Заседание № 230

18.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319688-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (предоставление субъектам Российской Федерации права упразднения поселения законом субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2370 по 2731 из 5884
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте. Мне докладывали, что докладчик и содокладчик     
по пункту 20 на месте. Коль уж мы прошли 18-й и 19-й, давайте и 20-й            
рассмотрим. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации". Доклад представителя Магаданской областной Думы депутата            
Государственной Думы Станислава Агафоновича Елисейкина.                         
                                                                                
С рабочего места, пожалуйста, докладывайте, Станислав Агафонович.               
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроектом, подготовленным   
Магаданской областной Думой, предлагается внести изменения в Федеральный        
закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в        
Российской Федерации", устанавливающие возможность осуществления законом        
субъекта Российской Федерации упразднения поселения по инициативе населения,    
органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроектом предлагается также дополнить нормы, предусматривающие            
основания для упразднения поселения, следующими нормами: прекращение            
осуществления местного самоуправления жителями поселения вследствие их          
переселения в связи с закрытием поселения; отсутствие постоянно проживающего    
населения в поселении вследствие его естественной убыли и миграции; принятие    
соответствующего решения на сходе граждан, проживающих в поселениях с           
численностью населения менее ста человек, расположенных на территориях с        
низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. В зависимости от    
основания оформление соответствующих инициатив осуществляется решением либо     
органа местного самоуправления, либо органа государственной власти субъекта     
Российской Федерации, либо схода граждан.                                       
                                                                                
Эта законодательная инициатива вызвана тем, что ряд территорий, прежде всего    
Крайнего Севера, характеризуется низкой плотностью населения, проживающего в    
муниципальных образованиях, а также труднодоступностью населённых пунктов.      
Демографическая ситуация, отсутствие достаточной собственной доходной базы,     
необходимого имущества делают фактически невозможным осуществление местного     
самоуправления населением муниципальных образований, расположенных в            
труднодоступных местностях и имеющих низкую плотность населения. В ряде         
случаев ситуация осложняется ещё и тем, что объединение сельских поселений с    
другими муниципальными образованиями не представляется возможным по причине     
их расположения в труднодоступных местностях и удалённости от других            
муниципальных образований.                                                      
                                                                                
Сложившаяся практика показывает, что на территориях населённых пунктов,         
имеющих в силу оттока населения численность жителей менее ста человек и         
расположенных в труднодоступных местностях, вопросы местного значения           
эффективнее осуществляются органами местного самоуправления муниципальных       
районов. Однако законно реализовать эту инициативу население не может,          
поскольку федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрен порядок упразднения      
поселения.                                                                      
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, предлагается дополнить федеральный закон № 131-ФЗ      
статьёй 13-1, устанавливающей порядок упразднения поселения законом субъекта    
Российской Федерации, и в этой связи внести изменения в статьи 35, 36 и 37      
указанного федерального закона.                                                 
                                                                                
Прошу поддержать инициативу.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного                 
самоуправления Альберта Ильдусовича Салихова.                                   
                                                                                
САЛИХОВ А. И., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В представленном вашему           
вниманию законопроекте предлагается дополнить Федеральный закон от 6 октября    
2003 года № 131-ФЗ положениями, предусматривающими упразднение законом          
субъекта Российской Федерации муниципального образования, имеющего статус       
сельского или городского поселения. Магаданская областная Дума обосновывает     
необходимость принятия предлагаемых изменений тем, что население выезжает из    
территорий Крайнего Севера в соответствии с федеральными и региональными        
программами, и в связи с указанными обстоятельствами многие населённые пункты   
в ближайшем будущем подлежат упразднению. Однако в законопроекте основания      
для упразднения муниципального образования установлены неточно, что вызывает    
неопределённость для выяснения наступления указанных обстоятельств как          
фактов, влекущих юридические последствия. Так, в качестве такого основания      
предлагается установить прекращение осуществления местного самоуправления       
жителями поселения, однако при этом остаётся неясным, о прекращении какой       
формы осуществления местного самоуправления жителями идёт речь -                
непосредственного осуществления местного самоуправления жителями или            
прекращения деятельности органов местного самоуправления.                       
                                                                                
В законопроекте также неоднозначно применяется термин "поселение", поскольку    
неперспективными в соответствии с установившейся практикой признаются           
населённые пункты, а не городские и сельские поселения (в значении              
муниципального образования). В законопроекте основанием для упразднения         
муниципального образования, имеющего статус сельского или городского            
поселения, предлагается установить отсутствие постоянно проживающего            
населения. Очевидно, что вопросы об административно-территориальном статусе     
этой территории, об участии населения в управлении этой территорией и органах   
местного самоуправления должны решаться до того, как территория станет          
безлюдной.                                                                      
                                                                                
Также неясны причинно-следственные связи прекращения осуществления местного     
самоуправления жителями поселения вследствие ситуаций природного или            
техногенного характера с необходимостью упразднения муниципального              
образования. Следует отметить, что в законодательных актах Российской           
Федерации не содержится положений, допускающих прекращение деятельности         
органов публичной власти вследствие природных или техногенных катастроф, а      
напротив, содержится положение, обязывающее органы публичной власти всех        
уровней принимать меры для устранения этих последствий.                         
                                                                                
Вместе с тем Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления   
считает, что порядок изменения состава территорий и границ муниципальных        
образований, установленный 131-м федеральным законом, требует действительно     
дальнейшего развития и совершенствования. Однако предложение, содержащееся в    
рассмотренном законопроекте, не решает этой задачи.                             
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного          
самоуправления не поддерживает принятие указанного законопроекта.               
Правительство Российской Федерации также не поддерживает данный законопроект    
по тем же основаниям. Уважаемые депутаты, на основании изложенного прошу вас    
поддержать предложение Комитета Государственной Думы про вопросам местного      
самоуправления отклонить данный законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Малышкин,          
депутат Иванов и депутат Махмудов, и подводим черту.                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Малышкин.                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Вопрос Станиславу Агафоновичу. Как вы себе это представляете? Вот, допустим,    
на территории поселения есть какой-то населённый пункт, он прекращает           
существование, там определённое какое-то количество людей остаётся, и вы        
хотите все полномочия по местному самоуправлению передать в муниципальный       
район. Ну как вы это представляете себе - в муниципальный район передать?       
Наверное, лучше бы полномочия передать соответствующему близлежащему            
поселению муниципального образования, это другой вопрос, а то вы начинаете      
сразу муниципальному району передавать. Муниципальный район - это свод всех     
поселений, и административный центр этого муниципального района находится,      
наверное, бог его знает где. Вот как вы себе это представляете? Объясните       
мне, пожалуйста.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Елисейкин. С места.                   
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А. Я думаю, что там, где есть возможность, вопрос сам по себе      
отпадёт, территория будет действовать в рамках федерального закона, там, где    
действительно есть возможность. Здесь как раз речь идёт о труднодоступных       
населённых пунктах, где иногда, как говорится, связь одного поселения с         
другим практически невозможна. Поэтому сложившаяся практика на самом деле       
показывает, что управлять в таких случаях легче из района, так как              
инфраструктура определённая уже сложилась за многие годы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Станислав Агафонович, поясните, пожалуйста. Ну вот прекратило существование     
какое-то поселение - какие экономические последствия наступают для субъекта?    
Они ждут, пока вышестоящий орган примет решение о ликвидации данного            
поселения, сами не могут, поскольку в 131-м законе это не прописано. И какие    
издержки несёт субъект Федерации, если это поселение де-юре существует, а       
де-факто его уже нет?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елисейкин. С места.                           
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А. Я думаю, что в принципе, конечно, издержки определённые есть,   
потому что поселение существует, а, как говорится, и население практически      
отсутствует, и юридически это ничем не подкреплено. Этот законопроект и         
внесён для того, чтобы ликвидировать эти все негативные последствия, которые    
сегодня существуют.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Махмудов.                                         
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Видимо, Сахалин - это не Московская область и не какие-нибудь    
центральные регионы. Они с такой инициативой выступили, видимо, исходя из       
реально складывающейся ситуации, когда на самом деле это происходит и           
какие-то меры должны быть предприняты со стороны местных властей. Они эти       
меры как раз и предлагают предусмотреть в законопроекте.                        
                                                                                
Совершенно неубедителен представитель комитета, который говорит, что они не     
обосновали, хотя такое обоснование есть. В то же время не предлагается, каким   
путём идти, какими законами это можно урегулировать, если с этим реально в      
жизни люди сталкиваются. Всё-таки ещё раз задаю вопрос представителю            
комитета: если 131-й закон, вы сказали, надо доработать, то каким другим        
способом реально можно этот вопрос решить? И какие-то предложения наверняка     
надо бы внести.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Салихов, пожалуйста, ваша реакция.                
                                                                                
САЛИХОВ А. И. Действительно, такая проблема существует, поступает масса         
поправок к 131-му закону, но невозможно объять необъятное. Эта проблема есть,   
её надо решать, но речь идёт о конкретных данных поправках, поступивших от      
Магаданской областной Думы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Да, депутат Малышкин и депутат Гришуков, два        
депутата. Уважаемые депутаты, у нас осталось десять минут. Мы уложимся? Я       
предлагаю депутатам выступать с учётом оставшегося времени.                     
                                                                                
Депутат Малышкин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Я ещё раз говорю: чтобы обсуждать вопросы местного               
самоуправления, их надо знать, их надо знать в совершенстве. Я обращаюсь к      
комитету уже в десятый раз: если вы чего-то там недопонимаете, ну придите, я    
вам расскажу про местное самоуправление что-нибудь. Ну как можно именно         
сейчас даже рассматривать этот законопроект? Сейчас мы доотдаём функции         
субъекту Федерации. Ну при чём здесь субъект Федерации и местное                
самоуправление? По Конституции они не зависят друг от друга! Почему какие-то    
полномочия отдаём туда, принятие решения?! Ну пусть они на сходе принимают      
решения, решают эти вопросы.                                                    
                                                                                
Ведь ещё раз говорю, запомните, что такое муниципальное образование: это        
такой как бы аморфный свод всех этих поселений, это нечто, что в воздухе        
висит. Я ещё раз говорю: отдайте все полномочия поселениям, отдайте, пусть      
они работают, пусть они в светлую работают. Ну сократите вы эти образования     
муниципальные, они сейчас абсолютно не нужны. Ведь сейчас по новому закону      
разбухали их, в четыре - пять раз увеличили штат. Для чего это нужно? Ведь      
каждая реформа, тем более административная реформа, нужна для того, чтобы       
уменьшить количество чиновников, во много раз уменьшить. Благодаря этому и      
поступления в бюджет сразу увеличатся, и мы не будем думать, что с какой        
трубы брать.                                                                    
                                                                                
Ведь это нужно знать. Я часто выступаю по вопросам местного самоуправления:     
вот уже где-то дошло до комитета, комитет уже начал принимать решения, что      
такое поселение, уже начинает вникать в эти вопросы, уже вопросы                
градостроительства в поселениях убирает. То есть потихонечку доходит. Но        
чтобы как можно быстрее дошло, придите ко мне, я вам расскажу что-нибудь.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гришуков, пожалуйста.                             
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Первое, что хочу заметить. Дальневосточники, прежде всего руководство           
субъектов, за исключением, правда, Приморского края, к сожалению, и Чукотки,    
выступали категорически против принятия 122-го и 131-го федеральных законов,    
просили не спешить. Сегодня мы пожинаем плоды того, что приняли когда-то.       
Первая проблема возникает с финансированием, безусловно, потому что сегодня     
поселение, так же как и местное муниципальное образование, не имеет             
достаточных средств, чтобы выполнять свои функциональные обязанности. По        
данным, которые я имею, - а я проехал несколько десятков субъектов - по         
России в среднем до 20 процентов, где-то чуть больше, где-то меньше, в          
среднем до 20 процентов необходимого финансирования закладывается в бюджете     
муниципального образования, я уж не говорю о бюджете поселения. Вообще,         
поселение - это резервация по большому счёту, никакого сравнения сегодня с      
тем, что было в годы советской власти, и быть не может, хотя некоторые          
политики это утверждают. Главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что     
когда-то в своё время мы пошли на поводу у некоторых отдельных политиков. Я     
не говорю сегодня о фракции Компартии, мы постоянно выступали против, но        
отдельные наши коллеги пошли на поводу и допустили разделение властей. И на     
мой взгляд, пока мы не восстановим вертикаль власти, мы всё время будем         
натыкаться на проблемы, которые создаёт в том числе и 131-й федеральный         
закон. Уверяю вас, что нам нужно в ближайшее время вернуться к вопросу          
восстановления вертикали власти, наверное, нужно всё продумать комитету по      
местному самоуправлению, а затем ситуацию рассмотреть на заседании              
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
В чём смысл? Муниципальные образования сегодня не входят в систему              
государственного устройства. Вот субъект в лице губернатора и                   
законодательного собрания представляет систему государственного устройства, а   
муниципалы нет, но люди-то живут в муниципальных образованиях и поселениях. И   
мало сегодня принять решение отремонтировать дорогу или построить необходимые   
коммуникации, нужно же ещё под это дело иметь средства, а им говорят: это       
ваши проблемы, сегодня скорая помощь - ваши проблемы, аптечные киоски - ваши    
проблемы. Напомню, когда начиналась перестройка, правильная идея-то была: не    
надо согласовывать с центром то, что касается строительства аптечного киоска    
на отдельной территории. Но в результате произошло всё совершенно с точностью   
до наоборот.                                                                    
                                                                                
Для сведения. Мой родной город Находка собирает 5 миллиардов рублей. Город      
Находка, так же как и многие другие города и районы, - это муниципальное        
образование. 5 миллиардов собирает, плюс 20 миллиардов в прошлом году           
находкинская таможня собрала, но всё забирает центр, оставляя там 350           
миллионов. Собирают 5 миллиардов, а 350 миллионов оставляют городу и потом на   
подсосе держат!                                                                 
                                                                                
Ну кто не понимает, что здесь вопрос стоит не только о возвращении              
муниципальных образований в систему государственного устройства? И тогда        
появится ответственность у Правительства Российской Федерации, у федеральной    
власти в целом за то, что делается на территории конкретного посёлка, города    
или района. Пока мы это не сделаем, господа в правительстве себя замечательно   
чувствуют: они заложили в федеральный бюджет энную сумму, отдали муниципалам    
или, скажем, субъекту, а те дальше - и всё на этом. Уверяю вас, никакого        
толку не будет, пока не будет ответственности федеральной власти за то, что     
происходит на территории конкретного поселения, района или города. А для        
этого нужно вернуть муниципальные образования в единую систему                  
государственного устройства.                                                    
                                                                                
Если раньше, во время татаро-монгольского ига, напомню вам, десятину            
забирали, сегодня 90 процентов откачивают. Татаро-монголы ушли, а иго-то        
осталось, да ещё и больше стало. Ведь надо же понимать ясно, что городу         
Находке, в частности, который может развиваться самостоятельно, нужно 2         
миллиарда оставлять, - ну давайте оставлять, он же их собирает. Но этого нет.   
То есть здесь надо и бюджетную политику пересматривать.                         
                                                                                
Я уж не говорю о том, что у нас в государстве средств достаточно для того,      
чтобы хватило на развитие районов, городов и тех же поселений. Но для того      
чтобы эти средства доходили до низов, необходимо, чтобы федеральная власть      
имела ответственность перед этим посёлочком, городом или районом. А как раз     
это у нас не заложено в федеральном законодательстве. Вот главная причина.      
                                                                                
Поэтому те отдельные предложения, которые вносят наши коллеги из Магадана или   
из другого субъекта, - они проблему в корне не решат. Объединив двух нищих,     
богатым не станете, понимаете? Или упразднив что-то.                            
                                                                                
Ещё раз повторяюсь: нужно вернуть муниципальные образования в единую систему    
государственного устройства, восстановить вертикаль власти. Для этого нужно     
вернуться к 131-му федеральному закону и ко многим другим, которые мы здесь     
напринимали. Увеличить доходную часть бюджета минимум в шесть раз, для этого    
тоже реальные возможности есть. Стабилизационный фонд должен быть возвращён и   
размещён в наших бумагах ценных, а не в бумагах каких-то иностранных            
государств.                                                                     
                                                                                
Мы продаём нашу нефть, на 80 миллиардов долларов в среднем - вдумайтесь! - в    
год продаём, а в бюджет идёт 10-12 процентов. Вот ещё статья доходов. То же     
самое по газу, то же самое по лесу и так далее. По лесу - вдумайтесь! - 100     
миллиардов долларов шло когда-то в бюджет. А сегодня? Ничего же этого нет, 5    
миллиардов в лучшем случае идёт, а ведь стали больше вырубать. У нас, в         
родном моём Приморском крае, сто шестьдесят две частные фирмы вырубают          
сегодня древесину, и им дали право вывоза леса за границу. Значит, нужна        
монополия на внешнюю торговлю.                                                  
                                                                                
Но я только часть вещей назвал. Уверяю вас, не решит проблему то, что           
предлагает Магадан. Я там побывал, сам всё это видел. У них там проблемы        
аховые, конечно, так же, как и во многих других субъектах. Возьмите             
Архангельскую область, Пинежский район, 12 процентов имеют всего в доходной     
части, для того чтобы развивать свой район. Но сегодня эти поселения            
практически оторваны друг от друга, между ними 20 километров тайги и никаких,   
так сказать, путей передвижения и дорог там нет.                                
                                                                                
Поэтому я считаю, проблема, которую поднимает Магадан, это правильная           
проблема, но решение её должно быть в другой плоскости абсолютно. И призываю    
моих коллег-депутатов задуматься об этом. Нужно срочно вернуться и к системе    
государственного устройства, и к системе бюджетного распределения, если мы      
уважаем себя и нашу державу и работаем в интересах национальной безопасности    
государства, а не тех, кто сегодня пытается вести политику, я имею в виду       
олигархический и транснациональный капитал. Если в их интересах принимаем       
законы - тогда спасибо всем, всё понятно, но если в интересах России            
работаем, тогда этот вопрос нужно более комплексно решать. Вот о чём я хотел    
сказать.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
Комитет - против.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               29 чел.6,4%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     30 чел.                                          
Не голосовало                 420 чел.93,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.