Заседание № 166

02.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319336-5 "О внесении изменений в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения нормы о возможности предоставления гражданам жилых помещений в других населённых пунктах в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5597 по 5985 из 7744
Переходим к пункту 11 порядка работы Государственной Думы. О проекте            
федерального закона "О внесении изменений в статью 89 Жилищного кодекса         
Российской Федерации, статью 16 Федерального закона "О Фонде содействия         
реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию       
жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской    
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Галины Петровны Хованской.     
Пожалуйста, Галина Петровна.                                                    
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Надежда Васильевна.                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я понимаю - конец дня, но сейчас мы проснёмся. Я вам хочу   
рассказать о второй законодательной инициативе, связанной всё с тем же          
законом о фонде, но не только.                                                  
                                                                                
С огромным прискорбием сообщаю, что этим законопроектом мы пытаемся всё-таки    
изменить ситуацию, потому что после внесения поправок не только в закон о       
фонде, но и в Жилищный кодекс Российской Федерации в соответствии с законом     
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" можно при   
сносе дома гражданина переселить в другой город в данном субъекте Федерации,    
конечно, только и исключительно на добровольных началах. Как у нас              
реализуется принцип добровольности, мы все прекрасно знаем: отключим газ,       
воду, свет - сам уедешь, попросишься в другой город.                            
                                                                                
Возмутительным является то, что эти изменения прошли не только в закон,         
который имеет ограниченный срок действия (закон о фонде умрёт в 2012 году, мы   
его похороним), но и в Жилищный кодекс. А Жилищный кодекс будет жить и          
побеждать, и в Жилищном кодексе эта норма в соответствии с любым принятым       
федеральным законом... Как мы с вами принимаем законы, мы знаем: в трёх         
чтениях в один день можно принять закон - даже мы не успеем голову повернуть,   
что уж тут говорить о каких-то субъектах Федерации, об учёте их мнения.         
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, в Жилищном кодексе, который будет жить, ну, по      
мнению, наверное, Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и          
процессуальному законодательству, вечно в таком неизменном виде, будут          
работать три статьи, которые касаются не только ситуации переселения граждан    
при сносе дома, переселения в связи с переводом жилого дома в нежилой фонд -    
в больших городах это не редкость, - но и, самое главное, ситуации, когда       
необходима реконструкция дома с отселением граждан, а вот эта ситуация уже      
массовая, очень распространённая. Вот представьте себе, какие будут             
последствия. Они ещё не наступили, потому что только недавно, в конце 2009      
года, внесли вот эти изменения в Жилищный кодекс. Но скоро они начнут           
работать, и избиратели начнут нас проклинать, потому что сопротивляться         
чиновнику от жилья, который заставляет тебя переехать, невозможно: нет ни у     
старика, ни у инвалида никаких сил для того, чтобы оказывать сопротивление.     
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Я неоднократно уже говорила о том, что переезд в другой город в         
период кризиса - это катастрофа для многих семей. Для работающих людей это,     
как правило, переезд из какого-то регионального центра в город, где земля       
подешевле, где фонду выгоднее построить, заказать строительство этого           
жилищного фонда. Что он там увидит? Отсутствие рабочих мест, отсутствие         
возможности трудоустроиться, то есть отсутствие средств для обеспечения своей   
семьи. Что увидит там его жена - мать его ребёнка? Отсутствие детского сада и   
необходимость сидеть с ребёнком. То есть работающая семья может вообще          
лишиться средств к существованию. Выбор такой: или квартира в другом городе,    
или остаться и гнить дальше в этом аварийном жилищном фонде.                    
                                                                                
Для пенсионеров это крушение вообще всей окружающей среды, всей                 
инфраструктуры, к которой они за годы, десятилетия прикипели, это разрыв        
связей с родственниками, с друзьями, с любимым врачом, с социальной службой и   
так далее, и так далее. Но и это ещё не всё, ведь, как правило, в маленьких     
муниципальных образованиях с бюджетом совсем дело плохо, поэтому там они        
могут попасть в ситуацию, когда им придётся платить больше за жилое             
помещение, за коммунальные услуги - это тоже момент, над которым никто не       
думает.                                                                         
                                                                                
И ещё одна пикантная подробность. В соответствии с Жилищным кодексом, даже      
если вы были очередником, переселяют вас из расчёта метр на метр, то есть вы    
не улучшите свои жилищные условия, вы только не погибнете в старом, аварийном   
доме... Так вот, вас снимают в полном соответствии с Жилищным кодексом с        
учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, - а вы простояли на этой        
очереди пятнадцать, восемнадцать, двадцать лет - и вы начинаете либо с          
нулевой отметки, либо вообще вас не ставят на учёт, потому что в каждом         
муниципальном образовании свои нормы постановки на учёт, а чем оно беднее,      
тем возможности меньше. Ну вот так, жили в коммуналке и останетесь жить в       
коммуналке, и ни в чём себе не отказывайте, как говорят в таких случаях.        
                                                                                
Но и это ещё не всё, дорогие друзья. Я признательна комитету, но не нашему, а   
в Совете Федерации, они одни заметили, что, оказывается, были нарушены          
моменты согласования, вообще говоря, обязательств с муниципальным               
образованием, потому что вы переселяете туда людей - возникает дополнительная   
нагрузка. В частности, переселяют понятно, каких людей - это пенсионеры,        
инвалиды, малоимущие. Значит, нужны субсидии, нужны деньги на выплату           
компенсаций по льготам, нужны деньги на строительство муниципального жилья, а   
их нет, и ничего не предусмотрено. Что происходит?                              
                                                                                
И самое интересное: дело в том, что поправки в Жилищный кодекс проводились      
поправками ко второму чтению законопроекта, ничего не предвещало, что мы        
подправим Жилищный кодекс, положения которого являются предметом совместного    
ведения. У нас что, 72-я статья Конституции уже не работает? По-видимому,       
нет, её отменили, она не работает, зачем, предмет совместного ведения - да      
какая ерунда, мы во втором чтении протащим поправки, и всё в порядке!           
Слушайте, мы грубейшим образом нарушили, внося поправки концептуального         
характера в Жилищный кодекс, не только 72-ю статью, но и закон федеральный об   
организации представительных и исполнительных органов власти субъектов          
Федерации. Вспомните, какая там есть норма: если 50 процентов регионов          
против, то документ не имеет права быть представленным, вынесенным на первое    
чтение. Мы помним об этой норме или мы регионы вообще не учитываем? Мы с        
Конституцией, вообще, вот так обращаемся - подумаешь, какая-то там бумажка,     
Конституция. Нетерпимая ситуация, недопустимая ситуация, грубейшее нарушение    
прав граждан! Мне говорят, что в законе о фонде написано, что там три отказа    
- ну и ничего, значит, всё равно человек имеет право на получение жилья в       
своём населённом пункте. Но такой нормы в Жилищном кодексе уже нет, а мы        
знаем, что у нас в законодательствах целого ряда субъектов Федерации так: три   
раза отказался - тебя снимают с очереди автоматом, то есть ты теряешь свои      
восемнадцать - двадцать лет, которые ты простоял в очереди, дожидаясь           
социального жилья. Что происходит? Я не понимаю, что в этом здании              
происходит!                                                                     
                                                                                
Ну, короче говоря, думайте, потому что поправки приняты были недавно в          
Жилищный кодекс, по моим прогнозам, так же, как и по фонду, реакция начнётся    
через год. Вот тогда мы в полной мере почувствуем влияние вот этих изменений,   
внесённых в Жилищный кодекс. Я вас очень прошу - ну, понятно, что центр         
бесполезно просить, - подумайте всё-таки, что вы скажете своим избирателям,     
когда их будут переводить добровольно-принудительно из города Красноярска       
куда-нибудь подальше. А если мы говорим...                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Ну конечно, в Москву, конечно, только в Москву.                 
                                                                                
А если мы говорим о моногородах, если мы говорим о северных территориях, если   
мы говорим о городах, которые подлежат ликвидации, так это специальное,         
другое законодательство. Вот здесь разговор не на эту тему, речь идёт об        
обычных городах, понимаете, и о большинстве граждан, которые до сих пор живут   
в аварийном жилищном фонде. И вот этот так называемый Фонд содействия           
реформированию ЖКХ очень много тратит на себя, на своё существование, а мы      
вполне могли бы обойтись без него, дорогие друзья, и об этом говорили           
губернаторы Северо-Западного федерального округа: больше было бы экономии,      
больше бы домов успели отремонтировать, хотя эта сумма составляет 0,1, а        
может быть, и меньше того объёма средств, которые задолжало государство         
гражданам. И конечно, с аварийным жилищным фондом надо заканчивать.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по строительству и           
земельным отношениям Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста, Валерий            
Викторович.                                                                     
                                                                                
ПАНОВ В. В. Большое спасибо, уважаемая Надежда Васильевна.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, если сейчас спросить вас, о чём всё-таки мы сегодня          
говорим, то, наверное, вряд ли кто сможет кратко и очень чётко                  
сформулировать. Я хотел бы ликвидировать этот пробел и сказать, что             
обсуждаемый законопроект уже реализован, потому что то, что предлагается        
законопроектом, а именно исключить нормы, предусматривающие возможность         
предоставления жилого помещения в связи с выселением граждан не только в        
границах населённого пункта, но и в другие муниципальные образования данного    
субъекта... Так вот, указанная возможность уже введена федеральным законом,     
который мы с вами принимали совсем недавно, это № 316-ФЗ от 17 декабря 2009     
года. И при этом переселение граждан в другие населённые пункты возможно, но    
только в рамках региональных адресных программ и программ, которые              
финансируются за счёт средств фонда и при наличии письменного согласия          
граждан. Поэтому проблемы, уважаемые коллеги, о которой Галина Петровна         
сейчас, наверное, хотела сказать, не существует, по моему мнению.               
                                                                                
Кроме того, на законопроект получен отрицательный отзыв Правительства           
Российской Федерации. Законопроект не поддерживает комитет-соисполнитель -      
Комитет по вопросам местного самоуправления. И в связи с вышеизложенным         
предлагается нашим комитетом Государственной Думе не поддерживать               
законопроект и отклонить его при рассмотрении в первом чтении.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, вопросы. Три вопроса от фракции КПРФ, четыре... Мы          
договорились, что один вопрос от вас.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз говорю: надо было слушать, когда мы голосовали    
по предложению депутата Асеева. Определитесь, кто от КПРФ задаст вопрос.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам хочу зачитать: "Я предлагаю закончить сегодня       
рассмотрение всех вопросов повестки дня, но при этом, если будут вопросы - по   
одному от фракции, не более, и если будут выступления - по одному выступлению   
и до трёх минут". Мы за это проголосовали.                                      
                                                                                
Депутат Эдель Игорь Олегович, пожалуйста, ваш вопрос.                           
                                                                                
ЭДЕЛЬ И. О., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Вопрос к докладчику. Только кризис немножечко приостановил то движение,         
которое началось: всё Подмосковье застроено домами, которые стоят пустуют и     
ждут своих будущих переселенцев - как раз на основании вот того, о чём          
говорит уважаемая депутат Хованская. Вот вы серьёзно говорите, что не будет     
такого, что дом в центре Москвы объявят аварийным и людей из него переселят     
куда-нибудь там за 40, 50 километров, за 70 километров. Это уже обсуждалось в   
этом зале, и многие жители сразу стали обращаться, те, которые чувствуют, что   
скоро их дом объявят аварийным и никакого другого предложения не будет, кроме   
как выехать за 40, за 50 километров от города Москвы.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Олегович.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Викторович.                                                 
                                                                                
ПАНОВ В. В. Для чистоты отношений: я содокладчик, а не докладчик, докладчик -   
Галина Петровна.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вопрос задан вам. Пожалуйста.                          
                                                                                
ПАНОВ В. В. Повторяю, может быть, вы невнимательно слушали. Норма, которая      
предлагается рассматриваемым законопроектом, о возможности, предусматривающей   
предоставление помещения в связи с признанием дома аварийным, уже введена       
федеральным законом номер 316 от 17 декабря 2009 года, и при этом               
действительно переселение граждан возможно.                                     
                                                                                
То, что вы говорите... Что касается какого-то конкретного адреса, конкретного   
дома в центре Москвы, давайте мы отдельно разберём ситуацию, обратимся к        
мэру, в правительство Москвы. Я не знаю, по данному дому ничего не могу         
сказать, но теоретически возможность, то, что определено федеральным            
законодательством, есть.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От других фракций вопросов нет.                                                 
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Валерий Викторович.                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Сколько? Полминуты?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три.                                                      
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Три.                                                             
                                                                                
Выступление представителя комитета вызывает по меньшей мере недоумение, если    
не сказать больше. Вот когда он вышел и сказал, что из доклада Хованской, в     
общем-то, ничего не понять, а вот он нам сейчас всё объяснит, - получилось      
всё с точностью до наоборот. Понимать, в общем-то, в этом законе нечего, всё    
и так понятно. Возможность в случае признания жилья аварийным переселить        
человека в другое место допустима законодательством - ничего не решено! Хотя    
представитель комитета уверял нас, что всё это уже решено и незачем нам         
сегодня это рассматривать, - вот какая-то Хованская, неграмотная, занимается    
этим столько лет и ничего не понимает.                                          
                                                                                
На самом деле то, что Эдель говорил, имеет место: из дома, который расположен   
в центре Москвы, признав его аварийным, запросто переселяли, переселяют и       
будут переселять. Есть региональная программа, которая позволяет переселять в   
своём регионе, но представьте любую область... Жили вы в областном центре, а    
потом там вдруг не оказалось места - и всё, происходит то, о чём говорила       
Галина Петровна: меняется, так сказать, инфраструктура для человека, особенно   
это тяжело пожилому человеку, а во всех аварийных домах живут в основном        
пожилые люди, и их отправят неизвестно куда.                                    
                                                                                
Вы знаете, вот так, я бы сказала, бездушно подходить к рассмотрению такого      
вопроса, как мы сегодня подходим... Все социальные вопросы в конце дня, по      
одному вопросу, отстаньте все и быстренько проголосуем, потому что все          
устали, и все будут молчать - это цинизм высшей степени!                        
                                                                                
Наша фракция будет голосовать за закон.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Депутат Драпеко Елена Григорьевна, ваше выступление, пожалуйста.                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Дорогой Валерий Викторович, вы мне так понравились сначала. Я     
не стала задавать вопросов, у меня к вам нет вопросов, у меня ответы. Тамара    
Васильевна сейчас всё достаточно внятно изложила, мне даже как-то обидно        
стало. На самом деле это в Америке люди живут там, где они работают, в России   
мы ищем работу вокруг жилья. И поэтому Хованская совершенно права: изменение    
места жительства - это изменение образа жизни. Пойдите найдите работу! А если   
вы поедете из другого города к себе на старую работу, сколько вы заплатите? У   
меня в Карелии цена проезда от одного населённого пункта до другого 120         
рублей в один конец: 120 рублей - туда и 120 рублей - обратно. Офицеры из       
Бесовца написали большое письмо: у них работы нет, но чтобы доехать до          
Петрозаводска, только за дорогу они платят всю свою военную пенсию.             
                                                                                
Вторая история. Это же, на мой взгляд, прямое нарушение не только права         
субъектов, но и права граждан на свободу жизни, выбора образа жизни, места      
жительства. У нас же есть такая норма, мы же прописку с вами отменили, а тут    
мы гражданина просто выкидываем. Вы говорите, что это адресная программа, да    
ещё с письменного согласия, - сколько этих несчастных людей, которые ходят по   
кабинетам, обивают наши пороги?! У них безвыходная ситуация: либо им на         
голову рушится аварийный дом... И если они выезжают в аналогичную               
десятиметровую комнату в другом городе, их снимают с очереди. К вам такие не    
приходили ещё? Придут. К нам ходят.                                             
                                                                                
Поэтому я хочу вас призвать, дорогие мои... Я понимаю, что вы тоже находитесь   
в безвыходной ситуации, я же вижу по глазам, вы же с нами согласны, согласны    
вы, только никогда не посмеете этого вслух сказать. Поэтому я предлагаю снять   
этот вопрос с обсуждения, сегодня по этому вопросу не голосовать и провести     
дополнительные консультации.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово, Галина Петровна?                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Хованской.                               
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.                                                        
                                                                                
Коллеги, несмотря на вечер, всё-таки обсуждение достаточно энергичное. Я        
благодарна всем, кто по первому законопроекту проголосовал. А по данному        
законопроекту хочу сказать: пусть никого не вводит в заблуждение так            
называемая добровольность. Мы все это проходили: получаешь такой талончик - и   
переселяешься. К сожалению, норма, которая хоть как-то стимулировала переезд    
в другой город: если я очередник, то мне хотя бы предоставят жильё по нормам,   
как это было по старому Жилищному кодексу... Люди до сих пор не понимают,       
куда эта норма делась. А она исчезла с принятием нового Жилищного кодекса.      
Вот даже до этого не додумались, понимаете? Скупой рыцарь Цицин даёт только     
метр на метр, а всё остальное только за счёт бюджета - регионального либо       
местного. Хотите быть добренькими для своих граждан - платите сами. А в         
региональных и местных бюджетах в этом году очень скучно, там денег нет         
практически, большинство регионов переходят на дотационный режим.               
                                                                                
Что касается Конституции. Вот вы понимаете, я всё-таки этот документ очень      
чту, а получается так, что далеко не все в этом зале мои союзники. Мы не        
уважаем статью 72 Конституции, мы не уважаем право субъектов Федерации на       
информацию хотя бы о том, что... Ну мы же должны знать, какое у них всё-таки    
мнение. Может быть, они сказали бы, что согласны переселять к чёрту на рога     
этих своих малоимущих, и легче будет, понимаете? Но они должны были это         
сказать, а мы им такой возможности не предоставили, и я считаю, что это         
грубейшее нарушение и повод обратиться нам в Конституционный Суд. Так что       
если так сложится ситуация, а она, видимо, так и сложится - документ будет      
отклонён, я призываю все три фракции и даже тех, кто посмел меня поддержать,    
проголосовать по первому законопроекту, обратиться в Конституционный Суд.       
Давайте решимся на такую акцию.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Депутат Панов Валерий Викторович. Заключительное слово.                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ПАНОВ В. В. Большое спасибо.                                                    
                                                                                
Я хотел бы для чистоты отношений ещё ответить на реплику уважаемой Тамары       
Васильевны Плетнёвой. Я не называл неграмотной депутата Хованскую. Более        
того, я с глубоким уважением отношусь к профессионализму Галины Петровны,       
знаю её уже не первый созыв и в этом, пожалуйста, прошу не передёргивать,       
поэтому я нажал кнопку "по ведению".                                            
                                                                                
Теперь по сути рассматриваемого законопроекта. В заключительном слове,          
уважаемые коллеги, я хотел поблагодарить всех за активное участие в             
обсуждении этого вопроса. Призываю ещё раз не уклоняться от сути                
рассматриваемого законопроекта. Мы говорим очень много, вспоминаем другие       
законы, в том числе и Конституцию, а вот суть обсуждаемого законопроекта        
порой теряем в этом обсуждении, именно это я и имел в виду. Если кому-то,       
может быть, мои фразы показались очень резкими, приношу свои извинения.         
                                                                                
И в заключение. В связи с тем что наличие возможности предоставления жилых      
помещений гражданам других населённых пунктов мы видим в том законе, о          
котором я уже говорил, и это не приведёт к нарушению и ущемлению таких прав     
граждан и позволит решить вопросы с расселением аварийных домов, считаю, что    
поддерживать обсуждаемый законопроект не нужно. В связи с этим ещё раз          
рекомендую Государственной Думе законопроект отклонить при рассмотрении в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального        
закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и    
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде            
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу   
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              135 чел.30,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.70,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.