Заседание № 251
09.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 322886-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 21 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года" (в части уменьшения численности арбитражных управляющих при создании саморегулируемых организаций арбитражных управляющих).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4231 по 4479 из 5129
Так, пункт 19 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 21 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)". Пожалуйста, Иван Андреевич Ждакаев. ЖДАКАЕВ И. А., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, данный законопроект внесен не самим по себе депутатом Госдумы, это как раз та самая работа, когда депутат получает законодательные инициативы от тех субъектов, которые не имеют на это права. В данном случае по закону "О несостоятельности (банкротстве)", который был принят Государственной Думой 26 октября 2002 года и который вступил в действие 3 декабря 2002 года, ко мне обратились руководители ряда арбитражных судов дальневосточных субъектов, таких, как Камчатская область, как Сахалинская область, как Корякский автономный округ, малочисленных, если можно так коротко подытожить. Пунктом 1 статьи 20 закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено обязательное членство арбитражного управляющего в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и пункт 2 статьи 21 закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает минимальное количество членов этой саморегулируемой организации. Количество установлено - сто человек. Конечно, в больших субъектах Российской Федерации - допустим, даже Приморский край, Хабаровский край, Москва, Ленинград - это, наверное, вполне нормально и допустимо, когда в саморегулируемой организации может быть сто членов, они могут решениями арбитражных судов направляться для решения различного рода арбитражных споров в качестве арбитражных управляющих. На сегодняшний день арбитражный суд может предлагать кандидатуры арбитражных управляющих только из числа членов саморегулируемых организаций. В этом случае, я повторяю, права малочисленных субъектов ущемляются. Для работы арбитражных управляющих в субъектах с большим экономическим потенциалом, где много различных больших предприятий, эти нормы, конечно, больших сложностей, повторяю, не создают. А у нас на Сахалине получилось, что в силу оторванности от материка, небольшого количества предприятий, небольшого количества населения, которое, по последней переписи, составляет порядка 545 тысяч... Естественно, мы не подпадаем под требование, чтобы у нас на 1 миллион человек, как по закону предусмотрено, была саморегулируемая организация в количестве не менее ста человек. У Сахалина, конечно, нет такой возможности, как и у других малых субъектов, о чем я говорил выше, и на сегодняшний день арбитражным судам многих субъектов кандидатуры арбитражных управляющих для назначения их на предприятия, зарегистрированные в субъектах, будут, как вы понимаете, предлагаться из больших субъектов. На сегодняшний день... Я специально взял выписку по Сахалину, сколько вопросов в последнее время рассматривалось и сколько арбитражных управляющих Сахалина принимают участие. Их права никто не ущемляет, я согласен с запиской Кудрина и комиссии, которая принимала решение не поддерживать данный закон, рабочая группа, я имею в виду, но в то же время интересная динамика получилась. У нас за неполные восемь месяцев в Сахалинской области был рассмотрен сто двадцать один вопрос в арбитражном суде, где предлагались эти арбитражные управляющие. И учитывая то, что у нас в области нет этих ста членов саморегулируемых организаций, то получилось, что сахалинцев попало через Хабаровск, или Москву, или Владивосток всего восемь человек. Да, вроде бы права не ущемлены: из ста двадцати одного - восемь сахалинцев рассматривали. И как может сегодня другой арбитражный управляющий, проживающий в другом субъекте, направляемый из другого субъекта России, из Москвы, думать об интересах нашего субъекта, моего, сахалинского или Ханты-Мансийского округа, Эвенкии или Чукотки? Кто будет о них думать?! И когда говорят, что по географическому принципу нереально и невозможно подбирать необходимое количество членов этих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - это в какой-то степени просто какое-то лукавство. Когда мы закон принимали в прошлом году, порядка трех с половиной тысяч поправок было внесено в Государственную Думу. Я понимаю, что многие вопросы, когда три с половиной тысячи поправок, невозможно увидеть. Я бы хотел видеть депутатов, которые все три с половиной тысячи поправок, так сказать, пропускают через себя. На то мы и законодатели, чтобы совершенствовать закон, видеть, на какие ошибки указывает реальная жизненная практика. Жизненная практика показала, что мы на сегодняшний день не можем остановиться на этой норме. Необходимо дать право субъектам, мы же не должны ущемлять свои же интересы. Арбитражный управляющий из моего субъекта знает ситуацию на предприятиях, лучше разбирается в спорных вопросах, чем приехавший арбитражный управляющий из Ленинграда или Москвы. Я ни в коей мере не сомневаюсь в его профессионализме, но приехавший не знает местных реалий, он говорит и голосует так, как и должен голосовать направленный из этих субъектов, а наши интересы, интересы малых субъектов не учитываются. Поэтому когда я получил этот законопроект, то по предложению ряда арбитражных судей Дальнего Востока проконсультировался с Вениамином Фёдоровичем Яковлевым - Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. И он говорит: "Иван Андреевич, вноси законопроект, мы против этого законопроекта выступать не будем. Мы должны учитывать мнение субъектов, и к тому же реальная практика работы закона показывает его недоработку". В данном случае я уже сказал о недостатках. Яковлев меня поддержал. Я интересовался мнением различных субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день я получил подтверждение поддержки данного законопроекта из тридцати одного субъекта Российской Федерации, семнадцать субъектов Российской Федерации высказались против, остальные промолчали. Я прошу вас, уважаемые коллеги-депутаты, только об одном: тоже думайте об интересах субъектов. Мне Кудрин написал, что экономически нецелесообразно, чтобы по географическому принципу формировались эти организации. А экономически целесообразно (вдумайтесь, пожалуйста, ведь мы с вами каждый рубль должны считать в стране), когда из Москвы, Ленинграда, Хабаровска или Свердловска прилетают ко мне по нескольку раз в год для решения арбитражных вопросов представители? Это сколько же надо платить за проезд, сколько нужно выделять средств на питание, командировочные и прочее? Почему мы не можем позволить создать такую организацию у себя в субъекте? И в общем-то, установленную статьей 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" количественную планку в сто человек я предлагаю уменьшить до тридцати человек. На мой взгляд, это все-таки нарушает права малых субъектов России на создание собственных саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Когда в рабочей группе в Комитете по собственности данный вопрос рассматривался под председательством депутата Коптева-Дворникова Владимира Евгеньевича, за предложение поддержать депутата Ждакаева проголосовало, если мне память не изменяет, пять человек, против - шесть человек, несколько человек воздержались. Конечно, решение принимать нам, законодателям. Благодарю вас за внимание к данному выступлению. Есть вопросы - отвечу с удовольствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Андреевич. Пока присядьте. Виктор Семёнович Плескачевский. Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, никто не говорил, что закон о банкротстве, который мы с вами приняли, идеален. Это всего лишь этап совершенствования очень сложной отрасли права, особенно в нашей стране, потому что нашей рыночной экономике всего лишь десять лет, ну, по разным оценкам, двенадцать. Что касается законопроекта, предложенного депутатом Ждакаевым. Дело в том, что вы, наверное, обратили внимание на то, что прозвучали такие фразы: субъектам Федерации нужны собственные саморегулируемые организации, нужно учесть мнение субъектов Федерации, особенности Сахалина и других регионов. Коллеги, мы с вами принятием закона о лицензировании отдельных видов в последней редакции, по-моему, уже безоговорочно утвердили принцип экстерриториальности регулирования всех сфер предпринимательской деятельности. Буквально это означает следующее: если ты архитектор из Якутии, то ты имеешь право осуществлять архитектурную деятельность в Москве, а если ты арбитражный управляющий из Москвы, то ты имеешь безусловное право осуществлять арбитражную деятельность в том числе и на Сахалине. Почему возникла эта проблема - проблема снижения требований к такого рода организациям? Вы, наверное, помните, что с мест было очень много критики в части, касающейся такого механизма регулирования, то есть саморегулируемых организаций, что их могут купить бандиты, их могут купить олигархи, вложив в них деньги. И мы с вами устанавливали более или менее приемлемые соотношения по числу членов и требования к этим организациям, чтобы было затруднительно купить одному какому-то олигарху и так далее. Сегодня из восемнадцати тысяч существующих в правовом пространстве арбитражных управляющих требованиям, которые мы установили этим законом о банкротстве, соответствуют всего лишь порядка двух с половиной тысяч человек. То есть мы отсекли нашим нынешним законом тех арбитражных управляющих, которые либо не имели образования вообще, либо, как нам говорил руководитель службы по финансовому оздоровлению и банкротству, были пастухами, имевшими лицензию арбитражных управляющих. Поэтому снижение требований к таким организациям означает снижение ответственности. На сегодняшний день существует в этой сфере двадцать девять саморегулируемых организаций. Всего лишь за полгода они созданы. И по тому количеству банкротств в стране вот те две с половиной - три тысячи человек, высокопрофессиональных и наделенных законом материальной ответственностью, осуществляют эту деятельность. Поинтересуйтесь, ради любопытства, как сегодня, скажем, к этому относится то же государство в лице службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Поэтому я считаю, что снижение планки требований к организациям и ее членам на этом этапе работы закона недопустимо, потому что мы можем открыть двери для плохо прогнозируемых последствий снижения качества, снижения требований, собственно говоря, к тем процедурам, которые связаны с этим банкротством. Это высокопрофессиональная деятельность. Но, как было уже сказано, сегодняшний наш закон допускает возможность членства, допустим, жителей Сахалина, отвечающих требованиям, в любой организации, например, приморской какой-нибудь, хабаровской, не знаю, владивостокской. И, как сказано было, из ста двадцати человек, которые были в составе тех предыдущих, так сказать, с простыми требованиями к профессии людей, восемь человек все-таки являются членами ассоциаций, возможно, каких-то близлежащих территорий, поэтому, наверное, затраты на доставку их не из Москвы будут гораздо меньше. Но я полагаю, что на этом этапе понимания процедур банкротства, на этом этапе понимания новой роли арбитражного управляющего - не как исполнителя пожеланий кредитора, а как человека, отвечающего интересам государства прежде всего и отвечающего требованиям единого экономического пространства, - нам требования к такого рода организациям снижать нельзя. Возможно, мы к этому вопросу вернемся через пару-тройку лет, когда всё утрясется и станут понятны возможные, так сказать, слабости и необходимость совершенствования, но на этом этапе нельзя нам возвращаться к тому беспределу, который был до вступления в силу нынешней редакции закона "О несостоятельности (банкротстве)". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, будут ли вопросы к докладчикам? Есть. Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич. К кому вопрос? ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к Виктору Семёновичу. Виктор Семёнович, рассматриваемая проблема - это проблема территориального монополизма, возникающего в результате цензового критерия по отбору профессиональных услуг и тех, кто оказывает услуги. Вы привели интересную статистику, но не сказали главного: вот эти двадцать девять саморегулирующихся организаций где территориально расположены - Москва, Санкт-Петербург или Владивосток, Омск и так далее? Их территориальная сеточка, пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. По той информации, которая есть у меня, сегодня место их регистрации, да и по нашему с вами закону, не имеет никакого значения, хотя они зарегистрированы в основном, конечно, в европейской части. Дело в том, что члены этих организаций - это лица, отвечающие соответствующим требованиям, живущие и на Дальнем Востоке, и по всей территории равномерно. Нет никаких препятствий для того, чтобы, допустим, членом организации, зарегистрированной в Москве, был бы человек на Сахалине, отвечающий требованиям к этой профессии. Никаких препятствий для этого нет. Более того, я вам скажу, что, по нашим оценкам, из этих двадцати девяти организаций две-три, возможно, скажем так, наспех собраны. Поэтому мы предполагаем тенденцию к укрупнению этих организаций. На сегодняшний день совершенно неожиданно для нас - вот я проектировал этот процесс, я не ожидал этого - они уже создали союз, есть уже национального уровня организация, которая представляет интересы всего сегмента. Да, действительно, некоторые арбитражные суды не очень довольны тем, что раньше они назначали арбитражного управляющего, а сегодня они его только утверждают. Мы понимаем, что субъективизм судов был достаточно высок в защите интересов не только общественных и публичных, но и интересов кредиторов. Поэтому сегодня те требования, которые есть, те процессы, которые мы с вами запустили, позволяют надеяться на лучшее, и я предлагаю любому - это буквально вызов - проанализировать эту ситуацию. У нас налицо механизм, альтернативный такому простому, примитивному государственному регулированию этого процесса, но более ответственный, в том числе и в материальном отношении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 51 сек.) Проголосовало за 109 чел. 24,2% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел. 75,3% Результат: не принято Законопроект не принимается.