Заседание № 36

23.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 322863-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в части отнесения к сферам деятельности субъектов естественных монополий услуг и работ в морских портах).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3856 по 4174 из 4358
Вопрос 19: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных   
монополиях". Доклад депутата Государственной Думы Ивана Андреевича Ждакаева.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект предполагает конкретизировать   
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, относящиеся к сферам        
деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законом,         
который был принят Государственной Думой в 1995 году. Что бы мне хотелось по    
данному закону отметить в первую очередь?                                       
                                                                                
Когда в 1995 году вступил в действие ряд законодательных актов, были            
установлены регулируемые виды деятельности в морских портах. В соответствии     
со статьей 4 закона "О естественных монополиях" к деятельности субъектов        
естественных монополий на транспорте отнесены "услуги транспортных              
терминалов, портов и аэропортов" - так написано в законе, не я это выдумал.     
Существует Перечень продукции производственно-технического назначения,          
товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен        
(тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляет Правительство             
Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в этой          
области. В этот перечень было включено четыре регулируемых вида деятельности    
естественных монополий: портово-разгрузочные работы в морских портах;           
портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих   
под иностранными флагами, и услуги ледокольного флота.                          
                                                                                
В дальнейшем из-за отсутствия в законодательстве о естественных монополиях      
четкой классификации услуг в морских портах цели государственного               
регулирования тарифов на услуги в морских портах достигнуты были не в полной    
мере. Во исполнение закона министерство по антимонопольной политике выпустило   
свой приказ, и уже там они попытались эти четыре вида услуг расширить до        
шести видов услуг, когда были отнесены к сфере услуг естественных монополий     
на транспорте погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги,         
складские операции, услуги буксиров при швартовых операциях, услуги пожарного   
катера, агентское обслуживание судов и услуги по обеспечению безопасности       
судоходства. Таким образом, получилось широкое толкование услуг, связанных с    
погрузочно-разгрузочными работами, это довольно большой перечень                
вспомогательных услуг.                                                          
                                                                                
Но поймите, уважаемые коллеги, одно: стоимость этих услуг в общих расходах      
грузовладельцев в морских портах в процентном отношении незначительна и         
составляет примерно от 2 до 4 процентов общего объема, в связи с чем их было,   
на мой взгляд, нецелесообразно включать в перечень видов деятельности. В то     
же время (поймите правильно, почему этот закон появился) у нас получилось,      
что услуги пожарного судна или вспомогательные работы на складских помещениях   
- за это вроде бы как деньги берем, а львиная доля того, что можно было         
государству заработать и что можно было потратить на наведение порядка в        
морских портах, - эти деньги были выведены из того, что можно изъять в доход    
государства. Это напоминает элементы коррупции. Вот сами вдумайтесь.            
Необоснованно исключены были портовые сборы, величина которых оказывает         
значительное влияние на конкурентоспособность морского порта. Портовые сборы    
только в Санкт-Петербургском морском порту в 2003 году составляли около 40      
миллионов долларов, а они остались за бортом. Но зато пожарный катер, который   
бегает по заливу, - он должен платить. Вы поймите меня правильно, он никогда    
40 миллионов долларов не принесет. В порту Новороссийска 35,8 миллиона          
долларов остались за бортом. И никто не хочет эти портовые сборы вписать в      
закон конкретно, чтобы можно было их собирать! А мы говорим зачастую, что       
денег нет, сегодня 280 миллионов не могли найти для ученых и докторов наук,     
когда по закону об образовании выступал представитель Московской областной      
Думы. Во Владивостокском порту чуть более 30 миллионов долларов осталось        
неучтенки. Поэтому я и подготовил тот законопроект, который был внесен весной   
прошлого года, для того чтобы Государственная Дума приняла свое решение.        
                                                                                
Хотелось бы отметить, что до сегодняшнего времени нет четкого однозначного      
ответа на вопрос, какие виды деятельности в морских портах относятся к сфере    
естественных монополий на транспорте и в отношении которых, соответственно,     
необходимы государственное регулирование и контроль.                            
                                                                                
Внесение данных дополнений в статью 4 закона "О естественных монополиях"        
необходимо также в связи с тем, что на сегодняшний день у нас происходит        
реорганизация государственного учреждения Морские администрации портов с        
созданием на его базе федерального государственного унитарного предприятия      
"Росморпорт", которое будет взимать и расходовать портовые сборы, оказывать     
услуги во всех морских портах Российской Федерации в соответствии с             
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2002 года за   
№ 751.                                                                          
                                                                                
Хотелось отметить и то, что в случае принятия сегодня проекта закона в первом   
чтении не потребуется внесения изменений и дополнений в акты федерального       
законодательства, а также приостановления и признания их утратившими силу.      
                                                                                
Также хотелось отметить и следующее: реализация указанного проекта              
федерального закона не потребует никаких затрат со стороны федерального         
бюджета, наоборот, если мы примем сегодня его в первом чтении и проведем ту     
доработку, на необходимость которой Правовое управление мне указало...          
Правовое управление не сказало в своем заключении, что этот закон не следует    
принимать, они указали на технические нюансы, связанные с принятием данного     
закона и введением его в действие, вот какие замечания мной, как депутатом,     
были получены. И если мы этот законопроект в первом чтении сегодня примем, ко   
второму чтению то, что мы упустили в данном законе... Мы приняли ряд законов,   
связанных с реструктуризацией железнодорожной отрасли, и, естественно, как      
вид услуг у нас железнодорожная отрасль входит. В связи с тем что мы приняли    
закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую      
энергию в Российской Федерации", естественно, ко второму чтению мы могли бы     
закон доработать и принять в окончательной редакции.                            
                                                                                
Но одно скажу: мной двигала только государственная задача - чтобы деньги,       
которые сегодня в казну не поступают, уходят на сторону, о чем я вам говорил,   
приводя конкретные примеры, были в федеральном бюджете, чтобы эти деньги мы     
могли направить на пользу обществу. Благодарю за внимание.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Иван Андреевич.                  
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по        
энергетике, транспорту и связи Виктору Александровичу Клюсу. С места,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛЮС В. А., фракция "Единая Россия".                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Концепция рассматриваемого     
законопроекта, предложенного Иваном Андреевичем Ждакаевым, предусматривает, с   
одной стороны, попытку детализации перечня отнесенных к сфере деятельности      
естественных монополий отдельных видов работ и услуг, производимых, в           
частности, и оказываемых в морских портах. Кроме того, предложенная автором     
редакция статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях"               
предполагает исключение из текста закона пунктов 2 и 3 указанной статьи.        
Детализация перечня работ и услуг, предлагаемая автором, в целом                
соответствует уже имеющейся и определенной постановлением Правительства         
Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению        
государственного регулирования цен (тарифов)". К ним уже относятся - верно      
отметил докладчик в своем выступлении - погрузочно-разгрузочные работы в        
портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям, услуги      
ледокольного флота, о чем в своем проекте закона о внесении поправок в          
федеральный закон говорит автор. Кроме того, предлагаемые поправки относят к    
сферам деятельности субъектов естественных монополий портовые сборы, сборы за   
проход по внутренним водным путям, сборы аэропортов, которые нельзя считать     
видами деятельности естественных монополий. Согласно статье 8 Налогового        
кодекса сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических     
лиц.                                                                            
                                                                                
Следует отметить, что законопроект подготовлен без учета Федерального закона    
от 10 января 2003 года № 16-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в             
Федеральный закон "О естественных монополиях" (в части изменений и              
дополнений, связанных в демонополизацией рынка железнодорожных перевозок) и     
Федерального закона от 26 марта 2003 года № 39-ФЗ "О внесении изменений и       
дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" (в части изменений   
и дополнений, связанных с реформированием электроэнергетики). При этом          
оснований для исключения из Федерального закона "О естественных монополиях"     
положений, внесенных вышеперечисленными федеральными законами, не имеется.      
                                                                                
На законопроект получены отрицательный официальный отзыв Правительства          
Российской Федерации и отрицательное заключение Правового управления Аппарата   
Госдумы.                                                                        
                                                                                
На основании вышеизложенного Комитет по энергетике, транспорту и связи          
рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона №         
322863-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Федерального закона от   
17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" в первом чтении.      
Прошу поддержать решение комитета. Спасибо.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Александрович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, Макашов Альберт        
Михайлович.                                                                     
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Удивительная вещь: как только кто-то желает улучшить жизнь        
нашего населения, так сразу нет денег. Когда предлагают утвердить законом       
поступление денег в федеральный бюджет, то сразу появляются жучки, которые      
говорят: а там есть постановление. Но постановление - это подзаконный акт, а    
здесь закон принимается, и миллионы пойдут в доход государства.                 
                                                                                
У меня вопрос к членам комитета, которые выступили против, и к нашим            
депутатам, если они будут голосовать против: вы желаете, чтобы бюджет           
государства увеличивался и чтобы его не разворовывали различные жучки? Если     
да, то тогда, значит, будем голосовать за.                                      
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон для ответа Виктору          
Александровичу Клюсу.                                                           
                                                                                
КЛЮС В. А. Уважаемый Альберт Михайлович, я отвечаю прямо на ваш прямо           
поставленный вопрос. Я за то, чтобы в бюджет государства шло как можно больше   
денег, и я против того, чтобы эти деньги разворовывались. Но если говорить      
применительно к рассматриваемому проекту закона... Мы с вами - законодатели,    
и поэтому по существу, по форме, с учетом высказанных комитетом замечаний мы    
не можем сегодня проголосовать за внесение этих поправок. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы к докладчику и содокладчику? Кто хотел бы выступить,        
уважаемые коллеги? Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста.                   
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Какое     
ужасное явление, когда мы, законодатели, все-таки не хотим прислушаться и,      
главное, не хотим в дальнейшем разобраться, что происходит в портах России.     
Откровенно говоря, это мы, законодатели, выкультивировали мафию в портах        
России. Когда я стал губернатором Краснодарского края, люди, безусловно,        
возлагали надежды на то, что я и в портах наведу порядок, но когда я коснулся   
этого, то понял, что начиная с федерального центра всё держится в ее руках, и   
не дают даже заглянуть, не дают дотронуться! Я обнаружил, что мафия             
бессмертна, ее просто невозможно покорить. Мне ничего не оставалось, как        
взять и подготовить доклад для выступления на заседании правительства,          
включить радио, телевидение и в открытую взорвать эту бомбу, чтобы избиратели   
края хотя бы не думали, что Кондратенко имеет отношение к этой мафии.           
По-другому я не мог поступить. Молодые работники ФСБ мне рассказали потом       
всё, что происходит в портах, они знали это. На заседании правительства я       
объявил, что восемь человек невозможно использовать в дальнейшем на их          
должностях, в том числе были названы глава администрации города, начальник      
ФСБ, который в порту был, начальник портовой милиции, прокурор транспортный и   
другие - те, кто погряз в мафиозных связях. Было возбуждено дело, деваться      
было некуда. Пресса обвинила: Кондратенко превышает свои полномочия. Но зато    
совесть я свою очистил: сказал людям, что происходит.                           
                                                                                
Ждакаев ведь прав! Никакой там конкуренции нет! Зачем отдавать лоцманские       
проводки, заправку иностранных судов, обеспечение водой и так далее - зачем     
это отдавать каким-то частным, надуманным фирмам? Там нет признаков             
конкуренции! Не с кем конкурировать! Там нет состязательности, даже мотива      
для состязательности! Нет, огромные деньги, которые могли идти в бюджет,        
отдали жуликам и мошенникам и выпестовали вот эту мафию! Начальника милиции     
убили те, кто в Москве сидел и боялся: а вдруг правда вылезет наверх при        
расследовании (а было возбуждено более ста уголовных дел), вдруг скажут,        
откуда ноги растут у мафии? А они отсюда, из Москвы, росли.                     
                                                                                
И мы до сих пор не хотим... И сегодня председатель комитета, с такими           
слезливыми, стеклянными глазами, убеждает в том, что не надо, ничего            
нельзя... Так давайте изучим!.. Мы же взялись Россией руководить! Мы же         
взялись в стране порядок навести! Почему же не хотим, господа? Потому что нас   
для другой цели наняли и приказали голосовать в ту сторону? Но это же           
когда-то лопнет! Тогда мы становимся организаторами этой мафии.                 
                                                                                
Я буду голосовать за предложение Ивана Ждакаева, потому что там                 
государственная позиция. Может, что-то Иван и недосмотрел до глубины. Мы все    
вместе должны были помочь: дальше развить мысль, которую он поднял. Но мы, к    
сожалению, не хотим. Когда же в России, кто-то здесь, в Думе, крикнет и         
президенту Путину, и председателю палаты, и всем: "Братцы, а король-то наш      
демократический голый!"?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Нет. Есть ли желание      
выступить у инициатора законопроекта? Пожалуйста, Иван Андреевич Ждакаев. С     
места.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Поймите правильно: этот               
законопроект появился снизу, а не то что захотел Ждакаев и выдумал. А я не      
хотел говорить в своем выступлении, о чем сказал Николай Игнатович              
Кондратенко. Он в ту пору был главой администрации, а я был просто депутатом    
второй Государственной Думы и был на том заседании правительства, когда         
прокурора вынесли на носилках, когда ему прямо в зале в глаза было брошено      
обвинение в том, что он преступников покрывает.                                 
                                                                                
Я помню, как мы начальника морской администрации порта Новороссийск Попова      
снимали, который портовые сборы, которые должны были быть направлены на         
решение государственных задач по углублению, возведению, строительству          
сооружений, стенок, причалов, направлял на создание своей собственной           
телекомпании, приобретение газет, радиостанции, на покупку квартир, в ФСБ       
(бывший КГБ), в милицию, в прокуратуру транспортную, таможню и прочее.          
Коррупция была обалденная, другого слова нет! Покупали джипы налево и направо   
- всем, кто не мешал.                                                           
                                                                                
Чтобы государственные деньги, которые должны были собираться, поступали в       
государственную казну... Большая переписка по этому поводу была с министром     
транспорта Российской Федерации Франком. Бывший министр транспорта Франк        
согласился с тем, что портовые сборы должны собираться в единую казну и         
должны быть учет и контроль.                                                    
                                                                                
Этот законопроект направлен на то, чтобы были эти учет и контроль, чтобы эти    
деньги собирались и направлялись на решение государственных задач. Но почему    
мы сегодня... Пожарный кораблик бегает по заливу - с него налоги и сборы        
взимаются? Но портовые сборы, куда входят маячные, лоцманские сборы и другие,   
- они остаются в стороне, и по ним никаких решений Государственной Думой не     
принимается.                                                                    
                                                                                
Я согласен, что мы упустили (я в своем докладе подчеркнул), не учли вопрос,     
связанный с принятием закона о регулировании тарифов на тепловую энергию и      
электроэнергию, не учли вопросы, связанные с реструктуризацией                  
железнодорожной отрасли Российской Федерации, но ко второму чтению мы это       
исправим.                                                                       
                                                                                
Правильно здесь сказал депутат Кондратенко: для чего мы поставлены, для чего    
избраны? Давайте вместе решать. Ну почему здравое зерно мы хотим уничтожить?    
Почему только вот какой-то росток появляется нормального, что нужно в           
государственных интересах, например деньги собрать, - нет, нельзя, не           
допустим? Почему постановление правительства выше закона? Ну что нам,           
законодателям, мешает принять закон, отрегулировать? Вместо четырех - шести     
видов деятельности я сегодня предлагаю одиннадцать видов, по которым могли бы   
делать эти сборы, чтобы они шли в доход государства. Что плохого? Я сам не      
пойму, что плохого. Скажите, в чем моя ошибка? Никто не может сказать. Вот      
есть постановление правительства. А оно что, священная корова? У нас было       
сколько правительств! Правительства уходят и приходят, а депутаты как здесь     
были, так и остаются. Депутатов выбирают, не правительство выбирают. Ну         
почему мы не можем плечо подставить правительству и, если оно сделало ошибку,   
подсказать: давайте вместе сделаем это? Когда бешеные деньги не учитываются,    
не контролируются, мне это больше напоминает коррупцию. Коррупцию! Другого      
слова не найти! Почему мы можем собрать 200-300 тысяч рублей, но когда          
Ленинград - 40 миллионов долларов, когда Владивосток, когда Новороссийск...     
остаются деньги в стороне - это почему-то нормально? На кого они работают? На   
группировки, на кланы или на общество?                                          
                                                                                
Я все-таки прошу принять этот законопроект. Я тоже член этого комитета, я       
являюсь заместителем председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи.   
Мы по-разному голосовали. Но ведь мы законодатели! Ну почему мы забываем, что   
мы законодатели? Мы должны законы писать, а не за нас. Давайте напишем          
вместе. Пускай будет четыреста авторов этого законопроекта, четыреста           
пятьдесят! Прошу проголосовать и поддержать. Благодарю за внимание.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость Виктору Александровичу Клюсу высказаться? Нет.            
Представители правительства и президента?.. Нет. Коллеги, кто за то, чтобы      
принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               85 чел.18,9%                                     
Проголосовало против           24 чел.5,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    109 чел.                                          
Не голосовало                 341 чел.75,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 30

28.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 322863-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в части отнесения к сферам деятельности субъектов естественных монополий услуг и работ в морских портах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3241 по 3244 из 4229
Пункт 16. Ждакаев Иван Андреевич в зале? Нет. Переносим на следующее            
заседание или на более поздний срок, это уже определит Совет Думы - в зале      
нет докладчика.