Заседание № 185

08.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 322638-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся услуг, предоставляемых лоцманскими службами; внесён членами Совета Федерации В. А. Поповым, Б. А. Сорокиным, а также В. Б. Спицнаделем в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5622 по 5812 из 6248
У нас осталось восемнадцать минут. Я предлагаю сейчас дать слово по пункту      
18. Здесь один содоклад у нас. Если мы этот вопрос быстро рассмотрим, то        
рассмотрим и протокольные поручения.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда постараемся уложиться, рассмотреть быстро   
18-й вопрос, ну, если получится, разумеется.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не потребует ничего?                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 18-й. А, 19-й? Ну, посмотрим. По времени посмотрим, как   
пойдёт.                                                                         
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации". Авторы просят рассмотреть законопроект без их       
участия. Содоклад сделает Войтенко.                                             
                                                                                
С места или подойдёте сюда? Пожалуйста, на трибуну.                             
                                                                                
И дайте мне, пожалуйста, протокольные поручения.                                
                                                                                
ВОЙТЕНКО В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В комитете подготовлен к          
первому чтению проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении вопросов организации   
предоставления лоцманских услуг), внесённый членами Совета Федерации Поповым,   
Сорокиным, а также Спицнаделем в период исполнения им полномочий члена Совета   
Федерации. Авторы законопроекта просили Государственную Думу рассмотреть его    
без их участия.                                                                 
                                                                                
Законопроект направлен на разрешение проблемы государственного регулирования    
деятельности частных лоцманских организаций. Суть вопроса заключается в         
необходимости найти подход, сочетающий законные стремления негосударственных    
лоцманских организаций осуществлять свою основную деятельность - проводку       
судов и обеспечение главной задачи правового регулирования в этой сфере -       
создания условий для безопасного плавания морских судов.                        
                                                                                
Указанным законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс торгового       
мореплавания и Федеральный закон "О морских портах в Российской                 
Федерации...", направленные на исключение лоцманской деятельности из сферы      
деятельности субъектов естественных монополий, то есть предлагается ввести      
ничем не ограниченную конкуренцию в лоцманском деле. Данный подход не           
согласуется с рекомендациями Международной ассоциации морских лоцманов о        
сохранении полностью регламентированных единых лоцманских систем и признании    
того, что конкуренция в лоцманском деле ставит под угрозу безопасность          
мореплавания. Повторимся, что в соответствии со статьёй 86 Кодекса торгового    
мореплавания целями лоцманской проводки являются обеспечение безопасности       
плавания судов и защита морской среды.                                          
                                                                                
Таким образом, предлагаемый авторами подход может негативно сказаться на        
уровне обеспечения безопасности мореплавания и не обоснован надлежащим          
образом. По нашему мнению, принятие законопроекта не позволит законодательно    
урегулировать деятельность негосударственных лоцманских организаций, а также    
лишит Правительство Российской Федерации возможности регулирования их           
деятельности на уровне подзаконных актов. Мы считаем, что предлагаемое          
авторами законопроекта решение формально и не полностью решает проблему. На     
законопроект получены отрицательные официальные отзывы Правительства            
Российской Федерации и заключение Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Следует отметить, что комитет ни в коей мере не выступает против законного      
стремления частных лоцманских организаций к осуществлению своей деятельности.   
Повторюсь, вопрос заключается в том, как правильно организовать их              
деятельность в целях исключения неограниченной конкуренции и обеспечить         
безопасность мореплавания. В настоящее время комитет изучает подходы,           
потенциально способные разрешить проблему. Не исключено, что будет сочтено      
целесообразным использовать в лоцманском деле возможности саморегулируемой      
организации, объединяющей все лоцманские организации независимо от формы        
собственности.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, отмечая слабые стороны рассматриваемого законопроекта,       
комитет хотел бы отметить и заслуги авторов, наших уважаемых коллег из Совета   
Федерации, которые предложили новый, пусть и несовершенный, вариант решения     
сложной проблемы. Мы можем сказать, что некоторые подходы законопроекта         
комитет учитывает в своей работе над законодательным разрешением данной         
проблемы.                                                                       
                                                                                
Резюмируя ранее сказанное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить   
рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении. Прошу вас           
поддержать позицию комитета.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть.   
Депутат Драпеко.                                                                
                                                                                
Подождите, задержитесь на трибуне, вам вопрос.                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Вопрос такой. Дело в том, что этот законопроект был подготовлен   
во исполнение решения Конституционного Суда, признавшего неконституционным      
постановление правительства, касающееся ограничения работы негосударственных    
лоцманов и перечня портов, где запрещена такая работа негосударственных         
лоцманов. Скажите, пожалуйста, почему до сих пор не исполнено решение           
Конституционного Суда, которое было принято в 2004 году?                        
                                                                                
ШИШКАРЁВ С. Н. Я в своём докладе уже говорил о том, что работа над этим         
вопросом ведётся. Внесённый законопроект в данном случае не полностью           
отрицается нашим комитетом, мы объясняем его непринятие на сегодняшнем          
заседании только тем, что он несовершенен. Работа ведётся, я думаю, что в       
ближайшее время мы предложим данное решение.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении?             
Настаивает Мизулина. Я думаю, что мы закончим сегодняшнее обсуждение после      
выступления коллеги Мизулиной, десять минут у неё как раз будет, останется      
полторы минуты, проголосуем.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Конечно, смешно   
слышать аргумент, что законопроект несовершенен, поэтому нельзя его             
принимать. А зачем тогда три чтения? Второе чтение, вообще, зачем? Вообще все   
мы здесь тогда зачем? Для этого мы и существуем, чтобы сделать законопроект     
совершенным с точки зрения того, как этот закон будут понимать наши граждане,   
как они его будут признавать.                                                   
                                                                                
6 апреля 2004 года Конституционный Суд Российской Федерации принял              
постановление, которым признал неконституционными положения пункта 2 статьи     
87 Кодекса торгового мореплавания. В какой части было признано                  
неконституционным? Смотрите. Во-первых, дискриминируется деятельность           
негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, потому что им не    
разрешается заниматься этой деятельностью в некоторых портах. Во-вторых,        
статья 87 предусматривает, что особенности создания негосударственных           
организаций по лоцманской проводке судов должно определять правительство. Как   
это делает правительство, непонятно. Конституционный Суд прямо указал, что,     
поскольку такого рода особенности не установлены правительством и закон их не   
предусматривает, это есть непреодолимое препятствие для того, чтобы             
заниматься этим видом профессиональной деятельности негосударственным           
организациям. И третье. В этой статье 87 до сих пор указано, что перечень       
портов, где негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут    
осуществлять свою деятельность, определяет правительство. Заметьте, это         
постановление правительства 2001 года тоже признано неконституционным, а оно,   
кстати, лишает возможности негосударственные организации заниматься             
лоцманской проводкой в таких портах, как Новороссийск, Калининград,             
Санкт-Петербург, вы понимаете, что это далеко не последние морские порты.       
                                                                                
А теперь посмотрим на решение Конституционного Суда с учётом сегодняшнего       
дня, там 2004 год - и сегодня у нас 2010 год. Статья 80 Федерального            
конституционного закона "О Конституционном Суде..." чётко указывает:            
правительство обязано не позднее трёх месяцев после принятия постановления      
Конституционным Судом о неконституционности нормы внести законопроект в         
Государственную Думу, а Государственная Дума обязана его принять во             
внеочередном порядке. У нас сейчас 2010 год - где у нас такой законопроект?     
Его нет. Тот законопроект, который сегодня предложили коллеги из Совета         
Федерации, соответствует этим рекомендациям Конституционного Суда Российской    
Федерации, обязательным для исполнения, кстати. Он позволяет нам быть           
конституционно послушным органом государственной власти и реализовать           
положение Конституции.                                                          
                                                                                
Все, кто будет сегодня голосовать против этого законопроекта: фактически вы     
отрицаете Конституцию Российской Федерации, вы отрицаете её обязательность      
для себя, вы отрицаете решение Конституционного Суда, вступившее в законную     
силу. Наша фракция уважает Конституцию Российской Федерации, уважает решение    
суда и предлагает поддержать этот законопроект, ну, конечно же, если вы не      
находитесь в оппозиции к самой Конституции.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я обращаюсь к представителю президента: не настаиваете на участии в             
дискуссии? Нет. Представитель правительства также не настаивает.                
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставлю на голосование проект федерального закона    
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас дам слово, но если будет обсуждение - перенесём.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     43 чел.                                          
Не голосовало                 407 чел.90,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.