Заседание № 149
26.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 320807-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконную добычу и сбыт янтаря).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4523 по 4686 из 6539
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладчик прислал нам письмо, в котором просит рассмотреть законопроект без своего участия. Слово предоставляю Александру Александровичу Ремезкову. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на установление уголовной ответственности за незаконную добычу янтаря и сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Названным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьёй 171-3 "Незаконная добыча янтаря". По мнению комитета, предлагаемые законопроектом изменения конкурируют с действующим законодательством и нецелесообразны по следующим основаниям. За самовольную добычу янтаря, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде и за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учёта и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в статьях 7.5 и 19.14 КоАП. Более того, в настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 191 и статья 192, также предусматривает привлечение к ответственности за незаконный оборот уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням, и за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Следующее. Деятельность по добыче полезных ископаемых регламентирована Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах". При осуществлении предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, и если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением доходов в крупном размере, наступает ответственность, предусмотренная статьёй 171 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное предпринимательство". Далее. Следует обратить внимание на то, что Государственной Думой 22 января прошлого года был отклонён законопроект № 146157-6, внесённый Калининградской областной Думой, о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс в части установления уголовной ответственности за незаконную добычу янтаря с абсолютно идентичным содержанием. Правительство и Верховный Суд данный законопроект не поддерживают, Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд замечаний. С учётом изложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Александрович, не подскажете ли тем не менее, каков объём незаконной добычи янтаря и каков ущерб для государства? Сегодняшние формулировки закона гарантируют, что борьба действенная? РЕМЕЗКОВ А. А. Ну, та справка, которую нам представили авторы законопроекта, говорит о том, что в среднем доля нелегального рынка составляет 51 процент, не могу сказать, сколько это точно, примерно 12 тонн. Это данные, которые представили нам авторы, то есть Калининградская областная Дума. Но что касается другой статистики, то, например, Верховный Суд говорит о том, что, по-моему, с апреля 92-го по июнь 96-го действовала в Уголовном кодексе статья, которая предусматривала усиление ответственности за самовольную добычу янтаря, и, по данным судебной статистики, за указанный период по этой статье осуждено было всего восемь лиц. То есть речь идёт как раз не о том, что не хватает норм законодательства, а о том, что правоприменители их применяют некачественно. Мы считаем, что того законодательства, которое существует, абсолютно достаточно и речь должна вестись, повторяю, о качественной работе правоприменителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Александрович, уважаемый, я тоже хорошо помню тот законопроект, о котором вы говорили, связанный с особенностями янтарной промышленности, и тогда я тоже задавал вопрос, на который не получил ответа, хотел бы сейчас снова его повторить. Вы заметили, что в последние годы у нас экспорт янтаря значительно превышает его добычу, повторяю, значительно, то есть вывозим больше, чем добываем. Наверное, это связано с этим законом. Но есть одна особенность: незаконно добытый янтарь в основном сбывается внутри России, на внутреннем рынке, поскольку практически от 90 до 100 процентов официально добытого янтаря уходит за границу, а внутренний рынок пустой совершенно, поэтому сколько здесь ни укради, сколько ни унеси, всё будет поглощено и всё будет использовано, особенно если речь идёт об изделиях из янтаря. Может, нам как-то урегулировать проблему, чтобы хотя бы половина добываемого в государстве янтаря всё-таки оставалась на внутреннем рынке? Тогда мы насытим его официально добытым янтарём и не будет возможности... (Микрофон отключён.) РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Владимир Николаевич, согласен с вами в этой части, видимо, необходимо предпринять ещё какие-то усилия в законотворческой, нормотворческой деятельности. Действительно, есть ряд вопросов, которые регулируют именно правительство и комиссии Минфина, созданные для того, чтобы этим заниматься, скорее всего, это их компетенция, но в данном случае мы ведём речь о законопроекте, который, повторяю, вступает в противоречие с существующими нормами, подменяет их и ничего не даёт для того, чтобы бороться с незаконной добычей янтаря. А проблема действительно есть, и её надо решать, но это должны быть нормы уже совсем других законов, возможно, ведомственные акты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, в связи с рассмотрением настоящего законопроекта я хотел бы обратить ваше внимание в целом на ситуацию с полудрагоценными и поделочными камнями. Многие из нас не обращают внимания на проблемы, поднимаемые нашими коллегами в связи с такими камнями, как янтарь и нефрит, только потому, что их месторождения не распространены в России, однако это является большой головной болью для тех субъектов, где имеются месторождения этих камней: незаконная добыча, коррупционные проявления, перепродажа за границу и так далее. Например, Республика Бурятия, где находится значительная часть мировых запасов лучшего нефрита, страдает сегодня из-за проблем, связанных с добычей нефрита. Отнесение его к полудрагоценным камням и близость Китая уже давно сделали Республику Бурятия криминальным регионом, рассадником коррупционных проявлений, буквально месяц назад в Окинском районе Республики Бурятия в криминальных разборках погибли четыре молодых человека. Проблемой Калининграда сегодня является янтарь, а Республики Бурятия - нефрит. Уважаемые коллеги, прошу вас обратить особое внимание: срочно требуется декриминализация этих отраслей путём внесения изменений в административное и уголовное законодательство. Мы поддерживаем законопроект. Относительно нефрита, конечно, мы дополнительно будем вносить предложения, и жаль, что профильный комитет не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в части установления ответственности за незаконные добычу и сбыт янтаря. Как докладчик от комитета сказал, за данные правонарушения уже установлена и административная ответственность, и уголовная, и в 2013 году аналогичный законопроект уже был в Государственной Думе рассмотрен и отклонён, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович, будете ещё выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5251 по 5268 из 6539
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 48 сек.) Проголосовало за 149 чел.33,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел.66,7 % Результат: не принято Не принимается.