Заседание № 173
О проекте федерального закона № 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 7-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг". Доклад Алексея Вадимовича Лященко. Пожалуйста, Алексей Вадимович. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" был принят Государственной Думой во втором чтении 11 декабря нынешнего года. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Комитет по финансовому рынку предлагает данный законопроект к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг", 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 38 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Алексея Вадимовича Лященко. Пожалуйста. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг". Законопроект в первом чтении был принят 24 января 2018 года. Принятие норм, предлагаемых в данном законопроекте, актуально и востребовано участниками финансового рынка. Закон позволит устранить излишние административные барьеры, сократить издержки при привлечении инвестиций на финансовом рынке, упростить и сократить сроки процедуры эмиссии долговых и иных эмиссионных ценных бумаг, оптимизировать требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг, повысить конкурентную способность и привлекательность российского финансового рынка как для эмитентов, так и для инвесторов. Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. К законопроекту поступило 103 поправки, из них 95 Комитет по финансовому рынку рекомендует к принятию, 8 - к отклонению. Прошу принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 31 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 59 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 29 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ЛЯЩЕНКО А. В. Комитет просит включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Государственной Думы на 18 декабря 2018 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включим.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который в течение достаточно длительного периода разрабатывался правительством совместно с Центральным банком и который направлен на совершенствование регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг, упрощение механизма привлечения денег. Законопроектом предусматривается переход на электронный документооборот по целому ряду позиций; также отменяется целый ряд дублирующих требований, которые являются избыточными; общий объём требований, которые при размещении ценных бумаг сейчас предъявляются к будущим эмитентам, пересматривается и значительно сокращается. Кроме того, по целому ряду позиций сокращены сроки, в течение которых органы государственной власти, которые рассматривают необходимые документы, в первую очередь Банк России, должны выразить по ним свою позицию. Законопроект направлен, как уже было сказано, на то, чтобы процесс эмиссии ценных бумаг был проще и, соответственно, субъектам экономики было легче привлекать деньги на реализацию своих проектов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Вадимович Лященко. Пожалуйста. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович подробно рассказал об основных положениях и нововведениях данного законопроекта. Я хочу добавить, что в нём предлагается в восемь федеральных законов внести изменения, связанные с упрощением процедуры выпуска эмиссионных ценных бумаг и изменением требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. Комитет по финансовому рынку отмечает актуальность и востребованность предлагаемых в законопроекте изменений и поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. Вместе с тем комитет имеет ряд замечаний. Первое. Исключение из текста закона таких терминов, как "бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг", "эмиссионные ценные бумаги на предъявителя", и ряда других требует дополнительного обсуждения в целях более полного отражения используемой в законопроекте терминологии. Второе. Согласно новым положениям законопроекта регистрирующей организации предоставлено право определять дополнительные документы, которые представляются эмитентом для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. В случае регистрации выпуска коммерческих или биржевых облигаций центральный депозитарий или биржа вправе устанавливать дополнительные требования к таким ценным бумагам и (или) их эмитентам. Кроме того, предполагается, что основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг регистрирующей организацией могут являться (цитирую) "другие основания, определённые внутренними документами регистрирующей организации". Регистрирующая организация вправе также отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг без объяснения причин. Комитет по финансовому рынку полагает, что данные нормы расширяют полномочия регистрирующих организаций, что может привести к усложнению процедуры эмиссии ценных бумаг и предъявлению дополнительных требований к эмитентам со стороны регистрирующих организаций при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Данные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении. С учётом данных замечаний и доработки законопроекта при подготовке к рассмотрению во втором чтении Комитет Государственной Думы по финансовому рынку просит Государственную Думу поддержать его принятие в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько соответствует антикоррупционному законодательству эмиссия ценных бумаг на предъявителя и является ли это предложение реализацией предложений президента, высказанных на "круглом столе" в середине декабря и адресованных крупному бизнесу? МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, законопроект правительственный, то есть все органы правительства, отвечающие за антикоррупционную деятельность и за борьбу с отмыванием денег, его согласовали, и я исхожу из того, что формально соответствует. Если серьёзно, то, поскольку все ценные бумаги у нас сейчас являются по факту бездокументарными, в любом случае производится полный учёт на предмет того, кто ими владеет внутри организации и кто является владельцем счёта в центральном депозитарии или в других депозитариях, где эти бумаги учитываются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, на основании пункта 2 статьи 20-1, предлагаемой законопроектом, можно сделать вывод о существенном расширении полномочий регистрирующих организаций. Возникает вопрос: каким образом данная мера будет способствовать упрощению регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Сергеевич, вопрос, который вы задаёте, обсуждался на всех этапах разработки этого законопроекта, в том числе в комитете, - вопрос о том, насколько правомерно передавать ряд полномочий государственных органов организациям, которые работают на этом рынке. В целом мы полагаем, что эта мера приведёт к упрощению эмиссии: принято считать, что легче работать с коммерческой организацией, которая выполняет такого рода функции, чем с государственным органом, потому что она сделает свой сервис в силу конкуренции более удобным для эмитента. Поэтому, собственно, так и сделано, при этом деятельность таких организаций в инфраструктуре финансового рынка, как депозитарии, регистраторы и прочие, естественно, достаточно жёстко регулируется, эта деятельность лицензируемая, и рисков того, что они будут хулиганить, мы не усматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЛЯЩЕНКО А. В. Я хотел бы добавить, что расширение полномочий регистраторов добавляет право выбора между Центральным банком и регистратором, таким образом, даётся возможность упрощения процедуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступление. Алексей Вадимович, присаживайтесь, спасибо. Покажите список записавшихся. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Важнейший законопроект - и достаточно сухое, но исключительно профессиональное выступление представителя правительства и представителя профильного комитета. Действительно, это узкоспециализированный вопрос, и, когда он вошёл в повестку, мы задались вопросом: может, данный законопроект является результатом деятельности некоего банковского лобби и в целом никоим образом не сыграет какую-то положительную роль в развитии экономической системы Российской Федерации, а поможет только увеличить какие-то бонусы очередным банковским топ-менеджерам? Мы не являемся такими узкими специалистами в вопросах, затронутых в данном законопроекте, но, изучив его, могу сказать в целом, что позиция фракции ЛДПР такова: мы его поддерживаем. Попытаюсь сейчас более доступным языком - не очень люблю обращаться к бумажке, но придётся, наверное, учитывая, что всё-таки есть профессиональная терминология, которой нужно будет воспользоваться, - объяснить, за что мы будем голосовать, чтобы возникло большее понимание у всех коллег. В законопроекте предлагаются актуальные и востребованные изменения в законодательство Российской Федерации о ценных бумагах. По состоянию на 2017 год Банк России оценил внешний долг Российской Федерации более чем в 537 миллиардов долларов (если брать российский рублёвый эквивалент, то это 32 триллиона рублей). Треть объёма внешнего долга Российской Федерации в сумме, равной 10 триллионам рублей, была привлечена российскими компаниями и банками путём размещения еврооблигаций на международных рынках заёмного капитала, в первую очередь на рынках Европейского союза и Соединённых Штатов Америки. Более того, еврооблигации на сумму 2 триллиона рублей были размещены российскими банками и компаниями, которые впоследствии попали в небезызвестные санкционные списки Соединённых Штатов Америки и Евросоюза. На данный момент размещение еврооблигаций осуществляется российскими заёмщиками в соответствии с иностранным правом и с использованием инфраструктуры Европейского союза, что пагубно влияет на российскую банковскую систему и экономическую систему Российской Федерации в целом. Ещё раз подчёркиваю: мы не беспокоимся в целом за банковскую систему, за зарплаты топ-менеджеров, нас беспокоит тот факт, что, когда у нас возникает, не дай бог, кризисная ситуация, мы из бюджета начинаем поддерживать банковскую систему, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы всё-таки банковская система в Российской Федерации была устойчивой, - это является всё-таки одним из основных пунктов работы нашего экономического блока. Что хотелось бы отметить? Данный формат заимствования больше недоступен для российских компаний и банков, которые, как я уже сказал, включены в санкционные списки. Тем не менее существенная часть еврооблигаций, выпущенных данными заёмщиками, будет погашена только в ближайшие три года, что несомненно требует немедленного поиска альтернативных источников привлечения финансирования. Я от фракции, Иван Иванович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. СТАРОВОЙТОВ А. С. В настоящее время такими источниками являются рынки Юго-Восточной Азии, в первую очередь рынок КНР, о котором сегодня неоднократно вспоминали наши коллеги из КПРФ, на сегодняшний день он является как раз одним из крупнейших рынков заёмного капитала во всём мире. К сожалению, на данном этапе российское законодательство не позволяет российским компаниям и банкам осуществлять прямое размещение облигаций в соответствии с иностранным правом за пределами Российской Федерации. Безусловно, это не может не затруднять и не ограничивать реализацию потенциальных возможностей многих системообразующих банков и компаний страны, а также привлечение финансирования в иностранной валюте, более того, это оказывает крайне отрицательное влияние на возможности всех российских заёмщиков по эффективному и прямому доступу к иностранным рынкам заёмного капитала. Для обеспечения возможности размещения российскими эмитентами облигаций в соответствии с иностранным правом за рубежом представляется необходимым внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", которые мы с вами сейчас обсуждаем. Таким образом, в предлагаемом законопроекте ставятся цели, которые на данном этапе являются, как никогда, актуальными и востребованными, - это такие цели, как обеспечение прямого доступа российских эмитентов к иностранным рынкам заёмного капитала. Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие действия: обеспечение возможности размещения российскими эмитентами облигаций, оформленных в соответствии с иностранным правом, за рубежом, а также отмена необходимости регистрации в Банке России эмиссионной документации по таким облигациям. Данные меры существенно упростят процедуру регистрации облигаций и их прямого размещения на иностранных рынках заёмного капитала в соответствии с иностранным правом, чего на данном этапе российское законодательство, к сожалению, сделать не позволяет. Таким образом, предлагаемый законопроект способен помочь решить те злободневные вопросы, которые затрудняют, ограничивают работу и потенциальные возможности не только системообразующих банков нашей страны, но и экономической системы Российской Федерации в целом. Ну и что ещё хотелось бы отметить? Я в полной мере согласен с замечаниями, сделанными коллегами по данному законопроекту, добавлю ещё буквально несколько слов о замечаниях, которые хотелось бы, чтобы вы учли ко второму чтению. Введение в обращение облигаций без срока погашения как инструмента на основе норм закона в случае его принятия фактически не предоставит владельцам прав на получение дохода по облигациям ни в форме номинальной стоимости, ни в форме процентов. Не очень понятно пока на данном этапе, каким образом введение в обращение данного вида облигаций будет способствовать предоставлению владельцам прав на получение дохода по облигациям. Это первый момент. И второй момент. Регистрацию выпуска акций могут осуществлять Центральный банк и регистрирующие организации, но проблема в том, что в проектируемой статье 26-1 говорится, что регистрация выпуска акций акционерного общества может осуществляться до регистрации самого акционерного общества. Вопрос: каким образом это упростит процедуру эмиссии ценных бумаг? Вот эти два замечания, по мнению фракции ЛДПР, необходимо учесть ко второму чтению. Ещё раз подчёркиваю, мы поддержим данный законопроект с учётом того, что всё-таки соответствующие изменения будут ко второму чтению внесены, замечания учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Выступает Изотов Алексей Николаевич. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну никакого влияния банковского лобби нет, законопроект в первую очередь направлен на развитие эмитентов российских ценных бумаг. У нас действительно очень жёсткое законодательство в этой части, в части эмиссии ценных бумаг, и, по большому счёту, для того чтобы зарегистрировать проспект облигаций, необходимо привезти такой немаленький контейнер документов на бумажных носителях и представить их для регистрации. На сегодняшний день это уже нецелесообразно: во-первых, есть мировая практика, во-вторых, сейчас действительно неплохо развит электронный документооборот. Я сам лично участвовал, размещал облигации одного из российских эмитентов и могу сказать, что это работа нудная, с большим количеством технических операций, которые в принципе не нужны. Сейчас всё есть в электронном виде, вся финансовая, бухгалтерская отчётность, подтверждённая аудиторами. Данный закон даст возможность в первую очередь эмитентам быстрее, оперативнее выводить свои ценные бумаги на биржу, ну а инвесторам - расширить круг финансовых инструментов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Алексей Вадимович? Тоже нет. По ведению - Крупенников Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу прощения, Иван Иванович, по 19-му вопросу Крупенников голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Коллеги, ставлю на голосование обсуждаемый проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 13 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.