Заседание № 132
О проекте федерального закона № 322259-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов в части обеспечения финансовых основ местного самоуправления" (внесен депутатом Государственной Думы А. Е. Лихачёвым и депутатами Государственной Думы третьего созыва А. Е. Баранниковым, В. Н. Бондарем, Э. А. Воробьёвым, А. Ю. Вульфом, А. Н. Котюсовым, В. А. Лекаревой, Е. Б. Мизулиной, А. Э. Мяки, Б. Б. Надеждиным, Б. Е. Немцовым, К. В. Ремчуковым, В. О. Семёновым, Г. А. Томчиным, И. Т. Федоткиным, А. А. Фоминым, И. М. Хакамадой, А. В. Шубиным, С. В. Щерчковым и В. Н. Южаковым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 50 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов в части обеспечения финансовых основ местного самоуправления". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Евгеньевича Лихачёва. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, данный законопроект (и я отношусь к его авторам) был внесен в начале 2003 года, и, конечно же, во многом его положения, основная идея и концепция устарели. Тем не менее кратко скажу, что смысл этого законопроекта в гарантированном прописывании тех источников доходов бюджетов, которые отдаются исключительно на муниципальный уровень. В частности, 75 процентов подоходного налога, 100 процентов налога на имущество организаций, 90 процентов единого налога на вмененный доход, 100 процентов налога на общераспространенные полезные ископаемые, 30 процентов единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, 50 процентов транспортного налога в проекте этого законопроекта закреплены за местными бюджетами. Более того, на региональном и муниципальном уровнях закреплены дополнительные доходные источники, в том числе за счет финансовой помощи, выделяемой субъектом Федерации. Также в законопроекте предусмотрена возможность создания муниципальной налоговой службы и специальной межмуниципальной кооперации. Понятно, что 131-й закон и целый ряд дополнений в налоговое законодательство, которые мы с вами приняли в новом созыве Государственной Думы и в старом созыве, - они, в общем-то, во многом сводят на нет концепцию закона. И я, и большинство авторов данного законопроекта понимаем, что данный законопроект должен быть Государственной Думой отклонен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автор высказывает понимание, которое сейчас, видимо, подтвердит представитель Комитета по бюджету и налогам Коган Александр Борисович. Пожалуйста, вам слово. КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович. В принципе докладчик основные моменты законопроекта уже затронул, даже рассказал о последствиях, точнее, о том, что будет с принятием закона. Мне остается только сказать, что данные нормы частично предусмотрены рядом законодательных инициатив, которые уже претворены в законы о местном самоуправлении и сегодня уже действуют. Кроме того, данный законопроект не вписывается в ту концепцию, которую мы на протяжении двух лет законодательно прописывали, и теперь уже закон действует на территории Российской Федерации, с 1 января 2006 года уже вступает в силу по многим моментам. Поэтому комитет принял решение данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос. Депутат Малышкин, пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Вы приняли правильное решение, правильные вопросы поставили, но почему-то вы как-то быстро отказались от этого всего. Вот навыбирали депутатов в органы местного самоуправления, местных поселений, городских и сельских, а сейчас принимаются решения на уровне субъектов, говорят: давайте на уровне муниципального образования готовьте бюджеты свои, а поселения в этом не участвуют. Как вы к этому относитесь? Ведь вы правильно сказали: создание налоговой службы на уровне поселений, городских и сельских. Всё правильно вы говорили, но почему-то очень быстро вы отказались от этого. Что это вы так быстро сдались? Ведь сейчас мы приняли поправки именно к 129-му закону. И почему это вы уходите от решения этого вопроса? Ведь вот навыбирали всех, а они не участвуют - и сейчас такая буза начнется, что мы будем вместе с вами расхлебывать это всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понял, что вопрос и докладчику, и содокладчику. Пожалуйста, депутат Лихачёв. ЛИХАЧЁВ А. Е. Я хотел бы подчеркнуть - уважаемый Олег Александрович, видимо, не дослушал до конца то, о чем я говорил, - что многие положения этого законопроекта уже учтены в рамках законодательства о местном самоуправлении, которое в последние два с половиной года принималось. Это первое. Второй момент. Конечно же, сама концепция законопроекта не удовлетворяет той системе, обновленной системе, которая действует в последние годы в Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коган Александр Борисович. По карточке депутата Житинкина. КОГАН А. Б. Уважаемый Олег Александрович, дело в том, что налоговые службы на местном уровне, о которых вы говорите, действительно сегодня обязательно должны входить в Федеральную налоговую службу, поэтому нецелесообразно создание отдельных налоговых служб. Кроме того, я хочу сказать, что в придании налогу на имущество организаций статуса федерального тоже нет никакого смысла, потому что со стороны Федерации достаточно тяжело будет инспектировать, анализировать налоговую базу организаций на местах. В этом должны быть заинтересованы муниципальные образования и субъекты Российской Федерации. Это касается и перечня местных налогов на рекламу. То есть многие налоги уже определены в 95-м и в 131-м законах, налоги, которые определяют сегодня доходную часть как местных бюджетов, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, а многие нормы, в том числе те, о которых говорил докладчик, уже устарели. Только с учетом именно этих моментов и предлагается к отклонению данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нет больше вопросов. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Депутат Малышкин, пожалуйста, выступление. МАЛЫШКИН О. А. Выступление именно по этому вопросу. Я вникал в вопросы местного самоуправления. В соседней области - Владимирской - там принят закон 168-й. В нем говорится: вот вам, органам местного самоуправления, вновь избранным органам поселений, городских и сельских, полномочия нате, но участия в бюджете вы не имеете права принимать. Вот какая ситуация. Потом. Мы с вами буквально на прошлом заседании принимали поправки о том, что только по соглашению... Допустим, если хочет орган местного самоуправления городского поселения или сельского поселения участвовать в бюджете, может свои полномочия дать муниципальному образованию. Но ведь дальше ситуация выходит за рамки принятого нами закона. Ведь ситуация в чем заключается? Вы правильно сказали: да, органы местного самоуправления имеют право создавать налоговые органы. А что в этом плохого? Ну ради бога! Если мы налогов будем собирать больше, что в этом плохого? Если мы будем координировать свои действия с Федеральной налоговой службой, что в этом плохого? Если мы будем сами на уровне поселения городского и сельского формировать бюджет, тем более мы избрали местных депутатов на местном уровне, что в этом плохого? Я хочу, чтобы все наши коллеги вникли именно в вопросы местного самоуправления, потому что завтра будет уже буза, поскольку некоторые органы местного самоуправления городских поселений, сельских поселений не воспринимают то, что им диктует, допустим, субъект Федерации на своем уровне, говорит, что именно мы будем формировать, а вы в этом не участвуете. Так нельзя! Нужно, чтобы действительно органы местного самоуправления были именно теми органами, которые были бы доступны всем нам, и чтобы население полностью участвовало в этом процессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, заключительное слово предоставляется Когану Александру Борисовичу. Отказывается от заключительного слова. Докладчик тоже отказывается. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов в части обеспечения финансовых основ местного самоуправления". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% Результат: не принято Не принимается законопроект.