Заседание № 225

20.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 321847-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1706 по 1894 из 6460
Пункт 5 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в   
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд".      
Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича    
Богомольного.                                                                   
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к    
третьему чтению выявилась насущная необходимость учёта в тексте проекта         
нормы, предусматривающей возможность резервирования Правительством Российской   
Федерации земельных участков под строительство аэродромов. В этой связи в       
комитет поступили поддержанные правительством поправки коллег Медведева и       
Белоусова, касающиеся дополнения законопроекта указанной выше нормой. Это две   
поправки, которые розданы в зале. Предлагаю вернуть законопроект во второе      
чтение и рассмотреть поправки.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вы выслушали предложение комитета о   
возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Есть ли замечания у       
депутатов? Нет. Ставится на голосование предложение комитета вернуть проект     
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для     
государственных или муниципальных нужд" во второе чтение.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Возвращён законопроект во второе чтение.                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.                           
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемые коллеги, две поправки розданы к проекту             
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для     
государственных или муниципальных нужд". Это абзац третий пункта 11 статьи 3    
и абзац второй пункта 2 статьи 6, они касаются одного и того же: по решению     
Правительства Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и       
эксплуатации аэродромов. Вот такие две поправки.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две поправки. Позицию комитета по этим поправкам          
сформулируйте, пожалуйста, Евгений Исаакович.                                   
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. К сожалению, комитет не успел рассмотреть эти поправки, но    
прошло совещание по согласованию с правительством, и мы выносим сегодня для     
принятия решения Думой.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здорово!                                                  
                                                                                
Так, кто будет докладывать суть этих поправок? Пожалуйста, депутат Белоусов     
Александр Николаевич.                                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо большое, Олег Викторович.                                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! По очереди. Поправка 1           
касается абзаца третьего пункта 11 статьи 3 законопроекта, предлагается         
дополнить его следующими словами: "...а также по решению Правительства          
Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и эксплуатации        
аэродромов". О чём идёт речь? Речь идёт о том, что допускается использование    
земельных участков... В основном это касается тех существующих аэродромов,      
которые не способны принимать современную авиационную технику и где требуется   
расширение взлётно-посадочных полос. Особенно это актуально для районов         
Урала, Сибири и Дальнего Востока, где, если такой поправки не будет, по сути    
дела, воздушные авиаперевозки могут быть парализованы.                          
                                                                                
А вторая поправка... Я не знаю, может быть, сразу проголосуем?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте 1-ю поправку сначала обсудим. Я так понимаю,      
что комитет не определился по данному вопросу? Или какая-то позиция всё-таки    
есть, Евгений Исаакович?                                                        
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Есть позиция.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы просто ставите палату в очень сложное положение.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Позиция комитета - поддержать.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, поддержать.                                            
                                                                                
Есть ли желание у представителя правительства прокомментировать данную          
поправку? Поддерживает правительство.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка, которую представил        
депутат Белоусов. Я могу только так её объявить, она у вас имеется, это         
поправка 1, там две поправки. Поправку 1, которую представил депутат            
Белоусов, комитет предлагает поддержать.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка.                                                           
                                                                                
Поправка 2.                                                                     
                                                                                
Для обоснования включите микрофон депутату Белоусову Александру Николаевичу.    
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Поправка 2 касается абзаца второго пункта 2 статьи 6. По сути    
дела, она носит тот же самый характер. Предлагается дополнить этот пункт        
следующими словами: "...а также по решению Правительства Российской Федерации   
в случае размещения аэродромов". Об актуальности принятия такой поправки я      
говорил ранее, когда обосновывал первую поправку.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваша точка зрения - поддержать,      
да?                                                                             
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства? Тоже высказывается в         
поддержку данной поправки.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка, она идёт под номером 2,    
которую обосновал депутат Белоусов. Комитет предлагает данную поправку          
поддержать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка 2.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.                           
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Комитетом подготовлен к третьему чтению текст законопроекта   
уже с учётом принятых сейчас вами поправок. Он прошёл все необходимые           
лингвостилистические проверки и готов к принятию в целом.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по докладу представителя       
комитета? Нет. Выносим на "час голосования".                                    
                                                                                
Присаживайтесь, Евгений Исаакович.                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1961 по 1981 из 6460
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд",      
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 224

18.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 321847-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 966 по 983 из 5931
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просим        
пункт 3 также перенести на пятницу.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 3 перенести на пятницу. У комитета нет              
возражений? Есть возражения.                                                    
                                                                                
Плескачевскому Виктору Семёновичу, пожалуйста, включите микрофон.               
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Учитывая объём работы, который предполагается по этому законопроекту, я прошу   
перенести на неделю, на следующую среду, а не на пятницу.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Значит, переносим на 25-е, уважаемые      
коллеги, рассмотрение 3-го вопроса переносим на 25 апреля. Нет возражений?      
Спасибо.                                                                        
                                                                                

Заседание № 223

13.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 321847-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (принят в первом чтении 11 октября 2006 года с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 983 по 1109 из 5757
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 2. О проекте       
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для     
государственных или муниципальных нужд". Доклад председателя Комитета по        
собственности Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста.                    
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
подготовленный ко второму чтению законопроект о резервировании земель. Целью    
этого законопроекта было установление порядка и механизмов резервирования       
земель для возможного последующего изъятия для государственных или              
муниципальных нужд.                                                             
                                                                                
Новеллы, которые подготовлены ко второму чтению законопроекта, в основном       
направлены на то, чтобы защитить интересы каждого правообладателя, гражданина   
или юридического лица, при соблюдении публичных интересов государства.          
                                                                                
Первая новелла. Поскольку на сегодняшний день значительная часть земельных      
участков ещё не сформирована, то есть земельные участки не отмежёваны и         
используются для государственных или муниципальных нужд в виде полей,           
территорий, каких-то других земель, мы предложили расширить объект              
резервирования - ввести понятие земель, для того чтобы не вынуждать, скажем,    
в каждом случае регистрировать земельный участок, ставить его на учёт.          
                                                                                
Вторая новелла. Поскольку у нас основания для резервирования жёстко увязаны     
со статьёй 49 Земельного кодекса, мы посчитали, что есть необходимость в        
нашем варианте ограничить муниципалитеты или соответствующие уровни публичной   
власти конечным перечнем оснований, по которым может быть осуществлено          
резервирование. В варианте первого чтения этот перечень не был ограниченным.    
                                                                                
Третья новелла. Мы уточнили те механизмы ограничения прав на распоряжение,      
пользование зарезервированными земельными участками, которые могли бы           
привести к резкому удорожанию земельных участков и впоследствии к               
дополнительным расходам в случае изъятия их для государственных или             
муниципальных нужд. Поскольку такие ограничения описаны в законе, мы считаем,   
что эта новелла защищает интересы правообладателей.                             
                                                                                
Кроме того, в первом чтении был предложен вариант, который предполагал          
резервирование земельных участков до трёх лет, но неограниченное число раз.     
Таким образом, можно было хоть триста лет резервировать земельный участок,      
вовсе его не застраивая. Мы ввели новеллу, которая предполагает                 
резервирование фактически один раз, но до семи лет. Поскольку основанием для    
такого резервирования являются документы территориального планирования,         
принятые соответствующим образом, а впоследствии градостроительные планы,       
принятые законом, то мы посчитали необходимым установить в законе семилетний    
срок, тогда при планировании муниципалитеты смогут это учесть. Для земель       
незанятых, то есть тех земель, которые сегодня являются неразграниченной        
госсобственностью - не муниципальной или федеральной, мы позволили              
устанавливать срок резервирования до двадцати лет для целей строительства       
линейных объектов - объектов транспортной инфраструктуры, сетевых,              
коммуникационных и так далее.                                                   
                                                                                
Пятая новелла. Мы внесли поправки в Градостроительный кодекс, дополнили         
Градостроительный кодекс механизмом определения границ этих земельных           
участков.                                                                       
                                                                                
И шестая новелла. Внесены правовые нормы, уточняющие статус зелёных зон в       
составе земель промышленности, энергетики, транспорта и связи и тому            
подобного в целях строительства дорог, линий связи, трубопроводов и иных        
линейных объектов.                                                              
                                                                                
С учётом вышеизложенного Комитет по собственности просит рассмотреть            
законопроект и принять его во втором чтении. Получены все необходимые           
заключения. Претензий со стороны правовых служб к законопроекту нет.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, приступим к обсуждению таблиц. Таблица 1 поправок,           
рекомендованных комитетом к принятию, содержит тридцать четыре поправки. Есть   
ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Уважаемые        
коллеги, ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных            
комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По таблице 2. Есть ли необходимость отдельного рассмотрения какой-либо          
поправки? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных      
комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Мы рассмотрели поправки, уважаемые коллеги. Я ставлю на голосование во втором   
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные             
законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка          
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд". Кто за?      
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 185

11.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 321847-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6355 по 6720 из 7408
Уважаемые коллеги, переходим к пункту 9 порядка работы. Проект федерального     
закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской        
Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для    
государственных или муниципальных нужд". Это законопроект первого чтения.       
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли       
Российской Федерации Андрея Владимировича Шаронова. Пожалуйста, Андрей          
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ШАРОНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Постараюсь коротко изложить суть предложений   
правительства по поправкам в законодательные акты в части резервирования        
земельных участков. Напомню, что Земельный кодекс предусмотрел, что порядок     
резервирования должен быть установлен федеральным законом, но до настоящего     
времени этот закон не принят. Предлагаемый законопроект направлен на            
урегулирование существующего пробела. Его основной целью является               
установление порядка резервирования земельных участков для государственных и    
муниципальных нужд, для снижения государственных и муниципальных расходов при   
последующем изъятии (выкупе) земельных участков. Обращаю ваше внимание на то,   
что с этой позиции важно до начала массовой приватизации земель определить      
будущие потребности государства в земельных участках и зарезервировать их, не   
допуская приватизации, с тем чтобы потом не тратить бюджетные деньги на выкуп   
этих земель.                                                                    
                                                                                
С другой стороны надо избежать другой крайности. Необходимо ограничить          
действие органов власти по резервированию, установив порядок резервирования,    
с тем чтобы оно не стало механизмом необоснованного отказа в приватизации.      
                                                                                
Итак, основанием для принятия решения о резервировании земельного участка       
являются утверждённые документы территориального планирования                   
соответствующего уровня - от муниципального, местного, до федерального.         
                                                                                
Срок. Поскольку резервирование земель связано с ограничением в использовании    
земельного участка, то срок его не может быть бесконечным. Закон предлагает     
устанавливать срок не более двадцати лет для участков, которые не обременены    
частными правами, то есть находятся в публичной собственности. Если же          
участок находится в частной собственности, обременён правом аренды или          
пожизненного наследуемого владения, то тогда срок резервирования не может       
превышать трёх лет. После истечения этого срока либо участок должен изыматься   
у правообладателя, либо государство должно отказаться от дальнейшего            
резервирования.                                                                 
                                                                                
Ещё важно отметить ограничения, которые могут устанавливаться по                
зарезервированному участку. Во-первых, это запрет на приватизацию земельного    
участка, если он не был приватизирован до установления резервирования, на       
осуществление улучшения, в том числе на строительство, не соответствующее       
запланированному развитию, запрет на установление публичных сервитутов и иных   
обременений и прав, не соответствующих запланированному развитию территории.    
Кроме того, срок предоставления в аренду зарезервированного участка может       
быть ограничен сроком его резервирования.                                       
                                                                                
И в заключение скажу, что решение о резервировании может быть обжаловано в      
суде и убытки, причинённые резервированием, могут быть взысканы с органа        
власти, принявшего такое решение.                                               
                                                                                
Прошу поддержать в первом чтении. Доклад закончен.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Андрей Владимирович.                      
                                                                                
Для содоклада я предоставляю слово заместителю председателя Комитета по         
собственности Дмитрию Вадимовичу Саблину.                                       
                                                                                
САБЛИН Д. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности          
рассмотрел данный законопроект и подчёркивает высокую актуальность его          
принятия в целях реализации национальных проектов, действительно уменьшения     
бюджетов всех уровней. Законопроект направлен, я хотел бы подчеркнуть, на       
резервирование земельных участков, но не на изъятие. Он не противоречит ни      
положениям Конституции Российской Федерации, ни земельному законодательству.    
                                                                                
Вместе с тем у Комитета по собственности есть ряд конкретных предложений и      
замечаний, которые необходимо учесть ко второму чтению. Например, необходимо    
более подробно прописать механизм компенсации собственникам земельного          
участка либо землепользователям затрат, которые они понесли во время            
резервирования, - арендной платы за земельный участок либо налогов.             
                                                                                
В целом комитет поддерживает данный законопроект и предлагает принять его,      
проголосовать за него в первом чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вадимович, присаживайтесь.               
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Вопросы имеются к докладчику и     
содокладчику? Кузнецов, Савицкая... Так, подождите, давайте тогда я запишу,     
чтобы потом не запутаться. Кузнецов, Савицкая, Чуев, Глотов. Всё, да? Никого    
не забыл? Четыре вопроса, подводим черту.                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кузнецов Виктор Егорович.                                   
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Андрей Владимирович, не очень внятно прозвучала        
ситуация. Если сейчас на земле, скажем, в Москве, например в Бутове, или на     
каких-то других землях есть частное жильё, оформленное документально или        
неоформленное, что, соответствующие государственные органы или органы           
местного самоуправления имеют прямую возможность зарезервировать эту землю, в   
течение трёх лет освободить её для каких-то других целей, ну, скажем, для       
продажи?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Андрей Владимирович.               
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Речь идёт о том, что решение о резервировании может быть принято только на      
основании утверждённых документов территориального планирования. То есть этот   
документ, если речь идёт, как в данном случае, о субъекте Федерации, таком,     
как Москва, должен быть принят законом субъекта Российской Федерации и должен   
предполагать, что на данной территории будут расположены объекты                
инфраструктуры, пройдут автомобильные, железные дороги либо линейные объекты,   
линии электропередачи, трубопроводы либо эта территория должна быть передана    
под особо охраняемую зону. Во всех остальных случаях нет оснований для          
установления режима резервирования. Речь не идёт о том, чтобы отобрать эту      
землю и выставить её на продажу, это не является основанием для                 
резервирования.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Савицкой Светланы Евгеньевны.                      
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Андрей Владимирович, у меня вопрос в развитие этой же темы. Вы знаете, статья   
49 Земельного кодекса чётко определяет, что есть государственные нужды и        
муниципальные, хотя в третьем подпункте пункта 1 сказано, что и в связи с       
"иными обстоятельствами" в установленных федеральными законами, а также         
муниципальными решениями случаях. "Иные обстоятельства" могут быть разные, в    
том числе это необходимость или желание какого-то инвестора строить на          
какой-то территории. Никто не исключает возможности, что инвестор найдёт        
подходы к главе муниципального образования, тот вбросит своему управляемому     
законодательному органу какой-то акт о резервировании, вернее,                  
градостроительный план вбросит, где это будет записано как резерв именно для    
строительства, потому что, хотя вы говорите, что иных возможностей нет, к       
сожалению, здесь есть лазейка, когда может быть и... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен, да, Андрей Владимирович?                  
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Да.                                                               
                                                                                
Конечно, может под какое-то строительство, но это строительство должно быть     
записано в градостроительном плане, то есть это не может быть личное решение    
главы администрации, мэра или губернатора, это должно быть решение,             
утверждённое законом соответствующего субъекта Российской Федерации. И          
"просто государственные нужды" - эта категория тоже не подпадает под            
инструмент территориального резервирования. Я уже сказал, в каких случаях       
могут быть такие решения о резервировании.                                      
                                                                                
Дело в том, что, мне кажется, вы обращаете внимание немножко не на тот          
аспект, которому посвящён закон. Закон не предопределяет, какая территория      
должна быть изъята или какая не должна быть изъята. Закон говорит о том, что    
если возникает необходимость, то устанавливается режим ограничения, и           
описывает порядок установления этого режима. Закон говорит о том, что           
разрешается, что не разрешается на этой территории на момент резервирования,    
каковы сроки и каковы последствия для принимающего решения и для того, на чью   
собственность налагаются вот такие ограничения, в том числе с точки зрения      
компенсации упущенной выгоды и убытков. Закон не предопределяет, какую землю    
изымать, - это процедура.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чуев, ваш вопрос. Пожалуйста.                     
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                    
                                                                                
Андрей Владимирович, у меня следующий вопрос. Исходя из текста данного          
законопроекта основанием для решения о резервировании фактически является       
территориальный документ планирования. Это может быть, например, решение        
правительства определённого субъекта Федерации о том, что данные территории     
будут запланированы для строительства жилых домов или каких-то офисных зданий   
и учреждений. Причём в решении может быть не оговорено, кому будут              
принадлежать в дальнейшем эти здания. Когда же эти земли будут                  
зарезервированы или впоследствии выкуплены, совершенно спокойно, будучи уже     
собственностью муниципальной или субъекта Федерации, они будут переданы         
третьему лицу, например по определённому договору инвестирования инвестору,     
который будет вкладывать свои деньги и создавать на этой территории жилое       
здание, либо офисный центр, либо развлекательный центр и тому подобное.         
Никаких препятствий ни в этом законе... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Собственно, вопрос-то не прозвучал ещё.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вопрос сформулируйте, пожалуйста. Александр           
Викторович Чуев.                                                                
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Какие препятствия есть для такого развития событий в существующем    
законодательстве? Я их не вижу, например.                                       
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Коллеги, ещё раз подчёркиваю, что закон не предопределяет,        
какие участки должны изыматься или не изыматься. Кстати, правительство          
подготовило сейчас закон, который будет регулировать процедуру изъятия          
земель. В данном же случае закон пытается сократить расходы бюджетов в случае   
необходимости изъятия земельных участков для государственных нужд. Ведь         
сейчас, не секрет, сплошь и рядом есть практика: как только становится          
известным решение о строительстве какого-то проекта, связанного с               
автомобильной, железной дорогой и так далее, вдоль предполагаемой трассы        
начинается скупка участков - либо перекупка их у частных собственников, либо    
скупка их из публичной собственности. И к моменту, когда государство            
приступает к строительству, оказывается, что вся земля выкуплена в частную      
собственность, и государству приходится затрачивать очень большие деньги, для   
того чтобы выкупить эту землю у частных инвесторов. Вот для чего предназначен   
этот закон. Он должен позволить создать механизм, который бы не приводил к      
подобным действиям и к большим затратам бюджета.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глотов, последний вопрос, пожалуйста.             
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, у меня вопрос к Андрею Владимировичу,   
как раз в контексте того, о чём он только что говорил.                          
                                                                                
Уважаемый Андрей Владимирович, в какой мере, на ваш взгляд, данный              
законопроект решает проблему борьбы с земельными спекулянтами? Вы и сами        
говорите о том, что земля в Москве, скажем, в Подмосковье и в других городах    
в основном уже скуплена. Мы получили на эту тему ответ из вашего ведомства.     
Спасибо, он очень подробный. Вопрос следующий: помогает закон в борьбе с        
этими земельными спекулянтами?                                                  
                                                                                
И вопрос к Дмитрию Вадимовичу: а какой механизм компенсации, в том числе этим   
земельным спекулянтам, вы можете предложить (или предлагаете) через этот        
законопроект? Вы говорите о компенсации. Кому компенсировать - тем, кто уже     
скупил давно за бесценок эту землю и будет торговать?.. (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, сначала Андрей Владимирович.                  
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. К сожалению, да. Мы при выкупе земельных участков для             
государственных, региональных и муниципальных нужд имеем дело с владельцами     
земли. И если они имеют свидетельство и против них нет, что называется,         
никаких процессов, то они владельцы этих участков и мы обязаны выкупать на      
основании закона об оценке эти земельные участки для государственных нужд.      
Этот закон позволяет нам приостановить дальнейшее удорожание этих участков,     
вот в чём сюжет. Мы очень выигрываем, если это участки неприватизированные,     
потому что тогда они либо остаются в одной публичной собственности, либо в      
другую публичную собственность переходят для строительства дороги, например.    
Если они уже частные, то мы тогда удерживаем частника от "закапывания" новых    
денег туда, в том числе, может быть, и дутых, которые нам потом придётся        
выкупать. Поэтому мы как раз предлагаем механизм, который минимизирует          
затраты, но борьбы со спекулянтами здесь никакой не будет: это решение надо     
было принимать раньше. Мы сейчас работаем по факту: кому земля принадлежит,     
на того и будет распространяться режим ограничения, связанный с                 
резервированием.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Вадимович Саблин, пожалуйста.                     
                                                                                
САБЛИН Д. В. По поводу компенсации всё-таки я хотел бы дополнить. Речь идёт     
именно о компенсации налогов, которые платит собственник земельного участка,    
и арендной платы. То есть он не пользуется этим участком на протяжении,         
допустим, трёх лет, но ежемесячно несёт расходы. Так вот, государство           
компенсирует эти расходы собственнику, и, мало того, это, может быть, будет     
также ограничивать повальное - другая крайность - резервирование этих           
территорий. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по          
данному законопроекту? Есть. Депутат Чуев и депутат Савицкая, от фракции. Две   
руки. Кто первый? Пожалуйста, Чуев.                                             
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, желание уменьшить государственные расходы при     
резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд      
можно было бы только приветствовать и поддерживать, если бы это решение         
касалось арендаторов земельных участков, землепользователей, а также касалось   
бы тех участков, юридический статус которых не определён.                       
                                                                                
В этом законе мы видим, что среди тех субъектов права, на которых               
распространяется положение о резервировании, есть и собственники земельных      
участков, причём механизм компенсации их убытков и ущерба до конца не           
определён. Более того, также не определено, по какой всё-таки стоимости, если   
эти участки впоследствии понадобятся, они будут выкупаться, какие методы        
оценки здесь будут применяться и тому подобное. В этом случае, к сожалению,     
этот закон может быть использован для того, чтобы просто решать задачи          
крупных инвесторов и фактически под видом резервирования просто-напросто        
заниматься переделом собственности на муниципальном уровне либо на уровне       
субъекта Федерации. Это крайне опасно. Я приведу лишь один пример. Вот на       
сегодняшний день есть план Московской области, по которому, например,           
аэропорт Домодедово должен расширяться, и есть план соединения нескольких       
аэропортов в одну линию и вообще соединения их железной дорогой. Очень          
хороший, очень позитивный план, если бы не одно обстоятельство: расширение      
аэропорта захватывает целый ряд населённых пунктов и дачных участков, которые   
располагаются на расстоянии нескольких десятков километров от аэропорта и       
даже за рекой. После принятия такого законопроекта резервирование этих земель   
и передача их в пользу аэропортов в последующем будет облегчена, а люди могут   
оказаться в очень сложном положении и не получить достаточной компенсации. Я    
считаю, что если мы хотим всё-таки действительно уменьшить государственные      
расходы, но при этом не нарушить права граждан, то ко второму чтению            
необходимо внести в этот закон соответствующие поправки, которые бы защищали    
собственников земельных участков, то есть порядок резервирования земельных      
участков должен иметь либо определённые ограничения по дальнейшему              
использованию этих земельных участков уже со стороны муниципальной власти или   
власти субъектов Федерации, либо предполагать достаточные размеры компенсаций   
для граждан, чьи земельные участки будут зарезервированы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Савицкая Светлана Евгеньевна, пожалуйста.         
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Уважаемые депутаты, я присоединяюсь к тем идеям, которые были    
высказаны предыдущим выступавшим, депутатом Чуевым.                             
                                                                                
Дело в том, что поддерживая и понимая, конечно, необходимость уточнения и       
законодательного обеспечения возможности государственного резервирования        
земельных участков, мы не можем не видеть, что в представленном законопроекте   
таятся гораздо более широкие возможности - возможности и резервирования, и      
изъятия участков в дальнейшем не только для государственных нужд, которые       
прописаны в Земельном кодексе, но и для тех нужд, которые, в общем-то, не       
считаются государственными, но под которые, благодаря тому что есть такая       
размытая формулировка в Земельном кодексе, может быть подведено любое           
строительство жилья инвесторами, любое какое-то другое строительство, которое   
объясняется не государственными нуждами, а просто нуждами какого-то частного    
инвестора, застройщика, который, найдя подходы к руководству муниципалитета,    
города, региона, я уже не говорю о федеральной составляющей, и закрепив свои    
предложения и пожелания через законодательные собрания, которые, к сожалению,   
у нас во многом сейчас ручные и на уровне регионов, и на уровне                 
муниципалитетов, ручные у глав администраций, да тем более если ещё под одной   
партией ходят, открывает возможность того, чтобы у граждан изымалась их         
собственность, та самая священная частная собственность, которую наши все       
предшествующие правительства и депутаты, находящиеся в зале, особенно           
"единороссы" и другие, поддерживали, вот эту линию правительства и нашей        
исполнительной власти на закрепление частной собственности, о которой сейчас    
мы забываем.                                                                    
                                                                                
Данный законопроект, если смотреть глубоко, открывает ворота, даёт              
возможность, вообще-то говоря, произволу чиновников на местах, возможность      
изымать в итоге через этот механизм территориального планирования и             
регистрации без ограничений любые участки земли под существующими, новыми       
постройками. И покамест не будет чётко утверждено в Земельном кодексе,          
уточнено, что есть государственные нужды, пока не будут изъяты из статьи 49     
записи, которые дают лазейку - не только для государственных нужд, которые      
здесь прописаны, но и для иных (пункт 3), - мы открываем дорогу произволу.      
                                                                                
У нас будет не только в Москве, но и в других местах, как в Бутове. В           
Московской области будет своё Бутово, когда будет строиться кольцевая дорога,   
которую сейчас планируют областные власти вместе с федеральными, уже сейчас     
дачники и жители не понимают, что с ними будет.                                 
                                                                                
И в этом плане мы не можем поддержать в данном виде этот законопроект до тех    
пор, пока здесь чётко не будут защищены права граждан, пока здесь не будет      
прописано то, что сами планы резервирования должны быть сначала оглашены        
гражданам, не только напечатаны, когда уже зарезервированы земли, как           
предлагается, а доведены до граждан, намерения властей должны быть доведены     
до граждан, до избирателей, прежде чем будет приниматься такое решение          
градостроительного и территориального планирования. Повторяю, в данном виде     
закон в большей степени будет работать на чиновников и особенно                 
коррумпированных чиновников, которые на земле и так уже сделали себе большие    
состояния и карьеры, и дальше это будет только развиваться. Здесь находится     
очень большая опасность коррупционной составляющей в дальнейшем, и права        
граждан, конечно, не защищены.                                                  
                                                                                
Мы в таком виде не можем поддержать этот законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить? Нет. Я      
подвожу черту под выступлениями. Есть ли желание у докладчика выступить с       
заключительным словом? Нет. Я понимаю так, что президентская сторона и          
правительство тоже не настаивают.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления        
порядка резервирования земельных участков для государственных или               
муниципальных нужд", первое чтение.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           43 чел.9,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.