Заседание № 93
19.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 319461-7 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 20 сентября 2012 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1228 по 1613 из 5632
8-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 20 сентября 2012 года". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Анатольевич Сторчак. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Принятие Государственной Думой решения о ратификации данного протокола завершает процесс облегчения долгового бремени Киргизии, запущенный подписанием в сентябре 2012 года соглашения об урегулировании задолженности республики по ранее полученным от Российской Федерации кредитам. Закон о ратификации этого соглашения был рассмотрен Государственной Думой 16 апреля 2013 года и подписан президентом 7 мая 2013 года. Этот экскурс в историю объясняется следующим: по условиям соглашения Киргизия прекратила сначала погашение, а начиная с 16 марта 2016 года - и обслуживание долга по ранее полученным кредитам, однако сам процесс списания основной суммы долга был растянут на 10 лет, начинался только с 2016 года, и в течение этих 10 лет ежегодно предполагалось списывать ровно одну десятую долю от остатка долга, или 30 миллионов долларов в год. Это была осознанная договорённость сторон, связанная с необходимостью решения ряда других вопросов торгово-экономического, военно-технического и военно-политического сотрудничества России и Киргизии, в частности запуска процесса присоединения республики к Евразийскому экономическому союзу. Напомню, что Киргизия стала членом ЕАЭС с 12 августа 2015 года. В феврале 2017 года президент республики обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой завершить процесс списания задолженности по этому соглашению единовременно, одномоментно. Это объяснялось желанием республики добиться уменьшения долговых коэффициентов, создать определённый запас для того, чтобы осуществить новое заимствование для решения текущих задач, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета. В связи с этим данный протокол и был подписан. Он носит сугубо технический характер, поскольку, повторюсь, решение о том, чтобы полностью списать задолженность республики, было принято ещё в 2013 году. Протокол прошёл все необходимые согласования, он вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур. Учитывая, что вносятся изменения в действующее соглашение, в соответствии со статьёй 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации протокол подлежит ратификации в той же мере, в какой в своё время подлежало ратификации само соглашение об облегчении долгового бремени республики. Проекты постановления правительства и федерального закона о ратификации не противоречат положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Протокол не содержит иных правил, чем предусмотренные российским законодательством. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ивана Итуловича Белекова. Пожалуйста, Иван Итулович. БЕЛЕКОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, коллеги! Как уже сказал докладчик от правительства, Сергей Анатольевич, по состоянию на 30 марта 2017 года задолженность киргизской стороны перед российской стороной по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о предоставлении Кыргызской Республике государственного кредита от 3 февраля 2009 года, которая была урегулирована в соответствии с условиями соглашения от 20 сентября 2012 года, составляет 240 миллионов долларов. Выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, не потребуется также дополнительных расходов из федерального бюджета. Проект федерального закона о ратификации соглашения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие закона будет способствовать укреплению российско-киргизских союзнических отношений, а также углублению стратегического партнёрства между нашими странами. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа. В подборке соответствующих материалов имеются положительные заключения, прежде всего комитета-соисполнителя, это Комитет по бюджету и налогам, и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Исходя из изложенного Комитет по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый протокол. Просьба, уважаемые коллеги-депутаты, поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, а вот во время последнего приезда предыдущего президента Атамбаева... Те 250 миллионов долларов в связи с этим учтены? И ещё, не получится ли здесь как с Назарбаевым: поехал, с Трампом обнялся - и уже у них безвизовый въезд, и язык нужно поменять, алфавит поменять, и всё? Вот как вы считаете? СТОРЧАК С. А. Эта задолженность связана с предыдущими кредитными соглашениями. Новых просьб от киргизских коллег не поступало, по крайней мере мне о сумме, которую вы назвали, 250 миллионов, ничего не известно. Обязательства, связанные с присоединением Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, выполняются, процесс идёт очень динамично, и я думаю, что проблем у нас здесь нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну мы вот одним тоже помогали чем могли, а они нас потом страной-агрессором назвали. Тем не менее, Сергей Анатольевич, скажите, пожалуйста, вот о чём: вы в докладе сказали, что это необходимо сделать для того, чтобы они могли взять новые кредиты, - новые кредиты они будут брать у нас или не у нас? Это первое. И второе. Мы списываем 240 миллионов долларов, это достаточно серьёзная сумма - скажите, у вас в Правительстве Российской Федерации есть информация, на что эти деньги пойдут, на какие мероприятия? Ну, предположим, на приобретение продукции военно-промышленного комплекса Российской Федерации либо на гражданские объекты с привлечением наших технологий и так далее, на что это будет потрачено? СТОРЧАК С. А. По первому вопросу. Речь шла, по крайней мере на тот момент, когда они обратились с просьбой ускорить процесс списания, о том, чтобы дать им возможность осуществить внутреннее заимствование: они потихоньку развивают национальный долговой рынок и говорили о выпуске собственных долговых инструментов. По второму вопросу. Средства, реальные живые деньги, были потрачены после того, как сам кредит был предоставлен, это 2009, 2010 и 2011 годы. Это были средства, направленные на финансирование текущих расходов из национального бюджета. Были ли это социальные вопросы или... Скорее всего, это социальные вопросы и были, собственно говоря, потому что информации об использовании этих средств на инвестиционные цели мы не получали. Зарплаты, здравоохранение, образование - вот на эти цели были использованы оригинальные средства. Что касается этой операции, идёт работа по учёту задолженности на счетах в уполномоченных банках, никакого движения денежных средств там не происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы не поддержим данную ратификацию: мы постоянно прощаем долги, а нам никто не прощает - это эксплуатация России. Вот ещё во Франции нашлись чудаки: хотят с нас взять какие-то долги по облигациям французов за царский период. Конечно, советское правительство отказалось платить по долгам, но и мы не должны. Черномырдин с ними рассчитался - и это тоже была ошибка, мы тоже голосовали против. И по Киргизии. Самое главное, что нужно делать... Давать не надо в долг! Я с этой трибуны говорил всем гражданам России: никому в долг не давайте, сами не берите ни у кого в долг - поссоритесь на всю жизнь. Так и между странами. Мы же простили все долги, заплатили за них за всех, погасили задолженности перед внешними кредиторами - и сейчас опять прощаем. Представитель правительства говорит: это техническая процедура. Ну да, не получит наша казна ещё сотни миллионов, и ещё, и ещё - ну, технически... Не жалко! Чиновникам не жалко раздавать чужие деньги: они их не зарабатывают. Они себе делают высокую зарплату. А мы раздаём! Вот сто лет - с Октябрьской революции - сто лет раздаём всё! Бедная страна направляет Турции 3 миллиона золотом. Зачем? Ленину показалось, что антиимпериалистская власть сформируется там, в Турции. Что получили? Сбивают наши самолёты и убивают послов! То же самое в Киргизии: сделали праздником или, вернее, отмечают годовщину восстания 1916 года, когда были наказаны те, кто отказался быть мобилизованным в царскую армию для отправки на западные фронты. Переименовали все русские названия городов: Рыбачье теперь у них Балыкчи - что, они создавали Рыбачье? Был Пржевальск - имени Пржевальского, великого русского путешественника, уже нет. Нас кто-то ещё пытался заставить говорить "Кыргызстан", но это же на их языке, а по-русски - Киргизия, Башкирия, а не Башкортостан. Что делают?! Издеваются! Говорят: "в Украине". А что вы не говорите "в Урале", "в Камчатке", "в Кавказе"? Норма русского языка - "на Кавказе", "на Урале", "на Украине". Нет, у нас ещё некоторые говорят "в Украине". Они не только наши деньги берут, но ещё и русский язык уничтожают! Все русские названия убрали. Где русский город Шевченко? В честь украинца мы назвали город на Каспии, а теперь название на другом языке звучит, хотя построили город мы с вами. Мы за аренду базы "Манас" рядом с городом Бишкек платим десятки миллиардов долларов в год - так есть возможность в счёт долга Киргизии не платить арендные платежи там, где с нас их сейчас требуют, таким образом будет компенсироваться долг. У них есть прекрасное озеро Иссык-Куль, можно нам в аренду дать часть озера, и мы туда отправляли бы бесплатно на отдых наших инвалидов, пенсионеров, студентов, ходили бы прямые поезда Москва - Рыбачье. Но мы этого не делаем. Чиновники росчерком пера решают, списать долг или дать в долг. Вот американцы дают в долг, но это долг связанный: берите в долг 10 миллиардов долларов, но вы деньги не получите, вы закажете продукцию на их заводах, их рабочие получат зарплату, налоги останутся в Америке, и транспортные суда Америки отвезут продукцию к вам, то есть всё получит Америка, а вы - долговую петлю на многие, многие десятки лет. Мы же, наоборот, всё раздаём! А потом мы говорим, что у Америки лучшие результаты. Сейчас, говорят, у Китая лучшие результаты. Почему Китай никому не помогает? Они работают на китайскую экономику, и там миллиардеров, наверное, уже больше, чем в Америке. Это ширма - Коммунистическая партия Китая, обычные националисты! Но чтобы Сталина подоить, надо было стать тоже коммунистами, а на самом деле они никогда не были коммунистами и не собираются ничего строить там, там хороший капитализм. Как вот кандидат от КПРФ: миллиардер, капиталист, так сказать, олигарх Грудинин - нормально всё! Хватит уже заигрывать с людьми, вы уже дали им фабрики, заводы, землю, и мир дали - убивают до сих пор наших людей, хороним их каждый год. Сто лет мира? Сто лет войны получили! Поэтому не надо никому ничего давать в долг. Царь никому ничего не давал в долг. Ведь почему давали в долг? Думали, за деньги с нами будут дружить. На определённом этапе да, но это брак по расчёту: любой брак по расчёту рушится. А по любви здесь невозможно, никогда не будет никакой любви и дружбы, будет ненависть. Вот пример - Украина. Самое отвратительное отношение к России: мы и агрессоры, и оккупанты, а русских на Донбассе надо убивать. Они не пишут слово "русские", а пишут "те, кто сотрудничает". А сотрудничает русское население Донбасса с той администрацией, которую они избрали, - так вот они подлежат уничтожению по этому закону, и об этом открыто говорится. Сколько вложили в Украину? Слепили её, дали в три раза больше территории, население, заводы - всё дали, и вот бесполезно всё. Вы разве этого не понимаете? Грузия к нам вступала, чтобы не быть уничтоженной Турцией и Персией, на вечные времена. Ну и что дальше? Была Тифлисская губерния, сделали советскую Грузию - они слово "советская" убрали, сделали Грузию. И Шеварднадзе Москва поставила, а потом Шеварднадзе убрала, Саакашвили поставила, Саакашвили начал войну - что это за кадровая политика? И что это за финансовая политика: накачиваем их, накачиваем, а они потом уходят и становятся самыми отъявленными нашими противниками! Поэтому не нужно ничего делать. Я знаю, что скажут некоторые чиновники: там ситуация может ухудшиться. Пусть ухудшается, она всё равно ухудшится, но мы деньги не потеряем. Как с Украиной: я говорил три года назад, что неизбежно силовое решение вопроса, - нет-нет, Минские соглашения... Получайте Минские соглашения! Они убрали даже упоминание о них, а мы всё кудахчем: "Давайте соблюдать!" А им не нужно соблюдать, им нужна война - так ответьте им войной! Только не 22 июня, а 20 июня. И чтобы в Мексике не задерживали 500 наших туристов! Нужна другая политика и внешняя, и внутренняя! Никому ничего не прощать, и никому ничего не давать! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Умаханов Умахан Магомедгаджиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию протокола к соглашению между правительствами Российской Федерации и Киргизской Республики. Я считаю, Сергей Анатольевич, представитель правительства, подробно доложил. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, хотелось бы воспользоваться возможностью, поскольку когда мы обсуждаем важный вопрос в сфере международных отношений, и обратиться к коллегам из Киргизии, которые наверняка сейчас очень внимательно следят за рассмотрением данного вопроса в стенах Государственной Думы. В прошлом году Россия подала заявку на проведение важнейшего мероприятия, "Экспо-2025", в городе Екатеринбурге Свердловской области, которую представляю я и ещё более десятка депутатов в этом зале. Есть вот такой логотип, заявочный комитет ведёт активную работу, в ноябре 2018 года будет принято решение о том, кто будет проводить данное мероприятие. Проведение такого мероприятия в городе Екатеринбурге в России позволит привлечь инвестиции и внимание не только к Среднему Уралу, но и ко всей стране, по сути. Это очень важное, знаковое международное мероприятие. На сегодня заявочный комитет ведёт работу, насколько я знаю, с киргизской стороной, и мне хотелось бы обратиться к коллегам из Киргизии. Сейчас идёт работа с общественными организациями, в частности, Иссык-Кульский форум, возглавляемый Аскаром Айтматовым, сыном знаменитого писателя Чингиза Айтматова, поддержал заявку России, и хотелось бы, чтобы киргизские коллеги обратили на это внимание, обратили внимание на нашу заявку, обратили внимание на то, что если мы говорим о наших дружеских и добропартнёрских взаимоотношениях, то стоит обращать внимание и на подобные моменты. Ну а к коллегам в Государственной Думе хотелось бы обратиться с предложением: давайте в рамках рассмотрения подобных и иных вопросов, затрагивающих международные, межпарламентские отношения, ставить акценты в том числе с точки зрения продвижения на мировой арене наших заявок, которые действительно важны для нашего имиджа и для социально-экономического развития Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, Павел Николаевич Грудинин является субъектом закона о выборах президента, а закон запрещает до 18 февраля заниматься агитацией и контрагитацией в СМИ, поэтому необходимо ораторам делать замечания: они не имеют права использовать трибуну Думы для агитации и контрагитации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте, может быть, мы изучим норму Регламента и разберёмся в этом вопросе, но, вообще-то, если говорить о праве депутата, мы в этом зале можем обсуждать любой вопрос. Что касается кандидата, то есть нормы федерального закона, которые в том числе определяют этот статус, и, соответственно, мы с вами в этом вопросе также должны исходить из норм закона. А если говорить о Владимире Вольфовиче, он на сегодняшний день руководитель фракции и имеет право, как депутат, как руководитель фракции, на выступление. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот что касается того, по сути закона выступать или не по сути закона, Николай Васильевич, вы сами пример такой подаёте, мы все взращены на вашем примере: закон об одном, а вы говорите про другое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не выступаю на чьей-то стороне, просто констатирую факт, что сегодня вы говорите о том, что Владимир Вольфович не имел права так сказать, а завтра вы будете делать ровно то же. Коллеги, конечно, надо придерживаться Регламента. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете вам сделать замечание? Николай Васильевич, делаю вам заранее замечание, на случай если вы будете нарушать Регламент. Всё в этой жизни может быть. Пожалуйста, Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу ответить на предыдущую реплику: согласно закону агитацией является призыв голосовать за кого бы то ни было либо не голосовать за кого бы то ни было, всё остальное агитацией не является. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич по ведению. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович, за предоставленную возможность. Прежде чем будет голосовать наш дружный коллектив, я хотел бы справочно представить информацию: речь идёт о списании общей суммы 488,9 миллиона долларов США; мы изначально заключали договор с Киргизией о военной базе на 49 лет с продлением, пролонгацией на 15 лет, теперь этот договор пересмотрен - аренда на 15 лет с пролонгацией на 5 лет, и ежегодно мы платим за аренду 4,5 миллиона долларов вот этому члену ОДКБ. Ну, это так, на всякий случай, для чистоты отношений, чтобы коллеги представляли себе взаимовыгодность наших отношений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, Сергей Анатольевич? Нет. Содокладчик, Иван Итулович Белеков? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 20 сентября 2012 года", 8-й вопрос нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 35 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 39 чел.8,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Закон принят, уважаемые коллеги.