Заседание № 264
О проекте федерального закона № 321954-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; третье чтение).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Включить в повестку дня и рассмотреть в третьем чтении законопроект № 321954-4, он готов к рассмотрению. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Учитывая многочисленные коллизии, которые были при внесении депутатом Шаккумом законов, я предлагаю этого не делать, потому что у него всегда всё с колена, и всё не читано, и потом по пять поправок ещё пишут на колене. Надо действовать в соответствии с Регламентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение депутата Шаккума включить в повестку дня законопроект № 321954-4, третье чтение. Голосуем, уважаемые коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 55 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается.
Коллеги, что касается пункта, дополнительно внесённого, мне доложили, что, оказывается, он уже был размещён в электронной базе, и поэтому нам не нужно его дополнительно раздавать. Мартин Люцианович на трибуне. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Законопроект принят во втором чтении 21 ноября 2011 года. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления нет. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания и желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования" для принятия в третьем чтении.
Второй законопроект внесён был Шаккумом, "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также он был обсуждён в третьем чтении, никто не выразил желания выступить по мотивам. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 35 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект, дополнительно включённый... а, это второе чтение, мы его в конце рассмотрим.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 321954-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принят в первом чтении 11 мая 2007 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й пункт, "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 11 мая 2007 года. К законопроекту поступило восемь поправок, все они рекомендуются к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица включает восемь поправок, поддержанных комитетом. Есть ли замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 59 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 22, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 18 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 262
О проекте федерального закона № 321954-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принят в первом чтении 11 мая 2007 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу снять с рассмотрения вопрос из пункта 27, это законопроект № 321954-4, - нуждается в доработке.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступили следующие предложения. Шаккум Мартин Люцианович предлагает снять 27-й вопрос для доработки. Нет возражений? Нет.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 321954-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принят в первом чтении 11 мая 2007 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я прошу пункт 36 повестки, законопроект № 321954-4, перенести на завтра, на 18-е число, так как он нуждается в небольшой технической доработке. Вместо него прошу поставить законопроект № 533467-5 - о порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Вот я поддерживаю то, что сказал Мартин Люцианович, - что законопроект из 36-го пункта надо переносить, он действительно требует там какой-то корректировки. А вот то, что он второе предложил - вносить законопроект во втором чтении, которого нет ни у кого на руках и который вообще не включался ни на завтра, ни на 21-е число, - я считаю, это абсурд, вообще-то, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, как раз давайте мы этот вопрос и обсудим. Шаккум Мартин Люцианович предлагает 36-й вопрос перенести на 18-е. По этой части его предложения нет возражений? Нет. Пожалуйста, включите микрофон Шаккуму Мартину Люциановичу. По вашему второму предложению о законопроекте о порядке передачи военного имущества, пожалуйста, внесите ясность. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект до Совета Государственной Думы находился в повестке и размещён в базе. Он был, по моему мнению, по ошибке снят, из-за того что вовремя не дошли документы до ГПУ, он был по предложению представителя президента снят, но сейчас представитель президента выскажет свою точку зрения. Законопроект размещён во всех необходимых базах в срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Это противоречит нашему Регламенту, здравому смыслу, потому что уже сегодня, до принятия этого закона, через колено заставили мэров многих городов при отсутствии ресурсов ремонтировать котельные, военные городки и другие вещи. И второе. Именно Мартин Люцианович, вот таким образом внося законы, вынудил президента последние два месяца заниматься только проблемами ЖКХ. Это другая тема, но из той же оперы - когда вы с колена, с голоса вносите закон, который никто не читал, и принуждаете своих коллег в трёх чтениях голосовать. Мы категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть предложение всё-таки этот закон рассматривать, но не сегодня, а завтра, по крайней мере мы посмотрим. Давайте мы с согласия палаты поставим его в повестку дня на пятницу, 18 ноября. Нет возражений? Согласились.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 321954-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Николая Павловича Чуркина. ЧУРКИН Н. П., член Совета Федерации. Добрый день, уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Разрешите представить вам законопроект, разработанный группой членов Совета Федерации... (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, пожалуйста, Николай Павлович, секундочку. Любовь Никитична, я вас слышу гораздо ясней, чем докладчика, вы без микрофона говорите громче, чем он. Если вы хотите сказать что-нибудь Владимиру Вольфовичу по поводу Маркса, у вас есть возможность: вот там, пожалуйста, сделайте это, вне зала. Пожалуйста, Николай Павлович. ЧУРКИН Н. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, этот законопроект прошёл очень большой путь. Проведённые согласования и консультации дают мне право представить его здесь с высокой трибуны. Мы провели консультации с Правительством Российской Федерации, со всеми членами Совета Федерации, с соответствующими комитетами Государственной Думы и выносим данный проект закона на ваше решение. Как показывает практика, безоговорочное отнесение вопросов распоряжения земельными участками, как это предусмотрено в законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который гласит, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, имеет слабые стороны. Какие? Во-первых, мы считаем, что такая формулировка исключает из числа субъектов, имеющих право распоряжения этими земельными участками, органы местного самоуправления городских и сельских поселений. И во-вторых, в условиях проводимой и ещё далеко не завершённой муниципальной реформы, когда не во всех муниципальных образованиях созданы органы, способные решать эти вопросы, возникает определённая противоречивость и несогласованность в вопросах регулирования землепользования. Поэтому в ряде случаев в целях эффективного с точки зрения соблюдения прав местного самоуправления решения вопроса по уточнению полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений возникает необходимость включения в этот процесс и непосредственно самих субъектов Российской Федерации, которые своими законами смогут устанавливать распределение полномочий, повторяю, распределение полномочий. В целях устранения указанных недостатков законопроект предлагает предоставить органам местного самоуправления поселений право осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на их территориях. Соответственно органам местного самоуправления муниципальных районов предоставляется право распоряжения земельными участками, расположенными за границами поселений. Одновременно ввиду особенностей проведения муниципальной реформы в отдельных регионах субъектов Российской Федерации законопроектом предоставляется им право своими законами уточнять распределение полномочий по распоряжению земельными участками между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления входящих в него поселений. Таким образом, мы предлагаем внести в редакцию следующие изменения, пункт 10 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений или городских округов, осуществляется органами местного самоуправления поселений или городских округов соответственно, а расположенными на территории муниципального района вне территорий поселений - органами местного самоуправления муниципальных районов. Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться иное распределение предусмотренных в настоящем абзаце полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений". Ещё раз докладываю вам, что это согласовано - проведена большая работа по согласованию - со всеми соответствующими структурами, и мы выносим это на ваше решение. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Николай Павлович. Содоклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича Богомольного. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности рассмотрел предложенный вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Напомню, что действующей редакцией пункта 10 статьи 3 названного федерального закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района и городских округов. В этой связи Комитет по собственности считает правомерным предложение наделить такими полномочиями также и органы местного самоуправления поселений, распространив полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов только на те земельные участки, которые расположены на территории района вне территорий поселений. Это позволит упростить процесс оформления прав граждан и юридических лиц на земельные участки, повысить эффективность использования земли. Вместе с тем в условиях проведения муниципальной реформы недостаток финансовых средств, нехватка квалифицированных кадров муниципальных служащих, в том числе специалистов в области земельных отношений, препятствуют органам местного самоуправления многих вновь образованных поселений в полной мере реализовать полномочия по распоряжению земельными участками. Поэтому предусмотренное законопроектом предоставление субъектам Российской Федерации права своими законами устанавливать распределение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и входящих в их состав поселений представляется логичным. Однако при этом требуется уточнить, в каких случаях субъекты Российской Федерации могут устанавливать иное распределение полномочий между названными органами местного самоуправления. По мнению Комитета по собственности, основанием для такого перераспределения полномочий может являться лишь отсутствие готовности органов местного самоуправления того или иного поселения осуществлять распоряжение земельными участками, хотя и в этом случае потребуется определить критерии оценки такой готовности. Также Комитет по собственности считает, что возможность указанного перераспределения полномочий законами субъектов Российской Федерации должна быть ограничена сроком окончания переходного периода осуществления муниципальной реформы, который согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен до 1 января 2009 года. На законопроект имеется положительное заключение Комитета по вопросам местного самоуправления, соисполнителя по законопроекту. Кроме того, на законопроект поступил тридцать один отзыв от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из которых только три отрицательные. На основании изложенного Комитет по собственности считает возможным поддержать законопроект с учётом высказанных замечаний и предлагает принять его в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Один вопрос, депутат Малышкин. Подводим черту, других рук я не вижу. Включите микрофон депутату Малышкину. МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Дмитрий Владимирович, вопрос такого характера. Органы местного самоуправления независимы от органов государственной власти? Это первый вопрос. И второй вопрос: органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления поселения - они тоже ведь по Конституции независимы друг от друга? Так или не так, объясните-ка мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видимо, перепутал депутат Малышкин, он обратился к Ерёмину Дмитрию Владимировичу, который не является содокладчиком по данному вопросу. Поэтому, наверное, Евгений Исаакович, вы ответите, да? БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Вообще-то, вопрос не по теме законопроекта, потому что всё, что вы назвали, входит в систему органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет, присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Исаакович. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Малышкин. Я вижу, да, два депутата: Малышкин, Баскаев. МАЛЫШКИН О. А. Вот видите как, представитель из Совета Федерации пришёл сюда нам умные вещи рассказывать. Правильно он сказал, что да, необходимо поселения тоже наделить этими полномочиями в обязательном порядке, потому что они по Конституции не зависят от муниципального района. Но почему, когда у меня в муниципальном образовании поселения находится земля, государственная собственность на которую не разграничена, и я, допустим, какие-то действия провожу на этой земле, я должен отдавать все свои средства в район? На каком основании, скажите? Она здесь, у меня находится, в поселении. Я вопрос задал - вы говорите: это не то, это абсолютно другое. Вот это то! И органы государственной власти не вправе мне предписывать какими-то там своими законодательными актами, что этого делать нельзя. У нас по Конституции органы местного самоуправления не зависят от государственной власти. Теперь далее, читаю заключение Комитета по собственности. Вот Комитет по собственности (вот тут подчеркнул) пишет: да вы меня извините, вот у нас ещё кадры не готовы, они там в туалет не вовремя ходят, у них там в голове что-то не то, поэтому давайте мы потихонечку оставим всё это дело в распределении муниципальных районов. Подождите, а как же так: мы же законы пишем, Конституция же какая-то есть, всё же это есть, но почему мы должны вот это делать?! Ничего мне не понятно! Чего вы пишете-то здесь? А для чего это делается? Я вам объясню для чего. Смотрите, вот муниципальный район, два поселения: вот это городское поселение, а вот это сельское поселение, вот они вместе составляют муниципальный район. Где вы видели межселенную территорию здесь? Видели где-нибудь такое? Нет, не видели! А если земля у меня находится вот здесь, часть моего поселения, так давайте, дорогие мои, я буду какие-то ресурсы извлекать, питать с неё своё поселение, допустим, что-то строить и продавать - нет вопросов, - и деньги пускай идут в бюджет поселения. Почему я не могу этого делать? А потому, что кому-то это выгодно. Вот поселение, я использую эту землю, реализовываю, естественно, в бюджет поселения у меня поступают денежки. В бюджет поселения деньги поступают, и население - десять, двадцать, тридцать человек - знает: ага, Митька получил деньги за использование этой земли и, естественно, мы должны иметь что-то с этих денег, поселение, которое состоит из двадцати человек. А если район получает от этого дела, а у него тридцать поселений, то там знать кто-нибудь будет, куда деньги пошли от продажи земли? Знать не знают! Вот эта коррупционная составляющая везде: кому это не выгодно... И вот представитель Совета Федерации молодец - я знал, что коснётся этого вопроса, - пришёл, сказал: "Подождите, а почему ж поселению-то нельзя использовать эту землю? Почему я должен району отдавать, когда по Конституции мы независимы?" Правильный вопрос. И поэтому запомните: сама реформа местного самоуправления, если её правильно делать, правильно употреблять, процентов на пятьдесят, полностью - нет, но процентов на пятьдесят уберёт коррупционную составляющую. То есть прозрачность, прозрачность, прозрачность... появляется прозрачность. Понимаете, да? А если мы будем дорабатывать, смотреть, готовы ли, там ещё органы местного самоуправления не вовремя писать ходят... Вот давайте мы с ними там поработаем... Тогда у нас ничего не получится, тогда у нас ещё один переходный период будет. И тогда у нас, когда вот такие вопросы задают, будут ответы такие: да, это государственные полномочия, это федеральные полномочия. Поэтому очень важный вопрос этот, это очень важный вопрос. И нужно в обязательном порядке отдать все полномочия поселениям. Вот пусть они берут то, что они смогут сделать, пусть они работают. И не нужно никаких переходных периодов. Хочешь работать, избрался - работай. Не можешь работать - ради бога, уходи отсюда, другого пускай изберут. Вот только таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Баскаев Аркадий Георгиевич. С места, да? Включите микрофон депутату Баскаеву. БАСКАЕВ А. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я думаю, что вопрос, в общем-то, не требует особого обсуждения, потому что это исправляется правовой нигилизм, который образовался в законодательстве, когда были лишены полномочий и поселения, и в данном случае субъекты Российской Федерации. Мне думается, что члены Совета Федерации, внёсшие этот законопроект, понимали это. Мне во время работы на месте, в округе избирательном приходится сталкиваться с теми проблемами, которые возникают в связи с неурегулированностью данного вопроса. В связи с этим я предлагаю данный законопроект принять в первом чтении и в дальнейшем над ним работать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя правительства? Нет. Докладчик и содокладчик настаивают ли на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Комитет поддерживает данную законодательную инициативу. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 50 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принимается.