Заседание № 128
О проекте федерального закона № 321865-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования особого порядка судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением; принят в первом чтении 20 ноября 2013 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад Байгускарова Зарифа Закировича. Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект Государственной Думой в первом чтении был рассмотрен в 2013 году. Суть законопроекта заключается в том, чтобы внести изменения в статьи 222 и 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Законопроектом предлагается два изменения. Первое. Когда дело будет направляться в суд, если имеется заявление обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства, то прокурору вменяется в обязанность известить об этом потерпевшего. Комитет считает, что данное предложение нужно отклонить, поскольку, когда дело поступает в суд, судья занимается его рассмотрением, назначением дела к рассмотрению, и, соответственно, он извещает стороны процесса обо всех ходатайствах и, конечно, просит, чтобы они высказали свои возражения. Поэтому, наверное, в этом плане вмешательство прокурора в судебный процесс было бы неправильным. Второе изменение касается расширения перечня преступлений, дела о которых могут рассматриваться без проведения судебного разбирательства, - предлагается включить туда все преступления, по которым предусматривается срок наказания до 15 лет лишения свободы. Комитет также считает, что этого делать нельзя, поскольку под действие этой нормы будут подпадать такие преступления, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, повлёкших смерть потерпевшего (это статья 111), и, самое главное, под её действие будут подпадать все преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. То есть только вчера мы приняли законопроект об усилении ответственности в отношении педофилов, а этим законопроектом мы, получается, её смягчаем. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ", принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению, 17-й вопрос нашей повестки. Кто за то, чтобы его отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 54 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается решение отклонить законопроект.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 321865-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования особого порядка судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, комитет просит рассмотрение вопроса 3 перенести.
Коллега Пинский предложил перенести пункт 3 повестки дня. Нет возражений? Нет.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 321865-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования особого порядка судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции России. Пожалуйста. Шаг решительный, значит, и доклад будет сделан так же, в темпе. (Оживление в зале.) АРИСТОВ Д. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на совершенствование особого порядка проведения судебного заседания при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением и повышение эффективности обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого преступлением. В соответствии с действующей редакцией УПК одним из обязательных условий для применения особого порядка проведения судебного заседания и постановления приговора без проведения судебного разбирательства является согласие потерпевшего на применение такого порядка. Законопроектом предусмотрены правовые нормы, направленные на обязательное и своевременное уведомление потерпевшего о ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка проведения судебного заседания. В частности, законопроект устанавливает обязанность прокурора перед направлением уголовного дела в суд, а также в случае, если ходатайство о применении особого порядка судебного заседания заявлено на предварительном слушании, проводимом судом в отсутствие потерпевшего, уведомлять его о заявленном ходатайстве. Реализация данного предложения позволит потерпевшему получить необходимые консультации по данному вопросу и подготовить свою позицию о согласии или несогласии на применение особого порядка. В целях получения согласия потерпевшего обвиняемый должен принять меры, направленные на возмещение потерпевшему вреда, причинённого преступлением, или иным путём загладить этот вред. Также в целях защиты прав потерпевшего законопроектом предлагается предусмотреть, что перед выяснением мнения потерпевшего о возможности применения особого порядка суд будет разъяснять ему порядок и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Одновременно законопроектом предлагается расширить перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке, и тем самым мотивировать более широкий круг обвиняемых, которые согласны с предъявленным обвинением, на возмещение потерпевшему причинённого вреда. Предлагаемые законопроектом изменения позволят конкретизировать основания применения особого порядка в целях защиты прав не только потерпевшего, но и обвиняемого. Выяснение вопросов о согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, о вине в совершении преступления, размере причинённого вреда даёт обвиняемому более полное представление о последствиях вынесения приговора без исследования доказательств, а суду - возможность принять законное решение о применении того или иного порядка рассмотрения уголовного дела. Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации просит поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Васильевич уже доложил суть законопроекта, хотелось бы только уточнить, что в соответствии с данным проектом закона расширяется перечень преступлений, дела о которых могут рассматриваться в таком порядке. Сейчас это все дела, по которым санкция не превышает десяти лет лишения свободы, предлагается поднять этот предел до пятнадцати лет лишения свободы, чтобы особый порядок мог применяться в отношении большего числа уголовных дел. Уточняется процедура согласия обвиняемого на особый порядок. Увеличиваются гарантии прав потерпевшего. Таким образом, данный законопроект продолжает нашу генеральную линию по усилению гарантий прав потерпевшего в уголовном процессе. Предлагается при применении особого порядка сразу решать вопрос и о размере ущерба, что очень важно для потерпевшего. Комитет данные изменения поддерживает. По данному проекту закона есть незначительные замечания, которые мы учтём в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Комитет просит поддержать данный проект закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Дмитрий Васильевич, исходя из пояснительной записки и вашего выступления следует, что расширяется перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства, то есть сейчас это преступления, или составы, наказание за которые предусматривает лишение свободы до десяти лет, предлагается - до пятнадцати лет. Могли бы вы сказать, о каких преступлениях идёт речь, то есть в отношении каких преступлений будет возможно применять особый порядок? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Двадцать три статьи, сорок три состава, но лучше я назову те, которых нет в этом перечне, их меньше. Итак, не входят в этот перечень преступлений: террористические акты, всё, что с ними связано, бандитизм, то есть оргпреступность. Какие вошли: неквалифицированное убийство, похищение человека, использование рабского труда, разбой, вымогательство и другие. Но при этом я хотел бы обратить внимание на то, что особый порядок - это не обязательная процедура, он возможен только при согласии всех сторон судебного рассмотрения дела, в данном случае - прокурора, обвиняемого и потерпевшего. Кроме того, ходатайство должен удовлетворить суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Денис Николаевич Вороненков, пожалуйста. ВОРОНЕНКОВ Д. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Наша правоприменительная практика имеет резко обвинительный уклон. Какой процент уголовных дел в настоящее время рассматривается в особом порядке? Мы данную статистику знаем, и Верховный Суд это критикует. И как бы подвопрос: почему считается, что уведомление потерпевшего является защитой его прав, в данном случае при расширении сферы применения особого порядка? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Денис Николаевич. Судебная практика свидетельствует, что около 60 процентов уголовных дел в настоящее время рассматривается в особом порядке. Уведомление потерпевшего - это вторая часть вопроса - происходит на двух стадиях: при ознакомлении подозреваемого (обвиняемого) с уголовным делом и в ходе предварительного слушания. Уведомление потерпевшего как раз позволяет ему узнать, если он не присутствовал на обеих процедурах, о том, что такое ходатайство обвиняемым заявлено, и соответственно выразить своё мнение - обоснованное - о согласии или несогласии с применением особого порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Снимается вопрос, ответ получил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Дмитрию Васильевичу вопрос. Конечно, хорошо, что вы прописываете обязательность признания обвиняемым своей вины, характер и размеры причинённого преступлением вреда, но почему-то отдельно здесь говорится: "за исключением размера денежной компенсации морального вреда". Вот объясните, пожалуйста, почему это считается необязательным условием для особого рассмотрения? АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Олег Анатольевич. Объясняю: размер компенсации морального вреда устанавливается в гражданском процессе судом, поэтому до рассмотрения дела судом установить размер компенсации морального вреда практически невозможно, поэтому введено это исключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Давайте по одному от фракции, хорошо? Юрий Петрович Синельщиков, вам двух минут не хватит? Осталось две минуты до 17 часов. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Нет, побольше попросил бы. Уважаемые депутаты, я хотел бы напомнить, что выгода для подсудимого от такой процедуры в том, что ему может быть назначено наказание не свыше двух третей минимального срока, предусмотренного в Уголовном кодексе Российской Федерации. Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта, и вот почему. По мнению авторов и сторонников законопроекта, его реализация сократит объём работы судей, снизит расходы федерального бюджета, связанные с вызовами в суд участников процесса, и значительно сократит сроки рассмотрения уголовных дел судами. Однако эти, в общем-то, правильные доводы в данном случае совершенно несостоятельны. Удельный вес дел, рассмотренных в особом порядке, среди дел, рассмотренных судами всех уровней, ежегодно возрастает, и, уточняю, на сегодня он составляет 63 процента, при этом общая нагрузка на суды по рассмотрению уголовных дел ежегодно падает. Коллеги, я подчёркиваю, нагрузка на судей по рассмотрению уголовных дел у нас ежегодно падает: если в 2005 году число рассмотренных уголовных дел составляло 1 миллион 154 тысячи, то в 2012 году - 909 тысяч. Уголовный процесс в российских судах по воле законодателя всё больше превращается в примитивную процедуру, далёкую от правосудия. Извините меня, конечно, за, возможно, неприятный для кого-то исторический экскурс, но даже в годы Большого террора, в 1937-1938 годах, все уголовные дела в обычных судах, я не беру "тройки", рассматривались с обязательным допросом свидетелей и с исследованием иных доказательств. Если кому-то неизвестно, то сообщаю, что на рассмотрение дела в особом порядке у суда уходит в среднем двадцать пять минут, это без учёта времени, которое судья затрачивает на написание приговора. Упрощённая процедура не позволяет в суде выявить случаи совершения лицом какого-либо более тяжкого преступления, нежели ему вменено, факты злоупотребления своими полномочиями следователей, дознавателей, оперативных работников, факты самооговора лица и другое. Эта процедура не позволяет суду установить и принять меры к устранению обстоятельств, которые способствовали совершению преступления, несмотря на то что выявление этих обстоятельств в силу части второй статьи 73 УПК является обязательным для следователя, суда и дознавателя. Принятие предполагаемого законопроекта усложнит положение дел в сфере борьбы с преступностью. Я дам сейчас перечень дел, помогая докладчику, которые теперь будут рассматриваться в упрощённом порядке, - тут не всё было сказано и не совсем так, как на самом деле. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть потерпевшего; похищение человека, повлёкшее смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия; торговля людьми, повлёкшая смерть либо совершённая организованной группой; использование рабского труда, повлёкшее смерть; изнасилование несовершеннолетней; половое сношение и иные действия сексуального характера, совершённые в отношении двух или более лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, то есть речь идёт о серийных педофилах; незаконное изготовление наркотических средств в особо крупном размере; получение взятки в особо крупном размере - все эти дела, напоминаю, предлагается рассматривать без судебного разбирательства, без судебного следствия, за двадцать пять, а может, и за пятнадцать минут. Авторы законопроекта обосновывают необходимость такого нововведения ещё и тем, что лица, согласные на упрощённую процедуру, находятся в более сложном положении, нежели те, кто заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, ибо в отношении последней категории обвиняемых упрощённый порядок может применяться по всем категориям дел без ограничений. Этот тезис совершенно неуместен, ведь те, кто сотрудничает со следствием, естественно, должны быть в более привилегированном положении по сравнению с остальными. Кроме того, совершенно неверным является предложение обязать прокурора уведомлять потерпевшего о наличии ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства, заявленного обвиняемым в ходе предварительного слушания, в котором потерпевший не участвует, ибо уголовного дела на этой стадии у прокурора нет уже и он не может это делать. Такую обязанность было бы логичней возложить на судью, поскольку именно судья с момента поступления уголовного дела в суд осуществляет организационно-распределительные функции. Я прошу и другие оппозиционные фракции не голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем обсуждать 20-й вопрос повестки дня. Выступает Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Действительно, данный законопроект направлен на совершенствование особого порядка судебного разбирательства. В ходе обсуждения его в комитете был выявлен один недочёт - вот эта обязанность прокурора уведомлять потерпевшего о наличии ходатайства о применении особого порядка. По мнению комитета, которое мы поддерживаем, такую обязанность логичнее было бы возложить всё-таки на судью, поскольку именно судья с момента поступления уголовного дела в суд, в том числе и при проведении предварительного слушания, осуществляет организационно-распорядительные функции. Это не повлекло бы дополнительных затрат, потому что судья и так отправляет различные извещения. В целом законопроект мы поддерживаем, возможно, с поправками ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, хотел бы посоветоваться: повестка у нас сегодня большая - как поступим: будем продлевать заседание или будем интенсивее работать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский выступает. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Выступление от фракции, но я постараюсь быть максимально краток с учётом вашего пожелания. Мы на заседании фракции внимательно рассмотрели данный законопроект, подготовленный Правительством Российской Федерации. По большому счёту, он состоит из новелл в четыре статьи Уголовно-процессуального кодекса, к трём из них - в статьи 222, 236 и 316 - у нас больших претензий нет, основные претензии, и крайне серьёзные, к тем изменениям, которые предлагается внести в статью 314. Юрий Петрович Синельщиков начал разговор и о многом уже рассказал, поэтому мне намного проще будет в этом направлении двигаться дальше. Вы посмотрите, как построена санкция: особый порядок - это заведомое смягчение, уменьшение наказания для обвиняемых, и в некоторых статьях говорится, что в отношении кого-то это вообще неприменимо. Я не буду приводить номера статей - не все помнят наизусть Уголовный кодекс, особенно неюристы, я просто скажу, что этот особый порядок неприменим сейчас для тех, кто совершил следующие преступления: террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложников, бандитизм, организация преступного сообщества, угон судна, диверсия, а ко всем остальным преступлениям это вроде применимо. Как сказал докладчик, речь идёт о двадцати трёх статьях и сорока трёх составах, в отношении которых раньше особый порядок не применялся. Юрий Петрович Синельщиков начал зачитывать список и остановился, если я не ошибаюсь, на таких преступлениях, как изнасилование несовершеннолетних и получение взяток в особо крупном размере, я ещё две статьи вынужден огласить в этом зале. Статья 164 "Хищение предметов, имеющих особую ценность": "хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения... совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой... повлёкшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов...". Или другая статья, "Вымогательство": "вымогательство, совершённое: организованной группой; в целях получения имущества в особо крупном размере; с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего". Мы, наша фракция, полагаем, что давать поблажки обвиняемым по таким статьям недопустимо, поэтому мы присоединяемся к фракции КПРФ - наша фракция будет голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже отмечалось, до сих пор в особом порядке могли рассматриваться дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание до десяти лет лишения свободы. Поправки в УПК, которые сейчас обсуждаются, расширяют этот перечень и включают в него преступления, по которым предусмотрено наказание до пятнадцати лет лишения свободы, при этом особо тяжкие преступления могут рассматриваться в особом порядке только в том случае, если с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Отмечу, что вводится норма закона, согласно которой прокурор обязан незамедлительно уведомить потерпевшего о заявленном обвиняемым ходатайстве в отношении применения особого порядка судебного разбирательства, и очень важно, что, кроме того, устанавливается обязанность судьи разъяснить потерпевшему порядок и последствия вынесения приговора без проведения судебного разбирательства, его права возражать против применения особого порядка, а также выяснить, каково отношение потерпевшего к ходатайству подсудимого. Таким образом, устанавливается защита прав и расширяется круг возможностей потерпевшего. Кроме того, увеличение количества дел, которые будут рассмотрены в особом порядке, на наш взгляд, значительно разгрузит суды, будет способствовать более оперативному вынесению приговоров, сократит сроки рассмотрения уголовных дел, и мы без ущерба для правосудия сможем снизить расходы, в том числе бюджетных средств, связанные с рассмотрением дела по существу и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем, безусловно, требуется обсуждение всех тех замечаний, которые высказали и Юрий Петрович Синельщиков, и Александр Георгиевич Тарнавский, и другие выступавшие, в том числе и в отношении статей, которые попадают в данный перечень, и сроков, которые по ним предусмотрены. Мы считаем, что это всё можно обсудить при подготовке ко второму чтению. Принимая во внимание изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 11 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 144 чел.32,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По карточке Шестакова - Зубарев. Шестаков, Старшинов, Бабаков и Глубоковская голосовали по вопросу за. Прошу учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По какому вопросу? По 20-му вопросу голосовали за? ЗУБАРЕВ В. В. Да, по 20-му вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.