Заседание № 166
02.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 319325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части, касающейся условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4669 по 5565 из 7744
Пункт 10 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Доклад депутата Государственной Думы Галины Петровны Хованской. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, в июле будет три года, как мы с вами приняли закон о фонде содействия реформированию ЖКХ. И если на первом этапе наша законодательная инициатива была отклонена по соображениям, что надо дождаться правоприменения, а потом уже вносить изменения в этот закон, то сейчас мы этого правоприменения уже дождались, поэтому я считаю, что совершенно необходимо срочно принять те поправки, которые мы сегодня предлагаем, и я надеюсь, из моего выступления вы поймёте сейчас почему. Хочу напомнить, что деньги выделяют из фонда только при выполнении условий, которые определены статьёй 14 этого закона. Условий много, честно выполнить их нельзя - это все сидящие здесь прекрасно понимают. Но есть условия, которые привели уже на сегодняшний день к резко негативным последствиям и, я не побоюсь этого слова, в ближайшее время приведут к выступлениям граждан, то есть уже к протестным акциям. Вот буквально на последнем приёме в Государственной Думе мне такую акцию удалось предотвратить, но в дальнейшем, если сейчас этот документ будет отклонён, я этого делать не буду. Я не люблю митинги, не люблю, не хожу на демонстрации, я за эволюционный процесс развития, но тем не менее обстановка накаляется, уважаемые коллеги. Дело в том, что одно из условий, которое мы предлагаем исключить, - это условие о создании определённого процента товариществ собственников жилья к определённой дате. То есть к 2011 году мы должны, извините, загнать в ТСЖ граждан, которые проживают в 20 процентах многоквартирных домов. Как это делается? Я понимаю глав администраций, я понимаю глав муниципальных образований, которым позарез нужны эти деньги: у них нет средств ни в региональном бюджете, ни в местном бюджете на капитальный ремонт и на снос аварийного жилья и на переселение. Их можно понять, но условие жёсткое - определённый процент к определённой дате. Что происходит? Мы сейчас толкаем людей на уголовные преступления, дорогие друзья, потому что они вынуждены, не получая поддержки более 50 процентов собственников, обладающих более 50 процентами площади в доме... Что они делают? Они совершают уголовное преступление: они фальсифицируют подписи собственников, они фальсифицируют протокол решения общего собрания собственников, на основании которого идёт дальнейшая регистрация этого юридического лица в налоговой инспекции. Возбуждаются уже уголовные дела. Хочется вот кричать уже: остановитесь, прекратите эту дурь! Понимаете? Я вам могу привести массу примеров, когда люди узнают о том, что они являются членами ТСЖ, а ещё того хуже - председателями этих товариществ, не зная об этом. Ну подумайте, что мы делаем?! Процесс будет продолжаться, если мы сегодня инициативу отклоним. Хочу вам сказать ещё об одном условии, которое также уже привело к негативным последствиям в результате правоприменения. Мы предлагаем это условие исключить. Это условие о том, что любой собственник, в том числе и нищий, получающий субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, должен выложить две-три пенсии, то есть не менее 5 процентов стоимости капитального ремонта своего дома, как это написано сейчас в законе в отношении софинансирования. Простая причинно-следственная связь: чем хуже состояние дома, тем больше цена вопроса - стоимость капитального ремонта, чем хуже состояние дома, тем беднее живущие там граждане. Ну это же очевидно! Значит, что происходит на практике? Условия есть в законе? Есть. Выполнять надо? Надо, иначе денег не дадут из фонда. И происходит следующее. Получив отказ (в Саратовской области, например) от жителей - пенсионеров, проживающих в доме, - там 80 процентов получают субсидии, им дожить бы только до конца месяца, от пенсии до пенсии, - идут к другому дому, который можно сегодня не ремонтировать и в котором живут более обеспеченные граждане, они готовы платить и с удовольствием поиграют в эту игру, потому что 5 процентов для них не вопрос. Поэтому вместо того чтобы включать в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, те дома, которые остро нуждаются в этом ремонте, - иначе завтра мы заплатим из бюджета гораздо большую цену за снос и переселение, - мы ремонтируем достаточно благополучные дома. Это нам нужно было? Такая ставилась задача? Это называется эффективным расходованием тех средств, которые были выделены фонду? Я думаю, что нет. Наконец, последняя многострадальная норма, которую мы предлагаем в данном случае включить. Мы хотим всё-таки реабилитировать одну из трёх совершенно законных форм управления жилищным фондом - непосредственное управление домами, это вполне приемлемо для небольших домов, которых в России очень и очень много, особенно в небольших городах. Там очень накладно создавать ТСЖ, понимаете, неэффективно их создавать. В доме, где четыре - шесть квартир, жители могут собраться вечером и решить все свои вопросы оперативно. Что получилось? А получилось, что жители маленьких домов, которые иногда в худшем состоянии, чем большие многоквартирные дома в крупных городах, оказались вообще вне действия этого закона, - им денег вообще не выделяют. Вы понимаете, что происходит? Это абсолютно ненормально, это дискредитация этой формы управления домами. Вообще я вам хочу сказать следующее. Мы прочитали замечательные слова из отрицательного отзыва правительства, там в первых строках говорится о том, что целью закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" является, оказывается, "создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан". А вот по нашим ощущениям, основной целью этого закона является как раз не создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а реформа ради реформы. Вот что происходит на самом деле в нашей практике! Я не считаю, что товарищества собственников жилья - это одна-единственная перспективная форма управления жилищным фондом, напротив, я считаю, что у нас должны появиться профессиональные управляющие компании, которые нужно контролировать с помощью вновь создаваемого института саморегулирования. Я сейчас не буду углубляться в эту проблему, там тоже очень много острых точек. Уважаемые коллеги, у нас существует три формы управления, почему-то акцент делается только на одной - ТСЖ, ТСЖ, ТСЖ. Тэсэжэзация всей страны - я так назвала бы вот этот процесс. Если мы сегодня отклоним данный законопроект, тэсэжэзация будет продолжаться, я вас в этом могу уверить. Практически вот те, кто пишет заключения правительства, наверное, совершенно оторваны от жизни и в их домах не созданы ТСЖ, потому что писать такие отзывы... Читать их неудобно, честно говоря. Я вас очень прошу поддержать эту законодательную инициативу. И хочу сказать, что если мы пойдём по пути, который нам предписывает закон, - а закон будет действовать ещё полтора года, - то у нас непосредственное управление вообще станет незаконной формой, потому что предписано, что 80 процентов домов должны быть в управлении частными управляющими компаниями, а в 20 процентах домов должны быть ТСЖ. Непосредственному управлению здесь уже вообще места нет. Но давайте тогда вносить изменения в Жилищный кодекс, ведь эта форма записана там. И наконец, как можно было ввести пятипроцентное софинансирование со стороны нищих собственников, если до этого не были внесены изменения в постановление правительства о порядке выплаты субсидий, 761-е постановление правительства? Старый министр обещал - где он? Ау, Яковлев! Нет его! Документ не изменился. Новое руководство снова обещает. Но прошло три года - обещанного три года ждут, срок истёк. Что мы будем отвечать нашим избирателям, которые в таких домах живут? Везде они нам пишут: ну что же нам теперь, умереть под этой крышей, если у нас нет денег, если мы живём от пенсии до пенсии? Давайте им поможем. Представители "ЕДИНОЙ РОССИИ", договоритесь вы с правительством, чтобы наконец они внесли норму об адресной помощи малоимущим при осуществлении капитального ремонта. Сейчас затеваются всякие фонды и фондики региональные. Эту тему мы с вами ещё обсудим. Я понимаю, что работникам фонда очень хочется сохранить свой статус и его укрепить. Но это отдельная тема, которую, я думаю, мы будем обсуждать самым серьёзным образом, потому что предлагаемая схема дальнейшей жизни - накапливание средств - очень сомнительна. Вспомните 98-й год, вспомните, что было с деньгами, которые набрали ЖСК на своих счетах, - они испарились в результате дефолта. Вот что произошло. Так что вот эти все моменты надо самым серьёзным образом продумать, прежде чем нажимать кнопочку или не нажимать. Вы понимаете, не спасёт это ненажимание кнопочки, потому что люди будут видеть, кто как реагирует на многочисленные жалобы, которые поступают, я думаю, не только ко мне, не только потому, что я занимаюсь жилищным законодательством, они приходят к большинству сидящих здесь, в зале, к тем, кто реально работает в регионах, работает со своим избирателем. Ну вот это, пожалуй, основное, что я хотела вам сказать. Я буду благодарна за любые вопросы, готова ответить на любой ваш вопрос по этому законопроекту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Присаживайтесь, пожалуйста. По ведению - депутат Семёнов. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Гончар по карточке Семёнова. По ведению. Жаль, что Галина Петровна ушла. Она рассказала обо всём ужасном, что есть сейчас, кто что не сделал, но ни одного слова о содержании законопроекта, который она предлагает! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, это не по ведению, вы можете выступить, записавшись на выступление. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Валерий Викторович Панов. Пожалуйста. ПАНОВ В. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Постараюсь быть предельно краток, но не могу сдержаться и не высказать в содокладе своего мнения, мнения нашего комитета и партии, к которой сегодня принадлежит большинство в этом зале. Вот наш основной докладчик, глубокоуважаемая Галина Петровна, очень правильные говорит слова. Она сказала, что основными целями, для которых было предусмотрено создание фонда реформирования ЖКХ, являются активизирование процесса и повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, стимулирование муниципальных образований содействовать осуществлению управлением многоквартирными жилыми домами. Галина Петровна также сказала о том, что создание товариществ собственников жилья - тэсэжэзация, как вы выразились, - является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилых помещений и рациональной организации управления многоквартирными домами. Абсолютно правильные слова. Это полностью соответствует тем целям, тем функциям, которые, на наш взгляд, очень неплохо сегодня выполняет согласно принятому нами закону фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но в том-то и дело, что принятие рассматриваемого законопроекта не будет способствовать достижению указанных целей. Более того, на законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, законопроект также не поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Именно поэтому, уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рекомендует не поддерживать законопроект, отклонить его при голосовании в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Останьтесь, пожалуйста, на трибуне. Уважаемые депутаты, вопросы есть? Я вижу, есть вопросы. Пожалуйста, депутат Рохмистров, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, у меня вопрос достаточно простой. В последнее время мы часто поднимаем вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. Было много случаев различного рода, в основном несчастных, счастливых я не помню. Комитет при обсуждении этого законопроекта и других, наверное, рассматривал вопрос эффективности работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Есть ли у вас данные по освоению средств, куда эти средства идут, какие доходы от размещённых депозитов получил фонд содействия жилищно-коммунальному хозяйству? Такой вот скромный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Максим Станиславович. Хочу заметить, что ваш вопрос не относится напрямую к сути рассматриваемого законопроекта, но тем не менее я беру на себя обязательство публично в зале подготовить справку. У нас в комитете есть материалы о работе фонда реформирования ЖКХ, и на этой неделе вы получите исчерпывающие данные о количестве средств, количестве квадратных метров, жилых домов (в единицах) и количестве семей, которые улучшили свои жилищные условия благодаря работе фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н. У меня вопрос и к автору, и к комитету. Скажите, пожалуйста, вы можете коротко изложить, что же предлагается законопроектом? Автор рассказала про то, как всё плохо, комитет рассказал о том, что правительство не поддерживает. А что в законопроекте-то предлагается? Мы же будем голосовать не за характеристику ужасов ситуации, а за содержание. Расскажите коротко, что там предлагается для того, чтобы ситуацию улучшить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Докладчик, пожалуйста. Хованской Галине Петровне включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемый Николай Николаевич, я конкретно, по пунктам, рассказала о трёх изменениях, которые мы предлагаем: исключить из обязательных условий выделения денежных средств необходимость создания определённого процента ТСЖ к определённой дате, исключить условие пятипроцентного софинансирования или как минимум принять постановление правительства об адресной защите малоимущих и реабилитировать одну из трёх законных форм, а именно непосредственное управление домами. В этом суть законопроекта, то есть убрать условия, которые уже себя не оправдали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Я тоже хочу ответить на вопрос уважаемого Николая Николаевича. Только два аспекта. В законопроекте предлагается исключить обязанность граждан участвовать в софинансировании капитального ремонта многоквартирных домов, то есть граждане не должны участвовать в этом процессе, который проводится для граждан. И второй момент касается исключения положения об открытии лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, отдельных банковских счетов для направления на них средств, выделяемых на проведение капитального ремонта, то есть здесь, если нет банковского счёта, нет должного контроля и так далее. Поэтому мы считаем, что предлагаемые законопроектом изменения не способствуют реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не отвечают целям создания Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повлекут ослабление контроля за целевым использованием средств, в том числе государственных, направленных на проведение капитального ремонта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Депутат Шеин Олег Васильевич, ваш вопрос. ШЕИН О. В. У меня будет вопрос к докладчику от комитета. Вы здесь цитировали активно отзыв Правительства Российской Федерации, в частности, что целями закона 185-го является создание благоприятных условий проживания граждан, для чего необходимо всех граждан направить в ТСЖ либо на худой конец под управляющие компании. Я правильно понимаю, что по вашей логике благоприятные условия проживания граждан - это когда граждан отключают от коммунальных услуг из-за коллективных долгов, потому что сосед не заплатил? И именно такие правила сегодня предусмотрены 37-м постановлением и принятым вашей фракцией замечательной пять лет назад 210-м законом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Олег Васильевич, я думаю, что не стоит здесь переворачивать с ног на голову совершенно очевидные вещи. Уже прозвучало, в том числе и из уст вашей коллеги по фракции Галины Петровны, и я уже неоднократно говорил об очевидных, на мой взгляд, вещах: о целях создания фонда, о том, как этот фонд работает, какие мы результаты получаем и что нужно дальше делать для того, чтобы работа фонда была более эффективная, и почему те предложения, которые прописаны в обсуждаемом законопроекте, не могут быть нами поддержаны. Думаю, что здесь нет смысла повторять ещё и ещё раз эти аргументы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Грешневиков Анатолий Николаевич, ваш вопрос. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопросы докладчику и содокладчику. Уважаемая Галина Петровна, вы блестяще знаете проблему, детально осветили ваши инициативы. И зря по привычке Николай Николаевич Гончар, читая одно, говорит другое. А вопрос мой вот в чём заключается: скажите, пожалуйста, у нас легко или сложно организовать ТСЖ, у нас легко или сложно закрыть ТСЖ? Это вопрос к вам. И к содокладчику вопрос: Владимир Петрович, недавно, вернее, только что вы докладывали по законопроекту о земле и говорили, обращаясь к фракциям и к отдельным депутатам, что закон плохой, внесите свой. Закон внесён уже конкретно депутатами, от фракций. Скажите, пожалуйста, что в нём такого плохого, если эти три варианта, которые мы сейчас приняли бы, помогли как раз улучшить работу ТСЖ? У меня в Ярославской области, например, создала женщина ТСЖ, собрала деньги и уехала. Каким образом с такими недобросовестными управляющими компаниями и ТСЖ можно бороться в отсутствие таких... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Хованская Галина Петровна, на первый вопрос ответьте. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Надежда Васильевна. Хочу сказать следующее. Зарегистрировать ТСЖ не представляет труда: в налоговую инспекцию приносится протокол, в том числе и подделанный протокол, решения общего собрания. А вот ликвидировать - отвечаю на вторую часть вашего вопроса - это юридическое лицо достаточно сложно. Поэтому иски в судах сейчас множатся неимоверно, насчитывается в судах уже сотни этих исков о ликвидации юридического лица. Потому что второй вариант - должен ликвидировать юридическое лицо учредитель, но учредитель - как правило, представитель муниципального образования или какого-то другого органа властного, ему поручено представлять интересы муниципального образования на собраниях собственников, он сам против себя не будет действовать, понимаете, не будет ликвидировать то, что он создал. Очень сложная процедура. А у нас суды завалены уже жилищными спорами и исками по жилищным вопросам. Так что ответ на ваш вопрос: очень сложная процедура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Пожалуйста, Валерий Викторович, ваш ответ. ПАНОВ В. В. Спасибо. Для чистоты отношений хотел бы Анатолию Николаевичу сказать, что меня не Владимир Петрович, а Валерий Викторович зовут, если он мне вопрос свой адресовал. И по сути. Что плохого, я уже отвечал: обсуждаемым нами законопроектом предлагается исключить обязанность граждан участвовать в софинансировании капитального ремонта многоквартирных домов. Сегодня - хочу напомнить коллегам, кто не очень хорошо помнит, - 5 процентов всего лишь софинансирование, и то мы знаем, что очень часто ряд муниципальных образований находят способы уменьшить даже это софинансирование. Это делается в подтверждение серьёзности намерений граждан сделать в своём доме ремонт, чтобы потом не доводить это жилище, это домовладение до того состояния, в котором оно было и признано нуждающимся в капитальном ремонте. Мы не видим здесь ничего плохого, когда люди относятся серьёзно, и это не является для них бременем недоступным, неподъёмным - 5, 3, 2 процента. Второй момент касается положения об открытии банковского счёта. Вот Фонд содействия реформированию ЖКХ - 95 процентов, иногда больше даёт. И если счёт не открывать, а использовать каким-то другим образом или перемешано там будет, не специальный банковский счёт, а вместе с текущим финансированием, то эти деньги просто могут не дойти до целевого использования. Более того, могу вам сказать, что в наш комитет мы приглашали, когда рассматривали как раз законопроект о фонде реформирования ЖКХ, представителей восьми регионов, где сегодня есть очень серьёзные вопросы. Дошли уже до уголовного преследования граждан, которые нерадиво используют государственные средства по линии фонда реформирования ЖКХ, когда деньги пришли на счёт, ушли фирме-подрядчику, а подрядных работ не зафиксировано, времени прошло уже больше года, и люди не дождались ни новых квартир, ни услуг по капитальному ремонту. Вот именно отвечая на ваш вопрос "что плохого?", скажу, что вот это и плохо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Четвериков Александр Владимирович, ваш вопрос. Нет?.. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста, ваш вопрос. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое. У меня вопрос к Галине Петровне Хованской. Галина Петровна, вот вы очень правильно сказали по поводу малоимущих, которые живут в самых ужасных условиях. Моя территория - это северо-запад: Псковская область, Карелия, Ленинградская область. Там есть моногорода, где остановилось производство и вот такого рода как бы неимущих людей просто страшное количество, при этом одновременно страшное количество аварийного жилья. Правильно ли я понимаю, что нынешняя ситуация с этими 5 процентами финансирования лишает граждан, проживающих в поселениях депрессивных регионов, права доступа к такого рода государственной помощи? И нет ли какого-нибудь другого способа поддержать этих граждан? И это у меня вопрос, кстати, к профильному комитету. Если вы эту норму отменяете... Понимаете, для вас 5 процентов - это, может быть, и не деньги, но существует масса людей, которые живут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Пожалуйста, депутат Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос, он очень актуальный. Именно так и происходит. Я об этом говорила в своем выступлении: чем беднее население, тем хуже, как правило, дом, в котором проживают эти граждане. И я приводила примеры, но я думаю, что вы тоже приведёте массу таких примеров, когда граждане не в состоянии выплатить взнос в размере двух пенсий, для того чтобы участвовать в этом процессе софинансирования. Я, к сожалению, в своём выступлении не сказала об одной очень важной вещи. У нас, видимо, правительство забыло, что оно должно выполнять старые обязательства по капитальному ремонту в объёме 100 процентов. У нас правительство, по-видимому, забыло, что существует постановление Пленума Верховного Суда, где сказано, что если обязанность проводить капитальный ремонт возникла на момент приватизации, то эту обязанность должен выполнить бывший наймодатель - государство. Государство об этом у нас забыло, в том числе и в своём отрицательном отзыве на законопроект. Так что вы абсолютно правы: нужно либо в закон эту норму вносить, либо срочно вносить изменение в постановление правительства 761-е о субсидиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Валерий Викторович, пожалуйста. ПАНОВ В. В. На вопрос Елены Григорьевны я бы ответил, что здесь в большей степени вопрос не нашего комитета по строительству. Поймите, эта норма важна для того, чтобы люди чувствовали сопричастность к очень важному для всех коллективному делу - капитальному ремонту дома. И если люди эту сопричастность не чувствуют, что очень распространено в этой среде, среди малоимущих граждан, и мы это не можем побороть, - тогда нужны антивандальные меры. И здесь, наверное, я могу переадресовать вопрос от нашего комитета к той сфере, к которой вы очень близки: нам поднимать уровень культуры нужно, для того чтобы вот эти вопросы потом не снимать, не перекладывать на кого-то, в открытое космическое пространство не посылать, нужно гражданам прививать культуру жить в общем домовладении. С одной стороны, здесь нужны экономические меры, а с другой - нравственные, то, что, наверное, вы можете сами посоветовать. Спасибо большое за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Таскаев Владимир Павлович по ведению. Вы, видимо, не успели задать вопрос. Да? Пожалуйста, ваш вопрос. ТАСКАЕВ В. П. Много хорошего говорили о том, что данный законопроект всё-таки пресекает в некоторой степени возможность хищений, и хотел бы вопрос задать содокладчику: а какое всё-таки количество, какие суммы из тех, которые были запланированы государством, у нас всё-таки похищены? Есть такие случаи у нас или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Владимир Павлович, вы член нашего комитета, поэтому, чтобы не тратить время - у нас сегодня повестка большая, - возьмите в комитете, в аппарате комитета есть исчерпывающая информация. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Вопросы все заданы. Присаживайтесь, Валерий Викторович. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Уважаемые коллеги, у нас много желающих выступить. Есть предложение депутата Герасимовой по одному от фракции. Не будет возражений? Рохмистров, Гончар. Определитесь, пожалуйста, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", кто от вас будет. Шеин. Пожалуйста, депутат Рохмистров, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну вот опять мы рассматриваем важный законопроект. Отвечая на вопрос Анатолия Николаевича, который он здесь задавал представителю комитета, почему признают вроде все актуальность, необходимость законопроекта, но не принимают, объясняю: не теми депутатами внесён. В этом вы можете убедиться на примере самых разных вопросов. Не теми депутатами. Ну кто ж вам даст? Ну, через месяц, не переживайте, напишут, назовут по-другому, внесут и примут. То, что принимать необходимо, - это ясно, но, к сожалению, даже принятие этого закона в полной мере не решит проблему. Но принимать надо, надо идти, надо лечить, потому что болеет у нас система жилищно-коммунального хозяйства, и болеет уже в тяжёлой форме. Об этом говорят те массовые выступления, которые уже были, и осенью они опять будут. И надо упрощать систему, потому что лучший способ не дать - это установить те правила, по которым невозможно получить. Я думаю, что надо принимать этот законопроект, а во втором чтении ещё посмотреть, может быть, где-то ещё упростить систему. А то фонд у нас... все фонды у нас живут хорошо. Мы же тут слышали неоднократно, в этом зале, как у нас работают фонды с государственными деньгами, очень хорошо работают: поместили государственные деньги на депозит - проценты попили, получили себе зарплату, на которую можно не один дом отремонтировать. И чувствуют себя неплохо. Ну кто же от этого откажется? А тут депутаты какие-то ещё деньги у них отобрать хотят - нехорошо. Поэтому и заключение такое. Но что касается этого законопроекта, меня удивило тоже выступление представителя комитета, что как бы вот не рассматривали они. Но если вопрос направлен на улучшение, повышение эффективности работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ну, наверное, надо было рассмотреть, нуждается ли в улучшении работа фонда или не нуждается, наверное, надо было посмотреть, как фонд работает, и после этого уже принимать решение. Люди говорят, что нуждается. Но суть проблемы опять не в этом - суть в том, что у нас имущественные отношения опять пытаются решить люди, которые ничего в них не понимают. У нас заложена бомба в самом понятии "долевая собственность", "общая долевая собственность", понимаете? Мы никак не уйдём от понятия, что у нас всё общее, на этапе начала коммунистической... в стране после коммунистической революции тоже неправильное толкование было, которое не закладывали ни Маркс, ни Энгельс в понятие "общественная собственность". Тогда и жёны были общественные некоторое время, и, вообще всё было общественное. Ну, потом разобрались через какое-то время, что не всё всё-таки общественное, есть частная жизнь. И сейчас, если мы опять обсуждаем вот эти проблемы, об общественной собственности, ну посмотрите хотя бы, как в других странах это решается. Практически во всех странах Европы у человека, покупающего квартиру в многоквартирном доме, приобретающего в собственность, совершенно чётко прописаны две цифры: первая - это его личная собственность, то есть его конкретно квартира в таких-то... описана и сверху, и снизу, и справа, и слева; вторая - его доля в общей собственности, причём выраженная как в процентах, так и в конкретных метрах. Потому что понятно, что собственник должен нести нагрузку по содержанию общественных помещений, эксплуатации лифтов, по содержанию этажей, сколько убирается, сколько электричества горит. У нас непонятно, почему, кто и как несёт. Себя приведу в пример: почему я должен платить за электричество так называемое нераспределённое - это те собственники, которые не платят, и плюс ещё общественные помещения - причём в три раза больше, чем я сам лично нажигаю? Мне счёт приходит, вот у меня там 1 тысяча рублей за электричество, условно, и 3 тысячи рублей я плачу за нераспределённую электроэнергию. Объяснение очень простое: иначе весь дом отключим. И в ТСЖ почему загоняют? Проще решать проблемы. Вы попробуйте разберитесь с каждым собственником в отдельности - неудобно, неудобно, проще весь дом отключить, рубильник вырубить, если дом не рассчитался. И вину... ну, ТСЖ, сами так решили, не оплатили вовремя коммуналку. Поэтому этими проблемами действительно надо заниматься, заниматься серьёзно, менять законодательство, чтобы у нас при праве собственности, которое возникает на квартиру, человек понимал, что в собственности у него находится не только его квартира, но и, условно, ещё, там, 40 метров лестниц, площадок, лифтовых площадок, и за это он должен платить, потому что иначе не получится. И взыскания обращать надо на конкретного собственника, а не так - на всё ТСЖ. К сожалению, у нас все общественные проблемы, начиная с 17-го года, решаются либо ГУЛАГом, либо воронком, либо фразой "рубильник выключу у всего дома, если не заплатите", и будут они так решаться, если мы нормально не будем подходить к этому вопросу и не делать комплексно работу. И по фондам ещё раз хотел бы отметить. Ну, давайте мы всё-таки приведём в порядок, там всё-таки бюджетные деньги, понятно, отчитаться, провериться можно по всему, но давайте упростим людям возможность получения тех денег, которые есть. Хватит, наверное, чиновникам на депозитах себе бонусы начислять. Поэтому считаю, что законопроект надо принимать, во втором чтении ещё что-то добавить, потому что, прочитайте, вы там с высшим образованием, со стажем депутатской работы не разберётесь, какие вам документы туда надо подавать по закону, а там ещё чиновник вам как объяснит, что надо подать - с ума сойдёте. И вот, к сожалению, у нас большинство законов таких, что юриста надо нанимать, специалиста именно в этой области, чтобы что-то получить. И в итоге ремонтироваться у нас будут те дома, которые действительно не нуждаются в ремонте, а жители тех, которые нуждаются, у нас будут от безвыходности ставить там кипятильники себе и грелки, печки-буржуйки покупать и будут целыми семьями гореть. Подумайте, впереди зима, зима ещё более тяжёлая, чем была эта. Кризис никуда не ушёл. И мы дна достигли и медленно по нему ползём, ищем ямку поглубже, чтобы зарыться туда. Люди нас не поймут. Поэтому предлагаю поддержать настоящий законопроект, доработать его во втором чтении и во втором чтении уже, может быть, внимательнее посмотреть на работу этого фонда жилищно-коммунального хозяйства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гончар Николай Николаевич, ваше выступление. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Надежда Васильевна, я, когда поднимал руку, просил слова как депутат, меня фракция не уполномочивала выступать по данному вопросу. Если вы позволите... А если нет, я должен... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте. ГОНЧАР Н. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте смешано несколько проблем. Первая проблема - это функционирование и прекращение деятельности товариществ собственников жилья. Исключительно важная и очень сложная проблема. Второй вопрос - иные формы, предусмотренные Жилищным кодексом. По поводу реабилитации, мне этот тезис непонятен, потому что в Жилищный кодекс никаких изменений, которые исключали бы из юридической практики, не из реальной практики реализации Жилищного кодекса, а из того, что там написано, непосредственное управление домом, - там ничего этого нет. Это можно делать. Другое дело, что не всегда органы местного самоуправления, другие структуры с готовностью на это идут. Теперь о том, что касается упрощённого порядка расходования средств фонда. Вот я очень сомневаюсь в том, что нужно вводить такой упрощённый порядок. Я считал бы необходимым поставить вопрос и, может быть, если моя фракция меня поддержит, дать поручение от имени Государственной Думы Счётной палате, с тем чтобы она проверила, как израсходовано то, что уже израсходовано. А вот этот упрощённый порядок - это голубая мечта чиновников и этого фонда, и людей, занимающихся жилищным хозяйством на местах. Что для меня представляется ключевой проблемой - пересмотреть порядок ликвидации товариществ собственников жилья. На сегодняшний день это действительно очень сложная процедура. И когда мы сталкиваемся с тем, что документы, мягко говоря, вызывают сомнение с точки зрения подлинности подписей, даже заочно собранных, то дальше ликвидировать ТСЖ крайне сложно, тут Галина Петровна абсолютно права. Повторяю ещё раз: я не выступаю в данном случае от фракции, у меня есть своя позиция, но то, что нужно развести эти проблемы, и то, что, занимаясь одним, не нужно валить всё в одну кучу, от этого будет только вред, - я эту позицию высказываю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Депутат Шеин Олег Васильевич, ваше выступление. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, на самом деле это очень важный законопроект. Я думаю, что не в первый и не в последний раз мы обсуждаем эти вещи в Государственной Думе. Но хотелось бы начать вот с чего. Сам тезис о том, что создание ТСЖ, именно ТСЖ, только этой формы, - это стратегическая цель жилищной реформы в Российской Федерации, по своему характеру абсолютно сравним с тезисом 1929 года о том, что только колхозы в нашей стране являются инструментом, который может обеспечить крестьянину счастливую жизнь. И точно так же, как в 29-м году, сегодня совершенно искусственно, вопреки воли людей, вместо того чтобы обеспечить нормальную кооперацию, объединение, чего люди сами хотят и чего добиваются, формируют псевдоструктуры. Действительно, тот закон, который сегодня существует, закон № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", означает следующее: только те регионы, которые выполнили ряд требований, могут получить деньги на капремонт. А теперь о самом главном, о том, какие это требования. Первое - продать все коммунальные системы сетям. То есть в соответствии со 185-м законом предполагается приватизировать и теплотрассы, и водопроводные сети, ибо только тот регион, тот город, который продал системы коммунального хозяйства, может претендовать на получение денег на капитальный ремонт жилых домов. Второе - монетизировать льготы по ЖКХ. Ну, я полагаю, этот момент вообще не требует никаких комментариев, мы все понимаем, что это такое. И третье, очень важное, - это загнать 5-10, а теперь и 20 процентов всех домов в ТСЖ, и делать это именно теми методами, о которых говорила коллега Хованская. При этом надо отметить, что, хотя 20 процентов всех домов в ТСЖ необходимо отправить, чтобы получить деньги на ремонт, только 7 процентов домов в рамках этого фонда смогут получить деньги на то, чтобы был произведён ремонт. То есть две трети жителей домов, которые направляются в ТСЖ, изначально оказываются в положении, когда их умышленно обманывают, им говорят: вы войдёте в ТСЖ, вы получите денег целый мешок на ремонт вашего дома, - а реально денег не будет. По цифрам это получается именно так, об этом неоднократно в этом зале говорилось, и с этим не спорит никто - ни Правительство Российской Федерации, ни фонд, ни профильный комитет. Второе. Естественно, когда дома загоняют в ТСЖ, это формирует колоссальную площадку замечательную для разного рода мошенников, которые ставят задачу не столько получить деньги на ремонт и привести дома в порядок, сколько просто-напросто овладеть теми немалыми средствами, которые люди платят за текущее содержание жилых домов. Общий объём средств, которые идут на оплату услуг ЖКХ от населения Российской Федерации, составляет порядка 3 триллионов рублей. Это огромные деньги! И не случайно создаются псевдо-ТСЖ, в которые входит не один дом, а десять - пятнадцать или двадцать, а в городе Саратове четыреста домов в одно ТСЖ предыдущий мэр (которого, правда, потом в тюрьму отправили) загнал (ну, человек понятно какой партии). Так вот, в этих условиях абсолютно очевидно, что идёт процесс формирования из реальной жилищной реформы некой фальшивки. Следующее. Что вообще у нас происходит с товариществами собственников жилья? Важно, что коллега Гончар здесь согласился с тем подходом, теми опасениями, которые мы высказываем. Первая проблема. Чтобы зарегистрировать товарищество, не нужно даже приносить протоколы и листы голосования, достаточно принести одну бумагу, подписанную правлением, и после этого налоговая по сегодняшним правилам, не проверяя, голосовали за создание ТСЖ люди или не голосовали, обязана ТСЖ зарегистрировать. После этого это псевдо-ТСЖ подписывает огромное количество разного рода договоров, навешивает на людей долги, формирует коллективную ответственность по коммунальным услугам, о чём я сейчас дополнительно скажу, и выйти из этого псевдо-ТСЖ можно только через суд. Более того, в сегодняшнем Жилищном кодексе, который есть священная корова, - и господин Крашенинников здесь, в зале, заявил, что никто из комитета менять его не собирается, - написано, что в ТСЖ принятие решения возможно, если только иное не предусмотрено уставом, исключительно путём очного голосования. Вот ТСЖ, в нём двадцать домов или четыреста - только если жители этих домов очно собрались на улице, собрание является правомочным и соответствующее решение является легитимным, законным. А в других формах, кстати, предусмотрено заочное голосование, которое вовсю применяется в Российской Федерации. То есть создать фальшивку можно, а вот выйти из неё путём заочного голосования нельзя. Понятно, что все никогда не соберутся, можно решить вопрос только через суд, а к этому времени, естественно, на данное ТСЖ уже будет навешено огромное количество разного рода долгов. В чём здесь проблема? Как раз в том, что написано в федеральном законе, который напрямую стимулирует местные органы власти к формированию фальшивок, к формированию лжетовариществ собственников жилья, ибо, получается, надо закрыть глаза на мошенников, закрыть глаза на жуликов, тогда будет хорошая процентовка, будет 15-20 процентов и придут деньги. Правда, непонятно, кто за эти деньги будет проводить ремонтные работы. Ещё одна проблема. Я спросил докладчика, почему он считает, что люди должны быть счастливы, если вступят в товарищество собственников жилья. А докладчик мне ничего не ответил, и ответить он не в состоянии. Потому что в этом зале шесть лет назад вы приняли 210-й закон, по которому только при непосредственном управлении люди имеют право на прямые договора по коммунальным услугам, только при непосредственном управлении люди имеют право напрямую заключить договора по водоснабжению, по энергоснабжению, по теплоснабжению. При ТСЖ, при управляющих компаниях все договора идут через ТСЖ, через управляющие компании, и - об этом справедливо сказал коллега Рохмистров - в этом случае возникает коллективная ответственность по коммунальным услугам: не заплатила одна квартира - долги не этой квартиры, долги всего товарищества собственников жилья. И вот от этого, по этим обстоятельствам народ должен быть счастлив, в этом как раз смысл жилищной реформы и заключается. И понятно, что такого рода реформы, естественно, вызывают у людей аллергию на любые ТСЖ, на любые формы жилищного объединения. Хотя наша фракция считает необходимым поддержать тех людей, которые пытаются свои дома приводить в порядок, создавать реальные, настоящие ТСЖ, создавать реальное, настоящее непосредственное управление и формировать настоящие договора с управляющими компаниями. Нам здесь рассказывали о том, что 185-й закон позволяет контролировать деньги. Кому? Вот этим мошенникам, которые создали липовые ТСЖ или управляющие компании? Как раз в тех случаях, когда люди заключают прямые договора с коммунальными компаниями, когда люди имеют, так сказать, аэродромы подскока в виде договоров с обслуживающими организациями и готовы дома приводить в порядок (я имею в виду непосредственное управление), государство не даёт ни копейки. Это есть прямая дискриминация тех форм жилищного самоуправления, которые наиболее интересны людям, на что люди готовы идти. И в заключение хотелось бы сказать следующее. Закон № 185-ФЗ, по большому счёту, так скажем, приказывает долго жить, его действие заканчивается. Наша фракция не голосовала за этот закон, мы изначально предполагали, что от этого закона для страны будет гораздо больше проблем, чем радости. Больше того, хочу обратить внимание на то, что этот закон как раз не предполагает капитального ремонта домов. У нас капремонтом назвали замену стояков, ремонт крыш. По этому закону нельзя потратить деньги на укрепление фундамента или стяжку стен швеллерами, эти виды работ, действительно предполагающие спасение дома от обрушения, в список 185-го закона не вошли. Это не более чем текущий ремонт, который по совершенно политиканским причинам обозвали ремонтом капитальным. В обмен на это мы монетизируем льготы пенсионерам и создаём колоссальное количество проблем людям, в обмен на это мы продаём коммунальные сети частным фирмам, и формируются частные монополии в сфере водоснабжения, энергоснабжения и теплоснабжения, в обмен на это мы разрушаем систему управления коммунальным хозяйством, потому что чем больше неподконтрольных посредников, тем более туманно уходят деньги, которые платят реальные потребители. И те, кто сегодня деньги платит за воду, за электроэнергию, за газ, за отопление, платит их не напрямую коммунальщикам, а фирмам-одуванчикам, которые потом распадаются и их руководители уезжают к коллегам, к товарищам по роду службы обменяться опытом на остров Сицилия. Так вот, в этих обстоятельствах 185-й закон - это закон, который тормозит жилищную реформу, который существенно остановил проведение жилищной реформы в Российской Федерации, который мешает людям, реально намеревающимся свои дома приводить в порядок и заниматься жилищным самоуправлением, в том, чтобы это жилищное самоуправление реализовывать. Этот закон сегодня стал законом вредным, законом в интересах монополий, законом в интересах мошенников, законом, который, по сути дела, остановил реформу коммунального комплекса на том уровне, который был пять лет назад, и откинул страну назад. Поэтому наша фракция, бесспорно, данный законопроект будет вносить ещё раз, с тем чтобы обеспечить реальную жилищную реформу, прозрачность финансовую в Российской Федерации, обеспечить демонополизацию рынка, работу малого бизнеса и право людям, кто в своих домах живёт, самостоятельно своими деньгами распоряжаться и не платить за другого парня второй и третий раз, если другой парень платить не хочет за коммунальные услуги. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Присаживайтесь. Полномочный представитель президента? Не желает выступить. Полномочный представитель правительства также. Докладчик, требуется заключительное слово? Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, вернёмся в 2007 год. Какое было замечательное послание президента! Даже те, кто никогда не аплодирует, в тот раз аплодировали Владимиру Владимировичу Путину, когда он сказал, что нам надо покончить с национальным позором - аварийным жилищным фондом и ветхим жильём. Во что превратилось вот такое замечательное предложение? Оно трансформировалось в 185-й закон, который мы сегодня обсуждаем и последствия принятия которого крайне негативно сказались на той самой реформе, о которой все так пекутся. Я ещё раз хочу сказать, что всё-таки эти деньги были выделены для того, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, безопасность их проживания, причём независимо от уровня их доходов. Как раз большей проблемой для государства должна быть защита социально незащищённых категорий граждан, которые не могут эти несчастные 5 процентов найти в своих карманах, потому что эти 5 процентов - это их две месячные пенсии. И это серьёзный момент. Ничего правительство, я подчёркиваю, не сделало для того, чтобы всё-таки уровень защиты, какой-то противовес этому закону создать, - ноль. Уважаемый Николай Николаевич, непосредственное управление - это одна из законных форм в Жилищном кодексе, и никто её оттуда не выбрасывал. Но дело в том, что 185-й закон не предполагает выделения денежных средств тем домам, которые осмелились выбрать этот законный способ управления. Это называется дискриминацией. Что хочу ещё сказать. Если мы дальше хотим продолжать плодить уголовщину, уголовные дела против наших глав муниципальных образований, давайте проголосуем против этого законопроекта. Они и дальше будут лепить эти протоколы фальшивые, и дальше будут попадать под уголовное преследование, если жители окажутся более настойчивыми, не такими пассивными. А этот процесс пошёл. Ещё один момент, о котором очень хочется сказать. Вы смотрите, что происходит. Те условия, которые можно выполнить путём уголовщины и фальсификации, они выполняются, а вот для того, чтобы создать перечень общего имущества, чтобы сформировать нормальные земельные участки, которыми, собственно, и надлежит управлять товариществу собственников жилья, - ничего не делается. Ничего не делается, даже графики эти не утверждены во многих регионах. Вот с чего надо начинать. Когда мы образуем товарищество добровольно, мы хотим знать, чем мы будем управлять. Земля не сформирована или пытаются её сформировать по периметру дома, ничего людям не дав, подвалы захвачены сначала муниципальной властью, а потом проданы коммерческим структурам. Какое ТСЖ после этого? Как управлять таким домом, дорогие друзья? Это же ненормально. Посмотрите, мы исключаем или корректируем какие-то нормы по условиям выделения денежных средств, только когда жареный петух клюнул, когда президент сказал: тарифы невозможные, выросли в три раза. Виноват кто? Виновата местная власть по нормативам, и виновато перекрёстное субсидирование, дата введения которого была установлена. Троекратный или в четыре - пять раз произошёл подъём тарифов во многих муниципальных образованиях. Тут мы скорректировали, потому что президент же сказал, потому что люди же на улицу пошли. Если мы не хотим вывести людей на улицу - давайте убирать эти нормы, которые приводят к негативным последствиям. Люди не хотят умирать в своих домах! Мы им должны помочь сохранить своё благополучие, здоровье и жизнь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Пожалуйста, Валерий Викторович Панов, ваше заключительное слово. С места. ПАНОВ В. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, хотел бы после жаркой дискуссии в общем вернуть вас к обсуждению законопроекта и сказать, что все те моменты, которые здесь звучали в качестве предложений, очень интересны и очень важны, но они в большей степени не имеют отношения к обсуждаемому законопроекту. А те моменты, которые отражены в обсуждаемом законопроекте... в целом этот законопроект не будет способствовать достижению указанных целей, о которых здесь говорили. Поэтому предлагаю, рекомендую от имени комитета не поддерживать законопроект и отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 31 сек.) Проголосовало за 135 чел.30,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% Результат: не принято Не принято.