анализировали аналогичные наказания за похожие нарушения. Я думаю, нам в любом случае надо будет очень жёстко мониторить правоприменительную практику, и если мы поймём, что это не работает, то, конечно же, будем увеличивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Петрович, на какие средства будет существовать этот фонд, не приведёт ли это к удорожанию для людей и какова ответственность именно этого фонда, смогут ли они помочь людям? НИКОЛАЕВ Н. П. Что касается фонда, он работает в соответствии с уже принятым нами законом, это публично-правовая компания, там есть средства, которые в этот фонд уплачивают застройщики. Что касается оперативных расходов, это идёт не из средств застройщика, а из средств АИЖК. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Николай Петрович, что касается контроля, у нас сейчас, получается, две параллельные структуры: первая - это региональные власти, которые опять там усиливают, согласования дополнительные вводят и которые во многих регионах в принципе реализацию своих полномочий по контролю за долевым строительством провалили, поэтому нет гарантий, неизвестно, что будет дальше; вторая - это сам фонд. Есть ли смысл в существовании двух параллельных структур, может быть, одну создать в конечном счёте? И эффективнее, и дешевле будет. НИКОЛАЕВ Н. П. Здесь есть разница в подходах. Что касается регионов, мы как раз их подчиняем, соподчиняем федеральному министерству, поэтому здесь будет дополнительный контроль. Что касается функций фонда, здесь совсем иной анализ: речь идёт не просто о соответствии букве закона, а именно о финансовой состоятельности застройщика, о просчёте рисков и так далее - это то, чего не может сделать формальный орган. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Николай Петрович, в приёмные ЛДПР, в частности в Липецке, обращается огромное количество обманутых дольщиков, на сегодняшний день их около двух тысяч. И речь идёт о таких известных компаниях, как ООО "Липецкая инвестиционно-строительная компания", ОАО "Эксстроймаш", ООО "СУ-10 треста "Липецкстрой", ООО "СК "Велес", Липецкая ипотечная корпорация, конечными бенефициарами которых являются далеко не последние люди в регионе, и на сегодняшний день региональные власти никаких действий, чтобы разрулить эту ситуацию, не предпринимают. Может быть, стоит добавить в законодательство возможность в случае возникновения таких вот ситуаций в регионах в том числе высказывать утрату доверия со стороны главы государства главам таких регионов? Как вы считаете? Ни одна строительная компания без ведома региональных властей никогда не сможет получить земельный участок для строительства в крупных городах. Здесь, может быть, нужно более жёстко действовать в отношении личной ответственности глав субъектов и регионов Российской Федерации - вот каково ваше мнение на этот счёт? НИКОЛАЕВ Н. П. В этих законопроектах мы рассматриваем бенефициаров, соответственно, владельцев вне зависимости от того, являются они должностными лицами или нет, поэтому речь идёт об имущественной ответственности, но, я думаю, если благодаря этому закону в случае его принятия мы узнаем, кто реально является владельцем тех или иных застройщиков, это будет уже дело избирателей и иных ответственных органов в нашем государстве - не допускать вот таких злоупотреблений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николай Петрович, вот мы делаем исключение по созданию ЖСК на землях, которые предоставлены из государственной собственности, - хотелось бы понять почему. Есть небольшой пример, быстренько приведу. В Екатеринбурге в понедельник было большое мероприятие обманутых пайщиков компании "Кронверк". Там Российская академия наук выдала строителям землю под нужды застройки, они привлекли деньги через ЖСК, но сейчас Академия наук не даёт ввести этот дом в эксплуатацию, пытаясь у людей эти квадратные меры как бы на себя забрать. Вот пример, как раз государственный, по сути, земельный участок. В связи с чем мы всё-таки на государственных и муниципальных землях разрешаем ЖСК создавать, а, видимо, на частных - нет? НИКОЛАЕВ Н. П. Я объясню. Скорее всего, история, о которой вы говорите, началась не год и не два года назад. Тогда действительно было большое количество нарушений в связи с этим, в том числе на государственных землях, вот таких ведомственных и так далее. С тех пор мы приняли целый ряд законов, которые отдельно регулируют деятельность жилищно-строительных кооперативов на таких землях, и существующее регулирование защищает граждан от таких историй. Здесь же мы как раз запрещаем использовать ЖСК как инструмент привлечения денег на объекты долевого строительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Николай Петрович, в Свердловской области создана координационная комиссия по решению проблем обманутых дольщиков, возглавляет вице-губернатор Тунгусов. Буквально в воскресенье прошли протестные мероприятия, где обманутые дольщики, жители собрались и приняли решение обратиться к президенту, так как, по их мнению, во-первых, не выполняется "дорожная карта", а во-вторых, те решения, которые принимает эта комиссия, тоже не выполняются. В данном законопроекте мы прописываем ответственность уполномоченного органа, как вы правильно сказали в своём докладе, это департаменты и так далее. Как вы считаете, может, нам всё-таки расширить ответственность, чтобы отвечали не только департаменты, так называемые стрелочники, руководители этих департаментов, а всё-таки и профильные региональные министры, и вице-губернаторы, которые отвечают за данное направление? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопрос. Я думаю, что здесь ситуация как раз изменится. Почему? Действительно, сейчас это могут быть и начальники отделов, и кто угодно по факту, в разных регионах по-разному. Если же мы примем решение и создадим вот такую вертикаль, будет единая система контроля и надзора, и эти люди будут рангом выше, тем более что они будут назначаться по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Что касается в целом ответственности и "дорожных карт", то как раз этот законопроект подразумевает усиление роли единой информационной системы, в которой будет размещаться и уже сейчас размещается информация, в том числе о недостроенных объектах и о проблемных объектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Петрович, одним из самых распространённых способов решения проблем с завершением строительства является выделение инвестору, который заходит, так сказать, на этот объект, какого-то земельного участка. Мы активно призываем регионы принимать у себя такие законы, и есть комиссия под председательством Игоря Ивановича Шувалова, которая федеральную землю регионам передаёт. То есть главы регионов уговаривают инвестора достроить какой-то объект, при этом дают ему какие-то преференции. Если новые требования, о которых мы сейчас ведём речь, вступят в силу абсолютно для всех и в равной степени, тогда и так сложные условия станут ещё более сложными и будет крайне непросто найти нового инвестора, который и всем этим требованиям удовлетворял бы, и взял бы на себя обязательства по достройке. Как вы считаете, может быть, нам правоотношения, связанные с достройкой уже имеющихся объектов, вынести в отдельную статью, как-то отдельно обособить, чтобы в этом случае на застройщика не распространялся весь объём новых ограничений, которые мы сейчас формулируем? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопрос. Когда мы разрабатывали этот законопроект, мы не видели таких рисков. Если вы считаете, что на сегодняшний момент они есть, давайте обсуждать и ко второму чтению принимать решение, что требуется, чтобы, наоборот, стимулировать застройщиков достраивать проблемные объекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы не первый год обсуждаем, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в прошлом созыве обращала внимание на такие крупные компании, как "СУ-155", тогда обращались в правительство, и в правительстве брали на себя ответственность... Вот мы сейчас всех ответственными делаем, всех - и чиновников, и объекты, - включаем в банк данных, а те строительные компании... Вот у нас жилой микрорайон "Ахтуба Сити..." бросили строить в городе Волжском Волгоградской области, но людям всё равно, кто виноват, - депутаты, губернаторы... Виноваты мы все, потому что мы власть! А получается, что строительная компания в Перми строила, люди увидели, как они строят, - с ними в Сочи заключили договор, но они пришли к нам и бросили. Мы их руководителя компании за границей ловим через силовиков. Я считаю, в этом законопроекте ко второму чтению и мы должны, и люди должны видеть перечень тех строительных компаний, которые уже где-то на территории Российской Федерации с дольщиками обошлись непорядочно. НИКОЛАЕВ Н. П. Я думаю, что в законопроекте мы, конечно, не сможем это прописать, но вы абсолютно правы: это должна быть абсолютно публичная информация. И именно поэтому мы прописываем дополнительные нормы по наполнению единой информационной системы, на сегодняшний день она уже во многом заполнена, её можно посмотреть на нашей выставке, там есть в том числе и аналитика. Если мы с вами примем положение, которое имеется в этом законопроекте, чтобы раскрывать бенефициаров, то эта информация также должна будет находиться в данной информационной системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. Вопрос или по ведению? САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо большое, уважаемый Иван Иванович. Николай Петрович, как вы смотрите на то, чтобы расширить полномочия региональных органов государственной власти по контролю за деятельностью застройщиков? Я вас уверяю, что, допустим, региональный минстрой знает, кто чем дышит в среде застройщиков, каково финансовое состояние, каковы в принципе перспективы обанкротиться, не дай бог. Это первое. И второе. Как быть со схемами, которые, в общем-то, не имеют никакого отношения к договорам ДДУ? Вот здесь в своё время, когда был большой форум, выступали дольщики с улицы Тульской, город Новосибирск: их обманули - привлекли средства через договоры приобретения стройматериалов, очень хитрым образом заманили в схему, а потом обманули. То есть это ничего общего с ДДУ не имело, тем не менее вот такие факты есть. НИКОЛАЕВ Н. П. Отвечаю на первый вопрос. Вы абсолютно правы с точки зрения того, что на сегодняшний день кто-то, несомненно, знает о "здоровье" того или иного застройщика, но никто не знает, кто носитель этой информации, и именно для этого мы сейчас прописываем единую вертикаль и контрольные функции, чтобы была понятная организация, понятный орган исполнительной власти, который обязан знать всё. Это первое. Что касается второй части, то, вы знаете, мошенники, к сожалению, были, есть и, увы, будут. Мы с вами обязаны вести информационную работу, в том числе и с партийной, и с депутатской позиции. Со своей стороны в рамках деятельности рабочей группы мы начали такую работу, подготовили большой материал, альбом, 10 схем обмана дольщиков, чтобы предупредить наших граждан, какие бывают риски. Этот альбом представлен на выставке - посмотрите. Я считаю, что если мы вместе будем вести эту работу и потребуем от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации её вести, то, конечно, будет значительно меньше людей, обманутых откровенными мошенниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. Семь минут поставьте, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, конечно же, не может не поддержать данный проект закона, потому что наши руководители есть в соавторах, в инициаторах законопроекта. Ну и плюс здесь уже начинают реализовываться идеи, которые фракция ЛДПР предлагала в прошлый раз, когда мы рассматривали данный вопрос в разрезе создания фонда. Например, здесь реализуется идея Владимира Вольфовича о том, что нужно создавать специальные счета. Об этой идее говорили и на встрече с президентом, не раз эту инициативу мы высказывали как устно, так и письменно, в частности она была в таблице поправок, которые пошли на отклонение, когда рассматривались предыдущие редакции данного закона. Но если посмотреть на проблему шире, то мы предлагаем пойти дальше. Так, например, Игорь Владимирович Лебедев, который является одним из инициаторов, разработчиков этого проекта, предлагал пойти дальше и ввести уголовную ответственность вместо административной, чтобы наказывать тех, кто предоставляет неверную информацию, ведь это приводит к тому, что люди платят фактически за воздух, причём мы понимаем, что люди платят не свои какие-то деньги, денег у них нет - они берут ипотеку под большой процент, а платят за воздух и ничего не получают. Конечно, проблема заслуживает внимания, виновные должны понести большее наказание за свои поступки, за обман. Я думаю, каждый из нас сталкивался с обманутыми дольщиками, каждый из нас понимает проблему, ведь люди ходят на митинги, пишут запросы нам, обращаются в правоохранительные органы, вместо того чтобы жить нормальной жизнью в квартирах, которые они купили на свои последние сбережения. Также вы знаете позицию, озвученную Владимиром Вольфовичем Жириновским: мы предлагаем пойти дальше и начать огосударствлять данную сферу уже здесь и сейчас, потому что долевое строительство так или иначе до сих пор является некой лотереей и принятием этого закона мы всех будущих дольщиков от обмана всё равно не убережём. Есть целый ряд причин, и прежде всего - финансовая неграмотность. Конечно, хорошо, что появится информационная система и люди смогут такой информацией пользоваться, а не читать где-то в Интернете отзывы, но финансовая неграмотность - причём я мягко говорю, потому что понятно, что на этом рынке есть жулики, - носит и другой характер. Думаю, многие из вас посещают мероприятия по данной проблеме, на которые приходят застройщики и рассказывают удивительные вещи, например: у застройщика четыре объекта не закончены, он начинает строить пятый, а потом, когда начинаешь писать запросы, узнавать подноготную, встречаться с дольщиками, оказывается, что эта же компания ещё и заводов прикупила ни с того ни с сего. Я сейчас говорю конкретно про одну из компаний, которая своей рекламой практически всю Москву завешала, то есть активно работает, у неё как бы всё хорошо. На самом деле таких компаний, я думаю, в каждом регионе очень много, и, пока они существуют, пока они могут работать, проблема обманутых дольщиков не будет решена. Есть единственное решение: если государство будет строить дома и предоставлять людям квартиры, если этим займётся Минстрой, вот именно тогда проблема будет решена и мы сможем предоставлять жителям Российской Федерации квартиры по нормальной цене, потому что ипотека, которая сейчас у нас существует, всё равно крайне дорого обходится. Мы знаем, что объёмы строительного рынка так или иначе падают. Почему? Потому что падают реальные доходы населения, что бы нам ни говорили по телевизору. А если этим будет заниматься государство, оно сможет давать рассрочку, оно сможет давать беспроцентный кредит, какие-то сложные ситуации решать через суд. Например, когда человек не может выплачивать непосильную для него сумму, он обращается в суд, приостанавливает выплаты по уважительным причинам на год. Если человек уже не тянет такие выплаты, государство может подыскать ему квартиру подешевле. Только таким образом мы сможем решить проблему дольщиков, только так сможем обеспечить российские семьи жильём. Это очень важно на самом деле. Мы же понимаем, что всё это связано и с демографией. Я уверен, что с проблемами жилья к каждому из вас на приёме обращались люди, с такими же проблемами люди подходили к нашему кандидату в президенты Владимиру Вольфовичу на вокзале, например, одна девушка рассказала, что не может создать семью, потому что им просто негде жить, у них нет квартиры. Таким образом, только так, кардинально, идя дальше, можно решить проблему обманутых дольщиков, в противном случае так или иначе они будут появляться. Кроме того, когда мы рассматриваем подобные законодательные инициативы, мы часто не касаемся темы уже обманутых дольщиков, то есть говорим про будущее, но нельзя забывать и о настоящем. Например, во Владивостоке недавно проходили митинги, на улицы выходили жильцы - обманутые дольщики, назову адреса: Кипарисовая, 26; Пихтовая, 35; микрорайон Снеговая падь. И вот пример Снеговой пади во Владивостоке - это дома 1, 2 и 3 - могу особо выделить, потому что эти обманутые дольщики участвовали в программе "Жильё для российской семьи". Сейчас мы говорим о дополнительном контроле, об ответственности, так вот программа "Жильё для российской семьи", как мы понимаем, и так очень жёстко контролируется, причём контролируется известными людьми, мы это прекрасно знаем, но даже в этой программе есть люди, попавшие в категорию обманутых дольщиков. Конечно, принимая данный закон, создавая единую информационную базу, назначая ответственных и унифицируя систему, мы идём по пути решения проблемы, но так или иначе нужно продвигаться ещё дальше, потому что пример Снеговой пади, домов 1, 2 и 3 показывает, что контроль со стороны государства всё равно недостаточен. Только если государство будет этим заниматься, мы сможем решить проблему. Давайте не забывать об уже обманутых дольщиках, в Государственной Думе этому уделяется большое внимание, но хочу напомнить, что не по всем проблемным объектам на сайте Минстроя загружены "дорожные карты", более 200 объектов не имеют "дорожных карт". Об этом тоже надо знать, об этом тоже надо постоянно вспоминать, напоминать министерству, ну и, конечно, понимать, что "дорожная карта" - это ещё не решение данной проблемы. Мы, конечно, поддержим законопроект, но впереди ещё большая работа над тем, чтобы в России обманутых дольщиков больше не было. От долевого строительства надо уходить, от него уходит весь мир. Ставки по ипотеке в Японии, в других, скандинавских, европейских странах часто составляют менее 2 процентов, а какие они у нас, вы знаете: конечно, это непосильная ноша. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наверное, в зале не найдётся ни одного человека, который не сталкивался бы с этой проблемой. По данному вопросу скажу тезисно. Радикально решил проблему наш президент: ещё два года - и долевого участия в строительстве многоквартирных домов не будет. Вот этот злополучный, а может, и не злополучный 214-й закон уйдёт в небытие. Будет решён вопрос предотвращения появления новых обманутых дольщиков, зато будут, так скажем, подсажены строительные компании - мы же понимаем, почему началось долевое строительство: в связи с тем что в государстве отсутствовал эффективный институт кредитования, не было дешёвых и относительно длинных кредитов, пошли на это, чтобы решить острейший жилищный вопрос. Теперь возникает вопрос: что делать с теми, кто уже попал в такую ситуацию? Я добавил бы ещё одну категорию, ведь в категорию обманутых дольщиков не попадают люди, которые, по сути, такие же обманутые дольщики, - обманутые инвесторы, которые не знали, что нужно заключать договоры о долевом участии в учреждениях юстиции, либо не успели их заключить по разным причинам, эта отдельная категория находится в подвешенном состоянии. Следующий вопрос: необходим ли контроль? Необходим - не найдётся человека, который выступил бы против эффективной системы контроля. Комитет Николая Петровича поднял вопрос - я знаю, что проходили многочисленные заседания рабочей группы с участием банкиров и прочих, вопрос этот обсуждался. Нужно принимать законопроект в первом чтении, чтобы ко второму чтению разработчики, включая министерство, представили проект подзаконного акта, тогда станет понятно, каким инструментарием будет наделён этот уполномоченный орган. Причина такого моего предложения в том, что во всех субъектах Федерации действуют такие уполномоченные органы под разными названиями. У нас в Калининградской области есть целое министерство контроля, которое из семи функций государственного контроля обеспечивает четыре, а инструментарий такой: давайте уговорим друг друга. То есть эффективный инструментарий министерству не удалось подобрать, а это необходимо сделать, поэтому ко второму чтению уже будет проведён предметный анализ конкретных предложений. Я предлагаю всё-таки принять законопроект в первом чтении, исходя из принципа наименьшего зла, и двигаться дальше в работе над данной проблемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Эту тему мы с вами поднимаем уже, наверное, ну, с десяток лет, я ещё работал депутатом в субъекте, когда принимали закон и выделяли бюджетные средства. Как сейчас помню, тогда из бюджета Оренбургской области было выделено 140 миллионов рублей, и я помню, с каким пафосом выступал у нас там председатель комитета по строительству, мол, мы навсегда закрыли вопрос об обманутых дольщиках. Семь лет назад, я абсолютно точно помню, всех пересчитали и определили, кому что: кому-то дали компенсационные площадки, кому-то деньги и так далее. Я помню, в прошлом созыве у нас здесь была специальная группа, Хинштейн её возглавлял, он ездил по регионам, приезжал и к нам в Оренбург, мы тоже заседали, все эти вопросы решали и так далее. И тогда у меня было совершенно чёткое представление о том, что при наличии долевого строительства избавиться от появления обманутых дольщиков в принципе невозможно. Есть две причины появления обманутых дольщиков. Первая причина - это мошенничество и воровство, что изжить в принципе невозможно, как мы понимаем, всегда такие схемы будут существовать. И я рассматриваю этот законопроект как раз как направленный на борьбу именно с этой причиной, с этим направлением, поэтому надо его поддержать. Но есть и другая причина: у нас около 3,5 тысячи компаний банкротится, причём это компании, которые существовали десятки лет, и причина их банкротства банальная - это следствие состояния экономики в нашей стране. Когда мы имеем практически отрицательный рост ВВП - ну надо реально говорить, - отрицательный рост доходов населения, появляются предприятия-банкроты, и не потому, что они мошенники, а потому, что та бизнес-модель, которая закладывается с привлечением кредитных ресурсов, со сроками и так далее, не выдерживается и компания банкротится. Предположим, этим законом мы решим данный вопрос - да, через два года не будет дольщиков, но я вам хочу сказать: коллеги, сейчас 70 процентов жилья строится по долевому строительству, а что мы предложим взамен и что мы тогда получим по количеству квадратных метров и по цене? Я вам могу чётко сказать, я это реально вижу: да, у нас не будет обманутых дольщиков, но жилья будет строиться ровно в 2 раза меньше - ровно в 2 раза - и цена, по моим оценкам и по оценкам экспертов, вырастет на 30-40 процентов. Сегодня, пытаясь остановить мошенников, коллеги, мы должны параллельно предлагать механизм: что мы дадим взамен тех дешёвых средств, которые предоставляло население? К сожалению, этот закон ничего здесь не решает, и мне очень печально, что через два года, когда не будет ни жилищно-строительных кооперативов, ни долевого строительства, когда банки будут финансировать все эти процессы, цена вырастет в полтора раза и количество квартир станет в 2 раза меньше. Нужно думать наперёд! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. От фракции, Тамара Васильевна? Семь минут поставьте. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я не могу сказать, что мы уж очень много внимания уделяли в Государственной Думе такой важной проблеме, как ситуация с обманутыми дольщиками, - это правда, - хотя с самого момента возникновения этого понятия мы, все депутаты, действительно этим занимались на местах. Вот я не знаю, сколько времени мне приходилось... Только одну проблему решим, с одной компанией, найдут где-нибудь главного застройщика, посадят, другая возникает, а люди-то остаются ни с чем! Правда, у нас в области губернатор занимался этим плотно, и очень многие объекты потом достраивали за счёт бюджета области. Некоторые предлагают - давайте из федерального бюджета. Ну, тут я не могу согласиться. Если из федерального бюджета, тогда что нужно сделать? Квартирную интервенцию: пустые дома стоят, их очень много - можно выкупить подешевле, оптом и раздать дольщикам, но на это никто не идёт. Тогда как же решить вопрос? Вот когда я с дольщиками встречаюсь, всегда говорю: "Ребята, ну вы что, не знаете? Сколько уже вас можно учить?! Всё равно вас обманывают!" Они в ответ: "Скажите, а что нам делать? Сейчас нам вот тут кредит дают, причём дают под маленький процент, и мы надеемся - всё-таки власть должна отвечать. А попробуй возьми кредит и купи готовую квартиру - ты потом за всю жизнь за неё не рассчитаешься!" В общем, люди от безысходности и от бедности, чтобы решить свою жилищную проблему, идут на это, а мы потом занимаемся этими проблемами и помочь им можем редко. Буквально в этот понедельник я писала большой запрос как раз по данной теме. Что я обнаружила, кроме того, что уже за много лет узнала? Вы знаете, как ведут себя банки? Банк даёт кредит, просматривает договоры, внимательно просматривает документы этого дольщика и ещё и советует: вы идите в эту компанию, именно в эту. А эта компания потом проваливается! И что осталось у человека? Обязанность платить этому банку, не имея ни жилья, ничего, да потом ещё банк обязательно говорит: надо ещё за страховку заплатить - и соответствующую сумму прибавляет. Мы же в законопроекте вообще ничего не говорим о банках, как будто они тут совершенно ни при чём. Так что вопрос этот очень и очень сложный. Люди говорят: "Мы же вам верим, мы видим, что средства массовой информации рекламируют всё это". Помните, как Лёня Голубков делал в своё время, а теперь оказывается, что он артист и смеётся над всем тем, что когда-то говорил, - так и тут. И есть администрация, которая тоже всё это разрешила. Я помню, и вы, наверное, у себя в областях с этим сталкивались, как выигрывают тендер: ведь зачастую выигрывает тот, у кого ничего нет, он предложил низкую цену за свою продукцию - так в любой отрасли - и выиграл, а потом всё стоит. Так в данном случае и получается. Была попытка прописать в законе, что у этого застройщика должно быть хотя бы 5 процентов, что он потом собирает с людей и доделывает своё дело. Но ничего не доделывается, он потом объясняет: "Посмотрите, цены растут, нам не хватило денег, давайте с вами ещё допдоговор заключим" - и по этому допдоговору с них потом ещё требует доплатить. В итоге есть даже такие случаи, когда котлован вырыли - и всё, больше ничего нет, а люди остались ни с чем. Вы знаете, это самая сложная проблема на сегодняшний день, и мы её должны каким-то образом решать. Я уже задавала вопрос про наказание. Получается, что те, кто сегодня выдаёт разрешение, в случае невыполнения будут платить штраф. Но что такое 100 тысяч рублей для того, кто дал это разрешение, и не просто так разрешил - он же должен был всё проверить? А потом получается, что разрешение он дал и в итоге ни за что не отвечает, ведь 100 тысяч - это для него не деньги. Здесь уже было правильное предложение - нужно сразу человека снимать с его хорошего кресла, с должности, вот тогда он будет понимать, что он вместе с застройщиком отвечает за то, чтобы обеспечить людей таким необходимым для них жильём. Сегодня тут много критиковали в ходе политических заявлений, говорили, что бесплатные квартиры и всё остальное - это не главное, главное - свобода. А я считаю, бытие определяет сознание, и не только я так считаю, так все философы считают. Олигарх, который сегодня имеет столько, что уже не знает, куда девать, будет по колено в крови стоять, защищая свою собственность. А мы оставили людей один на один со своими бедами, мы и бесплатно ничего не даём, и, главное, никто не несёт ответственность. Федеральная власть говорит: "Да что вы, мы же не заставляли их брать, мы тут ни при чём, это вы там в своём регионе сами решали". А региональная власть говорит: "Да он тендер выиграл, а нам что было делать? Мы ему разрешили строить". И получается, найти ответственных нельзя, один уходит, второй приходит, так сказать, исполняющий обязанности, и начинает делать то же самое, а зачастую потом бросает и попадает во власть, сидит потом в администрации и говорит: "Не ходите ко мне, я этим сегодня уже не занимаюсь". Этот вопрос поднят не просто для рассуждения, уважаемые коллеги, сегодня предпринята попытка не просто об этом сказать, а законом принять меры. Пусть они будут не совсем действенны, но всё равно это будет подстегивать и тех, кто строит и обманывает людей, и тех, кто разрешает это делать. Я думаю, что мы все за эти законопроекты, конечно, проголосуем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксаков Анатолий Геннадьевич, от фракции. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Эти законопроекты, к сожалению, не коснутся тех дольщиков, которые попали в беду и испытывают сейчас проблемы, эти законопроекты направлены на то, чтобы больше таких проблем не возникало. И я уверен, что если мы их поддержим, президент подпишет, то больше проблема дольщиков возникать не будет. Тем не менее, на мой взгляд, некоторые вопросы, касающиеся существующих проблемных дольщиков, нам надо попытаться представленным законопроектом решить. Я из Чувашии, у нас, как во всех регионах России, тоже есть обманутые дольщики. Так вот, в реестре проблемных объектов находится только один объект, а реально к нам, к депутатам Госдумы, и к Олегу Николаеву, и ко мне, и, я думаю, к другим нашим коллегам из Чувашии, обращаются дольщики десятков других проблемных объектов, которые не включены в реестр по формальным признакам. На мой взгляд, необходимо подкорректировать соответствующие нормы, и мы вполне можем это сделать, например, продление сроков введения объекта должно быть ограничено очень жёстко. Многие объекты не включают в реестр, так как застройщикам дают право продлевать сроки введения, и таким образом по формальным признакам они не попадают в проблемные, при этом люди вложили деньги и не видят конца решения своей проблемы - когда будет введён в эксплуатацию объект. Что касается этого законопроекта. Деньги, которые люди отдавали напрямую застройщикам (а это ежегодно не менее 1,5 триллиона рублей), никуда не пропадут, они будут аккумулироваться на специальных так называемых банковских счетах эскроу. Это счета, с которых деньги можно направить бенефициару, то есть застройщику, только тогда, когда в соответствии с Гражданским кодексом застройщиком будут выполнены определённые обязательства, введён объект. Вот построил дом, сдал его, значит, деньги с этого эскроу-счёта можно будет направить соответствующему застройщику. И таким образом проблема вообще будет снята, поскольку все риски использования денег дольщиков в нецелевом направлении будут сняты. И вот в связи с этим я считаю, что нам необходимо ещё подискутировать по поводу требований к застройщикам. Мы жёсткие требования к застройщикам вводили, исходя из условий, когда деньги напрямую шли им от дольщиков. Сейчас же деньги застройщику напрямую не поступают: только когда он сдаст объект, он получит соответствующие деньги дольщиков, следовательно, можно было бы либерализовать вот эти требования, ну, по крайней мере, не прописывать их в законе, а дать больше гибкости для взаимоотношений между банком и застройщиком, чтобы банк мог отбирать того, кто будет эффективно работать, но кто иногда по формальным признакам не подходит под требования, которые сейчас прописаны в законе. Далее. Будут возникать случаи, когда договоры участия в долевом строительстве будут всё-таки разрываться, например по инициативе дольщиков, может, из-за невыполнения каких-то условий, всякое может быть. В связи с этим необходимо прописать, каким образом деньги, хранящиеся на эскроу-счетах... а их нельзя просто так снять: если деньги с обычного счёта можно в любой момент снять, это право владельца счёта, то деньги с эскроу-счёта вкладчик, дольщик не имеет права забрать в любой момент. Необходимо прописать вот эти процедуры более чётко, для того чтобы у граждан не возникало проблем, если будут разрываться договоры участия в долевом строительстве. На этом счёте могут накапливаться значительные средства, они могут превысить 1 миллион 400 тысяч рублей, которые сегодня застрахованы системой страхования вкладов, поэтому, конечно, нам надо прописать норму, по которой большая сумма должна быть защищена. У нас в законодательстве уже есть норма, которая позволяет системе страхования в отдельных случаях защищать суммы до 10 миллионов рублей. На мой взгляд, вот эту практику, эту норму надо распространить на случаи накопления денег участников долевого строительства, граждан на этих специальных эскроу-счетах. Ну и возможность дистанционного открытия таких счетов гражданами, если эти граждане уже идентифицированы банками, если, скажем, у кредитной организации уже есть о них полная информация, также, на мой взгляд, должна быть прописана в законе. И ещё один вопрос, который можно было бы, на мой взгляд, урегулировать, связан с так называемыми жилищно-накопительными вкладами. Вот мы здесь много раз обсуждали тему стройсберкасс, жилищно-накопительный вклад - это аналог стройсбервкладов. Такие вклады специально открываются гражданами на определённый промежуток времени на льготных условиях в банке, и банк обязуется, когда накопится сумма, достаточная, например, для первоначального взноса, выдать на льготных условиях ипотечный кредит, чтобы эти граждане могли купить соответствующие квартиры. На мой взгляд, было бы правильным здесь опять же дать возможность формировать такие вклады и защитить системой страхования жилищно-накопительные вклады, и тогда люди смелее смогут эти вклады формировать, накапливать первоначальный взнос, а потом, получив ипотечный кредит, вкладывать эти деньги в жилищное строительство. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит этот законопроект и будет активно участвовать в его доработке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич, от фракции. СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! О проблемах долевого строительства, о дольщиках без эмоций говорить сложно, я думаю, каждый, сидящий здесь, в зале, сталкивался с такими проблемами, ко всем на приём приходили. С одной стороны, цифры здесь называются правильные: 70 процентов вводимого в многоквартирных домах жилья - это жильё, которое вводится с привлечением средств дольщиков, с другой стороны, это судьбы людей. Совсем недавно в Нижегородской области я участвовал в процедуре открытия дома и передачи ключей - десять лет назад рабочая группа "ЕДИНОЙ РОССИИ" взяла на контроль объект, и наконец его достроили! - ко мне подошла одна собственница и сказала, что они выбирали дом, чтобы школа поближе была, а сейчас сын уже школу закончил. Вот поэтому на другой стороне, на другой чаше весов судьбы людей. И конечно, нас в Государственную Думу выбирали не застройщики, не инвесторы, выбирали люди, и прежде всего в их интересах, в интересах тех людей, которые стали жертвами, и с целью предотвращения дальнейших обманов мы и должны формировать своё законодательство. У нас в "ЕДИНОЙ РОССИИ" уже 11 лет работает специальная группа, которая занимается проблемами дольщиков, и за это время мы более чем 200 тысячам семей помогли и помогаем сейчас. Сергей Михайлович, вот у вас в Оренбурге есть пять объектов, нам известных, мы в июле ездили. Мы понимаем, какая картина в каждом из регионов и следим за ней. В 2017 году декларировалось 140 объектов, готовых к сдаче, - ну, точные цифры, наверное, окончательно сданных знает министр строительства, но это больше 100 объектов - все они были поставлены на контроль, и многие завершены при участии нашей рабочей группы. Внимание, которое сейчас уделяется проблемам дольщиков, в этой Государственной Думе, конечно, беспрецедентно - за это отдельное спасибо Председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину, который вывел эту задачу в разряд первоочередных. Парламентские слушания, которые прошли летом прошлого года, показали, что проблема очень острая и касается всех регионов. Благодаря этим решениям, коллеги, мы почти все скелеты в шкафах нашли, даже там, где регионы сами не знали или не хотели показывать в статистике проблемные объекты. Сейчас наш мониторинг бьётся с цифрами и фактически "дорожные карты" сформированы по всем объектам, которые мы считаем проблемными, - это большой шаг вперёд. Сейчас количество граждан, которые занесены в официальный реестр и нуждаются в поддержке, действительно приближается к объективным цифрам - это здорово, это значит, что мы всех этих людей видим, это значит, что ни одного из этих людей мы не бросим, это значит, что каждый получит поддержку. Каким образом эта поддержка будет осуществляться? Конечно, для этого есть ряд инструментов и у регионов, я уже сказал об этом, задавая вопрос, это и принятие региональных законов, позволяющим предоставлять какие-то определённые льготы инвесторам, которые идут на достройку проблемных объектов, это и выделение федеральной земли через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, это и стимулирование ипотечного спроса для тех домов, которые идут в пакете с достройкой какого-то проблемного объекта. Мы и дальше будем работать по тем объектам, которые сейчас в числе проблемных, но наша задача, конечно, и в том, чтобы проблема дольщиков в какой-то момент была решена, чтобы проблемные объекты перестали появляться. Мы для этого приняли законодательство по компенсационному фонду, с 1 октября заработал компфонд, и я вот перед выступлением позвонил Плутнику, главе АИЖК: он сказал, что 3600 договоров уже заключено с гарантийными механизмами, с этими перечислениями, 1-2 процента стоимости сделки, в фонд. Но есть решение президента отказаться от практики долевого строительства в принципе, и мы потихонечку движемся в этом направлении, и вот предлагаемый пакет поправок как раз один из тех шагов, которыми серьёзно ужесточаются требования к тем, кто работает с деньгами дольщиков, - Николай Петрович в своём выступлении подробно об этом сказал: это и окрашенные деньги, и то, что должны быть открыты все счета в банке, в котором открыт счёт для привлечения средств дольщиков, это и субсидиарная ответственность акционеров-собственников это и, конечно, жесточайшая вертикаль контроля в строительстве, которая выстраивается в регионах, а второй ключ появляется у федерального министерства, - в целом это всё движение в абсолютно правильном направлении. Ну вот если мы все эти меры примем, то на самом деле у нас, как и в банковском секторе, произойдёт очистка строительной отрасли от недобросовестных игроков. Ведь и счета эскроу, о которых здесь речь идёт, и так называемые окрашенные деньги в строительстве - это всё будет способствовать тому, Сергей Михайлович, что кредитование по жилищному строительству уйдёт из пятой группы риска, а оно сейчас в пятой группе риска: чтобы кредит выдать, нужно фондировать 100 процентов, то есть такую же сумму. И наша задача... Если мы очистим этот рынок, если мы сделаем понятными и прозрачными условия, при которых осуществляется проектное финансирование, нам не нужно будет долевое строительство, не нужны будут деньги дольщиков, потому что примерно по стоимости учётной ставки деньги будут попадать в банк и по проектному финансированию финансироваться, - вот к этому мы должны прийти. Мы должны прийти к тому, чтобы рынок был понятным, чтобы там не было жуликов, чтобы там не было историй, когда кто-то просто переводит деньги из одного объекта в другой. И именно об этом проект закона, именно об этом мы сегодня будем принимать решение, когда будем голосовать. Но есть ряд вещей, которые, я считаю, надо обязательно ко второму чтению доработать. Николай Петрович, я уже сказал вам о необходимости выделить в отдельные правоотношения статью о том, что кого-то привлекают: если мы привлекаем застройщика достроить другой объект, наверное, грузить его всеми этими требованиями не совсем правильно - вот отдельно надо это оговорить. Отдельно надо оговорить возможность не выдавать разрешение на привлечение средств дольщиков в том случае, если застройщик уже имеет проблемы с другими объектами, или сбился график привлечения средств дольщиков, или сбились темпы стройки, - у стройнадзора должно быть право не давать такого разрешения. Это нам позволит существенно хеджировать риски, которые в этой отрасли возникают. Я призываю всех поддержать этот законопроект, он важный, нужный. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Николай Петрович Николаев, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое, коллеги, за поддержку. Я хотел бы обратить внимание только на несколько моментов. Конечно, тема крайне масштабная, и в рамках одного законопроекта мы, к сожалению, не разрубим все узлы, которые накопились за эти годы. Но я хотел бы обратить ваше внимание вот на что. Да, действительно, переход нужен постепенный, нам не нужны перекосы, и именно для этого председателем правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым в конце прошлого года была подписана "дорожная карта" на три года, и там как раз очень чётко прописан постепенный переход. Я хочу обратить ваше внимание ещё вот на что. Да, действительно, 70 процентов сейчас строится на деньги дольщиков - куда эти деньги денутся? Никуда они не денутся, они так же будут... Именно такой же объём будет строиться на эти же деньги дольщиков, но они не будут напрямую передаваться застройщику, а будут всё-таки защищены в той системе, которая сейчас работает аналогично Агентству по страхованию вкладов. Здесь много было сказано относительно моментов, на которые мы должны в дальнейшем обратить внимание, - давайте вместе работать. У нас есть законопроект, который мы приняли в первом чтении, в котором предлагается ввести новую процедуру в законодательство о банкротстве - это процедура оздоровления. Я считаю, что мы должны отдельно прописать процедуру оздоровления для застройщиков. У нас много есть что обсуждать и что делать. Я призываю всех включаться в работу нашей рабочей группы, благодарю все фракции за эту работу и прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Константин Григорьевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Виктор Витальевич? Тоже нет. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 17-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно, 424 депутата за. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 18-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 27 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принимается. 421 депутат за, один воздержался.