Заседание № 227

23.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319750-8 "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части установления возможности осуществления постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6262 по 6400 из 9785
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33    
Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Докладывает    
Георгий Константинович Арапов.                                                  
                                                                                
АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён депутатами      
Государственной Думы и принят в первом чтении 31 октября 2023 года.             
Законопроектом предусматривается возможность осуществления федерального         
государственного контроля, регионального государственного контроля и            
муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых       
природных территорий в рамках постоянного рейда. К законопроекту поступило      
две поправки, обе они рекомендованы к принятию. Правительство Российской        
Федерации, Государственно-правовое управление президента и Правовое             
управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по            
доработанному законопроекту не имеют. Предлагаем поддержать таблицу поправок,   
рекомендованных к принятию, и принять законопроект во втором чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Георгий Константинович.                          
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Константинович, вам слово.                                  
                                                                                
АРАПОВ Г. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект           
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, он прошёл все необходимые          
экспертизы. Просим поддержать законопроект в третьем чтении.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть    
в третьем чтении? Нет.                                                          
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие.                          
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста, вам слово.                                
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, последние изменения в законодательстве, призванные           
упорядочить государственный контроль на особо охраняемых природных              
территориях, на деле поставили инспекторов в очень затруднительное положение.   
Несмотря на то что специфика их работы требует постоянного, зачастую            
многодневного присутствия на особо охраняемых природных территориях в           
охранных зонах, единственной формой контрольно-надзорных мероприятий на         
сегодняшний день осталось выездное обследование. Этот формат хоть и             
предусматривает выявление правонарушений, но всё же не в полной мере            
соответствует реальным потребностям охраны природы. Срок выездного              
обследования одного объекта или нескольких близлежащих объектов не может        
превышать один рабочий день, а для проведения более длительного обследования,   
необходимого для всестороннего контроля, требуется дополнительное оформление    
документов, это значительно усложняет и бюрократизирует весь процесс.           
Выездные обследования проводятся разово, что делает их неэффективными для       
пресечения постоянно действующих угроз, таких как браконьерство, незаконная     
вырубка лесов и загрязнение.                                                    
                                                                                
В отличие от выездных обследований режим постоянного рейда предполагает         
постоянное присутствие инспекторов в пунктах контроля и возможность их          
перемещения по определённой территории. Такой режим позволяет, во-первых,       
своевременно пресекать правонарушения, то есть инспекторы, находясь на          
территории ООПТ, могут оперативно реагировать на выявленные нарушения, не       
тратя время на документацию, оформление выездных обследований, во-вторых,       
проводить профилактические мероприятия - постоянное присутствие инспекторов     
на особо охраняемой природной территории служит сдерживающим фактором для       
потенциальных нарушителей. Таким образом, принятие законопроекта позволит       
ликвидировать пробел в законодательстве и даст инспекторам возможность          
заниматься своими прямыми обязанностями - патрулированием охраняемых            
природных территорий и пресечением нарушений, - а не бюрократической            
волокитой.                                                                      
                                                                                
Однако введение постоянного рейда требует решения вопроса о нормировании        
инспекторского состава. В настоящее время количество инспекторов часто не       
соответствует площади охраняемых территорий. В качестве примера приведу         
Республику Коми, где на сегодня региональный заповедный фонд составляет более   
2 миллионов гектаров и на этой территории трудятся всего лишь семь              
инспекторов. Понятно, что эффективность их работы может существенно             
снизиться, упасть. Нехватка специалистов ограничивает возможности постоянного   
контроля и снижает эффективность работы по охране ООПТ. На наш взгляд,          
нововведение, которое мы сейчас рассматриваем, позволит в дальнейшем на         
уровне регионов обосновывать увеличение численности инспекторов и выделение     
под это финансирования.                                                         
                                                                                
Таким образом, введение режима постоянного рейда является необходимым шагом     
для улучшения эффективности государственного контроля и надзора в области       
охраны и использования ООПТ. По этой причине фракция КПРФ поддержит данный      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 35 порядка        
работы, третье чтение.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 162

31.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319750-8 "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части установления возможности осуществления постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3458 по 3620 из 5004
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33       
Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Доклад и       
содоклад Георгия Константиновича Арапова.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение в первом     
чтении сегодня представлен проект федерального закона, которым предлагается     
внести изменения в статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых           
природных территориях" в части установления возможности осуществления           
постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий.             
                                                                                
Законопроект на самом деле возник не на пустом месте, а из-за необходимости,    
которую высказывают инспектора на земле. Ну, немного цифр. Согласно             
государственным докладам Минприроды за 2021 год на территориях федеральных      
ООПТ у нас чуть больше 10 тысяч нарушений, а за 2022 год согласно проекту       
федерального доклада уже больше 12 тысяч. Однако, по словам инспекторов и       
общественников, чья работа связана с особо охраняемыми природными               
территориями, фактических нарушений на самом деле в разы больше, но не всегда   
инспектора успевают за всем проследить из-за бумажной волокиты. И собственно,   
задача этого законопроекта - сделать так, чтобы вместо заполнения форм и        
прочего инспектор мог выехать на территорию и пресечь нарушение.                
                                                                                
Для ООПТ сейчас запрещены плановые и внеплановые проверки. Единственная         
форма, в которой позволено проводить проверки, - это выездное обследование,     
разрешённое 336-м постановлением. Выездное обследование может осуществляться    
не дольше одного дня, должно быть задание на такое выездное обследование, и     
прокуратура часто оспаривает такие проверки. При этом, собственно, если         
инспектор дольше одного дня планирует проводить обследование, ему каждый раз    
нужно будет возвращаться и заново подавать такое заявление. Понятно, что        
специфика государственного контроля в области охраны и использования особо      
охраняемых природных территорий в силу их значительного размера, удалённости    
некоторых из них от населённых пунктов, где базируется администрация, а также   
необходимость предотвращения и пресечения нарушений обязательных требований в   
части ООПТ и в границах их охранных зон требуют постоянного, иногда             
многодневного присутствия инспектора. Для этого предлагаем наделить             
инспекторов правом применять такой специальный режим государственного           
контроля, как постоянный рейд, который заключается в возможности постоянного    
нахождения инспекторов в пунктах контроля и перемещения инспекторов на особо    
охраняемых природных территориях. Такой специальный режим может применяться     
инспекторами только после принятия законопроекта, о котором мы сейчас           
говорим. Также постоянный рейд обязывает контролируемых лиц, их                 
представителей и работников, находящихся на пунктах контроля или на             
территории постоянного рейда, по требованию инспектора остановиться,            
обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным           
производственным объектам, предоставить для ознакомления документы, которые в   
соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном      
средстве или на ином производственном объекте. Другие нормы, которыми сейчас    
руководствуются государственные инспекторы, не позволяют это всё делать.        
Законопроектом, собственно, предлагается разрешить инспекторам проводить        
проверки без лишней бюрократии. Если вы, коллеги, его поддержите, то            
инспектор сможет отправиться в рейд для проверки наших заповедников в любое     
время, он также сможет проверять транспортные средства и документы без          
препятствий - сейчас такой возможности нет. Благодаря принятию законопроекта    
бюрократия уйдёт на второй план, а защита наших особо охраняемых природных      
территорий встанет на первый.                                                   
                                                                                
В ходе рассмотрения законопроекта к нам поступили письма поддержки от           
заповедников, национальных парков и региональных министерств. Комитет           
указанный законопроект рассмотрел. Получен положительный отзыв с замечаниями    
от Правительства Российской Федерации, также законопроект поддерживается        
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам национальностей, как соисполнитель по     
законопроекту, концептуально поддерживает введение постоянного рейда. Вместе    
с тем указывается на риски усложнения доступа к ООПТ коренных малочисленных     
народов, что поставит реализацию их традиционного образа жизни, хозяйственной   
деятельности и промыслов в затруднительное положение. Комитет полагает, что     
указанные замечания могут быть устранены ко второму чтению.                     
                                                                                
Согласно отзыву профильного комитета - по экологии, природопользованию и        
охране окружающей среды - рекомендуется Государственной Думе принять            
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Коллеги, просим поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Георгий Константинович, подскажите, пожалуйста, -       
наверняка, готовясь к этому законопроекту, к докладу вы отслеживали:            
насколько у нас укомплектован институт инспекторов, которые должны быть         
уполномочены на соответствующие действия? Существует ли дефицит кадров по       
данному профилю?                                                                
                                                                                
АРАПОВ Г. К. Спасибо большое за вопрос, Николай Иванович. Действительно,        
когда мы готовились к законопроекту... я вам цифру, в процентах, не назову,     
но инспектора действительно называют и проблему укомплектованности, из-за       
того что территории большие, а их мало, и проблему с низкими заработными        
платами. Это в целом большой, глобальный вопрос к системе, но проблема          
действительно есть, я с вами согласен. Мы хотя бы немного этим законопроектом   
ту бюрократическую волокиту, в которую попадают инспектора, хотим облегчить.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Георгий Константинович, у меня схожий вопрос. Вот когда вы     
готовили эту законодательную инициативу... понятно, что она благая:             
бюрократия уходит, больше будут работать инспекторы непосредственно на земле,   
но, мне кажется, всё-таки охрана особо охраняемых природных территорий          
заключается в количестве инспекторов, а не в количестве тех бумажек, которые    
они заполняют. Всё-таки обсуждали ли вы, как авторы законопроекта, с            
профильным министерством, с профильным комитетом: есть ли, как говорится,       
пожелание и встречное движение со стороны Правительства Российской Федерации    
на предмет того, чтобы увеличить штат таких инспекторов, чтобы качественно      
охранять особо охраняемые природные территории?                                 
                                                                                
АРАПОВ Г. К. Спасибо большое за вопрос. Я, наверное, немного с вами не          
соглашусь, не только в этих бумагах дело. Инспекторам и сейчас приходится       
проводить все эти проверки, они ратуют за те особо охраняемые природные         
территории, которые находятся под их надзором, но это действительно облегчит    
их работу - вот это их слова.                                                   
                                                                                
По поводу доукомплектования. Встречное движение есть, но его оценить всегда     
сложно, потому что, пока не приняты реальные меры по увеличению штата, мы не    
можем сказать, что нас услышали.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Георгий Константинович, в законопроекте указано, что порядок     
осуществления постоянных рейдов определяется на соответствующем уровне, то      
есть если территория федеральная - это федеральный орган, региональная -        
региональный орган. А вот что касается особо охраняемых природных территорий    
муниципального значения, здесь есть возражение. Некоторые говорят, что не       
надо передавать на этот уровень определение порядка, его надо оставить на       
уровне регионов, потому что это сложно и может внести ненужное разнообразие в   
законодательство Российской Федерации. Как вы относитесь к этому предложению    
- ограничиться двумя уровнями определения порядка?                              
                                                                                
АРАПОВ Г. К. Действительно, это не только предложение, это законодательно       
так. И ко второму чтению мы уровень муниципального контроля убираем,            
оставляем два уровня - федеральный и региональный.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Докладчик? Нет.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях",      
17-й пункт.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.