Заседание № 256

07.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 320187-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся условий осуществления депутатской деятельности депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3214 по 3404 из 6234
Переходим к пункту 11: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в   
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных               
(представительных) и исполнительных органов государственной власти...". Слово   
для доклада предоставляется Ефиму Львовичу Керпельману. Государственная Дума    
Ямало-Ненецкого автономного округа доверила представлять этот законопроект      
Ефиму Львовичу.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л., член Совета Федерации.                                        
                                                                                
Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я попросил   
бы у вас несколько минут внимания, потому что речь идет о ваших коллегах, и     
не дай бог никому из вас оказаться в шкуре депутата, которого руководители      
увольняют с работы. Речь идет о поправке в статью 11 закона "Об общих           
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".                 
                                                                                
Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа отдает себе отчет в     
том, что тот текст, который предложен вашему вниманию, несовершенен, что        
предложение, которое в данный законопроект внесено депутатами Государственной   
Думы округа, является как бы незавершенным, но тем не менее я хотел бы сразу    
обратиться к вам, уважаемые депутаты, с просьбой согласиться с концепцией       
данного законопроекта, что депутатов законодательных органов субъектов          
Федерации, которые работают на непостоянной основе, необходимо каким-то         
образом защитить от возможных увольнений по инициативе работодателей.           
                                                                                
Дело в том, что сегодня очень много компаний, руководители которых являются     
депутатами законодательных собраний субъектов Российской Федерации, являются    
членами вертикально интегрированных компаний. И любые изменения, которые        
происходят на самом верху, то есть в московских или других центральных офисах   
крупных компаний, могут приводить к изменениям руководства компаний пониже.     
(Шум в зале.) И если это касается депутата законодательного собрания, то его    
просто могут уволить с работы, не спрашивая никого. В данной ситуации           
оказались двое депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного       
округа, которые являлись директорами компаний, расположенных на территории      
округа, и являлись членами вертикально интегрированных больших                  
нефтегазодобывающих компаний. Они были уволены. Государственная Дума            
Ямало-Ненецкого автономного округа предлагает один из возможных вариантов,      
чтобы увольнение происходило хотя бы в согласованном с законодательными         
собраниями порядке.                                                             
                                                                                
Комитет Государственной Думы считает, что данный законопроект нужно             
отклонить. Возможно. Но мы все-таки считаем, что его отклонять не нужно, а      
нужно над ним работать и довести его до логического завершения, с тем чтобы     
выработать все-таки хотя бы какой-то механизм защиты депутатов                  
законодательных собраний субъектов Федерации. Просто так оставлять ситуацию     
на произвол судьбы и на волю крупных работодателей, очевидно, нельзя. Мы        
понимаем, что данная ситуация не описана в Трудовом кодексе, но тем не менее    
выход из положения необходимо находить вместе и Государственной Думе            
Федерального Собрания Российской Федерации, и законодательным собраниям         
субъектов Федерации. (Смех в зале.)                                             
                                                                                
Вот этот смех, уважаемые коллеги, более чем неуместен.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, секунду, я вас прошу, успокойтесь,     
пожалуйста! Вы хотя бы уважайте своих коллег, тем более из Совета Федерации.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л. Может быть, вопросы есть?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Владимир Александрович Рыжков.                                                  
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Уважаемые коллеги, вдумайтесь, что нам предлагают наши уважаемые   
коллеги из Ямало-Ненецкого автономного округа. Человек, скажем, из нефтяной     
компании избирается депутатом (директор, замдиректора или еще кто-то), и        
что-то между ним и его компанией происходит. И в этом случае его компания       
принимает решение его уволить, компания, в которой он работает. Он даже не на   
освобожденной основе, работает нанятым менеджером, нанятым руководителем. И     
ему теперь по этому закону, если его принять, надо получить согласие            
законодательного органа Ямало-Ненецкого округа или любого другого субъекта      
Федерации. Если он согласия не дает, тогда три дня - согласительная             
процедура. А если работодатель всё равно не согласен, он может его уволить.     
То есть это всё равно запрета не дает. Здесь смешиваются вообще две разные      
области законодательства: публичное право, где речь идет о государственных      
органах, полномочиях, мандате депутата, и трудовое право, где речь идет об      
отношениях между работодателем и работником.                                    
                                                                                
Я понимаю, когда речь идет о депутатском иммунитете при исполнении депутатом    
своих обязанностей, когда он отстаивает свою позицию, когда он имеет свои       
политические взгляды. Но когда между ним и работодателем какой-то конфликт      
происходит, при чем здесь региональный парламент? Вот мы посмотрели: есть       
решение Конституционного Суда, где черным по белому написано, что нельзя        
распространять отношения, связанные с депутатскими полномочиями, на отношения   
между работником и работодателем.                                               
                                                                                
Трудовой кодекс однозначно говорит: нельзя это смешивать в одну кучу и делать   
это предметом депутатской неприкосновенности. Поэтому мы рассмотрели все        
правовые вопросы, все содержательные вопросы. У нас в данном случае мнение      
совпадает с заключением Правительства Российской Федерации. А мнения            
субъектов права законодательной инициативы разделились: 21 не поддерживает, а   
22 поддерживают.                                                                
                                                                                
Но наш комитет, рассмотрев все "за" и "против", все-таки предлагает Думе        
данный законопроект отклонить. Иначе завтра любой представитель любой фирмы,    
компании или предприятия изберется в законодательный орган субъекта Федерации   
и на четыре года получит гарантию. Что бы он там ни делал, какие бы бумаги ни   
подписывал, что бы он там ни творил, он получит гарантию, что его, так          
сказать, никто за это с работы не выгонит. Я думаю, это неправильный подход,    
и мы должны отклонить...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть?                                             
                                                                                
Пузановскому включите микрофон, пожалуйста.                                     
                                                                                
А к кому вопрос - к Керпельману или к Рыжкову? К Рыжкову вопрос. Пожалуйста.    
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос к вам, Владимир Александрович.                     
                                                                                
Ввиду того что комитет, очевидно, обобщал какие-то материалы в связи с этим     
законопроектом, скажите, Владимир Александрович, работа на непостоянной         
основе в представительном органе власти сколько времени может занимать, есть    
ли подсчеты времени занятости на этой работе в отличие от основной              
деятельности или это избрание не сопровождается такой проблемой? Если эта       
проблема есть, то может ли возникнуть основание у собственника, у               
работодателя (по мотивации: отвлечение от основной работы на                    
представительские функции) уволить с работы, то есть вот по этому основанию     
прецеденты есть?                                                                
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Обычно практика такая... Вы все прекрасно знаете (вы все избраны   
от регионов), что региональные парламенты, как правило, заседают раз в месяц,   
и человек обычно тратит день накануне на заседание в комитете, комиссии, если   
он не работает на освобожденной основе. Это во-первых.                          
                                                                                
Во-вторых, когда человек избирается, то, наверное, он в курсе, и в курсе его    
компания, когда он избирается, на что она идет, когда дает согласие на это      
избрание. И у нас нет фактов, что подобная проблема, о которой Ефим Львович     
говорил, является массовой в Российской Федерации. У нас таких данных нет. То   
есть в подавляющем большинстве случаев таких проблем не возникает. У них        
возникло два конкретных случая, и на основе этих двух конкретных случаев они    
вносят данный законопроект, но можем ли мы распространять два конкретных        
случая на всю практику Российской Федерации?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть вопросы? Выступления? Желающие выступить?        
Представители администрации, правительства?                                     
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва. У вас выступление, да?                                    
                                                                                
Микрофон включите депутату Плетнёвой.                                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
В данном случае я считаю, что решение комитета совершенно правильное и          
обоснованное. Мы все с вами... Вообще, слушаю сегодня этот законопроект и       
думаю: ну наконец-то дожили до озвучивания того, что у каждого внутри сидит.    
Мы знаем, что сегодня во все структуры законодательной власти идут люди в       
основном зажиточные, как мы говорим, имеющие капитал, занимающие большие        
должности. Вот сегодня мы искали денежки на то, чтобы приравнять всех           
пенсионеров Великой Отечественной войны... Я думаю, вот если бы сейчас деньги   
с выборной кампании, которые бросили против меня в округе, снять, то их         
хватило бы всем.                                                                
                                                                                
Поэтому мы все прекрасно понимаем, в чем смысл данного закона. Но мне           
кажется, что те, кто предлагает законопроект, прекрасно понимают, что           
трудовые отношения действительно прописаны в Трудовом кодексе и каждый          
гражданин, вступая в эти трудовые отношения, может регулировать их с помощью    
этого очень важного кодекса. А вот уж если быть депутатом... Действительно      
(правильно сказал представитель комитета Владимир Александрович Рыжков), они    
знают, на что идут, но они ведь идут для того, чтобы именно себя защитить в     
случае необходимости. Мы знаем, как работают в основном эти люди в регионах.    
Они и одного-то дня не тратят зачастую, вообще не бывают зачастую на            
заседаниях и не готовят никакие законопроекты. А в данном случае еще просят,    
чтобы их защитили и по трудовому праву. Поэтому я считаю, что всё, что          
сегодня вынесено от комитета, совершенно правильно и обоснованно. Я             
поддерживаю решение.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть желающие выступить? Ставится на голосование      
проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об       
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Пожалуйста, голосуйте.                                              
                                                                                
Включите систему голосования.                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.              0,9%                        
Проголосовало против           61 чел.             13,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     65 чел.                                          
Не голосовало                 385 чел.             85,6%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.