Заседание № 172
О проекте федерального закона № 320066-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления порядка заключения договора страхования в форме электронного документа).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста. Включите микрофон. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Законопроект прошёл необходимые правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, замечаний не поступило, комитет рекомендует принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 320066-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления порядка заключения договора страхования в форме электронного документа; принят в первом чтении 23 октября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Марина Алексеевна Мукабенова, пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило восемь поправок, все они отражены в таблице № 1, комитет предлагает их принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 54 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Марина Алексеевна. МУКАБЕНОВА М. А. В случае принятия законопроекта во втором чтении просьба включить данный проект закона в повестку дня на пятницу для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 03 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 320066-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части установления порядка заключения договора страхования в форме электронного документа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов России. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится законопроект, позволяющий гражданам заключать со страховщиками договоры страхования в форме электронного документа, что расширит существующую практику заключения таких договоров за счёт значительного облегчения для граждан этой процедуры, при этом не будет ослаблено регулирование подхода к этому страховых компаний. Законопроект предусматривает возможность заключения в электронной форме целого ряда договоров страхования, по которым не требуется предъявления полиса строгой отчётности, такого, например, как полис ОСАГО, и по которым не требуется личного досмотра страхуемого имущества. Предполагается, что гражданин при помощи сети Интернет направляет на официальный сайт страхователя согласие на стандартные условия с использованием простой электронной подписи, при этом страховая компания должна ответить застрахованному лицу, подписав договор с использованием усиленной электронной подписи, и договор считается заключённым после поступления денег. Мы полагаем, что принятие такого законопроекта значительно облегчит для граждан процесс заключения договоров. Законопроект в целом направлен на совершенствование законодательного регулирования в этой области. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, Алексей Владимирович настоящий профессионал, он всегда освещает представляемые законопроекты очень глубоко и полно. От комитета хотел бы добавить, что есть несколько несущественных замечаний, которые могут быть и будут учтены во втором чтении. Комитет по финансовому рынку предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, накануне вашего доклада, накануне сегодняшнего рассмотрения законопроекта в прессе прошёл целый ряд публикаций, касающихся этого законопроекта, и там высказано очень много негативных мнений, сомнений по поводу рисков, по поводу целесообразности перехода на электронный способ страхования. Многие развитые страны отказались от этого способа, заключают договора традиционным способом, потому что имеются риски, связанные, во-первых, с тем, что подпись может быть поставлена другим человеком (это неизвестно ещё как действует), во-вторых, с тем, что личная информация может уходить как в наши коммерческие структуры, так и в западные структуры - мы же работаем с западным компьютером, так сказать, по западным программам. То есть где гарантия того, что информация, которую не всегда человек хотел бы сообщать посторонним, будет доступна только страховой компании, не окажется в руках третьих лиц, не будет использована для какого-то ненужного давления или даже преследования этого человека? Это серьёзный риск, о чём говорят очень многие в последние дни. МОИСЕЕВ А. В. Вопрос в целом относится, мне кажется, к проблеме электронного документооборота и его безопасности. Уважаемые депутаты, вы приняли закон "Об электронной подписи", которым предусмотрели как раз таки все, на мой взгляд, необходимые меры защиты. Именно для того чтобы не было такого рода злоупотреблений, именно и предусматривается, что, во-первых, страховая компания направляет полис, подписанный в виде усиленной квалифицированной электронной подписи, а это самая высокая степень защиты в соответствии с законом "Об электронной подписи", во-вторых, сам договор считается заключённым непосредственно после получения денег, то есть очевидно, что, если от имени какого-либо человека заявку направил кто-то другой, деньги страховая компания не получит. На наш взгляд, в условиях действия закона "Об электронной подписи", который как раз таки устанавливает стандарты защиты информации, законопроект дополнительных рисков не создаёт. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Алексей Владимирович, у нас в последние годы всё чаще и чаще поднимается вопрос о том, что страхование - это теперь не добровольная процедура, а обязательная. У нас, кроме городов, есть ещё очень много, слава богу, сёл, а в сёлах многие даже не понимают, что такое электронный документ, доверяют бумажке. Скажите, это будет обязательно по всей стране или это будет добровольно - вот это электронное страхование? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, это возможность, а не обязанность, то есть граждане получают такое право, но мы даже не предусматриваем возможности для заключения договора в электронной форме по обязательному виду страхования для физических лиц. То есть по ОСАГО, например, такой договор заключить будет нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обратите внимание на название законопроекта - "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", но там имеется ещё написанное более мелким шрифтом пояснение: в части определения порядка заключения договора страхования в форме электронного документа - вот это больше всего меня тревожит, это, наверное, самое страшное в этом законопроекте! Дело в том, что мы уже приняли целый ряд законов об электронном способе сбора информации о каждом, и это очень серьёзно! Я ещё раз скажу, что целый ряд развитых стран мира или полностью, или частично отказались от электронного сбора и обработки информации - это Великобритания, Германия, Финляндия, Южная Корея. Мы же по-прежнему упорно (непонятно почему, но упорно) идём по этому пути, а электронная информация, в том числе по страхованию, - это палка о двух концах. Хочу вам напомнить слова Президента России Владимира Владимировича Путина по поводу электронной информации - я буквально цитирую, - он сказал: "Правда, основные ресурсы находятся не в наших руках, а за бугром (это его слова - "за бугром"), точнее, за океаном, и именно это вызывает озабоченность некоторых спецслужб, имеется в виду возможность использования этих ресурсов в интересах, противоречащих интересам общества и государства". В июне президент Путин посетил круглосуточно вещающую российскую телекомпанию "Russia Today" и, отвечая на вопрос одного из журналистов, вновь подтвердил, что знает о всемирной электронной слежке американских спецслужб, вчера в программе "Время" об этом же говорили в негативном плане. Получается, сами лезем в петлю: известно, что такая разведка ведётся в ста пятидесяти странах мира, включая и Россию, и Москву конкретно, и на неё выделены миллиарды долларов. Не кажется ли вам, что, принимая этот закон о договорах в электронном виде, мы сами даём информацию о себе и коммерческим структурам, которые заинтересованы в сборе этой информации, и западным спецслужбам? Конечно, электронная информация и в страховом деле в какой-то степени облегчает решение различных проблем, но, когда о вас собирают самую разную, разрозненную вроде, информацию - о ваших увлечениях, о жизни, о материальном благополучии, о работе - и потом её систематизируют, возникает вопрос: как эта информация будет использована? Я не сгущаю краски. Вот недавно, 7 октября, наша фракция провела в Государственной Думе большой "круглый стол" о последствиях электронной слежки за населением, где были крупнейшие специалисты, и все с тревогой говорили: в целях обеспечения безопасности нашей страны в целом и каждого отдельного человека нельзя это делать! Я хочу вас спросить, коллеги, вы готовы к тому, что о вас будут знать всё: не только правила страховки, страховые выплаты, страховые взносы и так далее, а что купили, что продали, куда ездили, где работали, как учатся ваши дети, с кем говорили и когда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, есть желание заключительное слово сказать? Нет. Комитет? Нет. Выносим на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 12 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.