Заседание № 30
28.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 3197-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (о наделении центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел дополнительными полномочиями).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1986 по 2225 из 4229
Законопроекты первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Алтайский краевой Совет народных депутатов доверил представить законопроект депутату Государственной Думы Рыжкову Владимиру Александровичу. Пожалуйста. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, мои земляки - Алтайский краевой Совет народных депутатов - попросили меня доложить данный законопроект. Я посмотрел, постарался поподробнее вникнуть и прошу вас поддержать. Мне кажется, что алтайцы ставят вопрос совершенно правильно. Может быть, я жалею только об одном - что я не смог быть на заседании профильного комитета. Вот я приведу два-три аргумента, а вы просто в них вдумайтесь. Посмотрите, о чем идет речь. У нас сейчас... Кстати, президент говорил в своем Послании, помните, о том, что очень много безнадзорных детей по стране. И он сказал, что задачу второго президентского срока он видит в том, чтобы эту проблему решить, чтобы у нас безнадзорных детей... ну, я не думаю, что их вообще не будет, но чтобы их было поменьше. В законе "Об основах системы профилактики..." установлена на первый взгляд очень красивая, стройная процедура, как ребятишек направлять вот в эти самые центры временного содержания несовершеннолетних. По этой процедуре при рассмотрении дела в суде кто должен присутствовать? Судья, естественно, также должен участвовать сам несовершеннолетний, который обнаружен и задержан, также его родители или законные представители, адвокат, прокурор, а также представитель вот этого самого центра временного содержания. На бумаге всё красиво. Теперь посмотрим на примере Алтайского края. Кто из вас был в Алтайском крае, тот знает - огромный регион: от Барнаула 400 километров в одну сторону, 200 в другую, 300 в третью. Центр временного содержания несовершеннолетних находится в Барнауле, он один, там пятьдесят один сотрудник. Скажем, в отдаленном сельском районе находят такого парня, значит, нужно, чтобы представитель центра туда поехал. Случаев таких сотни и тысячи, к сожалению, представители не успевают везде быть. Значит, суд не состоится, парня отпускают, через какое-то время в соседнем районе опять задерживают. Дальше - родители. Вы знаете, что безнадзорные слоняются, к сожалению, по всей стране. Его обнаружили на Алтае, а родители у него живут в Омске. По закону - сорок восемь часов, чтобы родители приехали, и им никто компенсации за проезд не дает. Значит, опять суд не состоится, ребенка надо отпускать, и он остается в том же безнадзорном состоянии, что и был. Причем странность какая? Обязательно должен быть представитель центра из Барнаула, а тот, кто у них в районном отделе внутренних дел занимается безнадзорными ребятишками, - он не имеет права. Абсурд! Что предлагают алтайские законодатели? Они говорят: давайте мы упростим процедуру рассмотрения в судах. Поэтому какая у меня просьба? Давайте мы все-таки сегодня... Я очень прошу комитет, я понимаю, что вы заседали, я понимаю, что, наверное, там какие-то есть шероховатости, но по существу-то алтайцы правы. Они предлагают упростить процедуру: не настаивать на том, чтобы обязательно родитель в сорок восемь часов приехал из соседнего региона, не настаивать на том, чтобы обязательно был представитель вот этого центра временного содержания, разрешить комиссиям по делам несовершеннолетних, которые есть в районах, в ОВД, конечно... То есть, на мой взгляд, у алтайцев абсолютно разумное предложение. Поэтому большая просьба к комитету: может быть, сейчас не отклонять? Вот сейчас будет содоклад от комитета. Может быть, отложить немножко, посмотреть, в первом чтении принять, может быть, не сегодня, а в следующий раз? Но не отмахиваться, потому что не всегда же регионы выходят с дурными инициативами. Мне кажется, что в данном случае Алтайский краевой Совет просто разобрался и предлагает толковую вещь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад сделает Тамара Анатольевна Фральцова, первый заместитель председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Добрый день, уважаемый председательствующий, добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Владимир Александрович, мне кажется, вы не совсем вникли в данный законопроект, в суть проблемы. Я хочу нашим коллегам просто напомнить, какой существует порядок и о чем вообще идет речь сегодня. Алтайский край выступает с инициативой о так называемых ЦВИНПах - центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, предназначенных для содержания детей, совершивших антиобщественные деяния, за которые взрослого человека посадили бы в тюрьму, но поскольку это дети, не достигшие возраста наступления уголовной ответственности... Эти центры предусмотрены именно для таких детей, именно для этих детей установлен порядок с привлечением судьи, с привлечением родителей, с привлечением адвоката, что совершенно правильно и соответствует и всем международным нормам, и нашему федеральному закону. Но в том же нашем федеральном законе предусмотрен порядок, который... Вот в чем суть того, что предлагает Алтайский край? Алтайский край предлагает вот в эти центры, где находятся дети - малолетние преступники, помещать детей, которых нашли, подобрали на улице, это так называемые дети, ушедшие из семьи или занимающиеся бродяжничеством. На сегодня федеральный закон предусматривает и юридическую норму, и порядок размещения таких детей. Действующий порядок таков: если ребенок, который занимается бродяжничеством или ушел из семьи, находится на улице, то органы внутренних дел, привезя его в свое отделение внутренних дел, в течение трех часов (трех часов, есть такая норма) разбираются и определяют, что делать дальше. Если этот ребенок совершил деяние, как мы говорим, подпадающее под статью уголовной ответственности, то тогда с разрешения судьи он помещается в эти ЦВИНПы, а если ребенок не совершил антиобщественного деяния, то его размещают в сети наших социальных приютов. Я хочу вам вновь дать информацию: на сегодня в Российской Федерации существует девяносто два ЦВИНПа, центра временной изоляции несовершеннолетних, и свыше трех тысяч социальных центров, приютов, которые предназначены для приема именно таких детей. И просто еще цифры приведу. Например, по тому же Алтайскому краю по рапортам органов внутренних дел доставлено в наши приюты всего тридцать четыре ребенка. Вы говорите: давайте доставим их в ЦВИНПы. Вот представьте: в Алтайском крае - всего один центр, но пятнадцать приютов. И речь идет всего лишь о тридцати четырех детях, причем мы не знаем, какие это дети, почему они оказались на улице, какова причина, а уже желали бы, получается, поместить этих детей в нарушение всех международных норм в то место, в котором находятся дети, совершившие антиобщественные грубые поступки. Поэтому данный законопроект, на наш взгляд, на взгляд комитета... Вы знаете, нас вообще радует, что проблема детей, которые оказались на улице, волнует очень многих. Я просто напоминаю уважаемым коллегам, что 1 июня - Международный день защиты детей, и нам очень обидно, что тот доклад, который подготовило правительство о детях и который сегодня находится у нас вот здесь, оказался невостребованным нашими депутатами. Так вот, данный законопроект противоречит в первую очередь Закону "О милиции", который не возлагает на органы внутренних дел размещение именно таких детей в центры временной изоляции. Данный законопроект вводит новые понятия, которых нет в законе "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", - "место жительства" и "место пребывания". И данный законопроект исключает - с чем, конечно, категорически нельзя согласиться - обязательное участие родителей, иных законных представителей или представителей органов опеки и попечительства при рассмотрении в суде вопроса о помещении ребенка вот в эти центры временной изоляции. На данный законопроект получены официальный отзыв правительства, отзыв Верховного Суда, заключение Комитета Государственной Думы по образованию и науке, который является соисполнителем, отзывы комитетов Совета Федерации по социальной политике и по вопросам местного самоуправления, отзывы от органов законодательной и высшей исполнительной власти субъектов Федерации. И правительство, и Верховный Суд, и Комитет Госдумы по образованию и науке, и Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики не поддерживают данный законопроект. Двадцать семь субъектов Российской Федерации - я должна об этом сказать - одобряют часть пунктов законопроекта, который предложил Алтайский край. Это говорит о чем? Очевидно, что проблема существует, поскольку по Федеральному закону "Об основах системы профилактики..." органы внутренних дел действительно задействованы в части охраны детей, оставшихся вне семьи, от бродяжничества, но только лишь одно их структурное подразделение - как мы говорим, инспекция по делам несовершеннолетних (бывшее название). Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что ряд положений законопроекта не согласуется с федеральными законами и с международно-правовыми нормами, которые касаются отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Уважаемые депутаты, проблема совершенствования законодательства, регулирующего вопросы профилактики безнадзорности и беспризорности детей, конечно, существует. На проведенном нашим комитетом 17 мая этого года совещании отмечали это и присутствовавшие депутаты Государственной Думы, и члены нашего комитета, и представители федеральных органов исполнительной власти и научных учреждений. Мы приняли решение о создании рабочей группы и будем готовить законопроект о внесении в законодательство изменений, направленных прежде всего на защиту детей. Я убеждена, что нужно разработать такой закон, который не противоречил бы действующему законодательству и был бы направлен на защиту интересов детей, но в соответствии с международным законодательством. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи рекомендует отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Желающие выступить есть? Пожалуйста, депутат Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вот я для Владимира Александровича просто хочу сказать, что в прошлой Думе была аналогичная поправка в отношении ЦВИНПов (я был одним из авторов этой поправки), законопроект был принят в первом чтении, но, к сожалению, мы были вынуждены снять его, поскольку он противоречил международным нормам. Сейчас рабочая группа образована, и вот та поправка по ЦВИНПам ею будет учтена и включена - мы проводили совещание этой рабочей группы у Екатерины Филипповны Лаховой. У меня предложение следующее. Вот надо было бы, конечно, тем, кто озвучивал поправку Алтайского края, просто проконсультироваться, и ее не нужно было сегодня рассматривать, нужно было просто людям, которые заинтересованы в проведении этой идеи, поправки... Это должно быть, конечно, безусловно, но мы девяносто два ЦВИНПа используем сегодня примерно на 15-20 процентов, все остальные у нас просто бездействуют, а там хорошие кадры, государственные кадры подготовлены, многолетняя школа, практика и так далее. Мне кажется, что тем, кто заинтересован в претворении этой идеи в жизнь, просто нужно сейчас подключиться к этой рабочей группе. Я это специально говорю, чтобы наши коллеги-депутаты знали, что такая проблема существует и ее нужно решать, но решать ее нужно в комплексе, увязывая действительно с законами "О милиции", с изменениями закона "Об основах системы профилактики..." и так далее, и тому подобное. Просто приглашаем в эту группу. А сейчас, в таком виде, он, конечно, непроходной, вот этот вариант. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Владимир Александрович Рыжков. РЫЖКОВ В. А. Я просто благодарен, что все-таки привлечено такое внимание, проблема-то есть. Вот кто хоть немножко сталкивался, это знает. Я же все-таки разобрался, в чем дело. Его задерживают - то, о чем мы говорили, - как судья говорит, по формальным признакам, представителей и родителей нет, а там сорок восемь часов, они его больше держать не могут, а он совершил правонарушение. Представителей и родителей нет, представителей центра нет - всё, его выпускают, он завтра снова идет совершает... То есть это серьезнейшая проблема. И поэтому Алтайский краевой Совет... Кстати, Тамара Анатольевна правильно говорила... Посмотрите, кто поддержал: Северная Осетия, Республика Алтай, Чечня (кстати говоря, положительное заключение), Башкортостан, Дагестан, Чувашия, Сахалинская, Пензенская, Калужская области, Самара, Рязань, Тула, Брянск, Архангельск, Ленинград, Томск и множество других субъектов. Они что, без ума это делают? Потому что проблема и в Томске уже есть, и везде она есть. Я понимаю, у нас, у Думы, два пути: либо сейчас принять в первом чтении и потом его дорабатывать в рамках рабочей группы, либо сейчас отклонять, но отклонять не потому, что алтайцы не те вопросы ставят, - надо включить представителей того же алтайского крайсовета в рабочую группу и решить эту проблему не оттягивая, потому что эти случаи происходят, коллеги, каждый день в каждом субъекте, а решения нет. Поэтому алтайцы абсолютно правы здесь. И я бы хотел, даже если вы отклоните законопроект, по крайней мере чтобы это не означало отказ заниматься этой проблемой дальше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 37 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1% Результат: не принято Не принимается.