Заседание № 207

19.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перевозки порожнего подвижного состава).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3079 по 3097 из 9818
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2       
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".      
                                                                                
Михаил Васильевич Брячак, пожалуйста.                                           
                                                                                
БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к   
третьему чтению. После длительной сложной работы найдены компромиссы с          
участниками рынка. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы.   
Комитет по транспорту рекомендует его к принятию.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7677 по 7694 из 9818
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2       
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 204

12.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перевозки порожнего подвижного состава; принят в первом чтении 12 ноября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2696 по 2748 из 8030
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2       
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".      
Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв.                                        
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект    
подготовлен ко второму чтению. Во время подготовки поступило шестьдесят семь    
поправок, сорок две из них рекомендованы к принятию и сведены в таблицу № 1,    
двадцать пять - к отклонению. Прошу рассмотреть таблицы № 1 и № 2 и принять     
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.33,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 2? Нет.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.62,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                 170 чел.37,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 2 также принимается.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6700 по 6717 из 8030
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2       
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 126

12.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перевозки порожнего подвижного состава).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5413 по 5682 из 6456
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и    
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".        
Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, заместитель министра транспорта.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, представленный на ваше рассмотрение законопроект            
разработан во исполнение Плана по реализации Целевой модели рынка грузовых      
железнодорожных перевозок на период до 2015 года, которым предусмотрено         
внесение изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта       
Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в       
Российской Федерации", направленных на совершенствование рыночных механизмов    
развития инфраструктуры на железнодорожном транспорте в целях выполнения        
главной задачи этого вида транспорта - своевременной бесперебойной перевозки    
грузов, обеспечения потребностей экономики в этих перевозках.                   
                                                                                
В ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте подвижной состав,      
грузовые вагоны перешли из собственности владельца инфраструктуры - компании    
"Российские железные дороги" - в собственность других компаний, в частную       
собственность. Это позволило и увеличить парк вагонов, и обновить эти вагоны,   
в то же время эффективность использования подвижного состава несколько          
снизилась, в силу того что собственник стал менее эффективно использовать эти   
вагоны.                                                                         
                                                                                
Законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия                 
инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить          
ответственность собственников вагонов и пользователей услуг железнодорожного    
транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования       
порожних вагонов после их выгрузки. В настоящее время такие нормы               
отсутствуют, что позволяет собственникам этих вагонов использовать пути         
общего пользования фактически для отстоя этих вагонов. Указанные изменения      
будут стимулировать участников перевозочного процесса эффективно использовать   
потенциал инфраструктуры и подвижной состав.                                    
                                                                                
Кроме того, законопроектом предполагается урегулировать вопросы                 
взаимодействия специальной организации железнодорожного транспорта,             
занимающейся обеспечением воинских перевозок, с перевозчиками, операторами      
железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктур    
железнодорожного транспорта общего пользования и необщего пользования и иными   
физическими и юридическими лицами, владеющими железнодорожным подвижным         
составом, по вопросам передачи этого подвижного состава и контейнеров для       
выполнения воинских перевозок. В частности, законопроектом предусматривается,   
что по решению Правительства Российской Федерации железнодорожный подвижной     
состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов и иных          
владельцев на любой период времени в случаях, предусмотренных                   
законодательством, в частности в настоящее время это определено                 
законодательством о военном времени. Соответственно, должен быть определён      
порядок возмещения убытков собственнику, что и делается уже последующим         
нормативным актом в виде постановления правительства.                           
                                                                                
Дополнительно в законопроекте актуализируется понятие "оператор                 
железнодорожного подвижного состава", которое учитывает сложившуюся сегодня     
практику деятельности операторов.                                               
                                                                                
Дополнительных расходов из федерального бюджета принятие закона не              
предполагает. Прошу вас законопроект поддержать.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто от Комитета по транспорту с содокладом выступает? Мне сказали, что          
приболел Москвичёв.                                                             
                                                                                
Депутату Ефимову включите микрофон.                                             
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представитель правительства         
Сергей Алексеевич Аристов в своём докладе подробно раскрыл суть                 
законопроекта. Комитет Государственной Думы по транспорту на своём заседании    
рассмотрел законопроект и принял решение рекомендовать его для принятия в       
первом чтении, тем не менее членами комитета был высказан ряд замечаний. Есть   
замечания юридико-технического характера и у Правового управления Аппарата      
Государственной Думы. Поскольку указанные замечания могут быть учтены при       
доработке законопроекта ко второму чтению и не меняют его концепцию, прошу      
Государственную Думу поддержать решение комитета, а депутатов призываю          
принять активное участие в доработке законопроекта.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, многие эксперты сейчас в один голос утверждают,    
что "Российские железные дороги" находятся в состоянии стагнации, то есть       
ситуация у них не самая хорошая, даже достаточно критичная. Скажите,            
пожалуйста, считаете ли вы, что данными поправками, данными изменениями         
каким-то образом можно будет эту ситуацию выровнять? И полный ли комплекс мер   
предусмотрен для выравнивания этой ситуации или всё-таки необходимо             
предпринять что-то ещё, чтобы не потерять железнодорожную отрасль?              
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Уважаемый Александр Сергеевич, я не применял бы слово             
"стагнация", говоря о "Российских железных дорогах", есть определённый спад в   
сфере грузовых перевозок, и он, в общем-то, связан с той ситуацией, которая     
сегодня наблюдается в экономической сфере не только в России, а в первую        
очередь в странах Европы и в ряде азиатских стран. Ответ на вопрос о том, как   
будут развиваться "РЖД", заложен в той программе, которая есть, - это           
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030   
года. И мы видим величайшую перспективу, поскольку осенью этого года            
президентом было принято решение о новых вложениях в Транссиб, в БАМ, а это     
означает развитие железнодорожной инфраструктуры, что, конечно же, позволит     
увеличить объём перевозок.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Алексеевич, в закрытом докладе ЦРУ весной        
92-го года говорилось о том, что целостность страны определяется наличием       
таких технологических скреп, как единая энергетика, единый железнодорожный      
транспорт и единый газовый комплекс. Недавно Комитет по энергетике вместе с     
Минэнерго попытался проанализировать, что мы получили за десять лет реформ в    
энергетике, была острейшая дискуссия, точки зрения не совпали. Как смотрит      
ваше министерство на то, чтобы более глубоко проанализировать прошедший         
период? Мы предостерегали, что использование парка у частника будет менее       
эффективным, - нас не захотели услышать. Множество других вопросов было         
затронуто в момент обсуждения базового закона. Каков взгляд министерства        
сегодня на такого рода анализ?                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Хорошие вопросы, Валентин Степанович. Что касается единства.      
Нигде и никогда мы не говорили о том, что инфраструктура железнодорожного       
пути, то есть пути общего пользования, а это порядка 85 тысяч километров,       
делится между какими-то частными компаниями. Эта проблема была у ряда           
государств, которые от этого пострадали. Диспетчеризация, то есть единство      
управления, сохраняется также в руках компании, пакет акций которой находится   
у правительства.                                                                
                                                                                
Что касается подвижного состава, парка, приведу цифры: перед переходом парка    
в "Первую грузовую компанию", "Вторую грузовую компанию", перед передачей в     
частные руки, у нас было 620 тысяч вагонов, сегодня - 1 миллион 200 тысяч, и    
что касается качества, парк практически наполовину обновился. Это показатель    
того, что подвижной состав во время нынешней реформы и увеличился, и            
качественно обновился, - теперь надо правильно его использовать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Вопросы все. Есть ли желающие выступить? Нет желающих.                          
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Извините, Александр Сергеевич.                      
                                                                                
Отмените режим голосования.                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые Иван Иванович, Сергей Алексеевич, уважаемые         
коллеги! Ну, не знаю, нравится или не нравится кому-то слово "стагнация", тем   
не менее я ещё раз подчёркиваю, что я опирался на мнение многочисленных         
экспертов, хотя, наверное, не в этом дело.                                      
                                                                                
Концепция, предложенная в данном законопроекте, безусловно, очень актуальна и   
важна для развития "Российских железных дорог". Положение дел, сложившееся в    
железнодорожной отрасли, является недопустимым, и оно не улучшится, если не     
будет урегулирован вопрос, связанный с отсутствием обязанностей у владельцев    
вагонов платить за то, что они занимают пути общего пользования свыше           
нормативного времени, поскольку это достаточно серьёзно снижает провозные       
мощности. Также следует учитывать, что необходимо усиление ответственности      
тех, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта, за обеспечение        
своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после          
выгрузки. И этот список можно действительно очень серьёзно продолжать.          
                                                                                
Мы привлекли ряд экспертов, изучили концепцию предложенного законопроекта, и    
я сделал некоторые выписки, которые позволю себе представить вашему вниманию,   
эти выписки касаются достаточно существенных замечаний по данному               
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Первое. Этот законопроект противоречит действующему антимонопольному            
законодательству, так как даёт перевозчику и владельцу инфраструктуры           
необоснованные преимущества при распределении ответственности между             
участниками перевозочного процесса.                                             
                                                                                
Второе. Введение платы за простой вагонов в перевозочном процессе, за занятие   
железнодорожных путей общего пользования железнодорожным подвижным составом,    
предусмотренное законопроектом (это статья 39 Устава железнодорожного           
транспорта), является неприемлемым, поскольку затраты по содержанию и           
эксплуатации инфраструктуры уже включены в инфраструктурную составляющую        
тарифа и эта мера приведёт к двойному взиманию платы с грузоотправителей.       
                                                                                
Третье. Установление размера платы за простой вагонов в перевозочном процессе   
и вне его, а также платы за занятие железнодорожных путей общего пользования    
по соглашению сторон, как это предлагается сделать указанным законопроектом в   
статьях 31 и 39 Устава железнодорожного транспорта, нарушает базовые принципы   
регулирования естественных монополий, согласно которым тарифы на услуги         
владельца инфраструктуры, являющегося монополистом или занимающего              
доминирующее положение, должны устанавливаться государством.                    
                                                                                
Четвёртое. В статью 20 устава законопроектом предлагается внести норму, по      
которой на грузоотправителя возлагается ответственность за замену не            
принадлежащих перевозчику вагонов и контейнеров, поданных под погрузку и        
имеющих техническую неисправность либо непригодных для перевозки конкретного    
груза, вне зависимости от причин возникновения технической неисправности        
вагонов, притом что обязанность перевозчика по подаче исправных вагонов прямо   
следует из статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации.                
                                                                                
Пятое. Законопроектом из статьи 94, в частности, исключены положения об         
ответственности перевозчика за неподачу вагона в установленное время, хотя      
они являются существенными условиями договора перевозки, поскольку              
подтверждены им при согласовании заявки на эту перевозку.                       
                                                                                
Шестое. Законопроектом предлагается новая редакция статьи 12 устава, в          
соответствии с которой уведомительный порядок согласования перевозки порожних   
вагонов изменяется на разрешительный, при этом на отправителя возлагается       
обязанность представлять перевозчику соответствующий запрос, который должен     
быть согласован им и владельцем инфраструктуры, что существенно усложняет и     
удлиняет процесс отправки порожняка. В настоящее время отправитель направляет   
перевозчику исключительно только уведомление не позднее, чем за четыре часа     
до предъявления порожнего вагона к перевозке, срок рассмотрения запроса при     
этом никак не определяется.                                                     
                                                                                
Ну, этот перечень на самом деле можно продолжить, но я думаю, что этих шести    
пунктов достаточно, для того чтобы показать, насколько спорные вопросы          
возникли по данному законопроекту. Если обратиться к заключению Правового       
управления, то надо признать, что Правовое управление также дало достаточное    
количество негативных замечаний по законопроекту, включая достаточно            
серьёзные моменты: например, разработчики забыли внести соответствующие         
изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.                            
                                                                                
Наверное, в моём выступлении от фракции было достаточно много критики, тем не   
менее я хотел бы, чтобы некоторые фракции в Государственной Думе взяли на       
вооружение, что в целом мы поддерживаем концепцию данного законопроекта. Этот   
законопроект действительно нужен, фракция ЛДПР будет его поддерживать, но,      
Сергей Алексеевич, безусловно, с учётом того, что все замечания, о которых я    
сегодня сказал, будут учтены к следующему чтению. Ещё раз подчеркиваю:          
фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.                                     
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Сергей Алексеевич, есть необходимость ещё раз выступать? Нет.                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.