Заседание № 216

14.03.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 319278-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (в части ограничения установки специальных сигналов на транспортные средства; внесён депутатами Государственной Думы В. М. Зубовым, Г. А. Зюгановым, В. П. Никитиным, Р. М. Бадаловым, А. Н. Савельевым, Б. А. Виноградовым, Ю. П. Савельевым, В. И. Сергиенко, А. В. Чуевым, С. Н. Решульским, А. П. Кондауровым, В. Е. Кузнецовым, Р. Г. Гостевым, А. Е. Локотем, А. С. Давыдовым, А. М. Макашовым, М. Г. Махмудовым, Л. Н. Швец, С. И. Штогриным, С. А. Глотовым, Н. М. Безбородовым, И. К. Викторовым, В. А. Рыжковым, С. А. Насташевским, В. И. Варенниковым, Е. В. Ройзманом и Г. П. Хованской).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1835 по 2455 из 2685
Переходим к рассмотрению пунктов 11.1 и 11.2. О проекте федерального закона     
"О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного             
движения". Доклад Виктора Валерьевича Похмелкина.                               
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Валерьевич.                                                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                       
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, как известно, политическая память коротка, поэтому начну с   
истории вопроса.                                                                
                                                                                
Весной 2003 года вашему вниманию уже был предложен аналогичный законопроект     
тем же самым автором, и тогда Государственная Дума более чем тремястами         
голосов приняла его в первом чтении. А речь шла о том, чтобы существенно        
сократить количество так называемых спецсигналов, которые выделяются для        
наших машин, ограничить их количество, сохранив только за теми автомобилями,    
которые выполняют функции по охране жизни и здоровья людей и снабжены           
специальными цветографическими схемами, то есть так называемыми машинами        
оперативных служб. Однако затем прошли выборы, по всей видимости,               
актуальность поддержки этого закона существенно пропала, и Дума четвёртого      
созыва в вашем лице уже в самом начале своей работы отклонила данный            
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Но оказалось, что проблема не надуманная, что количество так называемых         
вип-аварий растёт, наглость, которую демонстрируют сановные пассажиры и их      
водители на дорогах, приобретает чудовищный характер. Это вылилось в массовые   
акции протеста, которые были отражены во многих средствах массовой              
информации, и в конце концов решение по данному вопросу вынужден был            
принимать Президент Российской Федерации на самом высоком политическом          
уровне.                                                                         
                                                                                
Сейчас, как нам говорят, проблема вроде как бы решена. Есть указ президента,    
который поручил правительству - и это поручение выполнено, хотя и с             
опозданием, - существенно ограничить количество спецсигналов, и сегодня их      
около тысячи, помимо машин оперативных служб. Отменены так называемые           
спецномера, и как ни сопротивлялась определённая часть в том числе и            
парламентского корпуса, это решение всё-таки принято. Я считаю это большим      
шагом вперёд, и тем не менее я уверен, что проблема пока до конца не решена,    
и вот по каким соображениям.                                                    
                                                                                
Во-первых, на мой взгляд, вопрос о том, кто имеет право пользоваться            
привилегиями на дорогах, а кто нет, должен решаться не на уровне                
постановления правительства и даже не на уровне указа президента, а на уровне   
федерального закона. Это прямое требование Конституции Российской Федерации,    
согласно которой любые ограничения прав и свобод граждан должны                 
осуществляться только федеральным законом. А это, извините меня, очень          
существенное ограничение прав граждан, когда мы с вами, как автомобилисты,      
должны уступать дорогу машине с включёнными световыми и звуковыми сигналами.    
И естественно, что вопрос, кому такое право предоставлять, должен решаться      
путём тщательного обсуждения, через парламентские процедуры, и в нём должны     
принимать участие высшие органы государственной власти, высшие должностные      
лица, к которым как раз и относятся депутаты Государственной Думы, члены        
Совета Федерации и президент, то есть основные субъекты законодательного        
процесса. Это первый аргумент, почему мы с вами сегодня должны принять тот      
или иной закон на данную тему.                                                  
                                                                                
Второе. Я лично исхожу из того, что никаких специальных прав у чиновников       
любого уровня, у депутатов любого уровня или тем более у общественных           
деятелей, у крупных бизнесменов на дороге быть не может и не должно. По сути    
дела, наличие таких привилегий - это признаки, если хотите, византийского       
политического режима. Ни одна нормально развитая демократическая страна таких   
привилегий не имеет. Ни Президент Соединённых Штатов Америки, ни её             
величество королева Великобритании или премьер правительства, ни                
премьер-министры и президенты основных государств не пользуются                 
спецсигналами, что уж говорить об их подчинённых или о депутатском корпусе!     
Когда премьер-министра Финляндии, женщину, наши журналисты спросили: "А есть    
ли у вас спецсигнал на машине?" - она удивилась и сказала: "Извините, я не      
езжу на работу на "скорой помощи". Вот такова реакция нормальных политиков в    
нормальной стране.                                                              
                                                                                
Именно поэтому я предлагаю в очередной раз, во-первых, решить данный вопрос     
на законодательном уровне, во-вторых, ограничить спецсигналы только теми        
машинами, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, то есть   
машинами "скорой помощи", милиции, пожарной охраны, МЧС, машинами оперативных   
служб. Я даже не считаю необходимым, как и мои коллеги, вынесшие                
альтернативный проект, наделять этим правом машины так называемых охраняемых    
лиц. Дело в том, что охраняемые лица ездят в сопровождении машин Федеральной    
службы охраны, а Федеральная служба охраны - это оперативная служба, которая    
имеет право пользоваться спецсигналами, то есть никакого специального           
преимущества им не надо. Но уж если на то пошло, давайте хотя бы так вопрос     
решим и ограничим всех остальных в пользовании этими спецсигналами.             
                                                                                
А теперь несколько наблюдений. Вы знаете, когда эта тема широко обсуждалась,    
когда президент готовил свой указ, я, например, как рядовой автомобилист, - а   
я езжу без всяких привилегий за рулём на дорогах - стал наблюдать, что машины   
с мигалками стали вести себя аккуратнее, что действительно та наглость,         
которой отличались водители этих машин, стала немножко утихать. Но вот принят   
указ, вот закончилась делёжка этих спецсигналов - и что снова мы наблюдаем?     
Мы наблюдаем ту же самую печальную картину: как неслись, так и несутся,         
несмотря ни на что, по разделительной полосе, а то и по встречной джипы,        
"мерседесы", а то и "бентли", снабжённые спецсигналами. Делают что хотят на     
дорогах.                                                                        
                                                                                
Ко мне обратился один автолюбитель. Он не уступил дорогу в тоннеле машине со    
спецсигналом, а сделал это сразу по выезде из тоннеля. Его тут же наказали,     
то есть прошла информация дежурному постовому, водителя остановили и            
привлекли к ответственности, видите ли, за то, что он строго выполнил пункт     
правил: перестроение в тоннеле категорически запрещено (и это абсолютно         
разумное правило). Он перестроился сразу же по выезде, и тем не менее           
сановный пассажир, наглый и хамоватый, не погнушался обратиться к дорожному     
постовому, чтобы человека остановили, составили протокол и даже отобрали        
права. Не уступить дорогу машине со спецсигналом - это, в общем, чревато        
лишением прав. Это абсолютно правильная мера, когда речь идёт о "скорой         
помощи", о машине, преследующей преступника, о машине, которая спешит, чтобы    
потушить пожар. Но с какой стати надо уступать дорогу этим наглецам,            
занимающим определённые кресла? Они вполне могут успеть на работу и без таких   
привилегий и прав, а если даже и опоздают, ничего страшного не случится в       
подавляющем большинстве случаев.                                                
                                                                                
И ещё один аргумент. Если мы все с вами ездим по правилам и все стоим в         
пробках, то волей-неволей проблема пробок, проблема заторов становится          
общегосударственной и волнует каждого из нас. А если высший руководящий слой    
от этого защищён, мы никогда эту проблему с вами не решим.                      
                                                                                
И последний аргумент. Уважаемые коллеги из партии "Единая Россия", от вас,      
естественно, как и всё в этой Думе, зависит принятие решения. Я, в общем,       
знаю вашу позицию, но всё-таки не удержусь от того, чтобы не обратиться к       
вам. Очень вас прошу, становитесь наконец политической партией. А               
политическая партия - это та, которая выражает свою позицию не в соответствии   
с тем, какую команду получит от исполнительной власти, а в соответствии с       
волей своих избирателей. Подавляющее большинство российских избирателей         
занимают позицию либо этого законопроекта, либо на худой конец законопроекта,   
который будет докладывать мой коллега Валерий Михайлович Зубов, и вы это        
очень хорошо знаете. Не думайте, что, так или иначе, административный ресурс    
вас защитит. Начинается всё с малого. Исполнительная власть должна слушаться    
нас, исполнительная власть должна отчитываться перед нами, а не диктовать нам   
свои условия, как это было до сих пор. Встаньте на эту позицию, и я уверен,     
что тогда действительно вы совершенно заслуженно будете пользоваться, так       
сказать, всеми преимуществами партии власти, и этот термин не будет             
использоваться в том уничижительном смысле, в каком это сейчас часто            
делается.                                                                       
                                                                                
Я рассчитываю на то, что если решение не будет принято сейчас, то дискуссия     
по данному вопросу всё-таки подвинет нас вперёд, и призываю вас выразить волю   
ваших избирателей.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И пункт 11.2...                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, вы забыли Регламент. У нас два       
альтернативных законопроекта, сначала заслушиваются доклады по ним, потом       
задаются вопросы, а потом - выступления.                                        
                                                                                
Пункт 11.2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О безопасности дорожного движения" доложит Валерий Михайлович Зубов.     
Пожалуйста, Валерий Михайлович.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском           
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги-депутаты! Я хотел бы         
остановиться на трёх основных аргументах, в силу которых группа депутатов,      
подписавшихся под этим законопроектом, предлагает вам его принять.              
                                                                                
Первое. Всё-таки надо принять к сведению, что за последние пятнадцать лет       
страна стала, скажем так, автомобильной: почти каждая третья семья сегодня      
владеет автомобилем. И если раньше, двадцать лет назад, можно было смотреть     
на автолюбителя как на человека, который получил свой автомобиль по должности   
или по особому талону, то сегодня большинство автомобилей заработано            
миллионами людей, проживающих в стране, и поэтому ситуация на автомобильных     
дорогах определяет общие отношения в обществе, определяет взаимоотношения       
между государством и обществом. Причём не только в Москве: пробки в             
предпраздничные дни теперь характерны для каждого областного центра, и в        
самое ближайшее время, если мы ничего не будем предпринимать, они спустятся     
вниз - на районный уровень. Кстати, абсолютное большинство отзывов с мест как   
реакция на этот законопроект положительное: принять такой закон, потому что     
люди прекрасно понимают, что на самом деле за этим законом стоит не только      
техническая проблема.                                                           
                                                                                
Содержание законопроекта в отличие от содержания того, который первым был       
доложен моим коллегой Похмелкиным, сводится к следующему. Исходная позиция:     
все равны перед законом, как записано в Конституции, в том числе и когда        
садятся в автомобиль. Общество через федеральный закон, как прописано в         
Конституции, имеет право выделить те группы автомобилей, которые выполняют      
функции, необходимые для поддержания обороноспособности, общественного          
порядка, обеспечения медицинской помощи, предотвращения чрезвычайных            
ситуаций. Общество имеет право федеральным законом выделить такие группы        
автомобилей и предоставить им особые права в случае если они, во-первых,        
оборудованы специальным образом, как-то по-особому раскрашены, как, к           
примеру, "скорая помощь", и тогда все видят, что выполняются                    
общегосударственные функции. Все остальные равны. Наш законопроект в отличие    
от законопроекта коллеги Похмелкина делает исключение для восьми высших         
должностных лиц государства - это президент, руководители двух палат,           
генеральный прокурор и председатели федеральных судов, всё. Восемь              
исключений, которые чётко прописаны в законопроекте.                            
                                                                                
На наш взгляд, и здесь мы согласны с тем, кто выступал передо мной, подобного   
рода ситуации не могут регулироваться постановлениями правительства, это        
можно сделать только федеральным законом. И поэтому даже для того, чтобы        
решения правительства, изданные в последнее время, обрели законную силу,        
необходимо принимать закон.                                                     
                                                                                
И наконец, третье. Я тоже сам сижу за рулём автомобиля, спецномера нет, легко   
наблюдать, что происходит. Вы знаете, а ведь непонятно, кто едет с мигалкой.    
Можно только догадываться, что если впереди машина с мигалкой либо без          
мигалки, то, может быть, едет государственный чиновник, но почти наверняка,     
если сзади едет джип, можно точно догадаться (мы все живём в этой стране),      
кто едет в первой машине перед этим джипом. В стране в своё время была          
ситуация, когда наш народ жил по двум разным законам. В ту эпоху дефицита       
двадцать лет назад существовали магазины, в которых можно было купить не на     
деньги, а на талоны или по знакомству, и спецраспределители. Ситуация на        
дорогах сегодня абсолютно точно повторяет ту ситуацию двадцатилетней            
давности: есть общий магазин - общая дорога для всех, и есть                    
спецраспределитель - либо специальная полоса, либо специальный номер, либо      
специальный световой сигнал на машине, перед которой все останавливаются и      
владелец которой в первую очередь приобретает, но уже не товары, а услуги. К    
чему приведёт это, тоже можно предвидеть.                                       
                                                                                
Я абсолютно согласен, повторяюсь, с коллегами, которые подписали этот закон,    
и с депутатом Похмелкиным, что до тех пор, пока все руководители страны не      
будут приобретать товары в одном общедоступном магазине, проблемы дефицита      
стоянок, дорог, ликвидации пробок в стране не решить.                           
                                                                                
И последнее. Вы знаете, очень странно, что в течение полутора лет обсуждают     
законопроекты, полтора года, даже больше обсуждаются вот эти два                
законопроекта, а в промежутке сумели принять один, но обратите внимание         
какой: как бы лишающий права вот этой привилегии только депутатов Госдумы и     
членов Совета Федерации. То есть тем самым согласились в очередной раз, что     
парламент по своему статусу, уровню ниже, чем отделы в министерстве,            
например. И те, кто проголосует против данного проекта закона, они согласятся   
с тем, что закон в нашей стране по статусу ниже, чем распоряжение или           
постановление какого-либо административного органа, включая правительство.      
                                                                                
Обратите внимание, что нет в документах, которые предложил нам комитет,         
заключения администрации и заключения правительства на данный законопроект.     
Мне кажется, что и в администрации президента, и в правительстве понимают,      
что законопроект не носит чисто юридико-технический и даже чисто                
автомобильный характер, это глубинный, глубинный закон с точки зрения           
понимания того, как мы с вами вместе будем жить в обществе.                     
                                                                                
Честно скажу, я завидую тем странам, где наследники королевских престолов       
платят штраф за превышение скорости. Только в такой стране, где депутат и       
министр будут платить штраф и будут ездить по общим правилам, есть шанс, что    
будет доверие общества к власти, и это основа стабильности общества и           
устойчивого его развития.                                                       
                                                                                
Убедительно прошу, проголосуйте по совести, учитывая смысл и выгодность, за     
данный законопроект. Спасибо.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Содоклад от комитета по двум законопроектам сделает Алексей Михайлович          
Розуван. С места будете, Алексей Михайлович? Нет.                               
                                                                                
РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем     
два альтернативных проекта федеральных законов: "О внесении изменения в         
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", внесённый депутатом      
Государственной Думы Похмелкиным, и "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О безопасности дорожного движения", внесённый депутатами Государственной       
Думы Зубовым, Зюгановым, Никитиным и другими. Оба законопроекта направлены на   
урегулирование вопроса установки на транспортные средства специальных           
звуковых и световых сигналов.                                                   
                                                                                
Проект федерального закона, внесённый депутатом Государственной Думы            
Похмелкиным, предусматривает возможность оборудования специальными световыми    
и звуковыми сигналами только транспортных средств оперативных служб при         
наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих         
транспортных средств, а также транспортных средств оперативного назначения,     
оперативных и специальных служб. Положения данного законопроекта не             
предусматривают возможности установки специальных сигналов на транспортные      
средства лиц, подлежащих государственной охране, а также иных лиц и             
государственных органов.                                                        
                                                                                
Законопроектом, внесённым депутатами Государственной Думы Зубовым, Зюгановым,   
Никитиным и другими, предлагается предоставить возможность оборудовать          
специальными световыми и звуковыми сигналами только транспортные средства,      
перевозящие Президента Российской Федерации, Председателя Правительства         
Российской Федерации, других лиц, подлежащих государственной охране в           
соответствии с Федеральным законом "О государственной охране", а также          
транспортные средства органов милиции, служб неотложной медицинской помощи,     
противопожарных и иных оперативных и специальных служб при наличии нанесённых   
на наружные поверхности специальных цветографических схем, надписей и           
обозначений. Авторами законопроекта не предусмотрена возможность установки      
специальных сигналов на транспортные средства оперативных и специальных         
служб, в том числе органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности,    
не имеющих специальных цветографических схем, надписей и обозначений на         
наружных поверхностях.                                                          
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что оба законопроекта были внесены в         
Государственную Думу в июле 2006 года. На тот момент количество транспортных    
средств, оборудованных специальными сигналами, превышало семь тысяч единиц и    
проблема действительно была острой. Все мы прекрасно помним многочисленные      
акции протеста, прокатившиеся по стране после приговора, вынесенного судом по   
делу Олега Щербинского, признанного виновным в гибели губернатора Алтайского    
края Михаила Евдокимова. Это было, повторюсь, почти год назад. На сегодняшний   
день, на наш взгляд, законопроекты потеряли свою актуальность. Это связано с    
выходом 22 сентября 2006 года Указа Президента Российской Федерации № 1042 "О   
первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", а также   
принятием во исполнение него постановления Правительства Российской Федерации   
№ 737 от 1 декабря 2006 года. В соответствии с этими правовыми актами           
количество транспортных средств, оборудованных специальными сигналами, было     
сокращено с семи тысяч до девятисот восьмидесяти единиц. Были определены        
порядок установки спецсигналов и перечень лиц и органов, имеющих право на их    
установку. Таким образом, данные вопросы в настоящее время можно считать        
урегулированными и внесение изменений в действующее законодательство по         
данному вопросу представляется излишним, по крайней мере пока. С момента        
вступления в силу указа президента и постановления правительства прошло ещё     
слишком мало времени, чтобы делать окончательные выводы. Вполне допускаю, что   
нам ещё придётся вернуться к этой теме, время покажет.                          
                                                                                
Учитывая сказанное, а также то, что в соответствии со статьёй 22 Федерального   
закона "О безопасности дорожного движения" к компетенции Правительства          
Российской Федерации отнесено установление единого порядка дорожного движения   
на всей территории Российской Федерации, Комитет по безопасности не             
поддерживает проекты федеральных законов № 318609-4 "О внесении изменения в     
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и № 319278-4 "О           
внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и    
рекомендует их отклонить при рассмотрении в первом чтении.                      
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне.                     
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику от комитета? Есть вопросы, вижу,   
два депутата: Апарина Алевтина Викторовна и Рубежанский.                        
                                                                                
Пожалуйста, первый вопрос - Апарина Алевтина Викторовна.                        
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос, собственно, к      
обоим докладчикам, но я Похмелкину задаю.                                       
                                                                                
Виктор Валерьевич, вы известный специалист в этой области, по автомобилям,      
даже партию автомобилистов, по-моему, создали. У меня такой вопрос и перед      
этим замечание такое. Конечно, мы поддерживаем предложения, которые здесь       
высказаны, о том, что все равны, что не должно быть никаких спецсигналов, это   
не подлежит сомнению. Но вопрос мой к вам такой. Вы же грамотный специалист,    
вы представляете, что, сосредоточив внимание в течение длительного времени,     
уже второй год, только на этой теме, вы уводите руководителей исполнительных    
органов власти от кардинального решения этих проблем? Безопасность движения -   
одно, но ведь ещё пробки вон какие. Какие меры?.. Вы вот на этом... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Валерьевич Похмелкин, ответьте. С      
места.                                                                          
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Алевтина Викторовна, для справки: я возглавляю Движение автомобилистов          
России, а не партию. Это общественное объединение общероссийское.               
                                                                                
Второе. Никто не концентрирует внимание только на этой проблеме, мы в           
пределах наших возможностей занимаемся всем комплексом вопросов, которые        
связаны с обеспечением безопасности дорожного движения. Не далее как в          
пятницу будет рассматриваться большой блок законопроектов уже на другую тему,   
он связан с безопасностью и так далее. Но нельзя решить вопрос о                
безопасности, пока не будет обеспечено равенство граждан. Это важнейший         
конституционный принцип, и он действует на дорогах точно так же, как во всех    
остальных сферах. Именно поэтому мы настаиваем на решении данной проблемы. И    
не случайно, повторяю, президент, высшее должностное лицо, глава государства,   
обратился к этой теме, это означает, что общество это очень сильно волнует и    
что чаша терпения уже, очевидно, переполнена. Как говорил Иммануил Кант,        
самое страшное зло, которое больше всего волнует людей, - это                   
несправедливость, все остальные виды зла ничто по сравнению с ней. А здесь мы   
сталкиваемся с прямой социальной несправедливостью, и, пока мы её не            
устраним, о других мерах, которые бы обеспечили порядок на дорогах, говорить    
просто не приходится.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Петра Николаевича Рубежанского.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику. Если он не сможет ответить, тогда к               
полномочному представителю правительства.                                       
                                                                                
Машины с номерами серий ССС, МММ, АМО, ААА, АМР ездят, не имея никаких          
спецсигналов, нарушают сплошь и рядом правила дорожного движения, но их         
никогда не останавливают работники ГАИ. Скажите, пожалуйста, чьим приказом      
определены такие привилегии для номеров этих серий и кому они выдаются?         
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Никакого приказа по выделению специальных серий министерствам и   
ведомствам нет, определяют это и в Москве, и в регионах для какого-то           
ведомства, министерства, управления в целях упорядочения. Но это уже            
инициатива работников ГАИ, которые знают, что на машинах с номерами этой        
серии ездят сотрудники того или иного ведомства и, возможно, делают какое-то    
снисхождение, хотя это неправильно. Эти номера никакого преимущества перед      
другими участниками дорожного движения не должны давать и не дают.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пётр Николаевич, к сожалению, представителя               
правительства в ложе нет, некому ответить на ваш вопрос.                        
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, Алексей Михайлович.                                    
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть, один - Рыжков Владимир Александрович.         
Пожалуйста. С места.                                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Обычно против этого закона выдвигается два возражения. Первое возражение -      
это то, что он касается только москвичей, которые страдают в пробках, когда     
мимо них несутся колонны машин с мигалками. Но аргумент, что это маловажно,     
несостоятелен, потому что в Москве, я напоминаю, живёт официально десять с      
половиной миллионов человек плюс около восьми миллионов - Московская область,   
которая тоже от этого страдает. В сумме это каждый седьмой гражданин страны.    
Думать, что вопрос, касающийся, раздражающий ежедневно каждого седьмого         
гражданина страны, маловажный, я считаю ошибкой.                                
                                                                                
Второй аргумент - что регионов это не касается, тоже несостоятелен, потому      
что случаи аварий машин с мигалками зафиксированы уже в десятках регионов       
страны. Я напомню самый известный случай, который произошёл у меня на родине,   
в Алтайском крае, когда столкнулась машина губернатора (покойного) Михаила      
Сергеевича Евдокимова с "Тойотой" Олега Щербинского. Это вот был классический   
случай, когда машина с мигалкой неслась на огромной скорости, 170 километров    
в час примерно, как установило следствие, в результате чего погибли три         
человека. Так что это касается не только Москвы и Московской области.           
                                                                                
Дальше, что касается существа дела. На самом деле практика, которую...          
                                                                                
Да, ещё третье возражение - зачем нам принимать закон, когда президент уже и    
так своим указом сократил число чиновничьих машин с мигалками с семи с          
половиной тысяч до одной тысячи. Это тоже несостоятельный аргумент, потому      
что тысяча - это запредельное число. Нет ни одной страны в мире, я это          
утверждаю, где столько должностных лиц пользуются привилегиями на дорогах. На   
самом деле ни в Африке, ни в Латинской Америке, ни в Юго-Восточной Азии         
никому в голову не придёт наделять столь большое число чиновников               
привилегиями на дорогах. Эта практика - тысяча мигалок - позорит нашу страну,   
показывает нашу нецивилизованность, нашу несовременность, показывает, что мы    
не являемся современным европейским демократическим государством, потому что    
это ставит в разные правовые условия чиновников и обычных                       
граждан-автолюбителей. Приведу один пример. Вот в бывшей советской              
республике, в Литовской Республике, близкой к нам, граничащей с нами, - две     
мигалки на всю Литву: у президента страны Адамкуса и у спикера парламента       
Паулаускаса, и всё. А у нас тысяча.                                             
                                                                                
Вот скажите мне, уважаемый содокладчик от комитета: как может рядовой           
сотрудник ГАИ на трассе определить, имеет водитель и должностное лицо право     
на мигалку или нет, если их тысяча? Он что, должен носить с собой справочник    
"Жёлтые страницы" и листать потом эти "Жёлтые страницы", чтобы определить?      
Невозможно отследить тысячу мигалок, это просто физически невозможно. И я       
уверен, что уже сейчас началась практика размножения мигалок путём деления,     
так сказать. Вы знаете, недавно, пару лет назад, была раскрыта преступная       
группа, в которой участвовали Управление делами президента и                    
правоохранительные органы, которые продавали пакеты документов поддельных,      
дающих право на использование спецсигналов, коммерческим структурам. Где        
гарантия, что это не повторится? И вообще это позор! Вы знаете, были            
зафиксированы случаи - и об этом были публикации в прессе, - когда из-за        
перекрытия главных улиц Москвы, в том числе Рублёвки, гибли люди в              
многочасовых пробках, особенно летом, когда была жара. И эти случаи известны.   
Это позор! Вместо того чтобы развивать дорожное строительство, строить          
дорожные развязки, вместо того чтобы решать проблему пробок, мы сохраняем       
высшему слою чиновничества возможность ехать по встречной, нарушая все          
мыслимые и немыслимые правила, ставя под удар жизнь и безопасность людей и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Поэтому мы, большинство независимых депутатов, будем голосовать и за вариант    
Виктора Валерьевича Похмелкина, и за наш вариант, потому что это рейтинговое    
голосование. Мы считаем, что с этой позорной практикой пора заканчивать. Мы     
считаем, что нужно стимулировать высших должностных лиц страны заниматься       
решением проблемы пробок, а не объезжать пробки на своих бронированных          
автомобилях, плюя на миллионы людей, которые стоят вдоль этих дорог.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я предлагаю продлить время до окончания рассмотрения этих вопросов.    
Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Продолжаем нашу работу.                                                         
                                                                                
Макаров Андрей Михайлович по карточке Залиханова.                               
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.                                       
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, в Африке нет мигалок потому, что верблюды и   
слоны, на которых там ездят, не могут быть подключены к электрическим           
розеткам.                                                                       
                                                                                
Что касается темы мигалок, создаётся ощущение, что за отсутствием иных тем мы   
наконец-то нашли одну, о которой можно говорить бесконечно. Поэтому, строго     
говоря, всё моё выступление я хотел бы свести ровно к одному вопросу: а         
поработать просто так не пробовали?                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все желающие выступили. Требуется ли   
заключительное слово докладчикам? Виктор Валерьевич Похмелкин. С места.         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Если бы     
не выступление Андрея Михайловича Макарова, я бы не просил заключительного      
слова, но вот после этой филиппики...                                           
                                                                                
Андрей Михайлович, уж вам-то очень хорошо известно, как я четыре созыва         
работал в Государственной Думе, и, честно говоря, не корректен ваш аргумент.    
                                                                                
А вопрос-то простой: вы за то, чтобы мигалки были только на машинах             
правоохранительных служб, или нет? Выскажитесь раз и навсегда - и тема будет    
снята.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Зубов Валерий Михайлович - заключительное слово.                              
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я надеялся, что комитет всё-таки более точно выскажется и что уж    
по крайней мере адвокат Макаров, когда в конце взял слово, выскажется по        
принципиальному юридическому вопросу: а что делать с 55-й статьёй               
Конституции, которая единственная позволяет ограничивать наши права и делить    
нас на разные категории?                                                        
                                                                                
Теперь второе. Вот коллега Апарина правильно поставила вопрос: полтора года.    
Да, действительно, не стоит полтора года такой закон. Его надо было принять     
полтора года назад - это же совершенно очевидно! И переходить к следующему, к   
следующему и к следующему.                                                      
                                                                                
Теперь самое последнее. Опять, извини, Андрей Макаров, затронул ты одну вещь.   
Ну почему же?! Целый ряд законов подготовлен, помимо этого, другими             
депутатами. Например, полтора года держится закон по образовательным            
кредитам. Четвёртый раз вносим закон по государственному регулированию          
тарифов на услуги естественных монополий. Шесть месяцев продержал бюджетный     
комитет поправку, которую мы сами спровоцировали, приняв закон о том, что       
теперь тарифы на коммунальные услуги будут утверждаться на федеральном          
уровне, и лишили регионы 110 миллиардов рублей, и на предыдущем заседании       
сказали, что, дескать, считаем, что уже как бы прошло время. Шесть месяцев      
держали, хотя могли бы принять!                                                 
                                                                                
Поэтому вы, коллега Макаров, и такие, как вы, создаёте, к сожалению,            
ситуацию, при которой... Вопросы минутные, дневные, недельные надо решать и     
переходить к другим, к следующим, которые действительно достойны обсуждения и   
решения, а попрекать тем, что мы не работаем... Работаем и делаем эти законы!   
А вы создаёте ситуацию, при которой всё как бы зацикливается на одном законе.   
                                                                                
Вот самая убедительная аргументация того, что этот законопроект всё-таки надо   
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И от комитета есть желание высказаться у депутата Розувана? Нет.                
                                                                                
По ведению - депутат Нахушев Заурби Ахмедович.                                  
                                                                                
НАХУШЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Любовь Константиновна, депутаты Барзыкин, Васильев, Галушкин, Жидких,           
Кармазина, Кармеев и я, Нахушев, проголосовали по вопросу 6 против, но          
почему-то стоит "плюс".                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно почему: потому что не голосовали.                 
                                                                                
НАХУШЕВ З. А. Потому что нажали "против"!                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента по      
данному законопроекту? Нет. Коллеги, на голосование ставится законопроект под   
пунктом 11.1, доложенный депутатом Похмелкиным. Кто за принятие данного         
законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)         
                                                                                
Сейчас на голосование ставится законопроект под пунктом 11.2. Доклад по         
данному законопроекту делал Валерий Михайлович Зубов. Кто за принятие данного   
законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)         
                                                                                
Фракция ЛДПР вернулась? Какая честь!                                            
                                                                                
Прошу показать результаты голосования по пункту 11.1.                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
                                                                                
Сто тридцать три.                                                               
                                                                                
По пункту 11.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              138 чел.30,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    138 чел.                                          
Не голосовало                 312 чел.69,3%                                     
                                                                                
Сто тридцать восемь.                                                            
                                                                                
Повторно на голосование ставится законопроект под пунктом 11.2. Кто за          
принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать.                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              138 чел.30,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    138 чел.                                          
Не голосовало                 312 чел.69,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.